Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"

Конституция РФ гарантирует полную свободу передвижения. Однако временная регистрация (в народе - прописка) по месту пребывания обязательна для тех, кто находится вне места своего постоянного проживания более 90 суток.

Само место временного проживания может быть различным: это и жилье, снимаемое по договору социального/коммерческого найма; это и дома отдыха, гостиницы, кемпинги, больницы (в случае длительного лечения); это и дома престарелых и иные заведения социального типа, в которых гражданин может в силу объективных причин находиться довольно долгое время.

Временная регистрация не требуется (но возможна) в следующих случаях:

  • если гражданин живет по любому адресу в пределах региона, где он имеет постоянную регистрацию;
  • если гражданин проживает в Москве или Мособласти, и при этом у него есть постоянная регистрация в Москве и области;
  • если гражданин живет в Санкт-Петербурге или Ленобласти, и при этом имеет постоянную прописку на территории Санкт-Петербурга или Ленобласти;
  • если гражданин проживает на территории республики Крым или в Севастополе, и имеет регистрацию по месту жительства в этих субъектах.

За невыполнение обязанности по регистрации гражданина могут оштрафовать (подробнее об этом расскажем ниже).

Вопросами регистрационного учета на территории России занимается Управление внутренней миграции МВД РФ (далее - УВМ). Это ведомство заменило ранее существовавшую ФМС.

Стоит отметить, что временная регистрация при этом производится абсолютно бесплатно, так же как и снятие с регистрационного учета. При этом гражданин не снимается с учета по месту жительства. А чтобы оформить временную прописку, не обязательно ждать 90 дней - это можно сделать и ранее.

Как делается временная регистрация?

Временная регистрация по месту пребывания может быть оформлена несколькими способами:

  1. Лично (путем подачи необходимых документов в территориальное подразделение УВМ).
  2. По почте.
  3. Через единый портал государственных услуг.

При подаче документов на регистрацию лично нужно представить следующий пакет документов:

  • заявление по форме №1 (бланк выдадут в УВМ или его можно скачать на сайте МВД и заполнить заранее);
  • паспорт;
  • документ, являющийся основанием для временной регистрации (например, договор коммерческого найма);
  • согласие определенных лиц на вселение (наймодателя и граждан, проживающих с нанимателем - при вселении в квартиру, находящуюся в соцнайме; всех участников долевой собственности).

Для оформления временной регистрации по общему правилу требуется присутствие собственника жилья. Сотрудник УВМ должен убедиться, что документ-основание подписан именно им. Исключение есть только 1 - если документ, удостоверяющий право на проживание, удостоверен нотариально (или представлена его нотариальная копия).

При подаче документов почтовым отправлением нужны:

  • заявлени по форме №1ПР;
  • копия паспорта;
  • нотариальная копия документа-основания для вселения;
  • нотариально удостоверенное согласие вышеуказанных лиц на вселение.

Для оформления временной регистрации через Госуслуги требуется подтвержденный профиль на портале. Нужно подать:

  • заявление по форме №1;
  • копию паспорта;
  • копию документа-основания для регистрации;
  • согласие вышеуказанных лиц, подписанное их ЭЦП или ЭЦП нотариуса;
  • листок статучета прибытия (если регистрация оформляется на срок больше 9 месяцев).

В течение 3 рабочих дней документы рассматриваются, и затем УВМ выдает свидетельство о регистрации по месту пребывания. По желанию заявителя оно может быть отправлено по почте, а не выдано лично на руки. Собственника же уведомляют о произведенной регистрации.

Исключение по срокам рассмотрения документов есть только 1 - если основанием для вселения выступил договор соцнайма, и при этом он не представлен в УВМ, а лишь указаны его реквизиты. Для дополнительной проверки указанных в заявлении фактов УВМ требу

Временная регистрация для граждан РФ: тонкости процедуры

Оформить временную регистрацию в жилом помещении предоставляется возможным только в случае согласия следующих лиц:

  • если речь идет о государственном или муниципальном жилищном фонде - обязательно согласие нанимателя и всех проживающих с ним совершеннолетних граждан. При этом на основании статьи 80 Жилищного кодекса Российской Федерации уведомление о новом временном жильце наймодателя является обязательным!

    Временная регистрация в таком жилищном фонде возможна не более чем на 6 месяцев подряд. Но даже в этом случае наймодатель может запретить оформление временной регистрации граждан в этих помещениях в связи с тем, что нормы жилья, рассчитанные на одного человека, сократятся;

  • юридического лица, владеющего жилым фондом;
  • непосредственных собственников помещений;
  • правления жилищного кооператива (при условии, что член кооператива не является собственником помещений).

По общему правилу, регистрация детей, не достигших совершеннолетия, по месту пребывания родителей, осуществляется без их согласия.

Согласие владельца жилья оформляется в письменной форме и заверяется у нотариуса или же непосредственно в УВМ при его присутствии.

А теперь коснемся вопросов со стороны собственника жилого помещения.

Договор найма заключен, в квартире появился новый жилец. Но, несмотря на первоначально хорошее мнение, надежд наймодателя он не оправдал. Возникает вопрос: как его выселить?

Для начала попробуйте провести конструктивный диалог, в ходе которого приведите веские основания, почему гражданин должен выехать. Если такой вариант не помогает, обращайтесь в суд.

Временная регистрация прекращается автоматически - по истечении срока, который был указан в заявлении. Но в случае досрочного прекращения регистрации, гражданин должен обратиться в УВМ для того, чтобы его сняли с учета по месту временного проживания.

Нарушение сроков временной регистрации

За несоблюдение требований законодательства о регистрации по временному месту проживания, КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:

  1. Для граждан, которые не зарегистрировались, размер штрафа составляет от 2 000 до 3 000 руб.; для Москвы и Санкт-Петербурга - от 3 000 до 5 000 руб.;
  2. Для собственника (нанимателя) помещения, который допустил проживание лиц без регистрации, размер штрафа составляет от 2000 до 5000 руб., в Москве и Санкт-Петербурге - от 5 000 до 7 000 руб.

В современном обществе каждый вправе свободно передвигаться по разным странам, сменять места пребывания и места жительства. Для урегулирования вопроса о передвижении граждан по территории России, был издан законодательный акт № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вступил в законную силу 25 июня 1993 года. Закон обуславливает права иностранных граждан и граждан Российской Федерации на свободу передвижения.

С течением времени во все законодательные акты вносятся изменения, дополнения и поправки. Необходимость нововведений заключается в поддержании актуальности положений закона в соответствии с возникшими обстоятельствами. Настоящий Федеральный Закон № 5242-1 претерпел внесение последних изменений 3 апреля 2017 года. Поправки были сделаны на основании законодательного акта № 65.

Статья 5 ФЗ № 5242-1

Положения данной статьи указывают на правила регистрации гражданина по месту пребывания, а также содержит правила о снятии граждан с регистрационного учета. Основные моменты статьи 5 закона о регистрации граждан РФ:

  • оформить регистрацию по месту пребывания нужно в строго установленный период времени — в течении 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение;
  • не нужно проводить регистрационную процедуру, если гражданин прописан в этом же населенном пункте;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Москва, если есть прописка в городе федерального значения — Москва, МО;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Санкт-Петербург, если есть прописка в городе федерального значения — Санкт-Петербург, Ленинградская Область;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Севастополь, если есть прописка в городе федерального значения — Севастополь, Республика Крым (эта часть статьи 5 введена при последней редакции закона);
  • после подачи пакета документов в орган регистрации, работники учреждения обязаны в течении трех рабочих дней зарегистрировать человека по новому месту пребывания;
  • регистрация и снятие гражданина с места пребывания с некоторых учреждений (санатории, тюрьма, пансионат, кемпинг и т. д.) осуществляется администрацией в соответствии с датой прибытия и выбытия;
  • если выявлен факт фиктивной (ложной) регистрации по месту пребывания, то сотрудники регистрационного учреждения начинают процесс снятия гражданина России с учета.

Также 3 апреля 2017 года были внесены изменения в 5-ую статью Федерального Закона № 5242-1 — «части пятую — четырнадцатую считать соответственно частями шестой — пятнадцатой», т. к. одна часть статьи утратила силу.

Существует еще один важный закон, посвященный вопросам актов гражданского состояния. Изучить го можно

Процедура регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура регистрации граждан по месту жительства регламентируется несколькими законами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный Кодекс России;
  • Законодательный акт, регулирующий право граждан на свободу перемещения по стране;
  • Закон о регистрации;
  • Постановления России, обуславливающие правила постановки на учет и правила снятия с учета.

Согласно положениям нового закона о прописке, процедура оформления граждан по месту жительства следующая:

  • Изначально требуется составить заявление, в котором указать прошение о снятии с учета с предыдущего адреса прописки;
  • Далее следует процедура снятия с учета. Нужно придти в специализированное государственное учреждение с собранным пакетом документов, на основании которых будет составлен листок убытия;
  • После получения листа выбытия необходимо заполнить форму для прописки (самостоятельно или с помощью сотрудника ФМС);
  • Теперь нужно подать пакет документов на регистрацию по новому адресу проживания. Кроме подачи бумаг, нужна обязательная явка в паспортный отдел всех членов семьи старше 14 лет. Если все поданные документы оформлены надлежащим образом (в соответствии с законом), то сотрудник ФМС принимает их и заверяет. По закону, после процедуры заверения пакета бумаг передается начальнику отдела. В компетенции начальника решить через какой период времени будут готовы документы;
  • Придти за готовыми бумагами вправе один из членов семьи, который участвует в процессе перерегистрации по новому месту жительства. Все документы выдаются под роспись получателя.

Срок регистрации

Согласно положениям Федерального Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор адреса пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для проведения процесса регистрации по новому месту жительства, можно обратиться:

  • в отделение ФМС;
  • к интернет-порталу Госуслуг;
  • в отделение МВД, заменяющее ФМС;
  • в многофункциональные центры;
  • в управляющую компанию по месту прописки;
  • в паспортный стол.

Инстанцию для подачи документов каждый гражданин выбирает самостоятельно. Согласно положениям Федерального Закона № 5242-1, должностные лица регистрационного органа обязаны в течении трех рабочих дней предоставить гражданину паспорт с записью о новом адресе проживания.

Необходимые документы

6-ая статья закона РФ о регистрации граждан РФ содержит список бумаг, требуемых для проведения процесса перерегистрации с одного жилого помещения в другое.

Перечень необходимых документов:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности;
  • Бумаги, подтверждающие права на жилое помещение (дом, квартира). Например, контракт об аренде или бумага, свидетельствующая о праве собственности;
  • Листок выбытия;
  • Листок прибытия;
  • Разрешение на регистрацию (разрешение нужно, если гражданин не собственник жилья).

По закону, заявление должно содержать информацию:

  • Наименование учреждения, в которое подается заявление;
  • ФИО заявителя;
  • ФИО владельца жилья;
  • Основания для прописки в данном жилом помещении;
  • Адрес нового жилья;
  • Паспортные данные заявителя;
  • Дата выселения с предыдущего адреса проживания;
  • Подпись собственника жилья.

Скачать образец заявления можно по

Скачать закон

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит все особенности и нюансы проведения регистрации. При несоблюдении норм настоящего закона, граждане и должностные лица будут привлечены к административной ответственности. Ответственность за несоблюдение правил регистрации указана в Кодексе об Административных нарушениях России.

Ответственность по КоАП РФ:

  • Штраф в размере 2-5 тысяч рублей оплачивается за проживание без регистрации больше недели (7 дней). Для жителей больших городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) штраф составляет 5-7 тысяч рублей;
  • Штраф в размере 3-5 тыс. руб. обязаны оплатить физические лица, предоставляющие свою жилую собственность в аренду лицам без регистрации. А юридические лица — 50-750 тыс. руб. В городах федерального значения сумма штрафа значительно выше, для физических лиц составляет 5-7 тыс. руб., для юридических — 300-800 тыс. рублей.

Чтобы в процессе регистрации по новому адресу не быть привлеченным к ответственности по Административному Кодексу, необходимо знать и соблюдать положения Федерального Закона № 5242-1. Скачать ФЗ о регистрации можно

Меняя место жительства, гражданин обязан произвести снятие с регистрационного учета и аннулировать прописку. В представленной статье мы подробно расскажем, как производится данная процедура, в какие органы обращаться, и документы для этого нужны.

○ Что означает снятие с регистрационного учета по месту жительства.

Осуществление данной процедуры регулируется «Правилам регистрации…» от 17 июля 1995 г. N 713 (далее Правила).

В соответствии со ст.13 Правил, гражданин снимается с регистрационного учета, если:

  1. Меняется его место жительства.
  2. Уходит в армию.
  3. Лишается свободы вследствие осуждения судом.
  4. Отсутствует без вести более полугода.
  5. Умирает либо признается умершим судом (в случае отсутствия без вести).
  6. Выселяется из жилплощади по основанию признания незаконным его использование.
  7. В случае несоответствия представленных в регистрационный учет сведений действительности.

В последних 4 случаях снятие с регистрационного учета возможно только на основании соответствующего решения суда.

Данная процедура необходима для контроля регистрирующими органами процесса перемещения граждан. Последствиями снятия с регистрационного учета является аннулирование прописки по данному адресу.

○ Способы снятия с учета:

Гражданин может произвести снятие с регистрационного учета двумя способами, каждый из которых будет подробно рассмотрен.

✔ До убытия на новое место регистрации.

В данном случае гражданин перед переездом обращается в территориальное отделение ФМС, где заполняется заявление на аннулирование прописки. Документ заполняется в свободной форме, обязательным является указание действующего места проживания и будущего. Таким образом, снятие с регистрационного учета производится до момента фактического выбывания гражданина из жилплощади. Подтверждением успешного аннулирования прописки выступает адресный листок, который выдается на руки заявителю. Его нужно представить по новому месту прописки.

У данного способа есть недостатки:

  1. Необходимость дважды обращаться в регистрирующие органы: при снятии и постановке на учет.
  2. Период пребывания без регистрации. Гражданин выписываясь из жилплощади не получает автоматическую регистрацию по новому месту пребывания. Данную процедуру нужно проводить отдельно. Поэтому образуется промежуток времени, когда у него нет постоянной прописки.

✔ После прибытия на новое место регистрации.

Гражданин может переехать на новое место жительства, не снимаясь с учета. При регистрации по новому адресу его старая прописка будет аннулирована автоматически.

В данном случае нужно заполнить заявление о регистрации, включая отрывной талон. Последний будет направлен по старому адресу места жительства и будет являться основанием для снятия с учета.

Преимуществом данного способа является:

  1. Экономия времени. Посещать регистрирующий орган нужно только один раз на новом месте.
  2. Надежность. Получая прописку на новом месте, и автоматически аннулирую старую, гражданин страхует себя от таких рисков, как потеря ходатайства о снятии и наступление периода без наличия постоянного места регистрации. Выбирая этот способ можно надеяться, что процедура смены адреса прописки пройдет быстрее и легче.

○ Кто снимает с учета и порядок снятия.

На современном этапе процедура смены адреса прописки существенно упрощена. Теперь для снятия с регистрационного учета можно обратиться в такие органы, как:

  • Управляющая компания, обслуживающая дом.

В каждом из этих случаев алгоритм действий одинаковый:

  1. Собрание нужного пакета документов.
  2. Заполнение ходатайства о снятии с учета с приложением необходимых бумаг.
  3. Получение результата обращения в установленный срок.

Выбирая орган для проведения процедуры, следует учитывать, что процедура снятия с регистрационного учета, а также принятие окончательного решения по представленному заявлению находится в юрисдикции ФМС. Другие органы выступают посредниками, они только собирают пакет документов и предоставляют их в миграционную службу, получая затем ответ. Поэтому для экономии времени разумнее обращаться непосредственно в ФМС.

○ Документы для снятия с учета.

Пакет документов для аннулирования прописки минимален. Требуется представить:

  • Заполненное заявление (бланк предоставляется регистрирующим органом).
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя (ксерокопия).
  • Выписку из домовой (поквартирной) книги (взять в ЖЭК, УК или МФЦ).

Также в определенных случаях может потребоваться:

  • Адресный листок убытия (при снятии с учета перед переездом, выдается регистрирующим органом).
  • Листок статистического учета выбытия (выдается регистрирующим органом).
  • Согласие органов опеки и попечительства (выдается соответствующим органом).

✔ Документ удостоверяющий личность.

По действующему законодательству заявитель может представить:

  • Внутренний паспорт гражданина РФ.
  • Заграничный паспорт гражданина РФ.
  • Паспорт гражданина СССР.
  • Свидетельство о рождении (для заявителей младше14 лет).

Любой из этих документов может использоваться для идентификации личности исключительно при условии его действительности. Если он подлежит замене, заявление о снятии с учета не будет принято до получения нового документа.

✔ Заявление о снятии с учета.

Установленного образца данного документа нет, в разных регистрирующих органах может предоставляться собственный бланк. При этом есть общие требования к составлению ходатайства:

  • В правом верхнем углу пишется полное наименование органа обращения с указанием руководителя, в адрес которого направляется заявление.
  • Ниже указываются данные заявителя и его контакты.
  • Посередине пишется наименование документа.
  • Заполняется текст ходатайства о снятии с регистрационного учета в деловом стиле.
  • Указывается основания для аннулирования прописки.
  • Указывается новое место проживания.
  • Ставится подпись и дата.

Следует учитывать, что в тексте ходатайства не должно быть аббревиатур и сокращений.

✔ Адресный листок убытия.

Этот документ выдается регистрирующим органом.

  • «При аннулировании регистрации гражданина по месту пребывания сотрудник органа регистрационного учета заполняет на него адресный листок убытия по форме N 7 (приложение N 4 к Регламенту), производит запись в верхнем правом углу "Аннулировано" и направляет его в подразделение адресно-справочной работы территориального органа. При этом в журнале по форме N 4 (приложение N 10 к Регламенту) напротив записи о регистрации производится запись "Аннулировано "__" ___________ 20__ г.". Максимальное время выполнения действия - 10 минут. (ст. 125 Правил)»

Данный документ служит подтверждением снятия с регистрационного учета и основанием для прописки по новому месту жительства.✔ Листок статистического учета выбытия.

Данный документ требуется, если новое место регистрации находится за пределами страны.

  • «При снятии в установленном Регламентом порядке с регистрационного учета по месту жительства граждан, выезжающих на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на них заполняются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (приложение N 12 к Регламенту)(ст.131 Правил)».

✔ Письменное согласие органа опеки и попечительства на изменение места жительства ребёнка.

Данный документ необходимо получить в соответствующем органе при переезде ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей.

  • 5. Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права
  • Лекция 3. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные правоотношения
  • 1. Понятие, особенности и структура административно-процессуальных норм
  • 2. Виды административно-процессуальных норм
  • 3. Понятие и особенности административно-процессуальных правоотношений
  • 4. Содержание и виды административно-процессуальных правоотношений
  • Раздел II отдельные административные производства Лекция 4. Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • 1. Понятие, цель и задачи производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • 2. Субъекты правотворческой деятельности в сфере государственного управления и их компетенция по принятию нормативных правовых актов
  • 3. Стадии производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • II. Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления.
  • III. Государственная регистрация нормативных правовых актов государственного управления.
  • IV. Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов государственного управления.
  • Лекция 5. Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
  • 1. Общая характеристика производства по предложениям и заявлениям граждан
  • 2. Стадии производства по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
  • 3. Рассмотрение предложений и заявлений граждан и обращений организаций в органах внутренних дел
  • Лекция 6. Регистрационное производство
  • 1. Общая характеристика регистрационного производства
  • 2. Стадии регистрационного производства
  • 3. Особенности осуществления отдельных видов регистрационных производств
  • 3.1. Производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  • 3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации
  • 3.3. Производство по регистрации транспортных средств
  • Лекция 7. Лицензионно-разрешительное производство
  • 1. Лицензионно-разрешительное производство в структуре административного процесса
  • 2. Субъекты и участники лицензионно-разрешительного производства
  • 3. Стадии и виды лицензионно-разрешительного производства
  • Лекция 8. Производство по делам о поощрениях
  • 1. Общая характеристика поощрительного производства
  • 2. Стадии производства по делам о поощрениях
  • 1) Возбуждение ходатайства о поощрении.
  • 2) Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган.
  • 3. Особенности производства по делам о поощрении в органах внутренних дел
  • Лекция 9. Контрольно–надзорное производство
  • 1. Общая характеристика контрольно-надзорного производства
  • 2. Участники контрольно-надзорного производства. Их права и обязанности
  • 3. Стадии и сроки контрольно-надзорного производства
  • Лекция 10. Производство по административно-правовым жалобам и спорам
  • 1. Характеристика процессуальных особенностей рассмотрения административно-правовых жалоб и споров
  • 2. Особенности производства по административным жалобам
  • 3. Стадия по исполнению принятого решения
  • 4. Стадия пересмотра принятого решения по жалобе
  • 3. Рассмотрение административно-правовых жалоб и споров в судебном порядке
  • Лекция 11. Дисциплинарное производство
  • 1. Понятие и особенности дисциплинарного производства
  • 2. Общие правила дисциплинарного производства. Участники дисциплинарного производства
  • 3. Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности
  • 4. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел
  • 2. Рассмотрение материалов дела и принятие решения.
  • Лекция 12. Исполнительное производство
  • 1. Общая характеристика исполнительного производства
  • 2. Участники исполнительного производства и их правовое положение
  • 3. Стадии исполнительного производства
  • Лекция 13. Производство по применению отдельных мер административного предупреждения и мер административного пресечения
  • 1. Общая характеристика производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения
  • 2. Процедуры применения мер административного предупреждения, закрепленных санкцией правовой нормы
  • 3. Процедуры применения отдельных мер административного пресечения
  • Раздел III производство по делам об административных правонарушениях Лекция 14. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
  • 3. Понятие, виды и оценка доказательств по делам об административных правонарушениях
  • Лекция 15. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • 4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • Лекция 16. Субъекты и участники производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Общая характеристика системы субъектов производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Административно-процессуальный статус лиц (органов) ведущих производство по делу об административном правонарушении
  • Подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • 3. Административно-процессуальный статус участников производства по делу об административном правонарушении
  • Лекция 17. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие, цели применения и элементы правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • Содержание
  • 3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации

    Правовую основу данного вида регистрационного производства составляет Конституция Российской Федерации, ч. 2 ст. 27 которой гласит: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», Закон РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1 в ред. от 22.12.2004 года, «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных, ответственных за регистрацию», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 2 , Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы России от 20.09.2007 года № 208 3 , жилищное, гражданское и другое законодательство.

    Регистрация граждан – это предусмотренный федеральным законом способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный порядок и отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания и месту жительства.

    Целями регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства является:

    – обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом;

    – учет населения;

    – упорядочение его передвижения;

    – охрана общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьба с преступностью.

    Задачами регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства являются:

    – обеспечение реализации гражданами своих субъективных прав и обязанностей;

    – обеспечение граждан Российской Федерации основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

    – упорядочение передвижения граждан по территории Российской Федерации;

    – организация учета граждан Российской Федерации;

    – обеспечение рационального размещения населения по территории России;

    – осуществление мер по борьбе с преступностью;

    – укрепление государственной и общественной безопасности.

    Специфические особенности регистрационного производства в деятельности подразделений по делам миграции, проявляются в том, что:

    – регистрационное производство в деятельности подразделений по делам миграции состоит из: процедур регистрации граждан по месту пребывания; процедур регистрации граждан по месту жительства; процедур снятия граждан с регистрационного учёта;

    – в отличии, например, от производства по выдаче документов, удостоверяющих личность, регистрация и снятие с регистрационного учёта граждан может производиться по оформленной соответствующим образом нотариально заверенной доверенности. Личная явка граждан, за исключением лиц, имеющих судимость, в подразделения по делам миграции не обязательна;

    – регистрация граждан в подразделениях по делам миграции является одновременно правом, и обязанностью быть зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, что является отличительной особенностью по сравнению с другими видами регистрационных производств.

    – решение по вселению гражданина в жилое помещение принимают жилищные органы (отдел вселения и регистрации), а окончательное решение непосредственно по регистрации гражданина – подразделения Федеральной миграционной службы. Исполнение принятого решения возлагается на оба органа.

    Субъектами данного регистрационного производства являются с одной стороны – уполномоченные должностные лица регистрирующего органа (подразделение по делам миграции, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации – должностные лица органов местного самоуправления поселений), а с другой – должностные лица, ответственные за регистрацию и граждане.

    В свою очередь, должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются должностные лица, указанные в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713.

    Производство по делам о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, как правило, начинается по инициативе заинтересованных физических лиц на основании заявления, представляющего собой обращение в подразделение Федеральной миграционной службы по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учёта гражданина России по месту пребывания и месту жительства.

    Заявление как юридический факт порождает правовые последствия, одним из которых становится обязанность соответствующего органа или должностного лица предпринять необходимые действия, направленные на достижение конкретного результата, объективно вытекающего из данного правоотношения.

    Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации состоит из следующих элементов (стадий).

    Возбуждение регистрационного дела и предварительная проверка представленных для регистрации документов – начальная стадия регистрационного производства. Данное дело считается возбужденным с момента подачи гражданином (законными представителями) заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также снятии гражданина или лиц, не достигших 14-ти летнего возраста с регистрационного учета и приложенных к нему документов. На этой стадии должностные лица, ответственные за регистрацию проверяют подлинность документов, представленных гражданином. Визуально выясняется, не содержат ли представленные документы признаков подделки (подчистки, травления, дорисовки текста, подделки оттисков печатей, штампов, вставки листов и т.д.).

    Для регистрации по месту пребывания и по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрациюдокументы, указанные в п.п. 5, 9 и 16 вышеназванных Правил.

    В обязанность должностных лиц, ответственных за регистрацию входит

    предварительная проверка представленных гражданином документов, оформление документов на регистрацию с соблюдением всех законодательных норм, относящихся к вселению гражданина в данное жилое помещение.

    В обязанность гражданина, прибывшего к месту пребывания (временного проживания) на срок свыше 90 дней, входит представление документов на регистрацию в течение трех суток (исключая выходные и праздничные дни), к месту жительства – не позднее семи дней со дня прибытия.

    При поступлении заявления гражданина о регистрации по месту пребывания по форме № 1 лица, ответственные за регистрацию осуществляют первичный прием от граждан документов на регистрацию, в присутствии заявителя проверяют комплектность представленных документов и правильность их оформления, составляют в 2-х экземплярах адресные листки прибытия, а при поступлении документов о регистрации по месту жительства, кроме того, заполняют карточку регистрации по форме № 9, поквартирную карточку по форме № 10 или вносят соответствующие сведения в домовую книгу, адресные листки прибытия по форме № 2, листок статистического учета прибытия по форме № 12П, после чего подготовленные ими документы в 3-х дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.

    Вторая стадия регистрационного производства – рассмотрение регистрационного дела. На данной стадии сотрудники подразделений Федеральной миграционной службы в 3-х дневный срок рассматривают поступившие от должностных лиц, ответственных за регистрацию документы, сверяют их подлинность, проверяют правильность и полноту заполнения адресных листков прибытия по форме № 2, листков статистического учета по форме № 12П и № 12В и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации по форме № 9, в поквартирных карточках по форме № 10 и домовых книгах по форме № 11 сведениям, указанным в представленных на регистрацию граждан документах, производят проверку регистрируемых граждан по учётам адресно-справочного бюро и информационного центра на наличие компрометирующих материалов.

    Стадия принятия решения по делу. Решение о регистрации принимается единолично уполномоченным на то должностным лицом регистрирующего органа, как правило, руководителем (начальником подразделения Федеральной миграционной службы) в 3-х дневный срок со дня получения документов о регистрации или письменно уведомляет о причинах отказа принятия такого решения.

    При этом регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, осуществляется на указанный в заявлении срок, определенный по взаимному соглашению:

    – с нанимателями и всеми совместно проживающими с ним совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилищного фонда;

    – с собственниками жилых помещений;

    – с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

    При отказе в регистрации все документы возвращаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, а так же гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания, принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, для последующего вручения гражданам.

    В заявлении на регистрацию производится запись о принятом решении, с указанием оснований регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. О принятом решении гражданин предварительно информируется по телефону (при его наличии).

    Процедура снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании раздела V Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства по истечении срока пребывания, указанного в заявлении о регистрации, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристических базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытии.

    Заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания от гражданина и составление адресного листка убытия по форме №7 не требуется, за исключением случаев, когда зарегистрированные по месту пребывания граждане имеют намерение выбыть с места пребывания до истечения заявленного срока.

    Снятие же граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в следующих случаях:

    а) изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;

    б) призыва на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;

    в) осуждения к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда;

    г) признания безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;

    д) смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

    е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда;

    ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

    Решение о снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства принимается руководителем территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3-х дней с момента получения соответствующих документов путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме № 9 или домовых книгах по форме № 11, а также на вторых экземплярах листков убытия по форме № 7 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

    Стадия исполнения решения. После принятия решения о регистрации (снятии с регистрационного учёта) физическое лицо приобретает определённый правовой статус, у него возникают, изменяются или прекращаются определённые права и обязанности.

    Гражданин считается зарегистрированным только после введения его данных о миграции в компьютерную сеть центрального адресного бюро.

    Принятое решение может быть оформлено двумя способами:

    а) в паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации;

    б) в случае, когда регистрация по месту жительства производится по иным (кроме паспорта) документам, гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства, которые регистрируются по книге учёта, выдаваемых свидетельств. При регистрации граждан по месту пребывания выдаются свидетельства по соответствующей форме.

    Исполнение принятого решения возлагается органы регистрационного учета и должностных лиц, ответственных за регистрацию.

    После оформления регистрации по месту пребывания или жительства, или снятия с регистрационного учёта, жилищные органы обязаны на основании документа (карточки регистрации по форме № 9), представленного подразделениями Федеральной миграционной службы, внести зарегистрированного гражданина в свои регистрационные и финансовые учёты.

    В паспортах или свидетельствах о регистрации граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки в виде штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

    Сведения о фактах регистрации граждан по месту жительства ежедекадно направляются в органы налоговой службы.

    Принятое по регистрационному делу решение может быть обжаловано в порядке, установленном для самостоятельного производства по рассмотрению жалоб граждан.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ