Лицензирование перевозок производится по правилам, установленным законом «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее - закон № 99-ФЗ) и другими нормативными актами. В этой статье рассказывается, как получить лицензию на осуществление перевозок всеми видами транспорта.
Лицензирование автомобильных перевозок пассажиров производится в силу п. 24 ч. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ в порядке, изложенном в положении о лицензировании перевозок автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от т 27.02.2019 N 195 (далее — Положение).
Обратите внимание! Положение действует с 01.03.2019 до 01.01.2021 г.
Положением установлено, что:
В разделе II Положения перечислены требования для соискателя лицензии:
Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, нужно отправить заявление в орган, осуществляющий деятельность по лицензированию автотранспортных перевозок.
К заявлению прикладываются копии следующих документов:
А также опись прилагаемых документов.
Важно! Сведения об автобусах включаются в реестр лицензий. Использовать для перевозки людей автобусы, не включенные в реестр, запрещено.
Для получения лицензии и ведения деятельности по перевозке пассажиров и грузов авто- и электротранспортом перевозчик должен учитывать требования:
При несоблюдении данных требований лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии или приостановить действие уже выданной (ч. 1 ст. 20 закона № 99-ФЗ).
Порядок перевозки пассажиров, в т. ч. с багажом, автобусами и легковыми такси, в т. ч. по заказу, а также трамваями и троллейбусами, подробно регламентируется Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее — Правила № 112).
В Правилах также утверждены формы и реквизиты билетов, квитанции на провоз ручной клади и багажной квитанции.
Итак, при перевозках пассажиров перевозчик должен:
Подробный регламент осуществления грузоперевозок АТС изложен в Правилах, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила № 272).
Порядок лицензирования воздушных перевозок пассажиров установлен положением, утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 457:
Лицензированием перевозок грузов воздушным транспортом занимается та же Росавиация.
Лицензионные требования на перевозку груза аналогичны требованиям лицензирования перевозок пассажиров:
Лицензированием железнодорожных перевозок занимается структурное подразделение Ространснадзора — Госжелдорнадзор.
Он выдает разрешение:
При этом для дальнего следования пассажирские перевозки лицензируются по видам поездов: пассажирским, скоростным и скорым.
Лицензионные требования перечислены в п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221. Это:
Для получения разрешения отправляется заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований.
Обратите внимание! Порядок лицензирования перевозок опасных грузов ж/д транспортом аналогичен порядку выдачи разрешения на перевозку пассажиров.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов, в т. ч. опасных, внутренним водным и морским транспортом утверждено постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193:
Обратите внимание! Порядок лицензирования международных перевозок морем ничем не отличается от порядка получения разрешения на ведение деятельности перевозчика на территории РФ.
Лицензионные требования и список документов одинаковы.
В этом разделе, подытоживая вышесказанное, расскажем о порядке выдачи и получения лицензии на осуществление перевозок:
Законодательство о лицензировании собственно мер ответственности не содержит, а только указывает на такие неприятные последствия нарушения лицензионных требований, как:
Как было указано, приостановление наступает только при условии привлечения лицензиата к административной ответственности. Последняя предусмотрена пп. 2, 3,4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Важно! Мера ответственности за несоблюдение правил пассажирских перевозок устанавливается федеральным органом, у субъекта РФ такого права нет (определение ВС РФ от 15.07.2015 № 33-АПГ15-13).
Таким образом, общий порядок лицензирования пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов авто-, воздушным, ж/д и водным/морским транспортом установлен законом № 99-ФЗ и подробно регламентируется положениями, утвержденными Правительством РФ, ведомственными актами.
Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.
Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?
Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ ).
В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам , либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) .
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении .
При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства .
Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12) .
В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.
В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора - предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.
Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).
Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялись по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства . Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.
Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.
Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.
Правовую систему лицензирования в РФ составляет федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.10.98 г. № 158-ФЗ.
По лицензированию автотранспортной деятельности в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, основополагающими правовыми актами в настоящее время являются:
Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих:
Лицензирование перевозочной деятельности осуществляется в соответствии с 1 и 2 представленными выше Положениями, лицензирование деятельности по транспортно-экспедиционному обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств по последнему из представленных нормативных актов.
Лицензии на транспортно-экспедиционное обслуживание и сервисные услуги выдаются с указанием видов работ (услуг) по общероссийскому классификатору услуг населению ОК-0002-92, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163.
Положениями о лицензировании перевозок введены виды лицензий:
стандартная - на перевозку на коммерческой основе грузов или пассажиров в пределах Российской Федерации;
стандартная международная - на перевозку грузов или пассажиров в международном сообщении;
ограниченная - на перевозку собственных грузов или своих работников для производственных (служебных) целей в пределах Российской Федерации.
Отделения Российской транспортной инспекции кроме лицензий на транспортно-лицензионное обслуживание, ТО и ТР выдают отдельные лицензии на следующие виды деятельности:
Международные перевозки (стандартные лицензии)
Указанные лицензии, кроме перевозок по странам СНГ, выдаются по согласованию с Департаментом Ространсинспекции (приказ Минтранса России от 21.02.94 г. № 9).
Перевозки по Российской Федерации (стандартные лицензии)
Перевозки по Российской Федерации (ограниченные лицензии)
Лицензионные палаты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в большинстве регионов России эти функции выполняют отделения Ространсинспекции по соглашениям между администрациями и Минтрансом России, выдают лицензии:
Стандартные:
Ограниченные - на городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные перевозки пассажиров автобусами.
К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое автотранспортное средство, учтенное в лицензии, цвет которых по Положениям о лицензировании должен соответствовать виду деятельности:
красный - перевозка грузов или пассажиров на коммерческой основе в пределах Российской Федерации (стандартная лицензия);
синий - перевозка собственных грузов или своих работников для производственных (служебных) целей в пределах Российской Федерации (ограниченная лицензия);
зеленый - перевозка грузов или пассажиров в международном сообщении (стандартная международная лицензия);
голубой с красной диагональю - перевозка опасных грузов в пределах Российской Федерации (стандартная лицензия);
голубой с синей диагональю - перевозка собственных опасных грузов в пределах Российской Федерации (ограниченная лицензия);
голубой с зеленой диагональю - перевозка опасных грузов в международном сообщении (стандартная международная лицензия).
В соответствии с положениями о лицензировании для получения стандартной лицензии заявитель представляет в лицензионный орган следующие документы:
Для получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке опасных грузов заявитель представляет в лицензионный орган, кроме вышеуказанных документов, копии свидетельств о непрерывном стаже работы водителей автотранспортных средств данной категории (не менее 3 лет) и о прохождении ими специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также документы, свидетельствующие о технической возможности транспортных средств осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов (с предъявлением подлинников этих документов).
Лицензия на перевозку опасного груза выдается на срок, указанный в заявлении, а лицензионная карточка на автомобиль, осуществляющий эту перевозку, - на срок действия свидетельства о допуске этого транспортного средства к перевозке опасного груза данного класса.
В лицензии на перевозку опасного груза и лицензионной карточке автотранспортного средства указывается класс опасного груза и его аббревиатура, что должно соответствовать записи в свидетельстве о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.
Лицензия выдается на срок не менее чем 3 года, однако по заявлению обратившегося - на любой срок до 3-х лет. Целесообразность выдачи лицензии на срок более 3-х лет, как правило, рассматривается лицензионным органом в зависимости от конкретных условий развития рынка транспортных услуг, экономической ситуации в регионе, наличия замечаний государственных инспекционных органов по автотранспортной деятельности в предыдущий период, выполнения предписаний, технической оснащенности, жалоб клиентуры.
Положениями о лицензировании перевозок предусмотрено разовое продление срока действия лицензии, которое производится по ходатайству и в порядке, установленном для получения лицензии. Срок продления не ограничивается положением.
Действующим законодательством не запрещается хозяйствующему субъекту иметь лицензии на несколько видов лицензируемой деятельности, если на это нет каких-либо ограничений, установленных в учредительных документах.
В обычных случаях лицензионная карточка выдается на год (по сроку действия оплаты), однако, при использовании автотранспортного средства по договору аренды, доверенности, свидетельству о допуске автомобиля к перевозке опасных грузов, разрешению о временном ввозе автотранспортного средства на территорию Российской Федерации на срок менее года, лицензионная карточка оформляется на срок действия этих документов.
Лицензия на перевозку опасных грузов выдается только на грузы, указанные в поданном заявлении. При подаче заявления на перевозку другого опасного груза - оформляется новая лицензия в установленном Положением порядке.
По истечению срока действия лицензионных карточек заявителю необходимо обратиться в лицензионный орган с ходатайством об их оформлении. При этом используется ходатайство в произвольной форме или по форме разработанной лицензионным органом.
Переоформление лицензии осуществляется в случае реорганизации, изменения адреса или наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии.
В случае утраты лицензионной карточки или изменения регистрационного знака автотранспортного средства выдача ее дубликата или замена на новую, с прежним регистрационным текущим номером, производится по заявлению владельца лицензии с оплатой стоимости бланка лицензионной карточки.
Причинами для отказа в выдаче лицензии являются:
на перевозочную деятельность:
Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при выдаче лицензий, может проводиться независимая экспертиза.
Решения и действия лицензионных органов могут быть обжалованы в установленном порядке в суде.
Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Размеры этой платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из затрат на ведение лицензионной деятельности.
Владелец лицензии обязан:
Соблюдение условий, указанных в лицензии, включает в себя выполнение Устава автомобильного транспорта, правил перевозок, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, а также особые условия обеспечивающие защиту интересов потребителей автотранспортных услуг, которые вносятся в лицензию лицензионным органом по согласованию с заявителем.
К основным формам государственного контроля, осуществляемого транспортной инспекцией относятся: проверка исполнения, надзор, инспектирование, ревизия.
Проверка исполнения - наиболее распространенная форма контроля. Используется всеми контрольными органами. Является необходимым элементом оперативного руководства и связана с выработкой практических рекомендаций и предложений по своевременному и точному выполнению решений.
Инспектирование - контроль за соблюдением установленных государством правил, стандартов в отдельных сферах деятельности, отраслях экономики. Сопровождается, как правило, инструктажем проверяемых работников.
Ревизия - контроль за соблюдением установленных государством правил хозяйствования. Осуществляется только с точки зрения соответствия поведения подконтрольных объектов существующим правилам и инструкциям.
Надзор - форма контроля, наиболее тяготеющая к государственному правовому регулированию. Используется прежде всего для осуществления контроля за соблюдением законов, установленных государством норм, правил, стандартов. В отличие от инспектирования субъекты надзора вправе при соответствующих обстоятельствах применять к объектам надзора меры административного принуждения.
Контроль за выполнением лицензионных условий осуществляет только тот лицензионный орган, который выдал или зарегистрировал лицензию хозяйствующего субъекта. Такой контроль лицензионным органом осуществляется как самостоятельно, так и совместно с другими органами государственного надзора и контроля.
Форма контроля избирается лицензионным органом. До начала проверки руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю предъявляются служебные удостоверения проверяющих и задание на проверку, напечатанное на бланке лицензионного органа, подписанное руководителем и заверенное гербовой печатью этого органа. В задании указывается перечень проверяемых вопросов, сроки проверки, кто проверяет и их должности.
Результаты контроля оформляются актом, один экземпляр которого передается проверяемому (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю). В случае несогласия с выводами по акту, проверяемый вправе свои обоснованные возражения направить в лицензионный орган, руководитель которого в 2-х недельный срок со дня регистрации акта проверки обязан принять решение и довести его до сведения руководителя проверенного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Лицензия может быть аннулирована или действие ее приостановлено в случае:
Переход к рыночным отношениям потребовал принципиально новых форм государственного регулирования деятельности транспортного комплекса и более развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользования, ведомственного, кооперативного, частных владельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных издержках. Однако свобода предпринимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок и недостатку предложений, следовательно, монополизму в других.
Решением Совета Министров от 25 сентября 1990 года № 378 создана Российская транспортная инспекция - как орган регулирования транспортного рынка путем выдачи лицензий владельцам транспортных средств на право заниматься транспортной деятельностью определенного вида. Ее задачами являются:
Контроль за исполнением перевозчиками транспортного законодательства, правил перевозок и других нормативных актов
Снижение транспортных издержек в народном хозяйстве
Защита интересов потребителей транспортных услуг
Стимулирование деятельности перевозчиков, направленной на рациональное использование подвижного состава, повышение качества и эффективности транспортного, транспортно-экспедиционного и сервисного обслуживания организацией населения
Предотвращение монополизма транспортных услуг путем организации оптимального уровня конкуренции
Регулирование количества и структуры подвижного состава
Уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду
Снижение аварийности на транспорте
Обеспечение необходимого профессионального уровня работников транспорта
Основополагающими правовыми документами по лицензированию перевозочной деятельности автомобильного транспорта является «Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».
«Федеральный закон...» регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти, организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. При этом принимаются следующие основные понятия:
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.
Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
«Положение» определяет порядок лицензирования следующих видов деятельности при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок автомобильным транспортом:
Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом
Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган). На каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется соответствующая лицензия.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
Выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации.
Соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом.
Наличие в штате юридического лица должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
Заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять.
Копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.
Копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя.
Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.
Копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица.
Копии документов подтверждающих прохождение соответствующей аттестации должностными лицами юридического лица, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения.
Сведения о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности транспортных средствах (перечень указанных сведений утверждается лицензирующим органом).
Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.
Документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием даты приема.
За предоставление недостоверных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа.
Лицензия на осуществление любого вида деятельности, лицензируемого в соответствии с Положением, предоставляется на 5 лет. Одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве, при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Формы бланков лицензий на соответствующий вид деятельности и лицензионной карточки утверждаются лицензирующим органом.
Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении количества автотранспортных средств, используемых для осуществления лицензируемой деятельности.
Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в отношении перевозок пассажиров - не чаще одного раза в год, в отношении перевозок грузов - не чаще одного раза в 2 года.
Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя лицензирующего органа.
По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, проводившим ее, оставляется акт (протокол) в двух экземплярах.
К акту (протоколу) при необходимости прилагаются копии документов, подтверждающих нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, объяснения его работников, а также другие необходимые документы (или их копии).
Один экземпляр акта (протокола) передается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении. Акт (протокол) проверки регистрируется в журнале лицензирующего органа и представляется руководителю этого органа.
В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требовании и условий руководитель лицензирующего органа (либо по его поручению должностное лицо этого органа) принимает меры в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушении, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Транспортная деятельность — это важная сфера обслуживания, заключающаяся в перевозке грузов и пассажиров. Подобный род занятий, тесно связанный с , а также влияющий на экологию и на , требует в соответствующих госорганах. Осуществлять транспортную деятельность можно только после обучения сотрудников, прохождения специфических проверок и получения разрешения.
Для начала давайте узнаем, какие виды перевозок подлежат лицензированию. Перечень видов деятельности в транспортной сфере, на которые требуется лицензирование, постоянно изменяется и пополняется новыми пунктами. На сегодняшний день обязательно получить разрешение (пройти лицензирование) потребуется, если организация планирует заниматься:
И хотя лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом (автотранспортных), автобусных, морских и железнодорожных — важная тема для обсуждения, но мы рассмотрим порядок лицензирования видов деятельности, которые связаны с автомобильными транспортными услугами в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
О понятии и особенностях лицензирования пассажирских перевозок расскажет специалист в видео ниже:
Чтобы получить необходимую лицензию, организации следует пройти несколько шагов и обеспечить соблюдение важных условий, которые выдвигаются государством к юридическим лицам, планирующим заниматься транспортной деятельностью.
Лицензированием транспортной деятельности занимается Ространснадзор. Именно в эту государственную структуру организации следует подавать документы, если вы планируете осуществлять коммерческую перевозку пассажиров и грузов.
Помимо согласования и выдачи лицензий Ространснадзор занимается и контролем за деятельностью тех организаций, которым она была разрешена. , транспорта организации приведут к проверке инспекторами данной госструктуры и — возможно — аннулированию лицензии.
Условия лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и грузов описаны ниже.
Лицензия на транспортную деятельность выдается организациям, только если ими будут соблюдены определенные условия. Подобная строгость в контроле юрлиц обусловлена важностью их работы.
Итак, вы можете подать заявление на лицензирование, если:
О лицензировании детских перевозок речь пойдет в этом видеоролике:
Чтобы запустить процедуру возможности предоставления вашей организации лицензии, вам следует собрать для Ространснадзора пакет документов.
Бланк заявления на получение лицензии вы можете найти на госуслугах в разделе, посвященном деятельности Ространснадзора. Там же можно сверить и список необходимых для подачи заявки документов.
В заявлении указывается наименование организации или ИП, а также прочие реквизиты, важные для сверки и заполнения документации. На каждый род услуг, которые планирует осуществлять организация, требуется заполнить свой бланк заявления, собрать пакет копий документов, а также оплатить госпошлину.
Бланк заявления на получение лицензии на перевозки вы можете скачать .
Бланк заявления на получение лицензии на перевозки
Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 1
Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 2
Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 3
Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 4
Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 5
Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 6
Для оформления лицензии на транспортную деятельность вам нужно собрать указанный пакет документов и отнести его в управление Ространснадзора по своему городу.
Готовая лицензия на транспортную деятельность выдается Ространснадзором не позднее 45-ого рабочего дня с момента подачи пакета документов.
Чем чреваты перевозки без лицензии, расскажет это видео: