Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Ее можно сделать, положив в основу временной (истори­ческий) критерий. Именно такая классификация права позволит воочию увидеть его эволюцию, или то, как постепенно и далеко не просто оно развивалось.

Возникнув на заре человечества, право последова­тельно прошло в своем развитии три этапа (условно можно их назвать детством, юностью и зрелостью).

1. Детство права, или архаичное право . Таковым оно было в Древнем мире. Но это условно, по­скольку разные народы вступают на путь цивилизован­ного развития разновременно. Применительно к этой стадии развития права допустимы и такие названия, как право племенное (у каждого племени была своя си­стема норм), народное (право формировалось «снизу», самим народом), обычное (основной костяк права состав­ляли обычаи), варварское (решения органов, направлен­ные на примирение сторон, тогда не были обязательны­ми, и спорящие стороны часто поступали как настоящие варвары, осуществляя кровную месть), примитивное (если сравнить его с правом современным).

Архаичное право - это царство неписаных правил, устно передаваемых из поколения в поколение. Вот по­чему так немногочисленны примеры письменных источ­ников. Если взять Россию, то «Русская Правда» не­сколько сотен лет была единственным из них.

Такое право было казуистично. Это означает, что норма права привязывалась к конкретным условиям (кража, совершенная ночью, наказывалась менее строго, чем кража при свете дня).

Еще одна особенность - его несистематизированный характер. В первых правовых письменных источниках было нагромождено все: и нормы об уголовных деяниях, и нормы о взыскании имущественного вреда, и семей­ные, и торговые, и земельные, и др. Знаменитый исто­рик В.О. Ключевский писал, что «Русская Правда» пред­ставляет собой «хорошее, но разбитое зеркало»\ Понят­но, что не было деления права на отрасли, но весьма определенно можно отметить в нем засилье уголовных норм.

Нам непонятно, как можно налагать ответственность, если не доказана вина. В те далекие времена понятие вины еще не существовало , в такие тонкости не вдава­лись: важно было установить, что произошло и про­изошло ли вообще. Да и зачем это было нужно, ведь ответственность носила коллективный характер, поскольку расплатить­ся за причиненный ущерб лицу, его причинившему, без участия своих сородичей было невозможно.

И все же нельзя относиться с пренебрежением к на­шим далеким предкам: они создавали право с нуля.

2. Юность права, или сословное право. Онаприходится в основном на период Средневековья. Обще­ство стало меняться: единые ранее соплеменники стали различаться друг от друга по социальному положению (вожди, их приближенные, люди рядовые), по роду про­фессиональных занятий (земледельцы, торговцы, ремес­ленники, жрецы и др.). Наличие сходных потребностей привело к их объединению. Общество начинает делиться на слои, или сословия. Осознавая свои общие интересы, каждое сословие стремится установить правила поведе­ния, дабы их защитить. Так появляется феодальное (по­местное) право, манориалъное (крепостное) право, город­ское (полицейское) право, торговое (купеческое) право, гильдейское (цеховое) право, каноническое (церковное) право. В своей совокупности эти нормы и составляли сословное право.


К сословному праву с позиций сегодняшнего дня тоже можно предъявить много претензий и сказать, что это пока не настоящее право, а скорее протоправо.

Оно не охватывало всех сторон жизни, а регулирова­ло ее фрагментарно (приобретение права собственности на землю, установление повинностей для крестьян, про­ведение ярмарок и т. п.).

Оно не было универсальным и регулировало в основ­ном отношения внутри сословия, да и к тому же недо­статочно эффективно. Вспомним, какие «разборки» учи­няли между собой феодалы. Один из таких конфликтов описан А.С. Пушкиным в повести «Дубровский». Урегулировать противоречия между сословиями этому праву вовсе было не под силу. Вот почему крестьянские бун­ты сотрясали все общество.

Отдельные части сословного права противоречили друг другу. Так, например, церковь долгое время осуж­дала «презренный металл», т. е. получение прибыли, несмотря на очевидную значимость торговли и большую роль торгового права.

И все же сословное право выгодно отличается от архаичного.

3. Зрелость права, или развитое право . Пра­во начинает приобретать свою зрелость в Новое время. И это не случайно.

В экономической сфере общество стало переходить к развитым товарно-денежным, или рыночным, отношени­ям. Рыночные отношения -- это прежде всего обменные отношения, и возможны они только на началах свобо­ды и равенства между людьми.

Происходят изменения и в политической сфере: люди, обладающие собственностью и чувствующие себя в связи с этим достойно, стали требовать участия в управлении делами, в частности, в принятии законов. Появляются пар­ламенты, и государственная власть, ранее сосредоточен­ная в руках единоличного правителя (короля, царя, им­ператора и др.), начинает распределяться между различ­ными государственными органами.

Все это не могло не сказаться на праве. Развитое об­щество стало нуждаться в развитом праве. Отличают его две главные особенности.

Во-первых, оно стало всеобщим: люди, оказавшиеся в сходных ситуациях, должны поступать одинаково, неза­висимо от социального статуса, рода занятий, семейного и иного положения.

Во-вторых, право стало универсальным: расшири­лась сфера его применения, и оно стало надежной опо­рой всего общества. Это позволяет сделать следующий вывод.

Слово «корпорация» (от лат. corporatio) означает объединение, со­юз, сообщество, группа людей, объединенных общими интересами.

Интересы, приводящие людей к объединению, могут быть самыми разнообразными: имущественные, профессиональные, политические, религиозные и др.

На смену древнему обществу пришло сословное (корпоративное) общество, основанное на политической раздробленности, разделении людей по их отношению к средствам производства, т. е. на феодаль­ной иерархии и феодально-зависимом крестьянстве.

Основными социальными группами в сословном обществе были феодалы, духовенство, крестьяне, горожане (ремесленники и купцы). Этим видам сословий и соответствует право того этапа его развития: феодальное (поместное) право; манориальное (крепостное) право; ка­ноническое (церковное) право; городское право; гильдейское (цехо­вое) право; торговое (купеческое) право.

Феодальное (поместное) право регулировало порядок приобрете­ния земли и взаимоотношения между ее собственниками.

Феодальное право закрепляло привилегии феодалов на землю. Земля в свободной крестьянской собственности существовала на са­мых ранних этапах феодального строя и в период распада Римской империи исчезла, хотя и остались элементы общинного крепостного землепользования (леса, луга).

Основа феодального права - личные повинности феодалов своим господам (сеньору, государю): обязанность нести военную службу, помощь вассала своему сеньору при возникновении необходимости в ней, право сеньора жениться на дочери вассала и др.

Феодальное право во многом носило устный характер, поскольку оно выросло из обычаев. Использовалась также договорная форма, которая имела место в основном между равными феодалами. Затем государственная власть берет на себя функцию письменного фикси­рования права. Так, появились статуты Великого княжества Литов­ского (1529, 1566, 1588), Соборное уложение (1649).

Манориальное (крепостное) право регламентировало отношения между помещиками и крестьянами, а также отношения между кресть­янами.

Манор (поместье) - это феодальное автономное сообщество, где существует привилегированное положение помещика (сеньора).

Помещик осуществлял экономические, финансовые, полицейские и судебные функции над крепостными в своем землевладении и рас­сматривал их как своих подданных.

В крепостном праве господствовал в основном обычай. Каких- либо договоров между помещиком и крестьянами не существовало. Однако постепенно под коллективным давлением крестьян их повин­ности стали упорядочиваться. Например, платежи крестьян стали ограничиваться определенной суммой, брак без согласия помещика признавался действительным.

Городское право возникло в связи с развитием городов и отражало свободы жителей городов, регулируя отношения между жителями го­рода и владельцами городских земель (феодалами, князьями, еписко­пами и др.).

Городское право упорядочивало городскую жизнь его жителей, предоставляя им возможность осуществлять самоуправление путем введения принципа представительного правления. Нормы городского права определяли права и обязанности жителей города.

Одной из форм городского права являлась хартия, которая оформлялась письменно. При принятии хартии необходимо было за­явить о создании города и определить, как город будет управляться, а также определить льготы, которые дарует горожанам владелец земли.

Существовала и такая форма городского права, как городские за­коны, которые закреплялись в отдельном документе и имели различ­ные названия (статут, постановление, привилей, указ и т. д.). Они хранились в городской управе.

Нормы городского права заимствовались у городов, которые в наибольшей мере упрочили городское право, например Магдебург. Магдебургское право было широко распространено в Великом кня­жестве Литовском, многие города которого получили грамоты на его применение.

Торговое (купеческое) право составляют общественные отношения, участниками которых являются представители обособленного торго­вого сословия. Оно регулирует отношения внутри самого купеческого сословия, а также отношения, складывающиеся на рынках, ярмарках, в портах. Купцы для защиты своих интересов объединились в гильдии.

Торговое право начало формироваться в Западной Европе в XI- XII вв. Его развитию способствовали политические, экономические, технологические, религиозные факторы. Среди них наиболее важное значение имело расширение сельскохозяйственного производства, повышение производительности труда, рост населения в целом, за­хватнические войны и др. Все это способствовало торговой деятель­ности. Сначала торговая деятельность включала и ремесленническую. Сам производитель заботился о том, как выгодно продать свою про­дукцию. Затем от производственной деятельности отделилась дея­тельность, специализированная на купле-продаже товаров.

По мере развития общества нормы торгового права становятся все более разнообразными. Появляются торговые обычаи, коммерческие договоры, торговые прецеденты, а также правосудие по торговым де­лам.

Гильдейское (цеховое) право распространялось на производителей товаров, на объединения городских ремесленников одной или не­скольких родственных специальностей.

Его предназначением была охрана от посягательств феодалов, купцов, городской знати. С разви­тием производства на этапе перехода к капитализму цехи преврати­лись в замкнутую организацию мастеров. Впоследствии цехи стали тормозить производство, что привело к постепенному их исчезнове­нию и появлению мануфактуры.

Существовали следующие виды гильдий: производственные (ткацкие, кузнецкие, кожевенные и др.); морские, предназначенные для перевозки товаров; горные, занимавшиеся добычей полезных ис­копаемых (металлов, камня и т. д.); финансовые (страховщики, ро­стовщики, банкиры и др.); гильдии лиц свободных профессий (вра­чей, нотариусов и др.).

Основной массив цехового права составляли нормы, регламенти­рующие внутреннюю деятельность цехов (условия труда, условия ученичества, стандарты качества работ, условия приема в гильдии, установление рабочих и праздничных дней и т. д.).

Правосудие осуществлялось третейским судом. Судьи избирались на общем собрании гильдии. Они не были профессиональными судь­ями, тем не менее решали спорные вопросы, возникающие в повсе­дневной жизни.

В последующем цеховое право стало основой зарождения многих отраслей современного права.

Каноническое (церковное) право - это система правил поведения, принятых структурами церкви (собором, синодом, епископами и т. д.) и записанных в сборниках.

Слово «канон» (от греч. kanon - норма, правило) стало использо­ваться для обозначения правил поведения, изданных церковью.

Термин «каноническое право» используется в Западной Европе, Великом княжестве Литовском, а в России - «церковное право».

Каноническое право было создано в Западной Европе в XI-XII вв., в Великом княжестве Литовском несколько позднее - в XV-XVI вв.

Становление и развитие канонического права проходило в борьбе духовной и светской власти. Начиная с XIV в. церковь постепенно начала терять свое могущество, поскольку королевская власть стала теснить духовную. Одним из направлений борьбы было сражение за приоритеты в осуществлении судебной юрисдикции. К тому времени церковь закрепила за собой судебные полномочия, поскольку под по­нятие «грех» подпадало нарушение любых установленных обществом правил. Королевской власти оставалось лишь вводить их. Усиление государственной власти привело к тому, что церковная власть начи­нает терять судебные полномочия. Так, в 1539 г. во Франции был из­дан королевский ордонанс, запрещавший церковным судам рассмат­ривать дела в отношении светских лиц. Однако в данной сфере ком­петенция светской и церковной власти оставалась недифференциро­ванной.

К сфере деятельности духовной власти относились дела, связан­ные с осуществлением таинств (брачно-семейное право), завещания­ми (наследственное право), церковным налогообложением (финансо­вое право), клятвенными заверениями (право собственности), греха­ми, заслуживающими церковных наказаний.

Церковное право распространялось прежде всего на клириков (церковных служителей, т. е. духовенство), которые подлежали цер­ковному суду за любые действия, подпадающие под понятие «грех», независимо от того, как к этим действиям относилась светская власть. Юрисдикция над мирянами распространялась только на такие катего­рии дел, как ересь, колдовство, ростовщичество, клевета, гомосексуа­лизм, прелюбодеяние, осквернение религиозных мест. Что касается других видов отношений, церковное право распространялось только на обездоленных, которых светская власть не могла защитить (бедня­ки, вдовы, сироты, путешественники).

Духовенство подлежало церковному суду за любые преступления. В отношении священнослужителей применялись такие санкции: раз­жалование (лишение всех церковных должностей и прав), смещение с определенных должностей (лишение сана), лишение права отправле­ния таинств на определенный срок, обязанность совершать богоугод­ные дела, возмещение вреда пострадавшим, совершение подвигов благочестия (пост, паломничество), отлучение от церкви.

Санкции против мирян также были разнообразны: совершение бо­гоугодных дел, возмещение вреда, отлучение от церкви (анафема).

Священнослужители были элитой общества, и письменность, как разновидность человеческой культуры, распространялась прежде все­го в их среде. Церковные правила приобрели письменную форму, что имело важное значение в единообразном их понимании.

Среди форм канонического (церковного) права наибольшее значе­ние имели решения христианских собраний (постановления синодов, вселенских соборов, отдельных епископов, папские решения). В их основе лежала интерпретация Библии.

Правосудие по церковным делам осуществлялось священниками, а не профессиональными юристами и носило письменный характер. В ходе слушания дела велся протокол. Судебное решение облекалось в письменную форму. Показания давались под присягой, поддержание обвинения поручалось особому человеку - обвинителю. Собственное признание о содеянном было основным доказательством, своего рода «царицей доказательств». Иногда оно выбивалось с применением фи­зической силы.

Каноническое (церковное) право сыграло важную роль в прогрес­сивном развитии светского права.

Включается:

Психическое расстройство БДУ.

Исключается:

Органическое психическое расстройство БДУ (F06.999).

Полный курс лекций

Предмет курса. -Понятие о сословии. - Что такое сословные пра­ва? - Отличие сословного права от привилегии и служебного пол­номочия. - Разделение сословных прав на политические и граждан­ские. - Сравнительное значение тех и других для сословий. - Разделение сословных обязанностей на личные и вещественные, на прямые и косвенные.

Предмет курса. Предмет предпринимаемого мною курса - краткий обзор истории сословий в России до издания сословных жалованных грамот 1785 года императрицы Екатерины. Я выби­раю эти законодательные акты Екатерины конечным пределом своего курса потому, что ими завершилось образование русских сословий, начало которого кроется в самом возникновении древ­нерусского Московского государства. Со времени издания назван­ных жалованных грамот сословный строй русского общества, ими закрепленный, в иных частях только подновлялся, а в других даже разрушался. Чтобы объяснить программу и цель курса, я изло­жу несколько предварительных общих замечаний о круге и свой­стве тех исторических явлений, на которые будет обращено наше изучение.

Понятие о сословии. Сословие (ordo или status, франц. etat, нем. Stand) - термин государственного права и обозначает из­вестный ряд политических учреждений. Сословиями мы называ­ем классы, на которые делится общество по правам и обязанно­стям. Права дает либо утверждает, а обязанности возлагает государственная верховная власть, выражающая свою волю в за­конах. Итак, сословное деление - существенно юридическое. Оно устанавливается законом в отличие от других общественных делений, устанавливаемых условиями экономическими, умствен­ными и нравственными, не говоря о физических. Существенным и наиболее осязательным признаком сословного деления служит различие прав, а не обязанностей. Довольно простого анализа обоих этих понятий, чтобы видеть, что когда речь идет о сослов­ном различии обязанностей, то при этом, разумеется, собственно различие прав: обладая различными правами, классы общества могут нести одинаковые государственные обязанности. Но если на них возложены неодинаковые обязанности, то они не могут обладать равными правами. Отсутствие у одного класса прав, ко­торыми обладают другие, не увеличивает количества его обязанно­стей. И напротив, свобода одного класса от обязанности, падаю­щей на другие, дает ему лишнее, хотя и отрицательное право в сравнении с другими. Притом государственные обязанности от­личаются неодинаковой тяжестью, и если они разделены между классами, а не падают одинаково на всех, то их удельный вес дает преимущество менее обремененным классам, позволяя им в по­токе юридических отношений держаться выше других. Короче, сословным неравенством прав не обусловливается неравенство обязанностей, но неодинаковые обязанности всегда обусловливают неравенство прав. Значит, обязанность есть случайный признак сословного деления. Это объясняется юридическим свойством го­сударственной обязанности: цель государственного союза - за­щита законно приобретенных прав, государственные обязанно­сти - только средства для этой защиты.

Что такое сословное право? Это есть всякое преимущество, даваемое законом целому классу общества в постоянное облада­ние. Состав такого класса определяется кругом лиц, удовлетво­ряющих условиям, в зависимости от которых закон ставит приоб­ретение и сохранение известных преимуществ.

Отличие сословного права от привилегии. Тем признаком, что преимущество дается целому классу общим законом, сословное право отличается от преимущества, даваемого по особому пожа­лованию отдельному лицу или фамилии. Такое преимущество на­зывается привилегией. По Уложению 1649 г. из высшего купече­ства б Московском государстве выделялась фамилия солеваров Строгановых, носивших особое звание «именитых людей». По го­родовой жалованной грамоте 1785 г. звание «именитых граждан» давалось, между прочим, всем оптовым торговцам и таким капи­талистам, которые объявляли за собою не меньше 50 000 рублей капитала.

Отличие сословного права от служебного полномочия. Пре

имущества Строгановых были фамильной привилегией, преиму­щества «именитых граждан» - сословные права. Тот признак сословного преимущества, что оно дается сословию в постоянное обладание, составляет его отличие от служебного полномочия. В составе всякого государственного общества резко выделяется своим положением обыкновенно очень значительная масса лиц, служащих орудиями государственного управления и суда. Каж­дое из этих лиц по своей должности обладает известной долей вла­сти, известными правами, каких не имеют лица, не состоящие на государственной службе. Но эти должностные права существен­но отличаются от сословных. Во-первых, должностные права чрез­вычайно неравномерны: с каждою должностью связана особая степень власти, тогда как сословные права одинаковы для всех лиц сословия. Во-вторых, служебные права - это в то же время и обязанности, которое должностное лицо не может не выполнять, пока занимает должность, тогда как сословным правом можно не пользоваться, состоя в сословии. В-третьих, должностные полно­мочия даются каждому лицу особо и не могут переходить по на­следству, тогда как сословные права по существу своему суть по­томственные преимущества и даются всему сословию без различия первых приобретателей и их прямых наследников. В обществах феодальных некоторые правительственные должности составля­ли наследственную собственность известных аристократических фамилий; тогда они имели значение фамильных привилегий, но не получали характера сословных прав. В сословных государствах сверх служебных полномочий, связанных с должностями, долж­ностные лица обыкновенно получают еще права, которые не толь­ко не отнимаются у них при отставке, но и переходят к их потом­кам. Эти права или одинаковы с правами других сословий, или составляют особые преимущества; в первом случае чиновниче­ство разбивается по другим сословиям, во втором - составляет особое сословие. Так, по нашим законам чиновник, дослужившийся до чина действительного статского советника, или военный, до­служившийся до чина полковника, становится потомственным дво­рянином; а лицо, получившее на гражданской или военной служ­бе чин IX класса или обер-офицера, получает звание личного дворянина.

Итак, сословное право по общему закону, как своему источни­ку, отличается от привилегии, а по потомственности, как существен­ному свойству своего характера, от служебного полномочия. По­следнему положению, по-видимому, противоречит один класс в составе русского общества, который носит в Своде Законов сейчас упомянутое название личных дворян1: по нашим законам, личное дворянство не передается потомству. Но это противоречие заклю­чается не в самом сословном законодательстве, а только в сослов­ной терминологии. Личное дворянство - собственно не сословие, т.е. не особый разряд дворянства, потому что лишено отличитель­ных дворянских прав: личные дворяне не входят в состав местных дворянских обществ и при крепостном праве не могли владеть кре­постными людьми. Это не более как почетное пожизненное зва­ние, которому присвоен титул дворянства не по сходству прав, а по одинаковости способов приобретения того и другого звания: как лич­ное, так и потомственное дворянство приобретается пожаловани­ем, чинами по службе и получением ордена. Действительные пра­ва личных дворян одинаковы с состоянием так называемых потомственных почетных граждан; эти права суть свобода от личных податей, от рекрутской повинности, от телесных наказаний и т.д. (я говорю, руководясь старым, теперь уже по частям, отменя­емым законодательством). Поэтому дети личных дворян по праву рождения причисляются к потомственному почетному гражданству. Итак, личное дворянство есть разряд потомственного почетного гражданства, отличающийся от прочих разрядов этого сословия только способами приобретения соединенных с ним прав.

Период высокого (классического) и позднего Средневековья

Середина XI–XVII вв. характеризуются господством феодальных отношений, четкой сословной дифференциацией и утверждением "сословного права" . Расширение торгово-экономических связей и усложнение характера внутригосударственных общественных отношений потребовали существенного реформирования в сфере правового регулирования. Вот тогда европейские юристы и обратились к прочно забытому к тому периоду римскому частному праву, которому было суждено сыграть определяющую роль в становлении и развитии романо-германской правовой семьи. Ее также называют семьей континентального, цивильного права. В развитии европейского континентального (цивильного) права огромную роль сыграли глоссаторы и постглоссаторы. Глоссаторами были итальянские юристы Болонской школы, основанной юристом Ирнерием, действовавшие на протяжении XI–XIII вв. и толковавшие римское право путем составления заметок на полях римских источников, которые назывались глоссами. Их деятельность продолжили так называемые постглоссаторы (комментаторы, консилиаторы-консультанты). При этом местные законы не отменялись, они либо соседствовали, лидо адаптировались к римскому праву, которое с разной степенью полноты все больше проникало в национальные правовые системы. Постепенно рецепция приобретала все большую популярность, поскольку вносила элемент общности в отношения европейских государств, региональная ограниченность правовых систем которых мешала развитию торговых и экономических связей. В известной степени римское право использовалось европейскими монархами и в борьбе с папским влиянием.

Сословность средневекового права

Средневековое право не случайно называют сословным, поскольку оно в самом буквальном смысле строилось по сословному принципу. Определяющим было феодальное (поместное, вотчинное) право. Оно регулировало отношения земельной собственности. В различных странах оно носило своеобразный характер: вассально-ленные отношения в Европе, поместно-вотчинные в России. Феодальное право было действенным инструментом внутренней политики в руках набиравшей силу власти монарха.

Крепостное право , которое на англо-саксонский манер стало называться в Европе манориальным, регулировало отношения между феодалом и зависимым населением как по поводу земельных, так и личностных отношений. Крепостное право оформлялось постепенно и становилось таковым, когда уже имевшая место фактическая зависимость крестьянина оформлялась юридически. Например, процесс закрепощения крестьян на Руси можно проследить по Судебникам, в которых постепенно ужесточался крепостнический режим, и Соборному Уложению 1649 г., окончательно оформившему крепостное право в России. По-разному проходил процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости. Особенно это касается России. Характерный пример результата изъяна средств юридической техники демонстрирует Манифест об освобождении крестьян, по поводу которого Л. Н. Толстой заметил, что "крестьяне ничего не поймут, а мы ничему нс поверим".

Каноническое право прошло достаточно долгий путь становления и окончательно сложилось на исходе средневековья, хотя определенные коррективы вносятся в него и по сей день. Оно регулирует вопросы церковного правотворчества, прав и обязанностей клира и паствы, церковных канонов, способов поведения и других сторон жизни церкви. Помимо этого каноническое право распространяет свое влияние па ряд светских отношений членов своей паствы, в частности брачно-семейных. Вплоть до момента отделения церкви от государства во многих странах церковь имела определяющее влияние на регулирование брачно-семейных отношений, определяла меры наказания в виде покаяния, епитимьи на нарушителей канонов. Помимо общего существует партикулярное каноническое право, которое относится к деятельности отдельных христианских конфессий и использует присущие им способы влияния на верующих. Каноническое право следует отличать от церковного права, регулирующего исключительно внутрицерковные отношения.

Городское право – это специфический вид правоотношений, присущий средневековой Европе. Оно регулировало внутригородские отношения, а также отношения между городом и монархом. В отличие от средневековой Руси, где города находились под княжеской юрисдикцией, западноевропейские города были центрами относительной свободы, и в них действовал принцип: "Воздух города делает человека свободным". Городское право нс тождественно полицейскому праву, которое в какой-то мере можно рассматривать в качестве подотрасли городского права, прообраза административного права.

Гильдейское (цеховое) право возникло в городах Европы в XI–XII вв. Истоки его спорны. Члены гильдий были связаны крепкими корпоративными узами, неизменно придерживались строгих моральных правил, собственного религиозного и корпоративного церемониала. Гильдии объединяли представителей самого разного вида деятельности: купцов, ремесленников, моряков, банкиров, лиц свободных профессий. Гильдии создавали самостоятельно правовые нормы и иные правила, регулирующие присущие им сферы деятельности. Трудовые отношения строились внутри гильдии на договорной основе и строго регламентировались гильдейскими обычаями, которые не допускали нарушения договоренности. Строгость исполнения норм, в том числе и в сфере управления гильдией, в разрешении хозяйственных споров с помощью собственного третейского суда позволяет говорить о высоком уровне правоприменительной техники.

В гильдейской правовой практике широко использовался труд юристов, в частности, нотариусов, адвокатов, деятельность которых была сопряжена с разработкой и оформлением разного рода юридических документов.

Основные понятия и институты европейского торгового (купеческого) права сформировались в XI–XII вв., хотя купеческая торговля существовала с незапамятных времен и регулировалась, выражаясь современным языком, обычаями делового оборота. Из глубокой древности идет понятие "купеческого слова", когда даже устная договоренность считалась свято нерушимой. Оформившееся торговое право защищало и обеспечивало купеческие привилегии, регулировало правила ведения торговых операций в новых исторических условиях, устанавливало способы разрешения споров между участниками торгового оборота. Нередко купеческое право корректировалось властями государства по разного рода политическим причинам. Протекционистские меры вводились по чисто экономическим причинам и по политическим. Например, английские купцы были ограничены в праве торговли на территории Российского государства по причине того, что "они государя своего Карлуса убили до смерти".

Законодательная техника периода сословного права

Законодательная техника периода сословного права была еще достаточно примитивной. Это объясняется, в частности, и тем, что сословное право, развиваясь в естественно ограниченных рамках, не выходило на простор широких обобщений, а именно в этом заключался прорыв в правом мышлении и правовой деятельности Нового времени. Тем не менее, постепенно идет процесс абстрагирования в определении правовых понятий. Например, в российский правовой лексикон входят понятия "лихое дело", "лихой человек", которые хотя еще не носят строго обобщающего характера, как "преступление", "проступок", "преступник", но уже указывают на отношение общества к подобным явлениям. Вместе с тем, неопределенность такого понятия, как "лихой человек", создавало реальную возможность произвольного осуждения только на основании мнения о человеке определенного числа знающих его людей. Субъективизм и судебные ошибки при подобном подходе были неизбежны.

Большинство судебных решений, принимаемых феодалом в своих владениях, носили произвольный характер, а решения высших инстанций, например на Руси, вообще опирались не на закон, а на усмотрение. Иван Грозный прямо освобождал опричников от всяких ограничений со стороны Царского Судебника. Хотя подобные примеры, пусть и в более ограниченной степени, имели место и на Западе, все же короли стремились придать своим действиям законный характер. Полагают, что для борьбы с Орденом тамплиеров французский король Филипп IV Красивый учредил прокуратуру. Что касается норм сословного права, то они по определению не могли носить универсального характера, поскольку в обществе не существовало единого универсального представления о праве и справедливости.

Правоприменительная техника данного периода не далеко ушла от архаического периода. Правосудие оставалось в сфере административной деятельности. В России только Петр I сделал попытку отделения суда от административных органов. В то же время в Англии после нормандского завоевания произошло разделение светской и церковной юрисдикций, а королевские судьи (вестминстерские) создавали систему общего права, закрепляя своим авторитетом те решения, которые должны были стать прецедентом, образцом для последующих решений по аналогичному делу.

Средневековое общество не знало судебных гарантий , не говоря уже о гарантиях справедливости. К тому же неформальный характер судопроизводства и крайне несовершенная система доказательств, получение признания вины под пыткой и крайне несовершенная система исправления неправосудного решения делало средневековую судебную систему скорее карательной, чем защищающей справедливость. Не случайно, что в народном творчестве и в литературе к суду самое негативное отношение, а судья предстает чаще всего в невыгодном свете. Именно поэтому большой популярностью пользовалось посредничество авторитетных лиц, выступающих в роли третейских судей.

  • Сословное деление получило отражение в варварском праве еще в период раннего Средневековья в так называемой "цене крови", когда мера наказания определялась статусом потерпевшего.

Первое сословие: Аристократы, бояре.

Права: Высшее сословие в стране. Владели землями, стадами скота и холопами как личной собственностью. Власть их над холопами была практически безграничной, допускались над ними часто любые зверства. Права бояр могли ограничить лишь представители их собственного сословия, либо царской семьи.

Обязанности: Отбывать службу на благо государства. Это служба заключалась в занятии государственных постов, то есть управленческой деятельности, военной и дипломатической деятельности. Это министры, генералы, генерал-губернаторы больших областей, послы в крупных державах. За это называются «служилыми людьми»

Сословие: дворяне и боярские дети (низшие слои общества аристократов)

Права: Аналогичны первому сословию, но земель и холопов имели немного, во всем подчинялись боярам.

Обязанности: Отбывать обязательную (до 18 века) службу на благо государства. «Служилые люди». Чаще всего занимали управленческие посты более низкого ранга. К этому сословию относились офицеры, послы мелких княжеств, чаще азиатских, губернаторы и градоначальники малозначительных провинций.

Сословие: Стрельцы

Права: Низшее сословие из всех «служилых людей», еще традиционно назывались «приборными людьми» (то ест призванными в войско извне). Получали денежное и продуктовое жалование от государства, а также право пользования земельными наделами. Жили в стрелецких слободах на окраинах городских «посадов». Это зажиточные слои населения.

Обязанности: Военная служба на благо государства. Это регулярное войско России. Командирами их были дворяне и боярские дети. Иногда командирами становились и сами стрельцы (их звали «начальными людьми»)

Сословие: Посадские люди (низшие слои городских жителей, простолюдины)

Права: Минимум. Подчиняться всем высшим сословиям и трудиться на них. Это ремесленники, называемые «черными людьми». Лично свободны.

Обязанности: Отбывать «тягло» (систему повинностей и налогов в пользу государства), за это назывались «тяглыми людми». Это был чаще всего оброк либо уплата податей. Например, горожанин отбывал какое-то время на службе ямщика и приносил доход со службы в казну. Права владеть землей не имели, жили общинами, землей владели община, подчинялись ей.

Сословие: Крестьяне

Права: Минимум. До конца 18 века крестьяне не имели права даже жаловаться не жестокости к ним государству. Лично свободны. Также «Тяглые люди», «черные люди», «черные души», жители «черных слобод».

Обязанности: Работать на общинной земле (частной собственности на нее не имели), покоряться общине, платить массу податей в казну.

Сословие: Холопы:

Права: Ноль. Полная собственность барина. Могут быть убиты, искалечены, проданы или разлучены с семьей по приказу барина. Убийство холопа не считалось по закону убийством, за него хозяин не отвечал – отвечал штрафом лишь убийца чужого холопа. Самое низшее сословие всего общества. Не относились даже к «тяглым людям». Не отвечали перед судом за кражу или иное правонарушение, тк не считались субъектами закона, наказать мог лишь барин. Податей в казну не платили, за них все решал барин.

Обязанности: Работать на барина, отбывать барщину, то есть объем труда в пользу хозяина, даже непосильный. В целом права и обязанности раба. В холопы можно было продать самого себя за долги. Выполняли черную работу, иногда и ремесленную.

Таблица сословий 19 века

Сословие: дворяне

Права: это феодальное привилегированное сословие. Дворянин мог одновременно принадлежать и к духовенству. До 1861 года дворяне в основном были в России помещиками – владельцами земель и крестьян. После реформы право владения людьми у них было отобрано, но большая часть земель и угодий оставалась в их владении. Имели собственное сословное самоуправление, свободу от телесных наказаний, исключительное право в стране покупать землю.

Обязанности: Из числа дворян набирались офицеры, но военная и государственная служба не была обязательна с 1785 года. Власть на местах – губернаторская, городское самоуправление в крупных городах, в 19 веке была исключительно из дворян. В земствах также заседало большинство дворян. Существовало личное и потомственное дворянство. Первое назначалось за заслуги перед Отечеством и его нельзя было передать по наследству.

Сословие: духовенство.

Права: Освобождались от телесных наказаний, налогов и повинностей, имели внутри сословное самоуправление. Духовенство было лишь половиной одного процента всего населения страны. Освобождены были от службы в армии (и рекрутских наборов от их отмены во время реформы 1861 года).

Обязанности: Служили в церквях – русской православной, католической либо прочих вероисповеданий. Часть духовенства могла наследовать свое сословие. Часть приобретала его лишь на время своей жизни. Если же священник снимал с себя сан, он возвращался в то сословие, в котором пребывал до принятия сана.

Сословие: городское. Оно делилось на пять весьма не похожих друг на друга состояний. К ним относились почетные граждане городов, купцы, мещане, ремесленники и рабочие. Купцы, в свою очередь, по степени количества привилегий подразделялись на гильдии.

Права: Купцы право именоваться купеческим сословием лишь пока платили сбор своей гильдии. Почетные граждане, как дворяне и духовенство, были освобождены от телесных наказаний. Почетные граждане (не все) могли передавать свое состояние в сословии по наследству.

Обязанности: Рабочие и ремесленники (так как они объединялись в цеха, то именовались еще цеховыми людьми, практически ничего из привилегий не имели. Городское сословие не имело права переселяться в деревни (равно как и крестьянам запрещено было переходит в город). Городское сословие платило основную массу податей в стране.

Сословие: крестьяне

Права: Крестьяне получили личную свободу лишь в 1861 году. До этого свободных крестьян в России фактически не существовало – все они были крепостными. По принципу того, кому они принадлежали, крестьяне делились на помещичьих, на казенных, то есть государственных и посесионных (принадлежали предприятию). Имели право подавать жалобы на своих помещиков за жестокое обращение. Покидать деревню имели право лишь с согласия помещика (либо представителя администрации). Те по своему усмотрению выдавали им паспорта.

Обязанности: Работать на хозяина, отбывать барщину или, работая вне его хозяйства, приносить ему оброк в денежном выражении. Земли не имели. Право владеть землей либо арендовать ее у помещика крестьяне получили лишь после 1861 года.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ