Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

05 ноября 2013 года в нашей стране стартовала «реформа водительских удостоверений», в соответствии с которой вносятся изменения в закон «О безопасности дорожного движения». Сегодня мы продолжим рассматривать, какие же изменения коснулись автолюбителей с начала этой реформы.

В предлагаемом материале мы поговорим о тех особенностях, которые касаются использования водительских прав иностранными гражданами в РФ. А если конкретно, то мы расскажем о том, когда и в каких случаях иностранные граждане имеют право пользоваться национальными правами, какие условия позволяют использовать международные права, и в каких случаях им необходимо будет получать российские водительские права.

Особые отметки водительского удостоверения

Все же в первую очередь мы присмотримся к графе «особые отметки» в водительских правах. Такая графа в федеральном законе «О БДД» ранее нигде не упоминалась:

Это значит, что если в водительском документе отмечено, что очки/линзы обязательны, то водитель обязан выполнять такие требования. Если человек таких требований не выполняет – водительские права будут считаться юридически недействительными.

Подробное описание особых отметок и все, что с ними связано Вы можете прочитать в другой нашей статье « ».

Использование водительских удостоверений иностранцами

Рассмотрим особенности пользования водительскими удостоверениями иностранными гражданами:

Стоит обратить внимание, что п. 12 статьи 25 говорит о том, что в первую очередь здесь говорится об российских водительских правах национального образца. Таким образом, если у водителя-иностранного гражданина есть российские национальные права, значит управлять транспортными средствами он может только с ними.

В случае, когда российские национальные права отсутствуют – он имеет право пользоваться иностранным удостоверением.

Сразу отметим: иностранные водительские права не подходят для занятий коммерческой деятельностью. Управлять личным автомобилем иностранцу можно без проблем, но вот водить маршрутное такси можно будет только с российскими правами на руках.

Управления транспортом на территории России возможно с использованием иностранного международного водительского удостоверения, но такой документ должен дополняться в сочетании с иностранными национальными правами.

Иностранное национальное удостоверение конечно можно использовать и без сочетания с международным, но тогда оно должно идти в паре с заверенным нотариально переводом на русский язык. Или должно быть оформлено с дублирующими записи в правах символами русского/латинского алфавитов.

Чтобы было понятнее, подытожим все возможные ситуации, когда гражданин иностранного государства может управлять транспортным средством на территории РФ:

  1. При наличии водительских прав национального российского образца.
  2. При наличии одновременно и национальных прав своей родины и прав международного образца.
  3. При наличии национальных прав своей страны, но с буквами, дублированными на русский либо латиницу.
  4. При наличии национальных прав своей страны и нотариально заверенного их перевода.

Если с документами, позволяющими управлять автомобилем, мы разобрались, тогда рассмотрим такие нюансы:

Здесь говориться, что иностранцу можно управлять автомобилем только тогда, когда его возраст будет соответствовать установленному российским законодательством.

Простой пример: Во многих европейских странах и США права по категории «B» можно получить уже в 16 лет. В нашей же стране подобные права станут для иностранца действительными только после того, как юному водителю исполнится 18 лет. Всё то же самое можно сказать и про другие категории прав.

Не так давно в Российской Федерации был принят закон о запрете работы в России по иностранным водительским удостоверениям, закон уже вступил в силу, однако у водителей есть еще год для выполнения всех его условий. Причиной таких мер послужило увеличение количества ДТП, участниками которых выступали граждане других государств. Таким образом, легальная работа с иностранными правами в России в 2018 году может осуществляться только в том случае, если их обладатели обменяют национальные права на российские. Правда, депутаты Госдумы для получения документов российского образца отвели водителям-мигрантам еще год.

Трудовая деятельность мигрантов

Правительство РФ лояльно относится к трудоустройству граждан других стран на своей территории, единственным условием выступает соблюдение закона. В Трудовом кодексе РФ четко прописаны взаимоотношения наемного работника, в том числе и из другого государства, и работодателя, а также условия трудоустройства.

Привлечение внешней рабочей силы в лице мигрантов способствует развитию регионов России, однако им важно знать, действуют ли иностранные водительские удостоверения в России для работы.

По мнению чиновников, российские водители подготовлены лучше, чем их коллеги из ближнего или дальнего зарубежья, к тому нет возможности проверить легальность получения документов, разрешающих управлять транспортными средствами. Да и россияне склонны больше доверять водителям, получившим права в России.

Узнайте детальную информацию о том, как осуществляется трудовая деятельность иностранных граждан в РФ.

Запрет на работу с иностранными водительскими удостоверений

Несмотря на то, что некоторые водители начали обменивать свои национальные права еще в 2016 году, но, как всегда, существуют и такие, кто в меньшей мере осведомлен о том, можно ли работать мигрантам с иностранными правами на маршрутках и другом общественном транспорте. Попробуем разобраться в этом.

Кто может обменять права

Замена водительских прав иностранным гражданам, работающим водителями в России, может быть выполнена только в том случае, если национальные права соответствуют приложению 6 Венской конвенции о безопасности дорожного движения, то есть содержат следующую пронумерованную информацию о владельце:

  1. Фамилия.
  2. Полное имя и отчество.
  3. Дата и место рождения.
  4. Регистрация места жительства.
  5. Орган, который выдал документ.
  6. Место и дата выдачи документа.
  7. Дата окончания действия.
  8. Непосредственно сам номер удостоверения.
  9. Штамп органа, выдавшего документ, либо подпись его уполномоченного сотрудника.
  10. Подпись владельца.
  11. Категории автотранспорта, для которых действителен данный документ, а также дата окончания срока действия для каждой из них.

В случае несоответствия указанным выше требованиям придется заново в РФ проходить обучение в автошколе и сдавать экзамены.

Процедура обмена

Замена водительских прав иностранным гражданам, работающим водителями в России, осуществляется после обращения в экзаменационное подразделение ГИБДД и успешной сдачи экзаменов.

Для обмена прав водитель должен сдать экзамен по трем видам подготовки:

  • теоретические знания правил дорожного движения;
  • практические навыки на учебной площадке;
  • практические навыки в городских условиях.

Каждый из экзаменов является обязательным, и миновать его не получиться.

Для замены национального водительского удостоверения также необходимо предоставить следующие документы:

  1. Паспорт иностранного гражданина, либо любой другой документ, признаваемый правительством РФ в качестве удостоверения личности.
  2. Медицинская справка о состоянии здоровья.
  3. Национальные права.
  4. Заявление на получение прав РФ.
  5. Подтверждение уплаты госпошлины.

Стоит отметить, что встречаются также редкие случаи, когда на дороге встречается гражданин России с иностранным водительским удостоверением. При подобных обстоятельствах права другой страны также подлежат обмену, если водитель управляет транспортом в коммерческих целях.

Если вы работаете в России и вам необходимо обменять права, выданные в другом государстве, стоит детальнее ознакомиться с тем, как происходит .

Срок, отведенный на замену

Решение о вступлении в силу закона, запрещающего иностранные права при осуществлении трудовой деятельности в России, откладывалось уже не первый раз. После вынесенной даты 1 июня 2017 года депутаты Госдумы решили дать водителям-иностранцам еще год для замены национальных прав на российские. Таким образом, срок действия иностранных водительских прав истекает 1 июня 2018 года.

Кому из иностранцев не придется обменивать права

Данные статистики говорят о том, что чуть менее половины водителей на российских дорогах являются иностранцами. Большинство мигрантов, зарабатывают на жизнь пассажирскими и грузовыми перевозками. Иностранные граждане, которые переехали в Россию на постоянное место жительство и используют автомобиль в личных целях, могут продолжать использовать свое водительское удостоверение, полученное за рубежом, при желании они могут его обменять на документ российского образца. Также обмен прав, выданных другим государством, на российские не требуется водителям, которые проезжают через территорию Российской Федерации транзитом.

Мигранты, работающие в РФ по контракту, должны в обязательном порядке обменять свои права до 1 июня 2018 года.

В Российскую Федерацию прибывает большое количество трудовых мигрантов из Республики Беларусь, часть из которых водят автомобили и имеют водительские права, выданные им на родине. После принятия закона о запрете иностранных водительских прав в коммерческих целях многих водителей с белорусскими правами волнует, придется ли и им обменивать свои документы. Однако в этом вопросе гражданам Республики Беларусь, работающим в транспортной сфере, повезло, так как они могут и дальше использовать свои национальные водительские удостоверения.

В Государственную Думу вновь внесен проект закона (в статью 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ), который позволит в очередной раз кардинально изменить подход к работникам «баранки» из-за рубежа. Иными словами, концепция может получить неожиданный разворот на все 180 градусов, так как предполагает запрет на работу водителем . Вновь!

Таким образом, законопроект, предложенный сенатором Карачаево-Черкесской Республики Ахматом Салпагаровым, предлагает изъять из правоприменения исключение из свода закона о безопасности дорожного движения, в котором официально предусмотрено, что для граждан стран, где русский язык признан официальным, в число которых входят:

Белоруссия,

Киргизия,

Армения,

Казахстан

Напомним, что с 1 июня 2017 года на территории РФ работать водителями-профессионалами могут только лица, имеющие российское ВУ. Но с 26 июля 2017 года в пункт 13 статьи 25 были внесены изменения, что позволило использование иностранных прав при работе водителем:

Пункт 13

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами».

Также мы не единожды отмечали, что изменения не раз переносились и откладывались, несмотря на то что они были введены еще в 2013 году. А обсуждение подобного законопроекта длится уже без малого с десяток лет!

На реализацию требования постоянно влияли разнообразные факторы. В 2014 году им стало присоединение Крым, а это значит, что у многих тысяч водителей-профессионалов, работавших на грузовом и общественном транспорте, были зарубежные, украинские права. Таким образом, запрет был перенесен на 2015 год.

После была попытка принять международное соглашение, по которому граждане стран СНГ могли садиться за руль со своими национальными правами, принятие документа, подготавливаемого МВД, несколько затянулось.


Помимо этого, препятствием стало и отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, и неготовность транспортных компаний к переходу (обмену национальных прав на российские водителями-гастарбайтерами), и опять же вновь политические мотивы.

В результате последнего фактора, кстати, и появились исключения из вышеназванных стран.

Тем не менее проблема, как показывает статистика, никуда не ушла. Аварийность с участием зарубежных водителей растет. И это, как отмечают эксперты, на фоне снижающейся аварийности российских коллег. Вот статистика, приведенная в пояснительной записке к законопроекту:

по данным МВД, на всей территории страны за семь месяцев 2018 года произошло 5.040 аварий с пострадавшими при участии водителей с иностранными правами. В столице была зафиксирована большая часть подобных ДТП - 1.022 . А это без малого 21 процент от общего количества аварий с пострадавшими. В Московской области и Санкт-Петербурге при участии таких водителей произошло 437 (14%) и 451 ДТП (12% от общего числа аварий с пострадавшими).


Предлагается установить переходный период для вступления в силу поправок продолжительностью в полгода.

«С учетом того, что практическая сторона вопроса обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские удостоверения уже в достаточной мере отработана и многие автомобильные перевозчики успешно справляются с задачей по переподготовке водителей, данный период представляется реалистичным и обеспечивающим благоприятные условия как для водителей, так и для перевозчиков» , - говорится в пояснительной записке к проекту.

Подробнее о том, как обменять права иностранным водителям, читайте здесь:

И здесь:

Замена водительских прав для иностранных граждан относится к ряду обязательных действий, но не для всех, а только для тех, кто намерен на территории Российской Федерации, осуществлять какую либо предпринимательскую деятельность посредством автоперевозок.

Замена иностранного водительского удостоверение на российские права обязательной стала с 2014 года.

Следует уточнить, что поменять ВУ Украины либо любого другого государства СНГ придется только в том случае, если гражданин иностранного подданства намерен использовать автомобиль попросту говоря для заработка.

Если же тот же человек не имеет планов на подобную деятельность, а езда на машине не выходит за черту личных целей, украинские и иные права на водительское удостоверение РФ менять нет нужды. В этом случае ездить можно с международным аналогом и с обычным документом того государство, откуда он прибыл.

  • Важно: оба документа должны быть у водителя одновременно, так как при отсутствии первого или второго ВУ.
  • Единственное дополнение: иностранное ВУ в обязательном порядке должно иметь в себе данные о владельце на латинице, либо у гражданина должен быть при себе переведенный на русский язык образец прав. Также этот образец должен быть обязательно заверен в нотариальной конторе.

Кроме этого, удостоверение должно иметь полное соответствие к требованиям Венской конвенции от 1968г.

Что требуется для замены и кто может претендовать?

В том случае, когда гражданин одной из стран СНГ проявляет желание обменять ВУ своей страны на Российское, в его обязанности входит сбор определенных документов и их предоставление в соответствующий орган.

К таким документам относятся:

  1. Гражданский паспорт.
  2. ВУ национального образца.
  3. Стандартная мед справка.
  4. Данные о регистрации.
  5. Также в обязательном порядке потребуется миграционная карта.
  6. Специальное разрешение от органов Федеральной Миграционной Службы на трудовую деятельность.

На основании предоставленных документов, утверждающий орган, в данном случае ГИБДД, решает заменить или нет украинские права на ВУ РФ. Также замена иностранных водительских прав возможна при временном пребывании иностранного поданного.

Существует определенный порядок при замене удостоверения. В том случае, когда человек имеет открытыми к управлению 2-3-4 категории, сдачу экзаменов он обязан осуществить не по всем категориям, а только по определенной подкатегории, либо по высшей из них.

Иерархическая лестница в этом случае выглядит так:

Если без сложных формулировок, водитель имеет открытыми, например категории под пунктами 2-3-4. Для того чтобы открыть в России их все, экзамен он должен будет сдать лишь на категорию под пунктом №2, то есть С. После этого замененный документ становится действительным.

Если лицо, претендующее на ВУ России, раннее не имело прав

Иногда ситуации выглядят иначе. Например прибывший на территорию РФ не имеет тех же украинских прав, у него есть полное право обратиться в ГИБДД для того чтобы на общих основаниях получить стандартное водительское удостоверение российского образца.

Естественно что у таких документов будут иметься существенные ограничения в виде того, что срок действия полученного водительского удостоверения не превысит того срока, в течение которого иностранный подданный может законно находиться на территории РФ.

Для того чтобы получить ВУ России, ему потребуется:

  1. Обучиться вождению. Иногда при подаче документов к гражданам стран СНГ идут на встречу и зачисляют на обучение без предъявления общегражданского паспорта. Зачастую достаточно устно назвать свои данные и уже на следующий день можно приступить к обучению.
  2. Пройти медицинскую комиссию.
  3. Сдать серию экзаменов в пункте обучения. Перед сдачей экзаменов в школе вождения от гражданина обязательно потребуется предоставление временной регистрации. Если ее нет, к экзамену не допустят. Если все сдано, автошкола выдает водительскую карточку и свидетельство об обучении.
  4. При допуске, сдать экзамены в ГИБДД. Почему акцентируется понятие «при допуске» потому что в отдельных случаях иностранного подданного к экзаменам могут попросту не допустить. К этим случаям относятся некоторые медицинские противопоказания, если у человека имеются зафиксированные правила дорожного движения с неоплаченными выставленными штрафами и та категория, которая находится в розыске.
  5. Если все в порядке – получить долгожданное водительское удостоверение.

Если же в течение некоторого времени по различным причинам гражданин Украины вновь решит вернуться на родину, и если возникнет необходимость, он без проблем сможет поменять права российские на украинские.

Порядок действий граждан прибывших в Россию на постоянное место жительства

Если человек решает переехать в Российскую Федерацию на ПМЖ из любой другой страны СНГ, он обязан понимать, что срок действия его национальных прав вождения ограничен 60 днями.

Например если гражданин Узбекистана имеет на руках узбекские права, ездить по ним он сможет после того как:

  1. Получит в Отделении Внутренних Дел разрешение на ПМЖ.
  2. Если же подобное разрешение им было получено на руки на территории Узбекистана, и в Россию он прибыл с полным разрешающим пакетом документов.

Пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»:

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Если у вас фирма по перевозке грузов или пассажиров, то сажать за руль водителя с иностранными правами уже нельзя. Но если у вашей конторы есть автомобили, но никакой коммерческой деятельности, связанной с перевозками, вы не осуществляете, а трудовая деятельность иностранца никак не связана с управлением транспортом, то требования этой статьи вас волновать не должны. Здесь водителю главное знать, что его родное водительское удостоверение должно соответствовать требованиям международных конвенций.

Как указано в том же законе «О безопасности дорожного движения», национальные права, выданные в иностранном государстве и не соответствующие международным конвенциям, считаются действительными при наличии нотариального перевода. Или при предъявлении обычного удостоверения вместе с международными правами.

А что же грозит водителям-иностранцам, которые продолжают работать по старинке, со своим родным водительским удостоверением?

Так как законодательно водителям-профессионалам управлять транспортом с заграничными правами запрещено, такое деяние приравнивается к управлению без прав. Наказание за это достаточно суровое - штраф от 5 до 15 тысяч рублей (часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ), да еще и машину могут на штрафстоянку забрать. А для должностных лиц организаций, на чьих машинах разъезжает нелегал, предусмотрен штраф в 50 тысяч рублей.

Для чего же ввели такие жесткие требования?

Идея вроде бы благая. Те фирмы, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, а также службы такси, дабы сэкономить на квалифицированных водителях, повсеместно начали набирать себе иностранцев из стран ближнего зарубежья. По мнению Романа Круглова, председателя межрегионального транспортного профсоюза, сам по себе закон хороший. Наемные работники из ближнего зарубежья составляют серьезную конкуренцию местным водителям.

«Мигранты не возмущаются низкой оплатой труда, готовы работать практически на рабских условиях. Они не устраивают забастовок, так как работодатель может отозвать патент, и тогда человек не сможет работать в России, - поясняет Круглов. - Человек, не знающий ПДД РФ, не должен перевозить пассажиров. Более того, бо льшая часть мигрантов водительское удостоверение попросту купили у себя на родине. В итоге страдает безопасность перевозок».

«В Москве можно легко купить натуральные киргизские права! - уверяет Станислав Швагерус, председатель общественного движения TAXI 2018. - Цена вопроса - 200 долларов».

Вот и законодатели ссылаются на то, что такие водители, как правило, с низкой квалификацией и отсутствием профессиональных навыков. Однако какой бы то ни было статистики по этому вопросу все же нет. У данного ограничения, скорее всего, экономическая подоплека. К слову, сам закон, запрещающий найм водителей с иностранными правами, появился еще в 2013 году. Но срок вступления поправок постоянно переносился. Причин тому было множество.

По словам Станислава Швагеруса, несколько раз поправки переносились из-за Крыма, где водителям нужно было время для обмена украинских прав на российские. Кроме этого, за четыре года, пока законопроект пылился в Госдуме, никто не озаботился подготовкой материальной базы для обмена удостоверений.

Судите сами, чтобы получить российские права, иностранцу нужно сдать теоретические и практические экзамены. А так как большинство водителей работают по грузовым категориям, нужны хотя бы площадки, где можно подтвердить свои навыки в управлении фурой, к примеру. Необходимые условия попросту отсутствуют. Если верить данным комитета Госдумы по транспорту, сегодня более 70 тысяч водителей с иностранными правами вынуждены или сдавать экзамены в ГИБДД, или потерять работу.

Но потеряют ли? И будут ли получать российские права мигранты?

Депутаты постоянно говорили об отсрочке вступления в силу этих поправок. Поэтому ни перевозчики, ни сами иностранные водители ничего не предпринимали. Все ожидали, что решение вопроса будет отложено еще на год. Но этого не произошло. Поэтому сейчас все грузопассажирские перевозки, по сути, перешли на полулегальное положение. В такси, к слову, где рынок держат агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber и проч.), особых проблем не возникает и сейчас. Сами таксисты подтверждают, ничего у них в работе ровным счетом не изменилось.

Так, водитель такси Акопян А. рассказал, что вопрос безопасности в реальности никого не волнует. Тем, кто работает с агрегаторами, главное - выполнить как можно больше заказов. Тарифов единых нет, цены постоянно падают, и заработать становится невозможно.

«Ну даже если вместо гастарбайтеров придут трактористы из русской глубинки, что, на дорогах станет лучше?» - недоумевает водитель такси.

Соглашается с этим и Евгений Б., столичный таксист с многолетним стажем.

«В такси ровным счетом ничего не изменится. Придет Ваня из дальнего региона (уже пришел), где наличных денег не видит никто, а агрегаторы как беспределили, так и будут продолжать заниматься демпингом цен», - сокрушается Евгений.

Кстати, среди таксистов ходят слухи о том, что на рынке уже появилось предложение о продаже «российских» прав. И цена небольшая. Всего-то 12 000 рублей. Правда, точка продажи настораживает - район Казанского вокзала.

Мне кажется, что в такси вообще решили не обращать внимания на новый закон. Даже стали всем водителям рассылать специальные указания, дабы иностранцы не прекращали работу.

«Там как передавали заказы иностранцам, так и передают, - уверяет Швагерус. - А Яндекс даже отключил проверку водительских удостоверений системой».

Несмотря на то, что нормальные таксисты нововведению рады, нелегалы продолжают спокойно работать.

«Они (нелегалы) попросту сняли шашки и продолжают выполнять заказы в яндексах и уберах!» - жалуется Евгений Грэк, координатор межрегионального общественного движения «Стоп Нелегал».

Причем такая же ситуация с грузовиками и автобусами, поясняет Грэк. Сейчас активно заработали схемы по продаже поддельных и настоящих документов. В любом случае все желающие к осени прикупят нужные водительские удостоверения.

Так что же изменится, даже если закон заработает?

Очевидно, что в этом случае те водители-иностранцы, у кого нет проблем с подтверждением своих навыков, спокойно продолжат работу. Рынок избавится от тех, кто купил у себя на родине права, и от тех, у кого есть проблемы с законом. А значит, местные жители получат шанс устроиться на работу, которая раньше отдавалась низкооплачиваемым нелегалам. Но все это при условии, что закон реально заработает. А предпосылок для этого пока нет.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ