Законодатель в статье 218 КАС РФ наделяет граждан, организации и иных лиц правом на подачу иска с требованием оспаривания решений при обнаружении факта нарушения их прав следующими субъектами:
Поводом для обращения в суд могут служить:
При этом гражданину разрешается воспользоваться не только судебным способом защиты своих интересов. Если имеется такая возможность, разрешить спор можно путем обращения к вышестоящему руководству или употребить иные меры досудебного регулирования.
Более того, если в законодательном акте было установлено требование об обязательном досудебном разрешении вопроса, но истец по каким-то причинам его не исполнил, суд откажет в принятии заявления до выполнения данного требования в полном объеме. Если гражданин попробовал обойтись без суда и направил будущему ответчику бумаги, их копии необходимо приложить к иску, а оригиналы представить в судебном заседании.
В защиту интересов некоторых групп граждан (например, недееспособных или социально незащищенных) вправе обратиться в суд:
В случае если заявление подает орган, в компетенцию которого данное полномочие не входит, суд иск не принимает.
Гражданин может подать иск в суд не позже 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о том, что принятое решение нарушает его права. При этом законодатель предусмотрел и исключения. Так, срок сокращается до 10 дней, если:
Если по каким-то причинам срок для обращения в судебные органы был пропущен, судья отказывает в принятии заявления к производству. Однако при наличии уважительных причин истец вправе заявить ходатайство о восстановлении срока. К уважительным причинам в этом случае законодатель относит, например, затягивание рассмотрения жалобы, которая была подана вышестоящему начальнику на действия его подчиненного.
В Ленинский районный суд Ульяновска
Истец: Новиковская Гузель Романовна
Адрес регистрации: Ульяновск, ул. Гагарина, 2-36
Ответчик: отделение Пенсионного фонда РФ
по Ленинскому району Ульяновска
Административное исковое заявление
26.03.2017 я обратилась в отделение Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району Ульяновска с целью получения консультации для сбора документов о назначении мне пенсионных выплат. После того как на мои вопросы ответили, мне назначили дату следующей консультации, на которую я должна была прийти с документами. При этом сотрудница ПФ РФ пояснила, что пенсия мне точно будет назначена, так как с бумагами никаких проблем нет.
04.04.2017 я пришла в Пенсионный фонд, но уже к другому сотруднику, у меня взяли документы, я написала заявление и ушла. Сказали, что решение комиссии пришлют по почте. Его прислали 11.04.2017, однако в нем было сказано, что пенсия мне не полагается, так как стаж в роддоме не засчитывается в связи с тем, что законодатель не определяет такую организационную форму, как Объединение «Роддом № 1», в качестве места работы, стаж в котором учитывается при начислении досрочной пенсии.
Я написала жалобу вышестоящему руководству. Мне был дан ответ, в котором так же сказано, что мне пенсия досрочная не полагается, так как нет стажа.
Считаю, что мои права были нарушены. На основании вышеизложенного
ПРОШУ:
Отменить решение отделения Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району Ульяновска от 05.04.2017 № 856-р.
Перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению:
Дата: 18.04.2017
Подпись: /подпись/
Таким образом, административный иск, предметом которого является оспаривание принятого уполномоченным органом или должностным лицом решения, может подать лицо, которое узнало о том, что его права были нарушены. Если имеется возможность досудебного урегулирования вопроса, гражданам рекомендуется воспользоваться данным вариантом и заявлять иск только при отсутствии положительных результатов (в этом случае к поданному иску прилагаются бумаги, которые направлялись для разрешения спора).
В ст. 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) приведен перечень требований, которые может содержать административное исковое заявление, данный перечень не является исчерпывающим.
Административное исковое заявление может содержать требования:
Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Если иное не установлено КАС РФ, в административном исковом заявлении должны быть указаны (ч. 2 ст. 125 КАС РФ):
В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, также административный истец может изложить свои ходатайства.
Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в ст. 40 КАС РФ, должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. 1 - 5, 8 и 9 ч. 2 ст.125 КАС РФ. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.
Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.
Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
legalquest.ru
Если вы подали исковое заявление, это еще не означает, что по данному делу будет вынесено судебное решение. Закон предусматривает различные варианты развития событий - отказ от административного иска, признание иска ответчиком, либо заключение мирового соглашения, о которых мы и расскажем в этой статье.
После отправки претензии в суд в позициях обеих сторон многое может измениться, в результате чего может последовать:
Подобные решения заносятся в протокол судебного заседания. Письменные заявления приобщаются к материалам дела. Судья разъясняет сторонам, что в дальнейшем они не смогут изменить свое мнение и повторно обратиться суд. Далее он выносит определение, и прекращает производство по административному делу.
В некоторых случаях отказ от разбирательства позволяет сберечь не только время и нервы, но и деньги на услуги юриста. Например, гражданин подал административное исковое заявление о признании незаконным отказа в выделении земельного участка. А потом участок все-таки выделили, или истец передумал заниматься строительством. В таких случаях прекратить тяжбу будет оптимальным решением для всех сторон.
Но иногда суд отказывает в принятии иска. Это может произойти, когда заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства или имеются иные основания для отказа, установленные законом. Например, гражданин подал заявление в защиту прав другого человека, а по закону он не может защищать чужие права. Если гражданин не согласен с отказом суда – подает частную жалобу.
Если ответчик не готов к перемирию, он направляет отзыв на административный иск и указывает, в чем и почему не согласен с позицией истца. Заявитель получает копию. Рекомендуем внимательно ознакомиться с отзывом, чтобы узнать доводы ответчика и подготовить на них свои аргументы.
Иногда ситуация может измениться таким образом, что разумнее закончить разбирательство мирным путем: чиновники согласились с требованиями, дело утратило актуальность. В таких случаях суд прекращает производство. Если ответчик, получив претензию, не согласен с требованиями, а вы продолжаете считать его действия незаконными – дело продолжается. И тогда последнюю точку в этом споре может поставить только суд.
С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ «О введении в действие КАС РФ»).
Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.
Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.
Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением , как было ранее).
Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).
Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.
С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.
КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.
КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).
Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:
Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.
С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.
Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования
В отечественном законодательстве установлены правила, по которым оформляются административные исковые заявления в суд. Рассмотрим далее основные требования, предусмотренные нормами. В статье будут также представлены о бразцы административных исковых заявлений.
После введения в действие КАС РФ, система судопроизводства подверглась существенным изменениям. В первую очередь откорректированы правила оформления и предъявления документов в инстанции. В настоящее время все административные споры рассматриваются в порядке, закрепленном КАС. Неисполнение предусмотренных в нем требований влечет различные последствия, в том числе, отказ от рассмотрения претензий и возврат документов.
Основные правила оформления претензий закрепляет 125 статья Кодекса. В ней указывается, что исковое заявление (административное) составляется в письменном виде. Обязательным реквизитом документа является подпись. Ее может поставить сам заявитель или его представитель. Последний должен иметь на это полномочия, подтвержденные доверенностью. Образец административного искового заявления, согласно КАС, должен также содержать:
Образец административного искового заявления, согласно КАС, включает в себя текст, в котором лицо описывает свои требования. Субъект, предъявляющий претензии, должен привести информацию о том, какие именно права были нарушены ответчиком, либо о причинах, которые могут привести к ущемлению его интересов. Специалисты рекомендуют использовать деловой, официальный тон, избегать эмоционально окрашенных предложений и слов. Исковое заявление (административное или любое другое) должно быть понятно людям, которые будут его рассматривать. В этой связи целесообразно воспользоваться техническими средствами для его составления. Можно, конечно, написать и от руки, но в таком случае почерк должен быть разборчивым. Любой образец административного искового заявления содержит конкретные требования к ответчику. При их изложении заинтересованному лицу следует ссылаться на нормы законодательства. Просьбы должны быть выражены четко и понятно.
Для некоторых споров законодательство устанавливает обязательный порядок претензионного (досудебного) урегулирования. В этом случае в претензии следует указать на его соблюдение и приложить к ней подтверждающие документы. Если до подачи административного искового заявления обжаловались действия/бездействия или акты в порядке подчиненности, необходимо сообщить об этом. В конце документа перечисляются приложения, ставятся число и подпись.
Граждане и представители юрлиц достаточно часто обращаются в разного рода территориальные, региональные или федеральные органы с теми или иными претензиями. В случае получения отказа в удовлетворении какого-либо требования или при неполучении ответа от властной структуры заинтересованный субъект может направить административное исковое заявление. При его оформлении следует учесть одну важную особенность. Составляя административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти, лицо может просить о применении мер защиты. Это позволит приостановить действие обжалуемого акта. Необходимо учесть, что исковое заявление (административное) можно направить в трехмесячный срок с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение в соответствующий орган. Пропускать этот период крайне нежелательно. Если причины несоблюдения срока уважительные, суд может его восстановить.
Административное исковое заявление используется как средство восстановления нарушенных интересов и прав при оформлении тех или иных документов. К примеру, гражданин предъявил в срок все необходимые бумаги в регистрирующий орган, а его служащий необоснованно отказывается их принять. Административный иск об обжаловании действий должностного лица подается в порядке, установленном нормами 22 главы Кодекса.
В рамках административного судопроизводства можно оспорить действия и решения разных должностных лиц, в том числе и сотрудников ФССП. Между тем, в ряде случаев такое обжалование направлено на затягивание исполнительного производства. Судебный пристав теряет время на посещение заседаний, представление тех или иных документов по требованию суда. Должник, в свою очередь, в это время не исполняет возложенные на него обязательства.
Как выше говорилось, образец административного искового заявления содержит перечень документов, подтверждающих обстоятельства, о которых говорится в тексте. В число приложений входят:
Законодательство допускает возможность предоставления бумаг в электронном виде.
Законодательство закрепляет перечень субъектов, которые не могут выступать в качестве доверенных лиц. В него включены прокуроры, следователи, судьи и прочие граждане, участие в процессе которых не предусмотрено. Представители предъявляют документы, подтверждающие наличие надлежащего образования, полномочий.
После изучения претензий и документов, должно быть принято решение по административному исковому заявлению. Основания для него регламентируются в 127-130 статьях Кодекса. Суд может принять иск к своему производству или отказать в этом, оставить его без движения. Принять к рассмотрению документы необходимо в трехдневный срок. После этого на протяжении 2-х мес. суд изучает иск и приложения к нему. По результатам рассмотрения выносится соответствующее определение. В случае принятия иска стороны оповещаются о времени, дате и месте проведения заседания. Инстанция вправе привлечь к разбирательству и других лиц, если спор затрагивает их интересы. Неявка кого-либо в заседание в случае надлежащего извещения не будет препятствием для отложения слушания.
Выше говорилось о том, что, при оспаривании решений административный иск можно предъявить в течение 2-х мес. с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение. Однако для некоторых категорий дел законодательство предусматривает сокращенные сроки. Например:
Слушание начинается с выступления судьи. Он проверяет, все ли лица, участвующие в деле, присутствуют. После этого сторонам разъясняются обязанности и права. Любой участник до начала рассмотрения административного иска по существу может заявить отвод. Если о нем никто не ходатайствует, начинается непосредственное рассмотрение претензий. В ходе слушания выступать, задавать вопросы, давать объяснения стороны вправе исключительно с разрешения судьи. После его доклада слово предоставляется истцу, затем ответчику. Последними выступают третьи лица. После этого суд изучает представленные доказательства. При необходимости стороны дают пояснения.
В ходе них ссылаться на доказательства, не изученные судом. Вместе с тем законодательство допускает отступление от данного правила. При необходимости судья может вынести определение о возобновлении рассмотрения материалов дела. В прениях последнее слово всегда остается за ответчиком. После их завершения суд удаляется в специальную комнату, где выносит постановление по существу рассмотренного дела.
Предусмотренный в законодательстве порядок рассмотрения административных исков считается весьма эффективным и оперативным способом восстановления нарушенных интересов и прав. Между тем, в некоторых случаях разбирательство может быть отложено. Основаниями для такого решения может быть:
В случае отложения разбирательства суд выносит определение. В нем он указывает новое время и дату слушания.
После вынесения окончательного решения по рассмотренному делу дается месяц на подачу апелляции. После чего постановление обязательно для исполнения. КАС РФ считается относительно новым Кодексом, поэтому на практике возникают сложности при подаче административных исков. Во избежание возврата документов следует внимательно изучить нормы законодательства, правила оформления бумаг. Специалисты рекомендуют обращаться за помощью к квалифицированным юристам, имеющим определенный опыт в ведении административных дел. Кроме того, не следует забывать, что в некоторых спорах могут участвовать только лица, имеющие соответствующее образование.
Попасть в ситуацию, когда ваше законное право нарушается чиновниками – далеко не редкость. Поэтому каждому человеку необходимо знать, что является неправомерным, как можно защитить свои интересы и правильно составить административный иск на действия должностного лица. В этой статье мы рассмотрим, где взять образец искового заявления и куда идти, когда с вами поступают незаконно.
Принятый в 2015 году Кодекс административного судопроизводства РФ – это один из тех правовых актов, с которым в повседневной жизни может столкнуться практически каждый. Дела административного судопроизводства – это иски к органам власти, предъявляя которые граждане и организации пытаются защитить свои нарушенные либо оспариваемые права и интересы. В обычной жизни гражданину чаще приходится сталкиваться со следующими видами таких исков:
Исковое заявление в суд может подать любой гражданин, который считает, что его право нарушено, либо есть препятствия для реализации его права. Обычно до подачи такого иска человек уже обращался в соответствующий орган или к конкретному чиновнику, и получил официальный отказ или же вовсе не получил ответа. Свои интересы в суде можно отстаивать самостоятельно, а можно обратиться к юристу.
Иски к государственным органам рассматривают районные суды. Иск следует подавать по месту нахождения ответчика или по месту жительства истца. Жалобу на действия судебных приставов подают только по месту нахождения ответчика. Перечень дел, которые рассматривает этот суд, смотрите на стенде для посетителей. Там же можно найти и образец административного иска о признании незаконным бездействия либо действия должностного лица, образцы других исков, а также информацию о размере государственной пошлины и реквизиты для ее перечисления. Подайте иск лично или направьте по почте заказное письмо с описью вложения.
Исковое заявление составляется в письменной форме от руки или на компьютере, его можно написать самостоятельно, а можно обратиться к юристу. В документе обязательно должны быть указаны:
28.12.2018, Сашка Букашка
Попасть в ситуацию, когда ваше законное право нарушается чиновниками, - далеко не редкость. Поэтому каждому человеку необходимо знать, что является неправомерным, как можно защитить свои интересы и правильно составить административный иск на действия должностного лица. В этой статье мы рассмотрим, где взять образец административного иска в суд и куда идти, когда с вами поступают незаконно.
Принятый в 2015 году - это один из тех правовых актов, с которым в повседневной жизни может столкнуться практически каждый. Дела административного судопроизводства - это иски к органам власти, предъявляя которые, граждане и организации пытаются защитить свои нарушенные либо оспариваемые права и интересы. В обычной жизни гражданину чаще приходится сталкиваться со следующими видами таких исков:
Заполненный образец административного иска в суд может подать любой гражданин, который считает, что его право нарушено либо есть препятствия для реализации его права. Обычно до подачи такого иска человек уже обращался в соответствующий орган или к конкретному чиновнику и получил официальный отказ или же вовсе не получил ответа. Свои интересы в суде можно отстаивать самостоятельно, а можно обратиться к юристу, чтобы не заполнять самостоятельно, например, образец административного иска об оспаривании решения органа власти, а воспользоваться помощью профессионала.
Иски к государственным органам рассматривают районные суды. Административный иск об оспаривании решения органа власти следует подавать по месту нахождения ответчика или по месту жительства истца. подают только по месту нахождения ответчика. Перечень дел, которые рассматривает этот суд, смотрите на стенде для посетителей. Там же можно найти и образец административного иска о признании незаконным бездействия либо действия должностного лица, образцы других исков, а также информацию о размере государственной пошлины и реквизиты для ее перечисления. Подайте иск лично или направьте по почте заказное письмо с описью вложения.
Образец административного искового заявления в суд по КАС РФ составляется в письменной форме от руки или на компьютере, его можно написать самостоятельно, а можно обратиться к юристу. В документе обязательно должны быть указаны:
Величина госпошлины, которую нужно заплатить при подаче искового заявления, зависит от цены и характера иска и может составлять от 300 до 60 000 рублей. Требования неимущественного характера облагаются минимальной пошлиной в размере 300 рублей. Чтобы рассчитать точную сумму, воспользуйтесь удобным калькулятором - они есть на сайтах судов.
За готовый образец административного искового заявления 2019 года юристы берут от 1000 до 3000 рублей, в зависимости от региона. Участие юриста в судебном заседании в качестве представителя стоит не менее 5000 за один день.
Подать административный иск о признании решения незаконным либо обжаловать действия должностного лица можно в течение трех месяцев с момента нарушения прав. На рассмотрение административного дела суду дается два месяца, первое заседание назначается, как правило, через 2 недели после получения заявления. Юрист участвует в деле по ходатайству, когда идет в суд вместе с истцом. Если гражданин не желает присутствовать на заседании, он выдает представителю доверенность.
Защищать свои права можно и нужно, даже когда нарушить законные интересы пытаются представители государства. Это не так сложно и дорого, как кажется. Большинство административных исков имеет неимущественный характер, поэтому будет небольшая - 300 рублей. Главное - грамотно составить исковое заявление и четко аргументировать свою позицию. Если вы не готовы разбираться в юридических тонкостях или цена вопроса велика, рекомендуем воспользоваться услугами специалистов.
Когда может понадобиться административное исковое заявление, что оно собой представляет? Какие требования к нему должны выполняться? Каковы особенности отдельных исков?
Привычным считается подать иск из-за спора об имуществе, моральном вреде. Уже длительное время значительная часть дел, рассматриваемых судами, - это споры с государственными органами.
На сегодня процедура подачи подобного иска, его рассмотрения регулируется нормами КАС. В ст. 1 закона перечисляются споры, которые рассматриваются судами в порядке КАС. На этот счет существует специальное письмо Верховного суда. Оно конкретизирует нормы 1 статьи. Благодаря письму, часть дел, связанных с действиями государственных и муниципальных органов, осталась в границах гражданского процесса, например, споры о законности отказа в приватизации жилья.
Надо отметить, что некоторые дела административного производства рассматриваются с определенными особенностями, которые отражаются и на том, как правильно составить административное исковое заявление.
Если неправильно оформить иск, его не примут в суде к производству и гражданин или организация не смогут защитить свои интересы.
В первую очередь обращаются к самому кодексу. В ст. 124, 125 КАС располагаются нормы о форме и содержании, а также примерный перечень возможных требований истца к ответчику. В других разделах описываются особенности административных исковых заявлений, в частности, об оспаривании кадастровой стоимости объектов, назначении административного надзора и т.д.
Верховный суд уже выпустил разъяснения о применении норм КАС. В судах принимаются регламенты, конкретизирующие нормы процессуальных кодексов в части требований к искам и их оформлению. Поэтому заявителям есть где почерпнуть при необходимости дополнительные сведения.
В судах складывается практика применения норм о содержании и форме иска.
Административное исковое заявление составляется на бумаге, сейчас разрешено подавать иск в электронном виде при условии его заверения электронно-цифровой подписью. Прилагаемые документы заверяются той же подписью.
Закон не запрещает подавать заявление, написанное от руки, если его легко прочитать.
Пункты административного искового заявления по КАС:
Под словом «требования» понимается конечная цель истца, просьба к суду, например, признать незаконным акт и отменить его. В ходатайствах ставятся вопросы об истребовании доказательств, применении обеспечительных мер и т.д.
Под требованиями излагается перечень копий приобщенных документов, ставится подпись истца или его представителя, дата подачи заявления и роспись подателя.
Составление административного искового заявления по КАС РФ может казаться затруднительным, однако нужна внимательность к деталям, и все получится.
Ст. 124 кодекса перечисляет требования, которые может предъявить истец, их перечень не является исчерпывающим, о чем непосредственно указывается в статье. Здесь, скорее, видна попытка сориентировать истцов. О чем же они могут просить?
Например, административное исковое заявление о признании незаконным действия обязывает указывать, что именно истец считает незаконным. Если речь идет об акте, изданном органом власти, указываются его реквизиты: кто, когда и где издал. Недостаточность сведений может ограничить суд в принятии решения. Интересно, что имея право выйти за рамки просьб иска, судьи редко им пользуются.
Среди граждан стало нормой воспользоваться услугами представителя в судебном процессе. Новизна КАС в привлечении в качестве представителей лишь граждан, обладающих дипломом юриста.
Представитель, подающий иск, прилагает копию своего диплома, адвокатам достаточно приложить копию удостоверения и ордер, выданный объединением адвокатов.
На первом заседании предъявляются оригиналы документов. В то же время истец, имеющий желание вести дело лично, не имеющий профильного образования, не обязан привлекать представителя.
Те же правила касаются ответчиков. Организации или органы представляют должностные лица, имеющие такое право по должности (руководитель, председатель и т.д.). В иных случаях действуют те же правила, что и с истцами.
Нарушение правил представительства приведет к возвращению иска или отказу принимать доводы и ходатайства представителя, что влечет серьезные последствия.
В какой срок административное исковое заявление подается? Вопрос не праздный, так как, не учтя его, истец имеет все шансы проиграть дело по формальным основаниям без его рассмотрения по существу.
В законе дается несколько ответов на этот вопрос. Общий срок по закону - 3 месяца с того дня, как гражданину стало известно о нарушении его прав.
Законом установлены исковые сроки давности лишь по части споров, все их предусмотреть невозможно, поэтому, если отсутствуют какие-либо указания, работает общее правило о 3 месяцах.
Важно не путать дни, когда совершено нарушение и когда о нем стало известно. От этого зависит отсчет срока исковой давности. Что служит доказательством? Конверты со штемпелями, копии заявлений о выдаче документов с входящими номерами и т.д.
Доказав, что о нарушении стало известно позже, истец избавляется от доказывания соблюдения срока давности. В некоторых случаях это почти невозможно.
Восстановление срока предусматривается, если гражданин или организация не имели возможности подать иск, хотя им доподлинно было известно о нарушениях. На практике это удается лишь гражданам по причине болезни, командировки и пр.
Не ограничивается сроками подача иска об оспаривании нормативного акта или разъяснения.
Досудебный порядок - подача жалобы в вышестоящую инстанцию. Граждане и организации имеют, как правило, выбор куда обращаться. Но в случае, например, со спорами с налоговой службой досудебный порядок обязателен. Его неисполнение препятствует принятию иска судом. Что происходит, если досудебный порядок предусмотрен и при этом необязателен?
Срок обращения в суд все равно продолжает свое течение.
Административные органы, прокуратура часто затягивают с рассмотрением жалоб, причем осознанно. Если пропуск срока произошел из-за волокиты, истец вправе просить его восстановить, однако полноценных гарантий никто не дает. Из-за этого перед окончанием срока, не дожидаясь решения вышестоящего органа, желательно отправить документы в суд. Тем более что первое заседание открывается примерно через месяц после передачи иска в суд.
Подача административного искового заявления обеспечивается или лично, или через представителя, или по почте. Заявитель или представитель лично приносит документы в канцелярию суда. Там на копии ставят отметку о принятии. Сотрудники суда обычно сами предлагают так сделать.
Через почту документы желательно отправлять с уведомлением. Делать отдельно почтовую опись необязательно, если перечень приобщенных документов присутствует в тексте заявления.
По закону день сдачи документов на почту считается днем их передачи в суд. Длительность пересылки с юридической точки зрения не имеет значения.
Копии документов для других сторон и прокурора направляются или по почте самостоятельно истцом, или передаются в суд. Судья же потом рассылает копии вместе с повестками. Если истец направил документы по почте, он предъявляет в суд документы, выданные почтой.
К решениям органов власти относятся акты (распоряжения, приказы и действия), затрагивающие конкретных лиц. Например, чиновники игнорируют заявление и не принимают по нему решение, или решение принято, но оно незаконно.
Заявление касается как действий органов власти (управления, отделов, администраций), так и организаций, выполняющих функции органов власти. Хороший пример - учреждения кадастровой палаты или региональные БТИ, на которые возлагаются функции чиновников (регистрация прав на недвижимость, кадастровый учет и т.д.).
Примеры споров - незаконное увольнение с муниципальной или государственной службы, наложение взысканий и т.д. Сюда включаются тяжбы с судебными приставами. Кстати, образец административного искового заявления по поводу незаконности их действий найти проще всего.
Нормативными актами являются документы общего характера - постановления, распоряжения, которыми устанавливаются правила общего характера. Например, постановление о порядке заключения договора граждан с органами о социальном найме. В некоторых субъектах местные власти, принимая их, выходят за рамки полномочий.
Региональные законы полностью или частично оспариваются в судах субъектов (верховные, краевые, областные, городские городов федерального значения). Закон разрешает передать подобные споры в юрисдикцию Конституционного суда. Некоторые регионы создают у себя уставные суды.
К разъяснениям относят в основном письма. В них органы власти разъясняют порядок применения действующего законодательства. Граждане и организации, считая толкование неправильным, вправе обратиться в суд.
Порядок рассмотрения предусматривает приобщение копии документа, указаний его реквизитов. Имело место обращение по поводу этого документа или нет, не так важно. Истец обязан доказать, что акт не только противоречит Конституции и иным законам, но непосредственно затрагивает его интересы.
Например, акты налоговой службы оспаривают налогоплательщики, чьи интересы оными затрагиваются. Это ключевой момент в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного акта или разъяснения.
Административное производство включает в себя различные виды дел: о выдворении иностранных граждан из России, об оспаривании кадастровой стоимости, о помещении в туберкулезный диспансер, оспаривание решений избирательных комиссий и т.д.
Все они обладают серьезными различиями, поэтому образец административного искового заявления надо подбирать, исходя из конкретного дела.
Бланка или образца, который бы подходил для всех категорий дел, не существует.
Готовить документы и искать образец административного искового заявления в суд надо самостоятельно или с помощью юриста. Ни суд, ни органы власти тем более в этом помогать не будут. Чаще в своих отписках чиновники даже не указывают на порядок обжалования, в частности, на право граждан обратиться в суд.