Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В предыдущей редакции указанная статья была? Если нет - то закон обратной силы не имеет. Если была и в неё были внесены изменения - изменения тоже обратной силы не имеют. Короче, надо смотреть текст в предыдущей редакции - применима ли эта статья в вашем случае. Но что-то мне подсказывает, что таки применима - норма-то старая, про три года.

У меня остался вариант статьи 8.8 КоАП РФ до 20 марта 2015 г.:

Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1-1 настоящей статьи, -

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

1-1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, -

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.

2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, -

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей. ​

20 марта вступил в силу ФЗ №46 и теперь статья 8.8 выглядит по другому - http://rucodex.org/koap/glava-8/st-8.8.html

Тема ветки форума зацепила. Это ж теперь получается и за пустой (без сада и огорода) участок в СНТ можно получить штраф от 20 000 рублей и более?

Frank, проинформируйте, пожалуйста, о развитии ситуации. Почему речь о 3 годах? Что на вопросы ответит сам инспектор, который, скорее всего, и знает каким ФЗ предусмотрена обязанность по использованию участка в течение установленного срока (где и чем установленного)?

Слежу за дискуссией.

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принудительное изъятие земельных участков является в соответствии с действующим российским законодательством одним из оснований прекращения права собственности лица на земельный участок.

Наряду с ним выделяют также иные основания прекращения права:

  • Отчуждение собственником своего участка другим лицам (путем добровольного совершения собственником сделки, например, купли-продажи);
  • добровольный отказ собственника от права собственности на участок;
  • утратаправа собственности на участок в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие земельного участка у собственника допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом :

Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам

Изъятие земельного участка путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производиться на основании решения суда, если иной порядок не предусмотрен законом или договором (ст. 237 ГК РФ). Право собственности лица на земельный участок в таком случае будет прекращено с момента возникновения права собственности на изъятое имущества у лица, к которому оно переходит.

Реквизиция

Земельный участок может быть принудительно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Таким образом, реквизиция – это возмездное изъятие участка, при котором собственнику возмещается стоимость изъятого имущества, рассчитанного с учетом требований законодательства об оценочной деятельности.

Следует также учитывать, что реквизиция носит временный характер, после прекращения оснований реквизиции земельный участок должен быть возвращен собственнику с возмещением ему убытков, причиненных таким изъятием. И только в случае невозможности возврата изъятого участка его собственнику возмещается рыночная стоимость участка в порядке, предусмотренном ст. 66 ЗК РФ («Оценка земли»).

Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируется стоимость изъятого имущества и понесенные убытки может быть оспорена собственником в судебном порядке.

Конфискация

Статьей 50 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника по решению суда в виде санкции за совершение им преступления (конфискация). Конфискация носит безвозмездный характер и может устанавливаться только в Уголовном Кодексе РФ как вид наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

В настоящее время данная санкция за совершение преступлений из Уголовного Кодекса исключена.

Выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется только путем их выкупа в исключительных случаях, предусмотренных в ст. 49 ЗК РФ. К их числу относят:

1)выполнение международных обязательств РФ;

2) размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, например, объектов федеральных энергетических систем, использования атомной энергии; обороны и безопасности, федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, обеспечивающих космическую деятельность, объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов и др.;

3) иные обстоятельства в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.

Решение об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

По общему правилу выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд происходит с согласия собственника. Собственник участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия уведомлен об этом органом, принявшем решение о таком изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с его согласия. При этом вышеуказанное решение о выкупе подлежит государственной регистрации в соответствующем органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на земельные участки.

В выкупную цену должны быть включены рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, которые собственник понес в связи изъятием участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, в том числе, упущенную выгоду.

В случае, если собственник не согласен с решением об изъятии у него участка для государственных или муниципальных нужд или если с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене и иных условиях выкупа, государственный орган, принявший решение о выкупе может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования

В данном случае речь идет о принудительном изъятии земельного участка у собственника в случае, если он не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением действующего законодательства (ст.ст. 284, 285 ГК РФ).

Так, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях:

· когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо строительства и не используется для этих целей в течении более чем трех лет;

· когда использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, например, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, ухудшению экологической обстановки.

В случаях, когда собственник земельного участка согласен с решением об изъятии у него участка, то участок подлежит продаже с публичных торгов. В противном случае – изъятие участка возможно только по решению суда.

Принудительно земельный участок также может быть изъят у собственника в случае, если в силу закона участок не может принадлежать соответствующему лицу. В порядке ст. 238 ГК РФ такой участок должен быть отчужден собственником в течение года с момента возникновения права собственности на участок, если законом не установлен иной срок. Речь здесь идет о ситуации, когда, например, лицом приобретен участок из земель, изъятых в соответствии с законодательством из оборота. В случае, если собственником не будет соблюден вышеуказанный срок, то земельный участок может быть изъят у него принудительно по решению суда на основании обращения уполномоченного государственного органа.

Антуфьев Илья Владимирович

Юрист-эксперт

Консультационный центр недвижимости



Статья 285 ГК РФ устанавливает, что земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, например если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Имеются и более радикальные методы изъятия - реквизиция, конфискация, национализация, - но, будем надеяться, нам это не пригодится.

Статья 42 ЗК РФ устанавливает, что и собственники земельных участков, и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым видом использования, причём способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Кроме того, собственники земельных участков должны своевременно приступать к использованию земельных участков.

ЗК РФ устанавливает порядок принудительного прекращения права на земельный участок в случае его неиспользования:

собственником (ст. 44 ЗК РФ);

лицом, владеющим участком на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования (ст. 45 ЗК РФ).

Итак, основание для принудительного изъятия земельного участка - ненадлежащее его использование:

неиспользование в течение установленного федеральным законом срока в соответствии с целевым назначением либо

грубое нарушение правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством.

Например, участок может быть изъят у собственника в случаях, когда данный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трёх лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

ЗК РФ устанавливает семь категорий земель:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли населённых пунктов;

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

земли особо охраняемых территорий и объектов;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли запаса.

Примечание. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трёх лет (ст. 6 Федерального закона от 24.07.02 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

И все они должны использоваться по назначению. Использование земельного участка по целевому назначению означает то, что участок должен использоваться в соответствии с изначально заданными целями - для сельскохозяйственного производства, жилищного строительства и т.д. Изменение целевого назначения земель допускается только после их перевода в иную категорию в порядке, установленном земельным законодательством. Даже если собственнику кажется, что он использует участок эффективнее, чем предполагалось изначально, это не обезопасит от принятия решения об изъятии данного участка.

В случае выявления компетентным органом факта неиспользования земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение срока, определённого федеральным законом, может последовать административная ответственность.

Согласно статье 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечёт наложение административного штрафа:

на граждан - от 1000 до 1500 руб.;

на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.;

на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

Если выяснится, что уже после наложения административного наказания ненадлежащее использование земельного участка продолжилось, то это существенное основание для принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком (ч. 2 ст. 54 ЗК РФ).

По отношению к собственникам закон такой нормы не устанавливает. То есть формально привлечение к административной ответственности не является обязательной предпосылкой для принудительного прекращения. Конечно, это ущемляет права собственника по сравнению с лицами, владеющими участками на иных правах, но это так.

Порядок изъятия земельных участков у их собственников по установленным комментируемой статьёй основаниям определён статьёй 286 ГК РФ. Оно проходит следующие этапы:

заблаговременное предупреждение собственника земельного участка о допущенных нарушениях;

принятие уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения об изъятии земельного участка;

продажа соответствующего земельного участка с публичных торгов. Причём если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своём согласии исполнить это решение, земельный участок может быть сразу продан с публичных торгов.

Если же собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, то орган, принявший решение об изъятии участка, может реализовать свои полномочия только путём предъявления соответствующего требования о продаже участка в суд.

Статья 286 ГК РФ устанавливает, что

орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии у собственников земельных участков в связи с ненадлежащим их использованием,

порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях

определяются земельным законодательством.

Однако до настоящего времени земельным законодательством почти ничего не регламентировано.

Статья 54 ЗК РФ определяет соответствующий орган и устанавливает порядок уведомления о допущенных нарушениях, но лишь для лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего предоставление земельных участков (ст. 29 ЗК РФ) и предоставившего земельный участок.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок на основании материалов, поступивших от исполнительного органа государственной власти, вынесшего предупреждение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Этот порядок вряд ли правомерно применять к собственникам, поскольку статья 44 ЗК РФ прямо говорит, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. То есть вплоть до внесения поправок в ГК и (или) ЗК РФ применение порядка, установленного статьёй 54 ЗК РФ, к собственнику будет представлять собой лишение прав собственности, не основанное на установленном законом порядке.

Ряд положений ГК РФ предусматривает возмещение собственнику стоимости изымаемого у него имущества в случаях ненадлежащего его использования:

статья 293 ГК РФ - при прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение, которая предусматривает продажу с публичных торгов такого жилого помещения по решению суда с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов по исполнению судебного решения;

статья 240 ГК РФ - при продаже с публичных торгов бесхозяйственно содержимых культурных ценностей собственнику таких ценностей передаётся вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.

Поскольку изъятие земельного участка осуществляется путём его продажи с публичных торгов, то есть основания полагать, что денежные средства, получаемые от такой продажи, поступают в распоряжение продавца, т.е. собственника земельного участка, в отношении которого было принято решение об изъятии.

Порядок прекращения прав несобственников на земельный участок установлен статьями 45-47 ЗК РФ. Согласно этим нормам принудительному прекращению подлежат:

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

право аренды земельного участка;

право безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Основание - ненадлежащее использование земельного участка.

Ненадлежащими признаются следующие способы и формы использования:

использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением;

использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;

использование при систематической неуплате земельного налога.

Ненадлежащим использованием считается также бездействие правообладателя, выраженное в полном отказе от использования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение определённого законодательством срока. Напомним, что согласно статье 284 ГК РФ этот срок составляет три года (если более длительный срок не установлен законом). В указанный период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Примечание. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечёт за собой наложение административного штрафа:

на граждан - от 2000 до 2500 руб.;

на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.;

на юридических лиц - от 70 000 до 100 000 руб.

Принудительное прекращение прав на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования осуществляется только на основании решения суда. При этом права несобственников могут быть прекращены лишь при неустранении фактов ненадлежащего использования земельного участка только после привлечения их к административной ответственности (п. 2 ст. 54 ЗК РФ).

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков. Названное предупреждение должно содержать:

указание на допущенное земельное правонарушение;

срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;

указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;

разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;

иные необходимые условия.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Причинитель вреда обязан возместить в полном объёме вред. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в нарушении земельного законодательства, за их счёт.

Решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего его использования может быть обжаловано в судебном порядке.

М. Дашевская,

"Практический бухгалтерский учет", N 8, август 2011 г.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ