Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В целом форма подтверждения соответствия представляет собой определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия имеет только одну форму - добровольную сертификацию. Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. «Сертификация» в переводе с латыни означает «сделано верно». Чтобы знать, что продукт сделан верно, нужно иметь информацию о том, каким требованиям продукт должен соответствовать и каким образом получить доказательство этого соответствия.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:

Добровольное подтверждение соответствия

Порядок применения добровольного подтверждения соответствия определяется системой добровольной сертификации по правилам, устанавливаемым Законом.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Следует отметить, что в данный перечень не включены технические условия (ТУ), рецептуры и другие технические документы, которые прежде фигурировали в законодательстве.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция производственно-технического или социально-бытового назначения, процессы, работы и услуги (материальные или нематериальные), а также иные объекты, в отношении которых устанавливаются требования.

Работу по сертификации выполняет орган по сертификации. Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованное в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Он осуществляет подтверждение соответствия, выдает сертификаты соответствия, предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров. Следует отметить, что Закон не содержит никаких предписаний о форме и содержании сертификата соответствия или о порядке их установления. Они устанавливаются или постановлением Правительства РФ, или системой добровольной сертификации по рекомендации уполномоченного органа исполнительной власти.

Основания для приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в Законе не указаны. Конкретные условия данной процедуры должны быть определены в правилах системы добровольной сертификации.

Объекты сертификации могут маркироваться знаком добровольной системы сертификации -- знаком соответствия. Знак соответствия -- обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Порядок применения такого знака устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Незаконное применение знака соответствия фактически является обманом приобретателей и может повлечь административную ответственность.

Сертификация осуществляется в той или иной системе сертификации. Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, которые устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, их характеристики, правила выполнения работ и порядок их оплаты, определяет участников данной системы. Система может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (Ростехрегулированием), который ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации. Так, например, в 1998 г. в РФ было зарегистрировано 83 системы добровольной сертификации.

Сертификация проводится в соответствии с установленными в системе сертификации схемами. Схема сертификации - это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия. В каждой системе сертификации может быть несколько схем. Каждая конкретная схема должна учитывать особенности производства, испытаний или поставки, требуемый уровень доказательности, объем работ и затраты заявителя. Так, схема может предусматривать как проведение испытаний типового образца продукции, так и последующий инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Кроме того, может быть предусмотрен и анализ состояния производства.

Обязательное подтверждение соответствия

Обязательное подтверждение соответствия проводиться только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технических регламентов.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. При этом следует отметить, что продукция, изготовленная на предприятии и используемая только на нем, например, составные части или узлы конечной продукции, не подлежит обязательному подтверждению соответствия. Но если она поступает к покупателю в качестве готового изделия, например, в качестве запасных частей, она подлежит обязательному подтверждению соответствия.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации при этом устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Закон не предусматривает создания систем обязательной сертификации. Соответствие продукции требованиям технических регламентов удостоверяется сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по аккредитации. Причем, заявитель не может непосредственно обращаться в испытательную лабораторию для проведения испытаний продукции, а органы по аккредитации не вправе представлять испытательным лабораториям сведения о заявителе. Это необходимо для объективности испытаний, одним из условий которой является анонимность испытываемой продукции.

Результаты испытаний и измерений оформляются протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия или об отказе в выдаче. Но наличие протокола не является единственным основанием для принятия таких решений. Например, может быть предусмотрена аттестация производства.

Основные требования к испытательным лабораториям:

  • · независимость;
  • · беспристрастность;
  • · неприкосновенность;
  • · техническая компетентность.

Продукция, соответствующая требованиям технических регламентов, маркируется знаком обращения на рынке. Его изображение устанавливается Правительством РФ, он не является специально защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Условием применения знака является наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации.

Как сказано выше, обязательное подтверждение соответствия осуществляет физическое или юридическое лицо, которое является заявителем. Он имеет следующие права:

  • · выбирать форму и схему подтверждения соответствия;
  • · обращаться для обязательной сертификации в любой орган по сертификации;
  • · обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Среди прав заявителя важным является право выбора формы и схемы подтверждения соответствия из тех, которые предусмотрены техническим регламентом.

Заявитель кроме прав имеет также и обязанности, основными из которых являются:

  • · обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  • · выпускать в обращение продукцию только после подтверждения соответствия;
  • · указывать в документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия;
  • · предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);
  • · приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата истек или его действие прекращено.

Под заинтересованными лицами в данном случае следует понимать приобретателя продукции. Порядок удостоверения копии сертификата соответствия установлен Правительством РФ. Она может быть удостоверена держателем подлинника, нотариусом или органом по сертификации, выдавшим сертификат.

Необходимым условием деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий является их аккредитация, т.е. официальное признание права проводить работы в области подтверждения соответствия. Основной целью аккредитации является установление и подтверждение способности соответствующего органа проводить работы при наличии необходимого оборудования и подготовленного персонала. Порядок аккредитации устанавливает Правительство РФ.

Второй формой подтверждения соответствия является обязательное подтверждение соответствия. В статье 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее Закон 184-ФЗ) устанавливаются общие требования к обязательному подтверждению соответствия, эти требования касаются обоих форм и декларирования соответствия и обязательной сертификации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона №184-ФЗ, оно проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требований технического регламента.

Статья называет объектами, подлежащими обязательной сертификации, только продукцию, выпускаемую в обращение на территории Российской Федерации. Что означает данное указание закона? Скорее всего имеется в виду, что подтверждение соответствия должно проводится до поступления товаров на рынок силами изготовителя товаров. На последующих стадиях продвижения товара подтверждение соответствия будет производиться в форме государственного контроля и надзора уполномоченными на это органами. Также из положений статьи 23 Закона №184-ФЗ можно сделать вывод, что продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, должна предназначаться для дальнейшего продвижения и обращения на рынке.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом. При установлении их обязательно учитывается такой фактор, как степень риска недостижения целей технического регламента.

Существует две формы обязательного подтверждения соответствия:

· декларирование соответствия;

· обязательная сертификация.

Оба документа, и декларация соответствия, и сертификат обладают одинаковой юридической силой независимо от схем обязательного подтверждения соответствия. И декларация и сертификат действуют на всей территории Российской Федерации.

Процедура обязательной сертификации является платной, работы по сертификации оплачиваются лицом, подавшим заявку на ее проведение (заявителем).

Методика определения стоимости проведения работ по обязательной сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации. Эта методика предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или места) ее происхождения, а также лиц, которые являются ее заявителями.

Необходимо заметить, что в настоящее время система технического регулирования в Российской Федерации находится в состоянии длящейся реформы, и многие документы регулирующие вопросы обязательной сертификации утратили силу, а технические регламенты так и не приняты.

Знаку обращения на рынке посвящена статья 27 закона №184-ФЗ. Характеризуя данную правовую норму нужно заметить, что в Законе №184-ФЗ знаку обращения на рынке отводится значимая роль. Раньше подобной функциональной принадлежностью обладал знак соответствия, который был предусмотрен Законом о сертификации.

Знаком обращения на рынке маркируется продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Законом №184-ФЗ. Изображение знака обращения на рынке утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 года №696. Этим же постановлением утверждено и описание знака обращения на рынке. В соответствии с данным Постановлением:

«Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв «Т» (с точкой над ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину.

Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено».

Обратите внимание!

Знак обращения на рынке не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется самостоятельно заявителем, способ нанесения маркировки не установлен, пунктом 2 статьи 27 Закона №184-ФЗ этот знак наносится любым удобным для заявителя способом. Все расходы по маркировке несет заявитель.

Не может быть маркирована знаком обращения на рынке продукция, чье соответствие требованиям технических регламентов не было подтверждено в установленном законом порядке. При нарушении этого правила наступает ответственность по статье 14.7. КоАП РФ «Обман потребителей».

Более подробно вопросы ответственности за нарушение в области подтверждения соответствия будут рассмотрены в разделе этой книги.

Статьей 28 Закона №184-ФЗ устанавливаются основные права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. Необходимо заметить, что данной статьей регламентированы права заявителя независимо от формы обязательного подтверждения соответствия, то есть они распространяются и на декларирование соответствия и на обязательную сертификацию.

Пункт 1 статьи 28 закона №184-ФЗ посвящен основным правам заявителя. Согласно этому пункту заявитель имеет право:

· выбрать самостоятельно формы и схему подтверждения соответствия, которая предусмотрена для соответствующих видов продукции определенными техническими регламентами;

Анализируя данное положение закона можно сделать вывод, что для одной и той же продукции могут применяться различные формы обязательного подтверждения соответствия. В случае, если техническим регламентом предусмотрено несколько схем соответствия для данного вида продукции, заявитель вправе выбрать для себя одну из схем:

· обратиться в любой орган по сертификации, область аккредитации которого позволяет ему осуществлять сертификацию продукции, которую желает сертифицировать заявитель;

· обжаловать в орган по аккредитации неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 28 Закона №184-ФЗ устанавливаются основные обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. В соотвтествии с данным пунктом заявитель обязан:

«обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

Некоторые обязанности перешли в новый закон из действовавшего ранее Закона о сертификации, это следующие обязанности:

· обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

· выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

· предъявлять органам государственного контроля и заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Список обязанностей значительно расширен, и появление остальных (новых обязанностей) можно назвать одним из достаточно значимых достижений для системы технического регулирования. Для большей эффективности правоприменения целесообразно было бы еще внести в КоАП РФ и Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) статьи, устанавливающие ответственность за нарушение данных обязанностей.

Со вступлением в силу Закона №184-ФЗ значительные изменения претерпели условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Новые условия соответствуют общей концепции закона, соответствуют введенным им изменениям. В частности, условия построены на том, что из правомочий федеральных органов исполнительной власти исключены права на решение соответствующих вопросов.

Так как в соответствии со статьей 23 Закона №184-ФЗ объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая к обращению на территории Российской Федерации. Что значит продукция выпускаемая в обращение? Это продукция готовая, продукция, которая реализуется изготовителем находящимся на территории Российской Федерации, либо же продукция ввозимая на территорию Российской Федерации, которая выпускается в таможенном режиме выпуска для свободного обращения согласно правилам Таможенного кодекса Российской Федерации.

Итак, установленные Законом №184-ФЗ условия ввоза распространяются на продукцию, ввоз и оборот которой разрешен, и которая предназначена для использования, продажи в соответствии с ее прямым назначением. Например, не будет распространяться данный порядок на продукцию, находящуюся транзитом на территории Российской Федерации, или продукцию, поступающую для дипломатических представительств, находящихся на территории Российской Федерации.

Именно на продукцию, соответствующую перечисленным характеристикам, распространяются положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 29 закона №184-ФЗ, и при помещении продукции под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации. В таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются:

· декларация о соответствии или,

· сертификат соответствия,

· документы об их признании в соответствии со статьей 30 Закона №184-ФЗ.

Вопрос о признании результатов соответствия будет более подробно рассмотрен автором в разделе 3. данной книги.

Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.

Еще одно условие, установленное законодательством Российской Федерации: продукция должна быть внесена в списки, составленные на основании технических регламентов и утвержденные Правительством Российской Федерации с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Эти списки составляются для целей таможенного оформления. Так, ранее действовал Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Приказом Государственного таможенного комитета России от 23 мая 1994 года №217. Затем этот Порядок был отменен Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 8 декабря 2003 года №1401 «Об упорядочении нормативной правовой базы ГТК России». А новый документ, регулирующий порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, так и не принят. В пункте 3 статьи 29 Закона №184-ФЗ сказано, что порядок ввоза продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, которая определяется в описанных выше списках, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 29 закона №184-ФЗ продукция, определяемая составляемыми Правительством Российской Федерации списками, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, и помещаемая под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления декларации о соответствии, сертификата соответствия и иных предусмотренных пунктом 1 статьи 29 Закона №184-ФЗ документов о соответствии.

Продукция, представленная на рынке Российской Федерации, не вся производится и выпускается на ее территории. А система технического регулирования, существующая в нашей стране, предусматривает подтверждение соответствия только для продукции, выпущенной в обращение в Российской Федерации. Именно это регулирует статья 30 Закона №184-ФЗ, в которой говорится о признании результатов подтверждения соответствия.

Российская Федерация заключила с рядом стран международные договоры, в соответствии с которыми полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, а также протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны на территории Российской Федерации. В таком случае продукция выпускается на территорию Российской Федерации без дополнительных повторных исследований. Порядок признания зарубежных документов о соответствии предусмотрен в заключенных договорах. В настоящее время такие договоры заключены с Грузией, Эстонией и другими странами.

Можно сделать вывод, что при поставке на территорию Российской Федерации иностранной продукции, которая в соответствии с законодательством России подлежит обязательному подтверждению соответствия в условиях договоров о поставке должно быть предусмотрено обязательство поставщика предоставить сертификат или иных необходимые документы, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям, так как от их наличия может зависеть вопрос о получении разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования правил сертификации продукции и услуг, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Сертификация продукции и услуг. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Подтверждение соответствия - это подтверждение того, что продукция или другие объекты соответствуют условиям реализации и утилизации, хранения, использования, процессов производства, положениям стандартов документально. В деле поставок продукции в последнее время большое значение стали иметь документы, которые подтверждают соответствие той продукции, которая поставляется, тем требованиям, что установлены в стандартах и прочих нормативных документах.

Формы подтверждения соответствия - это такой порядок, по которому происходит удостоверение соответствия продукции или объектов положениям стандартов и условиям условиям договоров, оно является документальным.

Такие подтверждающие документы - результат процедуры, в которой принимают участие три стороны. Как правило, участвующие стороны представляют покупателей (первая сторона) и поставщиков (вторая сторона). Третьей стороной является лицо или орган, который признается независимым в рассматриваемом вопросе участвующих сторон. Как правило, участвующие стороны представляют интересы покупателей (первая сторона) и поставщиков (вторая сторона).

Подтверждение соответствия преследует такие цели: обеспечивает соблюдение в отношении сведений, которые получены при осуществлении подтверждения соответствия; создание определенных условий, при которых по территории РФ товары могут перемещаться свободно, а также для осуществления международной торговли, научно-технического и международного экономического сотрудничества; повышение конкурентоспособности работ, услуг и продукции на российском и международном рынках; помощь покупателям в компетентном выборе услуг, работ и продукции; удостоверение соответствия процессов производства, продукции, перевозки, хранения, эксплуатации, реализации и утилизации, услуг, работ, или других объектов стандартам, техническим регламентам, условиям договоров.

Принципы подтверждения соответствия заключаются в следующем: недопустимость его замещения защита имущественного интереса заявителей, содействие соблюдению коммерческой тайны относительно сведений, которые были получены, когда осуществлялось подтверждение соответствия; невозможность принуждения к тому, чтобы осуществлялось подтверждение добровольного соответствия, включая и определенную систему добровольной сертификации; сокращение длительности проведения обязательного подтверждения соответствия и расходов потребителя; составление списка схем и форм относительно определенной продукции; невозможность использовать обязательное подтверждение к тем объектам, для которых не определены обязательные требования; доступность информации о способе проведения подтверждения соответствия лицам, которые в этом заинтересованы.

Разрабатывается и применяется подтверждение соответствия в равной мере и равным образом независимо от места и страны осуществления процессов производства, происхождения продукции, перевозки, хранения, эксплуатации, утилизации.

Недопустима на практике подмена подтверждения соответствия добровольным.

Добровольное подтверждение соответствия проводят на основании договора между органами сертификации и заинтересованным лицом по инициативе просителя в форме добровольной сертификации. В отношении продукции, продуктов производства, использования, хранения, транспортировки, реализации и утилизации услуг и работ, а также других объектов, устанавливаются требования договорами, системами добровольной сертификации и стандартами, они являются объектами добровольной сертификации.

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

обязательной сертификации.

4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон «О Техническом регулировании» - N 184-ФЗ - контролирует процессы и отношения, появляющиеся в ходе разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними действиям по проектированию, строительству, перевозке, производству, монтажу, хранению, наладке, эксплуатации, реализации, оценке соответствия, утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Не распространяет свою силу на область экономического нормирования (на ценообразование, сметное нормирование в строительстве и т.п.). Занимается такими вопросами, как порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, стандартизация, цели, принципы и формы подтверждения соответствия, обязательное подтверждение соответствия, нарушение требований технических регламентов, отзыв продукции, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий и т.д.

Формой подтверждения соответствия в общем случае называется порядок подтверждения соответствия. Термины «подтверждение соответствия» и «сертификация» идентичны. Поэтому формы подтверждения соответствия – формы сертификации. Подтверждение соответствия может осуществляться в отношении разных нормативных документов, например, государственных или международных стандартов, правил, технических условий, договоров, технических регламентов и других нормативов. Подтвердить соответствие можно только требованиям определенной нормативной документации.

ФЗ № 184 «О техническом регулировании» уточняет, что формы подтверждения соответствия, сформулированные в данном законодательном документе, являются именно документальным удостоверением соответствия и относятся к подтверждению исполнения требований Технических регламентов, условий договоров и положений стандартов.

На основе ФЗ форма подтверждения соответствия может быть обязательной или добровольной.

При этом ФЗ № 184 в качестве обязательной формы подтверждения соответствия называет две формы: декларирование соответствия и обязательную сертификацию.

Таким образом, на основе ФЗ № 184 предусмотрено три формы подтверждения соответствия:

  • обязательная сертификация;
  • декларирование соответствия (обязательное);
  • добровольная сертификация.

Соответственно, закон предусматривает три документальных формы подтверждения соответствия:

  • обязательный сертификат соответствия;
  • декларация соответствия (обязательная);
  • добровольный сертификат соответствия.

Созданы две формы подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) были в Европейском союзе. Здесь существует подход, основанный на определении степени потенциальной опасности товара. В соответствии с этим используется соответствующая форма сертификации: для наиболее опасных групп товаров следует обязательная оценка соответствия в аккредитованных сертификационных органах; для менее опасной продукции может применяться декларирование производителем (представителем производителя) или продавцом безопасности продукции.

Разница в этих двух формах состоит в степени ответственности заявителей и органов сертификации. При сертификации продукции документ соответствия оформляет и отвечает за него сертификационный орган, в другом случае заявитель сам принимает декларацию о соответствии на основании испытаний продукции, орган сертификации лишь регистрирует документ, ответственность за сведения, представленные в декларации, ложатся на декларанта.

В отличие от российского законодательства декларирование в Европе – это добровольная форма подтверждения соответствия. Там не существует установленного документа и твердого порядка регистрации их. В качестве декларации может выступать паспорт изделия, например.

В России законодательно установлена необходимость введения декларирования в качестве основной формы оценки соответствия, вместо обязательной сертификации. На это направляет Указ Президента РФ № 797 от 15 мая2008 г, который определяет, что для осуществления в России предпринимательской деятельности, необходимы неотложные меры по ликвидации административных ограничений.

Другие федеральные законы и сертификация

ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввел две формы оценки соответствия продукции, которые явились аналогом обязательной сертификации и просуществовали в РФ длительное время (до 1 июля2010 г., когда вступило в действие законодательство Таможенного Союза — ТС). Это документы: Свидетельство о государственной регистрации РФ и Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ). Они по сути являлись формами оценки соответствия, но не были указаны в ФЗ № 184, как формы подтверждения соответствия.

Решение Комиссии ТС (КТС) № 299 от 28.05.2010 г. ввело в действие две новых формы оценки соответствия, назвав их добровольными: Экспертное заключение Роспотребнадзора (которое заменило Свидетельство о государственной регистрации РФ и СЭЗ) и Свидетельство государственной регистрации ТС. Хотя их называют добровольными формами оценки соответствия, но эти документы должны быть представлены при возникновении ситуации на границе, которая требует санитарного надзора за перемещаемым грузом (без них груз не будет допущен в РФ), а также при первом выходе на рынок России продукции, которая указана в Перечне товаров, утвержденных решением КТС № 299.

Хотя ФЗ № 184, определяет, что обязательные формы подтверждения соответствия могут применяться лишь относительно установления исполнения обязательных требований Технических регламентов, а обязательная сертификация устанавливается лишь ФЗ № 184. Но до настоящего времени в РФ существуют обязательные формы оценки соответствия в других (кроме системы сертификации ГОСТ Р) обязательных системах оценки соответствия, которых в РФ – 16.

Они были созданы в соответствии с ФЗ № 5151-1 от 10 июня1993 г. «О сертификации продукции и услуг» и действуют по правилам ими установленным. Каждая обязательная система содержит свой перечень продукции, которая требует обязательного подтверждения соответствия.

Система пожарной сертификации МЧС была приведена в соответствие с ФЗ № 184 путем принятия Технического регламента «О пожарных требованиях» (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.), который вступил в силу с 1 мая 2009 года.

Обязательная сертификация, как форма оценки соответствия

Обязательная сертификация относится к одной из форм обеспечения государственного контроля безопасности продукции. В ходе процедуры сертификации выдается документ — сертификат соответствия. Иначе обязательную сертификацию определяют как «сертификацию в законодательно регулируемой сфере».

В соответствии с ФЗ № 184 такая форма подтверждения соответствия, как обязательная сертификация относится лишь в исполнению обязательных требований Технических регламентов.

Порядок подтверждения соответствия, кроме формы документа, включает и схемы сертификации или декларирования, от которых существенным образом зависит процедура подтверждения соответствия и тот набор обязательных документов, которые следует представить заявителю.

Но на переходный период, до вступления в действие ТР, установление обязательности подтверждения соответствия и утверждение Перечней такой продукции (корректировок к ним) поручено Правительству РФ (на основе ФЗ «О защите прав потребителей»).

Т.е. в этом случае ФЗ «О защите прав потребителей» вводит форму подтверждения соответствия, а также обязательные требования. В соответствии с данным законом обязательная сертификация, как форма подтверждения соответствия, должна применяться для удостоверения безопасности продукции для здоровья и жизни потребителей, предотвращения вреда имуществу потребителя и окружающей среде. В соответствии с ФЗ «Об энергосбережении» обязательной сертификации по характеристикам энергоэффективности подлежит продукция, потребляющая энергию.

Декларирование в России, как обязательная форма оценка соответствия

Декларирование также является формой подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов. Исключение – переходный период. В это время форма оценки соответствия с оформлением декларации производится на основе той же законодательной базы, что и обязательная сертификация.

Сертификат соответствия и декларация о соответствии с точки зрения ФЗ № 184 имеют одинаковую юридическую силу. Но в соответствии с реформой технического регулирования в РФ, которая направлена, в том числе, на гармонизацию с международными требованиями и формами подтверждения соответствия, обязательная сертификация будет заменяться (и уже заменяется) декларированием продукции или оформлением добровольных форм оценки соответствия.

Принято считать, что по завершении реформы только около 10 % продукции, обращаемой на российском рынке, будет подлежать обязательной сертификации, а около 60 % потребует декларирования (обязательного, пока данное требование сформулировано российским законодательством). А оставшиеся 30 % продукции не потребуют обязательных форм подтверждения соответствия.

Добровольная сертификация, как форма оценки соответствия

Добровольная сертификация производится по инициативе заявителя на основе договорных отношений между органом по сертификации и заявителем. Данная форма подтверждения соответствия может происходить для определения соответствия стандартам организаций (включая, технические условия), национальным и международным стандартам, условиям договора, требованиям систем добровольной сертификации.

Объектами добровольной сертификации могут быть все объекты оценки соответствия, указанные в ФЗ № 184:

  • процессы (технологические, производственные, реализации, хранения, транспортировки, утилизации и прочие);
  • продукция;
  • работы и услуги;
  • системы менеджмента предприятий и организаций;
  • персонал и другие.

Подтверждением прохождения процедуры добровольной сертификации является присвоение объекту знака соответствия. Он аналогичен знаку соответствия обязательной системы сертификации, но вокруг графического знака, как правило, присутствует надпись «добровольная сертификация».

Каждая добровольная система сертификации, кроме определения объектов оценки соответствия, порядка (т.е. формы подтверждения соответствия), требований к объектам, может утверждать знак маркировки продукции.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ