Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

На сегодняшний день, в соответствии с приказом министра обороны «общественная организация ― «Комитет ветеранов подразделений особого риска» ― решает, является или нет заявитель пострадавшим от радиационной катастрофы», — .

«По нашему мнению, передача одной из общественных организаций государственных функций нарушает основополагающий конституционный принцип равенства всех граждан и всех общественных организаций перед законом», — считают в «Беллоне».

В организацию «Беллона» часто обращаются люди, которым довелось быть ликвидаторами последствий радиационных аварий и катастроф.

Вот только один пример. 10 августа 1985 года в дальневосточной бухте Чажма на территории 30-го судоремонтного завода (воинская часть 63971) Военно-морского флота произошла авария на атомной подводной лодке К-431.

В атмосферу было выброшено около шести миллионов кюри радиоактивных веществ. Уровень радиоактивного загрязнения территории воинской части в десять тысяч раз превысил предельно допустимые нормы. В ликвидации аварии принимал участие гражданский и военный персонал завода, всего 2209 человек.

Большинство этих людей до сих не может доказать своё участие в ликвидации последствий аварии и, соответственно, не пользуется никакими льготами. Как писал об этом Григорий Пасько в своей статье « », «все документы, напрямую подтверждающие действий работников во время аварии (планы работы цехов, заказ-наряды, рабочие листки на выполнение конкретных работ, приказы и прочее), были уничтожены».

Бывшая медсестра воинской части Ирина Вяткина, принимавшая непосредственное участие в ликвидации последствий аварии, серьёзную долю облучения, стала инвалидом, но не может подтвердить свой статус «ветерана подразделений особого риска».

Одной из причин проблем, с которыми сталкиваются ликвидаторы, является запутанная, непрозрачная, забюрократизированная система учёта и выявления «ветеранов подразделений особого риска».

Собственно говоря, эта обязанность должна лежать на государстве. Люди, потерявшие своё здоровье, выполняя государственные задачи, имеют право на материальную компенсацию и общественное признание своей роли.

Но не всё так просто… В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 18.08.2005 года № 354 право участвовать в решении вопроса о праве людей на статус «ликвидатора» и положенные льготы было предоставлено «Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации».

Как поясняет юрист ЭПЦ «Беллона» Нина Поправко: «Данным приказом утверждена «Инструкция о порядке и условиях выдачи удостоверения». В соответствии с пунктами одиннадцать и двенадцать данной Инструкции, ушедшие в запас военнослужащие и бывшие гражданские специалисты, пострадавшие от радиационных катастроф и участвовавшие в ликвидации их последствий, подают заявления в военные комиссариаты по месту жительства. Далее запрос направляется в воинскую часть, где заявители проходили службу или работали в качестве гражданских специалистов».

По словам Поправко, если воинская часть подтверждает факт службы, то запрос направляется в министерство обороны и в Комитет ветеранов подразделений особого риска (ПОР). Именно сотрудники ветеранского комитета формируют «личное дело» заявителя и дают экспертное заключение по документам, которые он предоставил.

«Таким образом, именно общественная организация — Комитет ветеранов ПОР дает экспертное заключение и решает, является или нет заявитель пострадавшим от радиационной катастрофы, имеет ли он право на льготы, — говорит юрист. — С другой стороны, ни в одной инструкции, насколько мне известно, не прописана ответственность сотрудников и членов комитета за возможные ошибки, за неверно принятые решения».

Кто не отвечает на журналистские запросы

«Обращение людей на сайт «Беллона.Ру» и расследования наших журналистов и юристов, подтверждают тот факт, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» совсем не всегда встаёт на сторону ветеранов… Люди, пострадавшие от радиационных катастроф, не могут получить подтверждения своего статуса и положенные льготы. Это довольно-таки странная и закрытая организация. Практически невозможно получить информацию о её деятельности», ― говорит главный редактор сайта «Беллона.Ру» Рашид Алимов.

4 апреля 2007 года Алимов обратился с журналистским запросом к председателю ветеранского объединения Владимиру Бенцианову. Журналист попросил главу ветеранского союза обнародовать «статистику удовлетворенных и неудовлетворенных обращений граждан». Также Алимова интересовал вопрос о том, «какова роль Комитета ветеранов как общественной организации в принятии решения о выдаче или невыдаче удостоверения» и «на основании каких распорядительных актов организация была создана».

Запрос был получен одной из сотрудниц организации 9 апреля, что подтверждается почтовым «уведомлением о вручении». Но ответ из ветеранского комитета Алимов так и не дождался.

25 июня 2005 года журналист обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании бездействия (непредоставления ответа на запрос) со стороны «Комитета ветеранов подразделений особого риска» и его главы Владимира Бенцианова.

9 июля 2007 года Кировским районным судом требования журналиста были удовлетворены. Суд признал незаконным «бездействие государственно-общественной организации «Комитет ветеранов подразделений особого риска», выразившееся в не предоставлении ответа на запрос от 4 апреля 2007 года».

«Экологический правозащитный центр «Беллона» намерен и в дальнейшем обращаться в судебные инстанции, если должностные лица не будут отвечать на запросы граждан, активистов и сотрудников «Беллоны», ― говорит Поправко, представлявшая интересы журналиста в суде.

«Журналистские запросы и обращения граждан ― это важнейшая часть их информационных прав. А за реализацию информационных прав надо бороться, также как и за применение других правовых норм… Непредставление ответа на запрос журналиста фактически блокирует редакционную работу, что нарушает не только его права, но и права читателей и учредителей средства массовой информации», — заявляет юрист.

Кому и зачем нужны государственно-общественные организации?

Удовлетворение судебного иска редактора «Беллоны.Ру» к комитету ветеранов стало юридической победой «Беллоны», но многие вопросы продолжают оставаться без ответа. Во время судебного заседания глава ветеранской организации Владимир Бенцианов вручил адвокату Рашида Алимова официальный ответ на его запрос. Он также извинился за задержку с ответом, которая была, по его словам, связана «с пребыванием в лечебных учреждениях и длительными командировками».

Как говорится, лучше поздно, чем никогда… Впрочем, ответ Бенцианова даёт почву для новых, и весьма острых, вопросов. Владимир Яковлевич пишет, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска никогда во исполнение распорядительных документов Министерства обороны СССР не работал и прав на установление статуса «Участник действий подразделений особого риска» во исполнение поименованного Вами приказа МО РФ не имеет». Таким образом, глава организации фактически отрицает существование приказа министра обороны. Но «Беллона» обладает достоверной информацией о том, что такой приказ существует!

«Мы с большим уважением относимся к заслугам Владимира Яковлевича Бенцианова, но, конечно же, его ответ не может нас удовлетворить», — подчёркивает Поправко.

«Ситуация осложняется тем, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» является так называемой «государственно-общественной организацией», ― объясняет адвокат.

Статья 51 действующего федерального закона «Об общественных объединениях», принятого в мае 1995 года, предусматривает существование общественных организаций, созданных с участием государства.

В законе сказано, что «впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти». Но до сегодняшнего дня нормативные акты, касающиеся деятельности подобных объединений, не доступны для общественности. Эта тема фактически засекречена.

«Вполне вероятно, что многие нормативные акты просто не существуют, за двенадцать лет их не удосужились принять», — предполагает юрист «Беллоны».

Интересное положение получается… Министерство обороны передаёт одну из важнейших своих функций ― социальную поддержку бывших военнослужащих и гражданских специалистов ― общественной организации. Эта организация имеет особый и весьма «непрозрачный» статус. Сама организация отрицает тот факт, что она обладает подобными полномочиями… Замкнутый круг?

«Мне думается, что ситуация может измениться, если государство, в том числе министерство обороны, обнародует все документы и нормативные акты, связанные с государственно-общественными и общественно-государственными объединениями, ― считает Поправко. — Совершенно непонятно, почему эта информация должна быть секретной. В чём здесь государственный интерес? Кроме того, можно поставить под сомнение уместность самого существования подобных «привилегированных» общественных объединений. В правовом государстве все общественные организации должны быть равны перед законом, обладать равными правами, обязанностями и полномочиями».

Ответ Бенцианова Алимову вызывает много и других вопросов.

«Статус пострадавшего ни в одном из нормативных актов, по которым работает Комитет, не указан и обобщение данных о работе Комитета этими актами не предусмотрено. А поэтому никаких цифр, запрашиваемых Вами, Комитет представить не имеет возможности», — пишет глава организации. Получается, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» не осведомлён о правовом положении людей, пострадавших от радиационных катастроф и не владеет статистикой по этой категории граждан? Трудно, признаться, в это поверить…

В настоящее время редакция сайта «Беллона.Ру» готовит обращение в Министерство обороны Российской Федерации с требованием о предоставлении полной информации о порядке выявления и учёта ветеранов подразделений особого риска, пострадавших от радиационных катастроф. Если такая информация не будет предоставлена, редакция сайта «Беллона. Ру» намерена обратиться в судебные органы.

Сейчас в России активно обсуждаются планы создания новых ядерных объектов. Но не столкнутся ли нынешние работники атомной промышленности и сегодняшние военнослужащие с теми же проблемами, что и жертвы радиационной катастроф советской эпохи? Государство, которое намерено привлечь десятки тысяч новых людей в атомную промышленность, но не спешит выполнить своих обязательств перед ветеранами отрасли, напоминает азартного карточного игрока, который влезает во всё новые и новые долги и не спешит расплатиться со старыми кредиторами…

Ветераны подразделений особого риска являются представителями почетной категории граждан. Значит, им полагается определенный набор льгот и выплат в качестве компенсации за время, отданное служению Родине, и утраченное здоровье. Из данной статьи вы узнаете, кто относится к ветеранам подразделений особого риска, какие полагаются льготы ветеранам подразделений особого риска и членам их семей.

Кто относится к ветеранам подразделений особого риска

В глазах закона ветеранами подразделений особого риска признаются вольнонаемные и военнослужащие начальствующего и рядового состава различных войск. В частности, к данной категории льготников относятся:

  1. Лица, принимающие участие в подземных испытаниях ядерного оружия, а также в сборе и захоронении веществ, принадлежащих к категории особо опасных.
  2. Участники-военнослужащие личного состава специальных отделов по монтажу ядерных зарядов.
  3. Служащие-ликвидаторы последствий аварий на под- и надводных судах и других объектах.
  4. Участники подземных испытаний ядерного оружия в период возникновения опасности.
  5. Лица, принимавшие участие в период до 1963 года в испытаниях (и учениях с применением) оружия массового поражения, в том числе радиоактивных веществ.

Выплаты ветеранам подразделений особого риска, не являющимся инвалидами

Представителям данной льготной категории граждан предоставляется право на оформление некоторых дополнительных выплат, никак не зависящих от получения пенсионного пособия, его размера и факта получения дополнительного дохода:

Выплата Комментарий
ЕДВ (ежемесячная денежная выплата) Размер: 2397 рублей 59 копеек
Единовременная компенсация в счет утраченного здоровья Размер: 13 934 рубля 90 копеек
Ежегодное пособие за утраченное здоровье Размер: 1114 рубля 80 копеек
Ежемесячная выплата на приобретение продуктов питания Размер: 836 рублей 10 копеек
Компенсация 50% стоимости коммунальных услуг Включая газоснабжение, отопление, водоснабжение, электричество, канализацию, вывоз бытового мусора
Компенсация 50% стоимости твердого топлива для отопления частных домов, не подключенных к центральному отоплению Включая доставку дров до дома
Пособие по временной нетрудоспособности на основании больничного листа в размере 100% среднемесячного оклада Без учета страхового стажа. Также оплачивается консультация врача из другого региона.
Дополнительный отпуск с сохранением заработной платы Продолжительность: до 2 недель
Доплата к зарплате при переводе на более простую низкооплачиваемую должность по причине ухудшения состояния здоровья До размеров прежнего оклада
Пособие на покупку проездных билетов в общественном транспорте Сумма утверждается региональными властями. Проезд в пределах субъекта РФ.

Льготы ветеранам подразделений особого риска, не являющимся инвалидами

Важно! Ветераны подразделений особого риска, испытывающие нужду в улучшении жилищных условий и вставшие на учет в местной администрации, имеют право на получение муниципальной квартиры.

Ветеранам подразделений особого риска гарантируется предоставление следующих льгот на федеральном уровне (то есть всем без исключения представителям данной категории лиц по всей территории страны):

Льгота Комментарий
Право на первоочередное трудоустройство при увольнении по сокращению штата, ликвидации фирмы или ее банкротства Без учета отработанного на предприятии времени
Прием в дома-интернаты и дома для престарелых Без ожидания очереди
Зачисление детей ветеранов подразделений особого риска в детский сад без ожидания очередей Также предоставляется выплата на питание в ДОУ
Прием в ВУЗ вне конкурса с предоставлением места в общежитии Стипендия увеличивается на 50% в сравнении с выплатами других студентов
Медицинские услуги в поликлиниках и санаторно-курортных учреждениях бесплатно и без ожидания очередей Лекарства в аптеках также отпускаются без очереди
Право на первоочередное вступление в кооперативы Некоммерческие – жилищные, гаражные, садоводческие и т.д.
Освобождение от уплаты имущественного налога Только для испытателей ядерного оружия и ликвидаторов последствий ядерных катастроф
Налоговый вычет в размере 3 000 рублей Ежемесячно при исчислении НДФЛ с доходов
Изготовление, установка и ремонт зубных протезов бесплатно Кроме тех, что изготовлены из драгоценных металлов
Бесплатное предоставление лекарств и медицинских приборов По рецепту врача в период амбулаторного лечения

Выплаты ветеранам подразделений особого риска, признанных инвалидами

Важно! Ветераны подразделений особого риска, ставшие инвалидами по вине несения службы, получают право на те же льготы, что и ветераны, не получившие инвалидность. К тому же, инвалидам полагаются дополнительные выплаты.

В связи с тем, что ветеран утратил трудоспособность из-за несения службы, вредной для здоровья и порой опасной для жизни, Правительство назначило дополнительные компенсации, а именно:

  1. Ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в сумме 2397 рублей 59 копеек.
  2. Компенсацию за вред, причиненный здоровью ветерана:
    • 17481 рубль 92 копейки инвалидам I группы;
    • 8740 рублей 97 копеек инвалидам II группы;
    • 3296 рублей 37 копеек инвалидам III группы.
  3. Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на приобретение продуктов питания в сумме 836 рублей 10 копеек.
  4. Выплата на покупку проездных билетов в общественном транспорте по региону.

Льготы членам семей погибших ветеранов подразделений особого риска

Закон защищает также и членов семей, оставшихся без кормильца после гибели ветерана подразделения особого риска. Вдовы и иждивенцы служащего получают право на следующие привилегии:

  • единовременное пособие по случаю потери кормильца (матери и отцу – 13934 рубля 90 копеек, членам семьи – 27869 рублей 72 копейки);
  • ежегодная компенсационная сумма детям, оставшимся без кормильца (278 рублей 71 копейка);
  • прием в дома-интернаты и дома для престарелых без очередей;
  • пособие на продукты питания на каждого ребенка младше 14, если тот проживал с ветераном;
  • прием в ДОУ без очереди, выплата на питание в ДОУ, путевка в детский оздоровительный лагерь ребенку ветерана;
  • внеочередное обслуживание в бытовых службах;
  • право на первоочередное вступление в некоммерческие кооперативы;
  • преимущественное право на трудоустройство при закрытии компании;
  • скидка 50% при оплате счетов по ЖКУ, на приобретение дров при наличии печного отопления.

Экспертное мнение

Согласно тексту Постановления Правительства РФ от 11.12.1992 № 958 , ветераны подразделений особого риска должны обращаться за льготами не в отделение социальной защиты населения региона проживания, а в Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.

Ветераны подразделений особого риска

, подполковник юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Подразделения особого риска, ветераны подразделений особого риска – понятия достаточно новые. Мало кто знает, что стоит за этими словами. Богатое воображение может рисовать крутых парней, штурмующих дворец Амина, освобождающих заложников, участвующих в проведении специальных операций. Так ли это? Кто же они на самом деле, ветераны подразделений особого риска?

К ним прежде всего относятся непосредственные участники испытаний ядерного оружия, войсковых и других учений с применением такого оружия, лица, участвовавшие в устранении радиационных аварий на атомных надводных и подводных кораблях и других военных объектах, а также сборщики ядерных зарядов (до 31 декабря 1961 г.). Разумеется, они не суперсолдаты, но по силе духа и готовности к самопожертвованию не уступают им. Они изменили политическое лицо страны, придали государству статус мировой ядерной державы. О них пойдет речь в предлагаемой публикации.

На страницах нашего журнала впервые рассматривается данная тема. Любая информация о ядерных испытаниях, об авариях на ядерных установках долгое время относилась к сведениям, составляющим государственную тайну. Чернобыльская трагедия внесла свои поправки в информационную политику государства. В последнее время в открытой печати стали выходить материалы о создании атомной бомбы, истории испытаний ядерного оружия в СССР, достоянием гласности становится и печальная статистика аварий на атомных субмаринах.


Сведения справочного характера, исторические материалы, приводимые в статье, взяты из книги «Ядерные испытания СССР», подготовленной редакционной группой специалистов Министерства по атомной энергии и Министерства обороны Российской Федерации под руководством Министра Российской Федерации по атомной энергии профессора, о достижениях и потерях советских подводников подробнее можно прочитать в книге «Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы», авторы Л. Осипенко, Л. Жильцов, Н. Мормуль.

Данные материалы дают более полное представление о времени, месте, масштабах ядерных испытаний (аварий на ядерных установках) и о людях, принимавших участие в этих событиях. Они важны также для проведения анализа нормативных правовых актов , устанавливающих критерии непосредственного участия в действиях подразделений особого риска и порядок признания граждан ветеранами подразделений особого риска. К примеру, непосредственные участники свыше ста ядерных испытаний по действующему законодательству не являются ветеранами подразделений особого риска.

15 мая 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » (№ 000-1). Закон предоставил широкие права и льготы лицам, принимавшим непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие аварии.

Общество еще не знало о ветеранах подразделений особого риска, да и государственным мужам было пока не до них. То ли под давлением общественности (по принципу: «чем мы хуже других»), то ли по иным причинам 27 декабря 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принимает постановление «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска». Возможно, что об испытателях ядерного оружия, сборщиках ядерных зарядов и ликвидаторах радиационных аварий на ядерных установках военных объектов еще долгое время бы не вспоминали, если не катастрофа на Чернобыльской АЭС. Действительно, не было бы счастья, да несчастье помогло...

Итак, ветераны подразделений особого риска. О них впервые заговорили, как уже отмечалось, после принятия Верховным Советом Российской Федерации постановления от 01.01.01 г. № 000-1.

Верховный Совет Российской Федерации в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, постановил распространить действие Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 01.01.01 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 21. – Ст. 699. Закон в данной редакции уже не действует) на граждан из подразделений особого риска.

К гражданам из подразделений особого риска согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, Железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:

а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;


в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;

г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

Как Вы уже заметили, большая часть граждан из подразделений особого риска (пп. “а”, “б”, “д”) являются непосредственными участниками испытаний ядерного оружия. Продолжительное время, в течение более 42 лет, они оставались вне поля зрения государства. Вернее, наоборот, государство уделяло пристальное внимание этим лицам: с них брали подписки о неразглашении государственной тайны, в документах по учету личного состава не производились никакие записи, подтверждающие их причастность к испытаниям атомного оружия, скрывались дозы полученной радиации – делалось все, чтобы люди забыли и нигде не вспоминали о своей прошлой деятельности. А вот созданное при их непосредственном участии ядерное оружие превратило страну в мировую ядерную державу!

В 1999 г. на фоне непрекращающихся политических и экономических потрясений многие не обратили внимание на важное историческое событие – пятидесятилетие испытания первой советской атомной бомбы. Между тем каждый из нас, от Президента Российской Федерации до лица без определенного места жительства, понимает, что пока Россия обладает ядерным потенциалом, с нами всегда будут считаться, у нас есть исторический шанс поднять страну на ноги, достичь уровня развития западных держав.

Нельзя забывать также, что создание атомной бомбы – это великий подвиг советского народа, сравнимый, наверное, только с победой в Великой Отечественной войне.

Харитон, Главный конструктор первой советской атомной бомбы, писал: «Наша страна входила в атомную эпоху в исключительно тяжелых условиях. Из-за тягот военного времени люди были напряжены до предела, промышленность и хозяйство европейской части СССР разрушены, десятки миллионов наших соотечественников погибли в войне. ... Я поражаюсь и преклоняюсь перед тем, что было сделано нашими людьми в 1946 – 1949 годах.

Было нелегко и позже, но этот период по напряжению, героизму, творческому взлету и самоотдаче не поддается описанию. Только сильный духом народ после таких невероятно тяжелых испытаний мог сделать совершенно из ряда вон выходящее: полуголодная и только что вышедшая из опустошительной войны страна за считанные годы разработала и внедрила новейшие технологии , наладила производство урана, сверхчистого графита, плутония, тяжелой воды».

Через четыре года после окончания смертельной схватки с фашизмом наша страна ликвидировала монополию США на обладание атомной бомбой.

Испытания ядерного оружия явились одной из главных основ создания ядерного щита СССР. По мнению ученых, результаты ядерных испытаний долгие годы будут иметь большое значение для обороноспособности России и будут являться одним из элементов военно-технического фундамента нашей национальной безопасности.

ИЗ ИСТОРИИ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ СССР

Начиная со взрыва первой атомной бомбы и кончая последним ядерным испытанием в 1990 г. на полигоне «Новая Земля» СССР провел 715 различных ядерных испытаний: атмосферных, наземных, высотных, подземных, подводных и надводных, во время которых решались различные вопросы разработки и модернизации ядерного оружия, воздействия ядерного взрыва на военную технику, а также использования ядерных взрывов в мирных целях. В этих экспериментах было взорвано 969 ядерных устройств. Для сравнения можно отметить, что США провели 1056 испытаний ядерного оружия и ядерных взрывов в мирных целях с подрывом 1151 ядерного устройства.

Специалисты выделяют следующие этапы ядерных испытаний СССР:

Организован специальный комитет при ГКО для создания ядерного оружия, который возглавил заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР

Организовано Первое главное управление (ПГУ) при СНК СССР для создания атомной промышленности. Начальник – . В состав ПГУ вошел научный руководитель проблемы (постановление ГКО от 01.01.01г.)

Создано КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр – ВНИИЭФ, г. Саров) для разработки ядерного оружия. Начальник объекта –– . Главный конструктор –

Создана Горная сейсмическая станция для проведения ядерных испытаний. В 1948 г. преобразована в учебный полигон № 2 Министерства Вооруженных Сил (Семипалатинский испытательный полигон). Научный руководитель – , командир – генерал-лейтенант

сентябрь

В Генеральном штабе Вооруженных Сил создан специальный отдел по испытаниям ядерного оружия. Начальник – генерал-майор

На Семипалатинском полигоне испытана первая советская атомная бомба (РДС-1)

Испытание первой советской термоядерной бомбы РДС-6с на Семипалатинском полигоне

Войсковое учение с применением атомной бомбы на Тоцком полигоне. Руководитель – Маршал Советского Союза

Создание "Объекта - 700", впоследствии – полигон "Новая Земля". Начальник – капитан 1 ранга

Первое испытание (подводное) на полигоне "Новая Земля"

Испытание термоядерного заряда – прототипа современного оружия. Самый мощный ядерный взрыв на Семипалатинском испытательном полигоне – 1,6 Мт

СССР объявляет односторонний мораторий

Первое подземное ядерное испытание на Семипалатинском полигоне, штольня В-1

Самое мощное ядерное испытание СССР на полигоне "Новая Земля" (Е – 50 Мт, высота подрыва 4000 м)

Последнее ядерное испытание в атмосфере на полигоне "Новая Земля"

Вступил в силу Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, подписанный в Москве 5 августа 1963 г. представителями СССР, США и Великобритании

Первое подземное ядерное испытание на полигоне "Новая Земля", штольня Г

Первый ядерный взрыв в интересах народного хозяйства – создание искусственного водоема (озеро Чаган), первое испытание в скважине (скважина 1004)

Первый групповой взрыв в двух скважинах

Первый ядерный взрыв в соляном массиве в скважине

А-1. Организация испытательной площадки Азгир (Казахская ССР) для отработки технологии промышленных взрывов в массиве каменной соли

Первое ядерное испытание с одновременным подрывом нескольких зарядов в одной штольне (штольня 14)

Самое мощное подземное испытание (Е – 165 Кт) на Семипалатинском полигоне

Самое мощное подземное испытание на полигоне "Новая Земля"

Ядерное испытание с максимальным числом одновременно подорванных ядерных зарядов (8) в одной штольне

Вступил в силу де-факто Договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, подписанный 3 июля 1974 г. в Москве и ратифицированный обеими сторонами в 1990 г.

Вступил в силу де-факто Договор между СССР и США о подземных ядерных взрывах в мирных целях, подписанный 28 мая 1976 г. и ратифицированный обеими сторонами в 1990 году

Советский Союз находится в состоянии одностороннего моратория

Последний промышленный взрыв СССР (Архангельская область , РСФСР)

Последнее ядерное испытание на Семипалатинском полигоне (скважина 1365)

Последнее ядерное испытание СССР (полигон "Новая Земля", штольня А13-Н)

Президент Казахстана закрыл Семипалатинский испытательный ядерный полигон

СССР (Россия) объявил о моратории на проведение ядерных испытаний

Распределение количества ядерных испытаний СССР по условиям их проведения

Наземный взрыв

Воздушный

Высотный и космический взрывы

Подводный и надводный

Подземный взрыв

скважина

Число испытаний

Распределение количества ядерных испытаний СССР по месту их проведения

Место проведения

"Капустин Яр"

Площадка Азгир

Число испытаний

Основные ядерные испытания СССР (82%) были проведены на ядерных полигонах (на Семипалатинском испытательном полигоне – 64% и Северном испытательном полигоне «Новая Земля» – 18%), а 18% ядерных испытаний – за их пределами.

В период с 1957 по 1962 гг. на РИП «Капустин Яр» было запущено 10 носителей для проведения ядерных испытаний. В их число входят все 5 высотных и космических ядерных испытаний. Территориально площадка «Капустин Яр» относится к Астраханской области РСФСР. Целью этих испытаний было исследование поражающих факторов ядерного взрыва.

Войсковое учение с применением атомного оружия состоялось 14 сентября 1954 г. с участием 45 тыс. военнослужащих. Местом проведения учений был выбран полигон сухопутных войск, расположенный в Оренбургской области , севернее поселка Тоцкое, в малонаселенной местности. Непосредственным участником этих учений был и, председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска.

Тоцкие военные учения 1954 г. были первыми и единственными учениями с участием военнослужащих, в ходе которых применялся подрыв ядерных боеприпасов (в США было проведено 8 учений подобного типа). Руководил учениями выдающийся полководец, трижды Герой Советского Союза, заместитель Министра обороны, Маршал Советского Союза.

2 февраля 1956 г. в районе г. Аральска, Казахская ССР, был проведен наземный ядерный взрыв. Целью испытания было исследование поражающих факторов ядерного оружия.

В период с 1966 по 1979 гг. на площадке Азгир в Гурьевской области , Казахская ССР, было проведено 17 ядерных испытаний в интересах отработки ядерных взрывных технологий для промышленных целей. Все испытания проводились в скважинах.

За исключением указанных выше ядерных испытаний, начиная с 1965 г. за пределами рассмотренных полигонов и площадок было проведено 100 ядерных испытаний, которые отнесены к категории промышленных взрывов (всего в мирных целях было проведено 124 ядерных взрыва, из которых 117 – за пределами ядерных полигонов).

В 1999 г. всеобщее прекращение ядерных испытаний было закреплено в рамках международного Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Таким образом, ядерные испытания представляли собой масштабную и во многом уникальную деятельность, которая опиралась на усилия огромных коллективов , различных министерств и ведомств , в целом всего государства, однако к гражданам из подразделений особого риска (ветеранам подразделений особого риска) относятся только лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного (термоядерного) оружия, боевых радиоактивных веществ, непосредственные участники учений с применением такого оружия.

О взрыве и сопровождающих его физических явлениях нужно было знать все. Такие знания можно было получить только в результате натуральных испытаний ядерного оружия. На ядерных полигонах в целях проведения ядерных испытаний и всестороннего их обеспечения создавались группы, научные отделы, службы, подразделения, управления, которые впоследствии получили общее наименование подразделений особого риска. Они комплектовались в основном офицерами Министерства обороны. Лица, проходившие службу в таких подразделениях, признаются ветеранами подразделений особого риска.

Статус подразделений особого риска имеют, например, воинские части, указанные в Перечне частей, входивших в состав войсковой части 31600 и дислоцировавшихся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с 1949 г. по 1989 г., а также воинских частей, в которых производились испытания БРВ (приложение № 6 к приказу Министра обороны 1996 г. № 000): 01003; 01132; 01173; 01308; 01315; 01446; 01675; 01983; 02306; 08827; 10950; 10960; 11064; 11118; 11148; 11151; 12657; 12687; 14053; 14168; 21646; 25806; 28380; 30003; 32262; 32397; 33960; 34514; 41772; 42609; 44063; 45855; 46109; 46552; 47118; 48724; 51836; 51869; 52605; 52645; 55115; 55134; 55176; 55760; 56050; 59256; 61657; 62105; 62109; 62208; 62209; 71259; 77181; 77191; 93853; 93864; 96633.

Место нахожденния архивов: ЦА МО РФ.

Испытания БРВ: в/ч 5110, архив – ЦА МО РФ, в/ч 51105;

в/ч 99795, архив – ЦА МО РФ, Центральный военно-морской архив МО РФ.

Все же прохождение службы в подразделениях особого риска не является безусловным основанием для признания граждан ветеранами таких подразделений. Многие ветераны никогда не служили в подразделениях, специально предназначенных для проведения ядерных испытаний (например, участники Тоцких учений).

Главным критерием для признания граждан, причастных к созданию ядерного щита Родины, ветеранами подразделений особого риска является непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия, которое выражается в выполнении конкретных служебных обязанностей в период этих испытаний.

(Продолжение следует)

О них молчали с момента создания ядерного оружия. Солдат и офицеров подразделений особого риска словно бы не было. Они служили на атомных объектах, участвовали в испытаниях военного атома, умирали от болезней, спровоцированных облучением. И все было шито-крыто, пока страну не накрыла чернобыльская беда. Тогда, по примеру ликвидаторов Чернобыля, они стали бороться за свои права. В начале 90-х годов государство их, наконец, признало.

Но и сегодня далеко не все еще знают об этой официальной легализации ветеранов подразделений особого риска, о том, какие приняты документы.
Но много дольше эти люди молчали о своих судьбах. Да и сейчас, встречаясь на собраниях областной организации ветеранов подразделений особого риска, они далеко не все рассказывают о себе. Глубокая завеса секретности над делами и событиями полувековой давности наложила на них свой отпечаток. А по сути, все они стали вольными или невольными испытателями ядерного оружия. Только в конце прошлого века, после взрыва на Чернобыльской АЭС, сведения о ядерных испытаниях и авариях были рассекречены.

«Подразделения особого риска» были организованы в СССР в 1954 году в связи с созданием ядерного оружия и необходимостью обслуживания арсеналов, эксплуатации спец.техники, обслуживания испытательных полигонов и т.д. На территории бывшего Советского Союза проживает более 25 тысяч ветеранов подразделений особого риска. На сегодняшний день в НСО более 100 ветеранов этих подразделений.

Об этих подразделениях обычно говорят скупо и мало, а долгие годы вообще тщательно скрывалось и существование подобных служб, и людей, которые там работали. Между тем эти ветераны действительно выполняли свой патриотический долг с огромным риском для здоровья и жизни. Одни участвовали в таких испытаниях на Семипалатинском и Новоземельском ядерных полигонах. Другие, в основном моряки-подводники, прошли через радиационные аварии и катастрофы на нашем атомном флоте. Третьи - невольно попали в зоны испытаний ядерного оружия во время службы в армии.

Впервые в СССР ядерная бомба была испытана 29 августа 1949 года . Произошло это на специальном полигоне в 70 километрах от Семипалатинска. А 14 сентября 1954 года в Оренбургской области на Тоцком полигоне начались общевойсковые учения под общим названием «Прорыв подготовленной тактической обороны противника с применением ядерного оружия». Тогда проверялся характер влияния факторов ядерного взрыва на проведение наступательных и оборонительных операций всех родов войск. В этих учениях приняли участие 45 тысяч военнослужащих (39 тысяч солдат, сержантов и старшин, 6 тысяч офицеров).
Сегодня из всех участников того "эксперимента" в живых осталось порядка 3 тысяч человек, в Новосибирской области - около10 человек.

Чтобы бороться за свои права, ветераны подразделений особого риска вынуждены были объединиться в общественную организацию. Комитет, объединяющий ветеранов подразделений особого риска, в России был создан в 1991 году постановлением Верховного Совета РСФСР.

Всего ВПОРовцев в НСО 124 человека, в т.ч.
-участвовавших в испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне 104 чел.
-участвовавших в Тоцких учениях 6 чел.
-испытания ядерного оружия на полигоне Новая Земля 2 чел.
- испытания ядерного оружия на полигоне Капустин Яр 1 чел.
-сборщики ядерных зарядов 6 чел.
-атомные подводные лодки 4 чел.
-Ладожское озеро 1 чел.


«Презревшим опасность, выполнившим свой воинский долг во имя оборонного могущества Родины»

Иштокин Иван Иванович (14.01.1927-19.07.1997)
Ветеран ПОР. Родился в г. Краматорск Донецкой области. Принимал участие в испытаниях атомной бомбы на Семипалатинском полигоне в период 1949-1956 года. Занимался обслуживанием авиационной техники по забору и анализу радиоактивности в составе в\ч 93851. 1993 г.-председатель комитета «Ветераны ПОР» при Сибирском региональном Союзе «Чернобыль».

Обливальный Анатолий Павлович (3.10.1935-14.11.1998)
Родился в с. Вороново Болотнинского района Новосибирской области. В 1969 г. был приглашен на работу на Семипалатинский полигон. Работал на строительстве стенда для испытания ядерного ракетного двигателя. Принимал участие в десятках испытаний. После ухода на пенсию с 1993 г. работал в Сибирском региональном Союзе «Чернобыль». 1993-1998 г.-председатель комитета «Ветераны ПОР» при Сибирском региональном Союзе «Чернобыль». При его участии были созданы комитеты «Семипалатинцы». В 1998 г. по его инициативе создана Межрегиональная общественная организация «Ветеранов подразделения особого риска».

Мигиренко Георгий Сергеевич (30.09. 1916, Одесса — 23.06.1999, Новосибирск)
— советский военный деятель и учёный в области механики, организатор науки, педагог высшей школы, доктор технических наук (1953), контр-адмирал (1962), лауреат Ленинской премии(1962), Заслуженный деятель науки и техники РФ.
После окончания войны защитил кандидатскую диссертацию по действию подводных взрывов на корабли, получил направление в докторантуру при Математическом институте имени В. А. Стеклова, научным консультантом стал академик М. А. Лаврентьев. Доктор технических наук (1954). Исследовал действие атомных взрывов на корабли, в 1957 году руководил экспериментами на Новой Земле по определению «влияния атомных взрывов на корабли и подводные лодки».
В 1958 году по приглашению М. А. Лаврентьева принял участие в организации Новосибирского Академгородка. Заведующий отделом Института гидродинамики СО АН СССР (1958). Возглавил Морскую секцию Сибирского отделения АН СССР, где занимался проблемами высокоскоростного подводного движения. Организовывал взаимодействие между Академией наук и военно-морским флотом.

Егоров Иван Егорович (29.04.1934-18.09.2013)
Ветеран подразделения особого риска. Майор в отставке. С апреля 1959 г. по октябрь 1966 г. занимался транспортировкой, хранением, сборкой ядерных СБЧ. С 1998 по 2009 года- председатель комитета «Ветераны ПОР» при Сибирском региональном Союзе «Чернобыль».


Тарасов Олег Васильевич

Ветеран ПОР. Принимал участие в 28 работах по подготовке и проведению ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне во время прохождения срочной службы в рядах Советской Армии 1973-1975 г.г. В настоящее время работающий пенсионер, принимает активное участие работе Комитета ветеранов ПОР. В феврале 2009 г. избран председателем «Ветеранов ПОР» и «Семипалатинцев» при Сибирском региональном Союзе «Чернобыль».


Мезенцев Борис Васильевич

Ветеран ПОР. В 1954 г. принимал участие в Тоцких войсковых атомных учениях в звании мл. сержанта. В ходе учений в составе саперной роты участвовал в отряде обеспечения движения мотострелкового полка.


Шантур Анатолий Ильич

Ветеран ПОР в период с 1960 по 1963 г. являлся непосредственным участником испытаний ядерного оружия в атмосфере, а в период с 1964 по 1990г. являлся непосредственным участником подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне.


Неуструев Петр Иванович.

Ветеран ПОР. Родился в 1928г. в Пензенской области. В 1955-1956г.г. в составе 241 бригады опытных кораблей беломорской флотилии Северного флота принимал участие в испытаниях ядерного оружия на острове Новая Земля. В тот период он имел воинское звание лейтенант, а в настоящее время он майор в отставке. В период надводных, подводных и воздушных ядерных взрывов 241 бригада использовалась для изучения воздействия поражающих факторов ядерного оружия.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ