Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Система органов власти и управления, их права и обязанности определены в Конституции Российской Федерации

Президент Российской Федерации Систему органов власти в Рос­сийской Федерации возглавляет Президент.

Институт президентской власти возник в CCCP в 1990 г. B Рос­сии он был введен референдумом 17 марта 1991 г. Первым Прези­дентом России на основе всеобщих выборов 12 июня 1991 г стал Б.Н. Ельцин, переизбранный на второй срок в 1996 г. Второй Пре­зидент - В.В Путин (2000-2008) Третий Президент - Д.А. Мед­ведев (2008-2012)

Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент является главой го­сударства. B этом качестве он осуществляет следующие функции

Является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

« принимает меры по охрчне суверенитета Российской Федера­ции. ее независимости и государственной целостности:

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства;

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти;

Представляет Россию внутри страны и на международной

Чтобы стать Президентом, необходимо отвечать ряяу цензов (требований): быть гражданином Россни, иметь возраст не моложе 35 лст; постоянно проживать в России нс мснее 10 лст Кроме того, согласно поправкам в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. Ns І9-ФЗ не имеет

права быть избранным Президентом осужденный к лишению сво­боды за совершение тяжкого преступления или преступления экс­тремистской направленности, имеющий на день голосования непо­гашенную судимость, а также подвергнутый административному наказанию п© ст 2D 3 («Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»)

Для сравнения: Президентом Италии может Выть лицо, достигшее

50 лет, KHP - 45 лет. а Президентом США - человек, родивший­ся на территории США, а не просто гражданин США, в возрасте

B соответствии со ст. 81 Президент России избирается на четы­ре года (с 2012 г - на б лет) на основе всеобщих выборов Одно и то же лицо может занимать пост Президента не более двух сроков подряд, т e не более восьми лет Президент Российской Федерации наделен широкими властными полномочиями, т.е. правами и обя­занностями B сфере законодательной власти он наделен правом законодательной инициативы (предлагать новые законопроекты); издает указы, имеюшие обязательную силу на территории страны; подписывает и обнародует федеральные законы; имеет право от­клонять принятые Государственной Думой законы (право отлага­тельного вето), обрашается к Федеральному Собранию с ежегодны­ми посланиями о положении в стране.

Президент участвует в формировании органов представитель­ной, исполнительной и судебной государственной власти (ст 83):

« назначает выборы Государственной Думы, может распустить ее вслучаях, предусмотренных ст. 41 и 117 Конституции РФ;

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению последнего - его замести­телей, федеральных министров,

Имеет право председательствовать на заседаниях Правитель­ства РФ;

Представляет каноидатуры судей Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Гене­рального прокурора, которые утверждаются с согласия Совета Федерации,

« формирует и возглавляет Совет Безопасности;

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами назначает и освобождает высшее командование Вооружен-

Утверждает военную доктрину Российской Федерации;

Осушествляет руководство внешней политикой государства;

После коисультаций с комитетами палат Федерального Соб­рания назначает и отзывает послов и т.п.

Для выполнения столь широких полномочий существует значи­тельный аппарат (более 2 тыс. сотрудников) - Администрация Пре­зидента

Президент может быть отрешен от должности Советом Федера­ции только на основании выдвинутого Государственной Думой об­винения в государственной нэмене или совершении иного тяжелого преступления (ст 93). Срок полномочий Президента может прекра­титься в случае его добровольной отставки или стойкой неспособ­ности выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. He позднее трех месяцев после прекращения полномочий Президента должны состояться новые выборы, а в течение этого времени обя­занности Президента исполняет Председатель Правительства

Федеральное Собрание Федеральное Собрание - парламент Рос­сии - является представительным и законодательным органом. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации - палата Федерального Собрания, огражаюшая федеративное устройство российского государства и выражающая интересы субъектов Российской Федерации. B Совет Федерации вхо­дят по два представителя от субъектов Российской Федерации: один - от исполнительной власти, второй - от законодательной. Эти представители избираются населением субъектов на свободных выборах

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые изби­раются населением страны, и представляет интересы избирателей в целом Депутаты Государственной Думы работают на профессио­нальной постоянной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной

и.пи иной творческой деятельности.

Заседания палат проходят раздельно, ведают они разными во­просами Приоритетной сферой палат яапяется законотворчество: федеральные законы принимает Государственная Дума, а Совет Федераиии лишь одобряет их или отклоняет Среди полномочий обеих палат Федерального Собрания - вопросы формирования высших органов государственной власти Так, Совет Федерации по представлению Президента назначает на должность судей Консти

туционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации Государственная Дума дает согласие Президент>" на назначение Председателя Пра­вительства, Председателя Центрального банка Российской Феде­рации и др.

K исключительным предметам ведения Совета Федерации (ст. 102) относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указа Президента о введении военного положе­ния, а также о введении чрезвычайного положения;

О возможности использования Вооруженных сил РФ за пре­делами ее территории;

« назначение выборов Президента Российской Федерации и от­решение его от должности;

Назначение на должность судей Конспггуционного Суда. Вер­ховного Суда. Высшего Арбитражного Суда РФ;

Назначение на должность и освобождение от должности Гене­рального прокурора;

Назначение на должность и освобождение от должности за­местителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов и т.п.

K исключительным предметам ведения Государственной Думы относятся (ст I03)*

« дача согласия Президенту на назначение Председателя Пра­вительства;

Решение вопроса о доверии Правительству;

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ,

Назначение на должность и освобождение от должности Пред­седателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против Президента РФ для отреше­ния его OT должности.

Свою деятельность обе палаты парламента осуществляют с по­мошью комитетов и комиссий, которые образуют Государственная Дума и Совет Федерации. Комитеты создают по различным направ­лениям парламентской деятельности Так, в Государственной Думе сушсствуют комитеты;

« по законодательству и судебно-правовой реформе:

Труду и социальной поддержке;

« экологии,

Экономической политике;

Обороне;

« безопасности;

Собственности;

Бюджету, налогам, банкам и финансам;

Образованию, науке и культуре и др

Правительство Российской Федерации Правительство осуществля­ет исполнительную власть. B соответствии с Федеральным консти­туционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. Правительство - есть высший орган исполни­тельной власти.

Правительство представляет собой самостоятельный федераль­ный орган власти, возглавляющий систему органов исполнительной власти.

Оно состоит из Председателя, его заместителей и федераль­ных министров. Председатель Правительства назначается Прези­дентом с согласия Государственной Думы. Ero кандидатура вносит­ся новым Президентом не позднее двухнедельного срока после из­брания Остальные члены Правительства назначаются по пред­ложению его Председателя.

Основными направіениями деятельности Правительства (ст 114)

ЯВЛЯЮТСЯ"

Разработка и представление на утверждение Государственной Думе федерального бюджета, а также его исполнение;

Обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной по­литики;

« осуществление мер по обеспечению законности, прав и сво­бод граждан, охране общественного порядка, борьбе с пре­ступностью,

Управление федеральной собственностью;

Осуществление мер по обеспечению обороны страны, госу­дарственной безопасности, рсализаиии внешней политики Российской Федерации;

« ежегодный отчет перед Государственной Думой. Эго новое полномочие, введенное с 2009 г.

Согласно ст. 117 Правительство слагает с себя полномочия в следующих случаях.

I) сложения полномочий перед вновь избранным Президентом;

2) отставки, которая может быть осуществлена по инициативе самого правительства или по инициативе Президента;

3) выражения недоверия Правительству со стороны Государст­венной Думы.

Органы правосудия Они представляют третью ветвь власти - судеб­ную. Судебная власть осушествляется посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной фор­ме. Правосудие осуществляется только судами, создание чрезвы­чайных судов не допускается. Судебная система Российской Феде­рации определена Федеральным конституционным законом, при­нятым Государственной Думой 23 октября 1996 г (в ред. от 15 декабря 2001 г)

Поскольку Россия - государство федеральное, то устанавлива­ется двухуровневая судебная система-

1) федеральные суды, к которым относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды ав­тономной области и автономных округов, районные суды, воен­ные и специализированные суды, составляющие систему феде­ральных судов общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ;

2) суды субъектов РФ, включаюшие конституционные суды субъектов РФ, мировые суды

Мировые суды являются низшим звеном судебной системы B городах, районах и т п. Они рассматривают дела о малозначитель­ных преступлениях и проступках, а также мелкие гражданские спо­ры между частными лицами. Мировые суды обычно избираются населением и действуют в составе одного судьи.

Хотя судебная власть в Российской Федерации едина и недели­ма, однако условно правосудие можно разделить на три «ветви»:

Конституционное правосудие,

Обшее правосудие;

Арбитражное правосудие

Разбирательство по гражданским, уголовным, административ­ным и иным делам осуществляют суды общей юрисдикции, состоя­щие из трех звеньев в соответствии с их компетенцией, целями и задачами

Высшее звено (Верховный Суд РФ) осуществляет судебный надзор эа деятельностью судов общей юрисдикции;

Среднее звено (Верховные суды республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов РФ) проверяет законность и обоснованность решений, пригово­ров. определений судов первой инстанции до их вступления B законную снлу;

Основное низовое звено (районные, городские суды, мировые суды) рассматривает гражданские, административные, уго­ловные и иные дела по существу, вынося решения - по гра­жданским делам, приговоры - го уголовным, определения - по любому из этих производств.

Конституционное правосѵдие осуществляют созданный в 1992 г. Конституционный Сул РФ и конституционные суды республик Их основная функция состоит в охране и зашите конституционных норм путем выявления нормативных актов, противоречащих Кон­ституции РФ, разрешении споров о компетенции межлу органами федеральной власти, а также Федерации и субъектов Российской Федерации

Экономические споры и споры в сфере управления разрешают арбитражные суды, также состоящие из трех звеньев: высшего, среднего и основного.

Судьями могут быть только граждане РФ, отвечающие требова­ниям, установленным Федеральным законом «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 r. № 3l32-l (в ред. от І5декабря 2001 г). Они должны иметь высшее юридическое образование и определенный стаж работы по юридической профессии Судьи независимы и под­чиняются лишь Конституции и закону. B своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны Судьи не­сменяемы и неприкосновенны. Неприкосновенность судьи включа­ет в себя неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных н служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (теле­фонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообшений) Судья, в том числе по истечении срока его полномочии, не можст быть при­влечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осу­ществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет ус­тановлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта

Слушание дел в Российской Федерации во всех судах открытое, основано на состязательности и равноправии сторон. B случаях, предусмотренных федеральным законом (обычно по уголовным де­лам), судопроизводство осушествляется с участием присяжных засе­дателей - выбранных случайным образом людей, присутствующих на суде и высказывающих свое мнение перед окончательным при­нятием решения

Аппарат суда выбирает присяжных заседателей методом слу­чайной выборки или жеребьевки из морально устойчивых граж­дан не моложе 25 лет, не подвергавшихся уголовному преследо­ванию. Всего должны быть отобраны l2 комплектных, ге. имеющих право выносить вердикт по делу, и двое запасных. Функция заседателей состоит в определении виновности нли не­виновности подсудимого Только после этого суд принимает ре­шение голосованием

Органы прокуратуры Несмотря на то что в гл. 7 Конституции Рос­сийской Федерации «Судебная власть» включена прокурчтуря, она не входит в судебную систему, так как имеет несколько иную no сравнению с судебной властью правовую природу н функции

Прокуратура - составная часть контроіыюй власти Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г Ns 2202-1 (в ред от 5 октября 2002 г.) определил ее функции и за­дачи. Прокуратура осуществляет надзор:

За исполнением законов местными представительными орга­нами (законодательными собраниями),

« соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти, управления и контроля; юридиче­скими лицами;

Исполнением законов органами, осуществляющими опера- тивно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Исполнением законов в местах содержания задержанных, при исполнении наказания.

Другая важнейшая функция прокуратуры - участие прокурора в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя Он вправе обрашаться в суд с заявлением или вступать в дело на любой стадии процесса, если этого требует зашита прав гражяан и охраняемых законом интересов обшества и государства

Возглавляет органы прокуратуры Генеральный прокурор. Он на­значается на должность Советом Федераипи по представлению Президента на пять лет. Ежегодно он представляет палатам Феде­рального Собрания доклад о состоянии законности в стране и ме­рах по укреплению правопорядка. Генеральный прокурор РФ по согласованию с ее субъектами назначает прокуроров субъектов Российской Федерации на пять тст Генеральный прокурор вместе с заместителями образует коллегию. Кроме нее в составе Гене­ральной прокуратуры РФ находятся главные управления и отделы Структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ явля­ется Главная военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором

Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

  • единство системы;
  • разделение властей;
  • демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

Виды органов государственной власти

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной власти

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему , олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства 1 . В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой , объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Факультет государственного

и муниципального управления

Кафедра государственного

и муниципального управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Система государственного управления»

Тема

«Система органов государственного управления

в Российской Федерации»

Введение

Глава 1 Система органов государственного управления в Российской Федерации

1.2 Законодательная власть

1.3 Исполнительная власть

1.4 Судебная власть

Глава 2 Сравнительный анализ законодательной власти Российской Федерации и Республике Башкортостан

Заключение

Библиографический список

Введение

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития.

Органы государственного управления – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.

В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. В нее входят органы государственного управления РФ и органы государственного управления ее субъектов . Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно-правовая связь.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов управления РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти . Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Целью данной курсовой работы является:

· дать понятия системе органов государственного управления в Российской Федерации;

· описать функционирование органов государственного управления;

· провести сравнительный анализ законодательной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан.


Глава 1 Система органов государственного управления в Российской Федерации

В Конституции РФ нет термина государственное управление. Вместо него используется понятие государственная власть, однако эти понятия различны. Государственная власть относится к уровню политических решений и выражает суверенную волю народа. Власть есть способность принимать решения и добиваться проведения их в жизнь.

Действенным инструментом государственной власти является государственный аппарат-система органов государства. Государство осуществляет свою активную роль в жизни общества через государственный аппарат. Реализация политических решений через исполнительно-распорядительную деятельность госаппарата и есть государственное управление.

Государственный аппарат как сложная система государственных органов строится в соответствии с потребностями общества, интересами человека, различных социальных групп населения. Согласованные действия всех входящих в систему государственных органов обеспечиваю единство государственной власти, ее могущества, эффективность в решении многочисленных задач в экономической, социальной, политической, культурной сферах общества, а также в отношениях с зарубежными государствами, в обеспечении и защите суверенных интересов государства.

В рассмотрении органов государственного управления в РФ необходимо исходить из положений Конституции 1993 г., закрепившей организацию федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Органами государственной власти РФ являются Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Арбитражный суд РФ и другие суды РФ, а также Федеральные Министерства и ведомства. Органами государственной власти являются главы администраций, возглавляющие систему органов исполнительной власти в субъектах РФ. Действуют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но в то же время сотрудничают с ними.

Государственное управление – тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Соответственно, все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.

Можно выделить также систему исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации. В последнем случае имеется в виду следующее. Постоянно действующим организационным фактором системы исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции. Остальные звенья такой системы весьма непостоянны и видоизменяемы. Они могут в ряде случаев вообще не существовать, хотя из механизма государственного управления они «не изымаются». В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц.

Тем не менее, весь аппарат исполнительной власти нельзя сводить только к исполнительным органам общей компетенции. Этот аппарат многообразен и включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.

1.1 Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти, гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Для обеспечения условий реализации Президентом его конституционных полномочий создается Администрация Президента. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полномочных представителей во всех 8 федеральных округах. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте.

1.2 Законодательная власть

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России. Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции РФ.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами - Государственной Думой и Советом Федерации.

Федеральное собрание является постоянно действующим.

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Съезд Советов Союза ССР – стал высшим органом.

Сроки собрания . Собирается он не реже раза в год. С 1927 года – и эта периодичность признана избыточной, так что теперь – раз в два года. По большому счёту и это много.

Формирование – так же, как формировались республиканские съезды. Т.е. представители губернских съездов советов и городских советов – избирали. От губернских съездов – больше всего губерний в РСФСР – следственно, РСФСР доминировало.

Компетенция – статья 1 и 2 Конституции 1924 года. Т.е. все вопросы, отнесённые к ведению Союза.

Центральный Исполнительный Комитет СССР – действовал между съездами. Изначально, в 1922-1923 годах, ЦИК планировался как обычный однопалатный парламент. В июле 1923 года состоялось совещание четвёртое по счёту национальной комиссии, и решили наполнить национальными кадрами, их очень мало. Была поставлена задача насытить управление регионами национальными кадрами. И уже с 1923 года ЦИК проектировался как двухпалатный парламент. Палаты были равные, и теперь нет верхней и нижней палаты.

Первая – Союзный совет , формируется съездом Советов в составе 414 депутатов пропорционально населению СССР.

Вторая – Совет национальностей , формируется тоже съездом, но от субъектов СССР. И соответственно каждая союзная республика посылала в эту палату по 5 человек, от каждой автономии – по 1. Учитывая отдельные мелкие национальности, получилось, что обязательно человек от неё должен быть. В этом смысле было исключено доминирование РСФСР.

Где больше всего автономий? Конечно, в Российской Федерации. Но всё по национальному принципу. Если Союзный Совет является зеркальным отображением состава съезда, то Совет Национальностей – противовес. Эти палаты равноправны. Заложена возможность конфликта между палатами, поэтому предусмотрено создание согласительных комиссий, совместное заседание палат, ну и, в крайнем случае, это передача дела на рассмотрение очередного съезда советов.

Компетенция – примерно как разделение Всероссийского Съезда и ВЦИКа.

Исключительная компетенция Съезда:

· Изменение Конституции СССР;

· Ратификация международных договоров.

Сессии ЦИКа собираются не реже трёх раз в год.

Президиум ЦИК

У него компетенция поинтереснее, чем в Конституции 1918 года.

· Собирает ЦИК на сессии.

· Обладает контрольными полномочиями. Может приостанавливать действие постановления наркоматов до созыва ЦИК. Президиум ЦИК – координирующий орган до сессии ЦИКа.

· Готовит материалы для очередной сессии ЦИКа. Рабочий орган для ЦИКа советского союза.

При формировании Президиума учтены члены обеих палат.


Всего 21, последние 7 – избираются на совместном заседании палат. 7 –от союзного совета и 7 от совета национальностей.

СНК СССР

Состоял из народных комиссаров. Но что это занародные комиссары? Это Комиссары, возглавлявшие два типа народных комиссариатов:

· Общесоюзные наркоматы. Реализуют компетенцию СССР. 5 человек

· Объединённые наркоматы. Реализуют сферу совместного ведения. 5 человек.

Виды наркоматов:

· Иностранных дел;

· Путей сообщения;

· Внешней торговли;

· Почты и телеграфа;

· Военных дел;

· Продовольствия;

· Нарком, возглавляющий ВСНХ СССР;

· Финансов;

· Нарком, возглавляющий рабоче-крестьянскую армию.

Компетенция совнаркома включает законодательные полномочия. Смотреть выше – по компетенции СССР и совместной. Отсутствует формальное разделение властей. Однако СНК всё реже и реже законодательствует. В основном, акты их утверждаются ЦИКом, и вступают в силу только после подтверждения. Их самостоятельное законотворчество уже не велико. Хотя де-юре – издавали декреты.

Местные органы

Два магических слова:

· Оживление;

· Коренизация

Оживление :

· В годы гражданской войны затухли. Теперь надо оживлять. Одно из самых главных НЭПовских нововведений – расширение избирательного списка, т.е. включение туда тех, кто это права был лишён, например, торговцев. Сначала сдай продналог, потом торгуй пожалуйста.

· Укрепление финансовой и материальной базы местных советов. В годы гражданской войны были упразднены местные бюджеты, теперь их восстановили. Восстановили местные бюджеты, начиная с уездного, губернские, а также республиканские. Бюджеты были дотационными. Суть в том, что если доходы республики меньше расходов, то разницу покроют дотацией из федерального бюджета. Это было официально закреплено.

· В управление местных советов переданы местные предприятия; главкизм приказал долго жить. Плюс – здравоохранение и образование местного значения.

· Проведение предвыборных кампаний. Несколько раз за годы НЭПа результаты выборов признавались недействительными – по причине низкой явки избирателей. Подкорректировано законодательство по отзыву депутатов. Сложилась определенная практика таких отзывов. Очень часто депутаты физически не могли работать. Засыпали.

Коренизация –увеличение доли национальных кадров в руководстве.

· Путём национального делопроизводства – два языка – на русском и на местном национальном.

· Повышение уровня грамотности местного населения. Местная пресса финансируется на национальном языке, радиопередачи на национальном языке. За счет федерального бюджета.

· Обновляется законодательство о выборах в местные советские органы – советы поселений и исполкомы.

· В национальных поселениях появляются национальные сельские советы.

Армия

· Массовая демобилизация. До 1924 года армию сократили в 10 раз – из 5 млн. осталось 500 000.

· Меняется порядок комплектования и прохождения службы в рядах Красной Армии:

· Чётко определяются сроки. В общемсрок службы – пять лет. В годы Гражданской Войны о них никто особо не задумывался. Кстати, вполне по окончании войны тебе могут дать лопату восстанавливать народное хозяйство.

· Возраст призыва – 19.

· После пятилетней службы мужчина состоит в запасе до 40 лет.

Цель реформ в области прохождения службы – удешевление армии.

Во-первых , введение разных порядков службы. Первый способ нам известен - кадровый – призыв конкретных людей. Все пять лет мужчина служит в конкретной части. Второй – переменный. Суть его в том, что из 5 лет только первый год мужчина проводит в своём полку, то есть там, куда его призвали. Остальные 4 года он официально числится на службе, но находится в так называемом «долгосрочном отпуске». За эти оставшиеся 4 года он может быть призван на сборы несколько раз. Принял присягу, послужил год и вернулся к себе на оставшееся время, работает, но периодически призывается на сборы. Третий способ – вневойсковой – вообще ни года не проводит на действительной службе, периодически призывается на сборы.

Во-вторых , снижение расходов по сборам – территориальная милиционная система.Miles – неподготовленные.Цель – сэкономить на транспортных расходах. Мужчина должен был выйти из дома и за сутки максимум дойти своими ногами до пункта прохождения службы.

В-третьих , Красная Армия очень часто привлекалась для целей народного хозяйства – уборка урожая, заготовка леса, заготовка торфа. Практика показала, что в годы НЭПа многие войска и части получили награды трудовые. За ударный труд.

В-четвёртых , альтернативная служба. Речь идёт об освобождении от службы по религиозным соображениям.Признание человека освобожденным по религиозным соображениям составляет особый тип гражданского судопроизводства. Открываем раздел ГПК 1923 года «Порядок рассмотрения…»именно об этом.

Реорганизация управления Красной Армией

Удешевление армии сказывается на сокращении аппарата управления. В частности, остаётся всего 4 главка:

· Главное управление РККА. Организация повседневной жизни солдат и командиров, разные додовольствия, строительство жилья. Всякая социалка.

· Инспекторат РККА. Решал вопросы боевой подготовки, проведение учений, снабжение армии различным вооружением.

· Главное политуправление - ГлавПУР. Идеологическая работа. По сути упраздняется двоевластие в армии – комиссаров и командиров. В годы Гражданской Войны комиссар утверждал всякий приказ командира подразделения. Теперь в этом отпала нужда. Контролировать не нужно. Только воспитательная деятельность.

· Генеральный Штаб. Военная разведка, различные планы – наступательные и оборонительные – военные кампании.

Во главе Красной Армии оставался Реввоенсовет. РВС – это то, что было наркоматом военных дел. Тем не менее, оный наркомат тоже остался.

При образовании СССР у нас получается РВС СССР.

Реформы управления народным хозяйством Предложено объединить деятельность хозяйственных ведомств в едином экономическом центре – в Совете Труда и Обороны (СТО) – бывший Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (СРКО):

· Председатель СНК – председатель СТО

· Нарком военных дел

· Нарком труда

· Нарком путей сообщения

· Нарком земледелия

· Нарком продовольствия

· Нарком Рабоче-Крестьянской Инспекции

· Председатель ВСНХ

· Председатель Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов

В качестве местных органов экономического управления в 1921 году созданы Экономические Совещания (ЭКОСО) – областные, губернские, уездные. Низовыми органами СТО стали:

· ЭКОСО на предприятиях.

· Крестьянские комитеты по улучшению сельского хозяйства.

Важнейшая функция СТО – направление работы хозяйственных наркоматов в соответствии с единым государственным планом.

Для разработки такого плана и общего наблюдения за его исполнением в феврале 1921 года была создана Государственная Общеплановая Комиссия (Госплан). При хозяйственных наркоматах были учреждены плановые комиссии.

Предприятия ведения ВСНХ распались на две группы:

· В непосредственном подчинении ВСНХ

· Переданные в местное управление

ВСНХ СССР – объединенный наркомат, руководящий ВСНХ союзных республик, которые одновременно подчиняются еще и своим ЦИК и СНК. Отсюда разделение промышленности на:

· Общесоюзную

· Республиканскую

· Местную

1921 г. – установление системы управления, совмещающей функциональный и отраслевой принципы:

· Функциональный метод – по отдельным функциям – планирование, снабжение, финансирование, техническое обеспечение.

· Отраслевой метод – один орган руководит целостной отраслью хозяйства, промышленности по всем вопросам.

Управление сельским хозяйством в полном объеме стали осуществлять:

· Народный Комиссариат Земледелия.

· Губернские и уездные земельные отделы исполкомов.

Необходимость решать некоторые вопросы в общесоюзном масштабе привела к регулярному созыву совещаний народных комиссариатов земледелия всех республик.

ЦИК СССР 7 декабря 1929 года создал объединенный союзно-республиканский Наркомат земледелия СССР.

Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно-властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.

Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:

  • -комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;
  • -по экономической политике;
  • -по социальным вопросам;
  • -по природным ресурсам;
  • -и другие.

Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.

Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.

Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона. Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.

  • 1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).
  • 2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:

  • - финансовое управление;
  • -управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);
  • -комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);
  • -управление по внешнеэкономическим связям;
  • -комитет по инвестициям;
  • -управление цен;
  • -департамент транспорта;
  • -департамент промышленности;
  • -департамент агропромышленного комплекса;
  • -управление ЖКХ;
  • -другие.

В управлении социальной сферой:

  • -управление здравоохранения;
  • -управление образования (образования и науки);
  • -управление культуры;
  • -комитет по физкультуре и спорту;
  • -управление по делам молодежи;
  • -управление социальной защиты населения;
  • -комитет по труду;
  • -департамент занятости
  • -другие.

В управлении инфраструктурой региона:

  • -управление капитального строительства;
  • -управление архитектуры и градостроительства;
  • -управление автодорог;
  • -государственный архитектурно-строительный надзор;
  • -другие.

В управлении ресурсной сферой региона:

  • -комитет по земельным ресурсам;
  • -комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам;
  • -управление лесами;
  • -управление водного хозяйства;
  • -другие.

Указанные управленческие структуры в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляют весь процесс управления соответствующей сферой или отраслью экономики региона - анализ потенциальных возможностей региона в данной сфере или отрасли; прогнозирование направлений развития; определение целей, приоритетов, задач развития; выработку стратегии развития; разработку и реализацию планов, целевых комплексных программ развития сферы или отрасли, разработку методов управления, непосредственных управленческих воздействий, организацию финансирования.

Проблемы регионального управления.

Многообразие региональных экономических систем формирует основу механизма выявления и распространения позитивного опыта управления национальным хозяйством. Усложнение управления формирует новые возможности для развития. Таким образом, данное понимание позволяет определить неоднозначность проблемы разделения власти, то есть взаимозависимость правил формирования двух уровней правовой среды развития региона. С определенными допущениями можно говорить о том, что социальные приоритеты управления генерируются на федеральном уровне власти, а экономические на региональном. Как следствие, оценка степени самостоятельности региона невозможна на базе исключительно социальных или исключительно экономических приоритетов, но только на базе их согласования.

Рассмотрим проблему роли регионального уровня власти в развитии субъекта государства. Федеральная форма государственного управления России закреплена Конституцией 1993 года. Однако, функциональный механизм российского федерализма еще нельзя назвать сформировавшимся. Продолжаются процессы перераспределения властных функций и прав. Ярким примером этому является сосуществование двух противоречивых тенденций. С одной стороны происходит усиление федеральных функций регулирования, например, вводится институт федеральных представителей в регионах. С другой стороны продолжается процесс регионализации, то есть усиление хозяйственной и политической силы региональных властей. Законодательного закрепления уникальной функциональной роли региональной власти в развитии национальной системы пока нет. С формальной точки зрения регион продолжает оставаться в значительной степени проводником федеральной политики на места, чем базовым элементом развития национальной экономики. Это несомненно правильно, поскольку задача обеспечения государственной целостности превыше всего. Тем не менее, комплекс накопившихся проблем национального развития не может быть решен без механизмов экономической самоорганизации государства, заложенных в региональном уровне управления. Самоорганизации, как процесса формирования и накопления позитивного опыта.

Переходя к особенностям современной практики управления развитием российских регионов отметим, что, несмотря на формальную неопределенность активной экономической роли регионального управления в развитии национальной системы на практике эта роль очень заметна. Из жизни мы хорошо знаем, что именно региональная власть является "царем и богом" для хозяйствующих субъектов, формирующих национальное богатство. Именно региональная власть по факту сегодня обеспечивает ту или иную степень благоприятности подведомственной территории для ведения той или иной экономической деятельности.

Децентрализация функций государственного управления развитием национального хозяйства привела к появлению 89 уникальных региональных хозяйственных систем. Право регионального института власти формировать собственные законы хозяйствования определило действительное многообразие региональной управленческой практики. На ее базе сегодня формируется новое для России понимание региона как субъекта хозяйственной деятельности, наделенного не только государственными правами и обязанностями, но и правом самостоятельного определения правил управления имеющимися у него ресурсами. Данное обстоятельство можно наблюдать на примере существования экономически развитых регионов. Можно выделить как минимум десяток регионов-лидеров, в несколько раз более сильных, чем остальные. Состав этой группы зависит от выбора критерия оценки уровня экономического развития. При этом, успех в процессе формирования регионального продукта не всегда сопровождается успехом в процессе его распределения его результатов.

В продолжающемся усилении асимметрий экономического развития российских регионов можно увидеть не только негативные процессы. Помимо простого перераспределения национального богатства между регионами, наблюдается существование успешного опыта управления внутренними ресурсами регионального развития.

Таким образом мы можем говорить о том, что проблема двойного управления регионом действительно существует и ее решение связано со следующими аспектами:

  • а) Осознанием того, что в разделении власти есть определенный экономический смысл, оправдывающий усложнение системы управления.
  • б) Признанием того, что российская национальная политика в отношении регионов не имеет пока официального закрепления принципов реализации их активной экономической роли.
  • в) Выявлением в российской практике успешного опыта управления региональным хозяйством, который может быть распространен.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ