Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Всем известно, что сейчас в Москве очень дорогое жилье. Многие ее жители не имеют возможности собственными силами купить квартиру и тем самым улучшить свои жилищные условия. Хорошо еще, что некоторым категориям населения город предоставляет возможность увеличения жилой площади для проживания. Наиболее реальным из них является заключение договора социального найма. Получить в столице муниципальное жилье довольно трудно, но все-таки возможно. Учитывая, что в Москве в 2017 году запланирована масштабная , данная тема приобретает особый интерес. В связи с этим, мы решили разобраться, как встать в очередь на улучшение жилищных условий в столице?



Важно помнить, что в очередь на улучшение жилищных условий может встать далеко не каждый житель Москвы. Для этого необходимо соответствовать нескольким критериям, наиболее важным среди которых является проживание в городе не менее десяти лет. Все эти годы вы должны быть зарегистрированы (!!!) по месту жительства. Однако, кроме факта прописки, еще нужно доказать нуждаемость вашей семьи в улучшении жилищных условий. Если все это есть, значит, вы соответствуете одному из условий получения в наем муниципального жилья.

Интересно, что норма, требующая 10-летней прописки, в свое время вызвала недовольство граждан, которые проживали в Москве без прописки. Они считали это нарушением конституционных прав каждого гражданина на выбор места жительства и свободу перемещения. Пытаясь отстоять свои права, граждане неоднократно подавали в суды иски, в которых выдвигалось требование отмены этой нормы. Суды удовлетворили иски граждан, а норма, требующая обязательной 10-летней прописки для постановки на учет, была отменена. Тем не менее, в 2003 году эта норма снова была внесена в Закон об улучшении жилищных условий и действует по настоящее время.

Многие юристы считают, что эта восстановленная норма также не соответствует Конституции России и федеральным законам. Сейчас может быть подан повторный иск с целью ее отмены, но процесс пока никем не инициирован. Норма все так же активно применяется на практике муниципальными органами. Причем чиновники в качестве подтверждения проживания требуют только прописку, не принимая во внимание никакие другие доказательства, например, показания свидетелей. Разумеется, это явное нарушение действующего законодательства Российской Федерации, но пока нет конкретного судебного решения по данному вопросу, действия муниципальных чиновников являются правомерными.

Мало квадратных метров на одного члена семьи



Московские «хрущевки»

Второе важное условие для получения муниципального бесплатного жилья — это неблагоприятные жилищные условия вашей семьи. Чтобы соответствовать этому условию, на каждого проживающего должно быть меньше десяти квадратных метров жилой площади. Если же каждый член семьи располагает жилым пространством сверх этой нормы, то жилищные условия семьи признаются удовлетворительными, а семья — не нуждающейся в их улучшении за счет государственных средств. Для тех, кто живет в коммунальных квартирах нормы жилплощади несколько выше -15 квадратных метров, так как их жилье, в сравнении с квартирами для отдельной семьи, считается не совсем комфортным.

Вместе с тем, на практике встречается множество случаев, когда постановка в очередь на улучшение жилищных условий производится без учета общих квадратных метров, приходящихся на одного члена семьи. В основном это происходит:

  • в случаях совместного проживания в квартире со смежными комнатами или однокомнатной квартире лиц, которые не находятся в родственных связях между собой;
  • если жильем являются непригодные для жизни помещения, такие как аварийные дома, или дома, на которые постоянно или периодически воздействуют вредные факторы;
  • если жильем являются дома или квартиры, имеющие коридорную планировку, а также помещения без водопровода холодной и горячей воды, канализации, газо- и электроснабжения, централизованного отопления;
  • при проживании в общежитиях, кроме граждан с временной пропиской;
  • при проживании в коммуналках с лицами, которые страдают от хронических заразных заболеваний, если врачи признали такое совместное проживание опасным для других жильцов;
  • граждане, проживающие в одной квартире, не имеющей изолированных комнат, вместе с больными хроническими заразными заболеваниями.

Кроме того, имеющими право встать в очередь на улучшение жилищных условий признаются граждане, которые больше сорока лет имеют московскую прописку и проживают в коммуналках.

Встаем в очередь на улучшение жилищных условий

Встать в очередь на улучшение жилищных условий можно по месту жительства. Проживание в определенном районе Москвы может быть подтверждено наличием регистрации в этом районе постоянного места жительства, то есть пропиской. Для того, чтобы стать на учет, нужно обратиться в жилищное управление с письменным заявлением, в котором должно быть указано:

  • какими жилищными условиями располагаете вы и ваша семья;
  • сколько лет вы и ваша семья проживаете в Москве;
  • какие льготы на получение муниципального жилья имеете вы и ваша семья;
  • статус вашей семьи — молодая семья, и т.д.
  • согласие на проверку для лиц, которые желают встать в очередь на улучшение жилищных условий.

При подаче заявления с указанными выше данными необходимо приложить следующие документы:

  • гражданина, желающего встать в очередь;
  • выписку из домовой книги для включения в очередь;
  • план квартиры;
  • справку об отсутствии или наличии собственности у гражданина, желающего встать в очередь на улучшение жилищных условий.

После того, как все эти документы поданы в соответствующие инстанции, гражданин считается вступившим в очередь на получение муниципального жилья в Москве.



Видео обзор «Как получить жилье в Москве?»

04 Мая 2016


Столичная мэрия по запросу Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека предоставила справочную информацию о том, как реализовавалось право на получение жилья или улучшение жилищных условий москвичей.

По данным департамента городского имущества, на текущий момент нуждающимися признаны:

Заместитель мэра Наталья Сергунина отмечает, что улучшение жилищных условий, согласно действующему законодательству, это двухстороннее соглашение, при котором необходимо согласие всех членов семьи на конкретный вариант обеспечения, в связи с чем выполнение показателей ГП "Жилище" напрямую зависит от согласия граждан на предложенные им варианты улучшения жилищных условий.

Она сообщила, что в 2015 году предложения получили более 3,5 тысяч семей, а помещения были предоставлены одной тысяче семей, которые дали свое согласие на предложенные варианты. В том числе, помещениями были наделены 600 семей, в составе которых имелись внеочередники (дети-сироты, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, имеющие тяжелые формы заболеваний).

В 2016 году планируется направить предложения восьми тысячам семей, говорится в справке мэрии.

Документы
Справка мэрии Москвы

Справочная информация по обращению Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам
человека М.А. Федотова

В рамках реализации Государственной программы города Москвы «Жилище» на 2012-2018 годы, утверждённой постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 № 454-ПП (в редакции ППМ от 22.04.2014 № 205-ПП и от 08.04.2015 № 189-ПП), в 2016-2018 гг. предусмотрено строительство жилья за счёт средств городского бюджета на уровне 600 тыс. кв. м ежегодно.

В 2015 году при плане 3100 тыс. кв. м, введено - 3920,0 тыс. кв. м жилья, что превышает плановое значение на 26,5%. В том числе введено 628,6 тыс. кв. м жилья за счет средств городского бюджета.

Городом Москвой как субъектом Российской Федерации определены порядок и условия постановки на жилищный учет и предоставления жилых помещений или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы, утвержденные Законом города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

По сведениям, содержащимся в информационной системе Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент), по состоянию на текущий момент среди жителей города Москвы признаны нуждающимися:
- в жилых помещениях и улучшении жилищных условий - 74 528 семей (247 428 человек);
- в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений -11 570 семей (50 272 человека).

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Закона города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», а также положениям Государственной программы города Москвы «Жилище» на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 № 454-ПП, жители города Москвы, принятые на жилищный учет, а также на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности исходя из времени принятия их на жилищный учет.

Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы и социальные выплаты предоставляются гражданам, состоящим на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, иными законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Законом города Москвы от 14.06.2006 № 29, Государственной программой города Москвы «Жилище» на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 № 454-ПП (далее - ГП «Жилище»).

В 2015 году направлены предложения об улучшении жилищных условий путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма, безвозмездного пользования, купли-продажи, найма жилых помещений в бездотационных домах; социальных выплат на приобретение жилых помещений более 3,5 тыс. семей.

Улучшение жилищных условий - это двухстороннее соглашение, при котором необходимо согласие всех членов семьи на конкретный вариант обеспечения, в связи с чем выполнение показателей ГП «Жилище» напрямую зависит от согласия граждан на предложенные им варианты улучшения жилищных условий.

В рамках улучшения жилищных условий граждан, состоящих на жилищном учете, и обеспечения категорий граждан, предусмотренных законодательством, жилые помещения предоставлены 1 тыс. семей, которые дали согласие на предложенный вариант улучшения жилищных условий.

В том числе жилыми помещениями обеспечено 600 семей, в составе которых имелись граждане, имеющие право на внеочередное улучшение жилищных условий (дети-сироты, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, имеющие тяжелые формы заболеваний).
В 2016 году предложения с вариантами улучшении жилищных условий путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма, безвозмездного пользования, купли-продажи, найма жилых помещений в бездотационных домах; социальных выплат на приобретение жилых помещений, планируется направить 8 тыс. семьям, включая очередников до 2005 года постановки (по возмездным формам улучшения жилищных условий).
В соответствии со статьей 1 Закона города Москвы от 28.07.2011 №36 «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» присоединенные муниципальные образования сохраняют статус, который существовал у них до включения в состав внутригородской территории города Москвы, в том числе объем полномочий по решению вопросов местного значения, указанных в статьях 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

К вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа относится, в числе прочего, обеспечение жилыми помещениями проживающих в поселении или городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Для реализации указанных полномочий за присоединенными муниципальными образованиями сохранено муниципальное имущество, в том числе муниципальный жилищный фонд и источники собственных доходов местных бюджетов.

В 2015 году городу Москве выделено 6 государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС) на общую сумму 10 731,56 тыс. руб. Реализовано участниками подпрограммы 3 ГЖС на сумму 4070,58 тыс. руб. В 2016 году городу Москве планируется выделить 3 ГЖС на общую сумму 3361,64 тыс. руб.

Причиной нереализации ГЖС в городе Москве является размер социальной выплаты по ГЖС, расчет которой ведется исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, утверждаемой Минстроем России (на 1 полугодие 2016 года - 36, 008 тыс. руб.), что значительно меньше цены квадратного метра жилого помещения на рынке жилья в городе Москве.

Номер жилищного учета семьи очередников может изменяться в связи с подачей заявлений о выборе способа улучшения жилищных условий очередниками более ранних годов постановки на жилищный учет, восстановления граждан на жилищном учете, принятия на учет граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий или получения очередниками такого права.

Понятие «очередь на жильё» родом из ещё СССР. Тогда эта очередь была главной возможностью получить квартиру побольше и получше (вторым способом были жилищно-строительные кооперативы, но для подавляющего большинства такая роскошь была недоступна). Сегодня получить социальное жильё от государства граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, тоже могут. Давайте выясним, кто входит в эту категорию нуждающихся.

Иллюстрация: Полина Васильева

Кто может стать в очередь на получение жилья в 2016 году?
Вопросы предоставления социального жилья нуждающимся регулируются Жилищным кодексом РФ . В нём говорится, что на получение такого жилья вы можете претендовать, если соответствуете следующим условиям:

  • являетесь гражданами РФ (для семей, где один из супругов – иностранец, правила предоставления жилья отличаются в разных регионах, семьям без гражданства РФ социальное жилье не положено);
  • получили статус малоимущей семьи;
  • признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • непрерывно зарегистрированы в своем населенном пункте в течение 10 лет, из них 5 лет – по нынешнему адресу проживания (для некоторых регионов сроки могут отличаться);
  • в течение пяти последних лет не совершали никаких специальных действий, которые ухудшили ваши жилищные условия (прописывали посторонних лиц, меняли квартиру на меньшую по площади).

Если с тремя из перечисленных пунктов всё более-менее ясно, то получение статуса малоимущей семьи и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – вопросы, требующие пояснения.

Как получить статус малоимущей семьи?

Для получения такого статуса вам нужно обратиться в органы соцзащиты по месту жительства. В разных регионах условия будут разными. Органы соцзащиты при определении статуса учитывают официальные суммарные доходы всех членов вашей семьи (зарплата, пенсия, алименты, доход с банковского вклада и т.д.) и стоимость недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в их собственности. Эти сведения предоставляет Росреестр и другие органы, регистрирующие соответствующее имущество. Справки должны будете получить вы сами. Если имущество нигде не зарегистрировано, оно не будет учтено.

После проверки всех данных сотрудники соцзащиты определяют, имеет ли возможность ваша семья в течение 20 лет на свои средства. Для этого сумма возможных ваших накоплений за указанный срок и стоимость имеющегося у вас имущества сравнивается с ценой жилья необходимого вам метража в вашем регионе. Только в том случае, если двадцати лет вам будет не хватать для покупки квартиры, вы получаете статус малоимущего, о чём вам выдается официальный документ. А вот в ситуации, когда ваша семья имеет низкий доход, но обладает, допустим, дачей, гаражом и автомобилем, вас могут не причислить к малоимущим.

Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Для того, чтобы встать в очередь на получение жилья, статуса малоимущего недостаточно. Необходимо ещё быть нуждающимся в улучшении жилищных условий и получении жилья. Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях приведены в статье 51 ЖК РФ . Эти требования достаточно часто редактируются.
На 2016 год вы будете признаны нуждающимся в жилых помещениях по социальному найму, если:

  • не являетесь собственником жилья или нанимателем жилья , или членом их семьи (то есть, не имеете жилья в собственности и по социальному найму, а снимаете жильё по коммерческому найму или живёте в общежитии);
  • являетесь нанимателем социального жилья или членом его семьи, но в вашей квартире площадь проживания, приходящаяся на одного человека, ниже нормы для региона;
  • ваше жильё не соответствует санитарным нормам или нормам безопасности (аварийное, подлежащее сносу и т.д.);
  • вы живёте в квартире, где проживает несколько семей, и в одной из них есть больной, проживание с которым по медицинским показателям невозможно (существует специальный установленный перечень таких заболеваний).

Существует несколько норм жилья, по величине они разные. При признании нуждающимся и постановке на учёт применяется учётная норма жилья, которая отличается по регионам. Например, для Москвы это 15 кв.м. для и 10 кв.м. для отдельных квартир, для Омска -15 кв.м., Ярославля – 12 кв.м., Воронежа -11 кв.м.

Если у вас или членов вашей семьи есть жильё по нескольким договорам соцнайма, то уровень вашей обеспеченности квадратными метрами высчитывается с учётом всех этих площадей.

Перечень документов, представляемых для постановки на учёт

После признания малоимущим и нуждающимся в улучшении бытовых условий вам нужно подать пакет документов в в местное управление Департамента жилищной политики. В пакет входят:

  • заявление о постановке на учёт, подписанное всеми членами семьи;
  • документы, удостоверяющие личность заявителей и семейные отношения, а также идентификационные коды членов семьи;
  • справка из Росреестра о наличии или отсутствии у членов вашей семьи жилья в собственности;
  • справка из налоговых органов о доходах, выписки с банковских счетов;
  • документы, подтверждающие льготы, если они имеются.

В различных регионах в конкретных случаях могут понадобиться и другие документы.

После подачи заявления о постановке на учёт

В течение месяца Департамент жилищной политики принимает решение о постановке семьи на учёт, о чём извещает заявителя. После вы должны ежегодно предоставлять сведения о материальном положении и бытовых условиях. В случае, если они улучшатся, из очереди на получение жилья вас могут исключить.

Стоит ли овчинка выделки?

Практика показывает, что получение очередником муниципального жилья – дело почти безнадёжное. В Москве в 2015-2016 годах подошла очередь вставших на учет в 1990 году. Очередники сетуют на то, что очередь в последние два года замерла и не двигается совсем. Всё жильё из городского фонда уходит на расселение . Поэтому многие не встают в очередь, считая это бесполезным. Так происходит не только в Москве, но и в других регионах, ситуация во многих из которых не лучше московской.

Что касается Москвы, то здесь при расселении пятиэтажек квартиры получили за время действия программы около 24 тысяч семей. Программа близится к завершению, в пяти московских округах она уже полностью завершена. Оживится ли после этого очередь на получение бесплатного жилья – вопрос открытый.

На самом деле, польза от постановки на учёт может быть даже в том случае, если вы не дождётесь. Дело в том, что сейчас государственная жилищная политика переходит от предоставления гражданам бесплатного муниципального жилья к программам, субсидирующим покупку гражданами недвижимости. Например, по федеральным и региональным программам при покупке жилья семьям может быть выдана субсидия, покрывающая до 35% его стоимости, а для многодетных семей – вплоть до 100%. Существуют программы социальной ипотеки с льготной ставкой. Действуют специальные программы для военнослужащих, чернобыльцев, вынужденных переселенцев, многодетных семей, молодых учёных, инвалидов. Справка о постановке на учёт как очередника в получении жилья будет для участия в этих программах совсем не лишней. Минус многих из таких программ в том, что для участия в них нужно обладать либо достаточно высоким совокупным доходом, достаточным для получения банковской ипотеки, либо иметь сбережения, покрывающие до 70% будущих затрат на приобретение жилья.

Что касается очередников, то, по данным Департамента городского имущества Москвы , в 2016 году более 6 тысяч семей очередников получили предложение об улучшении жилищных условий путём покупки с помощью субсидии, и 500 из них воспользовались этим предложением. Правда, для Москвы такая цифра выглядит довольно скромно. Особенно если учесть, что в очереди на жильё здесь стоит больше 85 тысяч семей.

Алиса Орлова

Глава 4. Обеспечение городом Москвой права жителей города Москвы на жилые помещения


ГАРАНТ:

Решение Московского городского суда от 12 октября 2010 г., оставленным без изменения Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 января 2011 г. N 5-Г10-250, статья 17 настоящего Закона признана не противоречащей действующему законодательству

Статья 17. Очередность обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы

1. Жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы в порядке очередности в соответствии с поданным заявлением о форме обеспечения, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом.

2. Вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

2) жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, а также иным категориям жителей города Москвы, установленным федеральным законодательством;

3) жителям города Москвы, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

На сегодняшний день в Закон города Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» 28.12.2016 г. Законом г. Москвы № 55 внесены существенные изменения. Из новой редакции Закона исключено понятие «Нуждающиеся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений» п.4 ст.3, ст. 4.1. Таким образом, жители Москвы, принятые на жилищный учет после вступления нового Жилищного Кодекса РФ (01.03.2005 г.) практически утратили возможность воспользоваться жилищной субсидией.

В настоящее время, в городе Москве существует только две условные категории жилищной очереди:

    Нуждающиеся в улучшении жилищных условий — жители города Москвы, принятые на жилищный учет до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01.03.2005) в порядке, установленном ЖК РСФСР.

    Нуждающиеся в жилых помещениях — жители города Москвы, принятые на жилищный учет после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и признанные в установленном порядке малоимущими (после 01.03.2005).

Жители города Москвы, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (Первая категория) до 1 марта 2005 года, имеют право на улучшение жилищных условий путем:

    предоставления жилых помещений по договору социального найма;

    предоставления жилых помещений по договору найма;

    предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования;

    предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений (п.1 ст.31 Закон города Москвы от 14.06.2006г. № 29 ) ;

    приобретения в собственность, в том числе с рассрочкой платежа и использованием заемных (кредитных) средств, жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;

Жители города Москвы, признанные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и в установленном Законом города Москвы от 14.06.2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» нуждающимися в жилых помещениях (Вторая категория) после 1 марта 2005 года, теперь имеют право на улучшение жилищных условий только путем:

    предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма;

    предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору безвозмездного пользования.

Ранее, до вступления в силу Закона г. Москвы от 28.12.2016 г. № 55 «О внесение изменений в отдельные законы г. Москвы», жители города Москвы, при изменении своего имущественного положения, в результате которого отпало условие для постановки их на жилищный учет, имели право перейти на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и могли улучшить свои жилищных условий путем:

    предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма;

    предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений;

    приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;

    предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.

При этом они должны были вначале написать заявление о снятии с жилищного учета.

В настоящее время только определенные категории очередников, участников жилищных программ, имеют возможность получения социальных выплат на приобретение жилья. Например, такие как семьи, соответствующие определению «Молодая семья».

С образцами необходимых Вам исковых заявлений и документов, справочной информацией, можно ознакомиться здесь: .



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ