Наиболее частое, а соответственно распространенное правонарушение, которое может совершить пешеход нарушивший ПДД, это переход дороги в неположенном месте. Тем не менее, переход дороги в неположенном месте может не ограничиться нарушением по статье Статья 12.29 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Эта статья предусматривает минимальный штраф или даже предупреждение. А вот создание помехи, которое фактически вполне может быть при таком переходе в неположенном месте, уже само по себе более тяжкое правонарушение.
Итак, если переход дороги пешеходом сопровождался созданием помехи для ТС, то пешеходу уже может быть вменена другая, более строгая статья, а соответственно и другой более штраф. Именно о таком штрафе за создание помехи пешеходом для ТС, мы и поговорим в нашей статье.
Вначале обратимся к ПДД, как к "Библии" всех участников дорожного движения, а именно к главе 4 «Обязанности пешеходов». Здесь вырвем из контекста следующие слова из пункта 4.4…
…При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств…
Здесь в принципе все становится ясно, что помеха может создаться по Правилам лишь тогда, когда пешеход переходит вне перекрестка, при этом игнорирует приоритет ТС. А теперь о статье КоАП РФ. В случае, если пешеход создал помеху ТС, неважно каким образом это произошло. Переходил ли он дорогу в неположенном месте или причиной тому стали другие варианты его поведения, к нему будет применена статья 12.30 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», которая, конечно, предусматривает штраф. О размере штрафа за создание помехи для ТС мы расскажем далее…
Теперь непосредственно о мере наказания. Итак, часть 1 статьи 12.30 КоАП РФ гласит:
...Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, - влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей
…из этого можно сделать вывод о том, что штраф в случае создания помехи пешеходом для ТС составит 1000 рублей. При этом заметьте, что речь о профилактической работе не идет, то есть возможность получить предупреждение отсутствует.
Теперь давайте попробуем сгустить краски. Скажем вы перешли в неположенном месте, да еще и создали помеху. Может быть в этом случае выписано два штрафа? На самом деле инспектор не может выписать пешеходу более чем один штраф, по разным статьям КоАП РФ. Но только в том случае если нарушение представляло собой одно действие! Например, разовый переход дороги в неположенном месте или на красный, при этом с созданием помехи для ТС. Об этом говорится в статье 4.4 КоАП РФ (часть 2), процитируем:
…При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
…то есть, будет применена более строгая статья, а именно 12.30 КоАП РФ.
Если вы внимательно читали нашу статью, то на первую часть заголовка этого абзаца в состоянии ответить сами. Нет, от штрафа здесь не уйти! А вот что на счет оплатить подешевле, то это вполне решаемо. Так в распоряжении всех нарушителей ПДД есть статья 32.2 КоАП РФ, которая подразумевает скидку в 50 процентов при оплате штрафов в 20-дневный период с момента вынесения постановления. Такая скидка распространяется не для всех статьей КоАП РФ, но для 12.30 - ДА! Здесь главное уложиться в сроки. Не заплатить ранее чем информация о штрафе появиться в базе ГИБДД и не позднее 20 дней с момента вынесения постановления.
Вопрос: При переходе дороги в неположенном месте могут ли выписать штраф за создание помехи для ТС и сколько?
Ответ: Да, могут! При этом если выпишут за "помеху ТС", то не могут выписать за переход в неположенном месте. Штраф 1000 рублей.
Многие владельцы автотранспорта сталкиваются с нестандартными ситуациями на дороге и затрудняются решить эту проблему. Как объезжать помеху слева или справа, на что отталкиваться в той, или иной ситуации при объезде помехи, когда на впереди сплошная линия, чтоб не заработать штраф или лишится водительских прав. Ответы вы найдёте ниже в статье.
В наше время часто возникают такие ситуации как блокирование некоторых участков дороги, из-за разных причин. Автобус пробил шину, произошло ДТП, ремонтные работы и многое другое. И тут у водителя начинается паника заглушить транспортное средство. И дождаться решения проблемы на данном участке либо же проскочить через сплошную линию. По статистике большинство владельцев автотранспорта выбирают вариант под номером два.
Но подумайте, в основном пересечение сплошной линии сотрудники ДПС расценивают как грубейшее нарушение ПДД. Что может повлечь за собой не маленький штраф.
В ПДД к сожалению, нет четкого понятия, что такое объезд или обгон. Тут нужно будет, как следует разобраться и взять во внимание кодекс административных нарушений, а именно статью 12. 15. В этом разделе будет подробно написано, объезд в таких случаях можно рассматривать как манёвр, вследствие помехи из-за которой нельзя продолжать движение транспорта. Стоит учесть осуществлять движение по вашей стороне запрещено. Даже при небольшой скорости то тогда это действие будет рассматриваться как обгон и нарушение ПДД.
К сожалению, дорожно-транспортное происшествие частое явление и тут дорога перекрыта, а объезжать можно только по встречной полосе, но при таком повороте можно незамедлительно получить штраф, но можно попробовать на свой страх и риск. При остановке городского транспорта (автобуса, маршрутки) лучше рекомендовано подождать пока данное транспортное средство не начнёт движение. Также не исключаются помехи, которые можно объехать, при этом не заехать на другую полосу - но это редкость.
Возьмите на заметку, ни в коем случае не обгоняйте транспортное средство по встречной полосе, при наличии знака, который запрещает совершать какие-либо маневры на данном участке. За такое нарушение вы можете получить огромный штраф и это в лучшем случае, а в худшем лишения водительских прав.
При объезде объектов мешающих продолжать движение водитель транспортного средства заедет на обочину или тротуарную часть, сразу будет считаться нарушение ПДД и будет выписан штраф на сумму 2 тыс. рублей, но удивительно, что такой же штраф будет если объезжать помеху по встречной полосе. Итак, вывод только нарушать правила.
Со слов начальника пресс-службы МВД который якобы утверждал, что выезжать на встречную полосу при ограничении водителя в передвижение из-за помехи не будет быть наказан. Таким образом, отталкиваясь от этих слов, по закону водитель прав, но так ли это? Скорее нет чем да.
Как известно, по закону разрешается оспаривать решения сотрудников ДПС, в том случае если штраф выписан без видимых и обоснованных доказательств. Вы можете, обратится в суд, особенно если вас лишили водительских прав и не объяснив за что.
Стоит знать что процесс будет выиграть непросто, но при наличии неоспоримых доказательств, которые безусловно сыграют большую роль в вашу пользу.
Примите во внимание. В случай если вы правы, снимайте все происходящее на видео при помощи видеорегистратора или телефона. Видеорегистратор очень надёжный помощник на дороге и тем самым может стать неопровержимым аргументом, в разных ситуациях.
Также при вызове инспекторов ДПС на место помехи чтоб объехать и не получить штраф, но это не очень актуально можно простоять очень долго в ожидании и смотреть как у вас на глазах образовывается пробка.
На некоторых промежутках дороги, которые непригодны для безопасного движения транспорта, в кротчайшее сроки устанавливается знак 4. 2 1 он дает возможность на объезд помехи справа. Иные маневры будут считаться грубейшим ПДД и несет в себе плохие последствия такие как угрозу лишиться водительских прав, в лучшем случае штраф.
Водителю стоит серьёзно отнестись к правилам дорожного движения и обезопасить себя и окружающих от проблем на дороге и с сотрудниками ДПС.
Как известно, препятствия объезжать можно только с правой стороны, согласно правилам ПДД. Часто при больших осадках или лесонасаждений водитель ограничен в движении и не имеет возможности проехать, так чтобы не нарушить правила. В этом случае устанавливается специальный знак разрешающий объезд помехи слева 4. 4 2.
Этот знак устанавливается, чтоб проинформировать водителя транспортного средства, в каком направлении разрешено продолжать движение. В ПДД это написано четко и ясно.
Если этот знак уже встретился на дороге, то объезд справа запрещен, а за нарушения привил вам грозит значительный штраф.
Знак объезд помехи слева 4. 4 2
Этот знак часто устанавливается возле объектов благоустройства или при провидении коммунальных работ и транспорта связанного с ними. Еще его можно встретить при ремонтных работах автодорожного пути, когда справа нет возможности проехать.
При движении транспорта со сплошной линией и на этом промежутке водителю может встретился знак разрешающий объезд помехи слева, то нужно продержаться данному знаку и выполнить его указания. Эти указания дают возможность проигнорировать правила сплошной, но важно после проезда помехи вернуться на исходную сторону, чтоб обезопасить себя от неловких ситуаций.
И так в некоторых ситуациях можно встретить знак 4. 2 3 объезд помехи слева и справа. Этот знак даст водителю возможность самому выбрать маршрут для дальнейшего следования.
Это часто можно встретить при ремонте проезжей части, или дорог посреди улицы. Рекомендуется для объезда помехи выбрать правую сторону, но всё же данный знак дает право выбрать самостоятельно, но все же делать объезд по левой стороне лучше в крайнем случае, Штрафа конечно не будет, это служит для предотвращения ДТП на встречной полосе.
Стоит понимать, что нарушения ПДД могут привести к серьёзным травмам и летальным исходам.
Невыполнение соответствующих требований образует объективную сторону рассматриваемого правонарушения. Конкретные противоправные действия могут выражаться в сквозном движении по жилой зоне, движении транспортных средств со скоростью более 20 км/ч, осуществлении учебной езды на соответствующей территории и др.
Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
Комментарий к статье 12.29
Пассажир определяется как лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Под пешеходом понимается лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
В разд. 4 Правил дорожного движения определены следующие обязанности пешеходов .
Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красною цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.
Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями п. п. 4.4 – 4.7 данных Правил.
В разд. 5 Правил дорожного движения предусмотрены следующие обязанности пассажиров :
– при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме;
– посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
Кроме этого, пассажирам запрещается :
– отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
– при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
– открывать двери транспортного средства во время его движения.
Невыполнение соответствующих обязанностей и запретов пешеходами и пассажирами образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.
Так, например, в соответствии с п. 24.8 Правил дорожного движения велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
– управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
– перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
– перевозить детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
– двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
1) нарушение возчиком, погонщиком, лицами, управляющими велосипедом или мопедом, другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения, любого из относящихся к ним требований Правил дорожного движения;
2) нахождение соответствующего участника дорожного движения в момент совершения нарушения Правил дорожного движения в состоянии опьянения. Порядок проведения освидетельствования указанных лиц на состояние опьянения аналогичен проведению освидетельствования в отношении водителей транспортных средств (см. комментарий к ст. 12.8 КоАП РФ) .
Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего
Комментарий к статье 12.30
Поведение пешеходов, пассажиров, иных участников дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства) регламентируется разд. 4, 5, 24, а также некоторыми другими положениями Правил дорожного движения, однако ответственность по ч. 1 комментируемой статьи может наступить только в случае создания помехи в движении транспортных средств.
Напомним, что в примечании к ст. 12.24 КоАП РФ предусмотрено, что под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, а под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть. Соответствующее медицинское заключение, полученное в рамках проведения административного расследования, будет являться основанием для привлечения пешехода, пассажира, иного участника дорожного движения (кроме водителя транспортного средства) к административной ответственности по ч. 2 анализируемой статьи.
Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб
Комментарий к статье 12.31
Согласно п. 3 ст. 15 Закона о безопасности дорожного движения допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. В п. 1 ст. 17 названного Закона установлено, что находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Подзаконный акт – Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации устанавливает запрет должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, выпускать на линию транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
Выпуск на линию транспортных средств с нарушением установленных требований образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.
Невыполнение адресатами перечисленных требований образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи.
Требования к установленным на передней части транспортных средств световым приборам или световозвращающим приспособлениям, цвету огней и режиму работы световых приборов определены соответствующими положениями Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 “Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств” и п. п. 3.1 и 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Выпуск на линию транспортных средств с нарушением этих требований влечет ответственность по ч. 3 комментируемой статьи.
Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
Комментарий к статье 12.31.1
– обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом;
– организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей;
– организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Нарушение перечисленных обязательных требований влечет ответственность по ч. ч. 1, 2 и 3 комментируемой статьи соответственно.
Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством
Комментарий к статье 12.32
Статья 12.32.1. Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения
Комментарий к статье 12.32.1
Нарушение должностными лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств установленного запрета, образует объективную сторону анализируемого правонарушения.
Обратите внимание : в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 N 92-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” запрет на допуск к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, вступает в силу с 1 июня 2015 г.
Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
Комментарий к статье 12.33
Требования, касающиеся сохранности автомобильных дорог, железнодорожных сооружений и других дорожных сооружений, содержатся в Правилах по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 N 129. Все участники дорожного движения обязаны соблюдать эти требования, а при обнаружении соответствующих повреждений либо помех – сообщать в дорожные органы и организации либо подразделения Госавтоинспекции.
С объективной стороны правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, характеризуются двумя видами составов:
1) повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений или технических средств организации дорожного движения;
2) умышленное создание помех для дорожного движения, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия.
Для квалификации нарушений по комментируемой статье характер помех не имеет значения. Вместе с тем законодатель счел необходимым выделить отдельно такую помеху, как загрязнение дорожного покрытия, которое может создать угрозу безопасности движения.
Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
Сейчас в интернете все чаще стали появляться объявления следующего характера: «Ищу очевидцев аварии, которые смогут дать показания, а по возможности — предоставят записи видеорегистратора». Авторами таких объявлений нередко становятся родственники участников ДТП, получивших тяжелые травмы и увечья. А виновниками — водители, создавшие помеху для движения. Вот только доказать их виновность, даже если такой автолюбитель не стал скрываться с места происшествия, практически невозможно. В странном явлении российской автодействительности разбиралась ТАТЬЯНА ПИСКУНОВА, журнал «ГАИ».
Заурядные нарушения
С созданием помех для движения мы сталкиваемся сплошь и рядом. Потому что под это определение попадает практически любое действие, несущее угрозу безопасности на дороге: неожиданно затормозившее впереди транспортное средство; резко перестроившийся из ряда в ряд автомобиль. А еще нормальному движению мешает водитель, едущий со скоростью 40-50 км/ч в городе на пустой дороге при разрешенных 60-ти. Точнее, «разрешенных» 80 км/ч: чего уж там скрывать и лицемерить, именно так и восприняло изменения в Кодексе об административных правонарушениях (ответственность теперь предусмотрена, начиная с превышения скоростного режима на 20 км/ч) большинство российских водителей. За исключением, конечно, тех, что сдавали на права лет 30-40 назад.
Чаще всего пожилые водители на стареньких автомобилях движутся, как давно привыкли и как позволяют технические возможности их не слишком продвинутых авто. И плевать они хотели на то, что правила предписывают всем участникам дорожного движения следовать со скоростью транспортного потока. Специалисты однозначно относят пожилых водителей к той опасной категории, что создает помехи для движения.
Вторая категория участников дорожного движения, которые потенциально могут создать помеху, — это начинающие водители. Среди наиболее типичных «нарушений» авто, обозначенных восклицательным знаком на желтом фоне, конечно же, их невысокая скорость передвижения. А еще расположение транспортного средства на проезжей части дороги. Интенсивность современного движения в городе требует от каждого двигаться точно в границах своей полосы. А кто из нас не наблюдал автомобили, которые тащатся посередине дороги так, что их не обогнать и рядом справа или слева не встать. Да и по крайней правой полосе мало кто из «тихоходов» едет. Неудобно — из-за припаркованных у обочины автомобилей то и дело им придется перестраиваться во вторую полосу.
Все это явления российской автодействительности, с которыми мы встречаемся ежедневно. Но назвать их нарушениями в полном смысле слова невозможно. Потому что за любым правонарушением должно следовать наказание. Конечно, пункт 1.5 Правил дорожного движения предписывает всем участникам «действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда». Вот только ответственность за нарушение этого пункта в административном кодексе не предусмотрена: никто не остановит и не оштрафует водителя, резко затормозившего или едущего посередине проезжей части. А если бы и остановили, попробуй докажи, что своими действиями он действительно создал помеху движущемуся следом за ним автомобилю.
И бог бы с ними, с отъявленными хамами или неопытными простофилями, если бы не те страшные аварии, к которым приводит создание помех на дороге.
В поисках свидетельств
Одно из таких происшествий случилось с американским автомобилем российской сборки в июле нынешнего года на Новомосковском тракте, недалеко от поворота на Первоуральск. Вся эта дорожная история, если бы кто-то взялся снимать по ее мотивам короткометражку, вполне потянула на современный триллер, только без свойственного американскому кинематографу хэппи энда.
Итак, по Новомосковскому тракту в крайнем левом ряду со скоростью 80-90 км/ч двигался автомобиль Ford Focus. Догнавший его Mercedes попытался перестроиться в левый ряд. То ли «американец» его не пустил, то ли сам «немец» передумал, только он вернулся в свою полосу. Судя по тому, что происходило дальше, водитель Mercedes решил, что его все-таки не пустили. Через какое-то время он вновь догнал Ford, обошел его, перестроился и вдруг резко затормозил. После этого опять вернулся в среднюю полосу.
По словам родственников водителя Focus, между ним и человеком, управлявшим Mercedes, завязалась словесная перепалка (как бы ни было сложно представить ее на скорости в 80-90 км/ч). А потом случилось непоправимое. Пытаясь избежать столкновения с Mercedes, в очередной раз обогнавшим Ford и резко затормозившим, его водитель также применил экстренное торможение. На высокой скорости, как это часто бывает, руль дернулся, Ford занесло и выкинуло на встречную полосу, где он и врезался в большегруз Freightliner.
Стоит ли объяснять, что после такого удара автомобиль восстановлению не подлежит, его водитель чудом остался жив, получив тяжелейшие травмы, а Mercedes с места происшествия скрылся. Сейчас родственники пострадавшего водителя разыскивают очевидцев ДТП, которые бы дали показания. А также предоставили записи с видеорегистраторов, которые могли бы послужить доказательством, что водитель немецкого автомобиля намеренно создавал помехи, что и стало причиной ДТП. Впрочем, как показывает наработанная практика, даже при наличии видеозаписи, доказать или опровергнуть мнение, что именно действия водителя Mercedes стали причиной происшествия, будет крайне сложно.
Вне закона
Как сложно оказалось разобраться в другом происшествии, которое произошло еще в конце апреля. И не на трассе, а в городе, где разрешенная скорость движения много ниже. И где водитель автомобиля, который мог создать помеху, не скрывался с места происшествия и в качестве свидетеля дал свою интерпретацию всему случившемуся. На Сибирском тракте, в районе завода «Пневмостроймашина» столкнулись две праворульные «Тойоты». Дело, как и в предыдущем случае, было вечером. Примерно в 21.30 Toyota Sprinter ехала со стороны улицы Буторина в направлении переулка Базовый, Toyota Vits — во встречном направлении.
Как следует из материалов этого дела, впереди Sprinter двигался Mitsubishi Lancer. В какой-то момент он сместился вправо, чтобы увеличить радиус разворота, а затем начал совершать маневр, создав таким образом помеху на пути «японки». Была ли это действительно помеха, или водитель Sprinter отвлекся и поздно заметил, что движущийся впереди автомобиль приступил к маневру, еще предстоит разбираться. Но факт остается фактом: управлявший «праворулькой» автолюбитель ударил по тормозам, чтобы не столкнуться с Mitsubishi, автомобиль пошел в занос (это подтверждает также водитель Lancer) и столкнулся с двигавшейся навстречу Toyota Vits.
После аварии прошел дождь, который смыл следы торможения, поэтому специалистам даже не удалось точно установить, где именно произошло столкновение двух «праворулек» — на полосе, предназначенной для встречного движения, или Vits тоже сместилась ближе к центру, и столкновение произошло где-то посередине проезжей части. Оба водителя получили травмы и были доставлены в 23-ю горбольницу, поэтому они не присутствовали во время осмотра места происшествия и не могли дать свои объяснения произошедшему. Зато на месте остался водитель разворачивавшегося Lancer, который и проинтерпретировал происшествие. С его слов, он сначала двигался по крайнему правому ряду, затем, сместившись влево и собираясь совершить маневр разворота, остановился, пропуская встречные автомобили. И неожиданно услышал звук тормозов и увидел проезжающую мимо него машину, которая и столкнулась со встречным автомобилем.
Чьи действия явились причиной этой страшной аварии, в которой два водителя получили травмы, а находившаяся на переднем пассажирском сидении Toyota Sprinter женщина от полученных травм скончалась в больнице, еще долго будут выяснять. Не поможет в этом и видеорегистратор, который был установлен на Toyota Sprinter — при столкновении он вылетел на проезжую часть, и запись на нем не сохранилась.
Чем бы ни закончилось это разбирательство, как и десятки других подобных, очевидно следующее: создание помех, по сути, остается в России нарушением вне закона. А осознавая свою безнаказанность, водители продолжают подрезать, резко тормозить и ехать, как заблагорассудится. Может, и нам пришла пора ввести наказание за опасное поведение на дороге?
Комментарий специалиста
Анна Соколова, майор полиции, старший инспектор по исполнению административного законодательства и розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу:
— Очень сложно определить, кто в ситуации на Сибирском тракте виноват. С одной стороны, все водители вроде бы действовали в соответствии с правилами дорожного движения. Возьмем автомобиль Toyota Sprinter. Если на его пути, как объясняет водитель, возникла помеха, то он все сделал правильно, применив меры к экстренному торможению, как и обязывают поступать в таких ситуациях правила. Другое дело, что расстояние было слишком маленьким, это и не позволило ему остановиться. Все участники происшествия говорят: «Toyota Sprinter ушла в занос», и это подтверждает, что ее водитель предпринял меры для предотвращения ДТП.
Теперь попробуем разобраться в действиях водителя Mitsubishi Lancer, совершавшего разворот. Согласно главе 8 ПДД перед началом маневра он обязан был убедиться в его безопасности. Но безопасность маневра поворота налево и разворота вне перекрестка предусматривает только пропуск машин, движущихся во встречном направлении. Водитель не обязан пропускать автомобили, движущиеся в попутном направлении. Выходит, и он не виноват? Получается, все действуют в соответствии с требованиями правил, однако при этом происходит ДТП и гибнет человек.
Но с другой стороны, есть еще пункт 1.5 ПДД, согласно которому водитель Mitsubishi Lancer не должен был создавать помехи для движения других автомобилей. Сейчас ведется предварительное административное расследование, в ходе которого будет назначена автотехническая экспертиза, где, в том числе, будет задан и этот вопрос — способствовали ли действия водителя Mitsubishi возникновению ДТП.
Теоретически допустимо, что виновником ДТП могла быть даже машина Toyota Vits, которая также при возникновении опасности могла изменить направление своего движения, либо выехать на встречную для Toyota Sprinter полосу. Ведь место столкновения так и не было установлено. Так или иначе, раз человек скончался, в действиях одного из троих участников происшествия усматриваются признаки статьи 264 УК РФ. В чьих именно — предстоит выяснить.
Как следственный орган расценит создание помехи, пока также сложно сказать. Но в любом случае вот что тревожит: в административном законодательстве ответственность за создание помех, даже если таковыми будут признаны действия водителя Mitsubishi, не предусмотрена. Как это ни парадоксально, пока не произошло столкновение, за создание помех никак не наказывают. Если водитель просто подрезал — ответственности нет, если произошло столкновение — тогда только может последовать наказание за то, что при перестроении водитель не уступил дорогу ТС, движущемуся прямо.
Кстати, нередко невольными жертвами таких ситуаций становятся пассажиры общественного транспорта. Водители трамваев и троллейбусов, чтобы предотвратить ДТП, частенько применяют экстренное торможение, избегая столкновения с подрезавшими их автомобилями. Если соприкосновения транспортных средств не произошло, очень сложно, практически невозможно доказать, что причиной падения пассажиров стал другой автомобиль, который, перестроившись, создал помеху для движения трамвая или троллейбуса.
И запись с видеорегистратора тут вряд ли поможет. Даже если мы увидим на ней, что автомобиль такой-то марки и с таким-то госномером совершил перестроение, его водителю, если не было соприкосновения с трамваем, никто не мешает сказать: «Да я вообще не понимаю, зачем он начал тормозить. Столкновения ведь не было, я всех пропустил».
СИТУАЦИЯ I
Автомобиль Ford Focus двигался по крайнему левому ряду на дороге, имеющей три полосы для движения в каждом направлении. Неожиданно перед ним резко затормозила другая иномарка. Чтобы избежать столкновения, водитель Focus применил экстренное торможение, после чего автомобиль вынесло на встречную полосу, где происходит столкновение с большегрузом Freightliner. Водитель легковушки получил тяжелейшие травмы.
СИТУАЦИЯ II
ДТП произошло в районе остановочного комплекса «ДК им. Гагарина». Перед автомобилем Toyota Sprinter двигался Mitsubishi Lancer, который неожиданно начал маневр разворота. Чтобы избежать столкновения, водитель Sprinter применил экстренное торможение и сместился левее, ближе к середине проезжей части. Там он и столкнулся с Toyota Vits, двигавшейся во встречном направлении. В результате оба водителя получили травмы, а пассажир Sprinter погибла.
При возникновении конфликтной ситуации - не уступили дорогу автомобилю с "мигалкой" - сотрудники ГИБДД, как правило, безотносительно к нюансам ситуации сообщают водителю о мере ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, сопровождается которое изъятием водительского удостоверения. И многие водители считают подобное обоснованным. На самом деле в данной ситуации нюансы как раз есть. Попробуем разобраться, какая ответственность определена законом.
Обратим внимание водителей, что раздражающие их "мигалки" - это часто автомобили с проблесковыми маячками синего цвета, которые не имеют специальной раскраски. Просто дорогой черный лимузин иностранного производства с парой синих "ведерок" на крыше.
Не пропустить такое авто не так страшно – максимум 300 рублей штрафа, да и те платить придется только в том случае, если сидящие в машине с мигалкой люди имеют какое-то срочное и даже неотложное задание государственной важности, подтвержденное соответствующим документом.
Обратимся к законодательству.
Статья 12.17 часть 2 КоАП РФ «Непредставление преимущества в движении транспортных средств со специальными цветографическими схемами и с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Штраф от 300 до 500 рублей или лишение прав на управление транспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев, изъятие водительского удостоверения». Вот тот самый и единственный в данном контексте случай, когда не уступивший дорогу водитель может лишиться водительского удостоверения.
Если автомобиль со спецсигналом и мигалкой синего цвета не имеет специальной раскраски, то наказание за игнорирование такой машины значительно мягче: статья 12.17 часть 1 КоАП РФ «Непредставление преимущества в движении маршрутным транспортным средствам, а равно транспортным средствам с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Предупреждение или штраф в размере от 100 до 300 рублей».
А вот ответственность водителя автомобиля со спецсигналом и "мигалкой" синего цвета не имеющего специальной раскраски, если соблюдать не только его права, но и обязанности, должна быть следующей.
Первое наказание: статья 12.5 часть 4 гласит «Управление ТС, на котором без разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (кроме охранной сигнализации). Лишение прав на управление ТС на срок от 12 до 18 месяцев с конфискацией устройств, изъятие водительского удостоверения, запрет эксплуатации, снятие номерных знаков». Второе наказание: статья 12.5 часть 5 «Использование при движении ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (кроме охранных), установленных без разрешения.» Наказание то же: «Лишение прав на управление ТС на срок от 12 до 18 месяцев с конфискацией устройств, изъятие водительского удостоверения, запрет эксплуатации, снятие номерных знаков». Наказания для владельца автомобиля на данный момент законом не предусмотрено.
Транспортные средства со специальными цветографическими схемами и с проблесковым маячком синего цвета