Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Инга СИНДЕЕВА — аспирантка кафедры государственного управления, правового обеспечения го­сударственной и муниципальной службы РАГС

В настоящее время в системе государствен­ной службы контракты о прохождении служ­бы заключаются с самыми различными кате­гориями государственных служащих. В ре­зультате гражданин вступает в правовые от­ношения с государством. Возникает законо­мерный вопрос: какова правовая природа таких отношений и заключаемого служебно­го контракта? Несмотря на то, что Федераль­ный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О госу­дарственной гражданской службе Россий­ской Федерации» действует в полную силу, до сих пор появление термина «служебный кон­тракт» служит поводом для дискуссии о его правовой природе.

В современной юридической науке суще­ствуют две основные точки зрения по вопро­су регулирования государственно-служебных отношений, которые напрямую связаны с предметом дискуссии.

Представители первой позиции (С.А. Ива­нов, A.M. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов, Л.А. Чиканова) считают, что отношения между гражданским служащим и государст­венным органом являются трудовыми. Соот­ветственно, должны регулироваться норма­ми трудового права с учетом специфики, ус­тановленной специальным законодательст­вом о государственной службе.

Однако представители этой точки зрения признают, что служебный контракт имеет ад­министративно-правовые элементы. Так, на­пример, Г.С. Скачкова рассматривает кон­тракты с государственными служащими как самостоятельные виды трудового договора с ярко выраженной административно-право- вой окраской . Лица, занимающие госу­дарственные должности, имеют двойной отраслевой статус . С одной стороны, по­ступая на государственную службу, они - обычные граждане, вступившие в трудовое правоотношение (выполняют определенную трудовую функцию за вознаграждение). С другой стороны, они действуют как агенты публичной власти и в силу этого принимают решения, имеющие властный характер. Соот­ветственно, статус государственного служа­щего как работника определяется нормами трудового права, а его статус как агента пуб­личной власти - государственным и админи­стративным правом.

Сторонники второго подхода (Ю.А. Старилов, А.А. Гришковец, А.Ф. Ноздрачев) исходят из того, что государственно-служебные отно­шения являются публично-правовыми и регу­лируются специальными нормами . Дан­ный подход основан на том, что государст­венная служба - это публично-правовой ин­ститут, который представляет собой целост­ную систему, основанную на служении госу­дарству. Государственно-служебные отноше­ния в реальной действительности выступают исключительно как государственные и адми­нистративные правоотношения, служения и подчинения государственных служащих ис­ключительно государству.

Для того чтобы ответить на вопрос: явля­ется ли служебный контракт административ­ным договором, необходимо выяснить, при­сущи ли ему признаки административного договора. В административном праве адми­нистративный договор определяется как ос­нованное на нормах административного пра­ва соглашение, базирующееся на взаимном проявлении воли сторон, одним из участни­ков которого выступает орган государствен­ного управления, имеющее своим предме­том управленческие отношения .

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерально­го закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О госу­дарственной гражданской службе Россий­ской Федерации» служебный контракт - это соглашение между представителем нанима­теля и гражданином, поступающим на граж­данскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и заме­щении должности гражданской службы. Слу­жебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Таким образом, это является соглашением между представите­лем нанимателя и гражданином, поступаю­щим на гражданскую службу, или граждан­ским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности граждан­ской службы, устанавливающим права и обя­занности сторон.

1. Административный договор основан на добровольном, согласованном волеизъ­явлении сторон, что, однако, не всегда озна­чает равенство сторон в юридическом пони­мании. Гражданин, поступая на государствен­ную службу и заключая служебный контракт, выступает именно свободным и равным субъектом по отношению к другой стороне . Служебным контрактом по соглашению сторон определяется должность, на которую он поступает, ряд существенных и иных до­полнительных условий. Что касается ограни­чений, установленных законом, то они отно­сятся как к гражданскому служащему, так и к другой стороне служебного отношения - представителю нанимателя. Например, гражданский служащий не может быть пере­веден на другую должность без его согласия, т.е. условия служебного контракта не могут быть изменены в одностороннем порядке. Таким образом, служебный контракт закреп­ляет факт добровольного двухстороннего во­леизъявления.

2. Административный договор базирует­ся на нормах административного права, по­этому необходимо выяснить, нормами адми­нистративного или трудового права осуще­ствляется правовое регулирование служеб­ного контракта.

Правовое регулирование порядка за­ключения, изменения и прекращения слу­жебного контракта, понятие и стороны слу­жебного контракта, содержание и форма осуществляются в соответствии с главами 5 и 6 Федерального закона «О государствен­ной гражданской службе Российской Феде­рации». Статьей 73 указанного Федерально­го закона установлен приоритет федераль­ных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъек­тов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, которые применяют­ся к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Феде­ральным законом «О государственной граж­данской службе Российской Федерации». Та­ким образом, нормы Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являясь нормами административного права, имеют приоритет по отношению к нормам трудового права.

3. Административный договор - это дву­сторонний или многосторонний правовой акт. Обязательной стороной административ­ного договора выступает орган государствен­ной власти либо его уполномоченный пред­ставитель.

Сторонами служебного контракта явля­ются представитель нанимателя и гражда­нин. поступающий на государственную граж­данскую службу.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государ­ственной службы Российской Федерации» нанимателем федерального государственно­го служащего является Российская Федера­ция, а служащего субъекта Российской Феде­рации - соответствующий субъект Россий­ской Федерации. Согласно ст. 1 Федерально­го закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представи­тель нанимателя - это руководитель государ­ственного органа, лицо, осуществляющее полномочия нанимателя от имени Россий­ской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Специфика государственной службы за­ключается втом, что работодателем (нанима­телем) в данном случае выступает государст­во, т.е. Российская Федерация или субъект Российской Федерации. Поэтому функции нанимателя от их имени реализует руководи­тель соответствующего государственного ор­гана - представитель нанимателя. Вместе с тем возникает вопрос, почему в качестве стороны служебного контракта выступает представитель нанимателя, а не собственно наниматель.

Л.А. Чиканова обращает внимание на двойственность субъекта на стороне нанима­теля, которая состоит в том, что в служебном правоотношении одновременно могут высту­пать два субъекта: государство как нанима­тель и руководитель государственного орга­на как представитель нанимателя. В связи с этим другой субъект - гражданский служа­щий - может находиться одновременно в правоотношениях как с государством-нани­мателем, так и с его представителем. Госу­дарство остается стороной служебного пра­воотношения на всем протяжении его суще­ствования, независимо оттого, замещает ли гражданский служащий в тот или иной про­межуток времени должность в государствен­ном органе .

Идея служения государству как таковому находит свое проявление и в самих понятиях «государственная служба» и «государствен­ный служащий».

В статье 3 Федерального закона «О госу­дарственной гражданской службе Россий­ской Федерации» государственная служба определяется как профессиональная слу­жебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий фе­деральных государственных органов, госу­дарственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государствен­ные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должно­сти субъектов Российской Федерации.

Из этого определения делается вывод о том, что государственные служащие выпол­няют функцию государства, которая предо­пределяет их публично-правовой статус . Поступая на государственную службу, они ре­ализуют право на равный доступ к государст­венной службе и, соответственно, - консти­туционное право гражданина Российской Федерации на участие в управлении государ­ством.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» гражданский служащий- гражданин Российской Федерации, взяв­ший на себя обязательство по прохождению гражданской службы. Гражданский служа­щий осуществляет профессиональную слу­жебную деятельность на должности граждан­ской службы в соответствии с актом о назна­чении на должность и со служебным контрак­том и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Акт о назначении на должность - это ад­министративный акт, издаваемый уполномо­ченным органом. Однако сам по себе он не является основанием для возникновения служебного отношения. Это лишь один из элементов сложного юридического состава, основания возникновения служебного пра­воотношения. Без служебного контракта слу­жебные отношения возникнуть не могут. Та­ким образом, для возникновения служебно­го отношения необходимо наличие сложного юридического состава, т.е. наличие как акта назначения на должность, так и служебного контракта (договора).

4. Лишь в результате заключения слу­жебного контракта возникают служебные правоотношения. Л.А. Чиканова рассматри­вает их как сложное правовое явление, со­стоящее из различных по своей природе, но неразрывно связанных элементов, имеющих как публично-правовой, так и частноправо­вой характер . Служебно-трудовое отношение находится как бы внутри государ­ственно-служебного (публично-правового) отношения, т.е. входит в содержание послед­него. Отношения гражданских служащих, возникающие на основании акта назначе­ния на должность, т.е. отношения, связанные с поступлением на гражданскую службу, на­хождением на гражданской службе и ее пре­кращением, - это публично-правовые отно­шения, входящие в предмет административ­ного законодательства. Отношения, возника­ющие в связи с исполнением служебных обя­занностей по должности гражданской служ­бы на основании служебного контракта, за­ключенного гражданским служащим с кон­кретным государственным органом, - это служебно-трудовые отношения, входящие в предмет трудового права.

5. Целью административных договоров является регулирование управленческих от­ношений, посредством заключения такого соглашения стороны договариваются об осу­ществлении определенных действий в инте­ресах государственного управления , а также реализация некого общего блага, пуб­личных интересов, достижение общественно значимых результатов . Цель заключения служебного контракта - установление слу­жебных отношений, в результате которых гражданский служащий сможет выполнять должностные обязанности по реализации функций и полномочий того или иного госу­дарственного органа. Из этого следует, что служебному контракту, безусловно, присущи публично-правовые цели.

В то же время следует отметить ряд спе­цифических отличий, характерных для слу­жебного контракта с государственным слу­жащим, в котором определяются его должно­стные обязанности. Содержание (условия) этого документа не вырабатывается самими сторонами, а определено в Федеральном за­коне «О государственной гражданской служ­бе Российской Федерации». По мнению А.А. Осина, «анализируя статьи Закона, свя­занные со служебным контрактом, все боль­ше приходишь к выводу, что служебный кон­тракт как соглашение (если под этим словом подразумевается согласие сторон на те или иные условия и свободное волеизъявление при их формулировке) является чем-то эфе­мерным» .

Действительно, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» достаточно деталь­но регламентировано содержание служебно­го контракта. Гражданский служащий может лишь согласиться с теми условиями, которые ему предлагаются, или нет.

В то же время законодательством о госу­дарственной гражданской службе не запре­щено предусматривать в служебном кон­тракте дополнительные условия, не ухудшаю­щие положение служащего, поэтому стороны могут определить в контракте отдельные по­ложения. Однако в действительности это не практикуется, что несколько ограничивает свободу сторон в установлении дополнитель­ных условий служебного контракта.

Следует обратить внимание на то, что Указом Президента Российской Федерации от 16.02.2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении госу­дарственной гражданской службы Россий­ской Федерации и замещении должности го­сударственной гражданской службы Россий­ской Федерации» утверждена примерная ти­повая форма служебного контракта, что тоже несколько ограничивает свободу сторон в ус­тановлении дополнительных условий.

Таким образом, анализ признаков адми­нистративного договора в проекции на слу­жебный контракт позволяет сделать вывод о том, что служебный контракт является осо­бым видом административного договора, ко­торому присущ ряд следующих признаков:

— служебный контракт закрепляет факт добровольного двухстороннего волеизъяв­ления о прохождении государственной граж­данской службы:

— нормы Федерального закона «О госу­дарственной гражданской службе Россий­ской Федерации» о служебном контракте, яв­ляясь нормами административного права, имеют приоритет по отношению к нормам трудового права;

— для возникновения служебного отноше­ния необходимо наличие сложного юридиче­ского состава как акта назначения на долж­ность, так и служебного контракта, которому присущи публично-правовые цели.

Литература

1. Иванов СЛ. Трудовое право переход­ного периода // Государство и право. 1994. № 4; Куренной A.M., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Современные про­блемы российского трудового права // Правоведение. 1997. № 2; Чикано­ва JI.A. Правовое регулирование слу­жебных отношений на государствен­ной гражданской службе: вопросы те­ории и практики // Журнал россий­ского права. 2005. № 4.

2. Скачкова Г.С. Трудовые договоры в различных сферах деятельности. М., 2001. С.5.

3. Манохин В.М. Российское админист­ративное право. Саратов, 2000. С.16.

4. Старилов Ю.Н. Служебное право. М„ 1996; Ноздрачев А.Ф. От концепции реформирования государственной службы к новым идеям правового ре­гулирования государственно-служеб­ных отношений в Российской Феде­рации // Модернизация экономики России: итоги и перспективы. М., 2003; Гришковец А.А. Правовое регу­лирование государственной граждан­ской службы в Российской Федера­ции. М„ 2003.

5. Общие вопросы теории администра­тивного договора. Красноярск, 1998. С.26-29; Коренев А.П. Администра­тивное право Российской Федерации. М„ 2001. Часть I. С.183-185; Конин Н.М. Российское административное право. Саратов, 2001. С.258-259.

6. Чиканова Л.А. Правовое регулирова­ние служебных отношений на госу­дарственной службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. № 4.

7. Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отно­шениям на государственной граждан­ской службе: теория и практика: Авто- реф. дисс… докт. юрид. наук. М., 2005.

8. Казанцев Н.М. Публично-правовое ре­гулирование государственной служ­бы // Государственная служба Рос­сийской Федерации: первые шаги и перспективы. С. 16.

9. Коренев А.П., Абдурахманов А.А. Ад­министративные договоры: понятие и виды // Журнал российского права. 1998. № 7.

10. Бахрах Д.Н. Административные до­говоры // Административное право России. М„ 2002.

11. Осин А А. Содержание, форма и осо­бенности заключения служебного кон­тракта //Трудовое право. 2007. № 5.

Статья 24 Федерального закона, раскрывая содержание служебного контракта, предусматривает, какие сведения и условия должны или могут указываться в служебном контракте. В статье 24 определены существенные условия служебного контракта и их исчерпывающий перечень. Существенные условия обязательно должны быть включены в содержание служебного контракта.

К существенным условиям служебного контракта относятся:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

IV. Должностной регламент гражданского служащего

В соответствии со статьей 47 Федерального закона гражданский служащий осуществляет свою служебную деятельность в соответствии с должностным регламентом. Должностной регламент - акт, издаваемый на основании примерного должностного регламента для регулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента таможенного органа.

В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом таможенного органа, задачами и функциями структурного подразделения таможенного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же или иного таможенного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом таможенного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой (часть 5 статьи 47 Федерального закона). В соответствии с частью 6 статьи 71 Федерального закона до образования соответствующего органа по управлению государственной службой задачи и функции этого органа выполняются государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, функции органа по управлению государственной службой в таможенных органах Российской Федерации возложены на ФТС России.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона соблюдение служебного распорядка таможенного органа является основной обязанностью гражданского служащего.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок таможенного органа.

Служебный распорядок - нормативный акт, издаваемый в ФТС России в виде типовых правил внутреннего служебного распорядка таможенных органов Российской Федерации, определяющих для государственных гражданских служащих таможенных органов режим службы (работы) (продолжительность, начало, окончание и порядок учета служебного времени, время перерыва для отдыха и питания, графики дежурства при организации дежурств, порядок привлечения должностных лиц к исполнению должностных обязанностей сверх установленного ежедневного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни) и время отдыха (часть 3 статьи 56 Федерального закона).

В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона служебный распорядок утверждает представитель нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного таможенного органа.

Служебным контрактом определяются основные условия прохождения гражданской службы. Предметом регулирования служебного контракта являются обязательства РФ и федерального государственного гражданского служащего, а также обязательства субъекта РФ и государственного гражданского служащего субъекта РФ, принимаемые на себя соответствующим государственным органом и государственным гражданским служащим.

Служебный контракт отражает совокупность подлежащих регулированию на индивидуальном уровне отношений, возникающих при поступлении гражданина на гражданскую службу и прохождении гражданской службы с учетом ее особенностей в государственном органе на конкретной должности Глушко Е.К. Государственная служба и административная реформа / Е.К. Глушко. - Ежегодник «Публично-правовые исследования», 2006. Том 1. // Система ГАРАНТ.. В частности, в служебные контракты включается наименование должности с указанием группы и категории должностей, указывается конкретное подразделение, размеры должностного оклада и оклада за классный чин, ежемесячных надбавок за особые условия, за выслугу лет, ежемесячного денежного поощрения, продолжительность основного и дополнительного отпуска, в том числе положение о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день, если такой режим установлен в контракте.

При заключении служебного контракта гражданин (гражданский служащий) обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы / Н.М. Казанцев. - М.: Проспект, 2008. - С. 62. Исходя из требований Федерального закона изменения, вносимые в служебный контракт, должны быть оформлены по обоюдному соглашению сторон служебного контракта в письменной форме.

Служебный контракт:

Заключается при назначении на должность гражданской службы;

Вступает в силу со дня его подписания сторонами;

Не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа, а также фамилия, имя, отчество представителя нанимателя. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе» / под ред. Козбаненко В.А., - М.: Статут, 2009. - С. 211.

Общие положения служебного распорядка об отпусках и режиме труда, положения нормативных правовых актов государственных органов о премировании и об оплате труда гражданских служащих конкретизируются в служебном контракте применительно к каждому гражданскому служащему. Рой О. Режим управленческого труда в контексте квалификационной оценки госслужащих / О. Рой // Государственная служба. - 2008. - № 1. - С. 19.

В зависимости от срока действия служебные контракты подразделяются на два вида: служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт.

Срочный служебный контракт заключается на срок не менее одного года и не более пяти лет. Однако возможны ситуации, когда срочные служебные контракты с гражданскими служащими заключаются на срок полномочий лица, замещающего государственную должность, который может выходить за указанные временные рамки Беляев А. Порядок прохождения государственной службы / А. Беляев // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009. - № 10 // Система ГАРАНТ.. При заключении срочного служебного контракта в нем должны быть указаны правовые основания, в соответствии с которыми он заключается на определенный срок. К правовым основаниям заключения срочного служебного контракта отнесены случаи, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с федеральными законами.

К основным случаям заключения служебного контракта относятся:

1) замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда, состоящей из оклада денежного содержания и материального стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, при котором материальное стимулирование производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. Пресняков М.В. Обеспечение конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе / М.В. Пресняков // Гражданин и право. - 2009. - № 7. - С. 30

С государственным гражданским служащим, с которым был заключен служебный контракт на неопределенный срок и достигшим возраста 60 лет, указанный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Данная правовая норма носит императивный характер, то есть не предусматривает иных вариантов решения. Это означает, что при волеизъявлении гражданского служащего продолжить государственную гражданскую службу в замещаемой им должности, оформленном письменным заявлением, представитель нанимателя обязан перезаключить с ним служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, на срочный служебный контракт. Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом он не может быть менее одного года.

Вместе с тем порядок перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт законодательством о государственной гражданской службе РФ не определен.

В отношении гражданских служащих, достигших возраста 60 лет, замещающих должность гражданской службы на основе срочного служебного контракта, правоприменительная практика складывается следующим образом. Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба / Ю.Н. Щербаков. - Ростов-н/д.: Феникс, 2007. - С. 95. После окончания действия срочного служебного контракта, заключенного менее чем на пять лет, по согласию сторон заключается новый срочный служебный контракт до достижения гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет). Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом этот срок не может быть менее одного года.

  • 9. Федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие государственную гражданскую службу.
  • 10.Законодательство субъектов Российской Федерации о государственной гражданской
  • 13. Права государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 14. Обязанности государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 15. Ограничения, установленные для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 16. Запреты, установленные для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 17. Требования к служебному поведению, установленные для государственных гражданских служащих.
  • 18. Конфликт интересов на государственной гражданской службе, муниципальной службе.
  • 19. Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу, муниципальную службу.
  • 20. Конкурс на государственной гражданской службе, муниципальной службе
  • 21. Испытание при поступлении на гражданскую службу.
  • 22. Служебный контракт на государственной гражданской службе, трудовой договор на
  • 24. Прекращение государственной гражданской службы, муниципальной службы, расторжение служебного контракта (трудового договора), освобождение от должности, увольнение служащих (общая характеристика).
  • 25. Основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы
  • 26. Основания и порядок увольнения с муниципальной службы
  • 27. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
  • 29. Понятие и основные этапы прохождения государственной гражданской службы, муниципальной службы (общая характеристика).
  • 30. Аттестация гражданских служащих.
  • 31. Управление государственной гражданской службой, муниципальной службой.
  • 32. Кадровая работа.
  • 34. Должностной регламент государственного гражданского служащего.
  • 35. Реестры государственных гражданских служащих и кадровый резерв на государственной гражданской службе.
  • 36. Служебная дисциплина на гражданской службе
  • 37. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.
  • 39. Служебное время и время отдыха государственных гражданских служащих.
  • 40. Отпуска на гражданской службе.
  • 41. Оплата труда государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 42. Государственные гарантии на государственной гражданской службе, муниципальной.
  • 43. Гарантии государственной защиты жизни и здоровья государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 44. Основные направления реформирования государственной службы Российской Федерации.
  • 22. Служебный контракт на государственной гражданской службе, трудовой договор на

    муниципальной службе

    Понятие служебного контракта

    Порядок поступления на гос-ю и муниц-ю службу различен. На гос-ю службу порядок регулируется законодательством о гос-ой службе, а поступление на муниц-ю службу регулируется трудовым законодательством. На ГГС граждане поступают на условиях служебного контракта. На муниц-ю – на условиях трудового договора.

    М/у служебным контрактом и ТД есть как сходство, так и различия. Сходства:

    Общая правовая природа, т.к. оба договора об использовании труда

    Единая сущность и сходные понятия и содержание.

    Различия:

    Служебный контракт – это специальный вид договора о труде, распространяющийся только на гос. служащих

    Служебный контракт регулируется законодательством о службе, а не трудовым законодательством

    Служебный контракт имеет целый ряд особенностей, касающихся сторон, порядка заключения, расторжения, перечня лиц, содержание дополнительных условий.

    Служебный контракт – это форма реализации права на труд в системе гос. службы, который представляет собой соглашение м/у представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гос. службу или гражданским служащим о прохождении службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ст. 23 ФЗ «О ГГС»).

    С одной стороны – представитель нанимателя, вторая сторона – гражданин, поступающий на службу или находящийся на службе.

    Представитель нанимателя (ст. 1 ФЗ «О ГГС») - это руководитель гос. органа либо лицо, замещающее гос. должность, либо лицо, осуществляющее полномочие нанимателя от имени РФ или субъекта РФ. В соответствии с ФЗ «О системе гос. службы» нанимателем выступает РФ либо субъект РФ.

    Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданскому служащему, поступающему на службу:

    * возможность прохождения службы

    * возможность замещения определенной должности в соответствии с законодательством

    * своевременно и в полном объеме выплачивать денежное содержание

    * предоставлять соц-е гарантии.

    Гражданин, поступающий на службу или замещающий должность, обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок гос. органа.

    Кроме того, все условия служебного контракта м. подразделить на существенные и дополнительные. Существенные условия – это условия, без которых контракт не считается заключенным. К их числу ст. 24 ФЗ «О ГГС» относит:

    Наименование должности с указанием подразделения

    Дата начала исполнения должностных обязанностей

    Права и обязанности служащего, должностной регламент

    Виды условий медицинского страхования

    Права и обязанности представителя нанимателя

    Условия служебной деят-ти, а также компенсации и льготы

    Режим служебного времени и времени отдыха

    Условия оплаты труда служащего

    Социальное страхование.

    Дополнительные условия – иные условия по соглашению сторон:

    Испытание при приеме на службу

    Неразглашение сведений, составляющих гос-ю и иную, охраняемую законом тайну

    Показатели результативности профессиональной деят-ти

    Обязанность лица проходить гражданскую службу по окончании образовательного учреждения, если такое обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета

    Любые условия, не ухудшающие положение служащего по сравнению с условиями, установленными федеральным законодательством и иными НПА.

    Условия служебного контракта м.б. изменены только по соглашению сторон в письменной форме.

    Примерная форма служебного контракта о прохождении гос. службы и замещении должности гос. службы РФ утверждена Указом Президента РФ от 16.02.2005г. № 159.

    Служебный контракт заключается в письменной форме в 2х экземпляров, одни храниться в личном деле служащего, второй отдается на руки служащему. Вступает в силу с момента подписания, если иное не предусмотрено контрактом.

    Сроки служебного контракта – в зависимости от сроков служебный контракт м. заключаться либо на неопределенный срок, 2 вид – это срочный служебный контракт. Срочный служебный контракт заключается на срок от 1 года до 5 лет. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения не м.б. установлены на определенный срок с учетом должности либо условий прохождения службы. При этом закон выделяет случаи (ст. 25 ФЗ «О ГГС»), когда заключается срочный служебный контракт:

    В случае замещения отдельных категорий «руководители» и всегда в отношении замещения должностей «помощники (советники)»

    В случае замещения должности на период отсутствия гос. служащего, за которым сохраняется его должность

    В случае, когда срочный служебный контракт заключается со служащим по окончании обучения в соответствии с договором, заключенным с соответствующим гос. органом, если договором предусматривается обязательное прохождение службы

    Срочные служебные контракты в дипломатических представительствах и консульствах, находящихся за пределами РФ

    В случае замещения должности в гос. органе, который создан на определенный срок или для выполнения определенных функций и задач

    Для временного замещения должности гражданской службы

    В случае замещения должности, по которой устанавливается особый порядок оплаты труда

    Законодательством м.б. предусмотрены и иные случаи заключения срочного контракта. Законодательством о гражданской службе предусмотрен особый случай перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт – это относится к служащим, достигших возраста 60 лет – срочный служебный контракт заключается на срок от 1 года до 5 лет. Предельный возраст, нахождения на ГГС – 65 лет, после 65 лет закон обязывает перезаключить контракт на срочный ТД на должности, не являющие должностью гос. службы.

    Порядок назначение на должность – поступление на службу производится путем назначения на должность. Назначение на должность – это правоприменительный акт уполномоченного ДЛ, издаваемый в форме приказа или распоряжения, которым оформляется поступление гражданина на гос. службу с зачислением на определенную должность. Только после назначения на должность, гражданин приобретает статус гос-го или муниц-го служащего. Фактическое допущение к работе на службе противоречит законодательству о гос. службе.

    Процедура конкурсного отбора предшествует изданию приказа о назначении на должность, на основании данного приказа (акта) заключается служебный контракт.

    Муниц-ый служащий поступает на службу на условиях ТД , здесь действует общий порядок. Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

    Ст. 26 ФЗ «О ГГС» - предусматриваются документы, которые д. представить гражданин:

    Заявление

    Анкета (утверждена Распоряжение Правительства РФ 2005г.)

    Паспорт

    Трудовая книжка

    Документы воинского учета

    Документы об образовании

    Сведения о доходах, об им-ве и обязательствах имущественного характера.

    После заключения служебного контракта, все ЛНА обязательны для служащего. Служащим выдается удостоверение установленной формы.

    23. Изменение и приостановление служебного контракта. Переводы, перемещения, изменение существенных условий службы, исполнение обязанностей по другой должности на государственной гражданской службе, муниципальной службе

    Переводы и перемещения. изменеие сущетсвенных условий

    Перевод – это:

    1) поручение служащему исполнение обязанностей по др. должности в том же гос. органе с изменением должностных обязанностей

    2) поручение исполнения обязанности по др. должности в ином гос. органе

    3) перемещение служащего вместе с гос. органом в др. местность

    3 виды перевода:

    1) перевод на иную должность в том же гос. органе

    2) перевод в др. гос орган

    3) перевод в др. местность вместе с гос. органом.

    Перевод допускается только с письменного согласия служащего. От перевода следует отличать перемещение на иную должность.

    Не признается переводом и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

    Перевод это такое изменение службы, когда изменяется либо место службы, либо одновременно и должность и содержание должностных обязанностей.

    Разновидностями переводов явл-ся перевод по состоянию здоровья. Если отказывается от перевода, то расторгается контракт.

    Временное замещение иной должности – 2 случая:

    1) перевод по служебной необходимости

    2) назначение на должность на период временного отсутствия служащего.

    Изменение существенных условий служебного контракта (ст. 29 ФЗ «О ГГС») – изменение допускается по инициативе представителя наниматели при соблюдении следующих условий:

    1. В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

    2. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

    3. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

    4. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается.

    Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора.

    Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

    Статья 72.1. Перевод на другую работу. Перемещение.

    Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса. По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).

    Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

    Запрещается переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

    Статья 72.2. Временный перевод на другую работу.

    По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

    В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.

    Перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй настоящей статьи. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.

    При переводах, осуществляемых в случаях, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

    И статьи 23 настоящего Федерального закона.

    2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

    3. Существенными условиями служебного контракта являются:

    1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

    2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

    3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

    4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

    5) права и обязанности представителя нанимателя;

    6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

    7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

    8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

    9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;

    10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.

    4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

    1) испытание, которое устанавливается в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона;

    2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

    3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

    4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

    5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

    5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

    6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

    8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ