Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В том виде, в каком сформулировано понятие вещного права в современном гражданском праве, такого понятия в римском праве не существовало. Однако уже в то время было четкое понимание того, что вещное право – это совокупность норм, дающая собственнику возможность независимо от чьей либо воли воздействовать на вещь.

Вещь (res) выступает как объект вещно-правовых отношений. Под вещью в Древнем Риме подразумевалось некое благо, способное удовлетворять человеческую потребность.

При этом вещь понималась римскими юристами как явление, рассматриваемое в двух смыслах: широком и узком.

К вещам в широком смысле относили не только вещи «телесные», т.е. осязаемые, существующие как объекты в физическом измерении, но и вещи нематериальные , бестелесные, к которым относили, например, имущественные права. В широком смысле к вещам относили и людей – рабов.

Как отмечал Г.Ф. Дормидонтов, «res, в юридическом языке в обширном смысле есть всякий объект права.

В более тесном смысле под res римские юристы разумеют материальные объекты внешней природы, говоря иначе, одни res corporales ».

Таким образом, в римском праве выделяли вещи телесные, материальные (res corporales ) и вещи бестелесные, нематериальные (res incorporales ).

Основными признаками телесной вещи считались: реальность (т.е. существование в физическом измерении), полезность (т.е. возможность с ее помощью удовлетворять те или иные человеческие потребности).

Бестелесная вещь характеризовалась как любое право, отличное от права собственности (полного господства над вещью - dominium ). К бестелесным вещам относили, например, узуфрукт, право наследования, различные обязательства.

Еще одной фундаментальной классификацией вещей следует признать их деление на res in commercio и res extra commercium.

1. Вещи, доступные частному обладанию, находящиеся в обороте (res in nostro patrimonio или res in commercio ). По поводу таких вещей могли быть заключены сделки между лицами.

2. Вещи, недоступные обладанию частного лица (res extra nostrum patrimonium или res extra commercium ). Такие вещи не могли быть предметом сделок.

К вещам in commercio относили следующие:

- res corporales и res incorporales (т.е. вещи телесные и бестелесные);

- res ma ncipi и res nec ma ncipi (вещи манципируемые и неманципируемые). Различие между ними заключалось в том, что первые – res mancipi – могли отчуждаться и переходить в квиритскую собственность только с соблюдением специальной процедуры – манципации (mancipa tio ) или же путем совершения акта in iure cessio – формальной сделки, облекавшейся в форму вымышленного процесса.

И.А. Покровский отмечал: «по определению классических юристов (Ulpiani reg. 19. 1), к числу res mancipi относятся земли в Италии (praedia in Italio solo - fundus и domus), затем некоторые из предиальных сервитутов (via, iter, actus, aquaeductus) и, наконец, рабы и рабочий скот (servi et quadrupedes, quae dorso collove domantur, velut boves, muli, equi, asini). Все остальные вещи суть res nec mancipi».



Что же касается неманципируемых вещей, то они могли передаваться в квиритскую собственность без соблюдения формальностей, связанных с обрядом манципации. Передача осуществлялась путем traditio – т.е. передачи вещи попросту от одного лица другому.

В науке римского права предполагается, что основной причиной отнесения манципируемых вещей к данной категории являлась их повышенная ценность, значимость для жизни, самого существования семьи – familia .

Что же касается вещей, изъятых из коммерческого оборота (res extra commercium) , то к ним относили:

1) Вещи, принадлежащие всем: воздух, моря вместе со всем, что в них водится;

2) Публичные вещи (res publicae ) – достояние римского народа, сюда же относилось и имущество общин-городов (например, общественные здания, укрепления), а также вещи для удовлетворения общественных потребностей, например, публичные дороги и реки, театры, стадионы, бани и пр.;

3) Общественные вещи (resuniversitatis ) – принадлежащие муниципиям или колониям, выделяемые из публичных вещей по этому признаку;

4) Вещи божественного права (resdiviniiuris ), к которым относились:

Вещи, посвященные богам (ressacrae ) – храмы, предметы культа;

Вещи, находящиеся под защитой богов (ressanctae ) – например, стены и ворота города;

Вещи, связанные с погребальными обрядами (resreligiosae ) – например, место захоронения. Примечательно, что земля, где находилось захоронение раба, относилась к рассматриваемой категории, а земля с захоронением «врага», т.е. чужака – нет.

Деление вещей на res unitae и res compositae предложено видным римским юристом Помпонием:

Простыми вещами (res unitae ) считались вещи, которые представляли собой независимое органическое единство, связь между элементами этих вещей установлена самой природой, т.е. эти вещи нельзя было разделить без ущерба для них. В качестве примеров простых вещей приводились, например, камень, статуя, раб.

К сложным вещам (res compositae ) относили такие вещи, связь между элементами которых была установлена не природой, а человеком, искусственно. Сложные вещи представляли собой объединение нескольких вещей, составляющих в совокупности единый комплекс.

Таким образом, отдельные элементы сложных вещей сохраняли свою индивидуальность, но теряли функциональную автономию, чтобы составить некую новую вещь. Например, сложной вещью признавалось строение, сооруженное из отдельных камней.

Встречается в научной литературе, посвященной римскому праву, кроме приведенных выше двух видов вещей и еще одна разновидность – однородные вещи (co rpora ex distantibus ).

Однородными вещами признавали, например, стадо коров, т.е., однородная вещь представляет собой совокупность отдельных res, однако эти отдельные вещи не утрачивают своей индивидуальной ценности и самостоятельности, они лишь на некоторое время образуют некий самостоятельный объект, в котором вполне допустима замена одного составного элемента другим.

Классификация вещей на делимые и неделимые(res dividuae и res individuae ) имеет свое правовое значение.

Делимыми признавались вещи, которые можно было разделить на части без уменьшения в результате такого деления их стоимости и качества.

Таким образом, из одной вещи могли образоваться несколько самостоятельных, ценных объектов права. Например, зерно или деньги признавались римскими юристами делимыми вещами.

Неделимые же вещи не могли быть физически разделены без ущерба для их качества и функциональности. Неделимыми признавались рабы, животные, - в общем, любая res unita .

По этому поводу замечательно высказывание Г.Ф. Дормидонтова: «вопрос о делимости вещи может возникнуть совершенно в ином смысле тогда, когда одна вещь делится между несколькими лицами не на материальные части, a на идеальные доли, пропорционально объему права каждого из участников раздела. Так как здесь нет физического деления вещи, то возникает y этих лиц общность в обладании одною вещью, делимой только умственно, на интеллектуальные доли-partes pro indiviso.

В этом случае делится не сама вещь, a право на нее, и если говорят здесь, что вещь разделена, то лишь по привычке отожествляют право с его объектом».

Использовалось в широком смысле.

Термин «вещь» (res) употреблялся в нескольких значениях. Вещами считалось как все то, что существует в материальном мире, так и объекты имущественных прав и правовые отношения в целом.

К вещам относились:

1. вещи Божественного права (священные, святые и религиозные):

2. вещи человеческого права:

Частные вещи в свою очередь также делились на группы.

Классификация вещей

В римском праве существовало широкое деление вещей на категории:

  1. изъятые и не изъятые из оборота;
  2. манципируемые и неманципируемые;
  3. простые и сложные;
  4. потребляемые и непотребляемые;
  5. делимые и неделимые;
  6. главные и побочные;
  7. определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные;
  8. движимые и недвижимые;
  9. телесные и бестелесные.

Изъятые и не изъятые из оборота вещи

Изъятые из оборота вещи (res extra commercium) - это те вещи, которые удовлетворяли потребности всего народа, а потому не могли быть предметом частных правоотношений. К ним относились предметы религиозного содержания (храмы, публичные дороги, предметы религиозного культа, места погребения и др.), а также предметы общего пользования (воздух, непересыхающие реки, берега моря и др.).

Не изъятые из оборота вещи (res in commercio) - это те вещи, которые удовлетворяли интересы отдельных лиц и являлись предметом купли-продажи, обмена и т. п. К ним относилось большинство вещей, не входящих в группу изъятых из оборота.

Манципируемые и неманципируемые вещи

Манципируемые вещи (res mancipi) - это италийские земли, постройки на них, рабы, рабочий скот и земельные сервитуты. Италийские земли передавались исключительно через манципацию. Вся земля принадлежала государству. Манципация проходила в сложной форме и при участии пяти свидетелей. Ошибка хотя бы в одном слове в процессе манципации автоматически приводила к недействительности сделки.

Неманципиуемые вещи (rex пес mancipi) - все остальные вещи.

Различие между двумя группами вещей состояло в способе отчуждения. Неманципируемые вещи отчуждались путем простой передачи - traditio, в то время как для отчуждения манципируемых вещей требовалось выполнение особых формальностей (обряда манципации - mancipatio). И это не случайно, так как к группе манципируемых относились основные средства производства. Поскольку они принадлежали общине (коллективу), последняя была заинтересована в сохранении права на них. Отсюда понятно введение обряда манципации с целью не допустить потери права на основные средства производства.

Деление вещей на манципируемые и неманципируемые сохранялось вплоть до начала империи.

Простые и сложные вещи

Простые вещи, по выражению Помпония, составляли одно целое, физически однородное единство, как, например, раб, бревно, камень.

Сложные вещи делились на два вида:

  1. составные, включавшие несколько связанных между собой тел (шкаф, корабль, дом);
  2. состоящие из не связанных между собой вещей, но объединенных общим наименованием (народ, легион, стадо).

Вещи движимые и недвижимые

Движимые вещи (res mobiles) - вещи, которые могут изменять свое положение в пространстве. Движимые вещи могли двигаться сами (животные, рабы) или могли приводиться в движение другими (мебель, домашняя утварь).

Недвижимые веши (res immobiles) - вещи, которые не могут изменять свое положение в пространстве без сохранения целостности. Это дома, строения, земельные участки, недра земли.

Движимые и недвижимые вещи подчинялись почти одинаковым юридическим нормам, и поэтому такое деление не имело особого значения.

Интересно то, что к недвижимости в Древнем Риме относили также созданное чужим трудом на земле собственника. Такие изменения считались составными частями земли и следовали юридическому статусу основной вещи (участка) («superficies solo cedit» - «сделанное над поверхностью следует за поверхностью»).

Недвижимые вещи считались категорией более сложной, и поэтому римляне осторожно относились к изменению правового статуса недвижимости. Например, уже по Законам XII таблиц различались сроки вступления во владение движимым и недвижимым имуществом по давности владения: для движимых вещей этот срок составлял один год, для недвижимых - два года.
В эпоху принципата нормы, регулирующие права на недвижимое имущество, отделились и стали специфическими именно для этой категории вещей. В это же время в отношении недвижимости сложились особые права: суперфиций, эмфитевзис.

Вещи индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками

Родовые вещи (res genus) - вещи, имеющие общий род и не имеющие индивидуальности. Такие вещи определялись числом, мерой и весом, т. е. если было невозможно понять, родовая это вещь или индивидуально определяемая, применялось правило: если вещи подсчитываются как определенное количество (например, продаются на вес, объем), то вещь принадлежит к категории родовых. Эта вещь всегда может быть заменена в случае утраты на такую же или несколько таких же вещей: «genus perire non censetur» - «вещи, определяемые родовыми признаками, не погибают».

Индивидуально-определенные вещи (res species) противопоставляются родовым. Это вещь, уникальная по своей природе, ее нельзя заменить. Индивидуально-определенная вещь могла быть выделена из ряда подобных (конкретная ваза). При гибели индивидуально-определенных вещей договор прекращался, так как должник уже не мог предоставить эту вещь.

Родовые и индивидуально-определенные вещи также иногда называют заменимыми и незаменимыми . Это разделение вещей имеет большое значение для обязательственного права.

Вещи потребляемые и непотребляемые

Потребляемые вещи материально уничтожались при первом их использовании по прямому назначению. В эту категорию входят продукты и деньги (расплачиваясь ими, собственник их лишается).

Непотребляемые вещи не изнашивались от употребления или же уничтожались постепенно, не теряя способности выполнять свое назначение (драгоценный камень).

Вещи главные и побочные

Главные вещи - это вещи, имеющие в зависимости и в юридическом подчинении другие вещи.
Побочными (придаточными) признавались самостоятельные вещи, но зависимые от главной и подчиненные юридическому положению последней. Виды побочных вещей : части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи, не отделенные от целого, не имели самостоятельного существования, поэтому не могли быть объектом права. Однако если часть отделить от целого, то эта часть является объектом права (например, кровельный материал). В связи с изложенным римляне рассматривали два по следствия присоединения части вещи к целому. Во-первых, если присоединение вело к изменению сущности присоединенной вещи или нераздельности новой вещи, то право собственности на присоединенную вещь для собственника прекращалось (разведенное вино). Во-вторых, если присоединенная и главная вещи не меняли своей сущности, а совокупная вещь оставалась раздельной, то вещь, присоединенная к главной, могла быть выделена и восстановлена в прежнем юридическом качестве.

Принадлежность - побочная вещь, связанная с главной экономически. Принадлежность могла существовать самостоятельно и быть объектом самостоятельного права (ключ и замок, рама и картина). Вместе с тем лишь при совместном использовании принадлежности и главной вещи достигался конечный результат. Как правило, юридические отношения, устанавливаемые в отношении главной вещи, распространялись и на принадлежность.

Плоды - это, во-первых, вещи, получаемые от плодоносящих вещей (шерсть, молоко, фрукты и т. д.), названных естественными плодами. Во-вторых, к плодам относился доход, приносимый плодоносящей вещью: деньги от продажи фруктов, проценты с капитала, наемная плата и др.

Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, устанавливаемые на главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду хозяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсюда афоризм: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).

Виды прав на вещи

Вещное право по своему содержанию и объему полномочий, которое оно предоставляло управомоченному лицу, делилось на:

  • владение;
  • собственность;
  • права на чужие вещи.

Понятие вещи

В классический период в римском праве выработалось понятие вещей в широком значении. Этим широким понятием охватывались не только вещи в обычном смысле материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права.

Вещи телесные и бестелесные. Гай так и делит вещи на телесные (corporales), которые можно осязать (quae tangi possunt) и бестелесные (incorporales), которые нельзя осязать (quae tangi non possunt). В качестве примеров res incorporales Гай называет наследство, узуфрукт, обязательства. Следует отметить, что в числе примеров res incorporales Гай не упоминает права собственности: римские юристы не различают четко право собственности на вещь и самую вещь, вследствие чего право собственности попадает у них в категорию corpora, телесных вещей.

В отрывке из комментария Ульпиана к преторскому эдикту в Дигестах на вопрос, что составляет предмет иска о наследстве, дается такой ответ: «Universas res hereditarias in hoc iudi-cium venire, sive iura sive corpora sint», т.е. предмет этого иска составляют все вещи наследства, будут ли то «права» или «телесные предметы».

Сопоставляя это место источников с примерами, приводимыми Гаем, приходится признать, что разделяя вещи на телесные и бестелесные, Гай разумеет под последними не вещи, в смысле предметов внешнего мира, а именно права.

Виды вещей

Тем не менее это естественное деление играло некоторую характерную и для рабовладельческого Рима роль. Недвижимостями считались не только земельные участки (praedia, fundi) и недра земли, но и все созданное чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось естественной или искусственной частью поверхности земли -- res soli. Сюда относились постройки, посевы, насаждения. Все эти предметы, связанные с землей или фундаментально скрепленные с ее поверхностью, считались ее составными частями. Они подлежали правилу superficies solo cedit -- сделанное над поверхностью следует за поверхностью. Невозможной представлялась отдельная собственность на дом и на землю. Воздушное пространство над участком тоже рассматривалось, как часть поверхности.

Под res mobiles или per se moventes понимались мебель, домашняя утварь, рабы, животные.

Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий характер при принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок. К этому же времени окончательно сложились особые права на недвижимости: оброчные земли, эмфитевзис, суперфиций. Впрочем уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения требовало разных сроков: для давностного завладения землей был установлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длительный (два года) срок, чем для движимых вешей (один год). Не все недвижимости были подчинены единообразной регламентации;

учитывалось местоположение участков в связи с их хозяйственным назначением, различались praedia urbana -- городские участки, застроенные для городских жилищ, городских ремесленных и промышленных заведений, и praedia rustica -- сельскохозяйственные участки: поля, луга, леса, деревенские жилища и склады. Различались также земли италийские и провинциальные.

Res mancipi et res пес mancipi. Старое и главное деление цивильного права вещей на res mancipi и res пес mancipi сохранилось до начала империи.

Omnes res aut mancipi sunt aut пес mancipi. Mancipi res sunt praedia in Italico solo, tarn rustica, quails est Hindus, quam urbana, quails domus; item iura praediorum rusticorum, velut via, iter, actus, aquae-ductus; item servi et quadrupedes quae dorso collove domantur, velut boves, mull, equi, asini, ceterae res пес mancipi sunt (Ulp. Reg. 19.1).-все вещи считаются вещами манципия или нвманципия. Вещами манципия являются земельные участки на италийской земле и притом как сельские, каким считается поместье, так и городские, каков дом; также права сельских участков, например, дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи считаются нвманципиальными.

Как видно из текста, круг res mancipi был очерчен довольно узко. Он охватывал ager romanus, а с конца республики, когда владычество римлян распространилось на всю Италию, земельные, участки, расположенные в Италии, построенные на них дома и предиальные (земельные) сервитута, на рабов и вьючных или упряжных животных, обслуживающих земли римских землевладельцев.

Наоборот, к числу res пес mancipi относились все вещи, не входящие в группу res mancipi, в частности, провинциальные земли и все движимые вещи, мелкий скот (свиньи, овцы, козы), мебель, продовольствие и т. д.

Это деление определялось тем, что к числу res mancipi относились вещи, которые издревле и еще ко времени законов XII таблиц рассматривались как наиболее ценные части римского земельного хозяйства. Глава семьи силою, хватая их рукой (manu capere), заставлял рабов и крупный домашний скот работать на себя. С экономическим значением res mancipi была связана и основная особенность их юридического положения: особо усложненный порядок перенесения права собственности на эти вещи. В то время, как для отчуждения вещей res пес mancipi было достаточно простой передачи (traditio), для отчуждения res mancipi требовалось применение формальных и сложных способов -- mancipatio или in iure cessio.

Вещи делимые и неделимые. Различались вещи делимые и неделимые. Делимыми признавались вещи, которые от разделения не изменяют ни своего рода, ни своей ценности; каждая отдельная часть представляет прежнее целое, только в меньшем объеме: pro parte divisa.

Кроме материального разделения вещей, мыслилось и разделение права на так называемые идеальные доли. В таких случаях право на вещь, не разделенную материально, признавалось принадлежащим и нескольким лицам всем вместе и каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2, 1/3, и т. д.: totius corporis pro indiviso, pro parte dominium habere. При прекращении общей собственности на вещь, т. е. права собственности, принадлежавшего нескольким лицам в идеальных долях, имела большое значение юридическая делимость или неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими общими собственниками. Во втором случае вещь оставалась в собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию.

Делимыми считались земельные участки; построенные на них здания делились, но только вертикально. Внешними признаками разделения служили стены, границы и межи. Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (руда, камни, песок).

Вещи потребляемые и непотребляемые. К потребляемым относились вещи, которые, согласно их прямому назначению, при первом же пользовании материально уничтожались -- res quae ipso usu consumuntur, tolluntur. Сюда относились продовольствие и деньги, последние в том смысле, что при каждом расчете они терялись для собственника. Непотребляемыми вещами считались такие, которые не изнашивались от употребления (драгоценный камень), или если и уничтожались, то постепенно, теряя свою ценность и способность выполнять свое назначение -- res quae usu minuuntur.

Так как пользование потребляемыми вещами связано с их уничтожением, то при предоставлении собственником другим лицам права пользования потребляемыми вещами, возврат их эквивалента обеспечивался особыми гарантиями.

Вещи, определяемые родовыми признаками, и индивидуальные (genus et species). Знакомство с греческими приемами общей систематики привело еще «старых» римских юристов периода республики к применению понятий рода и вида в отношении вещей. Это естественнонаучное и логическое деление вещей дополнялось требованием исследовать в каждом отдельном правоотношении намерения сторон -- рассматривали ли они вещь, объект юридической сделки, как вещь родовую (genus), т. е. обладающую общими чертами данной группы вещей, или как индивидуальную (species), как данный экземпляр определенного рода вещей. Классики относили к genus вещи, имеющие один общий род и не имеющие в обороте индивидуальности. Их меновая ценность определялась по их роду, мере, весу, числу, как это видно из выражений -- res, quae in genere suo functionem suam recipiunt, res quae numero mensura, pondere consistunt -- вещи, которые своим родом осуществляют свое назначение, которые определяются числом, мерой, весом.

Родовым вещам противопоставлялись видовые, индивидуально определенные вещи.

Значение этого деления выступало в различном решении вопроса о риске случайной гибели вещи или партии вещей. Если вещь или партия вещей рассматривалась участниками правоотношения, как родовая, то она считалась юридически не подвержена ной гибели, ибо всегда могла быть заменена другой однородной вещью или другой партией однородных вещей. Отсюда правило -- genera non pereunt (род не погибает). В случае же гибели индивидуально определенной вещи, лицо, обязавшееся доставить ее, освобождалось от обязанности замены. Из понятия родовых вещей впоследствии развилось неизвестное ранее понятие вещей заменимых (res fangibiles), т. е. таких, которые оборот (а не участники каждого данного правоотношения) обычно рассматривает как определяемые родом, весом, мерой, числом.

Веши простые и сложные. Следуя стоической философии, Помпоний различал три вида вещей:

Tria autem genera sunt corporum, unum quod continetur uno spiritu et graece henomenon vocatur, ut homo tignum lapis et similia: alterum quod ex contingentibus, hoc est pluribus inter se cohaerentibus con-stat, quod synemmenon vocatur, ut aedificium, navis, armarium, ter-tium quod ex distantibus constat, ut corpora plura non soluta, sed uni nomini sublecta, veluti populus, legio, grex. - Существует же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т. в. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий, из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например, народ, легион, стадо.

  • (1) Простые вещи -- corpus, quod uno spiritu continetur -- образующие нечто физически связанное и однородное, не распадающееся на составные части (раб, бревно, камень и т. п.).
  • (2) Сложные вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей, имеющих между собой материальную связь и носящих общее наименование -- universitates rerum cohaerentium, например, здание, корабль, шкаф. Части сложных вещей не терялись вполне в целом, они были до их соединения отдельными вещами и могли даже принадлежать разным лицам. Права этих лиц определялись в зависимости от свойств соединения и отношений между соединенными вещами. Иногда права других лиц не прекращались и после того, как их вещь стала частью чужой сложной вещи. С другой стороны, соединенные части подчинялись праву, установленному на целое.
  • (3) Наконец, третью группу составляли совокупности раздельных вещей -- universitates rerum distantium, материально не связанных, соединенных только одним общим назначением и именем, например, стадо, легион. Это -- временные хозяйственные или организационные объединения вещей или лиц. В таких случаях предметами правоотношений могли быть лишь отдельные вещи, входившие в целое. Однако, уступая требованиям оборота, римляне допускали в области прав на эти вещи также и влияние целостного представления; например, собственник ста-д мог истребовать все стадо, доказав право собственности на б льшую часть отдельных животных, ответчику же предоставля-л сь доказывать, что остальные не принадлежали истцу; при узуфрукте и залоге стада управомоченный должен был нормально эксплуатировать именно все стадо, пополняя убыль из приплода или путем прикупки, убоя и отчуждения негодного материала.

Вещи главные и побочные. Вещами побочными или придаточными (accessorium) являлись вещи, определенным образом зависящие от главной вещи и подчиненные юридическому положению последней. Основными видами побочных вещей считались:

части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи не имели юридически самостоятельного существования. Когда вещь в целом являлась объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространялись и на все части вещи. Объектом самостоятельных сделок часть вещи могла быть лишь в случаях своего отделения от целого. Таким образом, нахождение составных частей в составе главной вещи подчиняло их ее юридическому положению и прежние юридические отношения по поводу частей считались прекратившимися, пока длилось их соединение. Римляне проводили следующие различия: а) если соединение сопровождалось изменением сущности включенной вещи или нераздельностью полученного соединения, то права на присоединенную вещь прекращались навсегда для ее собственника, например, растворенное вино; б) если ни присоединенная, ни главная вещь не меняли своей сущности, а совокупная вещь, сверх того, не становилась нераздельной, то при выделении вещи, присоединенной к главной, восстанавливалось прежнее юридическое положение присоединенной вещи.

Так, согласно законам XII таблиц, при застройке чужого бревна в здание собственник не мог требовать выделения бревна из чужого дома, пока собственник дома сам не разберет его и не выделит бревна. Тогда бревно снова признавалось собственностью прежнего хозяина и становилось самостоятельным объектом иска (actio de tigno iuncto, rei vindicatio).

Принадлежностью называется вещь, связанная с другой (главной) вещью не физически, а экономически: главная вещь не считается незаконченной, если от нее отделена принадлежность; принадлежность также может существовать отдельно от главной вещи, однако лишь при совместном использовании той или другой вещи достигается хозяйственный результат (например, замок и ключ).

Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, устанавливаемые на главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду хозяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсюда афоризм:

«принадлежность следует судьбе главной вещи»).

Плоды. Плодами естественными считались прежде всего органические произведения вещей, постоянно и регулярно получаемые от эксплуатации плодоприносящих вещей, без изменения их хозяйственного назначения, в мире как растительном (огороды, деревья), так и в животном (шерсть, молоко).

Охота на водных и земельных пространствах составляла плод участков, если они специально были отведены для охоты. Относительно недр земли мнения классиков расходились, но большинство относило продукцию недр земли к плодам. Право Юстиниана стало на ту же точку зрения и относило к плодам продукцию каменных карьеров, что было в духе охватившего ту эпоху интереса к монументальному строительству.

Плоды делились на: a) fructus pendentes -- плоды, еще соединенные с производящей их вещью; б) fructus separati -- плоды, уже отделенные от производящей их вещи; в) fructus percepti -- плоды, не только отделенные, но и захваченные кем-либо для себя или для другого. Они в свою очередь подразделялись на fructus exs-tantes -- плоды, наличные в натуре и fructus consumpti -- плоды потребленные, переработанные или отчужденные. Различали еще категорию плодов -- fructus percipiendi, несобранных по упущению, но подлежащих сбору при правильной хозяйственной эксплуатации вещи.

Юридическое значение понятия плодов и различия их видов заключалось в различии их правовой судьбы при наличии права собственности, какого-либо иного права на плодоприносящую вещь или при установлении особых правоотношений по поводу такой вещи.

При истребовании вещи собственником путем виндикационного иска наличные плоды всегда подлежали возвращению собственнику вместе с вещью. За потребленные же плоды добросовестный приобретатель ответственности не нес. Это ограничение прав собственника вещи было объяснено на основе анализа римских источников Л.И.Петражицким, доказавшим, что ограждая добросовестного владельца от требований по поводу потребленных им плодов, римское право стремилось обеспечить устойчивость хозяйственных отношений, охранить лицо, неправомерно, но добросовестно владевшее чужой вещью, от обременительной обязанности возмещать доходы, которые были, может быть, давно потреблены в ошибочной уверенности, что они принадлежат тому, кто их потребил.

Доходы. Юридическое понятие плодов было римскими юристами расширено и обнимало всякий регулярный доход, как приносимый вещью естественным путем, так и получаемый на основании особых правоотношений по поводу плодоприносящей вещи, например, проценты, получаемые с капитала.

Имущество. Постепенно римляне пришли к представлению об объединенных хозяйственным назначением целых имущественных комплексах.

Самое раннее обозначение имущества гражданина дано в законах XII таблиц термином familia pecuniaque -- первоначально совокупность рабов и скота (pecus-pecunia). Позднее familia обозначала и всю совокупность имущества. В цивильном праве укрепилось понятие имущества, добытого трудами домовладыки -- patrimonium (отчины), переходящего с соответствующими культовыми обязанностями к наследникам.

В преторском праве иногда употребляется термин «отцовское и дедовское добро» (bona patema avitaque -- в формуле объявления лица расточителем). Но, конечно, понятие имущества обнимает собой все то, что принадлежит данному лицу, независимо от того, само лицо приобрело это имущество, или имущество досталось ему по наследству. При жизни собственника его добро -- bona -- гарантирует кредиторов в платеже долгов. Отсюда Павел сделал вывод, что имуществом каждого лица считается то, что остается после удовлетворения кредиторов, за вычетом долгов. Как некоторое обособленное имущество рассматривалось имущество, выделенное домовладыкой в пользу раба или подвластного для самостоятельного хозяйствования и управления (так называемый пекулий, см. п. 117).

Вещи в обороте и вне оборота -- res in conunercio et res extra commercium. Римские юристы различали вещи в обороте, res in commercio, и вещи вне оборота, res extra commercium. К первой категории относились все вещи, составляющие объекты частной собственности и оборота между отдельными людьми. Выражение in commercio esse означало, что такие вещи могли быть предметами мены, оборота по оценке -- aestimationem recipiunt.

Внеоборотными вещами -- res extra commercium -- считались такие вещи, которые или по своим естественным свойствам или в силу своего особого назначения не могли быть предметами частных правоотношений: res quarum commercium non est (D. 18. 1. 16. рг.). Классические юристы признавали группу вещей omnium communes, а в Институциях Юстиниана повторили, что есть вещи, которые согласно естественному праву, принадлежат всем. Сюда относились: а) воздух, б) текучая вода и в) моря со всем, что в них водится.

Другую группу внеоборотных вещей составляли публичные вещи (res publicae). Основным и единственным хозяином публичных вещей считался римский народ.

Имущества общин-городов (civitates) на практике также назывались res publicae. Таким образом, res publicae, во-первых, служили по воле государства или общин удовлетворению их потребностей как носителей власти. Во-вторых, res publicae служили источником государственных доходов и покрывали фискальные нужды -- in patrimonio populi vel fisci -- в имуществе народа или фиска. Сюда входили общественные здания и укрепления, служившие целям управления и защиты.

Следующую категорию публичных вещей составляли вещи, назначенные для общего пользования всех граждан государства или общины и служившие для удовлетворения общественных потребностей и целей -- res universitatis. Сюда относились, прежде всего, публичные дороги и реки.

Реки делились римлянами на flumina publica и privata, в зависимости от того, пересыхали ли они на известное время года или нет. К публичным относились непересыхающие реки, т. е. реки, на которых было возможно постоянное судоходство. В случаях, когда реки пересыхали или покидали свое русло, последнее переходило в собственность прибрежных владельцев.

Помимо публичных рек и дорог, римские источники относили в группу вещей общего пользования театры, стадионы, бани и пр. -- quae in usu publico sunt. Пользование этими вещами предоставлялось всем гражданам.

Наконец, вне оборота были res divini iuris -- вещи божеского права, которые не были способны быть предметом чьего-либо гражданского права. Сюда относились вещи, посвященные богам (res sacrae) -- храмы, богослужебные предметы (Гай. 2. 9); места погребения членов рода, семьи, отдельного человека и даже раба -- res religiosae (Гай. 2. 4). Наконец, публичное право считало res sanctae городские стены и ворота каждой общины. Они принадлежали городу, но в оборот могли поступить только после срытия (Гай. 2. 8). В праве Юстиниана было допущено отчуждение священных вещей -- res sacrae -- для выкупа пленных или уплаты церковных долгов.

Виды прав на вещи

Из прав на вещи раньше всех оформилось владение, за которым стоит право частной собственности. И то и другое понималось юристами-классиками как непосредственное господство над вещью, направленное прямо на вещь, без чьего-либо посредства -- ius in re. Когда же вещь не принадлежала самому заинтересованному лицу, но он притязал на пользование вещью, принадлежавшей другому лицу (res aliena), то возникали права, называемые позднейшими юристами iura in re aliena, права на чужую вещь.

В классическом римском праве выработано понятие вещей в широком значении - не только вещи в обычном смысле как материальные предметы внешнего мира, но также юридические отношения и права. Римляне различали вещи телесные (res corporales) и бестелесные (r.

Incorporales). Вот как определяет эти виды вещей Гай: "Некоторые вещи телесны, а некоторые бестелесны. Телесные вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многое другое. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким-либо образом" (Гай, 2.12-14).

Телесные вещи - предметы, существующие в материальном мире независимо от правовых предписаний. Бестелесные вещи не существуют в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях на основании предписаний права.

Деление вещей на виды производится по их специальным свойствам, имеющим значение для экономического и правового оборота.

Главным делением римляне считали деление вещей на вещи божественного права и вещи человеческого права. К вещам божественного права принадлежат три вида: вещи священные (res sacra), посвященные богам, в том числе храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы; вещи святые (r. sanctaе), священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом - городские стены и ворота, межи; вещи религиозные, посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы, в том числе рабов.

Священной вещь делается только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа (закона). Религиозной вещь делаем мы сами, хороня умершего.

Вещи божественного права не находятся ни в чьем владении, с точки зрения принадлежности римляне делили вещи на пять групп. Одни вещи доступны в пользовании всем (реки, гавани, морской берег, театры, ристалища, общественные сооружения и т.п.); другие образуют государственную собственность, третьи принадлежат юридическим лицам; четвертые не находятся ни в чьем частном обладании; наконец большая часть вещей принадлежит отдельным лицам, которые приобретают их по разным законным основаниям (I 3.2.1 pr).

Близким по значению является деление на вещи в обороте и вещи вне оборота (res commercio и r. extra commercium). Первые могли быть объектами гражданского оборота, с ними совершались разнообразные сделки; вторые были изъяты из гражданского оборота и не могли быть объектом сделок. К вещам вне оборота относились вещи божественного права, постоянно текущие реки, большие дороги, общественные здания, воздух, море и т.п.

Исключительно римским было деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (r. nec mancipi). В праве Юстиниана это деление уже утратило значение. К манципируемым относятся вещи, для приобретения права собственности на которые требовался специальный формальный обряд манципации. К ним относились рабы, земля Италии и строения на ней, скот (быки, лошади, мулы), сельские сервитуты. Остальные вещи были неманципируемыми и для отчуждения требовали простой передачи (traditio).

Вещи движимые и недвижимые

К движимым относились вещи, которые могли изменять свое положение в пространстве без повреждения сущности. Недвижимые не могли его изменять: земля и все, что тесно соединено с нею (строения, посеянное и посаженное, недра, воздушное пространство над землей как часть поверхности). Уже Законы XII Таблиц установили разные сроки приобретательной давности - 2 года для недвижимых и 1 год для движимых вещей.

Вещи делимые и неделимые

К делимым относились те, которые могли быть разделены на части без изменения их сущности и функции. Каждая отдельная часть такой вещи представляет ту же вещь, только в меньшем объеме. Например, земля, здания (в Риме они делились по вертикали), сырье, руда, песок и т.п.

Вещи потребляемые и непотребляемые

Потребляемые при первом же пользовании материально уничтожались (продовольствие). Непотребляемые не изнашивались от употребления (драгоценный камень), а если уничтожались, то постепенно (одежда).

Вещи, определяемые родовыми признаками и индивидуально определенные

Родовые обладали чертами данной группы вещей, они определялись по их роду, мере, весу, числу. Еще с римских времен установилось правило, по которому случайная гибель родовых вещей не прекращает обязательства, а индивидуально-определенных - прекращает.

Соответственно родовые вещи считаются заменимыми, а индивидуально-определененные - незаменимыми вещами.

Вещи простые и сложные (составные), совокупность вещей

Римский юрист Помпоний так разъяснял это деление: "Существуют же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как "единое бытие", как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т.е. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как, например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, не связанных одно с другим, но объединенных одним именем, например, народ, легион, стадо" (Д. 41.3 30. pr).

Таким образом, римские юристы различали единые (простые) вещи, предметы, представляющие собой естественное и физическое целое, и вещи сложные (составные). Сложные вещи в свою очередь делятся на две группы:

вещи, сомкнутые в искусственное единство человеческим трудом;

вещи, которые были и остаются отдельными или собранными, но право считает их едиными в силу единой цели, которой они служат (улей, наследство).

Эти вещи следует называть совокупностью вещей.

При этом второй вид сложных вещей - совокупные вещи - можно, в свою очередь, разделить на подвиды:

вещи, функциональное единство которых образовалось естественным путем (стадо);

вещи, которые получили единую функцию только по предписаниям права (наследство, пекулий).

В римских источниках имеется немало примеров, иллюстрирующих эти положения.

Например, стадо. Его особенность заключается в том, что стадо остается прежней вещью, несмотря на смерть или рождение отдельных составляющих его особей (Д. 2.20.18). Как и всякая другая составная вещь, стадо является единым объектом вещных исков, узуфрукта, залогового права. Но ворованная овца, попадая в чужое стадо, не сливается со стадом, сохраняя особый правовой режим (Д. 6.1.2), и может быть изъята прежним собственником. Если стадо уменьшится до таких размеров, что оно не может считаться стадом, то узуфрукт, установленный на него, прекращается (Д. 7.4.31). Римляне считали, что если по завещанию отказан узуфрукт на квадригу и один из коней сдох, то узуфрукт не сохраняется, так как квадриги как вещи больше не существует (Д. 7.4.10.8).

Вместе с тем, если чужая вещь стала частью составной вещи, до тех пор, пока она является такой частью, собственник не может ее изъять. Законы XII Таблиц запрещают собственнику требовать бревно, использованное в чужой постройке, пока цела сама постройка (Табл. VI.7.8).

Главная вещь и принадлежность

Относительно принадлежности существует много других наименований: побочные, дополнительные (или придаточные) вещи. Богата и казуистика римских источников на этот счет.

Часть вещи (не путать с идеальной долей в праве) - это элемент целого, вне которого эта часть теряет свое качество (например, ключ от замка, пробка от бутылки). Когда вещь в целом является объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространяются и на все части вещи. Объектом самостоятельной сделки часть может быть только в случае отделения от целого. Так, в приведенном примере с чужим бревном в застройке: оно не может быть самостоятельным предметом иска, пока не отделено от застройки. Не всегда просто определить, является ли та или иная вещь частью главной вещи, если речь идет о сложных (составных) вещах, об их совокупности.

Когда части вещи выступают в виде придаточных, побочных вещей, в виде принадлежностей, критерием выступает экономическая функция вещи, а римляне говорили: "Что чему служит" (qruid cui servit) (Д. 1.9.1.17). Например, пифосы для хранения зерна или вина, вкопанные в землю погреба, зернотоки, винодавильни не считаются частью дома, но считаются частью зерно- или винохранилища; ключи и замки всегда принадлежат зданию, даже если отделены от него. Выкопанная земля, песок, глина, срубленные и срезанные насаждения не являются частью участка (частью участка является только то, что укорено в земле).

В современном российском праве достаточно четко употребляется термин главная вещь и принадлежность (ст. 135 ГК РФ). Принадлежностью называется вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи. Принадлежность следует судьбе главной вещи. В науке гражданского права обращается внимание на необходимость отличать принадлежности от составных частей главной вещи (такие детали главной вещи, которые связаны с нею конструктивно, без которых вещь вообще не может функционировать, - например отопитель автомобиля) и от запасных ее частей (автомобиль и запасной аккумулятор).

Плоды (fructi) - это вещи, регулярно получаемые от эксплуатации другой, плодоносящей вещи. Плоды делятся на натуральные (шерсть, молоко, фрукты, приплод животных и др. Однако считая рабыню объектом прав, вещью, римляне не считали тем не менее плодом ее ребенка) и доходы (цивильные плоды), получаемые вследствие использования вещи в гражданском обороте (проценты с капитала, например). По общему правилу плоды принадлежат собственнику вещи. В отношении плодов могут иметь место различные соглашения собственника плодоносящей вещи с третьими лицами.

Так, узуфрукт (личный сервитут) дает право узуфруктарию на пользование чужими плодами. Римляне различали плоды висячие, отделенные, собранные и усвоенные, потребленные. Неотделенные плоды считаются частью вещи-матери. Если, например, плодоносящий сад находится в аренде и вор украл плоды с дерева (неотделенные), то он украл вещь, принадлежащую собственнику сада, и соответственно истцом в этом деле будет собственник сада. Если же арендатор успел догнать вора и отобрал у него плоды, их собственником становится арендатор. Деление плодов на потребленные и непотребленные имеет значение при истребовании вещи от добросовестного или недобросовестного владельца по виндикационному иску.

"Вещь - означает все то, что представляет собой некоторое единство и имеет имущественную ценность" (Д.50.16.1.23).

"Наименованием веши охватываются как нрава, так и юриди­ческие отношения" (Д.50,16.23).

"Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие человеческого" (Д. 1.8.1).

Вещи божественного права находились вне частного права. Суще­ствовало три вида таких вещей: священные, святые и религиозные. Эти вещи не могли входить в состав чьего-либо имущества.

"Священные вещи - те, которые посвящены богам обществом" (Д.1.8.6.3). К этому виду вещей относятся прежде всего храмы. При этом, даже после разрушения священного здания, земля, на которой оно находилось, оставалась священной.

Место делает религиозным любое лицо, если хоронит умерше­го на своей земле К данному виду вещей относятся, кроме участков земли, также гробницы, домашние божки, изваяния предков и т. п.

Святым являлось то, что защищалось от противоправных дей­ствий людей. "В собственном смысле мы называем святым то, что защищено санкцией (неприкосновенно); так законы явля­ются святыми, так как защищены санкцией" (Д.1.8.9). В число таких вещей входят, например, городские стены.

Вещи человеческого права разделялись на публичные и частные.

Публичные вещи не входили в состав чьего-либо имущества, а при­надлежали некоей совокупности граждан. Публичными вещами являлись театры, стадионы; раб, принадлежавший общине; га­вани, реки и пользование их берегами. Совокупность граждан, которой могли принадлежать публичные вещи, была политиче­ской (муниципия), а не частной (товарищество, корпорация).

В соответствии с римским правом были также вещи общие для всех в силу их естественного права: воздух, текучая вода, море, его берега.

"Вещи частного права - это те, которые принадлежат отдель­ным.лицам" (Д.1.8.1).

Главным делением вещей по римскому праву было различение телесных и нетелесных вещей.

Нетелесные вещи - "те, которые не могут быть осязаемы; та­ковы те вещи, которые заключаются в праве (являются правом) такие как наследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом" (Д. 1.8.1.1).

Телесные вещи - "те, которые могут быть осязаемы, как-то земля, раб, платье, золото, серебро, и, наконец, другие бесчислен­ные вещи" (Гай Инст.2.13). Телесная вещь может быть простой (плуг), может состоять из отдельных вещей, каждая из которые может являться отдельным объектом права (корабль), а может состоять из совокупности вещей (ожерелье).

Все остальные классификационные основания подразделяются на:

Движимые и недвижимые вещи;

Делимые и неделимые;

Потребляемые и непотребляемые;

Манципируемые и неманиипируемые;

Веши, находящиеся в обороте, и изъятые из оборота;

Главные вещи и их принадлежности;

Веши индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками;

Недвижимые вещи - земельные участки и все то, что с ними неразрывно связано и не может быть отделено без существен­ного повреждения. Сюда относятся здания, растения.

Движимыми вещами могут быть любые веши, не отнесенные к числу недвижимых. Среди них в римском праве выдел ял net вещи, осуществлявшие движение собственной силой.

К делимым вещам относятся те вещи, которые могут быть раз­делены без их уничтожения или существенного повреждения, приводящего к уменьшению ценности (значимости в обороте).

Неделимые вещи соответственно составляют целое, которое при разделении теряет все или большинство своих полезных свойств.

К потребляемым вещам относятся те, которые в процессе их использования исчезают. Непотребляемые вещи могут длительное время участвовать в гражданском обороте, а их износ происхо­дит постепенно, растягиваясь но времени.

К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имуще­ство (земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение осуществ­лялось в усложненной форме - в виде манципации.

Манципиция проходила в строго установленной форме с обяза­тельным участием не менее пяти свидетелей. Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т. д. являлись достаточным основанием для признания сделки не­действительной, даже если она была уже исполнена.

Остальное имущество (вещи) относилось к разряду неманципируемого и могло отчуждаться без всяких формальностей пу­тем простого вручения приобретателю.

Вещи, находящиеся в обороте, могли принадлежать каждому и свободно отчуждались третьим липам.

Вещи, изъятые из оборота, не могли быть переданы в собст­венность других лиц или же вообще не могли быть объектом права собственности (например воздух).

Главная вещь самостоятельно участвует в обороте, принадлеж­ность же следует судьбе главной вещи; если последняя переда­ется, то вместе с ней передается и ее принадлежность.

Индивидуально-определенная вещь, в отличие от родовой, могла быть выделена из числа подобных ей вещей (например кон­кретное строение, животное и т. д.). Юридическое значение такого деления заключалось в том, что при гибели индивиду­ально-определенной вещи договор прекращался, так как дол­жник уже не имел возможности передать другую такую же вещь. Гибель же веши, определенной родовыми признаками (например зерна), не прекращала обязательства, так как долж­ник имел возможность поставить другую такую же вещь (то есть иную партию зерна). Вещные права возможны только на ин­дивидуально-определенные вещи.

"Естественные произведения веши, которые она дает согласно своему назначению, называются плодами" (Д.22.1).

"Проценты занимают место плодов и по справедливости не дол­жны быть отделяемы от плодов" (Д.22.1.34).

Плоды поступают в обладание того лица, которое обладает вещью, произведшей эти плоды.

Виды вещных прав

В Древнем Риме выделялись следующие виды вещных прав:

Право собственности как основное вещное право;

Владение (различие между владением и собственностью стало проводиться в римском праве лишь на позднем этапе его раз­вития);

Права на чужие вещи. В данном случае право собственности на вещь принадлежит другому лицу, однако не собственник имеет ряд прав в отношении данной вещи.

Права на чужие вещи включали:

а) вещное право на пользование чужой вещью - сервитут;

б) вещное право на пользование и распоряжение чужой вещью:

Эмфитевзис;

Суперфиций.

Владение

Владение - это фактическое обладание вещью, соединенное с во­лей лица самостоятельно обладать вещью для себя. Римское право признавало владением не любое фактическое обладание вещью и различало в связи с этим собственно владение и дер­жание.

Для наличия владения необходимы были два элемента:

Ø фактическое обладание вещью;

Ø воля, намерение владеть вещью как своей собственной.

Фактическое обладание - это материальный признак владения. Он состоял в том, что лицо физически держало вещь у себя или находилось на ней.

Воля - объективный элемент владения. Воля как элемент вла­дении могла быть как у собственника, у другого законного владельца, так и у недобросовестного владельца.

Отсутствие последнего элемента означало, что нет владения, и есть держание вещи.

Держание чаще всего возникало на основе договора с собст­венником вещи (договор аренды, хранения и т. д.). Юридическое значение различия между владением и держанием заключалось в том, что владельцы могли самостоятельно (от своего имени) защищаться от всяких незаконных посягательств на вещь, в то время как держатель вещи (например арендатор) вынуж­ден был каждый раз обращаться за зашитой к собственнику и сам подавать иск не мог.

В римском праве различаются:

Ø законное владение;

Ø незаконное владение.

Законное владение означает, что лицо имеет право владеть ве­щью (например собственник).

Незаконное владение означает, что лицо, владеющее вещью, не име­ет права ею владеть.

Незаконное владение могло быть как добросовестным (владелец не знает и не должен был знать, что он не имеет права владеть вещью), так и недобросовестным (лицо знает или должно было знать, что незаконно владеет вещью, например похититель вещи).

Добросовестное и недобросовестное владение влекли разные юридические последствия (например, только добросовестный владелец мог приобрести право собственности на вещь в силу приобретательной давности).

Владение также различалось на цивильное, посредственное и пре­торское.

Цивильное владение - это владение в соответствии с цивильным правом. Наиболее ярким примером такого владения является владение домовладыки для себя и от своего имени; подвласт­ные владели от его имени.

Посредственное владение имело место, когда владельцем было одно лицо, а физически вещь находилась в обладании другого лица. "Мы считаемся владеющими не только тогда, когда владеем сами, но и когда кто-нибудь находится во владении от нашего имени, хотя бы он и не был подчинен нашей власти, каковы­ми являются арендатор и жилец, а также через тех. у кого мм сложили или ссудили (вещи) или кому безвозмездно предоставили жилище, мы считаемся владеющими лично сами так. что даже многие считают владение удерживаемым одним намере­нием" (Гай Инст.4.153).

Преторское владение - владение, которое признавалось и защи­щалось претором do истечении срока владельческой давности. Претор зашипит владение, в котором присутствовали необхо­димых оба элемента прогни любого лица, посягающего на вещь независимо от оснований приобретения владельцем этой вещи. Исключение составляли случаи неправомерного недобросове­стного владения.

Приведенные классификации выведены из содержания рим­ского права современными учеными; в Дигестах (Д.41.2,3.21) содержится отрывок, из которого можно заключить, что рим­ские юристы подразделяли владение на виды по-другому: "Родов владении имеется столько, сколько оснований приобретения того, что не является нашим - например (когда мы владеем), в качестве покупатели, в качестве дарения, в качестве легата, в качестве приданого, в качестве наследства, в качестве возме­щения вреда в отношении тех вещей, которые мы захватываем на земле или на море, или у врагов. В целом существует, ско­рее, один род владения, а число видов бесконечно".

Владение приобреталось с момента соединения двух элементов: фактического обладания вещью и намерения владеть ею как сво­ей. Например, арендатор договаривается с собственником о вы­купе арендуемого имущества до прекращения действия договора аренды, а также многими другими способами. Владение могло быть приобретено не только лично, но и через представителя.

Владение прекращалось с утратой хотя бы одного из двух эле­ментов падения, а также в результате гибели веши или изъятия ее из оборота.

Владение пользовалось самостоятельной владельческой защитой.

При защите владения не только не требовалось доказательств права владении вещью, но даже не допускалась сама ссылка на такое право. Римский юрист Павел говорил по этому поводу: "Доказательство владения состоит не столько в праве, сколько в факте, поэтому для его доказательства достаточно, если я ма­териально держу вещь" (Павел, Сентенции 5.11.2).

Таким образом, во владельческом процессе предметом доказы­вания были факты самого владения, но не вопрос о его право­мерности.

Владение, в отличие от права собственности, защищалось не ис­ками, а интердиктами.

Интердикт - это распоряжение претора о немедленном прекра­щении действий, нарушающих права граждан.

Интердикты могли быть:

Ø об удержании владения, то есть для зашиты владельца, кото­рый еще не утратил обладание вещью;

Ø о возврате владения.

Добросовестный владелец, помимо интердикта, мог защитить свое право и при помощи "иска с фикцией". Данный иск да­вался в том случае, если владение отвечало всем требованиям, необходимым для приобретения права собственности на вещь в силу приобретательной давности, за исключением лишь исте­чения срока давности (то есть срок владения был менее 10 лет).

Чтобы защитить подобного владельца, претор давал предписа­ние судье предположить, что срок приобретательной давности уже истек и, следовательно, владелец стал собственником вещи (то есть использовалась фикция).

Иск с фикцией давался владельцу только против недобросове­стных владельцев, но не против собственника веши.

Право собственности

В римском праве отсутствовало определение права собственно­сти, да и теоретическая законченность его тоже. Учеными рим­ское право собственности определяется чаще всего как наибо­лее полное господство над вещью.

В римских источниках при описании права собственности упот­реблялись два термина - dominium и proprietas. Наряду с этими терминами использовались конструкции обозначения права через "имущество", через субъекта (хозяин), при помощи местоимений (моя вещь, наша вещь), словосочетанием "в полном праве".

Режим dominium употреблялся пли применялся:

При обозначении или сравнении субъектов права;

При соотнесении права собственности но основным подсисте­мам частного права (цивильного, преторе кого, права паролей):

Исключительно для выделения признака правомерности права "правомерная собственность";

Давал право на судебную защиту с помощью вещных исков.

Режим proprietas использовался при соотнесении и сопоставлении права собственности с правами на чужие вещи (узуфруктом, узусом). По всей видимости, данный режим и обозначавший его термин указывали на принадлежность вещи, то есть "мое право" на данную вошь.

Указанные термины выражали различные стороны римского права собственности. Доминиум - право на легальное (закон­ное) правомерное господство (власть) лица над телесным объ­ектом. Проприетас - право, принадлежащее собственнику, право на принадлежность веши данному, а не другому лицу. Доминиум раскрывает функциональные особенности институ­та, проприетас - структурные.

Режим доминиу.м обозначал господство над вещами. Данное господство должно быть надлежаще оформленным и право­мерным, в отличие от владения, которое основывалось на фак­те обладания.

"Господство, в отличие от владения, не зависит от наличия во­ли: "различие между dominium и владением в том, что dominium остается у хозяина и в том случае, если он не имеет этого желания, владение же прекращается, если устанавливается нежелание владеть" Д.41.2.17).

"Господство должно быть нераздельным и полным: "несколько лиц не могут совместно владеть одной и той же вещью в це­лом, так как было бы противоестественно, чтобы и ты держал в руках то, что я держу,... невозможно двоим стоять или сидеть на одном и том же месте" (Д.41.2.3.5).

Такое господство приобреталось в большинстве случаев ис­ключительно цивильными способами (манципацией, судебной уступкой).

Рroprietas имеет свои отличительные черты:

Ø данное право, за малыми исключениями, не включает в себя возможности пользования и извлечения плодов; по существу это голое право;

Ø если узуфрукт и proprietas оказываются у одного лица, то оба права превращаются в dominium (Д.7.25.1);

Ø proprietas носил только юридический характер, фактически же вещь находилась у другого лица, которое её использовало.

Ø пользоваться вещью (ius utendi);

Ø распоряжаться вещью (ius abutendi);

Ø извлекать доходы от пользования и распоряжения вещью (ius fruendi).

В римском праве действовало правило о том, что собственник имеет право делать со своей вещью все, что ему прямо не за­прещено законом.

Право собственности не является безграничным, и уже с древ­нейших времен римские законы установили ряд разумных ог­раничении права собственности (например, собственник обя­зан был не препятствовать установлению сервитута).

Различались следующие виды собственности:

Ø квиритская собственность;

Ø преторская (бонитарная) собственность;

Ø провинциальная собственность;

Ø перегринская собственность.

Квиритская собственность являлась древнейшим видом собст­венности в Древнем Риме.

Признаки квиритской собственности:

Ø субъектом квиритской собственности мог быть только римский гражданин (на более раннем этапе - римский народ);

Ø объектом квиритской собственности являлись только вещи, способные участвовать в обороте;

Ø собственность по праву квиритов могла быть приобретено только цивильными способами.

По мере развития хозяйственной жизни возникла необходи­мость обеспечить устойчивость гражданского оборота в том случае, если вещь перешла к новому собственнику, однако были нарушены некоторые формальности перехода.

Постепенно появляется новый вид собственности, который не признавался и не защищался квиритским правом, однако получил защиту у претора (преторская собственность).

Преторская собственность, в частности, возникала, когда манципируемые вещи отчуждались без обязательной в таком случае манципации. По квиритскому праву подобная сделка могла быть признана недействительной, возможем был и виндикационный иск, однако такое положение подрывало устой­чивость гражданского оборота и способствовало нечестности продавцов; поэтому в данном случае претор стал приходить на защиту ответчика, и, если1 сделка была уже исполнено, претор предписывал судье отказать в иске. В дальнейшем разделение собственности на квиритскую и бонитарную становится чисто номинальным.

Термин "бонитарная собственность" становится просто техни­ческим. Режим бонитарной собственности предоставлял неко­торые права его обладателю до наступления срока давности, по окончании которого лицо приобретало dominium.

"Если вещи, принадлежащей к манципируемым, я не манципирую, не уступаю тебе перед судящим претором, и только передаю тебе, то ты будешь ею просто обладать, а я буду ее квиритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь собственно­сти на основании давностного владения" (Гай Инст.2.41).

Провинциальная собственность распространялась на провинци­альные земли. Эти земли принадлежали римскому народу на праве обшей собственности по праву завоевания. Данная земля делилась на две части: одна часть составляла государственную собственность, другая предоставлялась прежним владельцам для дальнейшего использования. Однако по воле государства данные лица могли быть лишены владения. Впоследствии по­следнее правило было отменено.

Главным отличием провинциальной собственности от каиритской были взимавшиеся с данной собственности платежи в пользу го­сударства, а их оборот регулировался не цивильным правом, а правом народов.

Перегринская собственность развивалась одновременно с преторской и выделяется в особый вид, так как перегрины имели особый статус, в частности обладали меньшим объемом прав, чем римляне. Со временем, когда различия и статусе римлян и перегринов стали постепенно исчезать, перегринская собст­венность cлилась с преторской.

Способы приобретения права собственности делится на перво­начальные и производные.

Первоначальные способы приобретения права собственности не зависят, не возникают из права собственности другого извест­ного лица.

Такими способами являются:

Оккупация, то есть обращение в свою собственность никому не принадлежащих вещей (например дикие звери; вещи, брошен­ные бывшим собственником; и др.);

Приобретение вещи по давности владения. Приобретательная давность - это приобретение права собственности на вещь в ре­зультате продолжительного добросовестного владения вещью. Первоначально сроки давности владения были установлены: в 2 года для земельных участков и один год для остальных ве­щей. Позднее претор установил в отношении провинциальных земель срок давности соответственно 10 лет, если собственник и владелец жили в одной провинции, и 20 лет, если - в разных;

Отыскание клада. По римскому праву половину клада получал нашедший, а другую половину- собственник земельного уча­стка, где был найден клад. Если земля была ничейной или ею вла­дел нашедший клад, то он весь поступал в собственность на­шедшего;

Приобретение плодов - естественные произведения вещи по от­делении от нее поступали в собственность обладателя вещи;

Переработка - изменение природы вещи, благодаря чему появ­ляется новая вещь других свойств и характера употребления (зерно - мука), которая поступает в собственность лица, ее пе­реработавшего, если первоначальная вещь была ею. По вопросу переработки чужой вещи у юристов единого мнения не сложилось;

Приобретение вновь возникающих участков. На море такие уча­стки приобретались первым завладевшим; при увеличении бе­реговой линии - собственником участка берега; при изменении русла реки - новые земли приобретались собственниками бере­гов по середине русла; если на реке появлялись острова – они рассматривались как дно и приобретались собственниками берегов после разделения их по середине русла.

Производные способы приобретения права собственности основываются на праве прежнего собственника вещи.

Такими способами являются:

Ø манципация - сложный обряд по передаче вещи в присутствии пяти свидетелей и весовщика;

Ø судебная уступка - перед претором или правителем провинции стороны разыгрывали спор по поводу передаваемой вещи. Покупатель как бы виндицирует приобретаемую вещь, а продавец не оспаривает его права, уступая ему вещь;

Ø передача вещи (традиция - "traditio"). Традиция - это простая передача вещи с намерением передать и право собственности на нее. Основанием традиции был договор (купля-продажа, дарение, мена и др.);

Ø соединение вещей, которое заключалось в присоединении одной вещи к другой и превращении в ее составную часть. Например, при постройке дома лицо использовало несколько бревен, которые ему не принадлежали. В результате бревна стали составной частью дома. В таком случае собственник дома обязан был выплатить прежним собственникам бревен их двойную стоимость. При смешении жидкостей каждый из собственников имел право на часть целого;

Ø отказ по завещанию. Право собственности у наследника возникало после смерти завещателя;

Ø решение претора или суда.

4. Право собственности на вещь утрачивалось вследствие:

Ø дереликции, то есть добровольного отказа лица от права собственности на вещь;

Ø гибели вещи;

Ø отчуждения вещи;

Ø изъятия вещи у собственника (например конфискации);

Ø изъятия вещи из гражданского оборота.

Защита права собственности

Существовало несколько видов исков по защите права собст­венности. Основными являлись виндикационный и негаторный иски.

Виндикационный иск - это иск невладеющего собственника к не­правомерно владеющему несобственнику об истребовании вещи из чужого незаконного владения.

Цель иска - возвращение веши собственнику (римское право не исключало возможности денежной компенсации, в отличие от со­временного российского).

При легисакционном и формулярном процессе не только истец, но и ответчик обязаны были доказывать свое право на вещь. Если ответчик не выдвигал своих доводов, то автоматически проигрывал процесс.

В эпоху экстраординарного процесса виндикация стала исклю­чительно односторонним иском, то есть обязанность доказы­вания своего права собственности на вещь лежала теперь толь­ко на заявителе - истце. Ответчик мог ограничиться простым отрицанием иска. Если истцу не удавалось доказать свое право собственности на вещь, в иске отказывалось.

Ответственность незаконных владельцев была разной. Добро­совестный владелец отвечал только за сохранность вещи с мо­мента предъявления иска. Поэтому он не обязан был возме­щать собственнику те плоды и доходы, которые ему удалось извлечь в период незаконного владения вещью. Более того, сам собственник был обязан возместить владельцу понесенные им расходы на содержание (сохранение) истребуемой вещи (хранение, ремонт, увеличение ценности и т. д.).

Недобросовестный владелец, помимо возврата самой вещи, обязан был также возместить собственнику стоимость плодов и доходов, которые он получил или должен был получить от вла­дения вещью. Помимо этого, он отвечал за гибель вещи даже и в том случае, если она произошла из-за его легкой небрежности.

Собственник нуждался в защите и в том случае, когда он хотя и не лишался возможности владеть своим имуществом, однако кто-либo создавал препятствия в осуществлении собственником своих прав. Для зашиты собственника в такой ситуации ис­пользовался негаторный иск.

Например, лицо на своем участке незаконно возвело стену, в ре­зультате чего существенно затруднился доступ света в соседний дом. Если иск удовлетворялся, ответчик был обязан снести во­зведенную им стену.

Иск о воспрещении - actio prohibitoria - по своему содержанию аналогичен негаторному иску, он также направлен на устране­ние нарушений прав собственника. Истец здесь требовал сво­боды своей деятельности и воспрещения вмешательства ответчика в его дела.

Публицианов иск - actio Publiciana - был созван в I в. до н.э. для защиты бонитарного собственника, лица, добросовестно приобретшего вещь у несобственника. Поскольку указанные лица приобретали право собственности по истечении срока давности владения, этот иск допускал фикцию, будто лицо уже провладело давностный срок, и таким образом защищались права владельца.

Добросовестному приобретателю данный иск давался против третьего лица, неправомерно завладевшего вещью.

Право собственности могло также защищаться личными иска­ми, направленными непосредственно против нарушителя, если его правонарушение имело особый характер.

Права на чужие вещи

Помимо прав на свои вещи, римское частное право знало так­же и права на чужие вещи.

В данном случае право собственности на вещь принадлежит другому лицу, однако несобственник имеет ряд прав в отношении данной вещи.

Очевидно, что несобственник не мог иметь таких же широких правомочий по отношению к веши как сам собственник, по­этому права на чужие вещи именуют также ограниченными вещными правами.

Выделялись следующие виды ограниченных вещных прав:

Ø право пользования (использования) чужой вещью в одном или не­скольких отношениях - сервитут;

Ø права пользования и распоряжения чужой вещью:

б) эмфитевзис;

в) суперфиций.

Сервитут - вещное право ни пользование в определенных преде­лах чужой вещью, либо запрещающее такое использование другим лицам, в том числе и собственнику.

"Собственник не может ни устанавливать, ни утрачивать сер­витут (самому себе)" (Д.7.1.15.7).

Сервитут прекращается, если собственник, например имения, в пользу которого установлен сервитут, приобретает имение, которое обременено сервитутом в его пользу: "Сервитуты име­ний сливаются, если одно лицо становится собственником обоих имений" (Д.8.6.1).

Установление сервитута не исключает определенных полномо­чий собственника, а лишь ограничивает их использование.

Установленный сервитут следует за собственностью даже при ее переходе к другому лицу: "Ни узуфрукт, ни право прохода или прогона скота не утрачивается в силу изменения собст­венности" (Д.7.4.19).

"Природа сервитута не в том, чтобы кто-либо произвел какое-либо действие, например уничтожил строение или предоставил более приятный вид на окружающую участок соседа местность, или, чтобы он сделал у себя украшение, но в том, чтобы лицо допускало что-либо или не делало чего-либо" (Д.8.1.15.1).

Сервитуты защищались вещными исками. Сервитуты могли быть личными или вещными.

Личный сервитут - это право пользования вещью определенным лицом. Такой сервитут устанавливался в отношении конкретного лица и с его смертью прекращался, например узуфрукт и узус.

Узуфрукт - вещное, личное право лица на пользование вещью и извлечение плодов из непотребляемой вещи без изменения ее су­щности. Если сущность вещи изменялась, то узуфрукт пре­кращался. Изменять вещь нельзя было даже в сторону улучшения. Данные ограничения отличают узуфрукт от собственно­сти, поскольку узуфруктарий не мог использовать петь как собственник, то есть по своему усмотрению, а также не мог ею распоряжаться. Однако узуфруктарий мог передать осуществле­ние права другому лицу за плату или безвозмездно. По оконча­нии узуфрукта вещь возвращалась вместе с приращениями.

Узус - вещное, личное право пользования чужой вещью, но без права извлечения плодов. В остальном режим узуса похож на узуфрукт.

Вещный сервитут устанавливался в отношении не конкретного лица, а конкретной вещи. Вещный сервитут мог быть установ­лен; участок, который обременяется сервитутом, мог достав­лять постоянную выгоду в силу своих свойств владельцу серви­тута. Сервитут устанавливался в соответствии с потребностями господствующего участка, однако пользователь сервитута обя­зан был по возможности щадить собственника и ни в коем случае не выходить за установленные пределы использования.

Вещные сервитуты могли быть сельскими и городскими.

К сельским сервитутом относились:

Дорожные (право прохода, проезда, прогона скота; право на до­рогу, право переплывать чужое озеро);

Водные (право проведения водопровода через участок и отведе­ния воды на чужой участок для осушения своего, право чер­пать воду, право водопоя скота);

Пастбищные (право выпаса скота).

К городским сервитутом относились:

Право на свет ч на вид;

Право постройки (право опереть коней бревна о стену соседа, построить крышу в пространство соседа, устроить балкон над его участком);

Право стока и отвода воды (право отвода воды с крыши через участок соседа, право проведения канализации через участок соседа).

Залог - это право пользования и при определенных условиях распоряжения чужой вещью.

Цель залога - обеспечение исполнения обязательства.

Сущность залога состоит в том, что кредитор, которому зало­жена вещь, имеет право в случае неисполнения должником своего обязательства распорядиться данной вещью независимо oт того, принадлежит ли данная вещь еще должнику или пет, и преимущественно перед другими требованиями иных лиц.

Виды залога в римском праве:

Ø фидуция (в древнейшее время);

Ø пигнус;

Ø ипотека.

Фидуция заключалась в том, что посредством манципации должник отчуждал вещь в собственность кредитора, но с усло­вием, что в случае исполнения обязательства кредитор обязан будет вернуть вещь в собственность должника.

Данная форма залога была невыгодна для должника, так как кредитор становился собственником вещи, которая передава­лась ему в залог, и поэтому мог без согласия должника распо­ряжаться ею.

При пагнусе вещь передавалась не в собственность, а только во владение кредитора, поэтому в случае исполнения должником своего обязательства заложенная вещь подлежала возврату.

Ипотека - наиболее развитая и прогрессивная форма залога в Древнем Риме.

При ипотеке предмет залога не передавался кредитору ни в соб­ственность, ни во владение, и поэтому должник мог свободно пользоваться заложенным имуществом (например земельным участком), что позволяло должнику быстрее исполнить свое обязательство перед кредитором.

В случае неисполнения должником своего обязательства пред­мет ипотеки не поступал в собственность кредитора, а подле­жал обязательной продаже с торгов. Если вырученной суммы оказывалось недостаточно для удовлетворения требования за­логодержателя-кредитора, то он мог предъявить к должнику обязательственный иск на недостающую сумму.

Для установления залога не требовалось каких-либо формаль­ностей, что не способствовало стабильности таких отношений, поскольку, в частности, новый залогодержатель не имел воз­можности проверить наличие или отсутствие предыдущих за­логов на данную вещь.

Чтобы обеспечить интересы кредитора, в эпоху абсолютной монархии было установлено, что ипотека, составленная пись­менно и в присутствии свидетелей, имеет предпочтение перед негласно установленной ипотекой.

Эмфитевзис - это отчуждаемое и передаваемое но наследству вещное право долгосрочного пользования и извлечения плодов из недвижимого имущества за определенную плату. Чаше всего это были государственные или муниципальные земли.

"Арендованными у государства участками называются те, кото­рые сданы внаем навсегда, то есть с таким условием, что пока за них уплачивается арендная плата. Те, которые наняли уча­сток у граждан муниципии навсегда, с целью извлечения плодов, хотя и не становятся собственниками, однако, как это установ­лено, имеют вещный иск против любого владельца и против самих граждан муниципии" (Д.6.3.1).

Эмфитезис защищался через Публицианов иск: "В отношении арендованных земель и других участков, которые не могут быть приобретены в собственность по давности, может быть применен Публицианов иск" (Д.6.2.12.2).

Эмфитевзис давал право:

Пользования чужой землей (в частности собирать с нее урожай и плоды);

Залога земли;

Отчуждения земли;

А также передачи ее по наследству.

Субъект эмфитевзиса обязан был уплачивать собственнику арендную плату, а государству - земельный налог. Неуплата арендной платы в течение 3 лет вела к прекращению действия эмфитевзиса. При отчуждении эмфитевзиса необходимо было уведомить об этом собственника, так как последний имел пра­во преимущественной покупки. Также собственник имел право на получение не менее 2% с покупной цены эмфитевзиса.

Суперфиций - это отчуждаемое и передаваемое по наследству право возведения строения на чужой городской земле, а также право пользования таким строением.

Право собственности на строение принадлежало не субъекту суперфиция, а собственнику земли, так как считалось, что строение следует за землей. Жилище возводилось лицом с со­гласия собственника за свой счет.

Суперфиций давал право:

Пользования строением;

Залога строения;

Отчуждения строения;

Передача его по наследству.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ