Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Примечания.

1. Расстояния, указанные в таблице, следует принимать: для городов и других населенных пунктов - от проектной городской черты на расчетный срок 20-25 лет; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов, артезианских скважин - от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных дорог - от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог - от подошвы насыпи земляного полотна; для всех мостов - от подошвы конусов; для отдельно стоящих зданий - от ближайших выступающих их частей.

2. Под отдельно стоящим зданием следует понимать здание, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений.

3. Минимальные расстояния от мостов железных и автомобильных дорог с пролетом 20 м и менее следует принимать такие же, как от соответствующих дорог.

4. При соответствующем обосновании допускается сокращать указанные в гр.3-9 таблицы (за исключением позиций 5, 8, 10, 13-16) и в графе 2 только для позиций 1-6 расстояния от газопроводов не более чем на 30% при условии отнесения участков трубопроводов ко II категории со 100%-ным контролем монтажных сварных соединений рентгеновскими или гамма-лучами и не более чем на 50% при отнесении их к категории В, при этом указанные в позиции 3 расстояния допускается сокращать не более чем на 30% при условии отнесения участков трубопроводов к категории В.

Указанные в позиции 1, 4 и 10 расстояния для нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается сокращать не более чем на 30% при условии увеличения номинальной (расчетной) толщины стенки труб на такую величину в процентах, на которую сокращается расстояние.

5. Минимальные расстояния от оси газопроводов до зданий и сооружений при надземной прокладке, предусмотренные в позиции 1, следует принимать увеличенными в 2 раза, в позициях 2-6, 8-10 и 13 - в 1,5 раза. Данное требование относится к участкам надземной прокладки протяженностью свыше 150 м.

6. При расположении зданий и сооружений на отметках выше отметок нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается уменьшение указанных в позициях 1, 2, 4 и 10 расстояний до 25% при условии, что принятые расстояния должны быть не менее 50 м.

7. При надземной прокладке нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускаемые минимальные расстояния от населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений до оси трубопроводов следует принимать как для подземных нефтепроводов, но не менее 50 м.

8. Для газопроводов, прокладываемых в лесных районах, минимальные расстояния от железных и автомобильных дорог допускается сокращать на 30%.

9. Указанные в позиции 7 минимальные расстояния от подводных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается уменьшать до 50% при укладке этих трубопроводов в стальных футлярах.

10. Газопроводы и другие объекты, из которых возможен выброс или утечка газа в атмосферу, должны располагаться за пределами полос воздушных подходов к аэродромам и вертодромам.

11. Знак "-" в таблице означает, что расстояние не регламентируется.

Правила пожарной безопасности в доме, любом здании или помещении являются одной из важнейших норм, призванных обеспечить защиту здоровья и жизни граждан России. Неудивительно, что они находятся под тщательным контролем, который осуществляется со стороны соответствующих государственных органов, и регулируются действующим законодательством.

Действующие правила пожарной безопасности в РФ в 2019 году

Правила пожарной безопасности ППБ 01-03, разработанные достаточно давно (в 2003-м) и действовавшие до последнего времени, сейчас отменены. Вместо них приняты так называемые Правила противопожарного режима. Именно они на данный момент являются главным законодательным актом.

В указанном документе, утвержденном Постановлением российского Правительства №390 от 25.04.2012 г., содержатся наиболее значимые требования правил пожарной безопасности, а также необходимые и предписанные для всех хозяйствующих субъектов профилактические мероприятия. На них в нормативном акте сделан основной акцент. Это вполне логично, так как пожар значительно проще предупредить, чем заниматься его ликвидацией уже после возникновения.

Кроме того, в документе приведены главные нормы и правила пожарной безопасности организации, которые включают:

  • обеспечение достаточного уровня защиты здоровья и жизни людей;
  • разработку четкой и подробной системы необходимой и предусмотренной законодательством документации;
  • допуск к работе любого сотрудника только после проведения соответствующего инструктажа, для которого должна быть разработана инструкция по правилам пожарной безопасности;
  • проведение обучения, тренировок и аттестаций, связанных с вопросами соблюдения противопожарного законодательства;
  • обеспечение рабочих мест и других территорий организации средствами и системами сигнализации и пожаротушения, наличие которых предусматривают действующие правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

Контроль над выполнением требований действующего противопожарного законодательства возложен на представителей государственной территориальной власти, а также местного самоуправления и соответствующие подразделения МЧС России.

Нововведения 2017 года

Практически ежегодно в действующие нормативные акты, связанные с защитой объектов от огня, вносятся определенные изменения. Так, новые правила и инструкции пожарной безопасности в РФ в 2017 году также вступили в действие. Они связаны с разработкой и последующим утверждением двух Постановлений российского Правительства: №807 от 18.08.2016 г. и №947 от 25.09.2016 г.

В первом из них содержится предписание для всех владельцев земельных участков отделять их от расположенного рядом леса одним из способов, предусмотренных данным нормативным актом. Причем его действие распространяется на все виды и формы собственности, а срок действия – от схода снежного покрова до 25.09.2017 года.

Второе Постановление вносит достаточно большое количество изменения в основной документ, регулирующий сферу соблюдения данной области законодательства, а именно Правила противопожарного режима. К числу наиболее важных нововведений можно отнести:

  • обязанность владельцев зданий и сооружений, которые используются для временного размещения и проживания людей, в каждом помещении или номере размещать в обязательном порядке план эвакуации, которым постояльцы должны руководствоваться в случае возникновения и распространения пожара;
  • необходимость ремонта и поддержания в исправном состоянии источников противопожарных водопроводов, как наружных, так и внутренних. Эта обязанность возлагается на организации, план мероприятий которых предусматривает их использование.

Помимо указанных новшеств, Постановление №947 содержит и менее значительные изменения, которые также должны быть учтены при осуществлении деятельности всеми хозяйствующими субъектами.

Действующий в настоящее время Свод правил

Помимо основного документа, регулирующего сферу соблюдения законов о противопожарной безопасности, который называется «Технический регламент», принятого ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008 года, существует множество других, более узкоспециализированных нормативных актов, касающихся рассматриваемой тематики. До утверждения указанного регламента их количество составляло более 2 тысяч наименований.

Естественно, разобраться в таком числе документов было достаточно проблематично. Именно поэтому введение в действие Технического регламента сопровождалось с одновременным утверждением 85-и национальных государственных стандартов, а также 12-ти вновь разработанных Сводов правил. Именно эти нормативные акты в настоящее время регулируют сферу противопожарного законодательства.

Новая нормативная база упорядочена и тщательно классифицирована. Она позволяет проще и эффективнее ориентироваться в основных вопросах рассматриваемой темы. Своды правил по пожарной безопасности зданий разработаны в соответствии с требованиями международных стандартов, что также является их несомненным достоинством.

Компания «ТРИО» предлагает услуги по разработке всей предусмотренной законодательством документации, проведении необходимых работ по проектированию и монтажу систем сигнализации и пожаротушения. Кроме того, фирма обладает необходимыми разрешениями, приборами и оборудованием для проведения любых испытаний, связанных с выполнением противопожарного законодательства, а также огнезащитной обработки и пропитки конструкций и материалов.

Определение свода правил (по статье 2 Федерального закона «О техническом регулировании»:
«Свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе».

До принятия Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» общее количество документов, формирующих нормативную базу в области пожарной безопасности, превышало 2000 (межгосударственные и государственные стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, СНиП, ПУЭ, ВНПБ и др.). Эти документы содержали более 150 тыс. положений в области пожарной безопасности, многие из которых были противоречивы или дублировали друг друга. Все это затрудняло деятельность граждан, предпринимателей и организаций в сфере противопожарной защиты жизни, здоровья и материальных ценностей, а также препятствовало работе органов исполнительной власти и контролирующих учреждений. Введение в действие Технического регламента, 85 национальных стандартов и 12 сводов правил вза­мен норм пожарной безопасности и строительных норм и правил призвано разрешить сложившуюся ситуацию.

Все стандарты и своды правил гармонизированы с международными стандартами и содержат требо­вания, позволяющее внедрять самую современную, передовую технику и отдельные технические реше­ния, направленные на обеспечение пожарной безо­пасности.
При этом новые нормативные документы выполнены с учетом необходимости обес­печения максимальной преемственности подходов, знакомых по НПБ и СНиПам.

Технический регламент определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие тре­бования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции). Технический регламент не содержит разъяснений, каким образом возможно добиться выполнения этих требований.
Такие разъяснения содержат именно своды правил и национальные стандарты.

Рассмотрим более детально изменения в области обеспечения пожарной безопасности, закрепленные во введенных в действие Сводах правил.

СП1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» . Данный свод правил направлен на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре из зданий и сооруже­ний всех классов функциональной пожарной опас­ности в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

СП 1.13130-2009 включает и обобщает требова­ния к путям эвакуации и эвакуационным выходам, со­держащиеся в следующих нормативных документах:
СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей»;
СНиП 2.08.02-89*. «Общественные здания и соо­ружения»;
СНиП 31-05-2003 «Общественные здания админи­стративного назначения»;
СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные»;
СНиП 31-03-2001 «Производственные здания»;
СНиП 31-04-2001 «Складские здания»;
СНиП 2.10.02-84 «Здания и помещения для хра­нения и переработки сельскохозяйственной продук­ции»;
СНиП 2.10.03-84 «Животноводческие, птицевод­ческие и звероводческие»;
СНиП 2.10.04-85 «Теплицы и парники»;
СНиП 2.10.05-85 «Предприятия, здания и соору­жения по хранению и переработке зерна»;
СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартир­ные»;
ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».

Как уже упоминалось, данный Свод правил обоб­щает требования вышеуказанных нормативных до­кументов, при этом сами требования остаются не­изменными. Документ также имеет более простую и удобную по сравнению со СНиП структуру, которая позволяет определить требования к эвакуационным путям и выходам для объекта любой функциональной пожарной опасности.

Взамен СНиП 21-01-97», СНиП 21-02-99», СНиП 21-03-2003, СНиП 2.01.02-85", СНиП 2.08.02-89*, СНиП 2.09.04-87*, СНиП 2.10.02-84, СНиП 2.10.03-84, СНиП 2.10.04-85, СНиП 2.10.05-85, СНиП 2.11.02-87, СНиП 31-01-2003, СНиП 31-02-2001, СНиП 31-03-2001, СНиП 31-04-2001, СНиП 31-05-2003 введен Свод правил СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» , который в качестве нововведения предусматри­вает увязку требований по общественным зданиям с обновленной градацией по степеням огнестойкости. Кроме того, предусмотрена увязка методов испыта­ний с новой структурой национальных стандартов.

Применение свода правил СП 2.13130.20012 обеспечивает соблюдение требований к огнестойкости объектов защиты, установленных Федеральным законом 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Разработан и внесен ФГБУ ВНИИПО МЧС России.
Утвержден и введен в действие приказом МЧС России от 21.11.2012 г. № 693.
Зарегистрирован Росстандартом 27.11.2012 г.
Взамен СП 2.13130.2009.
Дата введения – 01.12.2012 г.

Свод правил СП 2.13130.20012 устанавливает общие требования по обеспечению огнестойкости объектов защиты, в том числе зданий, сооружений и пожарных отсеков.
Свод правил применяется на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции, при иных работах, связанных с полной или частичной заменой строительных конструкций, заменой заполнений проемов в строительных конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости, а также в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объектов защиты.

Свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противо­пожарной защиты. Система оповещения и управ­ления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» разработан в соответствии со ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной без­опасности». Свод правил устанавливает требования по­жарной безопасности к системам оповещения и управ­ления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).

При разработке свода правил были учтены со­временные требования по оснащению зданий и сооружений системами противопожарной защиты. Документ был разработан на основе требований НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуа­цией людей при пожарах в зданиях и сооружениях».

Свод правил устанавливает требования пожар­ной безопасности к звуковому, речевому и световому оповещению и управлению эвакуацией людей при пожаре. В документе содержится перечень объектов защиты, подлежащих оборудованию системами опо­вещения и управления эвакуацией, а также приведе­на классификация СОУЭ.

Основной отличительной особенностью свода правил от НПБ 104-03 является:

    классификация объектов защиты по функцио­нальной пожарной опасности, подлежащих обору­дованию СОУЭ, приведена в соответствии с требова­ниями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
    установлены требования пожарной безопас­ности к размещению эвакуационных знаков безопас­ности;
    сформулированы требования, согласно кото­рым в жилых зданиях при применении СОУЭ со зву­ковыми оповещателями возможно применение на­растающего во времени звукового сигнала, а также допускается производить периодическое отключе­ние звукового сигнала для «пауз тишины», которые не должны превышать 1 мин;
    допускается не оснащать СОУЭ одноэтажные складские и производственные здания, состоящие из одного помещения (категории по взрывопожарной и пожарной опасности В4, Г, Д) площадью не более 50 кв. м без постоянного присутствия людей.

Создание следующего Свода правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной за­щиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-плани­ровочным и конструктивным решениям» было обусловлено необходимостью разработки конкрет­ных противопожарных требований, направленных на обеспечение положений ФЗ № 123 в части объемно-планировочных и конструктивных решений объек­тов, а также их частей с учетом специфики классов функциональной пожарной опасности. В своде пра­вил также приведены требования по противопожар­ным расстояниям между зданиями, сооружениями, строениями производстве иного и общественного назначения.

При создании свода правил был проведен анализ существующих нормативных документов, по резуль­татам которого выделены содержащиеся в них тре­бования по пожарной безопасности, которые затем были обобщены и переработаны с учетом накопленного опыта по их практическому применению. Кроме этого, в данном документе для объектов общественного назначения по сравнению с ранее существующими требованиями (СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения») была предпринята попытка полностью конкретизировать требования к размеще­нию и разделению противопожарными преградами — пожарных отсеков, встроенно-пристроенных частей зданий, а также групп помещений или отдельных помещений различных классов функциональной по­жарной опасности.

Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарнойзащиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нор­мы и правила проектирования» введен в действие приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175.
Этот нормативный документ объединяет и разви­вает требования, которые ранее содержались в НПБ 88-2001* и НПБ 110-03. Свод правил устанавливает нормативные требования к проектированию автоматических установок водяного и пенного пожаротушения, а также установок газового, порошкового и аэрозольного пожаротушения.

В своде правил впервые введены требования:

  • к спринклерным автоматическим установкам пожаротушения (АУП) с принудительным пуском, в которых используются оросители, оснащенные устройством автоматического и дистанционного принудительного срабатывания теплового замка;
  • к спринклерно-дренчерным АУП, выбор вида которых обусловлен минимизацией ущерба от последствий ложных и несанкционированных срабатываний;
  • на применение пластмассовых, металлопластиковых и других видов трубопроводов и их соединений
  • к роботизированным пожарным комплексам, предназначенным для формирования и направления плотной или распыленной струи ОТВ к очагу пожара либо для охлаждения технологического оборудо­вания или пожарных конструкций.

Расширены требования к агрегатным установкам пожаротушения тонкораспыленной водой.

Вторая половина свода правил содержит требо­вания к проектированию систем пожарной сигнализации и их взаимосвязи с другими системами и инженерным оборудованием объектов.

В процессе подготовки этого раздела корректировке подверглись порядка 60 требований и 12 вве­дены вновь. Учтены предложения и замечания многих проектных и монтажных организаций. Некоторые требования сформулированы с учетом положений, изложенных в международных нормативных доку­ментах.

Основным принципом является то, что документ не сдерживает разработку и применение сложных, но более эффективных технических средств, таких как радиоканальные, многопараметрические по­жарные извещатели, реагирующие одновременно на разные факторы пожара и динамику их изменения, и не ставят их на один уровень с простыми пороговыми извещателями.

Главное внимание уделялось требованиям по обеспечению достоверности формирования сигнала о пожаре при управлении системами оповещения, дымоудаления, пожаротушения. Уточнены условия, при которых формирование сигнала управления может быть осуществлено от одного пожарного извещателя.

Для снижения вероятности ложных срабатыва­ний в соответствии с требованиями свода правил необходимо устанавливать дополнительный пороговый извещатель, но отсутствие сведений о его ра­ботоспособности, запыленности не в полной мере решает эту проблему. Возможен и другой вариант, когда устанавливается только один извещатель, на­пример адресный, с контролем работоспособности и с функцией анализа факторов пожара. Это позволяет получить хорошие результаты.

С целью повышения эффективности работы си­стем пожарной сигнализации введены требования по времени, необходимому для обнаружения пожара, для обеспечения безопасности людей и/или начала пожаротушения.

Введены требования о времени функционирова­ния оборудования в условиях воздействия факторов пожара. Оборудование, кабели и провода должны функционировать в течение времени выполнения за­дач данными техническими средствами. Указано, что пожаростойкость проводов и кабелей при этом обе­спечивается выбором их типа и способом прокладки.

Введены требования по обеспечению контроля линий связи между отдельными техническими сред­ствами, что должно обеспечивать более надежную работу установок пожарной автоматики.

Кроме того, введены требования по применению новых видов технических средств обнаружения по­жара, таких как радиоканальные, аспирационные пожарные извещатели, пожарные извещатели для вентиляционных систем и др.

Установлен ряд требований по размещению по­жарных извещателей на перекрытиях, имеющих сложную конфигурацию. Расширены возможности применения линейных дымовых пожарных извеща­телей вплоть до обнаружения пожара в помещениях с высотой перекрытий до 21 м.

В своде правил сформулированы цели и задачи, которые должна выполнять система пожарной сигна­лизации, а задача проектировщиков сводится к чет­кому пониманию этих целей и грамотному примене­нию разнообразного оборудования, имеющегося на российском рынке.

Положения свода правил дают большие возмож­ности оптимизировать проектные решения с учетом параметров применяемого оборудования и характе­ристик защищаемых объектов.

В приложении к СП 5.13130 приведен Перечень зданий, сооружений, помещений иоборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигна­лизацией.

Свод правил СП 6.13130.2009 «Системы проти­вопожарной защиты. Электрооборудование. Тре­бования пожарной безопасности» содержит требо­вания пожарной безопасности к кабельным линиям и способам их прокладки, надежности электроснаб­жения электроприемников систем противопожарной защиты (СПЗ), которые были раньше изложены в раз­ных нормативных документах.
В этом документе впервые введены требования по времени сохранения работоспособности кабель­ных линий и электрических щитов в зависимости от назначения СПЗ, а также приведена ссылка на метод испытаний по определению времени сохранения ра­ботоспособности в условиях воздействия пожара.

Заменяемые нормативные документы:
— НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»;
— НПБ 104-2003 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях»;
— НПБ 110-2003 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»;
— Правила устройства электроустановок (ПУЭ), издание. 7-е. Утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 июля 2002 г. №204.

СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требо­вания» .
В настоящем своде правил впервые введены сле­дующие требования:

  • введено ограничение на допущение примене­ния печей с температурой поверхности более 120°С в детских дошкольных учреждениях (ранее действо­вавшие нормативные документы допускали приме­нение вышеуказанных печей в помещениях с вре­менным пребыванием людей при условии установки защитных экранов, что, по мнению авторов, не допу­стимо для указанных типов зданий с учетом контин­гента находящихся в них людей);
  • впервые введены требования по сечению ды­мовых каналов заводской готовности из расчета 5,5 см 2 на 1 кВт номинальной тепловой мощности теплогенерирующих аппаратов, работающих на газообразном и жидком топливе и не менее 8,0 см 2 на 1 кВт номинальной мощности теплогенераторов, ра­ботающих на твердом топливе (в ранее действовав­ших нормативных документах указанное требование отсутствовало, что выводило за рамки легитимности выпускаемую в России и за рубежом продукцию);
  • введено допущение об установке каминов с за­крытой камерой сгорания, работающих на твердом топливе в многоэтажных зданиях (ранее допуска­лась установка каминов в зданиях с числом этажей не более 2-х или на последних этажах многоэтажных зданий, что существенно ограничивало возможность использования указанных изделий);
  • введено ограничение на применение вентиля­ционных каналов систем противодымной защиты в строительном исполнении без применения внутрен­них сборных или облицовочных стальных конструк­ций (накопленный опыт исследований вводимых в эксплуатацию зданий показал, что строительное ис­полнение вентиляционных каналов не отвечает тре­бованиям по газоплотности «П» (плотный), предъяв­ляемым к огнестойким воздуховодам и коллекторам систем противодымной вентиляции);
  • введено ограничение по этажности обще­ственных и многофункциональных зданий (с числом этажей 2 и более), в которых подлежат устройству системы вытяжной противодымной вентиляции, обе­спечивающие защиту внутренних коридоров длиной более 15 м без естественного освещения (ранее для указанных типов зданий действовало ограничение — в зданиях с числом этажей 6 и более, что с учетом слож­ное конфигурированных обьемно-планировочных решений объектов нового строительства, высокой плотности людей (сотрудников, посетителей, покупа­телей и т.п.), являлось необоснованным по отноше­нию к производственным и складским зданиям, где это требование и ранее распространялось на 2-этаж­ные здания);
  • требования по противодымной защите поме­щений для хранения автомобилей (автостоянок), включая рамповые участки, выведены в отдельные подпункты (с учетом особой пожарной опасности указанных типов помещений указанное решение яв­лялось необходимым);
  • введено ограничение на необходимость защи­ты вытяжной противодымной вентиляцией торговых помещений площадью до 800 m 2 с удаленностью до ближайшего выхода из помещения не более 25 м при условии защиты смежных коридоров, атриумов, пас­сажей, рекреаций системами вытяжной противодым­ной вентиляции (ранее помещения площадью более 200 м 2 защищались системами вытяжной противо­дымной вентиляции, что обусловливало необходи­мость устройства большого количества инженерных систем);
  • пересмотрены характеристики удельной дымо-газопроницаемости противопожарных и дымовых клапанов, противопожарных дверей в дымогазонепроницаемом исполнении, введены новые числен­ные значения, установлены новые размерности;
  • уточнены показатели огнестойкости элемен­тов и инженерного оборудования систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции (ранее необо­снованно отсутствовали предел огнестойкости EI60, в настоящее время введенный для автостоянок);
  • установлены новые требования по естествен­ным нагрузкам (ветер, снеговой покров) к дымовым люкам систем вытяжной противодымной вентиляции с естественным побуждением тяги (ранее действова­ло ограничение для снеговой нагрузки 60 кг/м 2 , для ветровой — 11 м/с, при том что указанные значения существенно занижены для большинства климатических регионов России);
  • дополнительно введена область применения противопожарных дверей в дымогазонепроницаемом исполнении для технических коридоров, объединяющих помещения без постоянных рабочих мест (ранее указанные изделия предусматривались только при разработке компенсирующих мероприятий, а также для лифтовых холлов, лифтов для пожарных);
  • уточнены требования по необходимости двой­ного шлюзования выходов из лифтов на уровнях подземных автостоянок. при связи через лифтовые шахты указанных этажей с надземными (ранее тре­бование присутствовало, вместе с тем было нечетко сформулировано);
  • исключена возможность применения электроприводов противопожарных нормально закрытых и дымовых клапанов с возвратными пружинными механизмами (для исключения самопроизвольного закрытия клапанов (или открытия при иной монтажной схеме) при пожаре);
  • регламентировано проведение приемо-сдаточных и периодических испытаний систем противодымной вентиляции.

Свод правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании и устройстве на территории поселений, городских округов и организаций источников наружного водоснабжения для тушения пожаров.

Свод правил разработан в соответствии с положениями п. 12 ст. 68 и ст. 99 Федерального закона «Техни­ческий регламент о требованиях пожарной безопас­ности», в которых определено, что расходы воды на наружное пожаротушение зданий устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности и запас воды для целей пожаротушения в искусственных водоемах должен определяться, исходя из расчетных расходов воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожаров.

Свод правил взаимосвязан со ст. 62, 68, 90 и 99 федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Основным исходным документом при разработке свода правил послужил СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Следует отметить, что в свод правил включены ранее установленные нормы расхода воды для целей наружного пожаротушения. Несмотря на целесообразность их корректировки, соответствующего научно-технического обоснования в настоящее время нет. В связи с этим в проекте свода правил для ряда объектов и населенных пунктов допускается определение расхода воды путем экспертной оценки.

Свод правил СП 9.13130.2009 «Техника пожар­ная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» разработан в соответствии со ст. 43 и 60 Федераль­ного закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Новый документ развивает требования, кото­рые ранее содержались в НПБ 166-97. Свод правил устанавливает нормативные требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию и пере­зарядке переносных и передвижных огнетушителей, к источникам давления в огнетушителях, зарядам к воздушно-пенным и воздушно-эмульсионным огне­тушителям.
Введены требования по использованию огнету­шителей на автотранспортных средствах, предложе­на новая маркировка огнетушителей в соответствии с ГОСТом — по массе огнетушащего вещества.

За основу Свода правил СП 10.13130.2009 «Сис­темы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования по­жарной безопасности» взяты отдельные положения СНиП 2.04.01 -85*, имеющие отношение к требова­ниям по проектированию внутреннего противопо­жарного водопровода. В своде правил объединены требования по проектированию внутреннего про­тивопожарного водопровода, совмещенного с водо­проводом автоматических установок пожаротуше­ния, изложенные как в СНиП 2.04.01-85", так и в НПБ 88-2001*. включены требования по устройству насо­сной станции, приведенные в СНиП 2.04.02-84*.
Документ устанавливает также нормативные требования к устройству и проектированию систем внутреннего противопожарного водопровода и на­сосных установок.

Свод правил СП 11.13130.2009 «Места дислока­ции подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» разработан впервые во ис­полнение требований ст. 76 и 97 Федерального зако­на «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Документ устанавливает требования пожарной безопасности по расчетному определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов (да­лее — населенных пунктов) и производственных объ­ектов.

Расчетный метод, изложенный в своде правил, позволяет решать задачи по созданию оптимальной по своей функциональности и стоимости системы обеспечения пожарной безопасности населенного пункта. Он учитывает связи между требованиями пожарной безопасности по размещению пожарных депо и другими требованиями пожарной безопасно­сти, которые предусмотрены проектом или уже реа­лизованы в системе защиты территории населенного пункта и зданий (сооружений) от пожара (например, такими как наличие и параметры источников водо­снабжения, систем автоматического обнаружения и тушения пожара, противодымной вентиляции, путей эвакуации людей, пределы огнестойкости строитель­ных конструкций здания и др.).

СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» уста­навливает методы определения классификационных признаков отнесения зданий (или частей зданий меж­ду противопожарными стенами — пожарных отсеков), сооружений, строений и помещений производствен­ного и складского назначения класса Ф5 к категориям по взрывопожарной и пожарной опасности, а также методы определения классификационных признаков категорий наружных установок производственного и складского назначения по пожарной опасности.

Классификация зданий и помещений по взрыво­пожарной и пожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности воз­никновения пожара и обеспечение противопожар­ной защиты людей и имущества в случае возникнове­ния пожара.

Классификация наружных установок по пожар­ной опасности используется для установления тре­бований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожа­ра и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара на наруж­ных установках.

Определенные затруднения при восприятии содержания НПБ 105-03, как показал анализ пред­ложений и замечаний, поступивших из различных регионов России, вызвали следующие положения до­кумента:
— выбор и обоснование расчетного варианта ава­рии (определение количества поступивших в поме­щение веществ, которые могут образовать взрывоо­пасные газовоздушные или паровоздушные смеси, расчетное время отключения трубопроводов, опре­деление площади и длительности испарения разлив­шейся жидкости и др.);
— определение коэффициента Z участия горючих газов и паров не нагретых легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) во взрыве;
— определение расчетной температуры при рас­чете избыточного давления взрыва для горючих га­зов (ГО, паров ЛВЖ и горючих жидкостей (ГЖ);
— определение расчетной массы взвешенной в объеме помещения пыли и пыли, поступившей в окружающее пространство;
— определение площади размещения пожарной нагрузки, площади пожароопасного участка и др.;
— отсутствие в нормах расчетных методов опре­деления массы паров, образующихся при испарении проливов нагретых выше расчетной температуры го­рючих жидкостей.

Указанные вопросы были уточнены и включены в свод правил.

Основные отличия СП 12.13130.2009 (по сравне­нию с НПБ 105-03):
— включен расчетный метод определения массы паров, образующихся при испарении проливов горю­чих жидкостей, нагретых выше расчетной температу­ры, но не выше температуры кипения жидкости;
— проведено совершенствование существующей процедуры категорирования наружных установок по пожарной опасности (в части использования по­жарного риска, выбора расчетного варианта аварии и т.д.).

Практика показала отсутствие сложностей при­менения данного свода правил.
В то же время сейчас в Институт поступает боль­шое количество обращений с просьбами разъяснить те или иные положения Технического регламента и нормативных документов, разработанных для его реализации.

Одним из основных вопросов — «Какой документ необходимо исполнять — добровольный для испол­нения свод правил или ранее обязательных СНиПов или НПБ?».
В практике работы необходимо учитывать следующее.

Своды правил являются документами, выполне­ние которых обеспечивает выполнение требований Технического регламента. (Перечень национальных стандартов и сводов, в результате применения кото­рых на добровольной основе обеспечивается соблю­дение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требова­ниях пожарной безопасности», утвержден приказом Ростехрегулирования от 30 апреля 2009 г. № 1573.)

НПБ и СНиПы могут применяться в практической деятельности для обеспечения пожарной безопасно­сти вновь проектируемых зданий только в части, не противоречащей техническому регламенту.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Технического регламен­та на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федераль­ного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Таким образом, пожарная безопасность соответствующих объектов обеспечи­вается выполнением требований ранееhttp://сайт/wp-admin/post-new.php действующих документов, то есть НПБ и СНиП.

Остальные вопросы носят более частный харак­тер и не требуют обобщения.

Н.П. Копылов — начальник ФГУ ВНИИПО МЧС России
Опубликовано: Пожарное и спасательное дело (№5, 2009г.).

Скачать:

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы
СП 1.13130.2009 изм. 1 ИЗМЕНЕНИЕ № 1 к своду правил СП 1.13130.2009 (введен в действие с 01.02.2011)
СП 2.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (отменен)
СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (введен в действие с 01.12.2012)
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
СП 4.13130.2009 изм. 1 ИЗМЕНЕНИЕ № 1 к своду правил СП 4.13130.2009 (введен в действие с 20.06.2011)
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
СП 5.13130.2009 изм. 1 ИЗМЕНЕНИЕ № 1 к своду правил СП 5.13130.2009 (введен в действие с 20.06.2011)
СП 6.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности (отменен с 25.02.2013)
СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности
СП 7.13130.2009 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования (отменен с 25.02.2013)
СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования
СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности
СП 8.13130.2009 изм. 1 ИЗМЕНЕНИЕ № 1 к своду правил СП 8.13130.2009 (введен в действие с 01.02.2011)
СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации
СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности
СП 10.13130.2009 изм. 1 ИЗМЕНЕНИЕ № 1 к своду правил СП 10.13130.2009 (введен в действие с 01.02.2011)
СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения
СП 11.13130.2009 изм. 1 ИЗМЕНЕНИЕ № 1 к своду правил СП 11.13130.2009 (введен в действие с 01.02.2011)

СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» обеспечивает соблюдение требований к огнестойкости объектов защиты, установленных Федеральным законом 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Разработан и внесен ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Утвержден и введен в действие приказом МЧС России от 21.11.2012 г. № 693. Зарегистрирован

СП 12.13130.2009. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. 1 Область применения 1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 24, 25, 26, 27 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного

СП 11.13130.2009. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения. 1 Область применения 1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 76 и 97 Федерального закона от 22 июля № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 1.2. Настоящий свод правил является нормативным документом по пожарной безопасности

СП 10.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности. 1. Общие положения 1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 45, 60, 62, 106 и 107 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного

СП 9.13130.2009.Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации. 1 Область применения 1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 43 и 60 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к выбору, размещению,

СП 8.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. 1 Область применения 1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной

СП 7.13130.2009. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования. 1 Область применения 1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 85 и 138 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной

СП 6.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности. 1 Область применения 1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 143 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

1.1 Настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на здания и сооружения класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м, и здания и сооружения других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м, а также на объекты специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горных выработок), за исключением атомных электростанций и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Примечание. При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3.1 автостоянка (стоянка для автомобилей): Здание или сооружение (гараж) или их часть, либо специальная открытая площадка, предназначенные для хранения (стоянки) автомобилей.

3.3 автостоянка открытого типа: Автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сторона считается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных по стороне, составляет не менее 50% наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).

3.4 автостоянки с пандусами (рампами): Автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться от и на уровень земли.

3.5 антресоль: площадка в пределах этажа здания, на которой расположены помещения различного назначения или инженерное и технологическое оборудование.

3.8 блокированный жилой дом: Здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на придомовую территорию.

3.11 взрывоустойчивость объекта: Состояние объекта, при котором отсутствует возможность повреждения несущих строительных конструкций и оборудования, травмирования людей опасными факторами взрыва, что может достигаться сбросом давления (энергии взрыва) в атмосферу до безопасного уровня в результате вскрытия проемов в ограждающих конструкциях здания, перекрываемых предохранительными противовзрывными устройствами (остекление, специальные окна или легкосбрасываемые конструкции).

3.12 вставка, встройка: Часть здания, предназначенная для размещения административных и бытовых помещений, располагаемая в пределах производственного здания по всей его высоте и ширине (вставка), части его высоты или ширины (встройка) и выделенная противопожарными преградами.

3.14 дом жилой одноквартирный: Дом, предназначенный для постоянного проживания одной семьи и связанных с ней родственными узами или иными близкими отношениями людей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ