Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Согласно правилам трудового законодательства аттестация работни­ков может иметь обязательный характер в силу закона, а может прово­диться по решению работодателя в соответствии со специальным ло­кальным нормативным актом (положением об аттестации). Специфи­кой государственной службы как особого вида профессиональной деятельности является обязательное проведение аттестации государст­венных служащих. Так, Законом о гражданской службе предусмотрено, что аттестация гражданского служащего проводится один раз в три го­да. Правила и порядок проведения аттестации государственных слу­жащих устанавливаются специальными нормативными правовыми актами.

Положение о проведении аттестации государственных граж­данских служащих Российской Федерации было утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Указанным Положением закреплен круг лиц, не подлежащих аттестации :

    проработавшие в занимаемой должности гражданской служ­бы менее одного года;

    достигшие возраста 60 лет;

    беременные женщины;

    находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттеста­ция указанных гражданских служащих возможна не ранее чем че­рез год после выхода из отпуска;

    замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заклю­чен срочный служебный контракт;

    сдавшие квалификационный экзамен менее одного года назад.

Как отмечалось выше, по общему правилу аттестация граждан­ского служащего проводится один раз в три года .

Вместе с тем Закон о гражданской службе называет обстоятельства, при которых может проводиться внеочередная аттестация :

    по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

    по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

    о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

    об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Согласно Положению о проведении аттестации государствен­ных гражданских служащих Российской Федерации не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестацион­ную комиссию представляется мотивированный отзыв непосред­ственного руководителя на подлежащего аттестации гражданского служащего . Отзыв должен содержать оценку исполнения граждан­ским служащим своих должностных обязанностей. В нем должны содержаться следующие сведения :

    фамилия, имя, отчество;

    замещаемая должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

    перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие служащий;

    мотивированная оценка профессиональных, личностных ка­честв и результатов служебной деятельности.

К отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовлен­ных им проектах документов. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом непосредственного руководителя . При необходимости он прила­гает к отзыву пояснительную записку. Например, при несогласии с отзывом аттестуемый гражданский служащий вправе предста­вить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о слу­жебной деятельности.

Для проведения аттестации гражданских служащих по реше­нию представителя нанимателя издается правовой акт государст­венного органа , содержащий положения:

    о формировании аттестационной комиссии;

    об утверждении графика проведения аттестации;

    о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

    о подготовке документов, необходимых для работы аттеста­ционной комиссии.

В состав аттестационной комиссии включаются :

    представитель нанимателя и (или) уполномоченные им лица (представители кадровой и юридической служб, представители подразделения государственного органа, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность граж­данской службы);

    представитель соответствующего органа по управлению го­сударственной службой;

    независимые эксперты.

Число независимых экспертов должно составлять не менее од­ной четверти общего числа членов аттестационной комиссии . В качестве независимых экспертов могут привлекаться представи­тели научных и образовательных учреждений либо других органи­заций, которые являются специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой. Эксперты приглашаются для участия в работе аттестационной комиссии соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя.

Участие в проводимой в государственном органе аттестации (в том числе внеочередной) является обязанностью гражданского служащего. В случае отказа гражданского служащего от аттеста­ции, а также при неявке его на аттестацию без уважительных при­чин гражданский служащий привлекается к дисциплинарной от­ветственности .

Представитель нанимателя ежегодно утверждает график атте­стации , который доводится до сведения гражданских служащих, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала аттеста­ции.

В графике проведения аттестации указываются :

    наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;

    список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

    дата, время и место проведения аттестации;

    дата представления в аттестационную комиссию необходи­мых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов . Решение об оценке профессиональных и личностных качеств гражданского служащего, а также рекомендации аттестационной комиссии при­нимаются в отсутствие аттестуемого и его непосредственного ру­ководителя открытым голосованием простым большинством голо­сов присутствующих на заседании членов аттестационной комис­сии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой государственной должности.

Аттестационная комиссия может вынести в отношении атте­стуемого гражданского служащего одно из следующих решений :

    соответствует замещаемой должности гражданской службы;

    соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадро­вый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной пере­подготовки или повышения квалификации;

    не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист граж­данского служащего. Аттестационный лист подписывается пред­седателем, заместителем председателя, секретарем и членами атте­стационной комиссии. С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под расписку.

Результаты аттестации гражданского служащего представляют­ся представителю нанимателя не позднее чем через семь дней по­сле ее проведения. Представитель нанимателя в течение одного месяца после проведения аттестации и по ее результатам издает соответствующий правовой акт государственного органа . При этом он может принять одно из следующих решений в отношении соответствующего гражданского служащего :

    о включении его в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    о направлении гражданского служащего на профессиональ­ную переподготовку или повышение квалификации;

    о понижении в должности гражданской службы.

Если же гражданский служащий отказывается от профессио­нальной переподготовки, повышения квалификации или перево­да на другую должность гражданской службы, представитель на­нимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уво­лить с гражданской службы.

Обратим внимание на то, что Закон о гражданской службе, как и трудовое законодательство, предусматривает возможность расторжения служебного контракта вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Одна­ко уволить гражданского служащего непосредственно по резуль­татам аттестации, без предложения ему профессиональной пере­подготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность нельзя.

юриспруденция

порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих рф

И. А. Абрамов (Московский гуманитарный университет)

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих РФ, раскрывается порядок формирования и работы аттестационных комиссии. Также в статье указываются решения, принимаемые по результатам аттестации.

ключевые слова: государственный гражданский служащий, аттестация, отзыв, комиссия, решение.

certification procedure for civil servants in the

Russian federation

I. A. Abramov (Moscow University for the Humanities)

Abstract: The article discusses the procedure for certification of civil servants in the Russian Federation and describes the formation and functions of certification committees. We also list the types of rulings which come after the certification.

Keywords: civil servant, certification, review, certification committee, ruling.

Аттестация имеет важнейшее значение в практической деятельности служащих, поскольку является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении государственной службы, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в государственных органах, а также в формировании персонала управления в государственных органах.

Понятие аттестации раскрывается в основном в энциклопедической и специальной юридической литературе. В «Большом юридическом словаре» аттестация характеризуется, как свидетельство, определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв или характеристику (Большой юридический словарь, 1998: 9). Энциклопедический юридический словарь понимает под аттестацией «определение квалификации работника с целью проверки соответствия занимаемой должности» (Юридический энциклопедический словарь, 1984: 26).

По мнению Н. Н. Булыги, аттестация - это процедура определения соответствия работника занимаемой должности или выполняемой ра-

боте, а гражданского служащего - замещаемой должности гражданской службы (Булыга, 2009: 9). Н. М. Антонова указывает на то, что аттестация призвана обеспечить реализацию конституционного принципа равного доступа граждан РФ к государственной службе (Антонова, 2010: 49).

Закон № 79-ФЗ значительно сузил сферу аттестации как «правового регулятора государственной службы» (Колесников, 1999: 84), оставив за ней определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы (ч. 1, ст. 48).

Аттестация необходима для регулярного определения уровня профессиональной подготовки служащего и степени ее соответствия квалификационным требованиям, предъявленным к государственным должностям государственной службы, а также для присвоения квалификационного чина. Совершенствование и упорядочение прохождения государственной службы невозможно без периодической аттестации и порядка аттестации служащих. Аттестация в узком смысле проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе. В ст. 48 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. (Собрание законодательства Российской Федерации 2004: ст. 3215) определяется, что аттестация гражданского служащего проводится в целях определения замещаемой должности гражданской службы (Собрание законодательства Российской Федерации 2004. N31. Ст. 3215). Аттестация в более широком понимании решает следующие основные задачи: соблюдение на практике принципов государственной службы; обеспечение законности в системе функционирования государства; формирование профессионального кадрового персонала государственных органов; выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью повышения его по службе; применение к государственному служащему мер ответственности и стимулирования; повышение дисциплины и ответственности; поддержание стабильности государственной службы; стимулирование повышения квалификации и профессионализма служащих.

В ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливается, что государственный гражданский служащий подлежит аттестации 1 раз в 3 года. Это общее правило проведения аттестации государственных гражданских служащих, и предполагается, что это оптимальный срок для оценки соответствия гражданского служащего замещаемой должности. Внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или об изменении условий оплаты труда гражданских служащих. Внеочередная аттестация

гражданского служащего также может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с результатом годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Необходимость проведения внеочередной аттестации в данном случае может возникнуть в связи с неудовлетворительными показателями деятельности государственного гражданского служащего, отраженными в годовом отчете. Однако следует учитывать, что в указанном случае внеочередная аттестация не может быть проведена, если не будет достигнуто соглашение между представителем нанимателя и гражданским служащим о проведении аттестации. Также по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени РФ или субъекта РФ, после принятия в установленном порядке решения: 1) при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и высокой квалификации. По результатам внеочередной аттестации таким служащим могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, а также в другом государственном органе. Но проведение аттестации в случае сокращения должностей является правом, а не обязанностью руководителя. 2) об изменении условий оплаты труда государственных гражданских служащих. Здесь внеочередная аттестация может быть проведена в целях выявления необходимости обеспечения обоснованности изменений оплаты труда гражданских служащих. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, походит аттестацию не ранее чем через 1 год после выхода из отпуска. Это объясняется тем, что за время отпуска по уходу за ребенком работник может потерять квалификацию и разумным сроком на ее восстановление является один год, а также при несоответствии с занимаемой должности все равно не позволит прекратить с служащим отношения по п. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ (несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) (Щур-Труханович, 2006: 78).

В соответствии с ч. 7 данной статьи при проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств. При этом необходимо отметить, что соблюдение или не соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств

не является свидетельством того, что данный гражданский служащий не соответствует занимаемой должности по своим знаниям и навыкам, способности качественно и в срок выполнять свои должностные обязанности. Хотя несоблюдение гражданским служащим ограничений, нарушение запретов, невыполнение установленных требований к служебному поведению и обязательств ставят под сомнение право нахождения государственного гражданского служащего на государственной службе.

При проведении аттестации оцениваются следующие документы: подготовленный непосредственным руководителем государственного гражданского служащего мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период; сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектов документов, при необходимости- пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя. В соответствии с пп. 12-13 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 г. № 110, указанный отзыв предоставляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственно руководителем государственного гражданского служащего, данный отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем: а) фамилия, имя, отчество; б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность; в) перечень основных вопросов (документов), в решении которых гражданский служащий принимал участие; г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию предоставляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации. Значение отзыва выражается в том, что он является одним из главных письменных документов, подтверждающим факт выполнения или невыполнения аттестуемым гражданским служащим возложенных на него трудовых обязанностей. Следовательно, отзыв лежит в основе признания гражданского служащего соответствующим или не соответствующим занимаемой должности. (Заварихина, 2009: 41).

Т. е. именно руководитель государственного гражданского служащего может дать оценку деятельности государственного гражданского служащего. Вместе с тем, существуют и отрицательные моменты предоставления отзыва непосредственного руководителя. Не исключается ситуация наличия между непосредственным руководителем и подчиненным конфликта. В данном случае непосредственным руководителем может быть

представлен негативный отзыв на гражданского служащего.

Чтобы выполнить принцип объективности при проведении аттестации государственного гражданского служащего, необходимо, чтобы аттестационная комиссия рассмотрела непосредственного руководителя исключительно во взаимосвязи с показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, закрепленными в должностном регламенте служащего. Такой подход минимизирует субъективизм при оценке деятельности государственного гражданского служащего. Что касается пояснительной записки, ее целесообразно представлять в случае несогласия гражданского служащего с оценкой его непосредственного руководителя. Гражданскому служащему в данном случае предоставляется возможность дать необходимые пояснения, а также предоставить соответствующие доказательства.

Гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», не подлежат аттестации в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт. Считаю, что логично представлен исключение из состава аттестуемых гражданских служащих тех, кто занимает должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт, а срочный служебный контракт предполагает временное замещение гражданином государственной гражданской должности. Признание аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности может повлечь постановку вопроса о его профессиональной переподготовке либо с его согласия о переводе на нижестоящую (другую) должность или об увольнении.

В соответствии с пп. 10-11 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 г. № 110, график проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике проведения аттестации указывается: 1) наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация; 2) список гражданских служащих, подлежащих аттестации; 3) дата, время и место проведения аттестации; 4) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Согласно п. 3 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ от 01.02.2005 г. № 110, требование об обязательном проведении аттестации один раз в три года не распространяется

на гражданских служащих: а) проработавших в занимаемой должности гражданской службы менее одного года (это связано с тем, что гражданский служащий, проработавший менее одного года, не приобрел необходимый опыт, в связи с чем объективно оценить его деятельность не представляется возможным); б) достижение возраста 60 лет (в данном случае проведение аттестации нецелесообразно, т. к. с указанными государственными гражданскими служащими заключается срочный служебный контракт); в) беременные женщины; г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; д) замещающие должности гражданской службы категорий « руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт; е) в течении года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Положение о проведении аттестации государственного служащего, находящегося на соответствующей должности государственной должности, устанавливает порядок проведения аттестации. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации; составляются списки федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационных комиссии. Согласно п. 10 ст. 24 ФЗ «О государственной гражданской РФ» в состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службы, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службы по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанных с гражданской службы, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее У от общего числа членов аттестационной комиссии. Данная норма закреплена в п. 8 Положения о проведении аттестации государственных служащих РФ, утвержденного указом Президента РФ от 01.02.2005 г. № 110.

Что касается состава аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, то он формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне. Частью 10 данной статьи

устанавливаются требования к составу аттестационной комиссии. В состав аттестационной комиссии включаются: а) представитель нанимателя и уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), таким образом, личное участие представителя нанимателя является его правом, а не обязанностью; в состав аттестационной комиссии включаются уполномоченные представителем нанимателя гражданские служащие из кадровых и юридических структурных подразделений; б) представитель соответствующего органа по управлению государственной службой (в случае отсутствия органа по управлению государственной службой, указанный представитель в состав аттестационной комиссии не включается, и его функции выполняет представитель нанимателя); в) представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Как правило, указывается на наличие в составе комиссии независимых экспертов-специалистов и их число. Ю.А.Розенбаум подчеркивает, что формирование независимой и высококвалифицированной аттестационной комиссии является главнейшим условием проведения качественной оценки государственного служащего (Розенбаум, 1998: 25).

По общему правилу представитель нанимателя обязан направить органу по управлению государственной службой запрос о необходимости привлечения к работе аттестационной комиссии независимых экспертов. Орган по управлению государственной службой обращается в научные, образовательные и иные учреждения соответствующего профиля, и данные учреждения вправе самостоятельно определять персональный перечень сотрудников, которые будут принимать участие в деятельности аттестационной комиссии. Следует отметить, что независимые эксперты-специалисты привлекаются к работе в аттестационных комиссиях на возмездной основе. Вопрос оплаты их труда на федеральном уровне регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.08.2005 г. № 509 «О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссии, образуемых федеральными государственными органами», и их почасовая оплата составляет 80 рублей. В Кировской области, например, имеется нормативно правовой акт - Постановление Правительства Кировской области от 16.03.2010 г. № 43/85 «Об оплате труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной, конкурсной комиссий». Оплата труда независимых

экспертов осуществляется на основе договора, заключенного между государственным органом и независимых экспертом.

Также нельзя не отметить п. 12 чт. 48 данного закона, то, что состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов, которые могли бы быть в аттестационной комиссии, его членство в этой организации приостанавливается. Представляется, что при формировании аттестационной комиссии невозможно предусмотреть все возможности возникновения конфликта интересов. Также законодателем предусмотрено, что на время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой аттестационной комиссии приостанавливается. Это связано с тем, что гражданский служащий не может одновременно проходить аттестацию и выполнять обязанность члена аттестационной комиссии. Также необходимо отметить, что аттестация гражданского служащего проводится при обязательном личном присутствии служащего.

Значение аттестационной комиссии довольно велико, именно в аттестационную комиссию предоставляются все документы, необходимые для аттестации, именно данная комиссия проводит аттестацию гражданского служащего и принимает решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности государственного служащего. В связи с чем, аттестационная комиссия в своей деятельности должна руководствоваться следующими принципами: 1) принцип объективности, под которым понимается вынесение аттестационной комиссией объективных решений, основанных на всестороннем изучении представленных документов. Формальное отношение членов аттестационной комиссии к рассмотрению указанных документов может привести к нарушению принципа объективности, повлечь за собой вынесение субъективного решения; 2) принцип гласности, под которым подразумевается открытость деятельности аттестационной комиссии для всех заинтересованных сторон; 3)принцип компетентности. Данный принцип реализуется путем включения в состав аттестационной комиссии специалистов в области государственной службы и кадров, юристов; 4) принцип независимости, а именно независимость членов аттестационной комиссии от интересов представителя нанимателя или аттестуемого государственного гражданского служащего. Данный принцип связан с принципом объективности, т. к. независимость членов аттестационной комиссии позволяет аттестационной комиссии выносить объективные решения о соответствии гражданского служащего занимаемой должности; 5) принцип доброжелательности и соблюдения норм профессиональной этики.

Сущность аттестационной деятельности рассматривается в прин-

ципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой государственных органов. Аттестация государственных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность, гласность, систематичность аттестации; объективность и комплексность оценки; коллективность и обоснованность оценки и рекомендации аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственность и стимулирование.

Необходимо обратить внимание, что закон не устанавливает какие-либо ограничения по численности аттестационной комиссии. Полагаю, что численность аттестационной комиссии должна определяться в каждом конкретном случае исходя из принципов эффективности и разумности.

В результате аттестации государственному гражданскому служащему дается одна из следующих оценок: 1) соответствует замещаемой должности государственной службы; 2) соответствует замещаемой государственной должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации; 4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, который подписывается председателем комиссии, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, которые присутствовали на заседании. Указанные результаты сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования путем ознакомления с аттестационным листом под расписку. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего. В соответствии с п. 21 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 г. № 110, секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании.

По результатам проведения аттестации служащего в течение одного месяца после ее проведения издается правовой акт государственного органа, предусматривающий: 1) включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской служ-

бы в порядке должностного роста; 2) направление на профессиональную подготовку или повышение квалификации; 3) понижение в должности гражданской службы.

Согласно части 17 указанной статьи, предусматривается возможность отказа государственного служащего от профессиональной подготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы. При этом указание каких-либо причин для этого не требуется. В данном случае представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ».

При этом, необходимо отметить, что п. 24 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, установлен пресекательный срок для реализации представителем нанимателя права уволить гражданского служащего с гражданской службы, перевести его на другую должность. В частности, по истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы, либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. При этом время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Кроме того, отказ гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы должен быть оформлен в письменном виде, т. к. в случае возникновения спора представитель нанимателя должен будет предоставить доказательства, подтверждающие факт такого отказа. По итогам аттестации предусмотрено и принятие решение о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации. При этом Положением об аттестации не определены сроки выполнения указанного условия. К тому же если профессиональная переподготовка предполагает приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности (Государственные требования к профессиональной переподготовке, п. 9. 2008, ст. 2194). Считаю, что необходимо в Положении об аттестации закрепить правило, в соответствии с которым рассматриваемое условие подлежит исполнению в течении определенного срока, например 1-2 года с момента проведения аттестации, или срока, устанавливаемого

и и и т» 1 и

самой аттестационной комиссией. В части профессиональной переподготовки гражданского служащего по результатам аттестации, полагаю, что

принятие данного решения аттестационной комиссией возможно только при проведении внеочередной аттестации по решению представителя нанимателя. Сложно согласиться с мнением С. Н. Булгакова, что «такой подход к использованию аттестации представляется принципиально неверным, поскольку искажает цель аттестации: вместо установления соответствия служащего занимаемой должности - оптимизация численности (т. е. изначально предполагается, что по итогам аттестации должны быть увольнения) (Булгаков, 2010: 354).

При рассмотрении данного вопроса, нельзя не сказать про право гражданского служащего оспаривать результаты аттестации. Данное право реализуется гражданским служащим в рамках индивидуального служебного спора. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируются ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» и другими федеральными законами. Порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. Но необходимо отметить, ГПК РФ не устанавливает порядок рассмотрении дел по служебным спорам. Подразумевается, что результаты аттестации (за исключением решения об увольнении гражданского служащего с гражданской службы) могут быть обжалованы в порядке, установленной главой 25 ГПК РФ, а решение об увольнении с гражданской службы - в порядке, предусмотренном для рассмотрения трудовых споров.

Заканчивая свою работу, хочется сказать, что под аттестацией государственных служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа. Аттестация необходима для регулярного определения уровня профессиональной подготовки служащего и степени ее соответствия квалификационным требованиям. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава гражданской службы, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также проблем, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антонова, Н. М. (2010) Проблемы юридической ответственности в контексте реализации конституционного принципа равного доступа к государственной службе в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. № 5.

Большой юридический словарь (1998) / под ред. А. Я. Сухарева, В.Д.Зорькина, В. Е. Крутских. М. : Инфра-М.

Булгаков, С. Н. (2010) Право государственных гражданских служащих на обжалование аттестации // Вестник ВГУ. Серия: Право. № 1.

Булыга, Н. Н. (2009) Аттестация: правовые основания и порядок проведения // Отдел кадров бюджетного учреждения. № 9.

Заварихина, С. А. (2009) Аттестация государственных служащих // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. № 17.

Колесников, В. Л. (1999) Аттестация государственных служащих: технология, результативность, проблемы совершенствования // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. Майкоп; Ростов н/Д.

Розенбаум, Ю. А. (1998) Проблемы оценки государственного служащего // Административное право и административный процесс: Старые и новые проблемы. № 8.

Юридический энциклопедический словарь (1984). М. : Советская энциклопедия.

Абрамов Игорь Анатольевич - аспирант кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель - д-р юрид. н., проф. М. М. Дикажев.

Abramov IgorAnatolyevich, Postgraduate student, Departmentof criminal law and special disciplines, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russia. E-mail: igorabramov2209@ yandex.ru. Research advisor - M. M. Dikachev, Doctor of Law, Professor.

Каждый гражданин, который работает на государственной службе, обязан каждые несколько лет проходить аттестацию. В последнее время государство выдвигает все более жесткие условия к госслужащим, тщательно проверяя их соответствие занимаемой должности.

Общие сведения

Каждый сотрудник государственной организации должен пройти аттестацию в отведенное для этого время. Во время процедуры происходит проверка компетенции сотрудника, уровня его знаний, а также профессионализма.

Государственными служащими называют сотрудников, которые выполняют установленную работу на государственных предприятиях или организациях. Существует несколько видов государственных служащих:

  • федеральный;
  • гражданский.
  • судьи;
  • специалисты по безопасности судоходства;
  • педагоги всех уровней.

Процедура аттестации складывается с таких пунктов:

  1. Формулировка целей аттестации.
  2. Подготовительные процедуры.
  3. Сбор и анализ информации о госслужащем.
  4. Оценивание проходящих аттестацию сотрудников на соответствие занимаемой должности.
  5. Подготовка аттестационной комиссией рекомендаций.
  6. Определение порядка, по которому будет приниматься решение об аттестации.
  7. Формирование порядка выполнения принятых решений.
  8. Устанавливаются сроки аттестации.

Порядок аттестации госслужащих определяется Федеральным законом под номером 119 и Указом Президента об аттестации, который был принят еще в 1996 году.

Порядок проведения аттестации государственных служащих

Аттестация служащих на государственных должностях должна происходить периодически каждые 2-4 года. Не нужно проходить эту процедуру таким категориям служащих:

  • гражданам, которые работают меньше 1 года;
  • если сотрудник достиг предельного возраста для замещения должности;
  • если сотрудником является беременная женщина;
  • родители, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, которые получили работу по конкурсу, а также имеют квалификационный разряд (касается дипломатических рангов, классных чинов и пр.);
  • сотрудники, которые прошли переквалификацию.

Обязательным условием аттестации становится формирование аттестационной комиссии. В ее состав должны входить такие лица:

  • председатель;
  • его заместитель;
  • секретарь комиссии;
  • другие члены комиссии.

Среди них в обязательном порядке должны находиться сотрудники юридического отдела, инспекторы отдела кадров; представитель профсоюза, а также независимые лица, которые могут выступать в роли экспертов.

Главным критериям проведения оценки – это проверка того, может ли сотрудник выполнять те обязательства, которые возлагает на него должностная инструкция. Если гражданин работает первый раз, то он должен пройти аттестацию после того, как проработает 3 года.

Аттестация проходит в несколько этапов:

  • подготовка;
  • прохождение тестирования;
  • собеседование;
  • работа над решением.

К подготовительному этапу можно отнести такие процедуры:

  • оформление документов;
  • формирование графика;
  • сбор состава аттестационной комиссии;
  • определение сроков и места проведения процедуры.

Госслужащих, которые должны проходить аттестацию, определяет отдел кадров. После этого руководство организации должно издать приказ, утверждая этим список сотрудников, которые подлежат аттестации.

Все аттестуемые сотрудники за месяц до проведения процедуры должны получить письменное уведомление. После этого нужно оформить служебную характеристику, которая направляется в отдел кадров.

Сотрудники отдела кадров должны ознакомить работника с этой характеристикой не позднее чем за три недели до начала процедуры аттестации. Аттестуемое лицо необязательно должно соглашаться со всеми данными, которые там указаны, а даже может направить руководству иную информацию с исправленными данными.

После этого происходит оформление аттестационных листов, которые составляются по определенной законодательством форме. Эти документы отправляются аттестационной комиссии.

Порядок проведения аттестации включает в себя такие шаги:

  1. Заседание проводится в присутствии сотрудника. Если в данный момент он отсутствует на рабочем месте, то процедура будет проходить после его возвращения. Если сотрудник отсутствует без уважительных причин, то аттестация может происходить и без него, на основании тех данных, которые представлены комиссии.
  2. Изучив все документы и прочую информацию, комиссия может принять решение. если сотрудник соответствует занимаемой должности, то комиссия может рекомендовать его для повышение категории. В противном случае сотрудника могут обязать пройти аттестацию повторно или же уволить за несоответствие занимаемой должности.

До принятия решения комиссия может использовать различные анкеты или групповые дискуссии. Решение принимается методом голосования аттестационной комиссии. Если необходима повторная аттестация, то ее назначают через 6 месяцев после проведения первой.

Все решения аттестационной комиссии должны быть записаны в протоколе. Госслужащий обязательно должен быть ознакомлен с решением комиссии. До введения решения комиссии в действие, его обязательно должно подписать руководство организации.

Аттестационный лист, а также все характеристики на сотрудника нужно сохранять в личном деле.

Возникающие нюансы

До проведения процедура аттестации комиссия должна подготовить вопросы, которые будут задавать служащему. У такого тестирования есть свои особенности.

Подготовка вопросов должна проходить с учетом того, как сотрудник может к ним отнестись, ведь некоторые служащие относятся к аттестации как к простой формальности.

Если аттестуемые сотрудники относятся к одной категории, то и вопросы для них нужно готовить одинаковые.

И хоть аттестация государственных служащих проводится уже довольно много лет, но и здесь нельзя миновать возникновение трудностей. Объяснить это можно множеством недостатков, которые возникают в ее процессе.

Во время аттестации могут возникать такие риски:

  • несоответствие процесса аттестации тем целям, которые поставлены перед организацией;
  • деятельность персонала организации может не отвечать содержанию аттестации;
  • специалист по обучению персонала во время аттестации может быть не достаточно квалифицированным;
  • возможное возникновение потребности в повторной аттестации;
  • результаты аттестации могут быть оценены необъективно;
  • персонал организации необходимо готовить к процедуре переаттестации.

Это может иметь очень много последствий, среди которых:

  • недостоверность полученной информации;
  • нарушение организационного процесса;
  • нарушение уровня коммуникации между различными структурными подразделениями;
  • демотивация сотрудников;
  • повышение количества конфликтных ситуаций;
  • снижение уровня дисциплины;
  • неверный выбор методов обучения персонала;
  • падение уровня производительности;
  • снижение уровня прибыли.

После внесения изменений в Положение об аттестации процедура аттестация существенно изменилась. Теперь для ее проведения потребуется внедрение в состав комиссии независимых экспертов. Их должно быть не меньше четверти от общего состава. До этого привлечение независимых экспертов не считалось обязательным. Если их участие и встречалось, то достаточно редко.

Если служащий не сумеет вовремя явиться на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины, то его могут наказать дисциплинарно.

Также достаточно жестко разделили саму аттестационную процедуру и экзамены на квалификацию. Это очень затягивает процесс и замедляет движение по карьерной лестнице.

Не всегда сотрудники серьезно относятся к процессу аттестации, так как их руководство имеет к этой процедуре такое же отношение. Часто все сводится до того, что «своих» продвигают без лишних проблем. Именно по этой причине и наблюдается внедрение в аттестационные комиссии такого количества независимых экспертов.

Вконтакте

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации).

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 57, а не статья 56.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

7.1. Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по решению руководителя государственного органа после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих;

б) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов комплексной оценки деятельности гражданского служащего.

7.2. По результатам внеочередной аттестации, проводимой в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы в государственном органе, а также в другом государственном органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Гражданские служащие, признанные по результатам внеочередной аттестации не соответ­ствующими замещаемой должности гражданской службы либо соответствующими ей при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, имеющими преимущественное право на замещение должности гражданской службы не признаются.

7.3. Основаниями для проведения внеочередной аттестации гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (далее - внеочередная аттестация по соглашению сторон) могут быть:

Неудовлетворительная оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего по результатам последней комплексной оценки деятельности гражданского служащего;

Несоответствие должностному регламенту объема выполняемых должностных обязанно­стей по замещаемой должности гражданской службы;

Предложение о включении гражданского служащего в федеральный кадровый резерв или в кадровый резерв государственного органа;



Другие основания.

7.4. Внеочередная аттестация гражданского служащего по соглашению сторон может прово­диться по предложению любой из сторон служебного контракта.

7.5. Гражданский служащий, изъявивший желание пройти внеочередную аттестацию по соглашению сторон, до 15 февраля текущего года после согласования этого вопроса с руководите­лем структурного подразделения направляет соответствующее заявление на имя руководителя государственного органа в кадровую службу. Руководитель структурного подразделения должен завизировать заявление гражданского служащего в течение пяти рабочих дней с момента получения, отразив свое мнение по данному вопросу.

7.6. В случае несогласия с проведением внеочередной аттестации гражданского служащего по соглашению сторон руководитель структурного подразделения обязан в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления гражданского служащего направить свои письменные мотивированные возражения в кадровую службу.

7.7. Учитывая результаты комплексной оценки деятельности гражданского служащего, руководитель структурного подразделения имеет право выступить с инициативой проведения внеочередной аттестации этого гражданского служащего по соглашению сторон. В этом случае руководитель структурного подразделения до 15 февраля теку­щего года направляет свое мотивированное обращение на имя руководителя государственного органа о проведении внеочередной аттестации гражданского служащего по соглашению сторон.

7.8. После получения согласия Руководителя государственного органа на проведение внеочередной аттестации гражданского служащего по соглашению сторон кадровая служба письменно уведомляет об этом гражданского служащего. В случае несогласия пройти внеочередную аттестацию по соглашению сторон гражданский служащий обязан в течение пяти рабочих дней направить свой письменный отказ на имя Руководителя государственного органа в кадровую службу.

7.9. Решение о проведении внеочередной аттестации по соглашению сторон и сроках ее про­ведения оформляется приказом Руководителя государственного органа.

VIII. Заключительные положения

8.1. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с за­конодательством Российской Федерации.

8.2. Кадровая служба устанавливает число гражданских служащих, прошедших аттестацию, определяет число гражданских служащих, признанных соответствующими и не соответствующими замещаемым должностям гражданской службы, а также включенных в график аттестации, но не прошедших аттестацию по различным причинам, обобщает замечания и предложения, высказанные на заседаниях аттестационных комиссий, и информирует об итогах аттестации руководителя государственного органа.


ПРИЛОЖЕНИЕ 27

к методическому инструментарию

Проект Приказа о проведении аттестации государственных гражданских служащих

ПРИКАЗ

от __________ № _______

О проведении аттестации государственных гражданских служащих

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – федеральный закон), Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 110, Положением о проведении аттестации в __________________ (наименование государственного органа) , утвержденным ___________________________________ (наименование правого акта государственного органа) в целях определения соответствия государственных гражданских служащих (далее – гражданских служащих) замещаемым должностям федеральной государственной гражданской службы на основе оценки их профессиональной служебной деятельности ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести с__________по________20___г. аттестацию гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в ____________________________ (наименование государственного органа) .

2. Утвердить персональный состав аттестационных комиссий согласно приложению 1 к настоящему приказу .

3. Утвердить график проведения аттестации гражданских служащих (далее - график) согласно приложению 2 к настоящему приказу.

4. Непосредственным руководителям гражданских служащих в установленные графиком сроки представить в ___________________ (наименование кадровой службы государственного органа)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ