Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Из истории смертной казни....

Выполнила:

Ученица 10»В» класса

Овчухова Ольга


В истории общества проблема смертной казни никогда не получала однозначного решения. У кого-то сочетание этих двух коротких слов вызывало и вызывает чувство ужаса, у кого-то - решительный протест. Для многих смертная казнь как вид уголовного наказания ассоциируется с официально узаконенным убийством. Но можно встретить и рассуждения иного, диаметрально противоположного характера, суть которых сводится к тому, что смертная казнь необходима, и ее применение к особо опасным преступникам будет способствовать сокращению преступности.

Смертная казнь - разрешённое законом лишение человека жизни в качестве наказания (обычно за тяжкое уголовное преступление). Согласно докладу ООН, опубликованному в ноябре 2007 года, в мире 146 государств отказались от «узаконенного убийства». В то же время в 51 стране казни продолжаются, а нередко носят публичный характер. В 2006 году в мире были казнены, по меньшей мере, 5 тысяч 628 человек.

Несмотря на то, что количество государств, в которых допускается смертная казнь, составляет значительно меньше половины общего числа стран мира, но лишь 30% населения планеты проживает в тех странах, в которых нет угрозы смертной казни.

Наибольшее количество - 90% всех смертных казней приходится на такие страны, как Иран, Ирак, Китай, Пакистан, США и Судан. В Китайской Народной Республике, по оценкам, среднегодовой показатель казненных составляет свыше 1000 человек (официальная статистика отсутствует). На второй позиции Иран, где этот показатель колеблется в пределах от 100 до 150. На третьем месте - Саудовская Аравия - от 80 до 100 казненных. На следующей позиции - Соединенные Штаты. Там в год подвергают казни в среднем 60 человек. В Европе единственным государством, которое применяет смертную казнь, остается Белоруссия. Всего же в мире числится приблизительно 20 тыс. заключенных, ожидающих приведения в исполнение смертного приговора. Правозащитные организации отмечают, что особую обеспокоенность вызывает тот факт, что смертная казнь все чаще применяется для наказания преступлений, не связанных с насилием, таких, например, как гомосексуализм в Саудовской Аравии, транспортировка наркотиков в Юго-Восточной Африке, прелюбодеяние в Нигерии и Судане, а также коррупция в Китае.

15 ноября 2007 года ООН приняла резолюцию, призывающую нации ввести мораторий на смертную казнь. Предложение о введении моратория поддержали 99 государств, "против" проголосовали 52 государства, 33 стран воздержались. Резолюция Генеральной ассамблеи не имеет обязательной силы, однако является политическим сигналом для лидеров мира.

В мире есть достаточно много современных или унаследованных из прошлого методов казни. Один из часто применяемых в истории человечества методов казни - расстрел. Приговоренного к смерти ставят к стене или привязывают к столбу. Часто ему завязывают и глаза, хотя нередко пренебрегают этим. Как правило, расстрел осуществляют несколько человек, и чтобы они не узнали, кто именно из них привел приговор в исполнение, оружие некоторых из них тайно заряжают холостыми пулями, а на смертника надевают специальную одежду, которая затрудняет стрелкам определить результаты своего выстрела. Расстрел как метод казни применяют в Китае, Сомали, Тайване, Белоруссии, Узбекистане, Вьетнаме и ряде других стран. В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в некоторых штатах.

Пове́шение - вид механической асфиксии, который возникает при сдавливании шеи петлёй, затянувшейся под тяжестью тела погибшего. Смерть наступает через 4-5 минут после сдавливания шеи от паралича дыхательного центра, сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. В список стран, которые прибегают к казни через повешение, наряду с такими странами, как Египет, Иран. Иордания, Пакистан, Сингапур, Ирак и другие, входит и высокоразвитая Япония.

Один из существующих еще в настоящее время методов казни - Электрический стул был изобретен в США в XIX веке, а первая современная модель появилась в 1960-е годы. Электричество пускают минимум двумя потоками. Первый - 2000 вольт, затем - меньше, во избежание ожогов. Смерть наступает от остановки мышц сердца и других органов. В последние десятилетия электрический стул активно вытеснялся другими формами казни (например, смертельной инъекцией) и сейчас используется достаточно редко.

Метод введения иглой специального яда (смертельная инъекция) получил распространение в 1980-е годы. Инъекции считаются более гуманным способом умерщвления, чем повешение, помещение в газовую камеру, казнь с помощью электрического стула или огнестрельного оружия. Обычно осужденному на смерть вкалывают три препарата: первый представляет собой анестезирующее средство, второй парализует мышцы, а третий приводит к остановке сердца. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным. В США такой вид казни применяется в 37 штатах из 38, где разрешена смертная казнь. Смертельная инъекция применяется в качестве метода смертной казни также на Филиппинах.

Газовая камера, как способ казни, на сегодняшний день применяется только в США. Она представляет собой небольшую комнату, покрытую в верхней части стеклом, чтобы была возможность наблюдать за исполнением наказания. Приговоренного к смерти привязывают в камере к стулу и пускают газ по специальным трубам. С пуском газа человек теряет сознание, и через 9 минут наступает биологическая смерть. На сегодняшний день этот способ допускается в штатах Аризона, Миссури и Калифорния.

На Востоке и в Азии еще применяются средства казни, использующиеся с древних времён, такие как побивание камнями. В наше время к такой форме наказания прибегали в Иране и Афганистане, она также распространена в Судане и части Нигерии. Для вынесения подобного приговора собирается группа людей, которые затем забивают жертву камнями. В Иране, Ираке и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году) и Саддам Хуссейн (повешен 30 декабря 2006 года).

Смертная казнь в России

Впервые понятие "смертная казнь" появляется на Руси в 1398 году в Двинской уставной грамоте. Во времена Иоанна IV эта мера наказания использовалась без ограничений: по некоторым данным, было казнено около 4 тысяч человек. Не любимый народом Борис Годунов при восхождении на престол поклялся соблюдать пятилетний мораторий на вынесение и исполнение смертных приговоров и клятву сдержал. Но по истечении оговоренного срока вернулся к этому способу наказания, завещав то же самое и сыну. Петр I сделал смертную казнь наказанием за 123 состава преступления. Дочь императора, Елизавета, первая в Европе попыталась отменить казнь. Екатерина II, хотя и прибегала к этой мере, считала, что наказание преступника должно вести не к устрашению, а "к исправлению и возвращению на путь истинный". В 1835 году в Своде законов смертная казнь впервые появляется де-юре: полагалась она за преступления государственные, военные и в качестве "карантинной меры". Всего в 1805-1905 годах было казнено около 300 человек (с 1891 года высшая мера не использовалась ни разу).

Минувший XX век, особенно его первая половина, пожалуй, как никогда в истории России, отмечен массовым и далеко не всегда обоснованно объяснимым применением смертной казни. В последние два десятилетия XIX века и в начале XX века смертная казнь в России применялась на основе Положения о мерах к сохранению государственного порядка от 4 сентября 1881 г. Положение предоставляло право высшим административным чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях. После подавления революции 1905 года смертная казнь применялась в не виданных ранее размерах. Массовым явлением становится внесудебное применение смертной казни по решению губернаторов и главнокомандующих. Так, в январе 1905 года в Варшаве по распоряжению генерал-губернатора по подозрению в антиправительственной пропаганде, за изготовление бомб и покушение на грабеж казнено 16 человек, среди которых были несовершеннолетние. Число казненных без суда и при отсутствии обвинительного приговора только в декабре 1905 года составило 376 человек, а в первые три месяца 1906 года - 6791. 19 июня 1906 г. на заседании Первой Государственной думы обсуждался проект закона об отмене смертной казни. Статья I проекта гласила: "Смертная казнь отменяется". Далее было записано следующее: "Во всех случаях, в которых действующими законами установлена смертная казнь, она заменяется непосредственно следующим по тяжести наказанием". Однако проект не был утвержден Государственным Советом. Этот же проект об отмене смертной казни был одобрен и Второй Государственной думой, но снова не утвержден Государственным Советом.

Важную роль в пропаганде идей несовместимости смертной казни с передовыми принципами цивилизованного общества сыграл видный русский криминалист профессор М.Н. Гернет. По его инициативе увидели свет два сборника: "О смертной казни. Мнения русских криминалистов" (М., 1909 г.) и "Против смертной казни" (первое издание - 1906 г., второе - 1909 г.). А в 1913 году М.Н. Гернетом была опубликована крупная монография "Смертная казнь", где использовался огромный фактический материал и данные статистики. В это же время выходят исследования других криминалистов: Н.С. Тананцева и А.А. Пиотковского, также посвященные проблемам смертной казни. И наконец, в 1912 году выходит книга доцента Московского университета С.К. Викторовского об истории смертной казни в России. Несмотря на решительные протесты общественности и обоснованные доводы ученых, смертная казнь в России отменена не была. После Февральской революции Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд законодательных актов и среди них 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако 12 июля 1917 г. смертная казнь была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя и за другие воинские преступления3.

Если подойти к проблеме смертной казни исторически, то можно увидеть, что этот вопрос поднимался в каждой эпохе, столетии об использовании подобного вида наказания. Дошли свидетельства о том, что о вопросе смертной казни шли активные споры уже в Древней Греции во времена Пелопонесской войны. С тех пор прошло около 2500 лет, а мы получили от далеких предков смертную казнь в современное законодательство, а вместе с этим унаследовали и смертную казнь как правовую, так и нравственную проблему, только в ракурсе современного права. Прежде всего, обратимся к данным, касающимся прямо или косвенно вопроса смертной казни, и к тому, как определена эта мера наказания в законодательстве важнейших государств.

Прообразом смертной казни, впрочем, как и других видов уголовного наказания в догосударственном обществе, являлась кровная месть. Вообще смертная казнь - древнейший вид наказания, который основан на принципе “око за око, зуб за зуб, кровь за кровь”, согласно которому нужно воздавать равным за равное. Этим положением пользовались еще в ранних государствах до нашей эры, когда уровень развития этих стран, как и уровень развития правового сознания и культуры был сравнительно примитивен. Однако и в наше время, отличающемся высоким развитием цивилизации, в основу действующего уголовного права наряду с другими факторами заложен все тот же принцип справедливости. “При сменах отживающего мира новым самое главное заключается не в политических и социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов на новые, в необходимости изменения своих верований и уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое”

В истории казахского народа всегда имел место совет старейшин, суд, решения которого основывались на народных традициях, обычаях, а религиозные каноны служили законами в казахской степи. На огромном пространстве от Черного моря до Алтайских гор образовывались, сменяя друг друга государства саков, гуннов, уйсунов, тюрков, карлуков, где действовали законы, свидетельства о которых мы находим в многочисленных источниках по истории государства и права.



Одним из основоположников судебно-правовых уложений казахского ханства был Майкы би - крупный дипломат и общественный деятель, советник Чингисхана. Усиление и укрепление государства связано также с именем Касым хана - сына Аз Жанибек хана. При его правлении впервые в истории была проведена систематизация правовых обычаев и норм, получившая название "Правда Касым хана". В конце XVII века Аз Тауке, Толе би, Казбек би, Айтеке би создали "Жетi Жаргы" , которые, по сути стали непосредственной системой законов, кодексом судебной власти. Однако, поскольку этот свод правил дошел до нас в устной форме, общество не восприняло эти уставы официально как кодекс. Тем не менее, признанные народом на протяжении тысячелетий национальные традиции, являющиеся в то время регулятором общественных отношений, эти законы сослужили в свое время добрую службу народу и явились одним из источников современного права.

Последняя четверть XVIII века стала серьезной исторической вехой в формировании официальной судебной системы в Казахстане. В это время казахи оказались подданными России и практически утеряли право на самоуправление - наряду с судами биев действовали и российские законы.

Кровная месть существовала и в Древней Руси, о чем свидетельствуют древнерусские летописи, круг родственников, имевших право кровной мести, был весьма ограничен. Смертная казнь впервые была законодательно закреплена в 1397 году в Двинской уставной грамоте. В этом документе предусматривается назначение смертной казни только в одном случае - за кражу, совершенную в третий раз. Законодатель, устанавливая это суровое наказание за трижды совершенную кражу, скорее всего, исходил из повышенной общественной опасности преступника и реального предположения о возможности совершения кражи и в четвертый раз.

В дальнейшем русское уголовное законодательство в определенной мере идет по пути византийского законодательства в части норм, предусматривающих смертную казнь. Псковская судная грамота 1497 года значительно расширяет случаи применения смертной казни по сравнению с Двинской уставной грамотой.Смертная казнь устанавливается здесь за воровство в церкви, конокрадство, государственную измену, поджоги, кражу, совершенную в посаде в третий раз. Судя по всему, Псковская грамота, устанавливая смертную казнь, за перечисленные преступления, ставила задачу избавиться от наиболее опасных для общества элементов.

Необходимо отметить, что на смертной казни вплоть до конца XV века лежал отпечаток обычая кровной мести. Став официальным государственным установлением, смертная казнь преследовала, прежде всего, цель возмездия, а также неразрывно связанную с ним цель устрашения. Вместе с тем напрашивается мысль, что с образованием и развитием государственности верховная власть проявляла определенную заботу о жизни, собственности и правах граждан, а также и о своей собственной безопасности. Поэтому смертная казнь применялась также в целях безопасности всего общества и относительного спокойствия отдельных граждан.

Наметившаяся в первой половине XV века тенденция к расширению публичного характера уголовного наказания получила свое завершение в Судебнике 1497 года , принятого при Великом князе Иване III. Этот Судебник расширил сферу применения смертной казни.

Смертной казнью карались: разбой, убийство, кража (повторная), клевета, убийство своего господина, измена, святотатство (в частности, хищение церковного имущества), кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.

Судебник 1550 года установил смертную казнь уже за многие преступления. Например, смертная казнь назначалась: за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пытки сознается в содеянном; за вторую кражу или второе мошенничество, если преступник признается; за разбой или иное "лихое дело" и т.д. При этом подчеркивал, что за перечисленные преступления смертная казнь должна назначаться "без всякой пощады". Судебник предусматривает два вида процесса, по которому должен быть судим обвиняемый: розыскной (инквизиционный) и состязательный. Если преступник будет признан "лихим", то следствие осуществляется органами сыска и преступника надо пытать, т.е. вести дело по правилам розыскного процесса, а если он будет признан добрым, то дело ведется по правилам состязательного процесса, т.е. в судебном порядке.

Система наказаний по своей жестокости вполне соответствовала эпохе развитого феодального общества в России. Смертная казнь, как видно, являлась основным видом уголовного наказания и устанавливалась за очень многие преступления. Это были, прежде всего, государственные и религиозные преступления. Следует особо отметить, что не только убийство или покушение на убийство государя каралось смертной казнью, но и приготовление к такому деянию, и даже обнаружение умысла на лишение жизни царя влекло за собой смертную казнь. Смертной казнью карались также бунт, измена, поджог с целью измены, ложный донос о государственных преступлениях, заговор против царя и ближних его людей. Выезд без разрешения царя в другое государство с целью измены, поджог царских грамот, подделка денег, недонесения об измене и т.п. карались смертной казнью.

Столь широкий круг государственных преступлений, виновные, в совершении которых подвергались лишению жизни, объяснялся тем, что наступило время смуты и бунтов, а возрастание крестьянских бунтов заставляло ввести систему мер устрашения, обеспечивающих безопасность.

Смертной казнью наказывались и религиозные преступления. К ним относились, например, богохульство и церковный мятеж. Особо опасные преступления против личности и собственности также карались смертной казнью.

Смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. К обыкновенной относились: отсечение головы, повешение и утопление. К квалифицированной - сожжение, залитие горла металлом, четвертование, колесование, посажение на кол и др. Необходимо отметить, что законы тех времен, закрепляя смертную казнь, в целом ряде случаев не указывали ее вида; это свидетельствует о том, что в это время еще не придавалось серьезного значения индивидуализации вины и наказания.

Законодательство эпохи Петра I чаще обращается к смертной казни по сравнению с Уложением 1649 года . Воинские артикулы Петра I и другие многочисленные уголовно-правовые акты этого периода насчитывают применение смертной казни в 123 случаях. Цель этой кары состояла в устрашении, а вся карательная система петровской эпохи была в целом "устрашительной". Обилие санкций в законодательстве Петра I, предусматривающих смертную казнь, наводит на мысль чрезмерной жестокости этих законов. Однако, нужно отметить, что это была не бесцельная жестокость, а сознательная политика, проводимая в интересах охраны государственного и общественного порядка. К тому же из истории видно, что время правления Петра было временем определенных реформ, которые к какой-то мере были жестокими, но во благо.

И все же смертная казнь применялась в эту эпоху значительно реже, чем предусматривалось в законодательстве, зачастую она заменялась другими наказаниями, а за многие виды преступлений не применялась вообще. Последнее обстоятельство доказывает, что именно в петровскую эпоху идея устрашения достигла своего апогея.

В 1744 году дочь Петра I Елизавета в опубликованном 7 мая сенатском указе предписала прекратить на территории России экзекуции над осужденными к смертной казни , заменив эту меру другими наказаниями. Приостановление исполнения приговора к смертной казни привело к тому, что тюрьмы оказались переполнены людьми, осужденными к этому наказанию. В 1754 году издается указ, в котором подтверждается приостановление приговора смертной казни , а чтобы преступники не оставались без наказания, предписывалось их ссылать, наказывать кнутом, рвать ноздри и клеймить. В том же году была создана очередная кодификационная комиссия, в задачу которой входило составление проекта нового уложения. В апреле 1755 года комиссия направила в сенат "судную" и "криминальную" части проекта. В "криминальной" части была снова закреплена смертная казнь, но в соответствии с указами сената 1753 года она могла заменяться другими наказаниями. Таким образом, на практике смертная казнь сохранилась только за государственные, воинские и карантинные преступления.

Однако, как можно увидеть из истории, что попытки отменить смертную казнь не нашли поддержки ни у дворянства, ни у представителей государственной системы. Напротив, это вызвало определенное противодействие идеи об отмене смертной казни. Да и сама Елизавета не была последовательной в реализации замысла: с одной стороны, она считала целесообразным сохранение смертной казни для устрашения, с другой - выражала отвращение к смертным казням и приостанавливала их.

В эпоху Екатерины II законодательство о смертной казни не претерпело никаких изменений. Однако сама императрица большое внимание уделяет проблеме этого вида наказания в указах по вопросам уголовного наказания. Она проводит мысль о необходимости соответствия наказания преступлению и о назначении различных наказаний за различные преступления. Екатерина II, была противницей смертной казни, но допускала возможность ее применения, рассматривая ее как воздаяние. Таким образом, во второй половине XVIII века в русском уголовном законодательстве наблюдается тенденция к сокращению смертной казни, а на практике - к ограничению ее применения. В это же время появляются первые выступления против применения смертной казни в уголовной политике, что скорее всего, было связано с появлением необходимости отмены крепостного права, а, соответственно, пересмотра подхода к уголовным санкциям с точки зрения требований новой просветительской эпохи.

В 1813 году был разработан новый проект Уголовного уложения . В нем впервые в истории русского уголовного законодательства была разработана система наказаний, включенная в Общую часть. Проект определял семь родов наказаний с подразделением их на разные степени: смертная казнь, лишение всех политических и гражданских прав (гражданская смерть); лишение свободы и чести; бессрочное лишение свободы; денежные пени; церковное покаяние. Но в 1824 году проект Уголовного уложения не был принят Государственным Советом. Основная причина состояла в том, что имели место серьезные возражения относительно включения смертной казни в систему наказаний.

Восшествие на престол императора Николая I ознаменовалось восстанием на Сенатской площади, подавлением его и казнью пяти декабристов. Суд над ними осуществлялся не высшим судебным органом России - Сенатом (хотя дела о преступлениях, затрагивающих основы государственного строя, были подсудны Сенату), а созданным по указанию императора Особым судебным присутствием - Верховным уголовным судом. Смертный приговор был вынесен 36 декабристам. В обоснование применения смертной казни суд ссылался на Уложение 1649 года , Морской устав 1720 года , Воинский устав 1716 года , Полевое уголовное уложение для действующей армии 1812 года и другие акты. В приговоре был определен способ применения смертной казни: четвертование, предусмотренное воинским уставом 1716 года. Николай I, утвердил только пять смертных приговоров через повешение. Остальным приговоренным смертная казнь была заменена каторгой.

Свод законов Российской империи 1832 года , вступивший в действие 1 января 1835 года, впервые довольно четко определили пределы применения смертной казни. Она могла назначаться только за наиболее тяжкие виды государственных преступлений лишь в тех случаях, когда дела об этих преступлениях передавались на рассмотрение Верховного уголовного суда. Смертная казнь допускалась также и за карантинные преступления, и, наконец, - за воинские преступления, совершенные во время военного похода. Но поскольку Свод законов 1832 года содержал ряд существенных недостатков, то вскоре был образован особый комитет под руководством Блудова, задача которого была составить проект нового уложения. Блудов юридически обосновывал правомерность существования смертной казни в России, утверждая, что законодательным путем она не была отменена ни при Елизавете, ни при Екатерине П. Проект Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предлагал установить смертную казнь за важнейшие государственные преступления, умышленное убийство родителей, за вторичные тяжкие преступления (убийство, поджог, разбой, грабеж) и важнейшие карантинные преступления. После корректировки Николаем I Уложение о наказаниях смертная казнь предусматривалась только за государственные и карантинные преступления. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года воспроизвело все положения о смертной казни Уложения 1845 года . Эти законодательные акты так же, как и Уложение 1903 , года сократили применение смертной казни по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством.

В последние два десятилетия XIX века и в начале XX века смертная казнь в России применялась на основе Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 4 сентября 1881 года . Положение предоставляло высшим административным чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях.

Очередная попытка отмены смертной казни была произведена 19 июня 1906 года на заседании первой Государственной Думы при обсуждении проекта закона об отмене смертной казни. Однако после принятия этого закона в Государственной Думе он не был утвержден Государственным Советом.

После февральской революции 1917 года Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд прогрессивных демократических актов. 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако уже 12 июля 1917 года она была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя, т.е. за ряд государственных и воинских преступлений в военное время.

Материал +18

С мертной казнью называют высшую меру наказания. История смертной казни начинается с возникновения самой первой формы государственности. Но если в раннефеодальном обществе смертная казнь была достаточно редким явлением, то со временем такое наказание постепенно развивалось.

Четвертование. 15 в. Вытягивание кишок. 1400-1450 гг.

Так, в Средневековье смертная казнь применялась не только в случае тяжких преступлений (убийство или разбой), но и за религиозные взгляды, считавшимися вне закона, – колдовство, например.

Хотя казнь на смерть применялась и в рядовых ситуациях с мелкими проступками – мелкая кража.

Такая форма наказания намеренно исполнялась публично, нередко казнили с предварительными пытками, например, существовали казни:

  • через четвертование;
  • колесование;
  • вытягивание кишок;
  • сожжение;
  • посажение на кол;
  • сваривание в кипящем масле;
  • закапывание живьем.

Публичные казни использовались для устрашения, чтобы другим неповадно было нарушать законы.

В уже упомянутые Средние века казнь могла быть использована не только государственным судом, но и по отношению к своим крепостным.

Вольтер подсчитал, что в средневековой Европе за одно только колдовство сожгли более 100 000 человек.

Жестокость пыток с последующей казнью меняется к XVII-XVIII векам. В эти времена английские законы предусматривали 140 составов преступлений, за которые могли казнить, во Франции их было чуть меньше – 115.

Просветители сделали все возможное, чтобы уже к концу XVIII века казнь изменилась в своей форме.

Так, например, 1786 году, в Тоскане, официально отменили смертную казнь.

В Австрии сделали тот же шаг в 1788 году, хотя через время опять восстановили. Все-таки подвижки были – теперь казни применялись непублично, отменяют отдельные виды пыток.

Последняя казнь за колдовство через сожжение была применена в 1775 году в Германии.

В Англии постепенно уменьшается перечень преступлений, за которые казнили смертью.

В 1874 году, если в Англии человека видели в окружении цыган в течение месяца, к нему применяли смертную казнь.

В русском законодательстве смертная казнь применялась за кражу, которую совершили в третий раз. Это описано в Двинской уставной грамоте (1398 г.). Псковская судная грамота (1467 г.) расширила перечень преступлений до казнокрадства, поджогов, воровства в церкви, государственной измены.

Воинские артикулы предполагали смертную казнь в 123 случаях. Казнь осуществлялась через:

  • сожжение,
  • повешение,
  • отсечение головы,
  • заливание расплавленного металла в горло,
  • четвертование,
  • посажение на кол,
  • колесование, закапывание по плечи в землю.

Отказ от смертной казни попыталась осуществить Елизавета, дочь Петра I. Она издала законы, согласно которым смертный приговор не исполнялся, а представлялся в Сенат (1743, 1744 гг.).

Традиционная смертная казнь в основном заменялась на политическую через клеймение, рвание ноздрей или вечную ссылку в каторгу.

Несмотря на все указы и законы, смертная казнь все равно осуществлялась. В частности, вследствие пугачевского восстания было казнено около 20 тысяч.

Свод законов Российской Империи 1832 году предусматривал высшую меру наказания за:

  • политическое преступление,
  • нарушение карантинных правил,
  • воинское преступление.

К XIX веку такая мера наказания практически не использовалась. В ходе революции (1905 – 1907 гг.) ее применение на время восстановилось, но решение принимали внесудебные органы, такие как военно-полевые суды или главнокомандующие.


С. А. Кириллов. «Степан Разин»

В 1917 году ее восстановили за убийство, измену, разбой, но только на фронте. При Советском режиме применялись расстрелы, но только в отдельные периоды. Самая широкая практика была развернута в 30ые года за контрреволюционные преступления, но на протяжении всего времени существования Союза высшая мера наказания считалась «временной».

Полную отмену смертной казни ввели Эквадор (1906 г.) и Уругвай (1907 г.). К концу 80ых такое же решение приняли еще 30 стран.

К концу 1995 года смертный приговор отменен в 72 странах, в 30 других ее признали де-факто, но 90 стран сохранили казнь как меру наказания.

Несмотря на общемировую тенденцию отказа от такого приговора, история смертной казни на этом не завершается. Некоторые штаты США наоборот – восстанавливают казнь, а в таких странах как Саудовская Аравия, Корея, Китай эта мера наказания расширяет сферы своего применения.

В нынешнем обществе статистика смертной казни определяет уровень экономического и социального развития государства. Чем выше уровень жизни, больше уважения к личности человека, тем меньше статей законов, предполагающих смертную казнь.

Аргументы по теме

Смертная казнь в Беларуси


Статистика смертной казни в Беларуси указывает на статьи, за которые выносится подобный приговор. Сюда входят убийства, преступления против государства, террористическая деятельность. За 2004–2006 год в Беларуси приговорили к смерти 16 человек.

Смертная казнь в США

История возникновения США во многом определяет распространенность в ее штатах высшей меры наказания. Некогда на остров свободы съезжались со всего мира авантюристы и преступники, укрывающиеся от закона, а также первооткрыватели и труженики, пытающиеся найти работу в новом мире. Все эти люди ежедневно рискуя жизнью, мало были похожи на благопристойных граждан нового государства. Заставить их выполнять законы, можно было только под страхом смерти.

Статистика смертной казни в США возникла в 1612 году. Тогда в штате Вирджиния был принят ряд законов, включающих в себя высшую меру. В 1630 году впервые был исполнен приговор (штат Массачусетс). В 1665 году в Нью-Йорке приняли законы, за нарушение которых полагалась смерть. Статистика смертной казни в США по годам представлена ниже на диаграмме.

Если посмотреть на рисунок, можно отметить увеличение количества казней с 1976 до 1999 гг. и постепенное снижение к 2010 году. Позже существенных изменений не происходило.

История смертной казни в России

Статистика смертной казни в России берет начало из древней Руси, когда князь Владимир ввел христианство (988 год). До этого времени такого понятия как смертная казнь на Руси не существовало, а вопросы наказания преступников решались путем кровной мести.

Новая религия пыталась утвердить себя и требовала обновления законов, поскольку внушить славянам, родовые обычаи которые держались на законе правоты сильнейшего, было невозможно. По совету отцов церкви князь Владимир определил за разбойные нападения карать лишением жизни. Со времен введения христианства, статистика назначения смертной казни в России выглядит следующим образом:

  • 1397 год – первый судебник, в котором упоминалось применение казни;
  • правление Алексея Михайловича Тишайшего (отца Петра 1) – в изданных законах содержалось 54 пункта, за которые полагалась высшая мера;
  • устав для военных Петра 1 содержал 200 пунктов, ведущих к этому наказанию;
  • правление Елизаветы – физическое уничтожение заменили пытками и увечьями, а также широко применялось избиение плетями;
  • Екатерина Вторая отказалась казнить за общие провинности, смерть полагалась только ;
  • император Павел отказался от казни в тех губерниях, которые исторически имели право сами решать судебные вопросы;
  • Александр 1 отменил казни на присоединенных территориях (например, Грузия).
  • 1826 год отмена казни в Финляндии, а в 1845 вернулось наказание за некоторые государственные преступления.

При, казалось бы, гуманистических тенденциях в русле отмены казней, присутствовало «битье плетьми», которое часто приводило к летальному исходу. В 1917 году отменили расстрел, а в 1918 повторно ввели высшую меру. Во времена СССР статистика выглядела так:

  • уголовный кодекс 1922 года содержал 6% статей со смертной казнью;
  • в 1920–1940 годах казнь видоизменилась, появилось много расплывчатых формулировок. Функции вынесения/исполнения приговора были частично выведены из государственных полномочий. В 1926 году было уменьшено количество статей, за которые полагалась высшая мера;
  • 1961 г. вышел указ, которым были расширены преступления, приводящие к высшей мере наказания
  • 1996 г. президент заблокировал возможность исполнения наказания;
  • 1997 г. окончательный отказ от казней (мораторий);
  • 1999 г. помилован последний заключенный, приговоренный к смерти.

Смертная казнь в мире

Как показывает статистика смертной казни в мире, все страны можно условно поделить на 4 категории:

В 2016 году наметилась общая тенденция снижения количества проводимых казней. Статистика смертной казни свидетельствует об уменьшении количества проводимых казней в мире и отказе от этого наказания. На фото приведена тенденция уменьшения количества совершенных казней по странам за прошедший год.

С незапамятных времен было подмечено, что смертную казнь нередко сопровождают невероятные мистические явления.
Статистика смертных приговоров, просто насыщена роковыми совпадениями как и трагическими так и счастливыми “случайностями”.
Порой кто-то из приговоренных к смерти по невероятному стечению обстоятельств оставался жив, а помилованные, наоборот, все равно погибали. По какой причине так происходит — непонятно, но факты говорят сами за себя.

Сто лет отцеубийства

Вот лишь несколько из самых известных невероятных совпадений.

1911 год — в городке Гринберри-Хилл около Лондона были осуждены и повешены убийцы-подельники. Их фамилии были Грин, Берри и Хилл.

Нечто похожее произошло в 1952 году в Луизиане (Америка). Преступники которых приговорили к смертной казни были с фамилиями Стил, Роуд и Плейс ими было совершено убийство на улице Стилроуд-плейс.

1846 год, 13 февраля – во Франции в Тарбе за отцеубийство был казнен человек, которого звали Жан-Мари Дюбарри. Позднее местными чиновниками было обнаружено, что его прямой предок с тем же именем, Жан-Мари Дюбарри был казнен за точно такое же преступление — и также 13 февраля! Только за 100 лет до того — в 1746-м году.

Интересна любовная история американки Эвелин Миттелмен. Ее возлюбленными всегда были гангстеры. При этом каждого бывшего любовника убивал последующий. Так произошло четыре раза. Пятого любовника, Гарри Строуса, за многочисленные преступления приговорили к смертной казни. В день исполнения приговора ему было разрешено свидание с Эвелин. После него Строус вернулся в камеру и там неожиданно упал со стула, ударился головой о бетонный пол и умер.

Роковое число

Со смертной казнью неразрывно связано несчастливое число 13 — возможно, потому, что, согласно библейскому сюжету, Каин убил своего брата Авеля в 13-й день лунного месяца.

Выше уже упоминалось, что казнь двух французов по имени Жан-Мари Дюбарри произошла 13 февраля в 1746 и 1846 годах.

Невероятной была роль числа 13 в казни американского серийного убийцы Кроуфорда Голдсби, которая состоялась в Арканзасе в 1893 году. Он был осужден за убийство 13 человек. Убийца был арестован 13 февраля.

На суде дело слушали 13 часов, показания давали 13 свидетелей. Приговор привели в исполнение через 13 дней после оглашения. Лестница к виселице насчитывала 13 ступеней, а смерть убийцы наступила в 13 часов 13 минут.

1826-год, 13 июля — состоялось казнь пятерых декабристов. Несчастливое число явно сыграло свою роль при проведении казни. У троих из них веревка оборвалась, но казнь все равно довели до конца.

2005 год, 13 декабря — в американском штате Калифорния казнили Стэнли Уильямса — убийцу и грабителя, который ожидал исполнения смертного приговора почти 25 лет.

Стэнли Уильямс в тюрьме раскаялся в своих преступлениях, стал писать детские книги и вошел в историю как единственный номинант на Нобелевскую премию, которого приговорили к смертной казни.

От судьбы не уйдешь

Бывает, что кара настигает приговоренного к смерти в тот момент, когда, казалось бы, самое ужасное уже позади. Будто сама судьба делает все, чтобы преступника настигло .

1996 год — Лоуренса Бейкера во Флориде за двойное убийство был приговорен к казни на электрическом стуле. Приговор должны были привести в исполнение накануне Рождества — но в честь праздника губернатор штата помиловал преступника.

Начальство тюрьмы разрешило ему посмотреть телевизор, пользуясь наушниками, чтобы не мешать другим заключенным. 1 января на подстанции внезапно резко подскочило напряжение. Бейкера убил разряд тока, который прошел через наушники.

Начало 2 000-х годов — в штате Техас приговорили к смерти убийцу Рони Блеквила. Жена губернатора штата упросила мужа проявить милосердие. День казни выпал на день ее рождения — и в шесть утра она объявила супругу, что лучшим подарком будет подпись на документе о помиловании. Губернатор согласился и подписал нужные документы.

Но позвонить или отправить электронное сообщение в тюрьму, где содержали Блеквила, не удалось: прошедший ночью ураган оборвал электрические и телефонные провода, мобильная связь также не работала. Один из помощников губернатора вызвался поехать к месту казни, но из-за тумана в начале пути разбил автомобиль. Пришлось отправить другого служащего — но того в дороге прихватило расстройство желудка, из-за чего он потерял время. Кроме того, перед самой тюрьмой в его машине закончился бензин.

Помощник губернатора примчался туда бегом. До казни, назначенной на восемь часов, оставалось три минуты. Но выяснилось, что письмо осталось у того чиновника, разбившего машину. Начальник тюрьмы не решился взять на себя ответственность без официального документа, и приговор был приведен в исполнение.

Пережившие смерть

Точно так же силы природы вмешивались в проведение казни — но уже для того, чтобы она не состоялась.

1724 год — в английском Эдинбурге за убийство своего ребенка была повешена Мэгги Диксон. Семья смогла уговорить палача и забрать бездыханное тело. Его положили в гроб и понесли хоронить на местное кладбище. Неожиданно из гроба раздался громкий стук. Родственники, преодолевая страх, сняли крышку — женщина была живой. Поскольку казнь была проведена по всем правилам, ее не повторяли. Мэгги прожила еще , а в Эдинбурге по сей день существует таверна, названная в ее честь.

1872 год – в Австралии убийца по прозвищу Мужик Фрэнсис избежал наказания благодаря череде удивительных случайностей. Вначале казнь была отложена на несколько часов, чтобы на ней смог присутствовать занятый делами шериф.

За это время прошел дождь, и веревка намокла. Ее высушили над огнем – как результат она перестала скользить. Когда палач выбил из-под Фрэнсиса опору, он повис в петле — но та не сжималась. Спустя три минуты преступник подтянулся на руках, вынул голову из петли и спрыгнул вниз. В результате казнь заменили на пожизненное лишение свободы.

2009 год — американца Ромеля Брума суд города Лукасвиль (штата Огайо) приговорил к смертной казни за похищение и убийство. Врачи на протяжении двух часов старались найти у Брума подходящую для инъекции вену — и наконец объявили, что не смогут гарантировать гуманное действие препарата. Смертный приговор вначале отсрочили, а позднее, под давлением общественности, заменили пожизненным заключением.

Он хотел родиться деревом

Со смертной казнью связаны и другие числовые совпадения — например, дата 15 марта. Почему-то именно на этот день выпадало большое количество казней.

1536 год, 15 марта — состоялась тайная казнь Ибрагима-паши по приказу султана Сулеймана Великолепного (он был задушен после ужина с султаном).

1718 год, 15 марта — в Москве на Красной площади проходили массовые казни, которые продолжались больше трех часов, Петр I велел, чтобы на них присутствовал его сын Алексей.

1938 год, 15 марта – был приведен в исполнение приговор по делу Рыкова и Бухарина, обвиненных в шпионаже и названных врагами народа.

В этот же день, 15 марта 1938-го, был расстрелян Генрих Ягода, бывший глава НКВД — тоже по обвинению в сотрудничестве с иностранными разведками.

1988 год, 15 марта — в американском штате Флорида в результате судебной ошибки был казнен Вилли Дарден, которого, несмотря на его алиби, осудили за смерть трех человек. Настоящий убийца был арестован через две недели.

1990 год, 15 марта — в Ираке за шпионаж повесили английского журналиста иранского происхождения, репортера журнала «Обсервер» Фарзада Базофта.

И еще такое трагическое событие, пришедшееся на эту дату: 1963 год, 15 марта — за похищение и убийство американцу Виктору Фегуэру была введена смертельная инъекция. Его последним ужином была единственная оливка — он проглотил ее с косточкой, чтобы в следующей жизни родиться деревом.

Бегун без головы

В истории смертных казней есть случаи, когда уже после приведения приговора тела приговоренных совершали какие-либо движения или говорили.

В архиве жандармского управления Томской губернии сохранились документы о событии, которое произошло в конце XIX столетия, когда суд присяжных приговорил к повешению убийцу жены и троих малолетних детей.

После того как повешенного вынули из петли, врач наклонился над телом, чтобы констатировать смерть. Но «труп» внезапно ухватил доктора за горло — и лишь после этого окончательно лишился жизни. Полицейские не смогли разжать застывших рук, в результате чего доктор скончался от удушья.

Похожий случай был документально зафиксирован в средневековой Германии. Дворянина Дица фон Шаунбурга и четверых его соратников, которые восстали против баварского короля, приговорили к отсечению головы. Казнь проходила в присутствии короля. Фон Шаунбург обратился к нему с последней просьбой: если он, уже без головы, сможет пробежать мимо других приговоренных, то их помилуют. Монарх согласился.

Расстояние между осужденными составляло восемь шагов. Обезглавленное тело Дица фон Шаунбурга сделало 32 шага — и лишь после этого рухнуло на землю. Потрясенный король выполнил свое обещание.

Чем обусловлены такие невероятные совпадения? Прямо на этот вопрос, вероятно, никто не сможет дать ответ. Возможно, в проведение казней вмешиваются некие Высшие Силы? А нам пока лишь остается фиксировать факты и убеждаться в их невероятной природе.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ