Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

«Защитные сооружения гражданской обороны, их оборудование. Правила содержания, обслуживания и эксплуатации».

Учебные вопросы:

    Классификация защитных сооружений гражданской обороны

(убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), быстровозводимые убежища (БВУ), простейшие укрытия).

    Накопление фонда защитных сооружений.

1. Классификация защитных сооружений гражданской обороны

Один из наиболее надежных способов защиты населения от воздействия аварийно – химических опасных веществ (АХОВ) при авариях на химически опасных объектах (ХОО) и от радиоактивных веществ при авариях на АЭС, во время стихийных бедствий: бурь, ураганов, смерчей и, конечно, в случае применения современных средств массового поражения (ССП) - это укрытие в защитных сооружениях (ЗС). К таким сооружениям относятся убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того, для защиты служащих и членов их семей применяются и простейшие укрытия.

Защитные сооружения могут быть встроенными, расположенными в подвалах и цокольных этажах зданий и сооружений, и отдельно стоящими, сооружаемыми вне зданий и сооружений. Размещают их возможно ближе к местам работы или проживания служащих.

По срокам строительства ЗС подразделяются на построенные заблаговременно, т.е. в мирное время и быстровозводимые, которые сооружаются в предвидении каких-либо чрезвычайных ситуаций или при внезапном нападении противника.

Убежища

Убежища характеризуются наличием прочных стен, перекрытий и дверей, наличием герметических конструкций и фильтровентиляционных устройств. Все это создает благоприятные условия для нахождения в них людей в течение нескольких суток. Не менее надежными делаются входы и выходы, а так же аварийные выходы на случай завала или повреждения основных выходов.

Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания (второй и третий ярусы): малые - до 600, средние - от 600 до 2000 и большие - свыше 2000 человек.

Убежище защищает человека от обломков разрушающихся зданий, от проникающей радиации и радиоактивной пыли, от попаданий внутрь помещений сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, бактериальных средств, повышенных температур при пожарах, угарного газа и других опасных веществ в чрезвычайных ситуациях. Для этого убежища должны герметизироваться и оснащаться фильтровентиляционным оборудованием. Оно очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в помещениях избыточное давление (подпор), что препятствует проникновению зараженного воздуха через различные трещины и неплотности.

Длительное пребывание людей возможно благодаря надежному электропитанию (дизельная электростанция), санитарно-техническим устройствам (водопровод, канализация, отопление), радио- и телефонной связи, а также запасам воды, продовольствия и медикаментов. Система воздухоснабжения в свою очередь обеспечивает укрываемых не только необходимым количеством воздуха, но и придает ему нужную температуру, влажность и газовый состав.

Во всех убежищах предусматривается два режима вентиляции: чистой - наружный воздух очищается от пыли; фильтровентиляции - воздух пропускается через фильтры-поглотители, где он очищается от всех вредных примесей, веществ и пыли. Если убежище расположено в пожароопасном месте (нефтеперерабатывающее предприятие) или в районе возможной загазованности активными химическими веществами, предусматривается и третий режим - изоляции и регенерации (т.е. восстановления газового состава, как это делается на подводных лодках).

Система водоснабжения питает укрываемых водой для питья и гигиенических нужд от наружной водопроводной сети. На случай выхода водопровода из строя предусмотрен аварийный запас или самостоятельный источник получения воды (артезианская скважина). В аварийном запасе - только питьевая вода (из расчета 3 литра в сутки на человека). При отсутствии стационарных баков устанавливаются переносные емкости (бачки, бидоны, ведра).

Каждое защитное сооружение имеет систему канализации. Санузел размещают в помещении, изолированном перегородками от отсеков убежища, и обязательно устраивают вытяжку.

Электроснабжение необходимо для питания электродвигателей системы воздухоснабжения, артезианских скважин, канализации, освещения. Электропитание осуществляется от городской (объектовой) электросети, а в аварийных случаях - от дизельной электростанции, находящейся в убежище. В сооружениях без автономной электростанции предусматриваются аккумуляторы, фонари, свечи.

Запас продуктов создается из расчета не менее чем на двое суток на каждого укрываемого.

Каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления и громкоговоритель радиотрансляции, подключенные к городской или местной сети радиовещания. Резервным средством связи являются радиостанции.

В убежище должны обеспечиваться необходимые санитарно-гигиенические условия для укрываемых: содержание углекислого газа в воздухе не более 1%, влажность не более 70%, температура не выше 23°С.

В помещении (в отсеках), где находятся укрываемые, устанавливаются двухярусные или трехярусные скамьи (нары): нижние - для сидения, верхние - для лежания. Места для лежания должны составлять не менее 20% от общего количества мест в убежище при двухярусном расположении нар и 30% - при трехярусном.

Для встроенных убежищ важной частью является аварийный выход, который устраивается в виде тоннеля, выводящего на незаваливаемую территорию и заканчивающегося вертикальной шахтой с оголовком. Выход из убежища в тоннель оборудуется защитно-герметическими и герметическими ставнями, устанавливаемыми соответственно с наружной и внутренней стороны стены. Оголовки аварийных выходов удаляются от окружающих зданий на расстояние, составляющее не менее половины высоты здания плюс 3 метра (0,5Н+3м). В стенах оголовка высотой 1,2м устраиваются проемы, которые оборудуются жалюзийными решетками, открывающимися внутрь. При высоте оголовка меньше 1,2м устанавливается металлическая решетка, открываемая вниз.

Все убежища обозначаются специальными знаками, размер которых 0,5х0,6м. Знаки располагаются на видном месте у входа и на наружной двери. Маршруты движения к убежищу обозначаются указателями. Знаки и указатели окрашиваются в белый цвет, надписи делаются черной краской. На знаке указывается номер убежища, принадлежность, у кого ключи (должность, место работы, телефон).

Убежища - самое надежное средство защиты и в мирное время при авариях, катастрофах техногенного характера и в большинстве стихийных бедствий.

Быстровозводимые убежища (БВУ)

БВУ строятся в городах и на объектах, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ. Возводятся такие сооружения в короткие сроки (в течении нескольких суток) из железобетонных сборных конструкций, а иногда и из лесоматериалов. Вместимость их, как правило, небольшая - от 30 до 200 человек.

БВУ, как и заблаговременно построенные убежища, должны состоять из помещений для укрываемых, мест для расположения фильтровентиляционного оборудования, санитарного узла, располагать аварийным запасом воды. В убежищах малой вместимости санитарный узел и емкости для отбросов размещаются в тамбуре, а баки с водой - в помещении для укрываемых.

Внутреннее оборудование БВУ включает в себя средства воздухоподачи, песчаные и шлаковые фильтры, матерчатые фильтры, воздухозаборные и вытяжные отверстия (короба), приборы освещения, нары и скамьи.

Вентиляция БВУ выполняет работу по двум режимам. Для этого используются различные типы механических и ручных вентиляторов.

Противорадиационные укрытия (ПРУ)

ПРУ используются главным образом для защиты от радиоактивного заражения в небольших городах и сельской местности. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только в предвидении чрезвычайных ситуаций или при возникновении угрозы вооруженного конфликта.

Обычно ПРУ устраивают в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения - погребах, подпольях, овощехранилищах.

ПРУ обеспечивают необходимое ослабление радиоактивного излучения, защищают при авариях на химически опасных объектах и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера: бурях, ураганах, смерчах и т.д. Поэтому располагаются они вблизи мест проживания (работы) большинства укрываемых. Высота помещений ПРУ, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия.

В крупных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых - до 50 чел. - допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам.

Норма площади пола основных помещений ПРУ на одного укрываемого принимается, как и в убежище, равной 0,5м? при двухярусном расположении нар.

Помещение для хранения загрязненной уличной одежды оборудуют при одном из входов.

В ПРУ предусматривается естественная вентиляция или вентиляция с механическим побуждением. Естественная - осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты. Отверстия для подачи приточного воздуха располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные - в верхней зоне.

Водоснабжение - от водопроводной сети. Если водопровод отсутствует, то устанавливают бачки для питьевой воды из расчета 2 литра в сутки на человека.

Освещение - от электрической сети, аварийное - от АКБ, различного типа фонарей и вело (ручных) генераторов.

Строительство ПРУ осуществляют из промышленных (сборные железобетонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень) строительных материалов.

Приспособление под ПРУ помещений подвальных, цокольных и первых этажей зданий, а также погребов, подвалов, подпольев, овощехранилищ и других пригодных для этой цели заглубленных пространств заключается в выполнении работ по повышению их защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции.

Повышение защитных свойств помещений, приспосабливаемых под ПРУ, обеспечивается устройством пристенных экранов (дополнительных стен) из камня или кирпича, укладкой мешков с грунтом у наружных стен надземной части помещений на высоту 1,7 м от отметки пола. Выступающие части стен подвалов, подпольев обваловывают (обсыпают) грунтом на полную высоту. В необходимых случаях сверху на перекрытия насыпают грунт. Все лишние проемы - двери, окна - заделывают.

Простейшие укрытия

К простейшим укрытиям относятся - щели, траншеи, окопы, блиндажи, землянки и т.д. Все эти сооружения максимально просты, возводятся с минимальными затратами времени и материалов.

Щель может быть открытой и перекрытой. Она представляет собой ров глубиной 1,8 - 2 м, шириной по верху 1 - 1,2 м, по низу 0,8 м. Обычно щель строится на 10 - 40 человек. Каждому укрываемому отводится 0,5 м. Устраиваются щели в виде расположенных под углом друг к другу прямолинейных участков, длина каждого из которых не более 10 м. Входы делаются под прямым углом к примыкающему участку.

Перекрытие щели делается из бревен, брусьев, железобетонных плит или балок. Сверху укладывают слой мятой глины или другого гидроизоляционного материала (рубероида, толя, пергамина и т.д.) и все это засыпается слоем грунта 0,7-0,8 м.

2. Правила содержания, обслуживания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны

Защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия) постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» отнесены к объектам гражданской обороны.

Убежища 1 создаются для защиты служащих наибольшей работающей смены, расположенных в зонах возможных сильных разрушений 2 городов, отнесенных к группам по гражданской обороне и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время.

Противорадиационные укрытия 3 создаются для защиты:

служащих, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время;

служащих, эвакуируемых из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления 4 .

В учреждениях, имеющих собственные ЗС ГО, приказами руководителей назначаются должностные лица, ответственные за организацию правильного содержания помещений, обеспечение работоспособности и надежности систем жизнеобеспечения ЗС ГО.

Для обслуживания ЗС ГО в период пребывания в них укрываемых создаются нештатные группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО из расчета одна группа (звено) в зависимости от вместимости на каждое сооружение.

Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются материальными средствами (средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки и контроля, специальной обработки, связи, медицинским имуществом, медикаментами и инструментом) в соответствии с нормами положенности и табелями.

Ответственность за содержание, эксплуатацию и готовность ЗС ГО к приему укрываемых несут начальники гражданской обороны учреждений – руководители учреждений, на балансе которых находятся данные сооружения.

В обязанности начальника гражданской обороны учреждения по обеспечению готовности ЗС ГО к приему укрываемых входит:

организация мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и оборудования;

обеспечение эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд учреждений в соответствии с проектом;

организация подготовки личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучение служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

___________________________________

1. Убежище – защитное сооружение, в котором в течении определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ.

2 Территория с расположенными на ней городами, отнесенными к группам по гражданской обороне и организациями, отнесенными к категории особой важности по гражданской обороне, на которой может возникать избыточное давление во фронте воздушной ударной волны равное 30 кПа (0,3 кгс/см²) и более.

3 Противорадиационное укрытие – защитное сооружение, предназначенное для укрытия людей от поражающего воздействия ионизирующих излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии. Далее – «ПРУ или укрытие».

4 Территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушение зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей.

осуществление систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому предназначению;

обеспечение доступа в ЗС ГО и исполнение обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными лицами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и подведомственных ему территориальных органов.

Порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми

Заполнение ЗС ГО осуществляется по сигналам гражданской обороны. При внезапном нападении противника допускается двойное переполнение ЗС ГО. В ПРУ при опасной концентрации АХОВ и отравляющих веществ укрываемые должны находиться в средствах индивидуальной защиты.

Укрываемые прибывают в ЗС ГО со средствами индивидуальной защиты. Личный состав групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО должен иметь при себе положенные по табелю средства радиационной и химической разведки, связи, медицинское и другое необходимое имущество.

Закрывание защитно-герметических и герметических дверей убежищ и наружных дверей ПРУ производится по команде руководителя учреждения или, не дожидаясь команды, после заполнения сооружений до установленной вместимости по решению командира группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО. При наличии в убежищах тамбур-шлюзов заполнение сооружений может продолжаться способом шлюзования и после их закрытия.

Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны

Укрываемые в ЗС ГО обязаны:

быстро и без суеты занять указанные места в помещении;

выполнять правила поведения, все распоряжения личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО;

поддерживать чистоту и порядок в помещениях;

по распоряжению командира группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО выполнять работу по подаче воздуха в убежище с помощью электроручного вентилятора;

оказывать помощь группе (звену) по обслуживанию ЗС ГО при ликвидации аварий и устранении повреждений инженерно-технического оборудования;

выполнять уборку помещений по распоряжению старших групп;

соблюдать правила техники безопасности (не входить в фильтровентиляционное помещение и помещение дизельной электростанции; не прикасаться к электрорубильникам и электрооборудованию, к баллонам со сжатым воздухом, регенеративным установкам, гермоклапанам, клапанам избыточного давления, запорной арматуре на водопроводе и канализации, к дверным затворам и другому оборудованию).

Укрываемым в ЗС ГО запрещается:

курить и употреблять спиртные напитки;

приводить (приносить) в ЗС ГО домашних животных (собак, кошек и др.);

приносить легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и едкие вещества, а также громоздкие вещи;

шуметь, громко разговаривать, ходить по ЗС ГО без надобности, открывать двери и выходить из ЗС ГО;

включать радиоприемники, магнитофоны и другие радиосредства;

применять источники освещения с открытым огнем (керосиновые лампы, свечи, карбидные фонари и др.). Указанные источники освещения применяются только по разрешению командира группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО на короткое время в случае крайней необходимости – при проведении аварийных работ, оказания помощи пострадавшим и т.д.

Основными задачами воспитательной работы среди укрываемых в ЗС ГО являются: поддержание морального духа, выдержки и самообладания, организованности и дисциплины; доведение до укрываемых правил поведения в ЗС ГО; разъяснение мер безопасности и обязанностей каждого укрываемого по обслуживанию ЗС ГО.

Решение задач достигается: инструктированием старших групп укрываемых и всего личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; проведением групповых и индивидуальных бесед; оперативным информированием укрываемых об обстановке вне ЗС ГО; снабжением укрываемых заблаговременно подготовленными памятками и листовками.

3. Накопление фонда защитных сооружений

Инженерная защита населения от обычных средств поражения обеспечивается укрытием его в защитных сооружениях гражданской обороны. Она предусматривает накопление фонда защитных сооружений в городах и на объектах с необходимыми защитными свойствами.

Защитные сооружения на потенциально опасных объектах и в зонах возможного заражения (загрязнения) должны обеспечивать защиту от радиационных излучений, аварийно химически опасных веществ, биологических агентов и продуктов горения.

Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:

сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений;

освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;

постановку на учет и, в случае необходимости, дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;

строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;

проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.

При угрозе применения ядерного оружия в военное время защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны доводятся до требований Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в части защиты населения страны от поражающих факторов ядерного оружия.

Населению предоставляется право строить убежища на правах личной и кооперативной собственности.

Фонд защитных сооружений для наибольшей работающей смены предприятий должен создаваться на территории предприятий или вблизи их, для остального населения - в районах жилой застройки. Защитные сооружения размещаются в пределах радиуса сбора укрываемых.

При приспособлении под защитные сооружения горных выработок действующих объектов не должна нарушаться их производственная деятельность в мирное время. Устраиваемые в соответствии с рекомендациями и нормативными документами защитные сооружения размещают в протяженных выработках, штреках, штольнях, выработках околоствольных дворов.

Размещение укрываемых в метрополитене предусматривают на платформах станций, в поездах, стоящих у платформы, в перегонных тоннелях, тупиках, соединительных ветках.

В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обследование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений, разрабатываются меры по освоению подземного пространства городов и населенных пунктов в интересах защиты и жизнеобеспечения населения.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору предприятиям и организациям, ответственным за их содержание, для использования в народнохозяйственных целях (без ущерба для выполнения своих функций по предназначению).

При проектировании и строительстве защитных сооружений необходимо предусматривать наиболее экономичные объемно-планировочные решения с учетом требований по эффективному использованию их площадей и объемов в обычных условиях.

Предприятия, учреждения и организации, на балансе которых находятся защитные сооружения, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в нормативные сроки.

Защитные сооружения на АЭС, других потенциально опасных объектах содержатся в постоянной готовности к использованию по прямому назначению.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций достигается различными путями. Одним из главных является осуществление инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций:

· накопление и содержание фонда ЗС ГО;

· подготовка к строительству быстровозводимых ЗС ГО;

· прогнозирование инженерной обстановки;

· планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС;

· подготовка систем водоснабжения к работе в условиях ЧС;

· подготовка и содержание дорожной сети;

· подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики;

· подготовка инженерно-технических служб и формирований.

Накопление и содержание фонда ЗС ГО

Накопление и содержание фонда защитных сооружений является наиболее трудоёмким мероприятием. Основой накопления фонда защитных сооружений являются Нормы проектирования ИТМ ГО.

В первую очередь накопление защитных сооружений должно проводиться для населения проживающего в зонах размещения потенциально опасных объектов.

Накопленный фонд защитных сооружений необходимо поддерживать в постоянной готовности к приему укрываемых.

Рассматривая состояние инженерной защиты населения в современных условиях необходимо отметить, что до 1990 года на территории нашей страны накоплено значительное количество ЗС ГО (убежищ и противорадиационные укрытий). Однако, вызывает беспокойство состояние защитных сооружений и их готовность к использованию по прямому предназначению, и особенно на потенциально опасных объектах, хотя укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны является основным и наиболее действенным способом защиты в чрезвычайных ситуациях, как военного, так и мирного времени.

В то же время, результаты комплексных проверок, учений и докладов с мест показывают, что в последние годы в Российской Федерации, практически, прекратилось строительство новых защитных сооружений гражданской обороны (в 2000 году в РФ построено 15 убежищ общей вместимостью 6280 чел., ПРУ - 41, общей вместимостью 9165 чел.), а техническое состояние существующих сооружений на объектах, с различными видами организационно-правовых форм и форм собственности, оставляет желать лучшего. В капитальном ремонте, в основном из-за протечек грунтовых вод через ограждающие конструкции, нуждается до 10%, в ремонте и реконструкции систем жизнеобеспечения - более 40% и в косметическом ремонте - около 30% сооружений.

Имеются защитные сооружения, построенные в период с 1941 по 1960 годы (убежища V класса), которые не соответствуют современным требованиям Норм проектирования ИТМ ГО.

Наиболее часто встречающимися недостатками по содержанию и эксплуатации защитных сооружений являются:

· нарушение гидроизоляции и герметизации сооружений, коррозия арматуры;

· износ и деформация несущих и ограждающих конструкций;

· предельные сроки эксплуатации фильтровентиляционного и сантехнического оборудования;

· нарушение целостности дренажных систем;

· использование сооружений для нужд экономики и обслуживания населения с нарушением требований по их содержанию и эксплуатации;

· отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала;

· отсутствие необходимой документации по содержанию и эксплуатации ЗС ГО.

Не на всех предприятиях имеются современные защитные сооружения, хотя Федеральный закон «О гражданской обороне» предписывает, что руководители независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятия, несут персональную ответственность за защиту своих сотрудников, а, следовательно, и за поддержание этих сооружений в исправном состоянии.

Со стороны руководящего состава предприятий, организаций, акционерных обществ, на территории которых расположены защитные сооружения, контроль за состоянием объектов проводится не регулярно, от случая к случаю. Налицо отсутствие должного отношения к содержанию и эксплуатации ЗС ГО, хотя события в Югославии показали негативного последствия такого подхода.

Недостаточно эффективно решаются вопросы выполнения нормативных требований при проектировании зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения, на которых предусматривается возведение ЗС ГО, разработке соответствующих разделов в проектной и градостроительной документации, а также их соблюдения в ходе строительства и вводе в эксплуатацию новых ЗС ГО.

Для более эффективного решения указанных мероприятий органы управления по делам ГОЧС субъектов РФ должны руководствоваться СП 11-107-98 и СП 11-113-2002.

Остро стоит вопрос обеспечения строящихся и замены в существующих ЗС ГО нестандартизированного оборудования, средств фильтровентиляции и регенерации воздуха, другого инженерно-технического оборудования. Это, прежде всего, связано с тем, что часть заводов – изготовителей оборудования находится в странах ближнего зарубежья, а также по причине отсутствия достаточных заказов. Исходя из этого, заводы местной промышленности перестали выпускать элементы оборудования для защитных сооружений. В ежегодном Государственном оборонном заказе планируется и выделяются недостаточные средства на закупку нестандартизированного оборудования и требующего замены фильтровентиляционного и другого оборудования для ЗС ГО, а средства на строительство новых сооружений, обслуживание и эксплуатацию существующих вообще не выделяются.

Сохранность и накопление существующего фонда защитных сооружений продолжает оставаться одной из проблем, и особенно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в которых прекращена работа крупных объектов экономики.

При ликвидации этих предприятий и смене собственника часть защитных сооружений долгое время оказывалась бесхозным и не обслуживалась, вследствие чего системы жизнеобеспечения и инженерно-техническое оборудование постепенно приходили в негодность.

Ликвидационные комиссии, занимаясь оценкой и продажей имущества этих предприятий, не учитывали то, что ЗС ГО должны находиться в федеральной собственности и их приватизация запрещена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

При ликвидации заводов-гигантов, образовавшиеся малые предприятия отказываются от преемственности в части взятия на свой баланс ЗС ГО большой вместимости ссылаясь на малую численность наибольшей работающей смены своих предприятий, которую необходимо укрывать в условиях чрезвычайных ситуаций.

Наряду с причинами объективного характера, также имеют место не исполнительность, безответственность и халатность ряда руководителей различного уровня. Так, некоторые руководители предприятий без согласования с проектными организациями, управлениями архитектуры и органами управления по делам ГОЧС допускают перепланировку помещений защитных сооружений и используют их с нарушениями требований действующих нормативных документов о порядке учета, содержания и эксплуатации ЗС ГО.

Местные администрации не имеют достаточных средств, для того, чтобы взять ЗС ГО на свой баланс. Одним из вариантов решения этой проблемы является создание при управлениях по делам ГОЧС городов (районов) подразделений (организаций) для ремонта, содержания и обслуживания ЗС ГО. Финансирование этих мероприятий необходимо производить целенаправленно через администрацию субъектов и Главные управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации.

В результате того, что на местах решению проблемных вопросов по сохранению и приведению ЗС ГО в готовность к использованию их по прямому назначению уделяется недостаточное внимание, фонд средств коллективной защиты постепенно сокращается и приходит в упадок. Не во всех регионах содержанию и правильной эксплуатации ЗС ГО, поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению уделяется должное внимание.

Результаты проверок и анализа отчетных документов в последние годы показывают, что лучше эти вопросы решаются в Центральном регионе (Курская и Московская области), хуже в Приморском крае и Иркутской области. Некоторые руководители предприятий, вместо того, чтобы организовать ремонт, техническое обслуживание и правильную эксплуатацию ЗС ГО идут по пути наименьшего сопротивления и в ряде случаев пытаются списать их с учета. К сожалению, эти факты в ряде случаев находят поддержку у отдельных начальников органов управления по делам ГОЧС. Так, например, начальник главного управления по делам ГОЧС Иркутской области согласовал списание 20 убежищ в г. Ангарске на 2640 человек под предлогом, что они не нужны.

Основную роль в недопущении резкого сокращения фонда средств коллективной защиты сыграла существующая нормативная правовая база по вопросам использования ЗС ГО и регулирования арендных отношений, которая в настоящее время представлена следующими основными нормативными правовыми актами:

· Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

· Указ Президента Российской Федерации от 14.10.1992 г. № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»;

· Распоряжение Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15.06.1994 г. № 1513-р «О приватизации предприятий, учреждений и организаций, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

Эти нормативные правовые акты закрепляют ЗС ГО, используемые приватизированными предприятиями, в федеральной собственности и предписывают Минимуществу и МЧС России при выявлении объектов и имущества ГО, которые были приватизированы с нарушением установленного порядка, принимать меры к закреплению таких объектов и имущества в государственной собственности.

В настоящее время, когда этап приватизации, в основном, завершен, сформировались условия для создания, роста и расширения предприятий и организаций с негосударственными формами собственности, постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 г. № 359 играет не только положительную, но и сдерживающую роль в создании и накоплении фонда ЗС ГО. На практике появился ряд проблемных вопросов, решение которых необходимо для урегулирования пробелов в вопросах собственности и арендных отношениях.

Имеющиеся нормативные акты не обеспечивают заинтересованность в привлечении средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств для создания ЗС ГО, их правильной эксплуатации и содержания, в результате чего в настоящее время новое строительство защитных сооружений гражданской обороны фактически не ведется.

Юридически не решен вопрос имущественных отношений с негосударственными предприятиями, не получившими возмещения расходов на подготовку и проведение мероприятий по ГО в отношении вновь вводимых ЗС ГО и не определены их права пользования этими объектами, изменения их функционального предназначения.

Данная ситуация показывает, что в существующей нормативной правовой базе, сформировавшейся в современных экономических условиях, нет действенного механизма (порядка) передачи ЗС ГО, находящихся в государственной собственности, в оперативное управление или в хозяйственное ведение с правом аренды пользования юридическим лицам и использования их на основе заключенных договоров.

Отсутствует правовая определенность отношений собственности ЗС ГО, в том числе и построенных частными организациями за счет своих средств и механизм распределения финансовых средств, получаемых от аренды для поддержания фонда ЗС ГО в готовности к приему укрываемых.

Как показывает практика наиболее реальным источником финансирования эксплуатации и содержания ЗС ГО в сложившейся ситуации является сдача их в аренду коммерческим структурам и общественным организациям. Но при этом недостаточно отработано взаимодействие по этому вопросу между объектами экономики, комитетами управления госимуществом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления по делам ГОЧС и другими заинтересованными организациями.

При заключении договоров арендодатели руководствуются постановлениями Правительства Российской Федерации № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» и № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями». Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принимаются свои нормативные правовые акты в этой области.

Так, например сдача в аренду защитных сооружений на территории г. Москвы регламентируется постановлением Правительства Москвы от 13.08.96 г. № 689 «Об аренде нежилых помещений» и «Положением о порядке использования защитных сооружений гражданской обороны двойного назначения в г. Москве в мирное время», утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 26.12.91 г. № 102/29с.

На сегодняшний день из 7057 защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории г. Москвы, в интересах экономики и обслуживания населения используется 77,3%.

Из общего числа убежищ, находящихся на предприятиях, используется под размещение складов, бытовых помещений, спортивных залов и других потребностей этих предприятий - 84,4%.

В жилой застройке для нужд городского хозяйства и других организаций сдается в аренду государственным и частным предприятиям - 71,5% сооружений.

Финансовые средства, полученные от аренды ЗС ГО в составе других платежей поступают в городской бюджет, после чего из городского бюджета 47,5% выделяется префектурам на оплату работ по поддержанию жилого фонда, в том числе и убежищ. Таким образом, обезличенность средств, поступающих от аренды защитных сооружений, не позволяет в полной мере направлять их на ремонт и поддержание в готовности этих объектов. Так, в 1999-2000г.г. из 3867 убежищ, расположенных в жилом секторе было отремонтировано всего 252, что составляет - 7%.

В Московской области сдача защитных сооружений в аренду осуществляется в соответствии с распоряжением Администрации Московской области от 06.04.94 г. № 119 «О порядке заключений и переоформлений договоров аренды имущества госпредприятий, организаций и учреждений» и распоряжением Председателя Мособлкомимущества от 15.04.94 г.

№ 133. Расчет арендной платы производится по методике, утвержденной областным комитетом по имуществу, в соответствии с которой часть средств идет на ремонт, техническое обслуживание систем жизнеобеспечения, содержание, правильную эксплуатацию ЗС ГО и зарплату обслуживающего персонала.

Как уже говорилось большую роль в улучшении содержания и эксплуатации ЗС ГО играет определение четкого механизма финансирования.

В качестве примера можно привести г. Фрязино Московской области, где издано постановление Главы Администрации города от 09.12.95 г. № 1021 «О порядке финансирования, ремонта и обслуживания защитных сооружений города». Этим постановлением городскому финансовому управлению предписано 50% денежных средств, получаемых от аренды защитных сооружений в жилой части города направлять городскому жилищному управлению для обеспечения своевременного ремонта и обслуживания защитных сооружений, а городскому жилищному управлению поручено составлять ежегодно денежные ведомости, смету на планируемые работы и план проведения работ, согласованный с управлением по делам ГОЧС города. По окончании финансового года жилищное управление обязано представить в городское финансовое управление отчетные документы за полученные и израсходованные для ремонта защитных сооружений средства. Подобная практика имеется не во всех субъектах Российской Федерации.

Практику принятия постановлений администраций субъектов по организации содержания и эксплуатации ЗС ГО и механизма направления финансовых средств на поддержание в готовности фонда средств коллективной защиты можно рекомендовать и для администраций других городов и субъектов Российской Федерации. Даже незначительные объемы финансовых средств, получаемые от аренды ЗС ГО, позволят поддерживать их в относительно пригодном состоянии.

Проведенные исследования по технико-экономическому обоснованию выделения средств на содержание, обслуживание и ремонт ЗС ГО показывают, что средняя удельная стоимость проведения ЕТО и ремонта для убежищ составляет 170 руб./год на чел., для ПРУ – 40 руб./год.

Общими причинами недостаточной эффективности развития системы инженерной защиты населения, не считая финансовых, является несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в изменившихся политических и социально-экономических условиях, которая не позволяет проводить согласованную политику по рассматриваемой проблеме на федеральном уровне, в субъектах федерации и на местах.

Повышение эффективности и совершенствования инженерной защиты населения в современных социально-экономических условиях целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

· увеличение количества вновь строящихся ЗС ГО;

· уменьшение количества списываемых, как объектов ГО, защитных сооружений;

· при проектировании зданий и сооружений предусматривать усиленные перекрытия и ограждающие конструкции в первых, цокольных и подвальных этажах для оборудования в них в особый период убежищ;

· приспособление и использование подземных горных выработок и подземного пространства городов различного назначения в интересах защиты населения (дооборудование подвальных и других заглубленных помещений, существующих и вновь строящихся подземных переходов под защитные сооружения и др.);

· строительство ЗС ГО в едином комплексе подземного строительства хозяйственных объектов;

· дооборудование убежищ третьим режимом вентиляции на предприятиях, использующих в своем производстве потенциально опасные вещества;

· повышение заинтересованности предприятий и организаций в сохранении и поддержании в готовности ЗС ГО и введение льготного налогообложения (например, освобождение от налога на землю, занимаемую отдельно стоящими ЗС ГО);

· разработка, уточнение и ввод в действие нормативных документов по проектированию, строительству и содержанию ЗС ГО с учетом современных требований по инженерной защите населения и территорий;

· создание при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления специализированных предприятий по ремонту и обслуживанию защитных сооружений;

· включение в планы реконструкции и капитального ремонта жилого фонда ремонт и восстановление защитных сооружений;

· определение порядка обеспечения защитных сооружений ГО нестандартизированным оборудованием;

· проведение целенаправленных научных исследований по вопросам разработки новых типовых проектов ЗС ГО, их технико-экономического обоснования, разработки нормативно-технических и методических документов по содержанию и эксплуатации ЗС ГО в новых экономических условиях во взаимодействии с заинтересованными организациями.

Таким образом, реализация большинства направлений зависит в первую очередь от законодательного и нормативного правового обеспечения вопросов инженерной защиты населения.

Подготовка к строительству быстровозводимых защитных сооружений ГО

Как уже было сказано, мы не достигли 100% укрытия населения в защитных сооружениях. Поэтому возникает необходимость строительства недостающего фонда в угрожаемый период, с введением в действие плана на военное время. Но для того, чтобы строительство недостающего фонда защитных сооружений было осуществлено в короткие сроки и обеспечено материально, необходимо заблаговременно выполнить ряд подготовительных мероприятий:

· в частности, определяется недостающее количество защитных сооружений, их вместимость, место строительства;

· разрабатывается план строительства быстровозводимых защитных сооружений на территории области и другие документы, связанные с процессом строительства;

· определяется общая потребность в рабочей силе и механизмах для строительства, количество и номенклатура материалов, оборудования, механизмов и автотранспорта для обеспечения строительства;

· заключаются хозяйственные договора на поставку конструкций, оборудования и ведения строительных работ;

· разрабатывается недостающая проектно-сметная документация и осуществляется обеспечение ею объектов экономики.

Подготовка должна предусматривать выбор мест строительства, организацию работ по их возведению, обеспечение материалом, инструментом и механизмами, силы и средства строительно-монтажных организаций, выделяемых на усиление команд, созданных из числа населения.

При разработке планов строительство простейших укрытий следует предусматривать их возведение в жилом секторе, на объектах народного хозяйства, на сборных эвакопунктах, пунктах посадки и других местах скопления людей.

Прогнозирование инженерной обстановки

С целью получения данных для планирования инженерного обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, необходимо заблаговременно спрогнозировать обстановку, которая может сложиться на территории области, города, района, объекта.

В ходе прогнозирования возможной инженерной обстановки определяются объемы возможных разрушений и инженерных работ, силы и средства для их выполнения, время года и другие необходимые данные, от которых будет зависеть успех выполнения тех или иных задач.

Данные, полученные в ходе прогнозирования, являются основным критерием для создания аварийно-спасательных инженерных и аварийно-технических формирований, их оснащения инженерной техникой, средствами малой механизации и обучения.

Прогнозирование проводится по разработанным методикам, в соответствии со справочными данными, данными учений и научных исследований, а также данными, полученными в результате проводимых рекогносцировок.

В настоящее время на практике применяются ведомственные методики. В некоторых случаях это сказывается на результатах определяемых показателей или в сторону занижения, или завышения. С целью исключения такой практики – разработкой методик должны заниматься страховые компании.

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС осуществляется по результатам прогноза возможной инженерной обстановки.

Мероприятия по инженерному обеспечению отражают в планах РСЧС на мирное время (план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и планах ГО на военное время.

В разделах плана предупреждения и ликвидации ЧС излагаются выводы из оценки возможной инженерной обстановки:

· степень разрушения населенных пунктов, объектов экономики; состояние защиты населения и защитных сооружений;

· состояние коммунально-энергетических сетей, инженерных сооружений, дорожной сети, а также: организацию инженерной защиты населения и инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО;

· силы и средства, привлекаемые к выполнению инженерных мероприятий, последовательность их применения и сроки выполнения задач;

· особенности инженерного обеспечения, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План отрабатывается в виде графической части (на карте или на схеме) и пояснительной записки.

Подготовка систем водоснабжения к работе в чрезвычайных ситуациях

Серьезной проблемой остается организация обеспечения надежного водоснабжения населения в условиях чрезвычайной ситуации. Значение воды велико и потребление ее с каждым годом растет.

Достаточно сказать, что на одного жителя крупного города расходуется в среднем 400-600 литров воды в сутки.

В чрезвычайных ситуациях водопотребление не только не сократиться, а ряде случаев увеличится. Например, для тушения пожаров на одном километре фронта огня необходимо подать 800 литров воды в секунду. Кроме того, вода необходима для санитарной обработки пораженных и специальной обработки техники, других нужд, не считая хозяйственно-питьевых нужд.

В результате чрезвычайных ситуаций, могут возникнуть разрушения ряда сооружений и сетей водоснабжения, или заражение источников воды. Такие примеры имели место в Уфе, Хабаровске, Ленске.

Наименее не устойчивыми (критическими) элементами системы водоснабжения являются водозаборные и водоочистные сооружения, наземные части насосных станций, водонапорные башни и домовые (цеховые) сети.

С целью повышения устойчивости работы существующих систем необходимо заблаговременно предусмотреть проведение целого ряда инженерно-технических мероприятий.

Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы систем водоснабжения возлагается на начальников всех рангов, органы управления и соответствующие службы.

Подготовка и содержание дорожной сети

Развитость и состояние дорожной сети существенно влияет на выполнение мероприятий РСЧС, особенно при проведении эвакомероприятий, массового строительства защитных сооружений, при выдвижении и вводе сил РСЧС в очаг поражения, для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Мероприятия по подготовке дорожной сети, которые проводятся заблаговременно, включают:

· совершенствование существующих и строительство новых дорог по планам развития транспортных коммуникаций;

· связей городов и районов сельской местности с учетом требований Норм проектирования ИТМ ГО;

· согласование с органами военного командования вопросов совместного использования дорожной сети для военных перевозок, целей РСЧС и ГО;

· рекогносцировка дорожной сети, определения наиболее узких и уязвимых мест;

· выбор мест для постройки временных мостов и наводки переправ на случай разрушения существующих мостов;

· выбор направления колонных путей, изучение проселочных дорог, объездов в случае отсутствия или недостаточности существующих дорог с твердым покрытием;

· определение проходимости местности вне дорог, по результатам анализа состояния дорожной сети разрабатывается план дорожно-мостового обеспечения. План разрабатывается на карте с пояснительной запиской.

Подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики

Световая маскировка населенных пунктов и объектов экономики планируется и организуется на основании требований Норм проектирования гражданской обороны СНиП 2.01.51-90, 2.03.53-84.

Она заключается в снижении освещенности населенных пунктов и объектов народного хозяйства, с целью затруднения обнаружения и опознавания в темное время суток оптическими средствами разведки.

Световая маскировка выполняется в полном объеме на территории страны, отнесенной к зонам световой маскировки, по двум режимам: частичного и полного затемнения.

Режим частичного затемнения вводится по решению Правительства страны и является постоянным режимом освещения населенных пунктов и объектов до отмены военного положения. Время введения режима не должно превышать 16 часов. Цель данного режима заключается в снижении общей освещенности без нарушения производственной деятельности объектов и работы транспорта, жизнедеятельности населенных пунктов и подготовиться к введению режима полного затемнения.

Режим полного затемнения вводится по сигналу «Воздушная тревога» и отменяется по сигналу «Отбой воздушной тревоги». Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен быть осуществлен за время не более 3-х минут, в отдельных случаях, при световой маскировке наружных производственных огней, допускается увеличивать время перехода до 10 минут.

Световая маскировка осуществляется электрическим, светотехническим, механическим и технологическим способами. Выбор способа или сочетания способов должен производиться в зависимости от характера деятельности того или иного населенного пункта или объекта.

Подготовка личного состава инженерно-технических служб и формирований

Для выполнения основных, наиболее сложных задач инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО создаются службы и аварийно-технические формирования.

К числу инженерно-технических служб относятся:

· инженерная;

· коммунально-техническая;

· энергетики и светомаскировки;

· дорожная;

· убежищ и укрытий.

Базой создания инженерно-технических служб служат родственные или близкие по специализации министерства, ведомства и их подведомственные учреждения, организации, предприятия в зависимости от территориального расположения.

Для непосредственного выполнения инженерных задач мирного и военного времени, требующих использования специально подготовленного личного состава и применения инженерной техники, должны создаваться инженерные и аварийно-технические формирования. Количество инженерно-технических формирований, их состав и оснащение должны определяться непосредственно на местах, в соответствии с предстоящими задачами, решаемыми по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени и задач военного времени, объем которых определен в ходе прогнозирования инженерной обстановки.

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке создания фонда защитных сооружений
и иных объектов гражданской обороны


Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 31.05.2017 N 249 .
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 27 июня 2003 года № 159
Постановлением Правительства РБ от 31.10.2012 N 391
_________________________________________________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок создания фонда защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны.

Порядок создания фонда защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны

Премьер-министр
Р.И.Байдавлетов

Управляющий Делами
И.У.Забиров

Утвержден
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 15 июня 2000 г. N 162

(в ред. Постановлений Правительства РБ
от 27.06.2003 N 159 , от 31.10.2012 N 391)

1. Настоящий Порядок определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Республики Башкортостан фонда защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны.

Фонд объектов гражданской обороны - это совокупность убежищ, противорадиационных укрытий, защитных укрытий для пожарной техники, специализированных складских помещений для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочных пунктов, станций обеззараживания одежды и транспорта, а также иных объектов, предназначенных для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны.

Фонд защитных сооружений гражданской обороны - это совокупность убежищ и противорадиационных укрытий, предназначенных для укрытия населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

2. К объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), защитные укрытия для пожарной техники, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

3. Фонд убежищ создается для защиты:

работников наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций (далее - организации), расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время;

работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне; (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

работников атомных станций и организаций (включая личный состав воинских и пожарных частей), обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций;

нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала учреждений здравоохранения (больниц и клиник), расположенных в зонах возможных сильных разрушений. При этом численность указанных больных следует принимать не менее 10% общей вместимости лечебных учреждений в мирное время;

от 31.10.2012 N 391 .

4. Фонд противорадиационных укрытий создается для защиты:

работников организаций, отнесенных к первой и второй категориям по гражданской обороне и расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений;

населения городов, поселков и сельских населенных пунктов, не отнесенных к группам территорий по гражданской обороне; (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

населения, эвакуируемого из зон возможных сильных разрушений и зон возможных катастрофических затоплений;

больных, медицинского и обслуживающего персонала, функционирующих в мирное время и развертываемых в военное время учреждений здравоохранения, расположенных за зонами возможных сильных разрушений городов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, и объектов особой важности. При этом вместимость противорадиационных укрытий должна быть предусмотрена на полный численный состав учреждений здравоохранения, функционирующих в мирное время и развертываемых в военное время. (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

5. Фонд защитных сооружений гражданской обороны для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) организаций создается на территории этих организаций или вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.

6. Фонд защитных укрытий для пожарной техники из расчета на 30% основных пожарных автомобилей дежурной смены гарнизона пожарной охраны категорированного города, дежурного караула пожарной части по охране объекта особой важности создается в местах размещения убежищ для личного состава боевых расчетов пожарной охраны.

7. Защитные сооружения гражданской обороны, входящие в состав химически опасных объектов и атомных станций, включаются в пусковые объекты первой очереди. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве атомных станций следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока.

8. Специализированные складские помещения создаются для хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и другого имущества гражданской обороны.

9. Санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта и иные объекты гражданской обороны создаются для обеспечения медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения, санитарной обработки людей и животных, специальной обработки одежды и транспортных средств.

10. Создание фонда объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Башкортостан и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством экономического развития Российской Федерации, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан и Министерством экономического развития Республики Башкортостан. (п. 10 в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

11. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан и органы местного самоуправления Республики Башкортостан на соответствующих территориях: (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;

создают в мирное время фонд объектов гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению;



12. Организации:

создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан и органами местного самоуправления Республики Башкортостан, в сфере ведения которых они находятся, фонд объектов гражданской обороны; (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

13. Создание фонда объектов гражданской обороны в период мобилизации и военное время осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям гражданской обороны, предусмотренными в мобилизационных планах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и организаций. (п. 13 в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

14. Создание фонда объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

15. Создание фонда защитных сооружений гражданской обороны осуществляется заблаговременно, в мирное время, путем:

а) комплексного освоения подземного пространства для нужд объектов экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения, а именно:

приспособления под защитные сооружения подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;

приспособления под защитные сооружения вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;

приспособления под убежища метрополитенов;

абзац исключен. - Постановление Правительства РБ от 31.10.2012 N 391 ;

б) приспособления под защитные сооружения помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся защитных сооружений.

16. В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

17. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан: (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны;

организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;

организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны;

осуществляет методическое руководство и контроль за созданием фонда объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению.

1. Общие положения

В последние десятилетия XX века и начала XXI века на вооружение ряда стран приняты новые образцы обычных средств поражения и средств их доставки, что обусловило изменение характера вооруженной борьбы. Применение обычных современных средств поражения (крылатые ракеты морского и наземного базирования, класса «Воздух – Земля» большого радиуса действия и т. п.)
в Югославии, Ираке и Ливии четко свидетельствует о вероятности активного использования в будущем указанных средств для достижения победы
над противником. Особенностью применения обычных современных средств поражения по военным объектам и объектам тыла является нанесение точечных ударов, в результате которых объект теряет свою способность к нормальному функционированию. Вместе с тем, после завоевания превосходства в воздухе
и при разрастании конфликта на территории противника не исключается вероятность нанесения бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов городов
и населенных пунктов, что неизменно приведет к гибели мирного населения.

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года № 000
«О Военной доктрине Российской Федерации», ядерное оружие продолжает оставаться важным фактором сдерживания военных конфликтов
с применением оружия массового поражения. В случае возникновения военного конфликта с применением обычных современных средств поражения, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт. Тем не менее, вероятность глобальной войны ядерных держав друг против друга невысока.

Но абсолютно понятно, что в мирное время невозможно, а в ряде случаев
и нецелесообразно (исходя из финансовых возможностей), обеспечить защитными сооружениями все население. В связи с чем, работникам органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны
и чрезвычайных ситуаций, не следует стремиться к достижению
100% обеспеченности установленных групп населения ЗС ГО, которая вызывает сомнение в достоверности. В части, касающейся показателя обеспеченности установленных групп населения, рекомендуется соблюдать требования приказов МЧС России ДСП и.

В соответствующих планах гражданской обороны необходимо учитывать комплекс мероприятий, который необходимо осуществить при угрозе нападения противника, а именно:

приведение в готовность к приему укрываемых всех имеющихся ЗС ГО;

ускоренную достройку строящихся ЗС ГО, при этом защитные сооружения с готовностью 50% достраиваются согласно проекту, остальные – с установкой упрощенного оборудования;

строительство для соответствующих групп населения быстровозводимых убежищ (на предприятиях) и противорадиационных укрытий,
как в категорированных городах, так и в городах и населенных пунктах,
не отнесенных к группам по гражданской обороне. При этом необходимо определить количество организаций, осуществляющих строительство, места хранения (складирования) конструкций ЗС ГО и инженерно-технического оборудования;

приспособление подвалов и иных подземных помещений под ПРУ, строительство простейших сооружений для укрытия населения,
не обеспечиваемого защитными сооружениями в планомерном порядке.

4.4. Исходными данными для проведения мероприятий по накоплению фонда ЗС ГО являются сведения, приведенные в п. п. 3.6. – 3.11.

4.5. Из основных направлений (или способов) накопления необходимого фонда защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий)
в мирное время следует считать:

Сохранение имеющегося фонда ЗС ГО и поддержание его в готовности
к приему укрываемого населения

К мероприятиям, направленным на сохранение фонда ЗС ГО и поддержание его в готовности к приему укрываемого населения, относятся:

1. Проведение текущих и капитальных ремонтов , техническое обслуживание и при необходимости замена инженерно-технического оборудования с истекшими сроками эксплуатации.

Данное мероприятие требует значительных капитальных вложений и должно быть тщательно спланировано.

Справочно

Средняя стоимость капитального ремонта убежища – от 5,2 млн. рублей ПРУ – от 2,5млн. рублей (цены могут меняться.)

Для муниципального образования рекомендуется ежегодно планировать проведение 1 капитального ремонта или 2-3 текущих ремонтов ЗС ГО,
что представляется реальной возможностью.

2. Использование ЗС ГО органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций
в интересах экономики региона, развития предпринимательства и бизнеса,
в качестве мест проведения занятий спортивных секций, культурно-массовых
и иных мероприятий, подземных автостоянок и т. п.

Передача защитных сооружений, не используемых в мирное время
по прямому предназначению, на арендной основе или иных условиях
в хозяйственное ведение юридическим или физическим лицам, позволит обеспечить их сохранность. Для того, чтобы заинтересовать юридическое
или физическое лицо в аренде ЗС ГО, следует предусматривать минимально возможную арендную плату за пользование сооружением с обязательным условием надлежащего их содержания и проведения арендатором текущих ремонтов.

3. Тщательный отбор защитных сооружений, предлагаемых для снятия
с учета, и проверка документации для их списания.

Представляется, что работники органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций из-за недостаточной обеспеченности населения защитными сооружениями, в первую очередь должны проявлять высокую принципиальность при принятии решения о списании ЗС ГО, быть своеобразным барьером сокращения фонда ЗС ГО.

Справочно:

В соответствии с приказом МЧС России
«Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (в ред. приказа МЧС РФ от 01.01.2001
N 377) ЗС ГО снимаются с учета в случаях:

утраты расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно
или экономически нецелесообразно;

проводимого нового строительства, реконструкции, технического переоснащения зданий и сооружений, осуществляемых по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО ;

при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО
в оперативное управление , хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО
на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года N 1309.

При направлении актов снятия с учета ЗС ГО с прилагаемой документацией следует руководствоваться порядком, установленным МЧС России.
При этом:

акты снятия с учета ПРУ с прилагаемой документацией для согласования направляются в Южный региональный центр МЧС России через главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

акты снятия с учета убежищ с прилагаемой документацией
для согласования направляются в МЧС России через главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации и Южный региональный центр МЧС России.

4. Осуществление контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;

Собственники (балансодержатели) обязаны обеспечить беспрепятственный доступ в ЗС ГО и исполнение обязанностей по контролю их состояния,
как представителям надзорных органов, так и представителям органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

Подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием

Вследствие изменения характера вооруженной борьбы в современных условиях, снижения уровня военной опасности, ограниченные экономические возможности государства, проблемы заблаговременного накопления фонда ЗС ГО для укрытия всего населения не ставятся в разряд первоочередных государственных задач.

Вместе с тем, главной задачей мирного времени следует считать накопление достаточного количества конструкций быстровозводимых убежищ и ПРУ, инженерно – технического оборудования (с учетом необходимости укрытия населения, проживающего в некатегорированных городах, поселках и сельских населенных пунктах, и населения, эвакуируемого в указанные населенные пункты), определить места их складирования (хранения). Важно также определить места строительства, организации (силы и средства), привлекаемые для возведения быстровозводимых защитных сооружений.

Быстровозводимые защитные сооружения (убежища и ПРУ) с упрощенным внутренним оборудованием возводятся в короткие сроки в угрожаемый период
и в военное время с применением сборных конструкций, производство которых целесообразно организовывать в районах строительства или вблизи от них. Работы, приводящие к удлинению сроков возведения (укладка монолитного бетона, сварочные работы и т. п.) или требующие квалифицированной рабочей силы, должны быть сведены к минимуму. В качестве ограждающих конструкций используются, как правило, сборные железобетонные изделия, бетонные блоки, лесоматериалы, металлопрокат, листовая или волнистая сталь, ткани и прочие подручные материалы. Применение конструкций и элементов специального изготовления нецелесообразно, так как требует больших капитальных затрат, вкладываемых задолго до возможного их использования и связанных
с необходимостью проведения существенной переоснастки и перестройки технологических линий предприятий-изготовителей.

Использование подземного пространства под защитные сооружения гражданской обороны

Указанный способ накопления необходимого фонда защитных сооружений является наиболее экономичным и менее трудоемким.

В настоящее время в городах и крупных населенных пунктах разворачивается строительство подземных гаражей и тоннелей (переходов), складов и других заглубленных помещений. При относительно небольших затратах они могут быть приспособлены для использования в качестве убежищ и укрытий для населения.

Справочно:

Подземный гараж на 100 автомашин может быть приспособлен
для укрытия до 5 тысяч человек.

Не следует пренебрегать возможностью укрытия населения
в метрополитенах, в горных выработках, пещерах естественного происхождения
и иных подземных выработках (шахты). Такие сооружения обладают высокими защитными свойствами от поражающих факторов, как обычных средств поражения, так и оружия массового поражения. Что касается затрат
на их приспособление для укрытия населения, то они, как правило, меньше,
чем на строительство ЗС ГО котлованного типа.

Приспособление для укрытия населения подвальных помещений
в зданиях существующего жилого и производственного фонда , строительство укрытий простейшего типа (подвалы, погреба, подполья, щели, траншеи, блиндажи и т. д.)

5. Заключение

5.1. В современных условиях в системе мероприятий гражданской обороны укрытие людей в ЗС ГО как способ защиты от опасностей, возникающих
в военное время, в сочетании с эвакуацией из зон поражения (загрязнения)
и использованием средств индивидуальной защиты повышает надежность защиты населения. В условиях, когда по ряду причин могут быть затруднены эвакуационные мероприятия из крупных городов в короткие сроки, это способ защиты становится единственно возможным и эффективным.

Установленная в государстве система инженерной защиты населения предполагает проведение комплекса мероприятий по улучшению содержания
и использования в мирное время имеющихся ЗС ГО, поддержанию
их в готовности к укрытию работающих смен организаций и населения, а также приспособление в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства под убежища и укрытия, подготовку к строительству и строительство в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

5.2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в пределах Южного федерального округа, органам местного самоуправления
и организациям, а также органам, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, предоставляется право вносить дополнения
в настоящие рекомендации, применять дополнительные меры и способы для накопления фонда ЗС ГО, направленные на совершенствование условий содержания и эксплуатации ЗС ГО, поддержания их в постоянной готовности
к использованию по предназначению.

Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах Южного федерального округа рекомендуется изучить данные рекомендации, внести дополнения и изменения применительно
к условиям социального и экономического развития региона.

Введение

Глава 2. Убежища гражданской обороны

Глава 3. Противорадиационные укрытия

Глава 4. Быстровозводимые защитные сооружения гражданской обороны

Глава 5. Простейшие укрытия

Заключение

Список литературы

Введение

Для защиты населения от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях в мирное время и военный период, спасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций и работающих от опасных и вредных производственных факторов широко применяются коллективные и индивидуальные средства защиты. За последние годы номенклатура защитных средств значительно расширилась, появились принципиально новые средства, повысились их защитные свойства, улучшились эргономические характеристики.

Эффективность использования средств защиты зависит от многих факторов, и в первую очередь от рационального выбора и грамотного применения конкретных средств защиты с учетом специфических особенностей условий труда, производственного процесса, типа поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций и современного оружия.

В современных условиях инженерная защита является наиболее эффективным способом защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" (в редакции от 19.06.2007) предоставление населению защитных сооружений является одной из основных задач в области гражданской обороны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Обеспечение населения защитными сооружениями гражданской обороны представляет комплекс правовых, организационных, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на укрытие людей в защитных сооружениях. Организационно-правовые мероприятия включают: сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений в мирное время; его дальнейшее наращивание в угрожаемый период; ведение учета существующего и создаваемого фонда защитных сооружений и организацию его использования в мирное и военное время.

Глава 1. Классификация защитных сооружений

В современных условиях в системе мероприятий гражданской обороны укрытие людей в защитных сооружениях, как способ защиты от опасностей, возникающих в военное время, в сочетании с эвакуацией из зон поражения (загрязнения) и использованием средств индивидуальной защиты, повышает надежность защиты населения, а в условиях, когда по ряду причин могут быть затруднены эвакуационные мероприятия из крупных городов в короткие сроки, этот способ защиты становится единственно возможным и эффективным.

В последние годы в результате реализации планов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на объектах экономики, в городах и населенных пунктах создан определенный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения на сегодня составляют основу системы инженерной защиты населения, создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера.

Существующая организационная система инженерной защиты населения решает задачи по улучшению содержания и использования в мирное время имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, поддержанию их в готовности к защите работающих смен важнейших объектов и населения от опасностей; приспособлению в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства под убежища и укрытия; подготовке к строительству в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении) потенциально опасных объектов.

Эти сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия ( ПРУ). Кроме того, могут применяться и укрытия простейшего типа (схема 1.1).

Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре. Убежища классифицируются по ряду свойств и признаков.

По защитным свойствам убежища подразделяются в зависимости от избыточного давления во фронте ударной волны ядерного взрыва и кратности ослабления ионизирующего излучения.

По времени возведения различают заблаговременно построенные убежища (в мирное время) и быстровозводимые, построенные в угрожаемый период с упрощенным внутренним оборудованием.

По месту расположения относительно застройки убежища подразделяют на встроенные и отдельно стоящие. Кроме того, убежища могут быть расположены в горных выработках, подземном пространстве городов, в метрополитенах и др.

По вертикальной посадке убежища могут быть: заглубленные (подвальные), полузаглубленные и возвышающиеся (встроенные в первые этажи зданий).

Противорадиационные укрытия предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания на кожу и одежду, а также от светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

По защитным свойствам выделяют группы противорадиационных укрытий: П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, П-6, П-7.

По месту расположения относительно застройки, по времени возведения и вертикальной посадке противорадиационные укрытия подразделяются аналогично убежищам.

Простейшие укрытия - это сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения ядерного взрыва и летящих обломков разрушенных зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязненной местности, а в ряде случаев защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. Открытые щели и траншеи отрываются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются, а к концу вторых суток доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

В качестве простейших укрытий наряду с траншеями и щелями могут быть использованы землянки, а также подвалы, подполы, погреба, внутренние помещения зданий. При наличии времени и материалов эти помещения также доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

При создании системы коллективных средств защиты руководствуются следующими общими принципами и положениями:

для осуществления укрытия людей в военное время и при необходимости в чрезвычайных ситуациях мирного времени следует предусматривать необходимое количество защитных сооружений гражданской обороны;

в мирное время защитные сооружения гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (принцип "двойного назначения");

защитные сооружения гражданской обороны следует приводить в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов. Защитные сооружения в зонах возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения и убежища в зонах вероятного катастрофического затопления должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых;

проектирование защитных сооружений необходимо осуществлять в соответствии со строительными нормами и правилами проектирования защитных сооружений гражданской обороны и другими нормативными документами системы нормативных документов в строительстве;

защитные сооружения, входящие в состав химически опасных объектов, атомных станций, установок для производства и переработки ядерного топлива и ядерных материалов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов необходимо включать в состав пусковых комплексов или объектов первой очереди строительства. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве атомных станций следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока;

защитные сооружения для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) предприятий следует располагать на территориях этих предприятий или вблизи них, для остального населения - в районах жилой и общественной застройки;

создание системы объектов коллективной защиты населения в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с соответствующими министерствами;

убежища и противорадиационные укрытия следует размещать в пределах радиуса сбора укрываемых согласно схемам размещения защитных сооружений гражданской обороны.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ