Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

5) учетом машинных носителей персональных данных;

6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

3. Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает:

1) уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных;

2) требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;

3) требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

4. Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.

5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

6. Наряду с угрозами безопасности персональных данных, определенных в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с частью 5 настоящей статьи, ассоциации, союзы и иные объединения операторов своими решениями вправе определить дополнительные угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности членами таких ассоциаций, союзов и иных объединений операторов, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

7. Проекты нормативных правовых актов, указанных в части 5 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Проекты решений, указанных в части 6 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, об отказе в согласовании проектов решений, указанных в части 6 настоящей статьи, должно быть мотивированным.

8. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, решением Правительства Российской Федерации с учетом значимости и содержания обрабатываемых персональных данных могут быть наделены полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при их обработке в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности и не являющихся государственными информационными системами персональных данных, без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

10. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.

11. Для целей настоящей статьи под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных. Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

Персональные данные работника - тема сейчас особо актуальная. Чтобы не оштрафовали ГИТ и Роскомнадзор, читайте о том, как правильно обрабатывать персданные, как их хранить и как защитить. Скачайте готовые образцы всех необходимых документов

Из этой статьи вы узнаете:

Персональные данные работника: что к ним относится

Для начала нужно четко определить, что относится к персональным данным (ПДн). Они имеются в ведении каждой компании, и их можно условно разделить на два вида:

  1. Документы, которые служащий предоставил сам при трудоустройстве (ст.65 ТК РФ).
  2. Документы, образовавшиеся в процессе работы (приказы, личная карточка, бухгалтерские бумаги по оплате труда).

Все эти данные конфиденциальны и нуждаются в защите.

Законодательно установлены такие категории персональных данных:

Письмо Роскомнадзора от 14.12.2012 г. определяет еще ряд случаев, например, при обработке:

  • ПДн родных служащего, зафиксированных в его досье (при праве на алименты, на соцвыплаты и допуске к государственной тайне);
  • медицинской информации, связанной с возможностью выполнения трудовой функции;
  • ПДн, требующихся для пропуска;
  • размещении ПДн персонала в интернете.

Защита персональных данных в организации: пошаговая инструкция

Шаг 1. Разработать и утвердить Положение о защите персональных данных.

Шаг 2. Оформить лист ознакомления с Положением, в котором каждый служащий расписывается после знакомства с документом с проставлением даты.

Шаг 3. Разработать и утвердить Инструкцию для ответственного (можно оформить приложением к Положению).

Уведомлять Роскомнадзор о начале сбора ПДн сотрудников не нужно, поскольку он ведется в рамках трудовых отношений.

Шаг 4. Издать приказ об организации обработки ПДн на предприятии.

Шаг 5. Составить и утвердить Перечень персональных данных, обрабатываемых в организации.

Шаг 6. Приказом назначить ответственного за обработку ПДн .

Шаг 7. Издать приказ об установлении списка лиц, обладающих доступом к личным сведениям о персонале.

Шаг 8. Взять от каждого сотрудника его письменное согласие на обработку личной информации.

Шаг 9. Обеспечить надежное хранение бумажных документов в спецшкафах либо сейфах.

Шаг 10. При хранении сведений в базе данных предварительно следует составить акт ее классификации и определения уровня ее защищенности.

Комплект документов по защите персональных данных

Разработка пакета документов по защите персональных данных в 2018 потребуется для любого их оператора. Причем ФЗ №152 не оговаривает перечень документов и не предлагает их форм, а посему каждая компания вправе самостоятельно определить состав пакета. Все материалы по защите ПДн на предприятии можно разбить на три подвида:

1. Организационные:

  • положение о защите ПДн;
  • должностные инструкции;
  • приказы (о назначении ответственных и имеющих доступ и т.д.)

2. Технологические (инструкции).

3. Методические (правила работы с ПДн).

Срок хранения персональных данных

ПДн собраны в досье служащего, а срок его хранения определен в 75 лет. Исключение составляют данные руководителей, работников, имеющих звания (премии, награды, ученые степени) – их следует хранить постоянно.

Всем доброго времени суток! В этой статье я хотел бы еще раз поднять тему защиты персональных данных (далее будем обзывать их - ПДн), а также тему защиты от регуляторов. Пик дебатов на тему защиты ПДн давно прошел. Приходились эти пики как правило на приближение очередного «самого последнего срока» ввода 152-ФЗ в полную силу. В итоге «самый последний срок» наступил, активные дебаты стихли, но закон «О персональных данных» живет, регуляторы устраивают проверки и наказывают нарушителей. Поэтому тема будет еще долго актуальна.

Сразу оговорюсь, что в этой статье в основном будет информация организационного характера, нежели техническая. «А зачем такая информация нужна нам?» - спросит читатель хабра. Объясняю: так уж получилось, что начальники как крупных, так и не очень организаций не любят выстраивать длинные логические цепочки и вникать в суть вопроса, который лежит далеко от их компетенции. Поэтому при возникновении необходимости обеспечения защиты персональных данных строится вполне логичная по их мнению взаимосвязь: «Защита персональных данных» -> «Защита информации» -> «Информационные технологии» -> «Взвалить вопрос защиты ПДн на IT-шников». И пофигу, что в этом вопросе львиную долю можно поручить юристам и кадровикам, но как говорится в бородатом анекдоте: «кому не нравится грузить люминь, пойдет грузить чугуний».

Типичный пример разглашения ПДн специальной категории (сведения об интимной жизни)

Итак, почему здесь я все-таки не буду рассматривать техническую защиту персональных данных.

Причин несколько:

  • Этой информации итак много в интернетах и она более-менее однозначная.
  • Эта тема довольно емкая и заслуживает отдельной статьи, в этом опусе я все же хочу коснуться именно организационных моментов.
  • Организационные моменты проверяет Роскомнадзор, а технические – ФСТЭК. ФСТЭК проверяет гораздо меньше по защите персональных данных, хотя бы потому, что управление Роскомнадзора есть в каждом регионе, а управление ФСТЭК – одно на Федеральный округ.
  • В связи с отменой Постановления правительства № 781, регламентирующего техническую защиту персональных данных, и его заменой на ПП № 1119, нормативные документы ФСТЭК России и ФСБ России оказались в «подвешенном» состоянии. Ими по идее нельзя пользоваться, так как они были изданы во исполнение отмененного постановления № 781, но с другой стороны документы ФСТЭК России должен отменять сам ФСТЭК России. Поэтому техническую защиту ПДн лучше рассматривать предметно после выхода новой документации от регуляторов.
  • IT-шникам все же гораздо ближе техническая защита ПДн и им проще в этом разобраться, а вот когда начальство взваливает «бумажную» работу, многим может понадобиться помощь и разъяснения.

Немного о себе

Я посчитал нужным сначала немного рассказать о себе для того, чтобы читателю стало понятно, что все, написанное ниже, основано на личном опыте организации защиты персональных данных в различных организациях, а не является квинтэссенцией различных форумных дебатов в интернетах (там «специалисты» иногда такого напишут, что волосы дыбом встают, и не только на голове).

Я являюсь начальником отдела одной из компаний на Дальнем Востоке, занимающихся аутсорсингом предприятий в сфере информационной безопасности. Безусловно, защита персональных данных – одна из наиболее востребованных наших услуг. Работаю я в этом направлении с 2008 года. Среди клиентов есть как небольшие организации, так и достаточно крупные государственные (департаменты, аппараты правительства, законодательные собрания и тд), так и коммерческие (операторы сотовой связи, интернет-провайдеры, частные медицинские клиники).

У некоторых клиентов проходили проверки Роскомнадзора на предмет выполнения требований законодательства в сфере защиты ПДн и пока что результат – 100% успешных проверок. Также у меня есть личный опыт представления интересов организации в ходе подобной проверки.

Итак, вас назначили ответственным за организацию обработки ПДн, да к тому же вы узнали, что внесены в план проверок Роскомназдора на грядущий год. С чего начать?

И вот, это случилось: начальник, не особо заморачиваясь подписал приказ в котором сказано «Системному администратору ООО «Рога и копыта» Иванову И. И. сделать так, чтобы защита персональных данных в нашей опупенной организации была по фен-шую». Что делать в первую очередь?

В первую очередь нужно выяснить, есть ли в реестре операторов персональных данных ваша организация. Для этого в поиске достаточно вбить ИНН компании. Если такого уведомления нет, то нужно его подать (но нужно учесть, что если уведомление не было подано ранее – это уже повод для регулятора оштрафовать вашу организацию).

Если уведомление все-таки присутствует, нужно уточнить его содержание. Часто бывает так, что уведомление заполнялось каким-нибудь Васей Пупкиным из отдела кадров от балды в далеком 2007 году, которого к тому же давным давно уволили. В этом случае вполне естественно, что содержание многих полей не соответствует действительности. В то же время практика карательных мер как раз говорит о том, что большинство предписаний выносится Роскомнадзором именно в связи с несоответствием уведомления тому, что происходит в организации на самом деле. Например, в графе «Категории обрабатываемых персональных данных» указано «ФИО, паспортные данные, адрес места жительства, номер телефона», а вы обрабатываете еще и сведения о здоровье.

Для внесения изменений в уведомление на портале персональных данных также существует специальная форма . Тут надо помнить, что изменения не будут учтены, если вы вслед не отправите бумажное письмо в свое территориальное управление Роскомнадзора. Это же касается и первоначального уведомления.

Хорошо, с уведомлением разобрались, что потом?

Потом вам нужно издать и утвердить в своей организации кучу документов (инструкции, положения, приказы, журналы и тд). Здесь нужно помнить, что документы должны регламентировать не только автоматизированную обработку но и «аналоговую» тоже.

Перечня документов как такового не существует, есть лишь перечень аспектов, которые вы должны описать в них.
Первым делом нужно назначить ответственного за организацию обработки персональных данных (это лицо теперь требуется указывать в уведомлении оператора). Этот человек у нас будет отвечать в основном за «бумажные» вопросы. Также требуется назначить администратора безопасности персональных данных. Он будет отвечать уже за техническую сторону вопроса. И того и другого можно назначить одним приказом. Тут сразу хочу заметить, что все формулировки настоятельно рекомендуется согласовывать с текстом законодательства, так как проверяющие очень часто к ним придираются. Например, если вы ответственного за организацию обработки ПДн назовете просто ответственным за обработку ПДн, то с вероятностью 99.9% регулятор в процессе проверки попросит внести изменения в документ.

Далее, многие об этом забывают, но Роскомнадзор требует: во всех кабинетах, в которых обрабатываются ПДн на бумаге должны быть определены места хранения (сейф, шкаф, стеллаж) и ответственные за сохранность конфиденциальности ПДн в этом кабинете. Проще говоря, издаем приказ, в котором пишем «В кабинете № 1 утвердить местом хранения сейф, ответственным назначить такого-то такого-то».
Далее, вы должны назначить комиссию по классификации и комиссию по уничтожению ПДн. В эти комиссии должны входить: председатель комиссии и, как минимум, два члена комиссии. Обе комиссии по своему составу могут быть на 100% идентичными.

Далее, необходимо определиться с лицами, допущенными к обработке персональных данных. Это сотрудники, которые работают с ПДн как работников организации, так и клиентов, абонентов и других категорий субъектов. Причем в документе должно быть указано какой работник к каким данным имеет доступ, обрабатывает он эти данные с помощью средств автоматизации или нет, а в случае с автоматизированной обработкой еще и его роль в системе (пользователь, администратор и тд). Тут следует заметить, что каждый сотрудник, допущенный к обработке персональных данных должен подписать соглашение о неразглашении ПДн.

Следующим шагом нужно определить категории персональных данных, которые у нас подлежат защите. Это делается также отдельным приказом. Здесь есть тоже такой момент, о котором многие забывают, но Роскомнадзор при проверках спрашивает – персональные данные являются частным случаем сведений конфиденциального характера, поэтому отдельным приказом должен быть утвержден также и такой перечень. Что может относиться к сведениям конфиденциального характера, определено указом президента РФ № 188 от 6 марта 1997 г. Просто переписываем пункты, относящиеся к вашей организации в свой приказ и готово.

Наконец, вы должны утвердить в организации основной документ, регламентирующий защиту ПДн. Обычно такой документ называют «Положение об обработке и защите персональных данных». Здесь вы описываете основные понятия из законодательства, цели и законные основания обработки ПДн, права и обязанности оператора, права и обязанности субъекта ПДн.

Также придется разработать ряд журналов, вы должны показать Роскомнадзору, что вы проводите регулярную (а не только одноразовую) деятельность по защите ПДн. В этом вам помогут, например «Журнал проведения инструктажа по информационной безопасности» и «Журнал учета мероприятий по контролю обеспечения защиты персональных данных». Обязательно (Роскомнадзор обязательно спросит) должен быть журнал учета обращений граждан-субъектов персональных данных о выполнении их законных прав. Также не забудьте перед проверкой обзавестись журналом учета проверок юридических лиц контролирующими органами.

Подводя итог по внедрению организационной документации по защите ПДн в вашей организации, еще раз повторюсь, строгого перечня документов нет. Вы можете создать один большой документ под названием «Политика в отношении защиты персональных данных», в котором опишите все, что я выше перечислил, а можете разбить на множество мелких документов. Можете издать несколько разных приказов, а можете назначить всех ответственных, определить лиц, допущенных к обработке ПДн и тд одним единственным распоряжением.

Но, все-таки, для примера приведу стандартный перечень документов, который обычно мы внедряем у своих клиентов:

  • перечень сведений конфиденциального характера;
  • инструкция администратора информационной безопасности;
  • приказ о назначении лиц, ответственных за организацию обработки персональных данных и перечне мер по защите персональных данных;
  • перечень персональных данных, подлежащих защите;
  • приказ об утверждении мест хранения персональных данных;
  • инструкция пользователей информационной системы персональных данных;
  • приказ о назначении комиссии по уничтожению персональных данных;
  • порядок резервирования и восстановления работоспособности технических средств и программного обеспечения, баз данных и средств защиты информации;
  • план внутренних проверок режима защиты персональных данных;
  • приказ о вводе в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • журнал учета носителей информации информационной системы персональных данных;
  • журнал учета мероприятий по контролю обеспечения защиты персональных данных;
  • журнал учета обращений граждан-субъектов персональных данных о выполнении их законных прав;
  • правила обработки персональных данных без использования средств автоматизации;
  • положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным;
  • акт классификации информационной системы персональных данных;
  • инструкция по проведения антивирусного контроля в информационной системе персональных данных;
  • инструкция по организации парольной защиты;
  • журнал периодического тестирования средств защиты информации;
  • форма акта уничтожения документов, содержащих персональные данные;
  • соглашение о неразглашении персональных данных;
  • журнал учета средств защиты информации;
  • журнал проведения инструктажа по информационной безопасности;
  • инструкция пользователю по обеспечению безопасности при возникновении внештатных ситуаций;
  • приказ о перечне лиц, допущенных к обработке персональных данных;
  • положение об обработке и защите персональных данных;
  • план мероприятий по обеспечению безопасности персональных данных;
  • модель угроз безопасности в информационной системе персональных данных.

Вот, примерно так, опять же, список может быть гораздо шире или гораздо уже, все зависит от того, что будет написано в каждом из документов, здесь важно именно содержание. Образцы всех документов достаточно легко нагуглить.

Многие наверное заметили, что в списке документов много таких, которые регламентируют автоматизированную обработку и защиту ПДн в информационных системах. Несмотря на то, что при проверке Роскомнадзор обращает больше внимания на документальное обеспечение защиты ПДн, нежели на техническое, все равно - чем больше документов вы предоставите по защите ПДн, тем больше плюсиков в карму со стороны регулятора вам упадет.

Завершая раздел про документы, отмечу еще несколько моментов, на которые нужно обратить внимание. Во-первых, ко всем вышеперечисленным документам должен идти лист ознакомления и все лица, которых касается этот документ (будь то инструкция или приказ) должны расписаться в том, что они с бумажкой ознакомлены. Во-вторых, в должностные инструкции всех лиц, допущенных к обработке персональных данных нужно вписать строку «При работе с персональными данными руководствоваться Положением об обработке и защите персональных данных». И, в-третьих, помимо внутренних документов, необходимо разработать один публичный. Обычно его обзывают как «Политика в отношении обработки персональных данных». Такой документ должен вывешиваться на веб-сайте оператора ПДн, либо, если веб-сайта нет, на информационной доске в офисе или находиться в другом общедоступном месте. Примеров политики также можно нагуглить великое множество.

Аттестация

Несмотря на то, что этот момент больше относится к технической защите (ведь аттестация производится, когда наша информационная система полностью заряжена средствами защиты информации), все же хотел здесь пару слов сказать и о ней. Мне просто очень часто приходится слышать от очередных клиентов, что им промыли мозги о том, что аттестация информационных систем персональных данных является обязательной. Запомните раз и навсегда – это все ЧУШЬ! В положении об аттестации объектов информатизации черным по белому написано, что обязательной аттестации подлежат только объекты, содержащие государственную тайну и экологически опасные объекты. Поэтому весь этот бред об обязательной аттестации ИСПДн – просто происки недобросовестных интеграторов, желающих лишний раз скосить бабла с доверчивого клиента.

Аттестация ИСПДн может быть обязательной только в том случае, если ваша организация находится в подчинении вышестоящего органа, и эта самая верхушка спустила вам указание аттестовывать все свои ИСПДн.

Хотя, аттестацию может возжелать и сам начальник организации, ведь аттестат соответствия однозначно подтверждает, что ваши информационные системы полностью соответствуют законодательству как в плане документального обеспечения, так и в плане технической защиты. В этом случае нужно помнить, что одним из условий действительности аттестата является неизменность условий эксплуатации ИСПДн. То есть грубо говоря вы не можете поменять монитор на рабочем месте или установить дополнительное ПО без согласования с органом по аттестации, а это влечет за собой дополнительные затраты. Также стоит помнить, что аттестат соответствия может выдаваться максимум на три года, а потом – все по новой.
Возвращаясь к нашей основной теме – подготовке к проверке Роскомназдора, хочу сказать, что за все пять лет работы в данной сфере, проверяющие никогда не требовали Аттестат соответствия.

Вместо заключения

Букв получилось довольно много и, я думаю, пора закругляться, тем более, что выполнив описанные выше меры, можно сказать, что вы практически готовы к проверке Роскомнадзора. Но все же еще раз постараюсь коротко сформулировать основные этапы, выполнение которых поможет вам с большой долей вероятности получить положительное заключение по итогам проверки и некоторые другие, не вошедшие в статью, моменты:

  • Уведомление оператора. Необходимо проверить наличие уведомления, а также правдивость сведений изложенных в нем.
  • Роскомнадзор не будет проверять ваши информационные системы персональных данных, эти функции возложены на ФСТЭК России и ФСБ России (в случае использования средств шифрования), поэтому сосредоточьтесь на документальном обеспечении, информировании своих сотрудников.
  • Думаю не стоит лишний раз говорить о том, что если к вам пришла проверка Роскомнадзора, а в отделе кадров у кого-нибудь на столе будет лежать без присмотра пачка ксерокопий чьих-то паспортов, то это будет эпик фейл.
  • Если после всего прочитанного и после всех проведенных мероприятий у вас еще остаются вопросы, не поленитесь (а уж тем более не бойтесь и не стесняйтесь) позвонить в региональное управление Роскомнадзора. Задайте интересующие вас вопросы. Как правило, дозвониться туда легко (в сравнении со многими другими госорганами) и работники РКН идут на встречу, и разъясняют свое видение некоторых спорных вопросов. В некоторых случаях такой звонок даже жизненно необходим, так как наше законодательство часто можно трактовать двояко и даже бывает такое, что у одного и того же сотрудника РКН сегодня одна точка зрения на какую-либо проблему, а завтра – другая.
  • Со всех субъектов лучше собирать согласие на обработку ПДн. Да, в законе есть перечень случаев, когда согласие не требуется, например, когда оператор и субъект являются сторонами договорных отношений. НО, здесь же нужно помнить, что обработка биометрических и специальных категорий ПДн, а также передача ПДн третьим лицам осуществляются ТОЛЬКО с согласия субъекта. В любом случае, предоставление согласия на обработку ПДн снимает с вас множество различных неприятных вопросов. И если есть возможность эти согласия собрать, лучше это сделать. Здесь, кстати, как и с уведомлением нужно помнить о том, что сведения, указанные в согласии должны совпадать с тем, что и как вы обрабатываете на самом деле.
  • В начале проверки покажите регуляторам, что вы всячески готовы сотрудничать и исправлять выявленные недостатки в ходе самой проверки. Идеально подготовиться невозможно, в любом случае будут какие-либо замечания. Это не страшно, их можно устранить в процессе проверки, которая длится как правило 20 дней. Если замечания будут устранены, на содержании итогового протокола это негативно никак не скажется.

На этом, наверное, и закончу. Как видно не так страшны проверки РКН, как могут показаться на первый взгляд. Если у читателей есть какие-либо вопросы или предложения по следующим статьям на тему ПДн, постараюсь на все ответить и все учесть.

UPD: Актуальная информация в свежей статье.

Исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

1.1. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обеспечивает, организует и осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных). Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся операторами, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных иными лицами, являющимися операторами, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.

3. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

1) запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;

2) осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;

3) требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;

3.1) ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в порядке , установленном законодательством Российской Федерации;

4) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;

5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1) направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, применительно к сфере их деятельности, сведения, указанные в пункте 7 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона;

6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

7) направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;

8) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных;

9) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

4. В отношении персональных данных, ставших известными уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в ходе осуществления им своей деятельности, должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.

5. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан:

1) организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и других федеральных законов защиту прав субъектов персональных данных;

2) рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений;

4) осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных;

5) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных;

Требования к защите персональных данных регулируются законами:

  • 149 ("Об информации "),
  • 249 ("О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ").
  • Ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности » - Согласно ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» к банковской тайне относится информация об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов. По российскому законодательству кредитная организация гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

С 1 сентября 2015 года в России вступило в силу положение, обозначенное законом ФЗ-242 , которое обязывает операторов персональных данных обрабатывать и хранить персональные данные россиян с использованием баз данных, размещенных на территории РФ. В связи с тем, что отдельные термины и формулировки, использованные в данном положении, допускают различные толкования, Минкомсвязи подготовило разъяснения к нему. Перечень разъяснений доступен по ссылке .

Исследования

2018: 24% утечек конфиденциальной информации из государственных и коммерческих компаний сопряжены с мошенническими действиями

2017: Клиентские базы страховых компаний доступны на теневом рынке

Согласно результатам исследования аналитического центра «МФИ Софт » за сентябрь 2017 года, уже 5,6 млн записей данных клиентов страховых компаний обнаружены на черном рынке, их можно приобрести на открытых пиратских форумах. Актуальность данных самая свежая - 2016-2017 годы. При этом две трети всех предложений касаются автострахования - вероятно, клиенты КАСКО/ОСАГО ценятся в первую очередь конкурирующими страховыми компаниями. Вместе с этим, предложения баз автостраховок обновляются быстрее всех - некоторые продавцы предлагают обновление на ежемесячной основе.

Стоимость баз данных

Базы страховых компаний - одни из самых дорогих и востребованных на рынке информации. На «черном рынке» представлены базы данных разных объемов - от нескольких сотен клиентов до десятков и сотен тысяч. Стоимость одного контакта в небольшой, но актуальной базе может достигать 10 рублей, в то время как в крупных базах она падает до 0,001 рублей. Купить такую базу может каждый по цене от 250 до 40 тыс. рублей. На стоимость влияют такие параметры как количество контактов, актуальность и полнота данных. Наиболее часто встречающийся ценник - 3500 руб, с размером базы до 60 тыс. записей, указали в «МФИ Софт».

Географический охват

Чуть менее половины предложений о продаже составляют базы страховых компаний Московской области (41% от исследованных предложений). Базы Ленинградской области - на втором месте (21%). Порядка 26% баз охватывают всю Россию . Предложения баз данных, охватывающих только один нестоличный город или регион, встречаются в единичных случаях (12%). В 59% случаев базы содержат полные данные о клиентах, включающие не только персональную информацию, но и данные об автомобиле, историю страховых сделок, копии документов.

Риски для клиентов и компаний

По оценкам «МФИ Софт», риск для пользователя услуг страховой компании в случае утечки варьируется от получения спама до крупного мошенничества с собственностью, так как данные могут представлять интерес для криминальных структур. Для самих страховых компаний кроме прямой потери клиентов крупные утечки чреваты потерей репутации и санкциями со стороны регуляторов по факту нарушения закона 152-ФЗ «О персональных данных». Такие прецеденты в отрасли уже были зафиксированы в 2012 году.

Источники утечек

Как выяснили исследователи, информация о клиентах страховых компаний утекает не на этапе сбора, а из информационных систем. Состав базы данных часто указывает на источник утечки, в некоторых случаях может указывать даже на отдел внутри компании (при понимании, на каком бизнес-процессе запись обогащается теми или иными данным), однако установить владельца самой информационной системы достаточно затруднительно. Так как данные могут поступать как непосредственно от страховых компаний, так и из других информационных систем - ГИБДД , единая база РСА и т.д.

Основным поставщиками данных внутри компаний являются страховые агенты, также встречаются утечки, спровоцированные системными администраторами. Нередко встречается на торговых площадках предложение об аренде удалённого доступа в ИС страховых компаний (например, партнёрские порталы), через которые можно делать выгрузки по клиентам.

Высокий спрос на страховые базы данных на черном рынке формирует все новые и все более актуальные предложения со стороны инсайдеров, которые нередко работают на заказ.

Для сохранности данных и предотвращения утечек аналитики «МФИ Софт» рекомендуют страховым компаниям более тщательно контролировать легитимность доступа к своим базам данных внутри организации, обращать внимание на массовые выгрузки из систем хранения информации и на аномальные действия привилегированных пользователей, а также контролировать уязвимости используемых СУБД .

2016: Персональные данные миллионов россиян уже на "черном" рынке

По результатам исследования «Черный рынок баз данных » аналитического центра «МФИ Софт » за ноябрь 2016 года, объем рынка нелегальных баз данных в России - больше 30 млн рублей, если перевести на количество записей частных лиц – получается больше 1,2 млрд. Всего за несколько часов поиска в интернете можно найти базы данных клиентов крупных банков, страховых компаний и онлайн-казино.

Как оказалось, на пиратских форумах и порталах особенно распространены данные клиентов финансовых организаций – 34%, а также заказчиков крупных интернет-магазинов – 19%, брокеров -18% и операторов связи – 6%.

В рамках исследования были обнаружены базы клиентов 18 крупных российских банков - среди них есть представители ТОП-10 крупнейших российских банков, а также базы популярных микрофинансовых организаций. К таким базам высокий уровень интереса у различного рода мошенников, в том случае, если база обогащена информацией по счетам. Почти каждая десятая запись (8% обнаруженных данных) в украденной базе может с высокой вероятностью повлечь за собой тяжелые негативные последствия - например, использоваться для подделки кредитных договоров, махинаций с недвижимостью, банковским мошенничеством или более тяжелым последствиям. Еще один вариант развития событий - оформление кредитов на паспортные данные пользователей банковских услуг и перепродажа базы коллекторам. В продаваемой базе можно найти полные контактные данные лица, с его паспортными данными, текущим местом проживания, выпиской по банковским счетам и перечислением имущества, информацией о налогах и штрафах.

Сколько стоят персональные данные на черном рынке?

В последние годы стоимость персональных данных сильно обесценилась. Как показало исследование 134 баз данных, находящихся в свободной продаже на черном рынке, средняя стоимость одного контакта для баз рассылок составляет 2 копейки. Наибольшей ценностью обладают базы страховых компаний – цена записи достигает 10 рублей при средней цене в 2,73 рубля, данные клиентов банков оцениваются в среднем по 0,28 рубля за запись. По сути, каждый пользователь интернета может купить такую базу, одни из праздного любопытства, другие - для наживы.

Что содержится в серых базах данных и чем это грозит?

Базы данных могут содержать не только имена и контакты пользователей услуг, но и все документы, от паспортных данных и водительского удостоверения до номеров банковских карт и счетов с указанием сумм депозитов. Есть даже базы по направлениям деятельности, например, базы руководителей служб безопасности, базы директоров по регионам и другие не менее интересные варианты.

В лучшем случае такие базы покупают для спам -рассылок и обзвона с предложениями услуг. Чуть менее часто базы данных на черном рынке скупают мошенники в целях совершения финансовых махинаций. По паспортным данным с помощью социальной инженерии можно получить доступ к карточным счетам пользователя и выводить с них средства, а также шантажировать владельцев этих данных или оформить на них кредит в микрофинансовой организации.

Источники утечки баз данных

В ответе за утечку данных пользователей – владельцы баз, так как это прямое нарушение ФЗ-152 «О персональных данных ». Но часто они сами даже не подозревают, что их базы были украдены, и узнают об этом только после громких инцидентов. Согласно выборке «МФИ Софт», базы данных попадают на черный рынок четырьмя путями: злонамеренный инсайд – 78%, взлом – 2%, недобросовестность (целенаправленное распространение данных клиентов на коммерческой основе) – 13%, парсинг (сбор и структурирование данных из открытых источников) – 7%. Из чего следует – что главная проблема российских компаний – это утечка баз данных через сотрудников.

phonenumber.to: 137,090,136 скомпрометированных учетных записей в базе

Как обеспечить безопасность?

Организациям, осуществляющим обработку персональных данных для того, чтобы избежать нарушений, необходимо провести ряд мероприятий, которые включают в себя следующие работы:

  • направление уведомления об обработке персональных данных в контролирующий орган, Роскомнадзор ;
  • разработка формы и получение согласия каждого субъекта на обработку его персональных данных (согласие должно содержать собственноручную подпись субъекта (либо его цифровую подпись));
  • документально описание информационных систем обработки персональных данных (назначение, состав данных, правовые основания для их обработки), а также обозначение круга лиц, работающих с персональными данными и имеющими к ним доступ;
  • разработка ряда нормативных документов, описывающих модели угроз и средства защиты от них персональных данных;
  • обеспечение защиты персональных данных техническими (программными, аппаратными) и организационными методами;
  • прохождение необходимых проверок для подтверждения соответствия систем защиты персональных данных требованиям законодательства.

Для успешного проведения данных работ необходимо, во-первых, назначить сотрудника, ответственного за вопросы защиты персональных данных, во-вторых, для всех ресурсов и подсистем, содержащих персональные данные, определить их статус, и, наконец, определить способы и сроки обработки данных, а также сроки хранения».

В первую очередь, самый действенный и не затратный подход к хранению персональных данных - это хранение их в обезличенной форме. Необходимо максимально обобщать, обезличивать информацию, отказываться от избыточной - таким образом можно просто не бояться умышленной или случайной утечки информации - она не будет представлять практически никакой ценности для злоумышленников. Кстати, законодательство Соединенных Штатов, рекомендует для обеспечения безопасности персональных данных именно такой подход. Конечно, это палка о двух концах. Такой подход, несомненно, снижает потребность в защите данных, однако значительно затрудняет возможность их обработки.

Операторы персональных данных сейчас в большинстве своем отказались от работ по обеспечению информационной безопасности. Закон будет меняться, в этом есть необходимость и об этом есть свидетельства, так что вкладывать средства в реализацию формальных требований безотносительно их важности довольно расточительно.

В неоднозначной ситуации находятся и компании, занимающиеся производством продуктов для защиты персональных данных. В поисках решений, которые позволят, с одной стороны, удовлетворить регуляторов, с другой - заказчиков, и, наконец, не остаться в проигрыше, они приходят к тому, что перестройка устоявшейся модели системы защиты персональных данных неизбежна.

При этом четко прослеживается разница между компаниями-лидерами в своей области и фирмами-подголосками. Последние, в большинстве своем, быстро переориентировались на соответствие требованиям закона. Спектр предлагаемых ими услуг расширился такими предложениями, как помощь в получении лицензии, проведение обследования и классификации информационной системы, консультационная поддержка. Нашлись умельцы и по способам обхождения закона - широко разошлась статья под названием "Пять сравнительно легальных способов сопротивления ФЗ-152".

Куда интереснее, что думают о нововведении представители серьезных компаний, занимающихся защитой информации. Многие вендоры начали активную доработку своих решений, задавшись вопросом о том, соответствуют ли они требованиям регуляторов. Другие же пока не спешат со столь кардинальными мерами, ожидая дальнейших изменений в законодательстве. Однако ключевым моментом по мнению многих компаний является формирование культуры защиты персональных данных. Так, например, Алексей Сабанов, заместитель генерального директора компании Aladdin считает, что №152-ФЗ прививает культуру информационной безопасности в обществе и на всех уровнях российского бизнеса. Александр Шарамок, представитель компании "Ортикон" придерживается мнения, что ситуация с защитой персональных данных улучшится, если будет создана прозрачная правовая и нормативно-техническая база и в обществе сформируется культура защиты персональных данных, первые шаги к чему он также видит в законе №152-ФЗ "О персональных данных".

Все же, кроме совершенствования технических мер безопасности, компаниям непременно нужно уделить внимание методологической составляющей. Уже сейчас многие компании предлагают своим клиентам построение модели угроз безопасности персональных данных. Кроме того, помощь в определении типа информационной системы, информационная поддержка по вопросам лицензирования и прохождения проверок, нахождение способов снижения класса обрабатываемых данных - все это уже потихоньку начинает занимать свою нишу на рынке услуг по защите информации и, в дальнейшем, будет только развиваться .

Обезличивание персональных данных

Требование законодательства по обезличиванию данных

Обезличивание персональных данных должно обеспечивать не только защиту от несанкционированного использования, но и возможность их обработки. Для этого обезличенные данные должны обладать свойствами, сохраняющими основные характеристики обезличиваемых персональных данных .

Свойства обезличенных данных

  • полнота (сохранение всей информации о конкретных субъектах или группах субъектов, которая имелась до обезличивания);
  • структурированность (сохранение структурных связей между обезличенными данными конкретного субъекта или группы субъектов, соответствующих связям, имеющимся до обезличивания);
  • релевантность (возможность обработки запросов по обработке персональных данных и получения ответов в одинаковой семантической форме);
  • семантическая целостность (сохранение семантики персональных данных при их обезличивании);
  • применимость (возможность решения задач обработки персональных данных, стоящих перед оператором, осуществляющим обезличивание персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ (далее - оператор, операторы), без предварительного деобезличивания всего объема записей о субъектах);
  • анонимность (невозможность однозначной идентификации субъектов данных, полученных в результате обезличивания, без применения дополнительной информации).

Типичные подходы к обезличиванию данных

  • Данные не обезличиваются (использование NDA с подрядчиками)
  • После обезличивания теряются особенности данных (чрезмерное маскирование данных)
  • После обезличивания теряется связанность данных
  • Нет единого инструмента для обезличивания данных
  • Обезличиваются только данные согласно документации приложения
  • Одинаковые политики по деперсонализации данных для различных задач
  • На деперсонализацию данных требуется значительное время
  • После изменения источников (например, после установки патчей) требуется значительное время на изменение процессов деперсонализации

Применяйте надежную многофакторную аутентификацию

Кража персональных данных – одна из наиболее опасных и часто встречающихся угроз в области защиты информации. Она является причиной взлома в четырех из пяти случаев Verizon . Отчет об утечке данных 2013. Таким образом, для доступа в персональную систему не достаточно ввести имя пользователя и пароль. Для защиты персональных данных необходимо применять надежную аутентификацию . Например, одним из оптимальных решений будет двухфакторная аутентификация , в рамках которой необходимо дважды подтвердить свою личность: при помощи удостоверения – токена, смарт-карты, мобильного приложения, а также при помощи ввода секретного пароля. В будущем, возможно, будет введен дополнительный биометрический фактор, при котором для подтверждения личности сотрудника могут потребоваться отпечатки его пальцев.

Зашифруйте конфиденциальные электронные адреса и файлы

Электронная почта является наиболее важным инструментом коммуникации внутри любой организации, ей пользуются как руководители, так и другие сотрудники компаний. Чтобы защитить электронную почту, необходимо использовать специальную сертифицированную программу, которая позволяет шифровать отдельные файлы или сообщения таким образом, что только конкретный получатель, обладающий ключом, сможет получить доступ к зашифрованной информации. Также необходимо четко вести базу контактов, чтобы информация случайным образом не попала неверному адресату.

Установите правила соблюдения информационной безопасности для руководителей

Безусловно, все вышеперечисленные рекомендации будут работать при условии дополнительных вложений со стороны руководства компании. В этой ситуации необходимы посредники, которые смогут провести необходимый тренинг для руководителя и расскажут все основные правила обеспечения информационной безопасности. Данная практика поможет изменить поведение руководителя и мотивирует сотрудников брать пример с руководства.

Деятельность киберпреступников активизируется, и любая организация должна задуматься о защите корпоративных данных. Во многих компаниях обеспечение информационной безопасности – это обязательная мера, которую необходимо соблюдать по требованию регуляторов, но вопрос безопасности данных руководителей компаний по-прежнему остается отрытым и требует специального подхода, который обеспечит защиту информации и, в то же время, не затронет мобильный образ жизни руководителя.

»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ