Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Административное расследование призвано создавать необходимые условия для рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении уполномоченными на то органами или должностными лицами. Только хорошо проведенное административное расследование дает возможность правильно разрешить дело, применить меру воздействия, соответствующую характеру правонарушения и личности виновного.

Указанная цель может быть достигнута путем полного, объективного и всестороннего установления фактических обстоятельств дела при использовании сил и средств, приемов и методов, имеющихся на вооружении органов внутренних дел.

Административное расследование в широком смысле представляет собой особую форму возбуждения дела об административном правонарушении, особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, процедура для установления обстоятельств происшествия, дополнительная проверка по факту выявленного административного правонарушения.

В узком смысле административное расследование представляет собой особую форму производства по отдельным категориям дел об административных правонарушениях, состоящую из процессуальных и непроцессуальных действий сотрудников полиции, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, направленных на установление всех значимых обстоятельств административного

правонарушения, их исследование, фиксацию юридическую квалификацию деяния и процессуальное оформление.

Анализ действующего законодательства, правоприменительной практики и юридической литературы позволяет выделить следующие этапы административного расследования:

1. Принятие решения о проведении административного

расследования.

Решение о проведении административного расследования заключается в установлении «фактических и формальных условий». Часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ закрепляет два фактических основания: во-первых, выявление определенных КоАП РФ административных правонарушений, во-вторых, необходимость проведения по делу процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Формальное основание проведения административного расследования установлено в части 2 статьи 28.7. КоАП РФ и заключается в оформлении решения о проведении расследования в письменной форме путем вынесения определения или постановления прокурора.

Административное расследование проводится после выявления дел административных правонарушений, которые перечислены в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, а именно в области:

Антимонопольного, патентного законодательства,

Законодательства о естественных монополиях,

Законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах,

Законодательства о выборах и референдумах,

Законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

Законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах,

Законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним,

Миграционного законодательства,

Валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования,

Законодательства о защите прав потребителей,

Законодательства об охране здоровья граждан,

Законодательства о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,

Законодательства в области налогов и сборов,

Законодательства об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

Таможенного дела,

Экспортного контроля,

Государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги),

Законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,

Законодательства в области охраны окружающей среды,

Производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

Пожарной безопасности,

Дорожного движения и на транспорте,

Несостоятельности (банкротства),

Размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Административное расследование в указанных случаях может производиться путем осуществления предусмотренных главой 26 КоАП РФ процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, таких как:

Экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ),

Взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ),

Сбора и фиксации вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ),

Истребования сведений и оценки доказательств (ст. 26.10, 26.11 КоАП

При выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ).

2. Установление фактических обстоятельств дела. Данный этап характеризуется установлением перечня обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. К ним относятся:

Наличие события административного правонарушения,

Лицо, совершившее противоправное деяние,

Виновность лица,

Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением,

Обстоятельства, исключающие производство по делу,

Причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказывание, применительно к стадии расследования - это

процессуальная деятельность должностного лица, проводящего расследование, по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств, представляющих собой фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, иные обстоятельства, имеющих значение для дела, а также деятельность иных участников производства по представлению доказательств.

3. Приостановление административного расследования. КоАП РФ не

предусматривает правовых оснований приостановления административного расследования. Однако в правоприменительной практике данный этап фактически осуществляется при возникновении обстоятельств, препятствующих установлению обстоятельств правонарушения и

своевременному составлению итогового документа (протокола об

административном правонарушении).

Например, уклонение правонарушителя от явки по вызову препятствует назначению экспертизы по делу, т.к. закон установил его обязательное ознакомление с определением о назначении экспертизы. В подобных случаях после истечения сроков давности материалы дела об административном правонарушении теряют юридическую силу и дело прекращается.

Временное психическое или иное тяжкое заболевание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении также является основанием для приостановления производства. Наличие заболевания должно удостоверяться врачом соответствующего медицинского учреждения. Заболевание должно быть тяжелым, но временным расстройством, возникшим после совершения административного правонарушения. По данному основанию приостановление расследования осуществляется до выздоровления лица - полного либо частичного, главное, чтобы его состояние позволяло учувствовать в производстве по делу.

Нахождение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в длительной командировке (отпуске) является препятствием для осуществления производства по делу. В таких случаях должностному лицу, проводящему административное расследование, известно местопребывания лица, но привлечь его к участию в производстве не удается. Расследование необходимо возобновлять сразу же по возвращении лица из командировки (отпуска).

4. Процессуальное оформление результатов административного

расследования. КоАП РФ предусматривает две формы окончания административного расследования: составление протокола об

административном правонарушении, либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол - основание для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении. От грамотности, обстоятельности и мотивированности его составления зависят правильность рассмотрения дела по существу и обоснованность назначения административного наказания.

5. Направление материалов расследования на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу. Это заключительный этап административного расследования. Он реализуется лишь тогда, когда должностное лицо, проводившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу или считает необходимым передать его в другие органы. Основная задача указанного этапа - определение предметной подведомственности и территориальной подведомственности. Перечень органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать те или иные категории дел об административных правонарушений, закреплен главой 23 КоАП РФ.

Расследование по делу об административном правонарушении проводится по месту его совершения или выявления. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству сотрудника полиции, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшим причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа - на срок до шести месяцев

В рамках этих сроков сотрудник органов внутренних дел, проводящее административное расследование, должно провести все необходимые процессуальные действия, направленные на установление значимых обстоятельств административного правонарушения, исследовать данные обстоятельства, зафиксировать и дать их юридическую квалификацию.

Необходимо остановиться на особенностях рассматриваемой стадии в случае назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении, что предусматривается статьей 28.6 КоАП РФ.

Данная норма определяет случаи назначения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении. Это, как правило, возможно, при очевидности правонарушения и признании вины лицом, его совершившим. В случае, когда протокол об административном правонарушении не составляется, уполномоченное на то должностное лицо на месте совершения административного правонарушения оформляет предупреждение либо назначает административный штраф, выписывая постановление-квитанцию.

Если лицо, в отношении которого возбуждено такое дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события

административного правонарушения и (или) назначенное ему

административное наказание, то в этом случае составляется протокол об административном правонарушении и производство осуществляется в общем порядке.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в виде постановления по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ). Копии постановления по делу и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото - и киносъемки, видеозаписи направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения данного постановления.

Заканчивается стадия возбуждения дела об административном правонарушении направлением материалов дела по подведомственности, если юрисдикционный орган не уполномочен рассматривать данное правонарушение.

Статья 28.7. Административное расследование

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 311-ФЗ часть 5 статьи 28.7 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр - на срок до шести месяцев.

5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

размер шрифта

ПИСЬМО ФТС РФ от 27-04-2007 01-0615949 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ (2019) Актуально в 2018 году

2. Продление сроков проведения административного расследования

2.1. В соответствии с частью 5 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть, продлен начальником таможенного органа или его заместителем по правоохранительной деятельности на срок не более одного месяца по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.12, ст. 11.4 , ст.11.5 , ст. 14.10 , ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8 , ст. 15.9 , ст. 15.25 КоАП России.

По делам о нарушении таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена в статьях главы 16 КоАП России, срок проведения административного расследования может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа (начальником таможни - для таможенного поста, начальником оперативной таможни - для таможенных органов региона, начальником регионального таможенного управления (далее - РТУ) - для оперативной таможни, руководителем ФТС России - для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и других таможенных органов) до шести месяцев.

Под исключительными случаями понимаются обстоятельства, при которых окончить административное расследование в установленный срок не представляется возможным по независящим от должностного лица, ведущего производство по делу, причинам.

2.2. Срок проведения административного расследования и срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца.

Срок, исчисляемый днями, истекает в 24 часа последнего дня.

2.3. Срок проведения административного расследования в соответствии с частью 5 статьи 28.7 КоАП России исчисляется с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

На основании части 4 статьи 28.1 КоАП России дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП России;

2) вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования в порядке статьи 28.7 КоАП России.

В срок проведения административного расследования включается время осуществления процессуальных действий с момента возбуждения дела до момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

В этот срок не включается время, установленное статьей 28.8 КоАП России для устранения недостатков при возвращении дела об административном правонарушении на доработку лицом, рассматривающим дело, время передачи дела на рассмотрение и время нахождения дела на рассмотрении.

2.4. При необходимости продления срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении должностное лицо, в производстве которого находится дело, составляет мотивированное ходатайство о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении (далее - ходатайство о продлении расследования) (по форме согласно приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям) и представляет его вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий таможенный орган не позднее чем за десять дней до истечения срока расследования.

Поступившее ходатайство о продлении срока расследования в течение трех дней предварительно изучается подразделением административных расследований таможни по делам об административных правонарушениях таможенных постов, подразделением организации административных расследований оперативной таможни по делам об административных правонарушениях других таможенных органов региона, подразделением, назначенным начальником РТУ, по делам об административных правонарушениях оперативной таможни, Управлением таможенных расследований и дознания ФТС России по делам об административных правонарушениях таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и других таможенных органов на предмет обоснованности и своевременности возбуждения дела об административном правонарушении, правильности квалификации правонарушения, обоснованности продления сроков проведения

административного расследования, надлежащей организации административного производства.

При необходимости получения дополнительной информации по делу или заслушивания должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, о ходе расследования дела срок изучения ходатайства может быть продлен до даты истечения срока административного расследования по делу.

При рассмотрении ходатайства о продлении срока расследования начальник вышестоящего таможенного органа или вышестоящее должностное лицо при необоснованности ходатайства о продлении срока расследования или грубых нарушениях законодательства Российской Федерации при возбуждении и расследовании дела изучают дело.

2.5. В случае поступления ходатайства о продлении срока расследования по делам об административных правонарушениях, возбужденным по ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8 , ст. 15.9, ст. 16.4 , 16.5 , 16.6 , 16.8 , 16.10 , 16.11 , 16.12 , 16.13 , 16.14 , 16.15 , ч. 2 ст. 16.20, ст. 16.22 , ч. 3 ст. 16.23 КоАП России, помимо вопросов, указанных во втором абзаце пункта 2.4, изучаются материалы дела на предмет обоснованности вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и необходимости продления срока проведения административного расследования, поскольку по делам указанной категории, как правило, не проводятся экспертиза и процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

2.6. При отказе вышестоящего должностного лица или начальника вышестоящего таможенного органа в удовлетворении ходатайства о продлении срока расследования должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе обратиться с ходатайством о продлении срока расследования к вышестоящему должностному лицу или начальнику таможенного, органа, вышестоящего по отношению к тому, кто отказал в удовлетворении ходатайства.

2.7. В описательной части ходатайства о продлении срока расследования указываются:

1) место и дата его составления, а также должность, таможенный орган, фамилия и инициалы лица, составившего ходатайство;

2) дата возбуждения дела об административном правонарушении;

3) дата совершения правонарушения (обнаружения для длящихся правонарушений);

4) данные о лице, совершившем правонарушение;

5) описание обстоятельств совершенного правонарушения;

6) краткое изложение основных доказательств;

7) квалификация правонарушения;

8) сведения о том, когда, каким должностным лицом и до какого времени ранее продлевался срок расследования;

9) основания для продления срока проведения административного расследования по делу с перечнем основных процессуальных действий и мероприятий, которые необходимо выполнить для окончания административного расследования, а также предполагаемые сроки их проведения.

В резолютивной части указывается должность лица, перед которым возбуждено ходатайство о продлении срока расследования, номер дела, срок с указанием даты, до которой должностное лицо, проводящее административное расследование, ходатайствует о его продлении.

При повторном вынесении ходатайства о продлении срока расследования указываются результаты выполнения процессуальных действий, для производства которых выносилось предыдущее ходатайство, причины их невыполнения и принятые в связи с этим меры.

Ходатайство о продлении срока расследования подписывает должностное лицо, в производстве которого находится дело.

2.8. Ходатайство согласовывается с начальником подразделения административных расследований таможенного органа. При направлении в вышестоящий таможенный орган ходатайство согласовывается также с заместителем начальника таможенного органа по правоохранительной деятельности, а в его отсутствие - с начальником таможенного органа.

2.9. Факты ненадлежащей организации административного расследования по делу подлежат рассмотрению на оперативном совещании у должностного лица таможенного органа, согласующего ходатайство о продлении срока расследования. При направлении в вышестоящий таможенный орган ходатайства о продлении срока расследования по делу, по которому допущена волокита или нарушения законодательства Российской Федерации, в сопроводительном письме указываются сведения о принятых мерах по устранению допущенных нарушений.

2.10. В сопроводительном письме вышестоящего таможенного органа указываются выявленные недостатки при расследовании дела, даются указания о проведении дополнительных процессуальных действий и мероприятий, направленных на сбор доказательств совершения правонарушения, в целях всестороннего, полного и объективного расследования, либо об исключении процессуальных действий и мероприятий в случаях, когда в их проведении отпадает необходимость или их проведение нецелесообразно и ведет к необоснованному затягиванию сроков расследования.

2.11. При продлении срока проведения административного расследование по делу учитывается срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП России.

3. Продление сроков рассмотрения дела об административном правонарушении

3.1. Должностные лица таможенных органов рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции в соответствии с главой 23 КоАП России.

3.2. В соответствии со статьей 29.6 КоАП России дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Должностное лицо, рассматривающее дело, вправе продлить срок рассмотрения дела в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела, но не более чем на один месяц.

3.3. Ходатайство о продлении срока рассмотрения приобщается к материалам дела об административном правонарушении.

3.4. Должностное лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение N 2 к настоящим методическим рекомендациям), в котором указывает:

Должность, фамилию и инициалы должностного лица, рассматривающего дело;

Дату и место вынесения;

Сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу;

Обстоятельства совершенного правонарушения с указанием даты его совершения (обнаружения для длящихся правонарушений) и возбуждения дела об административном правонарушении, дата составления протокола об административном правонарушении;

Квалификацию правонарушения;

Основания для продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении и дату, до которой продлевается срок рассмотрения.

3.5. Определение о продлении срока рассмотрения подписывает должностное лицо, его вынесшее.

3.6. При продлении срока рассмотрения дела учитывается срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП России.

Начальник
Управления таможенных
расследований и дознания
А.П.КИЗЛЫК

В случаях, требующих наиболее тщательного или полного изучения обстоятельств по делу об административном правонарушении, должностное лицо может проводить административное расследование в сроки, установленные административным законодательством.

В этой статье:

Понятие и сущность административного расследования

Административное расследование имеет место быть в каждом выявленном правонарушении, однако его продолжительность, сроки и порядок ведения зависит от обстоятельств выявления административного проступка.

В большинстве случаев, проведение административного расследования не требуется, так как обнаруженные обстоятельства позволяют наиболее полно и объективно свидетельствовать о всех признаках правонарушения.

Например, при выявлении нарушения скоростного режима, зафиксированного камерой фото фиксации скорости, подтверждает неоспоримые доказательства вины данного гражданина.

В других случаях, когда требуется более тщательный подход в рассмотрении административного дела, может потребоваться дополнительных мероприятий для сбора доказательственной базы.

Сроки для административного расследования

Законом четко ограничено время для ведения административного расследования. В течение месячного срока, должностные лица должны провести все необходимые для этого мероприятия. В зависимости от сложности дел по административным проступкам, допускается продление указанного срока.

Для этого необходимо вынесения ходатайства должностным лицом о продлении. Случаями для продления может быть следующее:

  • Одобрение на увеличение срока на расследования руководителем, но не более чем на один месяц
  • Продлить срок может также вышестоящий орган или должностное лицо, например, соответствующая инстанция таможенного органа – до шести месяцев
  • Если при выявлении правонарушения на транспорте обнаружен факт телесного причинения вреда здоровью, то начальником ДПС срок расследования можно продлить до шести месяцев
  • При выявлении правонарушения в области организации незаконного игорного бизнеса, срок продлевается до шести месяцев

По каждому факту увеличения срока на расследование, должностное лицо должно вынести определение, с указанием причин и сроков на продление.

Порядок ведения административного расследования

По общему правило расследование будет проведено там, где было выявлено или совершено правонарушение. Это правило продиктовано задачами административного производства, согласно которым по каждому делу должна прослеживаться объективность, полнота и справедливость привлечения виновного к административному наказанию.

В этом есть и логика, так как должностное лицо, расследующее данное дело должно исследовать все обстоятельства правонарушения по месту его совершения.

Лица, совершившие правонарушения, а также потерпевшие лица могут знакомиться с материалами расследования, быть уведомлены о продлении срока, а также давать необходимые объяснения и представлять материалы и документы.

Результат административного расследования

Итогом административного расследования будет подготовка процессуальных документов, согласно которым виновное лицо подлежит привлечению к административному наказанию или освобождается от ответственности.

При подтверждении фактов и обстоятельств совершенного правонарушения, составляется протокол, который направляется на рассмотрение административного дела с целью вынесения административного наказания.

Если же, в ходе расследования не будет доказана причастность лица в совершенном правонарушении или недостаточная доказательственная база, то должностное лицо должно вынести решение в виде постановления. Постановление будет свидетельствовать о прекращении данного дела.

Правовая база нашего государства предусматривает определенный срок проведения административного расследования. Всем участникам такого расследования следует учитывать этот срок. Также важно ознакомиться с основаниями для проведения расследования. Законодательство регулирует порядок производства по расследованию правонарушения в рамках административного процесса, устанавливает прочие правовые аспекты данного вопроса.

Если было зафиксировано административное правонарушение, составляют соответствующий протокол. В особо сложных ситуациях возникает необходимость расследовать определенные обстоятельства правонарушения. В актуальном законодательстве нет конкретного понятия административного расследования (аббревиатура АР). Такая процедура редко используется в рамках административного производства.

Чтобы знать все нюансы производства, рекомендуется детально изучить Кодекс об административных правонарушениях (сокращенно КоАП) и соответствующие федеральные законы. Если возникают трудности в толковании правовых норм, можно обратиться за консультацией к компетентному юристу. Указанные специалисты всегда помогут найти правильный путь выхода из сложившейся ситуации.

При наличии конкретных обстоятельств, указывающих на нарушение права, АР не требуется. Например, водитель превысил скоростной режим, и данное несоблюдение зарегистрировало устройство для фото фиксации, поэтому дополнительное расследование не требуется. В случаях, где нужно длительное время для истребования доказательств нарушения, применяются меры по АР.


Понятие АР включает в себя такие аспекты:
  • необходимая мера;
  • процедура, проводящаяся компетентными лицами;
  • комплекс действий.

Главными задачами расследования являются:

  • установление обстоятельств нарушения;
  • фиксация правонарушения;
  • правовая квалификация вида неправомерных действий или бездействий;
  • оформление итогов административного производства.

АР проводят компетентные специалисты, в результате чего определяется дальнейшая судьба виновника и производства в целом. Сотрудник органа надзора принимает решение о проведении АР наряду с началом производства по делу. Часто расследование путают с проверкой. Эти два правовых аспекта реализуют разные функции и ставят перед собой различные задачи.

Главными задачами проверки являются контроль над исполнением законодательных норм и оценка соответствия производимой продукции или проводимых действий актуальным требованиям. Указанные требования должны отображаться в соответствующих актах, договорах и прочих документах.

Положительные и отрицательные результаты проверки фиксируются в соответствующем акте. Под отрицательными результатами понимают обнаруженные нарушения, несоответствия и прочие незаконные действия или бездействия. Если результаты проверки отрицательные, то представители органа надзора имеют основания для возбуждения дела об административном правонарушении (далее АП). Возбудить дело - означает составить протокол об АП.


Федеральный закон о проверке предусматривает несколько видов проверок:
  • внеплановая (проверка проводится при наличии конкретных обстоятельств, повлиявших на необходимость ее проведения);
  • плановая (обязательная, которая проводится на стандартных основаниях определенное количество раз за указанный период).

Каждый вид конкретно регламентируется в законе, а уполномоченное в осуществлении действий по контролю и оценке лицо не может самостоятельно применять дополнительные основания. Законодательство устанавливает конкретный список оснований для проведения проверок, который не может расширяться по желанию надзорного органа. Если конкретное дело не будет основанием для внеплановой проверки, то проверяющий может возбудить АР.

Активизация расследования

Активизировать проведение расследования могут правонарушения в случаях, зафиксированных в КоАП РФ. Самыми часто встречающимися являются АП в таких отраслях:


  • защита потребительских прав;
  • охрана здоровья граждан;
  • акционерные общества;
  • противопожарная безопасность;
  • физическая культура и спорт (борьба с допингом);
  • наркотические средства и психотропные вещества;
  • трудовое законодательство (борьба с манипулированием рынком) и т.д.

Для активизации АР нужно обзавестись такими основаниями:

Несмотря на вид экспертизы, проведение и ожидание результатов требуют значительных затрат времени. Поэтому при условии, что проведение экспертизы обязательное, рекомендуется начинать расследование. Процессуальные действия с длительными периодами времени могут быть следующими:

  • истребование нужных документов из владения частных лиц;
  • получение судебного ордера;
  • взятие проб или образцов;
  • фотографирование или видеосъемка вещественных доказательств;
  • опрашивание свидетелей;
  • направление запроса по делу о правонарушении;
  • технический осмотр и оценка имущества и т.д.

Как только совершено АП, сотрудники надзорной инстанции возбуждают административное производство. Причинами, побудившими начало производства в административном процессе, являются:


При необходимости вместе с началом производства принимается решение о проведении АР. Официальным документом, сигнализирующим об активизации мер по АР, является определение. Такой документ должен соответствовать определенным указанным в кодексе требованиям к оформлению.

В документе обязательно указывают:

  • когда и где составляют определение;
  • сведения о составителе (ФИО полностью и должность);
  • основание для возбуждения производства;
  • описание обстоятельств, свидетельствующих о наличии АП;
  • ссылку на нарушенную статью КоАП или Федерального закона;
  • запись проведения виновнику инструктажа о его правах и обязанностях, зафиксированных в кодексе.

Должностные лица обязаны разъяснять виновнику о предусмотренных в законе правах и обязанностях, а также делать соответствующие записи в определении. Если это требование не соблюдается, то действия уполномоченного лица и вынесенный документ можно обжаловать. Экземпляр составленного определения на протяжении двадцати четырех часов направляется как виновнику дела, так и потерпевшему.

Порядок возбуждения

Если доказательная база, полученная от различных источников, основательная, то разворачивается административный процесс. Несмотря на это, весомая доказательная база не служит причиной для начала внеплановой проверки. Например, чтобы начать проводить внеплановую проверку по защите потребительских прав, нужны письменные жалобы от потерпевших.


Если письменной жалобы не поступило, проверки не будет. Если сообщили о правонарушении, дело возбуждается, а обоснованность доказательств определяется компетентным специалистом, фиксирующим АП в протоколе. Установить уровень обоснованности чиновник может самостоятельно.

Компетентными в принятии решения по возбуждению дела и проведении АР могут быть:

  • госслужащие, специалисты, имеющие право составлять протокол в виде определения;
  • прокурор, имеющий право заявлять об этом в прокурорском постановлении, как только выявили факт наличия незаконных действий или бездействий.

Расследованием занимаются те же служащие, которые наделены правом составления определения о проведении АР. Руководитель государственного органа, в чьем производстве находится дело по наличию АП, имеет право заменить служащего, рассматривающего дело. Вариантом замены может послужить должностное лицо, наделенное правом составления протоколов об АП.

Как только административное дело возбуждено, к виновнику могут применяться определенные меры, прописанные в КоАП РФ. К таким относятся:

  • досмотр имущества;
  • личный досмотр;
  • задержание;
  • освидетельствование на уровень алкоголя в крови водителя;
  • изъятие вещей и документации;
  • временное отстранение от управления автомобилем и прочее.

При возбуждении дела проводятся следующие действия, влияющие на результаты АР:


  • сбор доказательств;
  • фиксация документов;
  • оформление протокола о возбуждении производства по делу об АП;
  • вынесение решения о дальнейшем рассмотрении дела.

По результатам расследования служащие могут определить дальнейшую судьбу дела, то есть документально восстановить производство или прекратить его. Итоги будут зависеть от собранной информации, полученных результатов экспертизы и прочих факторов.

На проведение расследования в рамках административного производства отводится определенный срок. Это понятие означает конкретный отрезок времени, на протяжении течения которого, служащие должны принять действия и меры для проведения расследования. Все необходимые действия должны быть выполнены за тридцать дней. Далеко не всегда удается вложиться в этот срок.

Для особо сложных дел срок проведения АР можно увеличить. Для этого служащий, выполняющий расследование, должен составить ходатайство о продлении срока на проведение АР. Форма подачи - письменная. Приблизительный образец ходатайства можно скачать с интернета абсолютно бесплатно.

Стандартный образец ходатайства содержит:

  • шапку документа;
  • содержание;
  • заключительную часть.

В шапке ходатайства обязательно указывают:


  • ранее установленный срок;
  • дату продления;
  • должность и подпись лица, утверждающего увеличение;
  • дату утверждения.
  • дату и место вынесения ходатайства;
  • должность ФИО служащего, вынесшего документ;
  • реквизиты дела (номер и в отношении кого разворачивается);
  • указание причин для увеличения срока;
  • ссылку на КоАП РФ;
  • просьбу к руководству об увеличении.

В заключительной части размещена графа «Согласовано», где указывается должность заявителя и ставится его подпись с расшифровкой. Под расшифровкой обычно подразумевают фамилию и инициалы заявителя. Дальше требуется указать должность, подпись и инициалы лица, утверждающего обращение.

В основном, срок продлевают еще на один месяц, редко когда данный срок в сумме превышает два месяца. Также период для проведения АР увеличивают в зависимости от правовой отрасли. Например, если АП совершено в отрасли здравоохранения, то срок максимально могут увеличить еще на тридцать дней, но не более того.

Срок на проведение расследования может продлить:

  • руководитель, признав увеличение срока мотивированным (срок увеличивается до одного месяца);
  • вышестоящий орган или инстанция (срок может достигать шести месяцев);
  • начальник ДПС (срок увеличивают до шести месяцев при телесном причинении вреда здоровью во время ДТП).

Дела, связанные с таможней, в крайне сложных случаях предусматривают расследование сроком до шести месяцев. Если АП было выявлено в отрасли организации игорного бизнеса, то срок для проведения расследования может также достигать шести месяцев.

Если вышестоящие органы посчитали увеличение сроков достаточно мотивированным, то лицо, ответственное за расследование, составляет новое определение. В документе нужно указать причины увеличения и новый продленный срок. Экземпляры определения в течение двадцати четырех часов должны получить как виновник, так и потерпевший.

Как проводится расследование


Процедура проведения расследования не регламентирована в законодательстве. Несмотря на это расследовать нужно по месту совершения правонарушения или по месту его выявления. Алгоритм действий АР носит индивидуальный характер, поэтому нельзя определить общий алгоритм для всех дел. Должностное лицо на свое усмотрение определяет спектр действий, применяемых к конкретному делу.

Зачастую процедура расследования включает в себя такие действия:

  • назначение экспертизы;
  • отбор образцов, проб и прочих объектов, необходимых для экспертного анализа;
  • получение показаний состояния транспортных или технических средств;
  • направление запросов, поручений и прочих обращений в различные государственные структуры;
  • истребование от различных источников необходимых сведений;
  • получение показаний от участников происшествия (при возникновении трудностей в получении объяснений на месте);
  • осмотр помещений или имущества;
  • осмотр документации.

Не всегда на месте совершения АП можно получить объяснения или показания участников случившегося. Например, при возникновении ДТП водитель может скрыться с места происшествия в неизвестном направлении. Сотрудники ДПС должны будут провести ряд действий для установления личности виновника, его транспортного средства и прочей информации. После все фиксируется в соответствующем протоколе.

Осмотр имущества, принадлежащего виновнику, должен проводиться исключительно в присутствии понятых. Если осмотр осуществляют без присутствия свидетелей, то его нельзя назвать законным. Результаты такого осмотра не могу быть включены в дело, а владелец имущества может обжаловать действия должностного лица. Такой же порядок должен быть соблюден при осмотре документации.

Сторонами правонарушения принято считать виновника и потерпевшего. Указанные стороны имеют право знать о ходе расследования, их обязательно нужно уведомлять о выносимых актах (определении, протоколе, ходатайстве о продлении срока и т.д.). Также важно разъяснять сторонам АП их права и обязанности, давать толкования статей закона, представлять все документы и материалы по делу.

Результаты проведения



Окончание расследования в административном производстве происходит по-разному. Если итоги расследования подтвердили факт наличия АП, то ответственное должностное лицо составляет протокол. Такой документ означает, что производство по делу продолжается. Если итоги расследования не дали желаемого результата и факт совершения АП остался недоказанным, то ответственный служащий вынесет постановление о прекращении производства по административному делу.

В законодательстве конкретно указаны причины, по которым административное производство прекращается. К таким причинам относятся:

  • факт наличия АП не доказан;
  • отсутствует состав правонарушения;
  • виновник не достиг совершеннолетнего возраста на момент совершения нарушения;
  • виновник является недееспособным лицом (исключительно при наличии заключения экспертизы психотерапевта);
  • незаконные действия или бездействия виновника сочтены необходимыми в конкретных обстоятельствах;
  • амнистия АП;
  • статья закона, регулирующая нарушение, признана недействительной;
  • истек срок давности привлечения к ;
  • гражданин, совершивший АП, умер;
  • другие причины, предусмотренные КоАП РФ.

Если хотя бы одна из указанных причин относится к административному делу, то производство прекращается. Этот правовой аспект означает, что виновник полностью освобождается от административной ответственности. Помимо этого в отдельных случаях для виновника наступает дисциплинарная ответственность.

Какие бы результаты проведения АР не были, у каждой стороны правонарушения есть возможность следить за объективностью проведения расследования. Если за должностным лицом были замечены нарушения, можно подавать частную жалобу в вышестоящую инстанцию. В вопросах составления жалобы может помочь юрист. Если обнаружил неправомерные действия должностных лиц - отстаивайте свою позицию до конца. Дела об АП, осуществляемые в форме АР, также рассматривает суд.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ