Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

С.В. ШАНХАЕВ

С.В. Шанхаев, офицер юридической службы Министерства обороны Российской Федерации, лейтенант юстиции.

Проводимая земельная реформа в России затронула в этой сфере права практически всех участников земельных отношений: граждан, юридических лиц, государства. В стороне не оказались и военнослужащие. В процессе данной реформы был принят новый Земельный кодекс Российской Федерации, главной задачей которого является приведение земельных отношений в соответствие с экономическим и социальным развитием общества и государства в целом. В то же время проводимый анализ норм, содержащихся в данном Кодексе, позволяет отметить существование правовых коллизий. Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства - по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 гектара в сельской местности;
- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы - по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Однако в соответствии со Земельного кодекса Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие данного Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие данного Кодекса не допускается. При этом употребление слова "предоставление" указывает на то, что данное право может возникать у граждан в рамках административно-правовой процедуры. В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" предусмотрен именно такой порядок. Соответственно можно сделать вывод о том, что данное положение не затрагивает случаев приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Так каким же образом могут предоставляться земельные участки военнослужащим: в собственность или пожизненное наследуемое владение? Какой нормативный правовой акт ухудшает или, наоборот, улучшает правовое положение и какой из них необходимо применять? Для этого необходимо выяснить, что такое пожизненное наследуемое владение и право собственности.

Прежде всего рассмотрим понятие "право собственности". ГК РФ определяет содержание права собственности: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Право собственности - это вещное право, дающее обладателю данного права возможность определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества. В структуру права собственности входят три составных и обязательных элемента (правомочий): правомочие владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Правомочие владения означает возможность иметь у себя данное имущество, т.е. фактически обладать им. Правомочие пользования означает возможность эксплуатации имущества путем и в целях извлечения из него полезных свойств. Оно тесно связано с правомочием владения. Правомочие распоряжения означает возможность именно собственнику и никому иному, за исключением некоторых случаев, определять юридическую судьбу имущества.

В соответствии со ст. 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование. Продажа, залог земельного участка и совершение его владельцем других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются.

Проводя анализ правомочий собственника земельного участка и владельца земельного участка, нетрудно заметить разницу между ними. Правовые возможности владельца значительно уже по сравнению с собственником.

Мнение автора статьи сводится к тому, что земельные участки, предоставляемые военнослужащим в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны передаваться только в собственность, независимо от выслуги лет, указанной в статье Федерального закона.

Тем более что Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации. Таким образом, устанавливается приоритет данного Кодекса по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, содержащим нормы земельного права. Значение этой правовой нормы заключается в том, что по отношению к любым федеральным законам, которые регулируют земельные отношения, нормы Земельного кодекса Российской Федерации имеют абсолютный приоритет. В случае возникновения правовых коллизий должен применяться нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, в данном случае Земельного кодекса. Тем более что п. 4 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В случае невыполнения данного положения органами государственной власти или органами местного самоуправления добиться реализации своего права можно в судебном порядке путем подачи искового заявления в соответствующий суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ). В данном случае средством защиты будет именно исковое заявление, так как при подаче заявления (жалобы по ГПК РСФСР) в соответствии с правилами ГПК РФ (подразд. 3) данное заявление не будет соответствовать п. 3

Как военнослужащему получить землю?

, преподаватель Военного университета

Необходимо отметить, что в связи с переходом к рыночной экономике и отменой монополии государства на землю число оснований возникновения прав на землю значительно возросло, главным образом за счет таких оснований, как договоры купли-продажи, дарения, наследования по завещанию и т. д., чего в условиях монополии и национализации земли не было и не могло быть. Соответственно сократилось число административных актов, на основании которых возникают права на землю. Вместе с тем такие акты и по сей день являются преобладающими основаниями возникновения прав на землю, поэтому и в настоящее время, в условиях отмены монополии государства на землю, можно говорить лишь об относительном сокращении таких оснований.

Следует отметить, что законодательство о порядке предоставления земли подвергалось частым изменениям и все еще остается крайне запутанным. В условиях, когда подавляющее большинство земельных участков находится в государственной или муниципальной собственности , крайне важным становится соблюдение принципа обеспечения доступности земли при ее предоставлении военнослужащим и членам их семей. Проблема отсутствия открытого доступа к приобретению земельных участков выходит за рамки жилищной проблемы.

Говоря о предоставлении земли военнослужащим, нельзя не учитывать и тот факт, что Федеральным законом “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов …” от 01.01.01 г. ст. 17 Федерального закона от 01.01.01 г. “О статусе военнослужащих”, которая регулировала вопросы землепользования военнослужащих и членов их семей, признана утратившей силу с 1 января 2005 г.

В соответствии с ранее действовавшим п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» льготы по предоставлению земельных участков зависели от продолжительности военной службы.

Так, если военнослужащий-контрактник прослужил 10 лет и более, то ему бесплатно предоставлялся в собственность или пожизненное наследуемое владение земельный участок по его желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства, но по месту военной службы.

Если же военнослужащий-контрактник в общей сложности прослужил 15 лет и более, то он за 3 года до увольнения с военной службы по возрасту вправе был бесплатно получить в собственность земельный участок или по месту военной службы, или по избранному месту жительства. Участок по желанию военнослужащего мог быть предоставлен для указанных выше целей.

После того как ст. 17 вышеназванного Федерального закона была признана недействующей, лишь в нескольких субъектах Российской Федерации имеются нормативные правовые акты , регулирующие рассматриваемые вопросы. Так, постановлением администрации Нижегородской области “О первоочередном праве на выделение земли военнослужащим и членам их семей” от 8 сентября 1993 г. № 000 предусмотрено выделение в первую очередь военнослужащим, уволенным в запас, и членам их семей на основании их заявлений земельных участков для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства из фондов перераспределения земель, фонда губернатора и других фондов.

Аналогичные акты действуют в Московской области , Чувашии, Новосибирской и некоторых других субъектах Российской Федерации. Кроме военнослужащих, право на бесплатное предоставление земельных участков в ряде регионов имеют неработающие участники Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите СССР, а также ветераны Вооруженных Сил; члены семей военнослужащих, погибших или умерших вследствие выполнения обязанностей военной службы; воины-интернационалисты; неработающие пенсионеры из числа военнослужащих, уволенных с военной службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, имеющих выслугу не менее 15 лет в календарном исчислении.

Однако процедура обращения военнослужащего с заявлением о предоставлении земельного участка и в указанных выше регионах не конкретизирована, не детализирована, что порождает различные злоупотребления как со стороны должностных лиц, так и со стороны военнослужащих, волокиту и бюрократизм при рассмотрении их заявлений. Так, например, в 2004 г. в Ново-Федоровском и Марушкинском сельских округах Наро-Фоминского района Московской области был выявлен ряд нарушений при предоставлении земли военнослужащим: некоторые из них дважды получали бесплатно земельные участки.

Часть полномочий в вопросах определения условий и порядка предоставления земли делегирована органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления .

В настоящее время на федеральном уровне закреплено право на предоставление земельных участков бесплатно для:

– Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой славы. Им бесплатно предоставляются в собственность земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные хозяйства площадью 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности;

– Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Им бесплатно предоставляются в собственность земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 01.01.01 г. с последующими изменениями);

«Чернобыльцы» в соответствии с п. 8 ст. 14 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ” от 01.01.01 г. № 000-1 (с последующими изменениями) вне очереди обеспечиваются земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий).

Рассмотрим более подробно порядок предоставления в собственность, аренду земельных участков военнослужащим на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Военнослужащие, право которых на предоставление земельного участка установлено в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и которые заинтересованы в его получении, должны подать заявление в орган местного самоуправления, т. е. процедура носит заявительный характер. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, испрашиваемое право.

Земельное законодательство не разработало специального бланка для такого заявления, поэтому военнослужащий может составить его в произвольной форме. Однако многие территориальные органы Росземкадастра утверждают свои образцы, которые, как правило, вывешивают в приемных.

Нормы отвода земельных участков для крестьянского (фермерского хозяйства), садоводства, огородничества, животноводства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, для личного подсобного хозяйства – нормативными документами органа местного самоуправления. Изготовление проекта границ земельного участка и его утверждение обеспечивает орган местного самоуправления. Для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду отводится 2-недельный срок. При этом договоры аренды земельного участка, заключенные на срок до 1 года, не подлежат государственной регистрации (ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, процесс предоставления земельных участков военнослужащим и членам их семей, имеющим право на их предоставление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации и установленным целевым назначением, состоит из следующих последовательных стадий: 1-я стадия – обращение в администрацию субъекта Российской Федерации, местную администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка; 2-я стадия – принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному субъекту; 3-я стадия – проведение землеустроительных мероприятий; 4-я стадия – юридическое оформление субъективного права на предоставленный земельный участок.

Порядок предоставления земли военнослужащим и членам их семей для индивидуального жилищного строительства. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Однако, как указывал автор выше, п. 2 ст. 17 указанного Закона, предусматривавший предоставление военнослужащим и членам их семей в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа, в сельской местности, отменен (ст. 17 утратила силу).

Каким же образом военнослужащий может реализовать свое право на предоставление земельного участка?

Во-первых, необходимо путем инвентаризации установить временно неиспользуемые земельные участки из состава земель обороны и безопасности, которая проводится в соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве» от 01.01.01 года.

Контроль за правильным использованием земельных участков, состоящих на учете КЭЧ района, возлагается на начальника КЭЧ района. Ему же предоставлено право назначать и проводить проверки в целях выявления временно неиспользуемых земельных участков.

Назначенная начальником гарнизона гарнизонная инвентаризационная комиссия на местности устанавливает временно неиспользуемые земельные участки из состава земель обороны и безопасности, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании воинских частей (военных организаций).

Временно неиспользуемыми земельными участками следует признавать земли из состава земель обороны и безопасности, которые в течение 3 лет не используются для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации (размещения военных организаций, учреждений и других объектов, дислокации войск и сил флота, проведения учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательные полигоны, места уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Во-вторых, на основании проведенной инвентаризации комиссия составляет в 2 экземплярах перечень временно неиспользуемых земельных участков, находящихся на учете в КЭЧ района или гарнизона, включающий в себя сведения о местоположении (адресе) и площади земельных участков, предполагаемых правах на них и разрешенном использовании земельных участков, а также о возможных ограничениях использования земельных участков, установленных Министерством обороны Российской Федерации.

К указанному перечню прилагаются проекты границ земельных участков, подготовленные в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Первый экземпляр перечня остается в квартирно-эксплуатационной части гарнизона (района), а второй направляется в квартирно-эксплуатационное управление или отдел военного округа.

На основе перечней земельных участков, полученных из КЭЧ гарнизона (района), в КЭУ (отделе) военного округа составляется сводный перечень земельных участков по военному округу.

Первый экземпляр перечней по военному округу с прилагаемыми проектами границ земельных участков брошюруется и направляется до 1 марта в Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации, второй остается в КЭУ (отделе) военного округа.

Перечни временно неиспользуемых земельных участков ежегодно, не позднее 1 мая, представляются заместителем Министра обороны Российской Федерации в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом для рассмотрения возможности предоставления земельных участков в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам (в том числе и военнослужащим) для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования в соответствии с законодательством Российской Федерации .

В-третьих, военнослужащий, заинтересованный в получении земельного участка, направляет в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (по месту нахождения земельного участка) заявление. В заявлении указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в 2-недельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении заявителю земельного участка либо об отказе в его предоставлении в случае, если заявленная цель использования земельного участка не соответствует земельному законодательству и разрешенному использованию земельного участка.

Так, для сельскохозяйственного назначения могут использоваться земли для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (например, гражданами для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества).

Лесохозяйственное использование земельных участков включает в себя: заготовку древесины ; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек и т. п.).

В-четвертых, в случае принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка заявитель в установленном порядке обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка на основании имеющегося проекта границ земельного участка, а территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в недельный срок со дня представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка заключает с ним договор аренды земельного участка или договор безвозмездного срочного пользования земельным участком. В случае если до окончания срока действия соответствующего договора в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) не поступило заявление Министерства обороны Российской Федерации о необходимости использования земельного участка для нужд обороны и безопасности, Федеральное агентство принимает решение о продлении действующего договора.

Кроме того, право военнослужащих и членов их семей на предоставление земли для садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства может быть реализовано и при выводе земельных участков из состава земель обороны и безопасности с изменением их целевого назначения на основании Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” от 01.01.01 г. . Указанные вопросы будут рассмотрены в других статьях по рассматриваемой тематике.

См., например: Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. 2002. № 1. С. 24; Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. ; Концепция действий на рынке труда на 2003 – 2005 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. .

Лесохозяйственное использование земельных участков включает в себя: заготовку древесины; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек и т. п.). В-четвертых, в случае принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка заявитель в установленном порядке обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка на основании имеющегося проекта границ земельного участка, а территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в недельный срок со дня представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка заключает с ним договор аренды земельного участка или договор безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Как получить земельный участок военнослужащему?

Важно

Нормы отвода земельных участков для крестьянского (фермерского хозяйства), садоводства, огородничества, животноводства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, для личного подсобного хозяйства – нормативными документами органа местного самоуправления. Изготовление проекта границ земельного участка и его утверждение обеспечивает орган местного самоуправления. Для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду отводится 2-недельный срок.


При этом договоры аренды земельного участка, заключенные на срок до 1 года, не подлежат государственной регистрации (ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

Право на землю военным пенсионерам

Так, если военнослужащий-контрактник прослужил 10 лет и более, то ему бесплатно предоставлялся в собственность или пожизненное наследуемое владение земельный участок по его желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства, но по месту военной службы. Если же военнослужащий-контрактник в общей сложности прослужил 15 лет и более, то он за 3 года до увольнения с военной службы по возрасту вправе был бесплатно получить в собственность земельный участок или по месту военной службы, или по избранному месту жительства. Участок по желанию военнослужащего мог быть предоставлен для указанных выше целей.

После того как ст.

Предоставление земельных участков военнослужащим

Пандакова и Е.А. Суховой, что в законодательстве отсутствует характеристика «первоочередное выделение земельного участка». И суды приходили к выводу о том, что заключение договоров купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства военнослужащим осуществляется в общем порядке на торгах в форме аукционов. Например, в решении Ростовского районного суда Ярославской области от 30 мая 2012 г.
по делу N 2-28/12 указано: «Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК Российской Федерации (редакция, действовавшая на момент вынесения решения) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст.

Предоставление земельных участков бесплатно для военнослужащих

Инфо

Вместе с тем такие акты и по сей день являются преобладающими основаниями возникновения прав на землю, поэтому и в настоящее время, в условиях отмены монополии государства на землю, можно говорить лишь об относительном сокращении таких оснований. Следует отметить, что законодательство о порядке предоставления земли подвергалось частым изменениям и все еще остается крайне запутанным. В условиях, когда подавляющее большинство земельных участков находится в государственной или муниципальной собственности, крайне важным становится соблюдение принципа обеспечения доступности земли при ее предоставлении военнослужащим и членам их семей.


Проблема отсутствия открытого доступа к приобретению земельных участков выходит за рамки жилищной проблемы.

Как получить земельный участок военному пенсионеру: положен ли бесплатный надел

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.Земля военнослужащим - только в собственность В то же время проводимый анализ норм, содержащихся в данном Кодексе, позволяет отметить существование правовых коллизий. Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Жилищного кодекса Российской Федерации, а также указом Президента Российской Федерации, и состоит на таком учете — в случае подачи ходатайств, предусмотренных частью 6.3 статьи 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», в Фонд. В случае подачи в Фонд ходатайств, предусмотренных частью 6.1 статьи 11 этого Федерального закона, основание, указанное в настоящем подпункте, не применяется. Если у вас остались вопросы не освещенные в данной статье, вы можете получить бесплатную онлайн консультацию юриста на нашем сайте.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельных участков без проведения торгов, изложен в приложении к Приказу Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов»;4) в случае отсутствия оснований для отказа, указанных в п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган обязан в течение 30 дней утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.15 ЗК РФ).

Предоставление земельных участков военнослужащим в московской области

Это затрудняет реализацию как конституционного права военнослужащих на землю, так и связанных с этим правом других отношений, таких как право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на жилье и т.д., поскольку они производны от общегосударственных задач в области обороны и безопасности. Сняв с органов государственной власти и местного самоуправления обязанность по участию в земельном, жилищном обеспечении военнослужащих, законодатель не предусмотрел механизм возложения обязанности на эти органы по предоставлению земельных участков для жилищного (включая и индивидуальное) строительства военнослужащих. Библиографический список 1. Пандаков К.Г., Сухова Е.А. Проблемы предоставления земельных участков льготным категориям граждан // Право. Законодательство. Личность. 2012. N 2 (15). С. 115 — 121.2. Петров В.
Время для вынесения решений администрацией регламентировано нормативными актами и не может составлять больше 30 дней. Однако мероприятия по кадастровому учету и межеванию могут быть произведены в значительные сроки. Региональные особенности На федеральном уровне нет никаких льгот на получение земельных наделов военными пенсионерами бесплатно.


Однако некоторые регионы сохранили такое право для военнослужащих на пенсии и ветеранов боевых действий. К таким регионам относятся: Челябинская, Нижегородская, Ульяновская области. Одна из сложностей, с которой может столкнуться при получении земельного участка военный пенсионер – участие в торгах на землепользование.
В крупных городах, где спрос на землю большой, торги проводятся довольно часто.
Предоставление военнослужащим земель военного ведомства, которые временно не используются Офицеру (мичману или прапорщику) на безвозмездной основе может быть предоставлено право пользования земельным участком, ранее переданным военному ведомству, который временно не используется для обеспечения нужд государственной безопасности. При этом земля предоставляется исключительно для ведения сельского, фермерского или иного хозяйства, использовать подобные участки для строительства жилых домов запрещено.

В данное время на территории Российской Федерации землю можно не только купить, но и получить бесплатно от государства. Программы распределения земель на бесплатной основы действуют практически в каждом субъекте и регионе России, и регламентируются общим законодательством и отдельными федеральными законами.

Очень многие пенсионеры задаются вопросом, могут ли они получить бесплатный земельный участок. В общем и целом перечень групп людей, которые имеют подобного рода право, достаточно обширен, в нем также есть и пенсионеры определенных групп.

О том какие льготы имеют пенсионеры читайте в статье по ссылке.

Правом на получение бесплатной земли без проведения торгов обладают Герои Советского Союза, герои Российской Федерации, кавалеры ордена Славы и Социалистического Труда, пенсионеры, которые в период прохождения Великой Отечественной Войны осуществляли трудовую деятельность на объектах, связанных с противовоздушной обороной, занимались строительством сооружений оборонительного типа, аэродромов, военно-морских баз и прочих объектов, относящихся к военным и расположенным как в пределе тыловой границы действующего фронта, так и на участках автомобильных или же железнодорожных путей. Также право на получение бесплатной земли имеют участники ВОВ, люди которые являются ветеранами боевых действий или же имеют знак «Жителя блокадного Ленинграда».

Если пенсионер является жителем сельской местности, то он имеет право на получение бесплатного земельного участка для того, чтобы построить на нем дом, подсобное хозяйство или же для осуществления на нем огороднической или садоводческой деятельности. Но при этом он должен иметь регистрацию в сельском населенном пункте и прожить там не менее 5 лет подряд. Также в сельской местности попадают в этот список и те люди пенсионного возраста, которые были необоснованно репрессированы по политическим мотивам, но впоследствии были оправданы.

В зависимости от отдельного региона и его нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос предоставления группам лиц бесплатных земельных участок, варьируются и их размерные рамки, свыше которых получить землю на бесплатной основе не представляется возможным. Как правило, данный показатель достигает до 0,15 гектаров, хотя существуют и более высокие цифры.

Где можно узнать как получить бесплатную землю пенсионеру

Когда пенсионер попадает в одну из вышеуказанных групп и имеет все законные основания для подачи заявления на получение бесплатного земельного участка от государства, то ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в местный или же региональный компетентный орган. Как правило, таким органом является департамент по имущественным вопросам и земельным отношениям или же муниципальное образования по месту расположения земельного участка.

В данном заявлении пенсионер должен указать предполагаемый и желаемый им размер земельного участка, его месторасположение, а также цель, для которой он хочет его получить от государства. Подавать заявление можно как лично, так и при использовании доверителя, но при этом он должен иметь соответствующую нотариальную доверенность. Также в некоторых регионах при использовании услуг доверителя требуется и нотариальное заверение данного заявление. Если же орган, в компетенции которого находится решение данного вопроса находится на достаточно далеком расстоянии, преодолеть которое в силу определенных причин для пенсионера не представляется возможным, то он может отослать свое заявление при использовании услуг почтовой связи России.

Необходимые документы

Подавая такого рода заявление, любой человек, в том числе и пенсионер, в обязательном порядке должен помнить и знать про обязательный пакет документов, необходимый для принятия решения по данному обращению.

Во-первых, данный пакет должен содержать в себе паспорт и его копию, а также другие документы, которые подтверждают наличие права пенсионера на бесплатную землю. Например, документ повреждающий наличие знака «Жителя Блокадного Ленинграда». Во-вторых, документы подтверждающие право на первоочередное или внеочередное получение земельного участка, если таковые имеются.

Если же после подачи заявления и при соответствии всех документов пенсионер получает отказ не по уважительной причине, то он может обратиться в вышестоящий орган с обжалованием данного решения. В любом случае каждый желающий человек пенсионного возраста, который хочет получить бесплатный земельный участок от государства, должен понимать, что даже при принятии положительного решения по его заявлению может уйти достаточно длительный срок, прежде чем он фактически получит землю. Поскольку список лиц, которые имеют право на такую своего рода дотацию от Российской Федерации достаточно обширен, отличается в каждом регионе в большую или же меньшую сторону, и соответственно, на этом фоне возникает достаточно большая очередь на получения бесплатной земли в каждой в отдельности взятом конкретном районе.

Также говоря о получении пенсионером бесплатного земельного участка, необходимо отметить, что прежде чем подавать заявление необходимо в местном органе исполнительной власти уточнить попадает ли данный человек в список по этой земельной программе принятой на регион, область или более мелкое территориальное образование.

Отдельная группа пенсионеров имеющих право на получении бесплатной земли

Помимо вышеуказанных категорий, которые имеют право на получение бесплатного земельного участка, отдельной группой стоят пенсионеры военных сил РФ. Как правило, список военнослужащих, в том числе и пенсионеров которые имеют право на данную льготу, устанавливается в каждом регионе отдельно. В любом случае процедура получения бесплатной земли является одной и той же. Т.е. носит заявительный характер. Здесь необходимо отметить, что не существует законодательно установленной формы образца данного заявления, поэтому пенсионер может составлять его в произвольной форме. Также как и простые пенсионеры, военнослужащие пенсионеры обязаны указать в нем такие параметры как цель получения данной земли, примерный ее объем и, конечно же, непосредственное расположение.

Поскольку достаточно большая часть земельных участков в соответствии с проведенным реформами была выведена из государственной собственности, при заполнении данного заявление весьма целесообразным является заранее уточнить в каком именно месте расположена государственная земля, которая соответственно может быть выделена пенсионеру или другому лицу, имеющему на это право. Ведь если земля находиться в частной собственности, то рассчитывать получить ее по такому пути не приходиться. В таком случае могут действовать другие институты гражданского законодательства, в которых в обязательном порядке участвует сторона, представляющая непосредственного владельца земли.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что пенсионеры на территории Российской Федерации, которые относятся к отдельным категориям, имеют право на получение определенных земельных участков от государства, на абсолютно бесплатной основе, однако этот процесс до конца еще не детализирован на государственном уровне и регулируется местными нормативными документами.

К запросу необходимо приложить следующий пакет документов:

  • удостоверение/билет военнослужащего официальной формы со всеми реквизитами, фотографией;
  • справку с информацией о звании служащего, ФИО и должности.

На льготы по налогам могут рассчитывать и члены семьи военнослужащего по контракту, утратившие единственного кормильца. Для этого ФНС потребуется предоставить:

  • удостоверение в\ч;
  • справку из Военного комиссариата;
  • удостоверение пенсионера с соответствующей отметкой, штампом, заверенное «автографом» руководителя, оттиском печати.

Внимание! Если родственники погибшего служащего армии ВС не являются пенсионерами, то основанием для получения послаблений будет являться справка о его смерти. Для получения привилегии необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением, самостоятельно предоставлять их они не будут.

Право на землю военным пенсионерам

Внимание

Так, для сельскохозяйственного назначения могут использоваться земли для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (например, гражданами для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества). Лесохозяйственное использование земельных участков включает в себя: заготовку древесины; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек и т.


п.).

Предоставление земельных участков бесплатно для военнослужащих

В-третьих, военнослужащий, заинтересованный в получении земельного участка, направляет в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (по месту нахождения земельного участка) заявление. В заявлении указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в 2-недельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении заявителю земельного участка либо об отказе в его предоставлении в случае, если заявленная цель использования земельного участка не соответствует земельному законодательству и разрешенному использованию земельного участка.

Как получить земельный участок военнослужащему?

Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Однако, как указывал автор выше, п. 2 ст. 17 указанного Закона, предусматривавший предоставление военнослужащим и членам их семей в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа, в сельской местности, отменен (ст.
17 утратила силу). С 1 января 2005 г. вступил в силу «пакет жилищных законов», в числе которых и Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 01.01.01 г. № 191-ФЗ. Согласно указанному Закону с 1 октября 2005 г.

Перечень и правила предоставления налоговых льгот военным пенсионерам

Важно

Постановка на государственный кадастровый учет сформированного земельного участка осуществляется на основании материалов межевания по заявлениям уполномоченных органов по управлению и распоряжению земельными участками и иной недвижимостью муниципальных образований, являющихся правообладателями (распорядителями) земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.


Предметом сделки может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. 3-й этап.

Военнослужащим о налогах! (земельный налог)

Работа по формированию земельного участка включает подготовку проекта его границ и установление их пределов на местности; определение разрешенного использования участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение; принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов, публикацию сообщения о проведении торгов. 2-й этап. Государственный кадастровый учет. После принятия постановления исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка заявители обращаются в соответствующие подразделения Федеральной регистрационной службы для осуществления государственной регистрации своих прав или регистрации сделок на земельный участок.

Так, например, в 2004 г. в Ново-Федоровском и Марушкинском сельских округах Наро-Фоминского района Московской области был выявлен ряд нарушений при предоставлении земли военнослужащим: некоторые из них дважды получали бесплатно земельные участки. Часть полномочий в вопросах определения условий и порядка предоставления земли делегирована органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Получить полный текст В настоящее время на федеральном уровне закреплено право на предоставление земельных участков бесплатно для: – Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой славы.

Льготы военослужащим на землю в росийской федерации

Они, как правило, включают:

  • пониженную процентную ставку;
  • отсрочку платежа;
  • право на получение вычетов по налогу;
  • освобождение от перечисления сборов.

Военным предоставляются налоговые льготы в отношении машино-места или гаража, частного домовладения, квартиры, комнаты в коммуналке либо общежитии, помещения для творчества. Кто может претендовать на привилегии Для военнослужащих по контракту предусмотрены определенные льготы, в зависимости от общего стажа и выслуги лет в ВС.
В связи с этим они подразделяются на категории, обусловленные ФЗ «О статусе служащих армии»: 10, 15, 20 лет и более.
Получить полный текст Временно неиспользуемыми земельными участками следует признавать земли из состава земель обороны и безопасности, которые в течение 3 лет не используются для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации (размещения военных организаций, учреждений и других объектов, дислокации войск и сил флота, проведения учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательные полигоны, места уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).
Получить полный текст С учетом материального положения военнослужащих и членов их семей, когда военнослужащие включаются сегодня многими аналитиками, общественными и государственными деятелями, учеными в число особо уязвимых групп населения и ставятся в один ряд с категориями граждан, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и требующими в связи с этим особой защиты и поддержки со стороны государства, автор считает необходимым внесение изменений в действующее земельное законодательство и установление исключения для военнослужащих при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства положения об их предоставлении только на аукционе. Процедура предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства включает 3 этапа: 1-й этап.
Проведение работ по формированию земельного участка.

  • продолжительность военной службы офицера (мичмана или прапорщика), изъявившего желание получить земельный участок, не должна быть меньше пятнадцати лет (в календарном исчислении).
  • Порядок бесплатного получения военнослужащим участка земли, предназначенного для индивидуального строительства Получению офицером (мичманом или прапорщиком) земли предшествует процедура проведения обязательных кадастровых работ для выделения на общем земельном плане муниципалитета предоставленного ему участка, которая состоит из следующих этапов:
  1. Если вопрос о местонахождения земельного участка с администрацией был решен, то военнослужащему необходимо подготовить заявление, которое должно содержать ходатайство о предоставлении земли, пояснения о целевом назначении участка, а также информацию о его размерах.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ