Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Земля, которая предназначается для индивидуальных застроек, таких как коттедж, дача, усадьба, может обладать несколькими статусами: она делится по категориям и по виду назначения. Строительство дома будет зависеть от того, к какому назначению принадлежит земельный участок: оно может быть разрешено, но с определенными ограничениями, либо совсем запрещено.

Земли в нашей стране разделяют на категории в зависимости от целевого назначения. Согласно Земельному кодексу РФ земли бывают следующих категорий:

Земли сельхозназначения

Данные земли располагаются за чертой поселений и предназначаются для нужд сельского хозяйства в соответствии с пунктом 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ. Но вот по виду использования такие земли сильно отличаются, что может в значительной степени ограничить возможности владельца в плане застройки. Допустим, участок из категории земель сельскохозяйственного назначения может предназначаться для огородничества, и на нем невозможно построить объект ИЖС. В другом случае он может предназначаться для личного подсобного хозяйства с правом застройки, либо без такового. Если же участок предназначен для садоводства, ведения крестьянско-фермерского хозяйства, то застройка возможна, но существуют некоторые ограничения. Помимо этого можно перевести участок земли сельскохозяйственного назначения в другую категорию, которая не имеет такой ценности по законодательству, например, категория земель населенных пунктов. Данные действия можно совершить, если нужно заняться расширением права владельца на застройку. В случае таких изменений необходимо внести земельный участок в черту поселения, то есть, по сути, изменить черту поселения. Помимо этого придется возмещать потери сельхозпроизводства государству. Такие действия могут оказаться экономически невыгодными. В данной ситуации можно не менять категорию земли, а изменить только целевое назначение, допустим, определить его для ведения дачного хозяйства, либо садоводства.

Земли поселений

Таковыми признают земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Поселения в РФ подразделяют на городские (города, поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора и т. д.). В зависимости от численности населения городские и сельские подразделяются на:

  • сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);
  • крупнейшие города (1–3 млн. чел.);
  • крупные города (250 тыс. - 1 млн. чел.);
  • большие города (100–250 тыс. чел.);
  • средние города (50–100 тыс. чел.);
  • малые города и поселки (до 50 тыс. чел.);
  • крупные сельские поселения (свыше 5 тыс. чел.);
  • большие сельские поселения (1–5 тыс. чел.);
  • средние сельские поселения (200–1000 чел.);
  • малые сельские поселения (менее 200 чел.).

Использование земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий, то есть делением на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. В соответствии с ЗК РФ выделяют следующие территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные.

Для каждой зоны устанавливают градостроительные регламенты, определяющие содержание правового режима отдельных земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливают единый градостроительный регламент. Он обязателен для исполнения всеми собственниками, пользователями, владельцами-арендаторами независимо от форм собственности и иных прав на участки.

В ЗК РФ предусмотрены случаи, когда участки и расположенные на них объекты недвижимости признают не соответствующими градостроительному регламенту. Данная ситуация возникает, если виды использования не входят в перечень разрешенных или размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. В результате использование земельных участков и объектов недвижимости может быть запрещено органами местного самоуправления.

К городам и поселениям всегда примыкают земли иных категорий. Зоны, находящиеся за пределами города, но составляющие с ним единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений, ЗК РФ именует пригородными. В их составе выделяют территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Земли промышленного и иного специального назначения

Данная категория земель является самостоятельной. В ее составе в зависимости от характера задач выделяют следующие земли: промышленности; энергетики; транспорта; связи, радиовещания, телевидения и информатики; для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; иного специального назначения. Характерная особенность многих из них - наличие охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования. Это ограничивает права собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

К данной категории относят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота. К ним относят особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты; земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения.

Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

К этой категории относят лесные и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (земли лесного фонда); земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов и выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений (земли водного фонда); земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (земли запаса). Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

  • Правительством РФ - в отношении земель, находящихся в федеральной собственности;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ - в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;
  • органами местного самоуправления - в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов данного перевода. Такое признание осуществляется в судебном порядке.

Вид разрешённого использования земли

  • индивидуальное жилищное строительство - ИЖС,
  • личное подсобное хозяйство - ЛПХ,
  • дачное строительство,
  • дачное хозяйство,
  • сельскохозяйственное производство,
  • фермерское хозяйство,
  • крестьянско-фермерское хозяйство,
  • сельское хозяйство,
  • малоэтажное жилищное строительство,
  • сельскохозяйственное использование,
  • жилищное строительство,
  • жилая и коммерческая застройка.

Предположим, если вы приобретаете участок земли, относящийся к землям сельхозназначения, то он может предназначаться для огородничества, тогда на нем нельзя строить коттедж, либо для того, чтобы вести личное подсобное хозяйство, тогда у него может быть или не быть право застройки, либо для садоводства, дачного строительства, крестьянско-фермерского хозяйства - во всех случаях можно совершать застройку, вот только на разных условиях.

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)
Участком ИЖС называется земля, на которой можно возводить объекты индивидуального жилищного строительства. А объектами индивидуального жилищного строительства называются жилые дома, которые стоят отдельно и имеют не более трех этажей. Они предназначаются для проживания одной семьи, согласно п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. В доме, который стоит на участке ИЖС можно сделать постоянную регистрацию по месту жительства. Земли ИЖС отличаются от садовых участков тем, что проект жилого здания должен быть выполнен компанией-проектировщиком, которая имеет гослицензию, и его необходимо согласовать в контролирующих государственных инстанциях.

Земли для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ)
Для того чтобы построить усадьбу, лучше всего подойдет земля КФХ, ведь размер участка для крестьянско-фермерского хозяйства может быть огромных размеров. Проблема заключается в том, что заниматься хоть какой-то сельскохозяйственной деятельностью все же придется, а также заниматься отчетами в налоговую инспекцию. Но на самом деле решить эту проблему элементарно: чтобы создать видимость целевого использования земли будет достаточно разбить вишневый сад или устроить конюшню .

Садоводства (СНК, СНП, СПК)
Садоводческим некоммерческим объединением называется некоммерческая организация, которая учреждена гражданами на добровольных началах в соответствии с федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Оно может быть в форме садоводческого некоммерческого товарищества СНТ, садоводческого потребительского кооператива (СПК), садоводческого некоммерческого партнерства (СНП). На сегодняшний день все коттеджные поселки находятся в одной из вышеперечисленных юридических форм.
Сделать прописку в садоводческом некоммерческом объединении по сути можно, но не всегда, да и чаще всего только через процедуру судебного разбирательства.
Но есть постановление конституционного суда Российской Федерации, которое разрешает прописку на садовых участках. Помимо этого летом планируется принятие закона, который разрешит эту процедуру.

Земли для дачного строительства
В соответствии с федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", гражданин может получить или купить земельный участок для отдыха. На нем можно возводить жилое строение, но на нем невозможно зарегистрироваться. Строительство на сельскохозяйственной земле не имеет отличий от ИЖС. По всем остальным параметрам строительство загородного дома на дачном участке будет гораздо выгоднее, чем ИЖС, так как не будет никаких ограничений, связанных с габаритами и назначением строящихся зданий.

Земли для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
Личное подсобное хозяйство мало отличается от садоводства. Но не всегда можно построить дом на участке ЛПХ. Все будет зависеть от решения местной администрации. Предположим, она может запретить строить здание и прокладывать коммуникации, если участок находится не в черте населенного пункта, либо не примыкает к его границам. Но в том случае если строительство на участке ЛПХ разрешается, то у него нет почти никаких ограничений.

Отдельно же разрешенное использование и в ЗК (в большинстве случаев), и в Градостроительном кодексе характеризует только земельные участки. Целевое назначение в Градостроительном кодексе вообще не упоминается. В ЗК отдельно от разрешенного использования оно предназначается в основном для характеристики земель (п.1 ст.7; п.1 ст.8; п.3 ст.14 и др.), однако применяется и к земельным участкам (п.1 ст.40; ст.42; п.2 ст.45; п.2 ст.46, п.1 ст.57, п.3 ст.95). В ГК разрешенное использование не упоминается, а целевое назначение применяется в большинстве случаев к земельному участку (п.2 ст.260; п.1 ст.263; п.2 ст.276; ст.ст.280, 284, 285) и только в п.2 ст.260 - к землям.

Представляется, что для параллельного, соединительного упоминания понятий целевого назначения и разрешенного использования нет оснований. Ответ на вопрос о соотношении этих понятий состоит в том, что целевое назначение и разрешенное использование - это одно и то же.

Целевое назначение может быть предельно широким. Таковым является целевое назначение определенной категории земель (ст.7 ЗК). В соответствии же со ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. (в ред. от 25 декабря 2009 г.) №172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель является обязательным. Целевое назначение может быть более узким, характеризующим лишь некоторые земли, входящие в категорию земель. Например, сельскохозяйственные угодья или земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, в составе категории земель сельскохозяйственного назначения (ст.77 ЗК). Целевое назначение может быть и предельно узким. Таково, например, целевое назначение пашен, сенокосов, пастбищ и других земель, входящих в состав сельскохозяйственных угодий (ст.79 ЗК). Все это виды установленного законом целевого назначения, которое ограничивает или не допускает использование земель для других целей (ст.261 ГК). Использование земли не в соответствии с этим назначением будет противоправным.

Разрешенное использование выполняет ту же функцию, а потому также является предельно узким целевым назначением земли. Но это не обычный вид целевого назначения. Во-первых, он устанавливается только для земельных участков. Об этом свидетельствует подавляющее большинство норм о разрешенном использовании. И лишь посредством того, что земельные участки с одинаковым разрешенным использованием составляют одну территориальную или иную зону, разрешенное использование становится характерным и для нее (п.7 ст.1; п.9 ст.1 Градостроительного кодекса). Во-вторых, этот вид целевого использования устанавливается специальным нормативным актом, в соответствии с которым производится зонирование. Например, правилами землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса). Если установление целевого назначения земель определенной категории задает общий вектор использования земли и в некоторых случаях этого может оказаться достаточно для эффективности такого использования, то выделение в специальном, предусмотренном нормативным актом порядке территориальной зоны в условиях дефицита земель населенных пунктов существенно сужает это направление, делая его максимально эффективным.

Разница между обычным целевым назначением и разрешенным использованием хорошо видна в ситуации, когда необходимо изменить обычное узкое целевое назначение или разрешенное использование земельного участка. В первом случае достаточно будет, например, индивидуального акта органа местного самоуправления, во втором случае придется менять границы территориальной зоны посредством изменения уже нормативного акта. Таким образом, при зонировании и установлении разрешенного использования земли создаются большие правовые гарантии сохранения ее целевого назначения.

Поэтому, если в отношении земель произведено зонирование и установление разрешенного использования входящих в соответствующую зону земельных участков, упоминание наряду с разрешенным использованием целевого назначения указанных земель или входящих в их состав земельных участков будет излишним.

Если попытаться суммировать сказанное о целевом назначении и разрешенном использовании, то можно дать их и самое общее определение.

Целевое назначение - это установленное на основании закона и в предусмотренном им порядке разрешение властного органа на использование земель и входящих в их состав земельных участков только определенным образом. Разрешенное использование - наиболее узкое целевое назначение земельного участка, установленное нормативным актом, принятым в результате зонирования земель.

Итак, земель, не поделенных на категории, быть не может. И для каждой из этих категорий установлено целевое назначение. Но целевое назначение в массе статей действующего законодательства применяется и для характеристики земельного участка. Это позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, земельных участков, существующих вне той или иной категории земель, также не может быть. Во-вторых, земельный участок, как губка, впитывает органичное свойство той категории земли, к которой относится, - целевое назначение.

При этом у земельных участков может быть и особый, характерный только для них, вид целевого назначения: разрешенное использование. Но если зонирования земель в месте нахождения земельного участка, а следовательно, и его разрешенного использования может и не быть, то целевое назначение у земельного участка будет всегда.

Таким образом, у земельного участка есть не только фактические характеристики (границы, площадь), но и юридические - целевое назначение и разрешенное использование. Эти юридические характеристики отличают земельный участок от земли-территории и земли - природного объекта и ресурса, но сближают его с понятиями "земли" и "территориальная зона".

Их имманентность земельному участку определяется природой земли, ее ограниченностью как природного ресурса. Более того, эти правовые признаки влияют и на фактические характеристики земельного участка. Так, например, для личных подсобных хозяйств предельные размеры земельных участков будут одни, для крестьянских хозяйств - другие. Даже их установление происходит по-разному. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) "О личном подсобном хозяйстве" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 11 июня 2003г. №74-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010г.) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" минимальные размеры земельных участков для ведения крестьянского хозяйства устанавливаются законами субъектов РФ.

Земельный участок невозможно описать без его юридических признаков. Если в одних и тех же границах существует земельный участок с целевым назначением пашни, а затем это целевое назначение меняется в связи с отнесением земель, на которых находится земельный участок, к землям транспорта, то это не может быть один и тот же земельный участок. Это разные вещи, потому что предназначены они для разных целей.

Именно в силу своего правового характера целевое назначение и разрешенное использование отличаются от прочих (фактических) признаков земельного участка и иных вещей. Они являются еще и пределами вещных прав на земельные участки. Эти пределы устанавливаются путем указания на круг разрешенных действий, входящих в состав правомочия пользования субъекта вещного права. Здесь уже исчезает характерная в целом для гражданского права дозволительность (разрешено все, что прямо не запрещено) и появляется предписание определенного поведения. Если большинство вещей можно использовать и не в соответствии с их обычным назначением, и для закона это будет безразлично, то земельный участок нельзя не только описать, но и использовать, не соблюдая его юридические признаки, без риска возникновения негативных последствий, установленных законом.

Указанные точки зрения сложились без учета следующих обстоятельств. Непригодность использования участка по целевому назначению (равно как и в соответствии с разрешенным использованием) - это явление фактического порядка. Целевое же назначение и разрешенное использование - это юридические характеристики земельного участка. Также как невозможность осуществления права собственности не говорит об утрате этого права, так и невозможность использования земельного участка в соответствии с целевым назначением или разрешенным использованием еще не говорит о том, что эти юридические характеристики земельного участка перестали существовать. Они продолжают свое бытие, а потому сам земельный участок продолжает оставаться вещью, объектом имущественных отношений. Но правомочие пользования им становится фактически невозможным. В этом случае использование земельного участка каким-либо иным, фактически возможным, образом будет нецелевым, противоправным. Однако целевое назначение или разрешенное использование земельного участка могут быть приведены в соответствие с фактическими реалиями, изменены по решению властного органа. И тогда (и только тогда, а не автоматически) должен прекратить свое существование один земельный участок и в тех же границах возникнуть другой.

К сожалению, действующее законодательство этого не учитывает. Целевое назначение и разрешенное использование вопреки всей логике гражданского и земельного законодательства отнесены Федеральным законом от 24 июля 2007г. №221-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009г.) "О государственном кадастре недвижимости" не к уникальным характеристикам земельного участка, позволяющим индивидуализировать его как недвижимую вещь, а к дополнительным сведениям о нем (п.3 ст.1). Изменение дополнительных сведений не приведет к изменению кадастрового номера. Изменившийся по сути, превратившийся в другую вещь земельный участок формально-юридически останется тем же самым. Это положение должно быть однозначно преодолено путем отнесения целевого назначения и разрешенного использования к уникальным характеристикам земельного участка. Целевое назначение и разрешенное использование могут перестать существовать лишь в одном случае: когда объект, чьей неотъемлемой характеристикой они являются, сам по каким-либо причинам перестанет существовать (например, гибель земельного участка в результате затопления).

Земли России составляют ее земельный фонд, представляющий собой множество земельных участков с более или менее точно определенными на местности границами. Использование каждого такого участка производится в соответствии с конкретным правовым режимом, который определяет целевое назначение земельного участка.

Назначение земель как принцип земельного права

Это право основано на ряде принципов, один из которых гласит, что земельные участки должны использоваться в соответствии с их назначением, установленным земельным законодательством. Пользователи не имеют права изменять целевое назначение земельного участка, не заручившись согласием органов госвласти. Это назначение, согласно Конституции РФ, устанавливается как федеральным законодательством, так и законами субъектов РФ и отражается в земельном кадастре и ЕГРП.

Чем целевое назначение отличается от категории земель

Под первым из этих понятий подразумевается то особое направление их использования, те функции, которые данный тип земель выполняет в различных общественных отношениях. Так, сельхозземли являются средством для производства продукции растениеводства и животноводства, земли лесов являются жизненной субстанцией для существования лесной растительности и т. д.

Земельные участки, имеющие общее для всех них целевое назначение земельного участка, объединяются в совокупность таких участков с целью их классификации и учета, называемую категорией земель. Таким образом, между понятиями «категория земель» и «целевое назначение» имеется определенная разница: первое из них – это элемент законодательно установленной классификации земель, а второе – это признак, на основании которого она ведется.

Как классифицируются земли в РФ по их целевому назначению

Законодатели, создавая ЗК РФ, выделили следующие возможные типы целевого назначения земельных участков:

Производство сельхозпродукции;

Размещение населенных пунктов;

Размещение объектов хоздеятельности человека:

  • промышленных;
  • транспортных;
  • энергетических;
  • объектов связи и телевещания;
  • оборонных объектов и объектов, связанных с космической деятельностью;
  • объектов спецназначения;

Размещение объектов и территорий с режимом особой охраны;

Размещение естественных и искусственных водоемов;

Размещение лесных массивов;

Запас земель.

Получилось всего семь типов назначений земель, хотя могло быть выбрано и большее их число. Каждому типу целевого назначения ЗК РФ поставил в соответствие определенную категорию земель от 1-й (сельхозземли) до 7-й (земли в запасе).

Соотношение между площадями категорий земель РФ

По данным Росреестра, общая площадь земельного фонда РФ на 1.01.2015 составила 1709,8 млн га. Больше всего российских земель занято лесами (категория 6) – 65,3 %, сельхозземлями (категория 1) занято 23,0 %, землями запаса (категория 7) – 5,9 %. Землями под объектами и территориями с режимом особой охраны (категория 4) занято 2,0 %, землями под водоемами (категория 5) – 1,6 %, землями под населенными пунктами (категория 2) – 1,2 %, землями под объектами хоздеятельности человека (категория 3) занят 1,0 % общей площади земель РФ.

Классификатор целевого назначения земельных участков

Направления целевого использования участков земли определяются их категориями. Однако внутри них возможны различные виды такого использования, носящие наименование видов разрешенного использования (ВРИ). Эти виды определяются по классификатору ВРИ земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ и вступившему в силу с 24.12.2014.

Следует отметить, что зачастую в различных статьях в Интернете вместо понятия «ВРИ земельного участка» используется его аналог - «виды целевого назначения земельного участка», которое официально используется в земельном законодательстве Украины. Вероятно, такой разнобой в терминологии был вызван отчасти тем обстоятельством, что, хотя в ЗК РФ неоднократно упоминается о «разрешенном использовании земельного участка», однако не содержится его нормативного определения. Но после выхода классификатора ВРИ земельных участков следует использовать формулировки в его редакции.

Структура классификатора ВРИ земельных участков

Все возможные ВРИ в классификаторе отнесены к 12 условным группам - от 1-й до 12-й, т. е. их количество превышает число категорий земель по ЗК РФ. Кроме групп ВРИ, соответствующих категориям сельхозземель, лесов, водоемов, территорий с особой охраной, земель запаса, появилась группа ВРИ №2 для участков под размещение жилых построек, ВРИ №3 для участков под объекты капстроительства, назначением которых будет удовлетворение различных человеческих потребностей, ВРИ №4 для участков под размещение объектов капстроительства с целью извлечения прибыли (банки, торговые предприятия и т. д.). Отдельной группы ВРИ (№6) удостоились участки под размещение объектов промышленности, а также транспортных объектов (путей сообщения) – №7.

Каждая группа содержит от 18 (№1) до 4 (№12) различных ВРИ со своими цифровыми кодами, состоящими из двух полей: номера группы ВРИ от 1 до 12, кода ВРИ от 0 до 18.

Зачем нужна смена целевого назначения земельного участка

Обладатели прав на участки земли обязаны вести использование их в том направлении, которое соответствует их назначению. Оно определяется категорией земель и записано в кадастровый паспорт участка. Самостоятельно изменять это назначение запрещено. Нарушение этого требования признается административным правонарушением и наказывается согласно КоАП РФ.

Однако экономическая и социальная целесообразность могут обусловить объективные причины, для того чтобы поменять целевое назначение земельного участка. Эта замена должна проходить по специальной юридической процедуре. Решение о том, что такое изменение возможно (или невозможно), будет приниматься различными органами власти в зависимости от его собственника. Если собственность на землю федеральная, то изменить целевое назначение земельного участка может только Правительство РФ. Если собственником земли является субъект РФ, то решать будет орган госвласти субъекта РФ. Назначение земель, относящихся к муниципальной или частной собственности, изменяют органы местной власти. По сельхозземлям во всех случаях, кроме земель, относящихся к федеральной собственности, решение о том, что изменяется их назначение, принимают на уровне субъекта РФ.

Процедура изменения назначения земель

Как поменять целевое назначение земельного участка? Обладатель прав на участок, заинтересованный в изменении его назначения, должен подать ходатайство об этом в орган госвласти, уполномоченный рассматривать такое ходатайство (ст. выше).

Рассмотрев его, соответствующий орган госвласти принимает акт о внесении изменений в статус участка либо отказывает в этом в следующие сроки:

  • в срок не более 3-х месяцев, если иное не установлено законодательством РФ;
  • в срок не более 2-х месяцев, если ходатайство рассматривает субъект РФ или орган местной власти.

Акт о внесении изменений должен содержать:

  • границы, площадь и кадастровый номер участка;
  • основания для изменения назначения земель;
  • конечную категорию земель участка;
  • исходную категорию земель участка.

Уполномоченный орган, принявший акт, направляет его копию в течение 5-ти дней с даты его принятия в Росреестр. Последний, осуществив изменение целевого назначения земельного участка на основании акта путем внесения новых сведений в кадастровый паспорт участка, уведомляет о них заинтересованных правообладателей земельного участка и делает соответствующую запись в Единый госреестр прав на недвижимость (ЕГРП).

Новое назначение считается вступившим в силу с даты внесения изменений о нем в ЕГРП. Переоформлять какие-либо документы на земельный участок после этого не нужно.

Содержание ходатайства о смене назначения земли

Ходатайство должно содержать:

  • текущую категорию по ЗК;
  • кадастровый номер;
  • запрашиваемую категорию по ЗК;
  • источник прав заявителя на участок;
  • чем обосновано изменение.

К ходатайству прилагаются:

  • выписка из ЕГРП по участку;
  • копии личных документов ходатайствующего физлица, выписка из ЕГРИП при ходатайстве от индивидуального предпринимателя или выписка из ЕГРЮЛ при ходатайстве от юрлица;
  • заключение экологической госэкспертизы (если она необходима);
  • согласие собственника участка со сменой его назначения, если ходатайство от землепользователя.

Целевое назначение земель на Украине

ЗК Украины классифицирует земли по признаку основного целевого назначения по 9 категориям, которые частично (сельхозземли, леса, водоемы, объекты хоздеятельности человека) совпадают с категориями земель по ЗК РФ. В отдельные категории, в отличие от ЗК РФ, вынесены земли под жилыми постройками и общественными объектами, а также земли под оздоровительными объектами, земли для рекреации и земли, имеющие историко-культурное назначение.

По данным украинской Госслужбы по вопросам картографии, геодезии и кадастра, общая площадь земельного фонда страны - 60,4 млн га, из которых сельхозземли занимают 41,8 млн га, или 70 %, и только 17 % (10,4 млн га) - леса.

Около 90 % всех сельхозземель распаеваны, т. е. большинство сельских жителей имеют на руках госакты на земельные участки. Поскольку на Украине действует многолетний мораторий на продажу сельхозземель, то большинство участков сданы в аренду крупным агрохолдингам.

Целевое назначение земельного участка Украина зачастую изменяется при отводе перспективных участков под коммерческое строительство коттеджных городков и торговых объектов, особенно в окрестностях Киева и крупных областных центров.

Как построена система классификации земель на Украине

Множество различных направлений использования земель по каждой их категории обусловило принятие еще в 1998 г. Украинского классификатора видов целевого назначения земель. Все возможные виды целевого назначения разбиты в нем на 9 секций, обозначенных буквами английского алфавита, причем наименования их строго соответствуют категориям земель по ЗК Украины. Таким образом, классификация земель на Украине идет по схеме «основное целевое назначение земельного участка по ЗК Украины» – «конкретный вид целевого назначения по Классификатору видов» без введения дополнительного понятия ВРИ, как это сделано в земельном законодательстве РФ. В общем же содержание одноименных секций украинского классификатора видов целевого назначения в основном соответствует содержанию групп российского классификатора ВРИ.

Порядок изменения назначения земель на Украине

Как изменить целевое назначение земельного участка в Украине? Такие изменения осуществляются по проектам землеустройства относительно отвода земельных участков, у которых изменяется назначение. Проекты землеустройства заказываются в инициативном порядке правообладателями на земельные участки, ходатайствующими об изменении, специализированным землеустроительным фирмам, а порядок их разработки утвержден законом.

  1. заявление;
  2. оригинал проекта землеустройства, являющийся основанием для внесения изменения вида назначения участка;
  3. документ об оплате услуг по внесению запрашиваемых изменений.

Проверив соответствие документов установленным требованиям, кадастровый госрегистратор вносит соответствующие изменения и предоставляет ходатайствующему выписку из земельного кадастра, подтверждающую факт внесения изменений. Выписка из кадастра является бессрочной.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ