Исходя из правил дорожного движения следует скачать, что любой перекресток является местом особой аварийности автомобильной магистрали. Само словосочетание «транспортный перекресток» обозначает пересечение автомобильных дорог одного и того же слоя . Следует заметить, что перекрещивание дорог разного слоя не может быть перекрестком (туннели или мосты).
Перекрестки могут быть разных форм и размеров, в зависимости от загруженности той или иной трассы, начиная от простых и сложных, с наличием трамвайных путей или без, с расположением транспортных магистралей и количеством полос для движения.
Поэтому, на первый взгляд кажется, что преодоление перекрестков является какой-то невозможной задачей, но на самом деле это вовсе не так. Давайте подробнее разберем правила преодоления перекрестков.
Первым делом следует сообщить о том, что правила преодоления развязок строго установлены в ПДД. Но ситуация может быть совершенно разная и поэтому правила нужно не только знать, но и применять, а также стараться анализировать свой путь на перекрестке.
Основные алгоритмы по перемещению транспортного средства закреплены в алгоритмах, соблюдая которые можно преодолеть совершенно любую развязку.
Для начала стоит рассказать про этот алгоритм в общих чертах:
И только после всего этого можно совершить въезд или выезд с перекрестка.
Перекрестки классифицируются на:
По своему направлению, дорожной развязке и внешнему виду они подразделяются на:
Приближаясь к перекрестку первым делом стоит проверить и его тип регулировки . Это достаточно важный момент, так как от того, как регулируется дорожная развязка зависит правило преодоления перекрестка и дальнейшие действия на выезде. О том, как преодолевать управляемые и неуправляемые развязки указано в ПДД.
Отличительные особенности регулируемого перекрестка:
Основные правила проезда регулируемых развязок:
Правила ПДД гласят, что движение разрешено также и на мигающий зеленый сигнал светофора, но не на желтый. Но тут имеется оговорка, движение на желтый сигнал также разрешено, если для остановки перед ним потребуется резкое «экстренное торможение».
Именно по этой причине, приближаясь к развязке на мигающий зеленый сигнал, определитесь, будете ли вы продолжать движение или же остановитесь.
Проезд по таким дорожным развязкам является самым опасным и поэтому водителю следует четко знать свои дальнейшие действия:
Передвигаясь по перекрестку, на котором установлен знак «уступи дорогу» стоит помнить следующие моменты:
Т-образная развязка относится к перекресткам усиленного внимания водителя.
На этой развязке одна дорога соединяется с другой, а затем образует угол равный 90 градусов.
Если угол смежности трасс больше 90 градусов или меньше, то образуется у-образная конструкция, но суть движения от этого не меняется.
Правила дорожного движения не регламентируют т-образную развязку дорог в особую категорию, поэтому основные моменты в правиле их преодолевания совсем не отличается от основным правил преодоления дорог, написанных в ПДД .
Если т-образная развязка регулируется, то следует соблюдать знаки и сигналы светофоров. Если развязка не регулируема, то ее преодоление такое же, как и у традиционных неуправляемых развязках.
Если дорожная развязка управляется светофором, то проблем в его пересечении не может и быть . Следует соблюдать основные правила ПДД и различать знаки движения на дороге.
Если развязка не регулируется ни светофором, ни инспектором ДПС, то его преодоления напрямую зависит от приоритетности вашего автомобиля.
Существуют и такие т-образные перекрестки, у которых имеется две полосы движения в одну сторону . В таком случае необходимо соблюдать стрелки указателей движения.
В обратную сторону от указателя двигаться строго запрещено, так как направление следования на таком перекресте только в одну сторону.
При преодолении такого типа перекрестка вовсе не обязательно принимать крайнюю правую сторону на трассе.
Въезд может осуществляться с любой трассы, ведь самое главное на таком типе перекрестка-включенный поворотник.
Перекресток подобного типа относится к нерегулируемым перекресткам. Именно по этой причине на перекрестке действует лишь одно правило — «уступи дорог» помехе справа
.
К тому же при въезде на круговую развязку и отсутствии указателя «уступи дорогу» нужно заезжать на кольцо немедленно, а уже только потом пропускать автомобили справа.
При наличии данного знака нужно пропустить все машины, а уже потом совершать маневрированный поворот. При сходе с круговой развязки действует также основное правило для всех перекрестков общего типа — нужно прижаться крайнего правого движения и заехать на правую полосу следования.
Следует заметить, что остановка на таких перекрестках категорически запрещена.
Зачастую, кольцо на круговой развязке является главной дорогой, и остальные полосы — второстепенные. Но такое соблюдается не всегда. В правилах дорожного движения о таком нюансе не сказано ничего и поэтому следует пользоваться и соблюдать приоритетность преодоления перекрестка. Очень часто водители считают, что кольцо является главной дорогой, но такое мнение ошибочно.
И даже если движение совершается по главной дороге, то при подъезде на перекресток стоит замедлить скорость и изучить дорожные знаки движения на кольце.
Организация перемещения трамваев на перекрестках может быть совершенно разнообразной, поэтому ситуации, происходящие на дороге могут совершенно непредсказуемыми.
Рельсовый транспорт имеет преимущество на дороге всегда, в отличие от автомобилей, но имеются некоторые нюансы:
Поэтому, на регулируемом перекрестке трамвай имеет полное право ехать первым , за исключением пунктов выше.
Проезд на нерегулируемом перекрестке зависит от положения вашего транспортного средства на дороге .
Даже если вы будете находиться на перекрестке с равносторонним движением — трамвай будет начинать движение первым, поэтому необходимо всегда уступать дорогу трамваю.
Перекрестки являются одной из наиболее сложных для водителя ситуаций. Разворот на перекрестке в форме буквы «Т» вызывают больше всего вопросов у начинающих автомобилистов. Не всегда понятна нужная траектория и порядок осуществления разворота. Однако, достаточно потратить немного усилий, чтобы разобраться в данном вопросе согласно действующих правил ПДД.
Если запрещающий знак отсутствует, водитель может спокойно разворачиваться без каких-либо ограничений, за исключением тех случаев, когда габариты машины не позволяют выполнить маневр в связи с увеличенным радиусом разворота. Для того, чтобы правильно разворачиваться, необходимо придерживаться определенного порядка.
Основная задача при развороте машины в условиях т-образного перекрестка – совершение маневра одним приемом.
Важное значение при выполнении разворотного маневра имеют установленные дорожные знаки.
Разворачиваясь, всегда обращают внимание на двигающийся впереди трамвай. При наличии знаков «Стоп» или «Уступи дорогу», необходимо произвести остановку и, при необходимости, пропустить машины, двигающиеся по главной дороге.
Когда речь идет о перекрестке в виде буквы «Т», не всегда его главная дорога имеет прямую форму. Выбирая порядок выполнения маневра, обращают внимание на:
Если водитель собирается в процессе разворота выехать на примыкающую справа дорогу, многие водители ошибочно включают правые поворотники, а далее, в процессе перемещения далее включают левые поворотные сигналы. Подобные действия могут дезориентировать других участников движения, поэтому нужно сразу включать нужный поворот, заранее сообщая о своих намерениях развернуться. Таким образом, сразу включают левые поворотные сигналы.
Положения ПДД не содержат никаких предписаний относительно траектории разворота. Главное, занять крайнее положение с левой части дороги. Траектория движений будет зависеть от оценки конкретной ситуации на дороге.
Если проезжие части дороги поделены разделительной полосой, данный факт нужно учитывать при выполнении разворотного маневра. Важно, чтобы транспорт не двигался против направления движения полосы.
Иными словами, разворот с наличием разделительной полосы нужно делать по крайней (дальней) траектории. При заезде автомобиля на встречную полосу, автомобилисту грозит серьезное наказание как выезд на встречную полосу.
Несмотря на то, что разворотный маневр может показаться сложным при совершении его на т-образном перекрестке, соблюдение простого алгоритма и учет дорожных знаков на пересечении дорог позволит безопасно и правильно развернуть автомобиль в противоположном направлении.
Несоблюдение предписывающих и запрещающих знаков повлечет соответствующее наказание. Одним из частых нарушений при выполнении разворота является движение задним ходом, когда автомобиль не вписался в разворот. Следует учитывать, что задний ход на перекрестке грозит штрафом в 500 рублей.
В случае, если пространство для разворота ограничено, компромиссным выходом из ситуации может стать маневр в несколько приемов. Данный случай возможен только с целью избежать выезда на полосу встречного движения. Если задний ход на развороте влечет за собой административный штраф, то при вынужденном движении по встречке можно лишиться права вождения.
На видео о выполнении разворота
Выбирая траекторию разворота на Т-образном перекрестке важно помнить, что движения автомобиля не должны мешать другим участникам, выполняться с учетом размещенных дорожных знаков, а также не создавать аварийных ситуаций. Таким образом, следуя простейшим правилам, можно научиться правильно разворачиваться на Т-образном перекрестке в соответствии с разрешенными для конкретной ситуации действиями.
Движение по открытому и прямолинейному шоссе – это идеальный вариант беззаботной водительской жизни. Однако чаще всего мы вынуждены перемещаться по особым участкам, на которых действуют особые, специализированные правила. К таким участкам следует отнести:
Повторимся! Это особые участки с особыми правилами движения.
Невероятно сложным и важным участком дороги представляется именно перекресток. Как бы водитель не пытался избежать встречи с ним, — не получится. Именно здесь пересекаются траектории движения транспортных средств и пешеходов. Именно здесь максимально «работают» : кто-то пользуется преимуществом, а кто-то должен уступить дорогу.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Попробуем разобраться в хитросплетениях такого определения и понятии «перекресток» вообще.
1. Перекресток – это участок, образованный пересечением (примыканием, разветвлением) дорог в одной плоскости.
Отсюда мы делаем вывод, что проезд под мостом, путепроводом или эстакадой не будет считаться перекрестком.
Пересечение дорог должно быть реальным – на одном уровне (или – правильнее было бы сказать – в одной плоскости).
2. Из определения, предложенного в ПДД, представить себе структуру перекрестка очень сложно. Но если детально разобраться, то перекресток не является только пересечением проезжих частей; он шире и начинается в местах закругления бордюров или обочин.
3. Принципиален вопрос о видах перекрестков. Ведь их огромное количество:
а) классический четырехзначный (или «крестообразный») перекресток;
б) перекресток без одного бокового проезда (Т-образный перекресток);
в) трехзначный Y-образный перекресток.
Перекресток может иметь и достаточно сложную архитектуру, на котором можно встретить не одно пересечение проезжих частей, а 2 и более.
На перекрестке, изображенном на рисунке выше, два пересечения проезжих частей. И этот вопрос будет принципиальным при изучении дорожных знаков. Просто есть знаки (например, предписывающие 4.1-4.6), которые действуют именно на то пересечение, перед которым установлен знак.
А есть знаки, которые могут действовать на весь перекресток (к примеру, «Главная дорога»).
Поэтому количество пересечений проезжих частей – это важный показатель перекрестка.
Особым статусом обладает еще один сложный перекресток — с круговым движением.
Правила его проезда – это отдельный разговор.
Задача водителя – четко знать правила проезда любого перекрестка, который встретится на его пути. И мы в будущем обязательно озадачимся такой проблемой.
И последнее. Согласно ПДД, выезды с прилегающих территорий (а, следовательно, и въезды на них) не являются перекрестками. А что это такое – «прилегающая территория», — рассмотрим далее.
Помимо собственно дорог, дорожно-транспортная сеть Российской Федерации включает в себя и целый ряд участков, по которым движение осуществляется, но которые, согласно ПДД, дорогами не являются. Мы говорим о прилегающей территории.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Судя по определению, прилегающая территория примыкает (или прилегает) к дороге. И поэтому сама таковой не считается. Это, конечно, спорное утверждение, но это вытекает из самой буквы Правил.
К прилегающей территории относятся участки, на которых запрещено сквозное движение:
1) автозаправочные станции;
2) дворовые территории;
3) места стоянок (парковок) транспортных средств;
4) территории предприятий, учреждений и пр.
К сожалению, безошибочно определить выезд именно с прилегающей территории очень проблематично. А вопрос этот принципиальный. Дело в том, что такие выезды не считаются перекрестками. К ним можно применить термин «пересечение», но не «пересечение проезжих частей» (или перекресток).
А принципиальность вопроса состоит в следующем. К примеру, девять наиболее одиозных (в их числе знаки, запрещающие обгон, остановку, стоянку, ограничивающий максимальную скорость и пр.) отменяются ближайшим по ходу движения перекрестком.
Поэтому водитель, обознавшийся и принявший выезд с прилегающей территории за перекресток, рискует нарушить Правила и быть наказанным за нарушение требований указанных знаков. В перспективе штраф или даже лишение водительских прав!
Именно поэтому нужно свято помнить правило: выезд с прилегающей территории (или въезд на нее) – не перекресток!
В ПДД не существует понятий «город», «поселок», «мегаполис» или «загород». Есть участки дорог, обозначенные как «населенный пункт» или «вне населенного пункта». А обозначают эти участки соответствующие знаки.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 – 5.26.
Следовательно, в российской практике дорожного движения существует три основных участка дороги: населенный пункт, вне населенного пункта и автомагистраль . Разнятся такие участки требованиями, которые предъявляются к водителям, двигающимся по ним. И главное требование – это максимальная скорость.
Но, возвращаясь к понятию населенного пункта, следует задаться вопросом: «А почему знаков, обозначающих этот участок, целых три?». Для одного понятия – сразу три знака? Давайте разбираться.
Знаки «Населенный пункт» — черное на белом – означают, что на данном участке дороги действуют нормы, регулирующие движение именно в населенном пункте. Назовем такой участок – «настоящий населенный пункт». То есть общее ограничение максимальной скорости движения здесь – не более 60 км/ч.
Второй же тип знака «Населенный пункт» — белое на синем – обозначает участок дороги, где действуют правила движения вне населенного пункта. Иными словами, максимальная скорость здесь ограничена классически – не свыше 90 км/ч (для ТС категории В). Как и должно быть вне населенного пункта!
Возникает резонный вопрос: «А зачем нужен последний знак?» Или так: «Зачем называть участок населенным пунктом, если он таковым не является?».
А он существует для информирования водителя о том, что он проезжает мимо этого самого населенного пункта, но в него пока не заехал (и может не заехать, пока на его пути не встретится знак «Населенный пункт» — черное на белом!). Но даже здесь могут быть сконцентрированы элементы инфраструктуры населенного пункта: автобусные остановки, обилие перекрестков, пешеходные переходы, трамвайные пути и т.п. Но это – не населенный пункт!
Конечно же, такое смешение понятий и знаков – безусловная путаница. Но это — наши ПДД, которым мы должны следовать и их выполнять. Других, к сожалению, нет!
Безопасность пешеходов на дороге – вот главная цель пешеходного перехода, который, как правило, пересекает проезжую часть, а также, возможно, и трамвайные линии. Наезд на пешехода на таких участках – грубейшее нарушение ПДД, карающееся законом.
Но… Не будем о плохом.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1, 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
В отношении пешеходного перехода на данном этапе следует сделать пару замечаний.
Замечание 1.
Пешеход на этом участке дороги пользуется фактически полным и безоговорочным преимуществом. И все водители должны его пропускать в тот момент, когда он пересекает проезжую часть по организованному переходу.
А вот давайте не будем спорить: мол, пешеход перед тем, как ступить на проезжую часть, обязан убедиться в безопасности своего перехода и т.д. Так требует раздел ПДД, отвечающий за обязанности пешехода (4-ый раздел, кстати!).
Уважаемые правдолюбцы и законники! Судебная практика России, к сожалению, не принимает во внимание вышеизложенного положения ПДД. Сбит пешеход на переходе – виноват водитель! И доказать обратное бывает невероятно трудно! А практически – невозможно! Поэтому мы и постулируем: пешехода надо пропустить, когда он находится на пешеходном переходе или даже занес ногу над ним для только еще планируемого пересечения проезжей части (или трамвайных путей).
Замечание 2.
Ширина пешеходного перехода – вопрос принципиальный, ибо здесь запрещается выполнять ряд маневров (обгон, разворот, движение задним ходом и пр.). Поэтому знать габариты перехода – это обезопасить себя от нарушений ПДД и ответственности за это.
Если пешеходный переход обозначен «зеброй» (совмещенной со знаками либо без них), то ширина перехода будет соответствовать ширине разметки.
Если же разметки нет (или она неразличима, например, зимой), то шириной перехода будет расстояние между знаками.
Проезд пешеходных переходов – тема особенная. Она стала предметом рассмотрения специального 14-го раздела ПДД. Данное обстоятельство свидетельствует об особой важности проблемы.
На пути движения водителя могут встречаться и не свойственные дорожной инфраструктуре объекты. Например, железнодорожные пути. Пересечение железнодорожных путей транспортными средствами возможно только по специально созданному участку дороги – железнодорожному переезду.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
Нетрудно догадаться, что ж/д переезд – это реальное пересечение дороги с рельсами, а не проезд под мостом (под ними) или по мосту (над ними).
Опасность проезда ж/д переезда обусловливает специальные требования к его организации: на установленном расстоянии до него на дороге обязательно .
А перед ним непосредственно организовываются: светофор, шлагбаум и даже барьеры-автоматы.
Важность ж/д переезда подтверждается и специально выделенным в ПДД 15-ым разделом, который регулирует принципы пересечения железнодорожных путей транспортными средствами.
Общие принципы ограничения максимальной скорости, действующие в Российской Федерации, указывают на особо скоростной участок дороги. Имя ему – автомагистраль!
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Ищите и составляйте оптимальные для Вас маршруты общественного транспорта ОТ своего местоположения и ДО нужной улицы или дома, а так же автомобильные, велосипедные и пешие маршруты для прогулок.
Выберете транспорт:
Общественный транспорт На автомобиле Велосипед Пешком
Показать маршрут на карте
Спрашиваете, на чём можно доехать или как дойти до определенной улицы или дома в Москве? Отвечаем - очень просто, найдите свой оптимальный маршрут по городу при помощи планировщика поездок на нашем сайте сайт. Наш сервис найдет для Вас до 3-х вариантов проезда по городу Москва ОТ Вашего адреса и ДО точки назначения. На схеме с маршрутами нажмите кнопку подробнее (значок начала следования) и переходите к подробному описанию вариантов проезда. Для всех маршрутов будут показаны время в пути с учетом пробок, номера автобусов, маршруток и другого общественного транспорта.
Популярные маршруты:
Пользователи нашего сайта часто спрашивают, например: "Как добраться от автовокзала до больницы?" и т.п. Мы решили облегчить поиск оптимального маршрута для всех нуждающихся.
Движение по заранее составленному маршруту – это способ исключить проблемы, которые могут возникнуть в незнакомой местности, и максимально быстро преодолеть нужный участок дороги. Не упускайте деталей, заранее уточните по карте направление движения по дороге и повороты.
С помощью сервиса планирования поездок, Вам достаточно ввести начало и конец маршрута, далее нажать кнопку "Показать маршрут на карте" и Вы получите несколько вариантов маршрутов. Выберете наиболее подходящий и начинайте движение. Возможны четыре режима составления маршрута - на городским общественным транспортом (включая маршрутные такси), на автомобиле, на велосипеде или пешком.
Нетрудно догадаться, как выглядит Т-образное пересечение путей, но иногда сложно понять условия движения по нему. А в законах и правилах такой участок отдельно не рассматривается. Неуверенность же водителя в том, что он соблюдает установленный порядок движения, может стать причиной аварии. О том, какие особенности отличают Т-образный перекресток, правила проезда по нему, читайте в статье.
Читайте в этой статье
Иногда пересечение дорог представляет собой не точку, от которой в четыре стороны отходят отрезки пути, а вхождение одного направления в другое под углом. Он может быть прямым или тупым/острым. В любом случае этот участок называют Т-образным перекрестком. Его дороги ведут в три, а не четыре стороны.
Участок в виде буквы Т, конечно, отличается от стандартного перекрестка. Но особенности движения на нем все те же, что на обычном, то есть диктуемые пунктом 13 ПДД. Они зависят от того, попадает ли территория под влияние дорожных символов, есть ли на ней светофор, и других нюансов.
Самый простой для понимания случай – регулируемый Т-образный перекресток, правила проезда через него устанавливаются по сигналам светофора или знакам, подаваемым полицейским с жезлом:
Требование относится и к автомобилям, которым необходимо развернуться.
На разрешающий продолжать следование зеленый свет нельзя мгновенно возобновлять движение. Автомобили, для которых он зажегся, обязаны дождаться, пока участок покинут другие ТС, оказавшиеся на нем раньше. Необходимо также дать перейти дорогу пешеходам, уже начавшим это делать на зеленый сигнал для них.
Если на пути возник Т-образный перекресток, правила проезда равнозначных перекрестков тоже могут к нему применяться. Как определить, что дороги имеют одинаковое значение:
Если есть эти признаки, действует подпункт 13.11:
На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Условие помехи справа работает вне зависимости от того, по какому отрезку пути автомобиль приблизился к пересечению.
Свои правила проезда Т-образного перекрестка равнозначных дорог существуют и для тех, кто намеревается повернуть на нем в левую сторону или развернуться. Эти автомобили уступают транспорту, едущему по встречному ряду прямо или направо.
В отсутствие на пересечении дорожных символов, светофора и регулировщика нужно определить, является ли оно равнозначным, или какое-то из направлений здесь главное. Правила проезда Т-образного перекрестка без знаков таковы:
В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
То есть опять в действие вступает условие помехи справа.
Затруднение у автомобилистов может вызвать пересечение в виде буквы Т, с которого путь идет на дорогу с односторонним движением, в то время как до того она была двухсторонней. Хотя на самом деле здесь все просто. При въезде на такой участок можно видеть указатели направления (5.7.1 или 5.7.2), в котором следует ехать. Следовать в противоположную сторону нельзя.
А еще там может быть знак 2.4, диктующий необходимость уступить проезд тем, кто едет по отрезку с односторонним движением. Или 2.5, требующий от въезжающих на этот путь обязательной остановки. Символы означают, что дорога с односторонним движением является главной. И на ее пересечении с второстепенной действуют правила проезда перекрестков неравнозначных путей.
Иногда ситуация прямо противоположная, то есть с односторонней дороги автомобиль попадает на отрезок с двусторонним движением. Об этом свидетельствуют указатели 5.1.2, расположенные на обеих сторонах полотна. И не совсем понятно, кто должен уступить. В таком случае следует слушаться знаков:
Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву
Есть еще один важный момент, касающийся выезда с одностороннего отрезка на двусторонний, если для этого нужно поворачивать с «ножки» буквы Т. Маневр выполняется из крайнего ряда, соответствующего направлению. То есть при необходимости уехать, например, влево нужно заранее прижаться к левому краю дороги.