Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности Конституция РФ 1993 г., ст.8, 9. Это означает, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации и муниципальных образований. Все формы собственности признаются равными и защищаются равным образом.

Однако фактически различные формы собственности не равны между собой. В частности, Земельным кодексом определяется, какие виды земель могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Например, в ст. 27 ЗК РФ говорится, что Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, (ограниченным в обороте) не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Государственная собственность

Право государственной собственности - система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государственного коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом

Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены в границах субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами, относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.

Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий Гражданский кодекс РФ, ст.124-127. Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

Из пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право федеральной собственности на землю может возникнуть только тремя способами.

Во-первых, федеральная собственность на землю устанавливается непосредственно федеральными законами.

Во-вторых, федеральная собственность выделяется в процессе разграничения государственной собственности на землю.

В-третьих, земельные участки приобретаются Российской Федерации в собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Земельный кодекс РФ, п.1 ст.17.

Из статей 8 и 212 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права, в том числе право федеральной собственности на землю может возникнуть на основании актов государственных органов или в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований Гражданский кодекс РФ, ст.214. Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость.

Особенностью государственной собственности на землю является то, что нормы о множественности ее субъектов пока еще в полной мере не реализованы. В настоящее время федеральными законами установлена только федеральная собственность на землю. Что касается собственности субъектов Российской Федерации, то федеральные законы лишь предусматривают необходимость ее выделения. Иными словами в данное время государственная собственность на землю разделяется на две части, то есть на федеральную собственность и не разграниченную государственную собственность.

Федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации на землю посвящены статьи 17 и 18 Земельного кодекса Российской Федерации. Вопросы, касающиеся не разграниченной государственной собственности на землю сейчас должны решаться на основе требований пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно части второй пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Муниципальная собственность

Право муниципальной собственности на землю - это правомочия владения, пользования, распоряжения, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления Гражданский кодекс РФ, ст.25,215. В этом качестве органы местного самоуправления имеют право передать земельные участки во временное и постоянное владение и пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, продавать, отчуждать земли, находящиеся в муниципальное собственности, и совершать иные сделки.

Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано в Законе "О местном самоуправлении". В ст. 2 Закона названы местные (т.е. муниципальные) образования: города, районы, поселки, сельские населенные пункты.

Муниципальная собственность на землю это собственность муниципальных образований в пределах их черты. Однако и здесь не все земли находятся в муниципальной собственности. Они определяются методом "вычитания" федеральных земель, земель субъекта Российской Федерации и частных земель.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность. Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную регулируется федеральными законами. Субъекты РФ определяют порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и осуществляют их передачу. Территория муниципального образования устанавливается на основе законов соответствующих субъектов РФ с учетом мнения населения.

В отличие от государственной муниципальная собственность не делится на виды. Она едина. Управление муниципальной земельной собственностью возложено на местные органы, в структуре которых создаются подразделения, отвечающие за содержание и регулирующие использование земель, занятых автомобильными дорогами, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение территории и др.

Специфической особенностью возникновения права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности на землю является то, что к этой форме собственности, как правило, следует относить земельные участки, которые не передаются в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации.

Основное назначение муниципальных земель - обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель населенных пунктов, за исключением земель, расположенных за чертой городских и сельских поселений. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

Допускается приватизация муниципальных земель. Порядок и условия приватизации определяются местными органами самоуправления. Средства от продажи муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Не допускается приватизация земель общего пользования в населенных пунктах.

Частная собственность на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида: право частной собственности физических и право частной собственности юридических лиц. Российское земельное законодательство максимально расширяет круг физических и юридических лиц - субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, не могут быть собственниками земельных долей.

Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, право частной собственности на которые фактически не ограничивается. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего

Земельные участки могут передаваться их собственниками другим лицам во временное пользование, аренду либо отчуждаться путем совершения сделок купли-продажи, наследования, дарения, мены, передачи в качестве взноса в уставные фонды, могут быть предметом залога. Собственники могут также добровольно отказаться от своего земельного участка либо могут объединить его с земельными участками других собственников для создания общей собственности.

Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок - купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю, предусмотренными земельным законодательством, однако в отдельных случаях данные права могут быть ограничены. В принципе, к ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком.

Так на земельных участках в границах охранных зон системы газоснабжения не допускается строительство, каких бы то ни было зданий, строений, сооружений, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф Земельный кодекс РФ, ст. 33.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов (ст. 27 ФЗ РФ "Об особо охраняемых природных территориях").

В законах названы только допустимые ограничения в использовании земельных участков. Конкретные ограничения по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов Земельный кодекс РФ, ст. 57.

Еще одно ограничение зафиксировано в ст. 12 ФЗ "О недрах". Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению использовать все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц. Недра являются исключительной собственностью Российской Федерации и ее субъектов.

Поэтому собственник земельного участка может осуществлять на своем земельном участке только добычу общераспространенных полезных ископаемых (торфа, глины, песка и т.п.) на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления. Также собственник имеет право для личного потребления осуществлять рытье колодцев до первого водоносного горизонта, который не используется для питьевого водоснабжения данного населенного пункта.

Каждый гражданин обладает той или иной собственностью, она является необходимым условием для экономической свободы. Здесь речь идет, как об отдельном человеке, так и о государстве в целом. Имея права на земельные наделы, можно ими пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению. И следует понимать, что могут быть отличными формы земельной собственности, которые будут зависеть от конкретных потребностей общества.

В этой статье

Немного истории

Записи о владении на земельные наделы появились еще в 15-16 веках. Можно обратиться к известным законам Хаммурапи, который хотел закрепить общественный строй в государстве. Основывалось его законодательство на наличии средних и мелких рабовладельцев. Его законы являются первым сборником, где можно найти упоминания о частной собственности.

После появления судебника Хаммурапи, можно говорить о возникновении множества законов, связанных с регулированием имущественных отношений, с защитой своего имущества, а также прав по распоряжению им.

Также в судебнике содержатся и другие законодательные правила, охватывающие различные стороны правовых отношений. Среди всех изданных законов, а их насчитывалось 282, неизученными остались лишь 21 статья.

Следует понимать, что в античном мире, при владении землей в вотчинах, человек получал социальное признание и социальное положение в обществе. И чем большей была территория, которой он обладал, тем большее признание у него было.

Как и в наши дни, экономическое неравенство имело место быть. Об этом свидетельствует развитие рабовладельческого строя, который длился длительное время.

Именно на землевладении базировалось занимаемое человеком положение в обществе. Многие из изданных в те года законов, дошли и до наших времен, правда уже в несколько измененном виде, учитывая современные особенности и развитие общественности.

Виды собственности

К формам земельной собственности относятся следующие разновидности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • индивидуальная.

Государственная собственность.

Собственность, которая принадлежит государству, имеет два подвида:

  • владения отдельных субъектов страны;
  • владения РФ.

Эти положения регламентированы действующим законодательством. И при необходимости получения любых сведений, необходимо обращаться к букве закона.

Так, чтобы понимать, что подразумевает под собой государственное владение на землю, можно обратиться к 16 статье Земельного Кодекса . Сюда будут относиться те земельные наделы, которые не принадлежат физическим и юридическим лицам, а также муниципальным образованиям. Власть над ними находится именно у государства.

Государственное владение должно иметь четкие разграничения на земли субъектов РФ, а также на федеральные наделы. Все это регулируется специальным законом о разграничении земель.

Земельные участки, которые относятся к имуществу субъектов, будут следующие :

  • те, которые признаны таковыми на уровне федерального законодательства;
  • права на наделы возникли вследствие разграничения государственных земель;
  • те земли, которые появились у субъектов на основаниях, предусмотренных законодательными нормами;
  • земли фондов перераспределения;
  • наделы водного фонда, которые находятся в ведении субъектов;
  • наделы, занятые недвижимостью, которая принадлежит субъектам страны.

Существуют основные принципы, которыми руководствуются при распределении правомочий на государственные земли:

  • основы Конституционных норм и законов на уровне Федерации;
  • приоритетным считаются решения органов государственной власти при распределении.

Местное самоуправление и государственная власть должны обеспечивать распоряжение наделами, которые имеются в их ведении, учитывая принципы открытости и справедливости в ведении всех процедур.

Муниципальная собственность

Когда производилось разделение земель на уровни собственности, те земли, которые отошли к муниципальным образованиям, и принято считать муниципальной собственностью.

Сюда могут относиться земельные наделы, которые используются для обслуживания населения в коммунальной сфере, а также и те земельные участки, которые заняты объектами муниципалитетов. Форма собственности земельного участка напрямую будет зависеть от того, какое было вынесено решение при перераспределении земель. От территориальной значимости и необходимости размещения на данной площади тех или иных производственных, либо же частных владений.

Все земли, относящиеся к муниципалитетам, должны пройти процедуру обязательной государственной регистрации. Об этом свидетельствует постановление действующих законодательных актов.

Местное самоуправление может распоряжаться и владеть всеми землями, которые не будут иметь отношения к собственности индивидуальной и государственной. Сюда могут относиться, кроме коммунальных объектов, также и объекты, имеющие социально-культурное назначение.

Законы на распоряжение муниципальными землями будут распространяться, как федеральные, так и изданные на уровне отдельных субъектов. Земли могут быть переданы в пользование физических лиц, а также организаций, как в аренду на определенный срок, так и в бессрочное пользование. Для этого потребуется решение органов местного самоуправления.

Частные владения

Кроме указанных видов землепользования, может иметь место и частная собственность. Это право граждан отображено в Конституции . Основное правило, источником которого и являются конституционные законы, гласит о том, что человек вправе пользоваться и распоряжаться землей, но таким образом, чтобы это не наносило урона окружающей среде. В роли землепользователей могут выступать, как физические, так и юридические лица.

В качестве же правовых объектов в частной собственности могут выступать лишь отдельные категории земель. Если речь ведется о землях сельскохозяйственного назначения, то здесь приобрести право на владение территорией существует практически во всех случаях. В индивидуальное владение можно приобрести земельные наделы определенной площади, и ограничений на это нет со стороны государства.

Необходимо понимать, каким же образом возникает индивидуальная собственность на наделы земли. Как правило, данный факт является следствием различных сделок. Помимо покупки участка, это может быть приватизация, получение в дар, мена и прочие. В отдельных ситуациях приобрести права на территории можно и пользуясь правилом приобретательной давности.

Помимо обретения прав, они также могут быть и прекращены. Выполняться это может, как в добровольном порядке, так и в принудительном. Пользование наделом может быть полисным.

Что же касается земель, которые в индивидуальные владения получены быть не могут, к ним относятся:

  • территории, которые изъяты из оборота;
  • земли, пользование которыми ограничено.

В некоторых ситуациях могут иметь место ограничения на пользование площадью. Накладываются они исходя из законодательных актов, уполномоченными органами.

В любом из видов землевладений, главным условием выступает соблюдение норм, установленных на уровне законодательства. При частном землепользовании важно соблюдать основные условия и обязательства.

Отличительной чертой институту права собственности на землю является то, что абсолютной земельной собственности не существует. С одной стороны, государство предоставляет собственникам земли право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться ею (в пределах предусмотренных законом), а с другой — ограничивает это право в силу специфики земли (природный объект). В теории земельного права ограничения подразделяются на постоянные и временные.

К постоянным ограничениям относятся предусмотренные в законодательстве обязанности:

  • соблюдать требования рационального использования и охраны земель и сохранения экологической обстановки в процессе ее использования;
  • не нарушать своими действиями прав и законных интересов других собственников, пользователей, арендаторов земель;
  • выполнять особые условия использования особо охраняемых территорий , охраняемых зон, мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;
  • вести строительство в соответствии со строительными нормами и правилами, а на землях населенных пунктов еще и с соблюдением проектов планировки и застройки;
  • право государства на принудительный выкуп земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд;
  • на исключение деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель из хозяйственного оборота (с сохранением их за собственником).

К числу временных ограничений правомочий собственника относят строгое целевое использование земельного участка и возможность совершения сделки купли-продажи участка, занятого в сельскохозяйственном производстве при условии сохранения его целевого назначения.

Ограничение прав на землю (включая право собственности) вызвано спецификой объекта прав , его ограниченностью и незаменимостью. Ограничения права собственности могут возникать из федеральных законов, договоров или судебных решений. По целям можно выделить ограничения в интересах государства, общества и ограничения в интересах частных лиц. Основания ограничения прав на землю (в том числе права собственности) могут быть предусмотрены исключительно федеральными законами (п. 1 ст. 56 ЗК РФ, п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Ограничения права собственности в интересах государства и общества регламентируются ст. 56 ЗК РФ. Согласно данной статье могут быть установлены следующие ограничения:

  • особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
  • особые условия охраны окружающей среды , в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
  • условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Ограничение прав может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Ограничения прав подлежат регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»1. Ограничения прав на землю могут носить бессрочный характер или устанавливаться на определенный срок. Установленные ограничения обременяют непосредственно земельный участок, а поэтому при переходе права на соответствующий участок к другому лицу они сохраняются.

Ограничения права собственности в интересах частных лиц может возникнуть на основании договора. Например, заключая договор аренды , собственник ограничивает собственные правомочия владения и (или) пользования. Гражданским законодательством предусмотрен также договор , который предоставляет лицу, в пользу которого устанавливается сервитут, право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом. Договор сервитута может ограничить правомочия собственника по владению и пользованию земельным участком для обеспечения прохода и проезда через его участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника соседнего земельного участка.

Кроме того, в соответствии с современным законодательством можно выделить, в частности, ограничения, связанные с выбором контрагента по сделке (так, не все земельные участки могут приобретаться в собственность иностранными гражданами , лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами); необходимостью сохранять целевое назначение земельного участка при совершении сделки.

Существенным образом ограничивается право собственности на земельный участок, когда на нем располагаются объекты недвижимости . Согласно ст. 35 ЗК РФ отчуждение земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие (на праве собственности) собственнику земельного участка, допускается только с одновременным отчуждением этих объектов недвижимости.

Формы земельной собственности

До начала 1990 г. в Советском Союзе существовала исключительная государственная собственность на землю. В настоящее время Конституция РФ закрепляет многообразие форм собственности , в том числе и на землю.

Частная собственность на землю может принадлежать гражданам и юридическим лицам.

Путем межевания земель определяются границы земельного участка в натуре (на местности) и составляется кадастровый план (чертеж границ) земельного участка. Если земельный участок не был огорожен либо его собственник ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Объектом частной собственности может быть только оборотоспособный земельный участок. Участки, которые отнесены к землям, изъятым из оборота, вообще не могут предоставляться в частную собственность и быть предметом сделок , а участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, предоставляются в частную собственность только в случаях, установленных федеральными законами.

Перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков содержится в ст. 27 ЗК РФ. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальным федеральным законом. Из-под его действия выведены земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка замкнутые водоемы (пруды и обводненные карьеры), а также на произрастающие на нем лес и растения.

Собственник вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (ст. 261 ГК РФ).

Как объект права земельный участок имеет целевое назначение и разрешенное использование, которые устанавливаются при предоставлении земельного участка и не подлежат самовольному изменению. Целевое назначение — это установленные законодательством порядок и условия использования земель для конкретных целей в соответствии с категорией земель. Разрешенное использование — это условия и порядок эксплуатации земельного участка с учетом целевого назначения и установленных ограничений и обременении.

Таким образом, земельное законодательство основывается на многообразии форм собственности на земелю, каждая из которых закрепляется и гарантируется Конституцией РФ.

Содержание права собственности на землю

Правомочие владения — обеспеченная законом возможность фактического обладания земельным участком. Правомочие владения представляет собой право фактического обладания землей. Оно создает необходимые предпосылки для осуществления двух других правомочий: пользования и распоряжения. Осуществляя правомочие владения землей, собственник вправе ограничить или запретить доступ граждан на принадлежащий ему земельный участок или определенный вид деятельности физических и юридических лиц на его участке. Реализация правомочия владения выражается также в обозначении границ земельного участка на местности (например, возведение забора).

Владеть землей — это значит просто иметь его в наличии, числить его на балансе, определять земельный участок как часть своего хозяйства. Владение осуществляется на основании закона. Собственник на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения.

Правомочия владения и пользования неразрывно связаны между собой. Для граждан и юридических лиц правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению. Поэтому физическое или юридическое лицо, владея земельным участком, обязано и пользоваться им. Неиспользование земельного участка в течение определенного в законе срока является основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение земельного законодательства и может служить основанием изъятия такого участка. Для субъектов государственной собственности правомочие владения не обусловливается требованием использования земли. Данное правомочие распространяется на все земли, находящиеся в их собственности, независимо от того, используются они или нет. Владение землей на титуле права собственности сохраняется за собственниками и при передаче земли землепользователям, арендаторам в пользование.

Правомочие пользования — обеспеченная законом возможность хозяйственной эксплуатации земельного участка путем извлечения его полезных свойств для удовлетворения потребностей собственника. Правомочие пользования означает закрепленную законом возможность хозяйственной эксплуатации земли путем извлечения полезных свойств или получения дохода от земли. Согласно Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Для граждан и юридических лиц правомочие пользования одновременно является и обязанностью использовать землю. Неиспользование земли в течение установленного законом срока (три года) или нецелевое использование запрещены законом и являются основанием для прекращения права на земельный участок. Собственник может использовать землю так, как посчитает нужным, но в рамках целевого назначения. В процессе использования земли собственник земельного участка имеет право:

  • хозяйствовать самостоятельно на земле;
  • использовать имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, пресные подземные воды, водные объекты;
  • возводить жилье, производственные или иные строения и сооружения с соблюдением требований законодательства;
  • осуществлять мелиоративные работы в соответствии с природоохранными требованиями;
  • производить посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
  • получать арендную плату при сдаче земельного участка в аренду в размере, предусмотренном договором .

Право собственности на земельные участки прекращается добровольно:

  • при отчуждении земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством (например, при продаже, дарении земельного участка);
  • прекращении деятельности юридического лица (его ликвидации), использующего земельный участок на праве собственности;
  • смерти гражданина и переходе права собственности на земельный участок по наследству к государству (например, при отсутствии у гражданина наследников);
  • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок, который производится по его заявлению (ст. 53 ЗК РФ). При этом подача заявления не влечет прекращения права собственности.

Если земельный участок не обращен по решению суда в муниципальную собственность , то он может быть вновь принят во владение, пользование, распоряжение оставившим его собственником либо получен в собственность в силу приобретательной давности.

Основаниями принудительного прекращения права частной собственности на земельные участки являются:

а) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам должника — собственника этого участка, что допускается только на основании решения суда (ст. 278 ГК РФ);

б) неиспользование земельного участка в соответствии с его назначением. Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят в случаях, когда он предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения земельного участка, а также период, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

в) использование земельного участка с нарушением законодательства. В соответствии со ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят, если он эксплуатируется с грубым нарушением правил рационального использования, установленных земельным законодательством, в частности, не в соответствии с назначением, или его эксплуатация приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки;

д) реквизиция земельного участка применяется в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемии, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от угроз, возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами;

е) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных со следующими мероприятиями:

  • выполнением международных обязательств Российской Федерации;
  • размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
  • иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Федерации;

ж) отчуждение земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу. Такое прекращение права собственности применяется, когда имущество оказалось в собственности лица по основаниям, допускаемым законом (например, при наследовании участка), но не может ему принадлежать.

Как представляется, если лицо на законных основаниях приобретает земельный участок, который не может ему принадлежать на праве собственности, но законом не исключается его использование на иных правах, то это лицо может переоформить принадлежащее ему право в соответствии с требованиями законодательства;

з) заключение международного (двустороннего) договора , предусматривающего передачу земельного участка соседнему государству (демаркация границ).

Таким образом, право собственности имеет многозначное толкование и может пониматься как институт земельного права , как правоотношение , как правомочие собственника и как юридический факт , имеющий правообразующее, правоизменяющее и правопрекращающее значение.

На объем правомочий собственника влияют особенности земельных участков, находящихся в собственности, а также особенности правового статуса земельных собственников и иные обстоятельства.

Земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иной собственности, определенной в законе. Каждая из форм и видов права собственности на землю обладает специфическим режимом в рамках общего правового режима. Наличие специфики позволяет классифицировать земельную собственность по формам и видам.

Вместе с тем, абсолютной земельной собственности в Российской Федерации нет; право собственности ограничивается в интересах государства и общества.

Ответ студента (03.12.2013)

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В законодательстве по субъектному составу различаются следу­ющие формы земельной собственности: частная собственность - осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах; государственная собственность - реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества в целом; муниципальная собственность - реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования; иные формы собственности - смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования. Различные формы собственности на землю способны оказать вли­яние на земельные отношения, улучшая их содержание или препят­ствуя их развитию. 1. Право частной собственности граждан на земельные участ­ки - право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участ­ками с соблюдением обременении и иных условий, установленных за­коном (ст. 15 ЗК РФ). Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица. Впервые 2 октября 2000 г. в Москве на первом земельном аукционе в частную собственность был продан земель­ный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. (910 тыс. руб. – за 1 сотку 4200 $). В законодательстве предусмотрены три различные процедуры при­ватизации земель: приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов; приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства; приватизация земель при приватизации государственных и му­ниципальных предприятий. Помимо земельных участков, в собственности граждан и юридиче­ских лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объек­тов определяются законодательством РФ. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земель­ном участке, находящемся в собственности гражданина или юридиче­ского лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоря­жение этой растительностью осуществляется собственником в соот­ветствии с требованиями лесного законодательства. Земля гражданам в частную собственность может быть предостав­лена как бесплатно, так и за плату. 2. Право частной собственности на землю юридических лиц. Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с соб­ственностью граждан, относится к частной форме собственности. На­личие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не толь­ко на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или опера­тивном управлении (ст. 48 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ). Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, об­щественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др. Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религи­озными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями. Земельные участки сельскохозяйственным предприятиям (хозяй­ственным товариществам и обществам, производственным кооперати­вам) могут предоставляться (передаваться) в собственность как юри­дическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в со­ответствии с законами субъектов РФ. Иностранные юридические лица, международные организации с уча­стием иностранных и российских юридических лиц, иностран­ные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды. Законодательством установлено, что земельные участки могут при­надлежать юридическим лицам на праве долевой собственности с оп­ределением для каждого из них конкретной земельной доли без выде­ла ее в натуре. Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в пределах норм, установленных субъектами РФ, а сверх норм выкупается по договорной цене. При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в городах, земельные участки собственнику недвижимости предостав­ляются в долгосрочную аренду. 3. Право общей собственности на земельный участок.Общая собственность на землю является одним из видов частной собствен­ности. Для общей собственности характерна множественность субъек­тов права собственности, которые именуются участниками общей соб­ственности. Общая собственность возникает, прежде всего, на имуще­ство, которое не может быть разделено без изменения его назначения. Недопустимость раздела вещи может быть установлена непосредствен­но законом. Делимое имущество поступает в общую собственность. Общая собственность на имущество является долевой, за исключени­ем случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Так, собственность членов кресть­янского (фермерского) хозяйства на землю и средства производства является совместной. Члены крестьянского хозяйства своим соглаше­нием могут перейти на режим общей долевой собственности лишь тогда, когда это допустимо законом (п. 5 ст. 244 ГК РФ). В общую совместную собственность могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных и иных хозяйственных обществ и товариществ, в том числе созданных на базе государственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных предприятий, а также земли общего пользова­ния садоводческих товариществ, животноводческих, жилищных, дачных и гаражных кооперативов. В отличие от долевой собственности, где замена выдела доли в натуре (на местности) денежной компенсацией без согласия выделя­ющегося собственника имеет место лишь как исключение, член кресть­янского хозяйства может при выходе из него получить только денеж­ную компенсацию стоимости части земельного участка и средств производства (ст. 258 ГК РФ). Итак, земельный участок может находиться в общем владении с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Если размер долевой собственности на земельный участок не мо­жет быть определен на основании закона и не установлен соглашени­ем всех ее участников, земельные доли являются равными. При продаже земельной доли в праве общей собственности на зе­мельный участок постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой земельной доли по цене, за которую она продается, и на прочих рав­ных условиях, кроме случаев продажи с аукциона. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, и выдел из него земельной доли может быть осуществлен при условии предвари­тельного определения земельной доли каждого из участников этой собственности. В сельскохозяйственных организациях, которые являются собствен­никами земли, происходит своеобразное двойное действие правомочий земельного собственника: = граждане - собственники своей доли, участвуя в хозяйствен­ной деятельности предприятия, осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению своей земельной долей, повышая пло­дородие почв, выращивая сельскохозяйственные культуры, увеличивая поголовье скота и т.п.; = предприятие осуществляет эксплуатацию земельных массивов, исходя из коллективных, а не индивидуальных интересов. Например, не каждому из работников хотелось бы использовать участок (свою долю) под пашню как интенсивную форму хозяйственной эксплуата­ции земли, но в интересах ведения целостного хозяйства это необхо­димо. 4. Право государственной собственности на землю. Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собствен­ностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ). Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ. Определены следующие уровни государственной собственности на землю. 1. Федеральная собственность (федеральные земли). К ним от­носятся, прежде всего, земли, занятые объектами, отнесенными исклю­чительно к федеральной собственности, а также иные земли, необхо­димые для осуществления задач федерального значения (ст. 17 ЗК РФ). В состав федеральных земель входят: земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасно­сти страны, охраны государственных границ РФ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей про­мышленности, Топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерально­го значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных об­разований, земли лесного и водного фондов федерального значения, зем­ли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения; земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных при­родных заказников, памятников природы, объектов историко-культур­ного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов; земельные участки Российской академии наук, отраслевых ака­демий наук федерального значения, научно-исследовательских учреж­дений, высших учебных заведений федерального значения, федераль­ных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных науч­но-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государ­ственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых ут­верждает Правительство РФ; иные земельные участки, предусмотренные федеральными зако­нами и договорами о разграничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ общеприз­нанными принятыми нормами права, международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Земли, находящиеся в государственной собственности, могут пере­даваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяй­ственного производства и иных целей. В государственную собствен­ность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у част­ных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами. 2. Собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пре­делах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель (ст. 18 ЗК РФ). Специфика права государственной собственности на землю заклю­чается в следующем. - Данный вид права собственности характеризуется высоким уров­нем субъектов собственности. - Государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. - Основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности. - Правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фон­да, а также с осуществлением контрольных функций за использовани­ем земель иными собственниками. Обобщая характеристику государственной собственности на землю, можно сделать следующие выводы: а) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению; б) в одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим. 3. Право муниципальной собственности на землю. Муниципаль­ная собственность на землю - это собственность городских, сель­ских и иных населенных пунктов, других муниципальных образова­ний (ст. 19 3K РФ). К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объек­тами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания на­селения, находящегося на соответствующей территории района, горо­да, и др.

Ответ студента (24.01.2014)

В процессе существования земельных отношений земля, обладающая вещественным содержанием в виде угодий, посредством человеческого труда с применением орудий и средств производства должна воспроизводить материальные блага и нематериальные ценности, составляющие совокупный общественный продукт. Такое положение обеспечивается в процессе использования земельных ресурсов. Поэтому этот процесс использования земли представляет собой единство отношений человека к земле и отношений между людьми, т. е. в этом процессе складывается целая система земельных отношений: объектом выступает земля, а субъектом - граждане и их объединения. Воспроизводство материальных благ осуществляется в форме продуктов питания и сырья для перерабатывающей промышленности. Процесс этот характеризуется непрерывностью и сопровождается актами присвоения субъектами как средств производства и земли, так и результатов производства и таким образом происходит процесс превращения и средств производства, и результатов производства в собственность субъектов, которыми он может управлять и распоряжаться по своему усмотрению. На этой основе возникает собственность на средства производства на землю и производимую на ней продукцию. В этом случае собственник приобретает право владения, пользования и распоряжения земельным участком. В соответствии с приобретением такого права собственник земельного участка по своему усмотрению, но в рамках норм и правил действующего законодательства может совершать в отношении принадлежащего ему земельного участка любые действия, которые обеспечивают реализацию права собственности и придают этому праву объективную реальность. Таким образом, возникает право собственности, право владения, пользования, распоряжения и аренды на земельные участки. В рамках развития общественного производства и совершенствования земельных отношений возникает потребность в выработке системы норм и правил по регулированию этих отношений. И на этой основе формируется право собственности в форме государственного института. Кроме того, собственность представляет собой сложную экономическую категорию, которая может измеряться такими взаимодействующими и взаимозависимыми составляющими: 1. Объект собственности - это то, чем владеет, пользуется или распоряжается субъект. Во всех случаях в качестве объектов собственности выступают материально-вещественные элементы (средства производства), а в сельском хозяйстве еще и земля, а также результаты процессов производства (продукция). 2. Субъект собственности - это отдельный индивид (гражданин) и юридическое лицо (предприятия, организации, учреждения и государство в целом). 3. Состояние отношений собственности - это складывающиеся отношения в процессе производства и развития производительных сил общества. Такое измерение является одним из главных факторов собственности, так как изменения в развитии производства и производительных сил, а также в содержании и формах субъектов приводят к существующим, а в отдельных случаях и коренным преобразованиям как видов и форм собственности, так и экономических отношений. Рассмотренные факториальные изменения собственности в полной мере накладываются и отражаются в земельной собственности, которая во всех странах и во все времена была главным вопросом функционирования государства. В нашей стране с ее огромными земельными просторами проблема земельной собственности всегда имела особую социальную и экономическую остроту и значимость. Изучение форм собственности на землю и соответствующих им земельных отношений в нашей стране показало, что введение в 1917 г. единой общенародной собственности на землю обеспечило образование единого земельного фонда России. Поскольку государство выступало как персонифицированный представитель интересов всего общества как ассоциации производителей, то владение, распоряжение и управление земельными ресурсами осуществлялось на государственных началах. Но государство, в лице государственных предприятий, организаций и учреждений, выступало не как собственник земли, а как ее пользователь и распорядитель, т. е. сформировалась государственная форма общенародной собственности на землю. Кроме того, параллельно с этим реализация общенародной собственности на землю происходила через колхозно-кооперативную (образование колхозов, сельскохо зяйственных кооперативов и т. д.) и индивидуальную (образование личных подсобных хозяйств и единоличных крестьянских хозяйств) формы пользования землей. Анализ развития общенародной собственности на землю и форм ее реализации показал, что в этом процессе все сводилось к приоритету государственных форм хозяйствования и подтягиванию до этого уровня предприятий колхозно-кооперативной формы, а значение индивидуальных форм сводилось к ненужности их существования. Тем самым ставилась задача обеспечения продуктами сельскохозяйственного производства только за счет крупных предприятий государственного и колхозно-кооперативного сектора хозяйствования. Результатом такого развития земля перешла в полную государственную собственность, в системе которой государство стало безраздельным владельцем, пользователем и распорядителем землей. Однако само государство в целом не осуществляло пользование землей, а передавало ее определенным организациям, предприятиям и гражданам на правах землепользования. Характер использования в тот период регламентировался земельным законодательством союза СССР и союзных республик, в котором было определено, что земля в СССР предоставляется в пользование: ¦ совхозам, колхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям, кооперативам, организациям и учреждениям; ¦ промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным предприятиям, кооперативам, организациям и учреждениям; ¦ гражданам СССР. В связи с этим постепенно возникло существенное противоречие между пользователями землей (сельскохозяйственными предприятиями) и государственной (общенародной) собственностью на землю в форме того, что хозяйство-пользователь находилось в относительной обособленности и самостоятельности от нее, т. е. они не являлись собственниками земли и не могли сами распоряжаться продуктами своего труда. Такое положение с российскими землями сохранялось вплоть до 1990 г., до внесения поправок в Конституцию РСФСР. Землю передавали юридическим лицам и гражданам бесплатно в бессрочное и вечное пользование. Введенная в действие в 1993 г. Конституция РФ на высшем уровне узаконила частную собственность на землю и отменила ранее введенный мораторий на куплю-продажу земли. Операции с землей (купля, продажа, аренда, залог) были разрешены Указом Президента России в октябре 1993 г. Обобщение имеющихся законодательных и нормативных актов и публикаций с разъяснениями отдельных положений по проблеме земельной собственности позволяют выделить три направления по приоритетности той или иной формы собственности на землю в России. 1. Первое сводится к тому, что на все земли не должна распространяться частная собственность. 2. Второе утверждает, что земля должна находиться только в частной собственности, свободно продаваться и покупаться. 3. Третье направление оставляет землю в общенародной собственности с введением частной собственности для ведения мелкого аграрного производства - личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства, единоличного крестьянского и фермерского хозяйства. Исходя из этого перед государством встает проблема - отдать приоритет тем, кто хозяйствует на земле, перед теми, кто только олицетворяет право собственности на землю. При этом в мире действует сначала существующий как неписаный, а затем закрепленный законодательно закон, согласно которому все произведенные продукты или блага, полученные посредством или с помощью собственности, автоматически становятся собственностью того же лица или нескольких лиц. В этом случае степень справедливости в распределении произведенного продукта по затратам труда будет зависеть от субъекта собственности. Поэтому показателем, отвечающим на вопрос - кто является неделимым субъектом собственности: одно лицо, несколько лиц или общество? - выступает базовая форма собственности. К ним можно отнести единоличников (частная форма собственности), коллектив (общая совместная собственность) или государство (государственная собственность). Ассоциированный состав субъектов собственности на землю может быть разный и изменяться в результате проведения аграрной и земельной реформ. Так, с давних времен в России существовала община, в собственности которой находилась земля, а ассоциированными членами ее были крестьяне. Используя земельный надел, каждая семья становилась реализатором общинной (совместной) собственности на землю. Наряду с этим формировались и крестьянские (семейные) хозяйства, в которых земля находилась в общей совместной собственности семьи. Реализация такой формы собственности осуществлялась совместным трудом на закрепленном земельном участке, а также пользованием и распределением произведенной продукции. Казенные (государственные) земли использовались путем образования на них надельных крестьянских хозяйств, которым государство передавало землю в пользование или аренду. Были и другие формы реализации казенных земель (передача их в аренду монастырям, крупным землевладельцам и т. д.). Но затем, в результате аграрных преобразований (столыпинская реформа), Указом 1906 г. совместная собственность общины, семьи передавалась в единоличную собственность главы семейства. В то же время при разделе государственных и коллективных (общинных) земель на частные единоличные землевладения имущество отдельные коллективы оставляли в совместной (неделимой) собственности. Следовательно, в России земля становилась объектом собственности, и на этой основе шло формирование различных ее форм: государственной, коллективной (совместной) и частной собственности. По нашему мнению, важно, какая социальная обстановка складывается, каким образом она определяет способы присвоения, распределения и потребления продукта земледелия, как она влияет на формирование частной собственности и в каких размерах, так как сама форма частной собственности на землю, изначально и повсеместно, проявляется как социально проблемная. Практика зарубежных стран и российского землепользования показывает, как и при каких обстоятельствах земельная собственность используется наиболее производительно. В этой связи можно сказать, что неуверенность в частной собственности, сопряженная с частым переходом земли из рук в руки, никогда не допустит земледелия к усовершенствованию. Такие явления с реализацией земельной собственности, как события, связанные с реформами 1861 и 1906-1914 гг. показали, что при всей их несомненной позитивности они не дали ожидаемых результатов, поскольку делалась попытка насильственно разрушить веками сложившийся общинный земельный строй и передать всю землю в частную собственность. Такой подход встретил сопротивление в крестьянских массах, и в конечном итоге земельная проблема в России настолько усложнилась, что потребовала подойти к ее решению по-новому. Возникла революционная ситуация среди многочисленного беднейшего крестьянства, идеи которой были воплощены в ноябре 1917 г. . Декретом о земле отменялась частная собственность на землю, и она становилась общенародным достоянием. На этой основе все помещичьи земли передавались в единоличное пользование крестьянам. Параллельно с этим создавались сельхозартели, ТОЗ(ы), сельскохозяйственные коммуны, т. е. коллективные сельскохозяйственные предприятия. Через организацию единоличных крестьянских хозяйств и таких коллективных сельхозпредприятий реализовывалась общенародная собственность на землю. Государство поддерживало вплоть до 1928 г. сложившиеся формы хозяйствования в сельском хозяйстве. В дальнейшем, в процессе коллективизации сельского хозяйства, единоличные крестьянские хозяйства были повсеместно уничтожены и на их базе созданы крупные сельскохозяйственные предприятия - колхозы и совхозы, а земля перешла в безраздельную собственность государства. Реализация этой собственности осуществлялась посредством передачи земель в пользование совхозам, колхозам и гражданам СССР. Как показала практика, переход на государственную земельную собственность с часто меняющимися формами землепользования, создание которых проходило без должного обоснования, тоже не дал положительных результатов в использовании земли, отдаче каждого гектара сельскохозяйственных угодий и состоянии плодородия почв. Следствием этого стало преобразование государственной собственности на землю и введение частной формы землевладения. После 1991 г. шел ускоренный процесс разгосударствления земельной собственности, введение наряду с государственной и частной собственности на землю, а также приватизация земли путем разделения земельных участков на доли и передачи их в собственность работникам сельского хозяйства, социальной сферы и пенсионерам. Содержание и темпы проведения земельной реформы на современном этапе показали, что ей присущи практически те же недостатки, с которыми сталкивались предыдущие реформаторы: революционный характер, несовместимость с уровнем социального развития, насильственный характер, отчужденность от сложившихся устоев и традиций, отрицание мнения самого народа, необоснованность и т. д. Отсюда и результат: до сих пор нет четкого мнения о самих формах собственности на землю по формированию субъектов хозяйствования, по их оптимальным размерам и т. д. Изучение земельной собственности на всех этапах ее развития показало, что вопрос о земле настолько важен и велик, что только народ может начертать свою судьбу в этом деле, что в таком вопросе нельзя легкомысленно спешить, ибо «расхватать» землю не трудно, но приведет ли это к правильному пониманию и осознанию того, что только сообща, всем миром можно решить эту проблему. В этой связи, объективно оценивая сложившуюся конкретную ситуацию, можно сделать вывод о том, что надо искать пути каче ственной эволюции сельскохозяйственных предприятий, искать пути выхода из кризиса по поводу собственности на землю и проблем ее реализации. Во всяком случае, решение земельного вопроса, хотят того или нет, будет идти от крестьянства, т. е. работающих в аграрном производстве, которое воспримет только те формы реорганизации, которые отвечают его внутренним устремлениям и мерам ответственности. Изучение процесса становления различных форм собственности на землю, толкование их сущности, содержания, соотношения в условиях проведения земельной реформы и перехода к рынку проходит сложно и, как правило, без их взаимообусловленности, взаимозависимости и взаимосвязи. Такое положение наглядно просматривается при анализе законодательных, нормативных актов и мнений некоторых авторов по этому вопросу. Право частной собственности на землю было предусмотрено впервые в 1990 г. в ст. 12 Конституции РСФСР, где указано, что «земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции представляются государством в пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность». Однако эти положения были строго ограничены десятилетним сроком, в течение которого купля-продажа земли с момента ее получения запрещалась и продать землю можно было только государству. Законами «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятыми в ноябре 1990 г., было закреплено право частной собственности на землю, в результате чего при реорганизации колхозов и совхозов их работникам предоставлялось право на получение земельной доли, и при выходе из колхоза или совхоза они приобретали право на организацию крестьянского хозяйства. Таким образом, у граждан появилось право частной собственности на земельную долю. Этими документами предусмотрено также предоставление в частную собственность земельных участков гражданам для личных подсобных хозяйств, жилищного и дачного строительства, членам садоводческих и животноводческих товариществ. В Законе «О собственности в РСФСР», принятом 24 декабря 1990 г., указывалось, что: «Земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций)...» Из этого положения можно сделать вывод о существовании наряду с государственной еще и муниципальной, т. е. государственно-государственной. Сущность и содержание муниципальной собственности не раскрыта, хотя муниципалитет - это государственный орган местного самоуправления. Право частной земельной собственности было закреплено в основном земельном законодательном документе - Земельном кодексе, принятом 25 апреля 1991 г. Этим документом предусмотрено создание крестьянских хозяйств как на землях специального районного земельного фонда, так и на землях колхозов и совхозов. Купля-продажа земельных участков разрешалась гражданам государством и обратно. С другой стороны, как содержание, так и соотношение различных форм земельной собственности не получили практического разъяснения. Позднее право частной собственности на землю постепенно расширилось и конкретизировалось указами президента. Так, Указом от 27 декабря 1991 г. Ns 324 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» собственникам земельных долей предоставлялось право продавать свои доли до истечения десятилетнего срока при строгом соблюдении конкретных условий. Существенное значение в деле закрепления и расширения содержания частной собственности на землю имел Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», которым устанавливалось право частной собственности на землю физических и юридических лиц с более широкими полномочиями по распоряжению и владению землями. Так, собственники земельных участков и долей могли свободно распоряжаться ими и совершать сделки: продавать, дарить, обменивать, передавать по наследству, сдавать в залог, вносить в качестве взносов в уставные капиталы акционерных обществ, товариществ, сельскохозяйственных кооперативов и других организаций. Этим Указом земля признавалась имуществом, недвижимостью, хотя по нашему мнению, такое положение в отношении земли не совсем правомерно в силу ее многообразных отличительных особенностей от других средств производства, неразрывно связанных с землей. Подытоживая все ранее сделанные предложения и утверждения о различных формах земельной собственности, новая Конституция РФ 1993 г. закрепила все права собственности на землю: частную, государственную, муниципальную и «иные формы». Таким образом, и в основном документе нашей страны также наряду с государственной в качестве самостоятельной собственности на землю выделяется - муниципальная В то же время такая форма, как коллективная соб ственность на землю, не нашла четкого отражения во всех анализируемых законодательных документах. Такое отношение к веками устоявшейся традиционной коллективистской форме владения и использования земли в переходный период к рыночным отношениям в современной экономике является, по нашему мнению, ошибочным и вносит некоторую дезорганизацию в ведение сельскохозяйственного производства и использования земли. Помимо этого, в современной научной литературе вопрос о формах и содержании земельной собственности недостаточно раскрыт, не прослеживается системного подхода по раскрытию ее сущности, структуры, соотношению различных видов собственности. По нашему мнению, понимание собственности на землю как общественной категории и как конкретного объекта прав должно объяснять его значение как фактора макроуровня, который помогает определить, как общественно-экономические уклады, так и уровни непосредственного производства. В этом случае как категория собственность на землю выражает отношения по поводу присвоения благ, а как конкретный объект прав она представляет сами эти блага. В качестве владельцев земли в мировой практике выступают: государство и частные лица. Историческая практика российского землепользования и землевладения, введения различных форм собственности на землю указывает на то, что на время переходной экономики в качестве владельцев земли в современной России должны выступать как государство, так и сообщества людей или отдельные лица. Отсюда, по нашему мнению, собственность как на средства производства, так и на землю должна быть государственной, коллективной (совместной) и индивидуальной (частной). Государственная форма собственности на землю должна реализовываться через использование земель, находящихся в ведении федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и муниципальных государственных органов путем передачи этих земель хозяйствующим субъектам в пользование, аренду или пожизненно наследуемое владение. Коллективная (совместная) собственность на землю может реализовываться путем использования земли коллективными предприятиями (на базе бывших колхозов и совхозов), коллективными крестьянскими хозяйствами (образованными на основе безвозмездных взносов земельных долей и имущественных паев в неделимые уставные фонды), сельскохозяйственными кооперативами. При этом земля и имущество этих предприятий, а также произведенная продукция должны использоваться на совместной основе, земля и средства производства разделу не подлежат. Индивидуальная (частная) собственность на землю должна реализовываться через использование земли в семейных (крестьянских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, а также хозяйствах, ведущих совместную обработку земли (сельхозпредприятий акционерного типа и долевого типа собственности каждого члена коллектива). Общим между формами собственности является то, что в каждой из них возникает триединство: собственников средств производства, самих средств производства и производительно используемого их труда, необходимого для получения новых благ, которые затем будут распределены, потреблены и присвоены. Следует отметить, что формы собственности на землю, их величина, организационно-экономические и правовые механизмы, реализующие их возможности, способны либо ускорить, либо замедлить развитие экономики. В этом случае все зависит от того, насколько полноценно государство и другие субъекты земельной собственности реализуют свои права, установленные в обществе, на земельные ресурсы и результаты производительного их использования, насколько глубоко определяется сила мотивации беречь их и приумножать. В сложившихся условиях важно уделить особое внимание становлению и развитию всех форм собственности, усилить экономические и организационные аспекты этого процесса и тем самым поднять их роль в ускорении интенсификации использования земель и развитии агропромышленного комплекса, укреплении демократических форм управления в народном хозяйстве и дальнейшем совершенствовании социальных и экономических интересов работающих на земле. Исследования показали, что весьма важным условием является сама величина той или иной собственности, ее соотношение и доля участия во владении, пользовании и распоряжении земельными ресурсами, а также в производстве, распределении, потреблении и получении дохода. При этом следует учитывать и мировой опыт, который показал, что различные формы собственности и хозяйствования не исключают, а дополняют друг друга. В их сочетании обеспечивается синтез стабильности и гибкости экономики, ее высокой эффективности и социальной ориентированности. Важное значение имеет также то, что много-укладность дает простор инициативе, поиску нетрадиционных решений, отвергает попытки навязать процессу преобразований жесткие, заранее заданные формализованные рамки. Например, в европейской России к 1913 г. частновладельческие земли в общей их площади составляли около 30%, а казенные и надельные почти 60%. В США в собственности фермеров находится около 35% всех земель, во Франции - 45%, в КНР - около 96% всех земель находится в частном (семейном) пользовании. На территории бывшей ГДР частные земли занимают только 10%. Основная часть земельных фондов Израиля - совместная собственность государства и Еврейского национального фонда. В Великобритании землей в основном владеют крупные помещики (лендлорды), сдающие ее в аренду фермерам. Более 80% пригодных для земледелия и животноводства сельхозугодий Бразилии принадлежит латифундистам и иностранным монополиям, основная масса крестьян собственной земли не имеет и вынуждена арендовать ее или наниматься батраками. Вопрос о рациональном соотношении форм собственности на землю, из-за отсутствия основополагающих законодательных актов о земле, в нашей стране пока решается бессистемно, без каких-либо рекомендаций по величине той или иной формы собственности и их соотношению. В этой связи, в условиях сохранения и развития трех форм собственности на землю, можно рекомендовать следующее соотношение форм земельной собственности: государственная - до 40%, коллективная - до 25% и частная - до 35% всех земельных угодий. В результате такого распределения можно получить эффективную структуру основных форм собственности, опробированную во многих развитых странах, что поможет не впадать в крайности и стабилизировать сельское хозяйство, дав всем формам свободно развиваться в экономически целесообразных пределах, несомненно, при условии всесторонней государственной поддержки. На основе проведенных исследований и предлагается новая структура земельной собственности в период перехода экономики на рыночные отношения.

Ответ студента (15.02.2014)

Земельный участок является недвижимым имуществом и представляет собой часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации). Границы земельного участка выносятся на местность в процессе проведения землеустроительных работ по межеванию. К средствам, индивидуализирующим земельный участок, относятся план земельного участка, в котором воспроизводятся в графической и текстовой формах сведения об участке, и его кадастровый номер. Земельные отношения представляют собой правоотношения по использованию и охране земель в РФ, урегулированное нормами земельного законодательства (ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации), в котором участвуют следующие лица: граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (см. п.1 ст.5 ЗК РФ). Близко к подобного рода отношениям стоят имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. Последние относятся к гражданско-правовым отношениям (п.3 ст.3 ЗК РФ). ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ Собственность - это имущественное отношение, причем в ряду имущественных отношений она занимает главенствующее место. Этого, однако, для характеристики собственности недостаточно. Необходимо показать, в каких конкретных формах могут выражаться волевые акты собственника в отношении принадлежащей ему вещи. Разумеется, речь не идет о том, чтобы выстроить в ряд перечень таких актов. Это и невозможно, ибо в принципе собственник может совершать в отношении своей вещи все, что не запрещено законом либо не противоречит социальной природе собственности. Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается во владении, пользовании и распоряжении ею. К ним, в конечном счете, сводятся конкретные акты собственника в отношении вещи. На основании ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Следовательно, владение, пользование и распоряжение - это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права - права собственности. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Владение - это возможность обладать землей на основании закона. Кроме того, собственник на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения. С правомочием владения соприкается другое правомочие - это пользование. Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В отличие от иных видов имущества, возможные варианты использования которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее сказать, виды пользования перечислены земельным законодательством. Собственник может использовать землю так, как посчитает нужным, но в рамках целевого назначения земельного участка. Самовольно собственник земли изменить целевое назначение использования не имеет права. Собственник также по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т. е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу. Кроме того, собственники земельных участков могут образовать совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных паев. Кроме этих законодательных актов распоряжение земельной собственностью регулируется теперь и частями первой и второй ГК РФ. Защиту нарушенного права собственности на землю осуществляет установленный процессуальным законодательством суд или арбитражный суд. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд (ст. 64 Земельного кодекса РФ). ФОРМЫ СОБСТЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ Согласно ст. 8 Конституции и п. 1 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В свою очередь, частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, государственная - на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная - на собственность городских, сельских поселений и собственность других муниципальных образований. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности как единолично, так и совместно с другими лицами. Частная собственность, субъектами которой выступают граждане и юридические лица, призвана обеспечивать прежде всего их интересы. В силу п. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество.5 Вместе с тем законом могут быть установлены ограничения для частной собственности путем: определения перечня видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан и юридических лиц; установления предельно допустимых количества и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Новеллой гражданского законодательства является указание на то, что количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, могут ограничиваться только федеральным законом и только в случаях, прямо предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ: с целью защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Например, законом может быть установлен предельный размер земельного участка, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исходя из объема правоспособности юридических лиц, коммерческие организации могут быть собственниками любого имущества, кроме случаев, установленных законом или учредительными документами (так как они имеют общую правоспособность). Некоммерческие юридические лица (у них целевая правоспособность) могут приобретать только имущество, соответствующее целям их деятельности. Объектом федеральной собственности может быть любое имущество без каких-либо ограничений. В том числе, только в федеральной собственности может находится имущество, изъятое из оборота. Круг объектов права собственности субъектов Российской Федерации имеет ограничения. В его состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности.

18. Формы земельной собственности

Формы земельной собственности напрямую зависят от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил множественность форм земельной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК РФ частной собственностью являются земельные участки, которые были приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Государственная собственность на землю существует в двух формах: государственная собственность РФ в целом (федеральная собственность); государственная собственность субъектов РФ - республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.
Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июня 2001 г. Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, а именно:
- приобретенные РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов РФ находятся следующие категории:
- признанные таковыми федеральными законами;
- приобретенные субъектами РФ по основаниям,
- предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:
- занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;
- предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
- отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения, землям лесного фонда, землям водного фонда, занятым водными объектами, землям фонда перераспределения земель;
- занятые приватизированным имуществом, которое до его приватизации находилось в собственности субъектов РФ.
В муниципальной собственности находятся следующие категории земельных участков:
- признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- приобретенные муниципальными образованиями РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 19 ЗК РФ). В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».
В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, которые находятся в государственной собственности, в том числе и за пределами границ муниципальных образований.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ