Многие участники стараются избегать участия в открытых конкурсах, например, по причине сложности подготовки конкурсных заявок. Наши эксперты подготовили статью, в которой постарались дать ответы на самые распространенные вопросы по данному виду закупок. Надеемся, что статья будет полезна не только участникам закупок, но и заказчикам.
В связи с изменениями в 44-ФЗ и переходом открытого конкурса в электронную форму, статья потеряла актуальность. Смотрите вебинар . Пётр Воронцов подробно расскажет о процедуре проведения и участия в электронном конкурсе.
Для начала определимся с термином «открытый конкурс» — это конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона 44-ФЗ).
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона 44-ФЗ).
Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.
Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.
Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:
В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.
Взимание платы за участие в открытом конкурсе с участников такого конкурса не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 48 Закона 44-ФЗ).
Преимущества данного способа:
К недостаткам открытого конкурса относятся:
Этап №1 — Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса
На данном этапе заказчик:
Срок: не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Этап №2 — Подготовка документов для проведения конкурса
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48). Для разработки конкурсной документации заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48).
Важно: Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации.
Этап №3 — Публикация извещения о проведении открытого конкурса
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов (ч. 1 ст. 49).
Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в сети «Интернет» при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду (а не вместо) с размещением информации в ЕИС (ч. 2 ст. 49).
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.
Этап №4 — Прием и регистрация заявок
Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
При получении заявки заказчику необходимо осуществить следующие действия:
Важно: требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст.51 документов и информации, не допускается (ч. 5 ст. 51).
Если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие или не подано ни одной такой заявки (ч. 13 ст. 51).
Этап №5 — Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде)
Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа (далее — вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе), производятся публично после окончания указанного в конкурсной документации срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).
По итогам этого мероприятия конкурс может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки.
Важно:заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов и (или) открытии доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов.
Протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссиинепосредственно после вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Протокол размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.
Этап №6 — Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе заявок и подведение итогов
Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцати дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Заказчик вправе продлить этот срок не более чем на 10 рабочих дней при осуществлении закупки в сфере науки, культуры или искусства. Заказчик должен направить соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки, и разместить его в ЕИС в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока (ч. 1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранитьтакого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (ч. 3.1 ст. 53).
Важно: результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 4 ст. 53).
Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условияисполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер(ч. 8 ст. 53).
Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также результаты рассмотрения единственной заявки, фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок. Протоколы составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку, с приложением проекта контракта. Проект контракта составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку.
Протокол рассмотрения и оценки заявок, протокол рассмотрения единственной заявки с указанными приложениями размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов (ч. 12 ст.53).
Этап № 7 - заключение контракта с победителем открытого конкурса
По результатам проведения конкурса заключается контракт на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).
На данном этапе заказчик вправе отказаться от заключения контракта при наступлении определенных обстоятельств.
Повышайте квалификацию на курсе « » для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
31 653 просмотра
22.05.2015
Спикер: Грузин Станислав
С точки зрения норм закона конкурс должен являться для заказчика по 44-ФЗ преимущественным способом закупки. Когда закон не предусматривает другие способы, то заказчик должен провести именно открытый конкурс.
В соответствии с 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается такой конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования.
Определение конкурса дано и в ГК РФ. Здесь определение скорректировано с точки зрения контрактной системы, ведь требования могут предоставляться иные. Это преимущественный способ закупки, но есть исключения: иногда закон требует проведения двухэтапного конкурса, электронного аукциона и пр.
Если нет специальных норм, то проводится открытый конкурс, в противном случае (если оснований для проведения другого вида торгов не было) при жалобах или проверках контролирующие органы могут как минимум признать выбор конкурса в качестве способа определения поставщика незаконным, как максимум - отменить процедуру закупки.
Таким образом, правильное определение способа закупки важно с точки зрения минимизации рисков. Какие бывают исключения?
Открытый конкурс не проводится, если:
а) закупка осуществляется с ограниченным участием (по статье 56 закона 44-ФЗ);
б) закупаются товары (работы, услуги), поставку (выполнение, оказание) которых по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществить только лица, имеющие необходимый уровень квалификации. В этом случае проводится конкурс с ограниченным участием;
в) закупаются работы по сохранению объектов культурного наследия народов России, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, и других работ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ.
г) закупка товаров (работ, услуг), включенных в утвержденный Правительством РФ (высшим органом исполнительной власти субъекта РФ при осуществлении закупок для нужд соответствующего субъекта РФ) перечень, может осуществляться только путем проведения электронного аукциона (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). На федеральном уровне указанный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р «О Перечне товаров работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме». Сверьтесь с тем, включается ли товар или услуга в этот перечень. Если да, то надо смотреть по цене;
д) заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика, исполнителя, подрядчика (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ).
Такие способы используются в случаях, если:
Проводится закупка, сведения о которой являются государственной тайной;
В документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения, являющиеся государственной тайной;
Заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных и ряда иных культурных, исторических, художественных ценностей, которые передаются заказчиком кому-либо или принимаются от кого-либо во временное владение и (или) пользование (в том числе в связи с проведением выставок);
Закупаются услуги по уборке помещений, услуги водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Если в перечисленных случаях закупка попадает под ограничения, то открытый конкурс не проводится, но если не попадает, то проведение открытого конкурса обязательно.
Положительным фактором является то, что в открытом конкурсе можно выбрать поставщика не только по цене, но и учитывая квалификацию участника закупки, гарантии качества. В плане получения качественного товара или услуги здесь заказчик выигрывает. Также часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации на официальном сайте, в единой информационной системе) может быть передана специализированной организации, что очень удобно при проведении сложных закупок.
Недостатков у открытого конкурса гораздо больше, чем преимуществ. Например, очень велика вероятность контроля со стороны специальных органов: они могут проверить правильность выбора способа закупки. Также процедура проведения открытого конкурса занимает значительно больше времени. Со времен 94-ФЗ законодательно время проведения этого вида конкурса значительно изменилось - сроки сократились. Тем не менее, если сравнивать с другими видами определения поставщика, времени на проведение открытого конкурса затрачивается гораздо больше.
Также заказчик может допустить ошибку в документации, тогда повышаются риски возникновения претензий. Кроме этого, многоэтапное проведение накладывает на заказчика множество функций - львиная доля ответственности ложится на заказчика.
Но несмотря на все недостатки путем проведения открытого конкурса наиболее эффективно определяется лучший поставщик, так как учитываются качество услуг, специальные технические характеристики товаров и т.д., а не только цена.
В извещении указываются требования к закупке, срок и порядок предоставления документов, язык заявки и другие параметры. Документация содержит исчерпывающий перечень информации о закупке. Важны требования к содержанию состава заявки. Если устанавливаются требования по открытому конкурсу, то заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки и контракта в виде банковской гарантии. К конкурсной документации должен быть приложен также проект государственного контракта.
Очень важным является соблюдение сроков при проведении открытого конкурса.
По конкурсу с ограниченным участием тоже есть свои сроки:
Открытый конкурс, как и любую другую процедуру в рамках 44-ФЗ, заказчик имеет право отменить. Отмена осуществляется не позднее чем за 5 дней до окончания установленного срока подачи заявок.
За эти дни можно внести изменения в документацию (продлить срок подачи заявок) либо опубликовать извещение об отмене процедуры. Само извещение об отмене заказчик размещает не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отказе от проведения открытого конкурса. По истечении срока отмены процедуры определения поставщика и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. Здесь важно аргументировать решение какими-либо обстоятельствами, в том числе обстоятельствами непреодолимой силы.
Участник открытого конкурса подает заявку на участие в открытом конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать содержание заявки до вскрытия. Также данный способ закупки допускает подачу электронного документ, но только в том случае, если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией.
Что касается оформления заявки, то закон устанавливает номенклатурный порядок подачи: все листы должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
Фраза «при наличии печати» была внесена совсем недавно, так как в законодательство были внесены изменения. Так как по закону в ОАО и ООО печать общества теперь не обязательна, поэтом делать оговорку нужно. Но отклонить заявку без печати нельзя. Если печать компании-поставщика была поставлена на других документах, а на заявке нет, то можно отклонить такую заявку. Хотя это также спорный момент: не факт, что при рассмотрении спора ФАС примет сторону заказчика.
Таким образом, соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Даже если заказчик предусмотрел в документации то, что копию лицензии нужно заверить подписью и печатью, но заявку сшил и поставил печать директора, то сам факт правильно поданной заявки должен уверить в подлинности документов. Важно то, что не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки.
С точки зрения порядка оформления это требование должно являться истиной в последней инстанции и избыточных требований к поставщику быть не должно.
Участники закупки вправе присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с заявками. Нужно соблюсти все требования закона: заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками.
Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе закупочная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа.
Если никто из участников не изъявит желания изменить или отозвать заявки, то заказчик переходит к процедуре вскрытия. Если изъявит, то участников спрашивают, что они хотят сделать: отозвать, изменить или подать заявку. Подать заявку в это время тоже допустимо. Отозвать заявку просто - нужно всего лишь забрать конверт. Если участник изменяет заявку, то он должен забрать старую и приложить новую.
Эти действия должны быть записаны и заказчик обязан обеспечить аудиозапись всей процедуры. В случае возникновения спора контролирующие органы могут прослушать запись и разобрать и принять решение. Сами участники открытого конкурса вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и (или) открытия доступа.
После вскрытия конвертов и составления протокола вскрытия следует оценить заявки и проверить их на соответствие требованиям конкурсной документации: наличие всех документов и правильность их оформления. Если заявка требованиям не соответствует, она отклоняется по этой причине. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Позже все результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. В случае, если по результатам рассмотрения заявок конкурсная комиссия отклонила все заявки или только одна заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся.
После процедуры рассмотрения документов происходит процедура оценки принятых на этом этапе заявок. Критерии:
В этом постановлении критерии делятся на стоимостные (цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт, стоимость жизненного цикла товара) и нестоимостные (качественные, экологические и функциональные характеристики закупки, квалификация участника).
Есть максимальные и минимальные баллы оценки этих показателей. При проведении открытого конкурса заказчик устанавливает значимость критериев оценки:
Эти разбивки по критериям заказчик должны соблюдать и сверяться с постановлением.
Нужно знать, что:
Есть заявки, которые оцениваются только по нестоимостным критериям (соотношение «0/100»). К ним относятся создание произведений литературы и искусства, в том числе хореографических произведений и пантомим, произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства и фотографических произведений.
При любых обстоятельствах сумма цифр значимости критериев оценки должна составлять 100%. Кроме этого, ПП РФ №1085 говорит о том, что недопустимо использование критериев оценки (показателей) или их величин значимости, не предусмотренных Правилами. Победителем назначается тот участник закупки, заявка которого имеет самый высокий рейтинг.
Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней после даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок или, при проведении закрытого конкурса, - с даты подписания такого протокола. В течение 10 дней с даты размещения в информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику.
При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта. То есть предоставляется банковская гарантия, внесенная в Реестр банковских гарантий.
При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. После опубликования протокола отказа в течение 10 дней заказчик вправе предложить второму победителю заключение контракта. Он может не дать согласие - это его право. Если он согласен, то второй победитель в течение 10 дней должен предоставить обеспечение контракта и подписать контракт. Если контракт не подписан, то он признается уклонившимся от заключения контракта.
Теперь в 44-ФЗ и заказчик может быть признанным уклонившимся от подписания контракта и на него можно подать иск о понуждении заключить контракт и о взыскании убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.
Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона. Контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки.
Порядок согласования контракта с ЕП с контролирующим органом:
а) заказчик в течение 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения заявок направляет обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Согласование не может превышать 10 рабочих дней со дня поступления обращения;
б) контракт заключается в течение 20 дней после получения заказчиком согласования. Более подробно регламент можно изучить в Приказе Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537.
Следующее основание для признания открытого конкурса несостоявшимся - все заявки были отклонены, заявок не было подано или второй победитель отказался заключать контракт . В этом случае нужно внести изменения в план-график и провести новый конкурс. Извещение о конкурсе должно быть опубликовано не менее чем за 10 дней до вскрытия конвертов с заявками. При этом все условия предыдущего открытого конкурса должны сохраниться - меняются только сроки проведения процедуры.
Можно продлить срок исполнения контракта с учетом новых дат, а также не более чем на 10% изменить начальную (максимальную) цену контракта. Если и этот конкурс признается впоследствии несостоявшимся, то заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен).
Законом о контрактной системе установлено 2 вида конкурсов, которые заказчик имеет право провести при определенных условиях: конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс.
Конкурс с ограниченным участием
Это конкурс, при котором также информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации; к участникам закупки предъявляются единые требования (которые предусмотрены 44-ФЗ) и дополнительные требования (они прописаны в подзаконном акте); победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Разница заключается в проведении квалификационного отбора. На смену Постановлению от 28 ноября 2013 г. № 1089 пришло новое Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Конкурс с ограниченным участием проводится, если:
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с общими предъявляются дополнительные требования только для осуществления предквалификационного отбора, но не для оценки самих заявок для конкурса с ограниченным участием.
То есть сначала заказчик проводит предквалификационный отбор, а затем принимает заявки на участие. Дополнительные требования к участникам закупки предъявляются в соответствии с ПП РФ №99. Конкурс с ограниченным участием признается несостоявшимся, если ни один или только один участник признан готовым подать заявку по итогам предквалификационного отбора.
Заказчик вправе проводить двухэтапный конкурс, если:
Сначала участники должны предоставить первоначальные заявки с предложениями без указания цены. Например, заказчик хочет построить стадион, но хочет сначала получить от поставщиков какие-то предложения по техническим характеристикам и затем сформировать техническое задание для проведения второго этапа конкурса.
Проводится обсуждение предложений и при нем комиссия предоставляет равные возможности. Без предоставления каких-либо преимуществ. Срок проведения первого этапа - не более 20 дней. После первого этапа результаты обсуждения прописываются в протоколе, подписываются и в течение 10 дней размещаются в единой информационной системе. Заказчик имеет право уточнить условия закупки: может изменить и дополнить ТЗ. При этом можно предъявить новые требования и внести новые критерии, но без предоставления преимуществ какому-либо участнику.
Конкурс признается несостоявшимся, если ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим таким требованиям.
Второй этап подразумевает подачу окончательных заявок с учетом всех изменений. Здесь также предоставляется обеспечение. Любой участник первого этапа может отказаться от участия во втором этапе. Последствий для поставщика здесь нет никаких.
Если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной, либо только одна заявка признана соответствующей конкурсной документации, либо конкурсная комиссия отклонила все заявки - двухэтапный конкурс признается несостоявшимся.
Двухэтапный конкурс специфический и не так часто применяется заказчиком.
Объясните, пожалуйста, что означает возможность заключить контракт с несколькими участниками открытого конкурса?
Ответ : Законом предусмотрена единственная возможность заключения контракта с несколькими участниками, если проводится закупка научно-исследовательских или поисковых работ. Только в этих случаях это возможно, но в общем порядке ко всем закупкам действуют общие правила: 1 контракт, 1 лот, 1 победитель.
Какая максимально возможная отсрочка оплаты контракта при отсутствии финансирования, если заказчик выходит за рамки контракта?
Ответ : Что качается отсрочки оплаты обязательств по контракту, здесь законом это не предусмотрено. Да, контракт всегда содержит условия оплаты товаров и услуг. И если вы укажете, что оплата будет осуществляться по мере поступления денежных средств, то ФАС может признать такое требование незаконным. Следует четко указать срок оплаты: 30, 60 дней и так далее. Иногда указывается, что оплата будет произведена до конца года, но и тогда ФАС может признать требование несогласованным, так как точный срок оплаты не указан. Поэтому при проведении процедуры лучше убедиться, есть ли у вас финансирование и планируется ли оно.
Если не успеваем отменить конкурс (осталось менее 5 дней), можно ли конкурс сначала продлить, а потом отменить?
Ответ : Даже продлить конкурс можно не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок. Регламент для внесения изменений и отмены один и тот же: не позднее 5 дней до окончания срока подачи заявок. Если вы упустили этот срок, то уже не можете ни отменить процедуру, ни внести изменения.
Почему заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать декларацию о принадлежности к СМП, если закупки у СМП можно проводить только с помощью аукциона в открытой форме?
Ответ : В соответствии со статьей 30 закона 44-ФЗ, заказчик может применить любой способ закупки в этом случае. Не только аукцион в открытой форме можно проводить с преимуществами для представителей СМП. Можно провести и открытый конкурс только для участников СМП. Тогда устанавливаются требования о наличии декларации, подтверждающей отнесение к этому статусу. Эта декларация включается в состав заявки.
Правомерно ли требование заказчика первую часть заявки оформлять на фирменном бланке организации?
Ответ : Заявка на участие в открытом конкурсе подается в виде единого документа. Первая часть заявки есть только в аукционе. Требование, я считаю, избыточное. Закон такого не предусматривает. Заказчику тоже нет никакой разницы: на фирменном бланке заявка или нет, когда речь идет об открытом конкурсе. Если говорить про электронный аукцион в открытой форме, то бланк уже говорит о том, что вы понимаете, кто именно будет подавать заявку. Думаю, что если такое требование кто-то из поставщиков оспорит, то ФАС его признает незаконным.
Является ли основанием для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе/электронном аукционе отсутствие декларации как отдельного документа о принадлежности участника к СМП и его соответствия статье 31?
Ответ : Если вы проводите закупку, участниками которой могут быть только СМП, то отсутствие декларации является основанием для отклонения. Так же как и при отсутствии декларации о соответствии статьей 31: причем отсутствие этой декларации чревато последствиями (отклонением заявки) при любой форме конкурса.
Можно несколько слов о переводе планов-графиков из неструктурированной формы с структурированную и как понимать письмо мэра и казначейства по этому поводу?
Ответ : Сам письмо не видел, видел приказ, который предполагает заполнение графиков заказчиками в структурированной форме. Здесь нет ничего экстраординарного, так как с 1 января 2016 г. будет введена единая информационная система и заказчиков приучают к структурированной форме. Здесь нет противоречий 44-ФЗ, более того, с начала 2015 года по 223-ФЗ заказчики уже заполняют свои планы-графики в структурированной форме. В любом случае все заказчики после введения ЕИС перейдут к структурированной форме на сайте закупок.
Возможно ли проведение конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог по Постановлению Правительства №99?
Ответ
: Если это автомобильные дороги федерального значения, то: (цитата) *Выполнение работ построительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Но что значит «содержание»? Если это капитальный ремонт или строительство, тогда да. Но если это не связано, то - нет.
Какие есть особенности при закупке услуг на проектирование строительных объектов?
Ответ : Здесь может быть много особенностей, в том числе и по выбору способа закупки. Однозначно проводится открытый конкурс. Нужно посмотреть те критерии оценки заявок, которые вы будете устанавливать в составе конкурсной документации. Критерии оценки будут общие, так как это не проектно-изыскательские услуги, а работы. Критерии будут 60 на 40. Соответственно, при проведении открытого конкурса следует разработать техническое задание, задание на проектирование, на основании которого проектировщик должен выполнить свои работы.
На какой срок можно задержать оплату по выполненному аукциону?
Ответ : Если контрактом предусмотрен срок оплаты, то оплата должна производиться точно в срок. Например, вы выполнили работы, в проекте контракта было оговорено, что оплата пройдет в течение 30 дней. Если срок прошел, то у заказчика наступает неисполнение обязательств по контракту и поставщик вправе требовать уплаты всей суммы задолженности плюс оплаты штрафов, неустоек, пеней в том размере, который установлен контрактом.
При оформлении заявки на конкурс должны ли быть заверены подписями участника - юридического лица все страницы заявки?
Ответ : Да, следует установить такие требования: участник сшивает, номерует страницы и подписывает страницы подписью уполномоченного лица и ставит печать.
Должен ли поставщик прикладывать к заявке документы, которые передаются при поставке товара: сертификаты соответствия и другая документация?
Ответ : Если эти документы подаются вместе с товаром, то такое требование не должно фигурировать в силу закона. В заявку могут входить сертификаты и документы, которые передаются не вместе с товаром.
Согласно законодательству России, при определенных случаях заказчик вправе проводить закупку посредством открытого конкурса. При таком способе все документы закупки предоставляются любому желающему в ЕИС (единой информационной системе).
При этой процедуре победившим становится участник, указавший в заявке наилучшие условия исполнения контракта, согласно определенным заказчиком критериям.
Заказчик решает организовать торги и выбирает их вид, основываясь на действующие нормативные акты. Заказчиком формируется комиссия конкурса (единая комиссия) из своего штата или приглашается специализированная организация. Заказчик формирует положение о комиссии и последовательность ее деятельности.
Заказчиком формируется конкурсная документация, содержащая сведения согласно Закону : условия выполнения заказа, требования к участнику и требования к документам его заявки, проект государственного контракта и т.д.
После объявления конкурса заказчик вправе вносить в документацию изменения, но не позже чем за пять суток до конца приема заявок. Заказчик может отказаться от организации торгов не позже, чем за пятнадцать суток до последнего дня подачи.
Утвердив извещение и конкурсную документацию, заказчик публикует все сведения в ЕИС в полном виде. Объявление возможно за двадцать суток до вскрытия заявок и более.
Все документы закупки доступны для скачивания каждому желающему безвозмездно.
Заказчик вправе изменить извещение о конкурсе, не позже чем за пять суток до последнего дня подачи заявок. Число возможных изменений неограниченно.
При поступлении от возможного участника запроса разъяснить документацию, заказчик в срок не более двух рабочих дней готовит и отправляет такому участнику разъяснения, а в течение одного рабочего дня после направления, эти разъяснения публикуются в ЕИС.
Заказчик принимает конкурсные заявки, обязательно их регистрируя и выдавая подавшему участнику расписку о получении.
Комиссия в срок, определенный в извещении, открывает поступившие заявки, направленные в конвертах, а также осуществляет доступ к заявкам, присланным в виде электронного документа.
Члены комиссии формируют и подписывают протокол вскрытия и открытия доступа, и размешает его в ЕИС.
В период до двадцати дней со дня вскрытия заявок, члены комиссии рассматривают предоставленные конкурсные заявки на предмет предложенных условий исполнения заказа, присутствия требуемых документов и копий документов. Участник и его заявка рассматривается с точки зрения соответствия требованиям нормативных документов РФ и условиям документации конкурса.
Производится оценка, основываясь на критериях, установленных заказчиком в документации, и определяется победивший участник. Комиссией формируется соответствующий протокол, который размещается в ЕИС в течение рабочего дня, идущего после дня подписания.
Заказчик возвращает всем участвовавшим, кроме победителя, деньги, направленные ими как обеспечение заявки.
Заказчик проверяет наличие обеспечения победителем исполнения контракта, и контракт заключается между обеими сторонами. Период обоюдного подписания контракта регламентирован – от десяти до двадцати суток со дня публикации итогового протокола.
ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в самой не прозрачной, на мой взгляд, закупочной процедуре — открытом конкурсе в рамках 44-ФЗ. Многие новички и даже опытные участники стараются избегать участия в открытых конкурсах по причине сложности подготовки конкурсных заявок и наличия субъективного подхода в оценке этих заявок со стороны заказчика. Поэтому в этой статье я постарался ответить на все самые распространенные вопросы по данному виду закупок, надеюсь, что материал будет полезен не только участникам закупок, но и заказчикам. И так, давайте приступим…
Открытый конкурс — конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч.1 ст.48 44-ФЗ). Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (ч.8 ст.53 44-ФЗ).
Сама же процедура проведения открытого конкурса регламентирована статьями 48-55 44-ФЗ.
Как следует из Федерального закона № 44-ФЗ, данный способ осуществления закупки является основным и проводится во всех случаях, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего ФЗ.
Что же это за исключительные случаи?
Согласно диаграмме распределения цен заключенных контрактов по способам определения поставщика (размещения заказа) за период с 01.01.2015 по 29.09.2015 года открытый конкурс находится на 3 месте по популярности (15,93% от общего числа закупок). На первом месте находится электронный аукцион (53,80%), а на втором — закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (22,65%).
В этой части статьи я поэтапно опишу все действия заказчика и участника закупки при проведении открытого конкурса. Давайте для начала рассмотрим действия заказчика.
Действия заказчика:
Этап №1 — Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса
На данном этапе заказчик принимает решение о проведении закупки и форме её проведения, занимается организацией и планированием предстоящей закупки, формирует конкурсную комиссию (единую комиссию), определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).
Этап №2 — Подготовка документов
На данном этапе заказчик занимается разработкой и утверждением конкурсной документации (общие положения, информационная карта, образцы форм, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).
Этап №3 — Публикация извещения о проведении открытого конкурса
На этом этапе заказчик размещает на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого конкурса, а также полный комплект конкурсной документации. С 2016 года размещение извещения и необходимых документов будет происходить в Единой информационной системе (ЕИС).
Этап №4 — Прием и регистрация заявок
На этом этапе заказчик принимает от лиц, желающих принять участие в открытом конкурсе, соответствующие заявки, производит их регистрацию и выдает расписки об их получении.
Этап №5 — Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде)
На этом этапе, в установленный срок, заказчик производит процедуру вскрытия конвертов с заявками участников (открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде).
Этап №6 — Рассмотрение заявок и подведение итогов
На данном этапе заказчик рассматривает и оценивает полученные от участников заявки, определяет победителя, составляет протокол рассмотрения и оценки заявок и размещает его на официальном сайте — www.zakupki.gov.ru (c 2016 года в ЕИС). Также заказчик осуществляет возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, всем участникам за исключением победителя, которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта.
Этап №7 — Подписание контракта с победителем
На этом этапе заказчик вносит необходимые сведения в проект контракта и направляет его победителю, проверяет наличие внесенного обеспечения исполнения контракта или , подписывает контракт с победителем, и производит возврат победителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки.
И так, с действиями заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.
Действия участника закупки:
Этап №1 — Поиск информации о проводимом конкурсе
На этом этапе потенциальный участник осуществляет и скачивает на свой компьютер найденную конкурсную документацию.
Этап №2 — Подготовка заявки на участие в конкурсе
На данном этапе потенциальный участник занимается анализом конкурсной документации, направляет заказчику запросы на предоставление документации или запросы на разъяснение положений конкурсной документации (в случае необходимости), перечисляет денежные средства в качестве обеспечения заявки или оформляет банковскую гарантию, заполняет необходимые формы, комплектует заявку и запечатывает её в конверт (в случае подачи заявки в бумажном виде).
В случае подачи заявки в электронном виде (если это предусмотрено конкурсной документацией) заявка должна быть подписана , о получении которой, участник должен позаботиться заранее.
Этап №3 — Подача заявки
На этом этапе участник направляет заказчику свою заявку. Он может сделать это лично, либо с использованием Почты России, или же воспользоваться услугами курьерской службы. Заявку можно подать как до дня вскрытия конвертов с заявками, так и непосредственно в день вскрытия на самой процедуре вскрытия конвертов с заявками.
Этап №4 — Участие в открытом конкурсе
Согласно ст. 52 44-ФЗ в процессе вскрытия конвертов участники могут подать заявку на участие в конкурсе, изменить или отозвать ранее поданную заявку после соответствующего объявления конкурсной комиссии, а также вести аудио и видеозапись вскрытия конвертов.
Этап №5 — Направление заказчику запроса о даче разъяснений результатов конкурса
Согласно ч.13 ст. 53 любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса.
Этап №6 — Заключение контракта с заказчиком
В том случае, если участник закупки признан победителем, он должен получить от заказчика протокол рассмотрения и оценки заявок вместе с проектом контракта. Затем победитель должен перечислить на счет заказчика денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, либо предоставить банковскую гарантию и направить в адрес заказчика подписанный контракт вместе с подтверждающим документом о предоставлении обеспечения исполнения контракта. После того, как заказчик со своей стороны подписал контракт, он должен вернуть победителю обеспечение заявки.
Вот мы с вами и рассмотрели порядок проведения открытого конкурса. Однако у каждого из рассмотренных выше этапов есть строго регламентированные сроки проведения, о которых мы поговорим ниже.
Для удобства восприятия информации все этапы проведения открытого конкурса, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. В предпоследнем столбце есть ссылка на конкретный пункт закона № 44-ФЗ, в котором эти сроки установлены. Представленные ниже элементы таблицы кликабельны, т.е. при нажатии по изображению левой кнопкой мыши, оно откроется в полномасштабном размере.
Извещение о проведении открытого конкурса (ОК) размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. Помимо этого заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении ОК в любых СМИ или сайтах, при условии, что такая публикация осуществляется вместе с размещением в ЕИС.
1) информация, предусмотренная статьей 42 44-ФЗ, а именно:
2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками ОК в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это наличие у участника необходимых допусков, лицензий и т.д.), а также требование, предъявляемое к участникам ОК в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки);
3) способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации;
4) плата (при ее установлении), взимаемая заказчиком за предоставление конкурсной документации, способ осуществления и валюта платежа;
5) язык или языки, на которых предоставляется конкурсная документация;
6) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дата рассмотрения и оценки таких заявок;
7) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 — 30 44-ФЗ (Примечание: это преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций);
8) условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 44-ФЗ;
9) реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении ОК не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Количество вносимых изменений в извещение законодательно не установлено, т.е. заказчик может вносить изменения в извещение столько раз, сколько потребуется.
В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в ЕИС. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в ОК этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней .
Важно: В случае внесения заказчиком изменений в извещение, изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.
Конкурсная документация размещается заказчиком в ЕИС одновременно с размещением извещения о проведении ОК. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦК;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта;
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 51 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника ОК, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации;
7) порядок и срок отзыва заявок на участие в ОК, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки;
8) порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с 44-ФЗ;
10) размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);
11) размер и условия обеспечения исполнения контракта;
12) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель ОК или иной его участник, должен подписать контракт, условия признания победителя ОК или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 26 статьи 95 44-ФЗ.
К конкурсной документации в обязательном порядке должен быть приложен проект контракта , т.к. он является неотъемлемой частью конкурсной документации.
При осуществлении некоторых закупок, помимо вышеперечисленной информации, конкурсная документация должна содержать дополнительную информацию.
1) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;
2) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления устанавливаются статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;
3) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
После размещения заказчиком извещения о проведении ОК в ЕИС, любое заинтересованное лицо может направить в адрес заказчика письменное заявление о предоставлении конкурсной документации.
В течение 2 рабочих дней с даты получения соответствующего заявления заказчик обязан предоставить такому лицу конкурсную документацию в порядке, указанном в извещении о проведении открытого конкурса.
Конкурсная документация предоставляется на бумажном носителе после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если данная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в извещении о проведении ОК, за исключением случаев предоставления конкурсной документации в форме электронного документа.
Размер платы за конкурсную документацию на бумажном носителе не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии такой документации и доставку ее лицу, подавшему указанное заявление, посредством почтовой связи.
Предоставление конкурсной документации в форме электронного документа осуществляется без взимания платы, за исключением платы, которая может взиматься заказчиком за предоставление конкурсной документации на электронном носителе (CD-диск, flash-накопитель, карта памяти).
Важно: Конкурсная документация, размещенная в ЕИС, должна соответствовать полностью конкурсной документации, предоставляемой по запросам заинтересованных лиц.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в ЕИС, и в течение 2 рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация (Примечание: участники, которые скачали конкурсную документацию с ЕИС, и не направляли заказчику запрос на предоставление конкурсной документации, должны отслеживать такие изменения самостоятельно).
При внесении изменений в конкурсную документацию, срок подачи заявок на участие в ОК должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в ОК этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней , за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ.
Важно: В случае внесения изменений в конкурсную документацию, изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.
Любой участник открытого конкурса не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в ОК вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
В течение 2 рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.
Важно: Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Информационная карта открытого конкурса – «сердце конкурсной документации» представляет собой, как правило, сводную таблицу с основными данными (выдержками) о проводимой закупке. Если информация, содержащаяся в информационной карте, имеет разночтение с данными, указанными в общей части конкурсной документации, то руководствоваться необходимо той информацией, что указана в информационной карте.
Более подробно узнать о других частях конкурсной документации можно из статьи про .
Согласно пункта 4 статьи 3 44-ФЗ участником открытого конкурса может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Общие требования ко всем участникам закупок установлены в статье 31 44-ФЗ.
Для того чтобы принять участие в открытом конкурсе, участник должен подготовить и подать свою заявку на участие в конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Участник ОК вправе подать только одну заявку на участие в ОК в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота). Примечание: В случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в ОК в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны, все заявки на участие в конкурсе этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, не рассматриваются и возвращаются этому участнику.
Конкурсную заявку следует заполнять в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, прикрепленной в конкурсную документацию.
Взимание платы с участников ОК за участие в открытом конкурсе не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных 44-ФЗ, о которых мы говорили ранее в этой статье.
1) информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в ОК, а именно:
2) ценовое предложение участника ОК (в случае закупки товара также цена единицы товара), наименование страны происхождения товара;
3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (при наличии в соответствии с законодательством РФ данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством РФ такие документы передаются вместе с товаром;
4) в случае если предложение участника на 25 и более процентов ниже НМЦК, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;
5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в ОК (платежное поручение , подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в ОК с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия );
6) документы, подтверждающие квалификацию участника (в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок). Примечание: отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям 44-ФЗ;
7) эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение, образец, проба товара, закупка которого осуществляется;
8) опись входящих в состав заявки документов.
Важно: Требовать от участника ОК иные документы и информацию, за исключением выше перечисленных документов и информации, не допускается.
Важно: Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных выше требований к оформлению такой заявки.
Порядок подачи заявки на участие в ОК указан в конкурсной документации.
При проведении ОК заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в ОК может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или .
Выбор способа обеспечения заявки на участие в ОК осуществляется участником закупки самостоятельно. Требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки.
Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) или, если закупка осуществляется среди предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства (СМП) либо социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО), то размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта .
Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется победителем самостоятельно. Контракт заключается с победителем только после предоставления обеспечения исполнения контракта.
Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% НМЦК , указанной в извещении об осуществлении закупки.
В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей , заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК , но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В случае, если аванс превышает 30% НМЦК , размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет полуторакратное обеспечение исполнения контракта или документы, подтверждающие добросовестность такого участника.
Размещать документы, подтверждающие добросовестность участника, в составе конкурсной заявки необходимо при соблюдении двух условий:
Свою добросовестность участник закупки может подтвердить, предоставив информацию об исполненных контрактах за определенный период времени до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе.
При проведении конкурса, указанная информация должна быть представлена участником непосредственно в составе заявки (часть 4 статьи 37 44-ФЗ).
Выявление недостоверности представленной информации при участии в открытом конкурсе влечет к отклонению заявки участника.
Доверенность на участие в открытом конкурсе может быть 3-х видов:
Доверенность на право подписи должна находиться в составе самой конкурсной заявки. Помимо доверенности в составе заявке должна быть и копия паспорта лица, кому данная доверенность была выдана. Доверенность должна быть заверена подписью руководителя и скреплена печатью (при её наличии). Также в заявке должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия руководителя.
Доверенность на право присутствия на процедуре вскрытия конвертов с заявками дает право лицу физически присутствовать на самой процедуре вскрытия/открытия доступа. Эта доверенность предоставляется конкурсной комиссии на этапе регистрации участников, присутствующих на процедуре вскрытия/открытия доступа. Помимо самой доверенности у лица, присутствующего на процедуре вскрытия должен быть и документ удостоверяющий личность — паспорт. Иногда его просят предъявить, а иногда нет. Но в любом случае он у вас должен быть с собой.
И наконец, доверенность на право совершения действий от лица участника . Эта доверенность наделяет лицо более широкими полномочиями, нежели только присутствие на самой процедуре вскрытия/открытия доступа. Помимо присутствия, лицо имеет право подавать заявку, отзывать заявку или давать комиссии пояснения или разъяснения в процессе процедуры вскрытия/открытия доступа, получать или передавать любые документы. Эта доверенность также передается конкурсной комиссии на этапе регистрации участников, присутствующих на самой процедуре вскрытия/открытия доступа. Для подтверждения личности также будет необходим паспорт.
Все эти доверенности вы сможете скачать в разделе в пункте 2.
Критерии оценки заявок при проведении открытого конкурса могут быть стоимостными и нестоимостными.
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Постановлением Правительства РФ №1085 от 28 ноября 2013 г. были утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила оценки).
Настоящие Правила оценки применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения:
— аукциона;
— запроса котировок;
— у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
— запроса предложений (если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 44-ФЗ).
Согласно Правилам оценки документация о закупке в обязательном порядке должна содержать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки .
Количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее 2-х , одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в отдельных случаях — критерий оценки «стоимость жизненного цикла».
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели , раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 %. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 %.
Также Правилами оценки заявок предусмотрены предельные величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки в процентом соотношении.
Цель оценки заявок – выявление лучших из предложенных участниками закупки условий исполнения контракта.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Вопрос оценки заявок достаточно сложный и объемный, и дабы не раздувать эту статью до невероятных размеров, я указал лишь ключевые моменты. Если же разбирать вопрос оценки детально, то потребуется отдельная статья, а может даже и серия статей. Поэтому рекомендую вам самостоятельно ознакомиться с Постановлением Правительства РФ №1085.
Ниже приведены случаи, в которых открытый конкурс признается несостоявшимся.
1. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ОК подана только одна заявка на участие в ОК или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся (ч.13 ст. 51).
Действия заказчика: В случае, если единственная поданная заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса.
2. В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся (ч.6 ст.53).
Действия заказчика: В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса.
3. В случае, если второй участник (при уклонении победителя открытого конкурса от заключения контракта с заказчиком) не предоставил заказчику в установленный срок подписанных экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта, конкурс признается несостоявшимся (ч.6 ст.54).
Действия заказчика: В случае, если участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса.
Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в ЕИС не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в этом конкурсе.
Если повторный конкурс признан несостоявшимся, заказчик должен проводить запрос предложений.
Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта.
В течение 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта. Если победителем не исполнены данные требования, то такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
В этой части стати хотелось бы несколько слов сказать об отличии открытого конкурса от электронного аукциона в рамках 44-ФЗ.
Первым и самым важным отличием этих двух закупочных процедур являются критерии оценки заявок участников. Если в электронном аукционе цена контракта является единственным критерием оценки заявок участников, то в открытом конкурсе помимо стоимостных критериев используются и нестоимостные критерии, такие как квалификация участника, опыт и т.д.
Вторым немаловажным отличием является способ проведения закупочной процедуры. Электронные аукционы в рамках 44-ФЗ проводятся на 5-ти специализированных государственных электронных площадках. Для того чтобы участвовать в электронных аукционах у участника должна быть электронная подпись и он должен быть аккредитован на этих площадках. Участие в конкурсе также подразумевает возможность подачи заявок в электронном виде, однако до ввода в эксплуатацию ЕИС все конкурсы проводятся в бумажном виде.
Третье отличие — это сроки проведения процедур. Сроки проведения открытого конкурса по сравнению с электронным аукционом значительно больше. Так, например, размещение извещения о проведении ОК производится заказчиком в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками, а размещение извещения о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней (если НМЦК не превышает 3-х млн. рублей) и не менее чем за 15 дней (если НМЦК более 3-х млн. рублей). Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе не должна превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов, рассмотрение 1-х частей заявок на участие в электронном аукционе не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок, а рассмотрение 2-х частей заявок не более 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Четвертое отличие — способ обеспечения заявки. Если при участии в открытом конкурсе участник может предоставить обеспечение заявки как в виде денежных средств, так и в виде банковской гарантии, то при участии в электронном аукционе в качестве обеспечения заявки принимаются только денежные средства.
Здесь я привел лишь самые важные отличия открытого конкурса от электронного аукциона по 44-ФЗ, однако есть и другие отличия, но они менее существенные.
На этом моя статья по участию в открытых конкурсах в рамках 44-ФЗ подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях.
Открытый конкурс в рамках 44-ФЗ – самая сложная, непрозрачная и многоаспектная из всех закупочных процедур. Начинающие участники торгов предпочитают с ней не связываться, выбирая более доступные формы: запрос котировок, предложений и электронный аукцион. Это простое руководство поможет новичкам разобраться в механизмах открытого конкурса и ответит на вопросы о его этапах, сроках проведения, подводных камнях и способах их обойти.
Конкурс – это одна из конкурентных форм государственных закупок, в основе которой лежит сравнение предложений поставщиков по цене и другим критериям. Открытым он называется потому, что вся информация публикуется в единой информационной системе, то есть получить к ней доступ и принять участие в закупке может любой заинтересованный.
Конкурс отличается от аукциона количеством критериев оценки заявок. В аукционе имеет значение только цена контракта. В конкурсе заказчик сравнивает цену и ряд других критериев (не менее одного). Они должны быть едины для всех участников.
Прочие стоимостные критерии:
Критерии оценки товаров / работ / услуг:
Критерии оценки компании:
рис.1 Общая схема открытого конкурса
рис.2 Подробная схема открытого конкурса
Хоть открытый конкурс и не является онлайн-процедурой, все равно информация о старте, ходе проведения и результатах закупки должна публиковаться в ЕИС. Найти подходящий конкурс для участия можно в самой системе, однако работает она не очень стабильно.
Значительно упрощают поиск тендеров сервисы-агрегаторы, такие как Синапс, которые собирают государственные и коммерческие закупки со всех торговых площадок. Воспользуйтесь нашим бесплатным поисковиком: отфильтруйте выдачу по региону, сфере деятельности. Зарегистрируйтесь в СинапсПРО , чтобы получить доступ к расширенным фильтрам, возможность сохранять поиск в шаблоны и получать результаты на электронную почту.
Найдя подходящий тендер, скачайте приложенную конкурсную документацию: она доступна для ознакомления всем желающим, содержит информацию по техническим, организационным и коммерческим вопросам проведения торгов. В ней вы найдете бланки и инструкции по заполнению документов для заявки, а также критерии оценки предложений участников и величины их значимости в баллах.
Внимательно изучите и проанализируйте комплект документов, уделив особое внимание:
Если положения конкурсной документации вызывают вопросы или вы заметили ошибки, отправьте заказчику запрос на разъяснение. Он обязан ответить в течение 2 рабочих дней. Отсутствие реакции – повод написать жалобу в ФАС.
Обеспечение заявки – это сумма, вносимая участником на счет заказчика в качестве гарантии своей добросовестности и достоверности предоставляемой информации. Чтобы не изымать деньги из оборота компании, под обеспечение заявки берут тендерный кредит либо оформляют банковскую гарантию – в этом случае участник платит только за финансовую услугу, а всю сумму гарантии предоставляет банк.
Федеральный закон 44-ФЗ устанавливает размер обеспечения заявки в пределах 0,5-5% начальной цены контракта. Льгота в виде снижения до 2% предоставляется отдельным категориям участников:
После того как банк одобрит предоставление гарантии под обеспечение заявки, можно начинать собирать для нее документы.
Заявка на участие в закупке – официальное подтверждение намерения физического или юридического лица принимать участие в торгах. Требования к содержанию и оформлению документов для заявки содержатся в конкурсной документации и 44-ФЗ.
Стандартный комплект документов:
1. Информация об участнике:
Примечание: для малого предпринимательства документами, подтверждающими статус, а значит и право на преимущества, могут быть свидетельство о внесении в реестр СМП с отметкой о ежегодном подтверждении, бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках за 2 предыдущих года с отметкой налоговой, а также форма "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год”.
2. Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки:
3. Ценовое предложение и наименование страны происхождения товара;
4. Документы, подтверждающие добросовестность, если предложенная цена на 25% и более ниже начальной максимальной.
5. Копии документов, подтверждающих соответствие товара / работы / услуги требованиям законодательства РФ.
Примечание: такие документы обычно передаются вместе с поставкой – это сертификаты соответствия и т.д. В этом случае прикладывать их не нужно. Однако есть отдельные виды товаров, документы соответствия которых необходимо включать в заявку, например, регистрационные удостоверения на лекарства.
6. Документы, подтверждающие квалификацию.
Примечание: отсутствие указанных документов не является основанием для отклонения заявки.
7. Эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение, образец, проба товара, закупка которого осуществляется.
8. Опись входящих в состав заявки документов.
Требовать какие-то еще документы заказчик не имеет права. Заполнять вышеперечисленные следует по инструкции из извещения.
Открытый аукцион проводится по лотам. Например, если школа закупает лакокрасочные изделия и малярные инструменты для ремонта – это аукцион на два лота. Если вы претендуете на оба, отправляйте две заявки. Однако если на один и тот же лот вы отправите несколько заявок и не отзовете лишние, заказчик обязан отклонить все.
Заказчикам запрещено устанавливать иные или дополнительные требования.
Оптимальный момент подачи заявок – непосредственно перед началом вскрытия конвертов комиссией. Это снижает шансы нечестной игры в пользу другого участника, а также позволяет совместить поездку для подачи заявки с присутствием на конкурсе.
Открытый конкурс признается не состоявшимся, если:
Подписание контракта занимает от 10 до 20 дней:
рис.3 Заключение контракта открытого конкурса
Обеспечение исполнения контракта – это сумма, вносимая на счет заказчика в качестве гарантии того, что победитель исполнит обязательства по контракту. Обеспечение бывает в форме банковской гарантией или перечисления денежных средств.
Его размер зависит от фактической цены контракта:
Если фактическая цена снижена на 25 или более процентов от начальной максимальной – победитель предоставляет полуторакратное обеспечение контракта, а также документы, подтверждающие его добросовестность. К таковым относится информация о контрактах, успешно исполненных победителем, из реестра контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками (скриншоты из ЕИС).
Контракт может быть заключен только после перечисления суммы обеспечения. В случае его непредоставления участник считается уклонившимся и попадает в реестр недобросовестных поставщиков на два года.
Если заказчик в свою очередь не направил подписанный экземпляр контракта победителю в течение 3 дней, он также признается уклонившимся, а победитель вправе подать на него в суд.
1. Открытый конкурс так называется, потому что:
2. Информационная карта – это.