Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

При банкротстве организации-должника ее кредиторы защищают свои права и интересы, как правило, посредством создания собрания кредиторов и комитета кредиторов. В собрании кредиторов участвуют кредиторы и уполномоченные органы, чьи требования на дату проведения собрания включены в реестр требований. Эти участники обладают правом голоса. Исключение составляют , которые не по всем вопросам могут участвовать в голосовании либо должны соблюсти определенные требования, чтобы получить право голоса (п. 1 ст. 12 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ).

Компетенция собрания кредиторов

Некоторые вопросы в деле о банкротстве вправе решать только собрание кредиторов. А именно принимать решения (п. 2 ст. 12 Закона N 127-ФЗ):

  • о введении финансового оздоровления, внешнего управления, изменении срока проведения этих процедур, а также об обращении в суд с соответствующим ходатайством;
  • об утверждении и изменении плана внешнего управления в рамках процедуры внешнего управления;
  • об утверждении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности в рамках процедуры финансового оздоровления;
  • об утверждении дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего;
  • о выборе арбитражного управляющего или СРО, из членов которой судом должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • об определении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему помимо фиксированного, размер которого также может быть пересмотрен в сторону увеличения собранием;
  • о выборе реестродержателя;
  • о заключении мирового соглашения;
  • об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • об образовании и др.

Проведение собрания кредиторов

Собрание кредиторов созывается по инициативе (п. 1 ст. 14 Закона N 127-ФЗ):

  • арбитражного управляющего;
  • комитета кредиторов;
  • конкурсных кредиторов и/или уполномоченных органов, если их права требования составляют 10% или более от всей суммы требований, включенных в реестр;
  • 1/3 от общего числа участников собрания кредиторов.

При этом в требовании о проведении собрания необходимо перечислить вопросы, которые должны быть внесены в повестку (п. 2 ст. 14 Закона N 127-ФЗ).

Проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим (п. 1 ст. 12 Закона N 127-ФЗ). Местом проведения собрания кредиторов в общем случае является место нахождения должника или органов его управления. Если проведение собрания в таком месте невозможно, то другое место определяет арбитражный управляющий (п. 4 ст. 14 Закона N 127-ФЗ).

Уведомление о проведении собрания кредиторов должно быть направлено лицу, имеющему право на участие в нем, не позднее чем за 14 дней до даты проведения по почте или не позднее чем за 5 рабочих дней иным способом (п. 1 ст. 13 Закона N 127-ФЗ). А если число участников собрания превышает 500, то сообщения о проведении собрания должно быть опубликовано (п. 2,4 ст. 13 Закона N 127-ФЗ).

Кроме того, участникам собрания кредиторов должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами к собранию не позднее чем за 5 рабочих дней до его проведения (

События последних десятилетий в истории развития российской экономики показывают, что закономерные процессы, которые затронули деятельность тех или иных предприятий, для многих закончились процедурой банкротства и ликвидации. Такая опасная тенденция есть и сегодня. Поэтому необходимо иметь четкое понимание процедур, сопровождающих этот процесс, а также прав и обязанностей их участников. Опираясь на , кредиторы вправе реализовывать свои права по отношению к должнику как индивидуально, так и коллегиально (в составе объединения). Удовлетворение требований к должнику является их основной целью, для достижения которой законодатель предоставил им особые права.

Существуют два коллегиальных органа, призванные урегулировать взаимоотношения с должником: комитет и собрание кредиторов. Комитет образуется, только если этого захотят все участники, тогда как собрание кредиторов существует в каждом конкурсном процессе, за исключением случаев, когда конкурсный процесс проходит при участии единственного заинтересованного лица.

Процесс подготовки к проведению собрания кредиторов российским законодательством отнесен к праву арбитражного управляющего. Но в некоторых случаях это право становится его обязанностью. Если управляющий не исполнил соответствующую обязанность, то созывать собрание могут лица, требующие его созыва.

Правовая сторона процедуры банкротства

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» четко определен круг лиц, по инициативе которых созывается собрание кредиторов. Это требование может исходить от следующих субъектов конкурсного процесса:

  • арбитражного управляющего;
  • конкурсных, налоговых и иных уполномоченных органов, претензии к должнику которых составляют не менее 10% от общей суммы требований к должнику, внесенных в соответствующий реестр;
  • одной трети от числа конкурсных и уполномоченных органов.

Собрание кредиторов по требованию указанных выше субъектов созывается в трехнедельный срок с момента их обращения к нему с соответствующим требованием. Регламент гласит, что все субъекты, участвующие в конкурсном процессе, и уполномоченные органы, с четко определенными к проведению собрания кредиторов требованиями, включенными в соответствующий реестр, получают статус участника, имеющего право голоса.

Собрание кредиторов традиционно проводится по месту нахождения должника или органов его управления. Тем не менее, по его решению, может быть определено иное место, а в случае невозможности проведения его по месту нахождения должника или его органов управления к относится определение места проведения собрания кредиторов.

Определение основных вопросов

Законом о банкротстве обозначен целый ряд вопросов, касающихся судьбы должника, эти вопросы определяет компетенция собрания кредиторов, которая признана исключительной. К таким вопросам относятся:

  • введение финансового оздоровления, и изменение срока их проведения, обращение с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
  • утверждение и изменение плана внешнего управления;
  • утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • утверждение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, конкурсного управляющего;
  • выбор арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
  • установление размера и порядка выплаты ;
  • увеличение размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
  • выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
  • заключение мирового соглашения;
  • обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об ;
  • образование комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета и досрочное прекращение полномочий комитета;
  • отнесение к компетенции комитета вопросов, решения по которым, в соответствии с Законом о банкротстве принимает собрание кредиторов или комитет, за исключением вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
  • избрание представителя собрания кредиторов.

Понятие и компетенция первого собрания

Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разделяет понятие первого собрания кредиторов, всех последующих процедур и их периодичность.

Поворотным моментом в деле о банкротстве правомерно является первое собрание, поскольку именно на нем решается судьба должника.

На этом этапе выносится основное требование и решение о дальнейшем ходе процесса. Полномочия кредиторов (представителя собрания кредиторов) состоят в том, что ими может быть избрана либо ликвидационная процедура, т.е. конкурсное производство, либо реабилитационная процедура, т.е. финансовое оздоровление или внешнее управление должника. Помимо этого, они могут остановиться на заключении мирового соглашения.

В том случае когда целью является удовлетворение денежных требований, а судьба предприятия-должника абсолютно неинтересна, то исходом первого собрания кредиторов становится решение о переходе к конкурсному производству, так как применение к должнику процедур внешнего управления или санации (финансового оздоровления) только отсрочит момент удовлетворения требований. Практика также показывает, что процедуры реабилитации, применяемые к предприятию-должнику, весьма редко приводят к восстановлению его финансового благополучия и представляют собой лишь способ оттянуть время до начала участия в конкурсном производстве и ликвидационного процесса, который может начаться сразу после проведения собрания кредиторов.

Если же при помощи определенных полномочий должнику хотят помочь остаться полноценным предприятием и восстановить способность выполнения своих финансовых обязательств, сохранить свои позиции на рынке, то итогом проведения первого собрания кредиторов будет решение о введении в отношении должника процедур финансового оздоровления или внешнего управления. Идеальным выходом из создавшейся ситуации для всех сторон было бы, конечно, заключение мирового соглашения, что на практике почти не встречается.

Подготовка первого собрания

Подготовка и проведение первого собрания кредиторов — полномочия и прямая обязанность временного управляющего. Правила гласят, что именно он определяет дату его проведения и уведомляет о ней всех выявленных заинтересованных лиц. Первое собрание должно пройти не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения, а его протокол, вместе с отчетом временного управляющего, должен быть предоставлен в арбитражный суд не позднее чем за пять дней до даты его заседания, указанной в определении арбитражного суда о .

Субъектов, участвующих в первом собрании кредиторов и имеющих определенные полномочия, можно условно разделить на группы. В одну из них входят лица, наделенные полным объемом прав, в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение собрания. К ним относятся конкурсные и уполномоченные органы.

Во вторую можно выделить лиц с ограниченными правами на участие. Основное ограничение прав, по сравнению с предыдущей группой, заключается в отсутствии права голоса на собрании. Сюда относятся: руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору). Статьей 12 Закона о банкротстве к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий. Основным вопросом, подлежащим разрешению на первом собрании, конечно, является вопрос дальнейшей судьбы должника: здесь принимается решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства.

Основные вопросы первого собрания

Закон о банкротстве четко установил перечень вопросов, входящих в компетенцию первого собрания кредиторов, в отличие от остальных собраний. В соответствии со ст.73 Закона, к компетенции первого собрания кредиторов относится:

  • принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения о и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • образование комитета, определение количественного состава и полномочий комитета, избрание членов комитета кредиторов;
  • определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, ;
  • определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.

На заседании арбитражного суда решение первого собрания кредиторов является серьезным аргументом для принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или введении внешнего управления, или утверждения мирового соглашения.

Кроме того, Закон о банкротстве предъявляет определенные требования к решениям первого собрания. Существуют определенные правила и процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Так, согласно статье 74 Закона о банкротстве:

  • решение о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности;
  • решение о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления;
  • в решении об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства также может содержаться предлагаемый ;
  • решение о заключении мирового соглашения должно содержать сведения, предусмотренные ст. 151 Закона о банкротстве.

Значение первого собрания кредиторов в делах о банкротстве

Следует признать, что к подготовке и проведению собрания кредиторов следует относиться с должным вниманием, поскольку только при грамотном и ответственном подходе к делу можно предопределить то или иное решение, используя как организационные, так и психологические нюансы.

Проведению собрания кредиторов на практике придают достаточно серьезное значение. Это не просто необходимая, но одна из важнейших процедур в делах, касающихся банкротства. Чтобы осознать ее истинную роль, нужно четко представлять, что арбитражные суды в большинстве случаев предпочитают принимать решения, утвержденные во время первого, а иногда и повторного собрания кредиторов. Поэтому протокол, имеющийся в деле, — это уже большая вероятность принятия арбитражным судом соответствующего решения. Следовательно, собрание — одна из важнейших процедур в деле о банкротстве, которая существенно влияет на конечный результат этого процесса.

Одной из важных проблем жизни российского государства всегда была проблема правовой грамотности населяющих его людей. Некомпетентность в самых простейших юридических вопросах, неосведомленность общества о своих правах и обязанностях и, как следствие, невозможность полноценно и качественно отстаивать свои интересы — печальная картина современности.

Собрание кредиторов при банкротстве юридического лица является важным мероприятием, в компетенцию участников которого входит принятие стратегических решений, направленных на реализацию процедуры банкротства и сопутствующее ему осуществление расчетов с лицами, перед которыми должник имеет материальные обязательства. В этой статье читатель найдет информацию о том, кто может быть участником собрания кредиторов, в каком порядке оно проводится, каковы различия между конкурсными и иными кредиторами должника.

Участники собрания кредиторов

Собрание кредиторов при банкротстве представляет собой встречу лиц, в отношении которых у должника имеются долговые обязательства. Каждый кредитор, присутствующий на мероприятии, защищает на нем свои имущественные интересы, стремясь добиться погашения имеющегося долга из средств, полученных от продажи имущества субъекта, признаваемого банкротом. Организация такого собрания и реализация контроля за его исполнением выполняется арбитражным управляющим.

Согласно п. 1 ст. 12 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127, участниками собрания с правом голоса могут быть:

  1. Конкурсные кредиторы.
  2. Уполномоченные организации, требования которых входят в созданный реестр требований.

Также в мероприятии могут участвовать следующие субъекты (при этом право голоса им не предоставляется):

  • представители лиц, работодателем которых являлся должник;
  • представители основателей компании-должника или владельца ее имущества (если должник имеет статус унитарного предприятия);
  • представитель саморегулируемой организации, в состав которой входит арбитражный управляющий, ведущий дело о банкротстве;
  • представители контролирующих органов.

Все эти лица могут не только присутствовать на собрании, но и участвовать в ходе обсуждения вопросов, представленных на повестке дня, высказывая свое мнение.

Конкурсный кредитор в деле о банкротстве

Согласно ст. 2 ФЗ № 127, конкурсный кредитор — это лицо, обладающее документальными доказательствами факта наличия перед ним задолженности у лица, приобретающего статус банкрота, и своевременно подавшее управляющему арбитражным процессом заявление о включении его в реестр кредиторов. Предъявить требования к должнику, в соответствии с п. 1 ст. 71 ФЗ № 127, необходимо в течение 30 дней с момента публикации сообщения о том, что в его отношении была начата процедура наблюдения.

Не знаете свои права?

Не могут являться конкурсными кредиторами:

  1. Уполномоченные предприятия.
  2. Граждане, в отношении которых у должника имеются обязательства по возмещению ущерба, нанесенного здоровью/жизни, или выплате вознаграждения за использование результатов интеллектуальной деятельности.
  3. Основатели предприятия-должника.

Основным различием между конкурсным и обычным кредитором является то, что последний не может влиять на ход арбитражного процесса, т. к. имеет право лишь участвовать в нем. Конкурсный же кредитор имеет право голоса, которым он может воспользоваться при коллективном решении поставленных перед собранием вопросов. Объем голосов, предоставляемый тому или иному участнику собрания, согласно п. 3 ст. 12 ФЗ № 127, напрямую зависит от размера имеющихся у него финансовых претензий: чем больший долг сформировался у должника перед определенным членом собрания, тем больший вес приобретет его мнение в ходе голосования. Законодатель особо отмечает, что при расчете суммы задолженности, используемой для исчисления количества голосов, оценивается лишь размер основного долга, штрафы, пени и неустойки, начисляемые за несвоевременное исполнение должником своих обязательств, не учитываются.

Права кредиторов в деле о банкротстве

Права кредиторов при банкротствеопределены положениями ФЗ № 127, который указанным лицам дает правомочия:

  • на формирование заявления о признании должника банкротом и подачу его в уполномоченные органы (п. 1 ст. 7);
  • участие в собрании кредиторов предприятия (п. 1 ст. 12);
  • обжалование действий управляющего в ходе арбитражного процесса (п. 1 ст. 20.4);
  • создание ходатайств о проведении экспертизы о наличии обстоятельств, характерных для преднамеренного или фиктивного банкротства (п. 2 ст. 34);
  • возражение против требований, заявленных другими кредиторами (п. 2 ст. 71).

Стоит отметить, что вышеперечисленными правами обладают только кредиторы, которые имеют статус конкурсных.

Порядок уведомления участников собрания кредиторов

Положения п. 1 ст. 13 ФЗ № 127 устанавливают обязанность арбитражного управляющего по рассылке официальных уведомлений всем лицам, которые по законодательству могут участвовать в общих собраниях. Уведомить участников можно одним из следующих способов:

  1. Посредством почтового отправления, направленного в адрес участника не позднее чем за 2 недели до дня проведения собрания.
  2. Лично сообщив участнику информацию о предстоящем собрании не позднее чем за 5 дней до дня его проведения.
  3. Если управляющий арбитражным процессом не располагает информацией о местонахождении лица, который может участвовать в собрании, или число потенциальных участников превышает 500, вместо персональной рассылки уведомлений он обязан разместить сообщение о предстоящем мероприятии в открытом источнике, указав в нем информацию о дате и месте его проведения.

Отсутствие уведомления хотя бы одного участника собрания (вне зависимости от количества имеющихся у него голосов), в соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ № 127, может стать основанием для признания всех решений, принятых в ходе рассмотрения входящих в повестку дня вопросов, недействительными.

Порядок проведения собрания кредиторов

Порядок проведения собрания кредиторов при банкротстве регламентирован положениями постановления Правительства РФ «Об общих правилах…» от 06.02.2004 № 56, которые предусматривают следующие этапы:

  1. Подготовка к проведению собрания. Сюда входит сбор материалов, подлежащих рассмотрению его участниками, составление списка участников, формирование повестки дня. На повестку дня при этом, как правило, выносятся следующие вопросы:
    • составление общего плана действий, направленных на реализацию процедуры банкротства;
    • способы осуществления финансового оздоровления должника;
    • возможность реструктуризации имеющейся задолженности;
    • размер вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему;
    • возможность и условия заключения мирового соглашения;
    • необходимость реализации процедуры конкурсного производства и пр.
  2. Организация проведения:
    • рассылка уведомлений потенциальным участникам,
    • предоставление им собранных материалов.
  3. Выполнение регистрации участников.
  4. Непосредственно проведение собрания:
    • доведение до сведения участников информации о количестве зарегистрированных лиц;
    • обсуждение повестки дня;
    • проведение голосования;
    • закрытие собрания.
  5. Составление протокола собрания.

Сроки проведения собрания кредиторов

Участники собрания обладают правом на обращение к управляющему с требованием о проведении внеочередного собрания, которое он должен организовать в течение 3 недель с момента его получения. В том случае, если управляющий, несмотря на наличие такого обращения, не провел собрания, участники могут собраться самостоятельно и провести мероприятие без его участия.

Обязательным условием для проведения такого собрания, в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ № 127, является выступление с соответствующей инициативой:

  • кредиторов или уполномоченных организаций, число которых составляет не менее трети от общего числа участников;
  • потенциальных участников, право требования которых составляет не менее 10% от общего объема заявленных к должнику требований.

Таким образом, собрание кредиторов проводится с целью решения вопросов, которые могут оказаться существенными в ходе реализации процедуры банкротства (выбор арбитражного управляющего, утверждение плана осуществления дальнейшей деятельности предприятия, определение размера вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему и пр.). Участниками собрания, обладающими правом голоса, могут стать только конкурсные кредиторы или уполномоченные организации, если их требования были включены в составленный в ходе арбитражного процесса реестр.

г) составляет повестку дня собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, в соответствии с представленной ими повесткой дня, а в случае созыва собрания кредиторов по собственной инициативе составляет повестку дня собрания кредиторов самостоятельно;

д) заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.

4. При организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий:

б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы;

в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.

5. Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов;

г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.

7. При проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) открывает собрание кредиторов и объявляет:

об основаниях созыва собрания кредиторов;

о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов;

о правомочности собрания кредиторов;

о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов;

б) обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня;

г) объявляет о закрытии собрания кредиторов.

б) в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.

9. После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам.

10. Арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются:

а) полное наименование и место нахождения должника - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица;

б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;

в) основания проведения собрания кредиторов;

г) дата и место проведения собрания кредиторов;

д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;

ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;

з) повестка дня собрания;

и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании;

к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

11. По требованию кредитора в протокол собрания кредиторов вносится краткое содержание его выступления либо в случае представления кредитором пояснений в письменной форме или документов указывается факт представления таких пояснений и документов, которые прилагаются к протоколу собрания кредиторов.

Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание.

12. Арбитражный управляющий в случае возложения на него проведения заседания комитета кредиторов в соответствии с регламентом комитета кредиторов:

а) уведомляет членов комитета кредиторов о проведении заседания;

б) ведет протокол заседания комитета кредиторов;

в) представляет по решению комитета кредиторов информацию о финансовом состоянии и ходе процедуры банкротства должника.

13. Заседание комитета кредиторов проводится арбитражным управляющим по месту нахождения должника или его органов управления либо в ином месте, определенном арбитражным управляющим по согласованию с комитетом кредиторов.

Голосование на собраниях организуется следующим образом. Перед собранием управляющий проводит регистрацию кредиторов. При этом на практике необходимо проверить наличие полномочий у них или их представителей - следует отметить, что управляющий нередко совершенно обоснованно не допускает представителей до участия в собраниях либо комитетах по причине неправильного оформления доверенностей, например, представляется доверенность на получение материальных ценностей. Зарегистрированным участникам управляющий выдает бюллетень для голосования, в котором обычно указываются следующие данные: регистрационный номер; наименование (имя) кредитора и сумма его требований; дата, время и место проведения собрания; вопросы, подлежащие рассмотрению, и очередность голосования по каждому из них; разъяснение порядка голосования и указание на необходимость подписания бюллетеня кредитором.

Количество голосов, предоставленных участнику собрания кредиторов, пропорционально количеству его требований; таким образом, крупные кредиторы обладают значительно большими, чем мелкие, возможностями в конкурсном процессе. При этом учитывается общая сумма требований кредиторов по обязательствам, а также уполномоченных органов (ФСФО РФ) с требованиями по уплате обязательных платежей; суммы неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций в расчет не берутся. Суммы убытков, на мой взгляд, должны включаться в размер суммы требований для определения количества голосов на собрании (расчет убытков - единственная возможность для кредитора с неденежными требованиями участвовать в конкурсном процессе). Закон 1998 г. не отвечает на вопрос о включении убытков в размер требования, а Закон 2002 г. прямо устанавливает, что убытки не учитываются как для определения признаков наличия банкротства, так и для целей определения числа голосов на собрании.

Можно выделить две категории решений, принимаемых собраниями кредиторов, - в зависимости от способа голосования (точнее, можно сказать о двух способах голосования при принятии определенных решений).

Во-первых, это такие решения, для принятия которых необходимо, чтобы за решение было отдано более 50% голосов кредиторов, присутствующих на собрании. Это общее правило, принятое и Законом 1998 г., и Законом 2002 г. Однако Закон 1998 г. устанавливал, что в соответствии с этим правилом принимаются:

Все решения, для которых не установлено исключений;

Решения, для которых установлены исключения, если эти решения принимаются на повторном собрании, при том, что на первом собрании решение принять не удалось.

Закон 2002 г. устанавливает, что названным порядком принимаются все решения, для которых не установлено исключений; если исключение установлено, то решение принимается повторным собранием, но не большинством голосов от присутствующих, а если за него проголосовали более чем 30% голосов от общего количества голосов кредиторов и уполномоченных органов (подробнее о проблемах, связанных с установлением такого порядка, будет сказано ниже).

Во-вторых, это такие решения, для принятия которых необходимо большинство голосов от общего числа голосов кредиторов, т.е. решения принимаются квалифицированным голосованием. Это исключение из общего правила; таким образом принимаются решения, прямо названные в законе (их перечень является исчерпывающим). Закон 1998 г. предписывал принимать квалифицированным порядком следующие решения:

О введении внешнего управления;

О продлении внешнего управления;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.

Закон 2002 г. несколько дополнил этот перечень; в настоящее время особым порядком принимаются следующие решения:

Об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;

О досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;

О введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный

Об утверждении графика погашения задолженности;

О введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

Об утверждении плана внешнего управления;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

О выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

О включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях;

О заключении мирового соглашения.

Как видим, это наиболее важные для должника решения, поэтому для их принятия предъявляются более жесткие требования (заметим, что вопросы исключительной компетенции общего собрания совпадают с вопросами, голосуемыми квалифицированным порядком, не в полной мере).

Кредиторы должны быть уведомлены о том, какие именно вопросы будут рассматриваться на собрании - если заинтересованность в принятии данного решения у кредитора отсутствует, он не приедет на собрание, но в этом случае, возможно, решение не будет принято.

Если такое решение не принято на первом собрании кредиторов, то для его принятия управляющий может созвать повторное собрание, на котором то же решение будет приниматься несколько иным порядком. Управляющий обязан сообщить кредиторам о том, что созывается повторное собрание для принятия решений, не принятых первым собранием. Естественно, как на первом, так и на повторном собрании могут обсуждаться и другие вопросы (обратим внимание на то, что собрание должно быть именно повторным - практике известны случаи, когда управляющий ставил какой-то вопрос на повторное голосование на этом же собрании, что совершенно незаконно). Количество повторных собраний Закон не регламентирует, т.е. они могут проводиться несколько раз, если позволяет время.

Серьезные проблемы связаны с нормой п. 3 ст. 15 Закона, устанавливающей порядок голосования на повторном собрании: оно правомочно принимать решения, если "за них проголосовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, число голосов которых составило более чем 30% общего числа голосов". Очевидно, это не требование к кворуму - оно установлено п. 4 ст. 12 Закона.

Норма п. 3 ст. 15 Закона является императивной.

Проблема возникнет в ситуации, когда на повторное собрание явились кредиторы с большим количеством голосов (например, с 90%) и большинство проголосовало против решения. Например, из этих 90% требований 35% были отданы за принятие решения, а 55% - против. Считается ли решение принятым? Буквальное толкование п. 3 ст. 15 Закона приведет к положительному ответу на данный вопрос, что совершенно неразумно. Очевидно, что Закон исходил из того, что на повторное собрание не придет намного больше кредиторов, чем на первое.

Представляется необходимым ограничительное толкование п. 3 ст. 15 Закона - эта норма должна применяться только в случаях, когда на повторном собрании за решение отданы 30% голосов, а против - меньшее их количество.

Для сравнения. Так же, как и Законом 1998 г., вопрос голосования решается Законами Узбекистана и Казахстана (последний добавляет к числу решений, принимаемых большинством от общей суммы требований, избрание комитета кредиторов). Закон Эстонии устанавливает противоположный порядок, в соответствии с которым все решения принимаются большинством от общей суммы требований, и только на повторном собрании достаточно большинства от числа требований присутствующих на собрании кредиторов.

Интересен порядок определения количества голосов кредиторов, установленный Законом Латвии. В соответствии с п. 5 ст. 8 этого Закона "количество голосов на собрании кредиторов определяется путем принятия за один голос количества наименьших известных требований; количество голосов остальных кредиторов устанавливается путем деления требований каждого кредитора на наименьшее известное требование. Количество голосов каждого кредитора определяется перед каждым собранием с учетом изменений в составе необеспеченных кредиторов и сумм требований".



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ