Позволяет сделать ряд выводов:
1) об административном правонарушении (по общему правилу) составляется протокол. Исключения представляют следующие случаи:
а) дело об административном правонарушении возбуждено прокурором (последний выносит постановление в сроки, предусмотренные в ст. 28.5 , см. коммент. к ст. 28.4 , 28.5);
б) закон допускает назначать административное наказание, не составляя протокол (например, когда за совершение административного правонарушения назначается предупреждение либо административный штраф, размер которого не превышает 100 (при нарушении таможенных правил - 1000) рублей. Кроме того, с 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в КоАП Закон N 225 от 02.10.07) протокол не составляется и в случаях совершения административных правонарушений предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 , а также в случаях указанных в ч. 3 ст. 28.6 (см. об этом коммент. к ст. 28.6 , 29.10);
2) сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 , указываются в протоколе об административном правонарушении обязательно. При отсутствии хотя бы одного из них протокол (как процессуальный документ) обесценивается);
3) в протоколе могут быть указаны и другие сведения:
а) прямо предусмотренные законом (например, о доставлении, см. коммент. к ст. 27.2);
б) хотя и не предусмотренные в законе, но не противоречащие ему и способствующие правильному и своевременному разрешению дела.
2. Применяя правила ч. 3-6 ст. 28.2 , нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:
1) физическому лицу (лично или его представителю, уполномоченному доверенностью, например, защитнику), а также законному представителю юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться (в необходимых случаях - с помощью переводчика, см. коммент. об этом к ст. 24.2 , 25.10) с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (они прилагаются к протоколу, если подписаны лицом, сделавшим эти замечания);
2) протокол об административном правонарушении должен также содержать запись о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности. Упомянутая запись должна быть удостоверена подписями каждого участника;
3) протокол об административном правонарушении подписывается лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.2 . Если физическое лицо, законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, отказываются подписать протокол, должностное лицо (составившее протокол) делает об этом запись в протоколе и удостоверяет ее своей подписью;
4) копия протокола об административном правонарушении (изготовленная и заверенная доставившим его должностным лицом) вручается:
а) физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
б) потерпевшему (см. коммент. к ст. 25.2);
в) если упомянутые лица (хотя бы устно) попросили о вручении такой копии. О том, что копия протокола об административном правонарушении вручена упомянутым лицам, делается запись в протоколе об административном правонарушении, а сама копия вручается упомянутым лицам под расписку;
5) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти о составлении протокола об административном правонарушении (например, приказ Росархива от 18.02.2002 N 18) применяются постольку, поскольку не противоречат правилам ст. 28.2 , а также ст. 28.3 , 28.5 , 28.8 , 29.5 (см. коммент. к ним);
6) при неявке (несмотря на то, что они были надлежащим образом извещены) лица (или его законного представителя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - допускается составление протокола и в отсутствии такого лица. В этом случае лицу, (в отношении которого протокол был составлен) должна быть направлена (например, по почте, с нарочным и т.п.) копия протокола в течение трех дней (отсчет этого срока начинается со дня следующего за днем составления протокола). Следует иметь в виду, что ч. 4.1 была введена в ст. 28.2 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 11.08.07;
7) о неявке указанных выше лиц, в протоколе необходимо сделать запись об этом (и данное положение вступило в силу с 11.08.07).
3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 4 , пост. N 5), что:
а) существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 , и иных сведений в зависимости от их значимости для данного дела (например, нет данных о том владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу);
б) Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушения установленных в ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола и направления его судье;
в) проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения ст. 28.3 , а также нормативных актов соответствующих органов исполнительной власти;
г) возвращая протокол судье (на основании ч. 4 ст. 29.4) необходимо вынести мотивированное определение об этом.
Кроме того, ВС полагает, что:
Если может быть назначено административное приостановление деятельности, то в протоколе должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается (п. 8 Обзора от 25.03.09);
Обстоятельства, послужившие основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (
Фиксация нарушений, совершенных гражданами, осуществляется посредством составления протоколов. Подобные ситуации возникают как при нарушениях законодательных актов, так и правил дорожного движения. То должностное лицо, которое будет формировать документ, должно знать и соблюдать порядок составления протокола об административном правонарушении. Пригодится такая информация и тем нарушителям, которые впоследствии могут быть привлечены к ответственности и понесут меру наказания, определяемую в соответствии с определенной статьей КоАП.
Многоканальная бесплатная горячая линия сайта
Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по вопросам обжалования штрафов, постановлений, решений должностных лиц в сфере административного права и не только. Наши юристы подскажут, как эффективно защитить свои права и свободы, а также избежать причинения дополнительного ущерба. Работаем ежедневно с 9.00 до 21.00
Протокол фиксации административного правонарушения является документом, который составляется уполномоченным на такое действие лицом. По своей сути доказательством вины или невиновности определенных лиц он не служит – он только содержит описание произошедшего.
Основанием для возможности составления протокола является:
По отношению к составлению протокола, а также к дальнейшим действиям, которые могут осуществляться на основании его содержания, статья 28.5 определяет следующее:
При составлении протокола в него включают следующую информацию:
Если после оформления протокола в нем остались пустые строчки, необходимо проследить за тем, чтобы они были зачеркнуты. В такой ситуации уже никто не сможет внести изменения в него, отразив факты или события, которых не было.
Параллельно с этим стоит проверить, была ли указана схема произошедшей аварии, присутствовал ли факт разъяснения прав водителю сотрудником автоинспекции и были ли вписаны показания свидетелей, которые показывают на невиновность лица.
После того, как фиксируется правонарушение, дело будет передано на рассмотрение и вынесение постановления о виновности и мере наказания, которая будет применена к нарушителю.
Следует знать, что автомобилист имеет законное право ходатайствовать о том, чтобы слушание по делу было перенесено, если назначенная дата заседания по веским причинам не дает ему возможности присутствовать на нем.
Если в протоколе присутствуют ошибки или недочеты, в обязательном порядке их следует устранить в течение трех дней с момента получения от судьи. В противном случае рассмотрение дела может быть отложено или виновное лицо будет оправдано по причине отсутствия факторов, свидетельствующих о его вине.
Одним из важных моментов при составлении протокола является присутствие свидетелей, понятых и занесение данных о них и их показаний в составляемый документ. Относительно такого момента законодательные акты гласят следующее:
При рассмотрении того, в каком случае необходим понятой и кто может выступать понятым, следует различать два существенных понятия:
При рассмотрении дела о виновности в правонарушении автомобилисты часто бывают оправданы по причине наличия ошибок как в самом протоколе, так и в перечне тех действий, которые осуществлял инспектор при его составлении.
Так, к ним можно отнести:
Итак, протокол об административном правонарушении – документ, который фиксирует само нарушение и содержит исчерпывающую информацию о нарушителе, свидетелях, обстоятельствах и последствиях. Составление его осуществляют должностные лица, имеющие на это полномочия. При этом в обязательном порядке необходимо соблюдать все правила и нормы, регламентирующие его оформление и действия, осуществляемые при фиксации нарушения.
Вконтакте
Данные и сведения, используемые в качестве доказательств по делу, могут быть установлены на основании протокола об административном правонарушении (п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении должен содержать следующую информацию (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):
Заполненный образец можно скачать по этой ссылке: Образец протокола об административном правонарушении .
Протокол по факту совершения правонарушения оформляется практически всегда. Законом № 195-ФЗ закреплены исключения из этого правила (п. 1 ст. 28.2).
Протокол об административном правонарушении не подлежит оформлению в следующих случаях:
Перечень лиц, наделенных полномочиями по оформлению протокола об административном правонарушении, зафиксирован в главе 23 КоАП РФ (п. 1 ст. 28.3). В границах компетенции соответствующего органа к ним относятся:
В п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ даются дополнительные комментарии относительно перечня правонарушений, что расширяет сферу компетенции указанных органов и должностных лиц по оформлению протокола об административном правонарушении.
В процессе оформления протокола об административном нарушении фиксируется вся необходимая информация, указанная в п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ. При этом следует учитывать:
Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения правонарушения (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Если нужны дополнительные сведения, то протокол об административном правонарушении может быть оформлен в течение 2 дней (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).
Лицам, вина которых рассматривается, и потерпевшему передаются копии протокола об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.2 КоАП РФ). Факт передачи подтверждается распиской получателя.
В ситуации неявки указанных лиц или их представителей по закону (при условии их надлежащего извещения) протокол об административном правонарушении оформляется без их присутствия. Копия такого документа должна быть отправлена перечисленным лицам в течение 3 дней с момента составления (п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
С 31.07.2018 к протоколу о правонарушении, за совершения которого предусмотрен штраф прикладывается в обязательном порядке информация с реквизитами для заполнения платежного документа на уплату штрафа (ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 29.07.2017 № 264-ФЗ).
Глава 12 закона № 195-ФЗ содержит нормы административного права, касающиеся правил безопасности дорожного движения. Протокол об административном правонарушении при несоблюдении упомянутых норм не составляется, т. к. постановление о нарушении правил безопасности дорожного движения выносится должностным лицом на месте. Если оно было оформлено в отсутствие лица, нарушившего правила дорожного движения, копия такого документа с приложением фото- и видеоматериалов направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).
Таким образом, протокол об административном правонарушении по общему правилу оформляется сразу после выявления факта нарушения. КоАП РФ предусматривает случаи, в которых постановление по делу формируется компетентным сотрудником без составления протокола об административном нарушении.
Состав сведений, указываемых в протоколе об административном правонарушении, регламентирован п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Срок, в течение которого должен быть составлен , прописан в ст. 28.5 КоАП. В соответствии с ним, протокол о свершенном административном правонарушении обязан быть оформлен сразу же после того, как было выявлено.
Если необходимо в дополнение к уже известным фактам выявить остальные обстоятельства по делу или информацию о физ. лице либо сведенья о юр. лице, относительно которых и происходит возбуждение дела об административном нарушении закона, то, согласно с той же статьей, сроки оформления административного протокола могут быть продлены на двое суток с того момента, как выявили административное преступление.
Административный протокол содержит определенную информацию
К информации, которую имеется возможность собрать в срок до 2-х суток с того момента, как выявили правонарушение административного характера, относится следующие:
Данную информацию имеется возможность получить из налоговой организации, ОВД, иных гос.органов, предприятия либо фирмы, где работает лицо, которому грозит привлечение к ответственности, и иных заведений.
Административный протокол: образец
Если осуществляется расследование, протокол об административном преступлении оформляется, когда закончится расследование в сроки, предустановленные ст. 28.7 КоАП. Несоблюдение установленных законодательством сроков формирования протокола об административном преступлении считается неважным минусом протокола.
Такого рода же позиции руководствуется и ВАС. Само по себе несоблюдение срока формирования протокола об , предусмотренного уже упомянутой статьей, не считается причиной, исключающей производство по делу об административном преступлении, если данным протоколом подтверждается факт преступления и он составлен в рамках срока давности, определенного в рамках установленного законодательства.
Согласно ст. 28.8 КоАП протокол (распоряжение из прокуратуры) об административном преступлении отправляется в суд, организацию, должностному лицу, у которых имеются права проводить рассмотрение дела о преступлении административного характера, в течение суток с момента оформления протокола (вынесения распоряжения) об административном преступлении.
В данной статье определено, что протокол об административном преступлении, осуществление коего приводит к административному задержанию, переходит на рассмотрение судье незамедлительно уже после его оформления.
В определенных случаях установленный законодательством срок по заявлению должностного лица, который и занимается рассмотрением дела, имеется возможность продлить:
В некоторых случаях наказание назначается и без составления протокола
Назначение административного взыскания происходит без составления протокола:
Составление административного протокола возможно только определенными лицами
Протоколы об административных преступлениях имеют право оформлять лишь только должностные лица, работающие в органах государственной власти, их структурныхотделах и территориальных органах, лица, которые занимают соответствующие должности в иных муниципальных органах согласно задачам и функциям, которые возлагаются на них , лица, которые занимают соответствующие должности в органах исполнительной власти субъектов РФ при наделении их полномочиями на реализацию правительственного контроля и наблюдения:
В итоге получается, что на составление протокола может уйти как несколько минут, так и несколько месяцев — все зависит от обстоятельств и однозначного ответа нет.
Мнение юриста-эксперта:
В статье рассматривается вопрос о сроках составления протокола об административном правонарушении. Этот срок законом определен – 2 дня. А если требуется проведение дополнительных мероприятий, которые позволили бы установить событие и состав административного правонарушения, то назначается административное расследование сроком 1 месяц. Он может быть продлен, но не более, чем до 6 месяцев.
Следует обратить внимание наших читателей на одно очень существенное обстоятельство. Пока длится административное расследование, срок давности привлечения к административной ответственности идет. А по некоторым правонарушениям он может составлять всего 2 месяца. Отсчитывается этот срок со дня выявления административного правонарушения, а не дня составления протокола. По истечении срока давности привлечения к административной ответственности, дело подлежит прекращению. Наши читатели могут при необходимости воспользоваться возможностью растянуть срок расследования.
Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.
В соответствии с КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4 КоАП РФ); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание назначается без составления протокола: в случаях, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или штрафа (ст.28.6 КоАП РФ).
В соответствии с действующим административным законодательством сотрудники органов внутренних дел (полиции) имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с действующим административным законодательством РФ полномочия сотрудников органов внутренних дел, в части составления протокола об административном правонарушении определяются ст. 28.3 и ст. 23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и нормативными правовыми актами.
Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным должностным лицом немедленно после выявления указанным лицом административного правонарушения; по итогам рассмотрения информации по проверке обоснованности информации, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. В этом случае протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
После того как лицо, задержанное за совершенное административное правонарушение, доставлено в отдел внутренних дел, сотрудник полиции при наличии законных оснований составляет протокол об административном правонарушении. Так как правонарушитель имеет право получить копию протокола об административном правонарушении, протокол должен составляться в двух, а иногда и в трех экземплярах (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ), так как копия протокола об административном правонарушения может быть вручена не только правонарушителю, но и потерпевшему.
Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу . Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.
В ст.28.5 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении:
а) протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч.1 ст.28.5 КоАП РФ);
б) в течение двух суток (ч.2 ст.28.5 КоАП РФ) – основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.
в) по окончанию административного расследования: в течение месяца; в течение двух месяцев; в течение шести месяцев (ч.5 ст.28.7 КоАП РФ).
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении ч.1 с.28.8 КоАП РФ). Если совершение административного правонарушения влечет административный арест, административное выдворение либо административное приостановление деятельности (при применении временного запрета деятельности), то протокол о таком правонарушениипередается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч.2 и 4 ст.28.8 КоАП РФ).
В протоколе об административном правонарушении указываются:
1. Дата и место его составления .
Примечание: необходимо различать дату совершения правонарушения и дату составления протокола об административном правонарушении.
2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол .
3. Сведения о правонарушителе (лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении).
Примечание: указываются: фамилия, имя, отчество; дата (число, месяц, год) рождения; место рождения; место жительства (регистрации по месту жительства или пребывания); место работы или учебы (полное наименование без сокращения и желательно указывать юридический адрес организации и номер рабочего телефона); должность, если не работает, то указать — временно не работающий и как давно, если безработный, то стоит ли на учете в центре занятости и как давно; размер дохода (указывается размер заработной платы, стипендии и иной доход) в рублях (указывается цифрами и прописью); семейное положение лица (женат, холост, замужем и т.д.); количество лиц на иждивении (дети, родители, жена и т.д.)
4. Проверка лица, совершившего административное правонарушение :
· данные лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении — проверяется по картотеке информационного центра УВД субъекта РФ (например: ИЦ МВД по УР):
· устанавливается наличие судимости или привлечение к административной ответственности (делается отметка о наличии судимости или производится запись «к ответственности не привлекался»);
· ставится подпись должностного лица, производившегопроверку.
5. Сведения о документе, удостоверяющем личность правонарушителя (наименование документа, серия, номер, дата и место выдачи).
6. Место, время совершения и событие административного правонарушения .
— точно указать расположение места совершения административного правонарушения (например, у подъезда № I дома № 34 по ул. Гайдара г. Ижевска; у центрального входа в магазине «Ромашка», расположенного в доме № 125 по пр. Ломоносова, г. Ижевска);
— время совершения административного правонарушения (указываются часы и минуты, например — в 21 час 15 минут);
— раскрывается сущность правонарушения, то есть описываются противоправные действия, которые совершил правонарушитель.
7. Указывается пункт, часть и номер статьи КоАП или другого закона, предусматривающего административную ответственность , например — ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах», ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».
8. Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших , если имеются свидетели и потерпевшие, разъясняются их права и обязанности под роспись об ознакомлении
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении.
Примечание: ст. 25.1. КоАП РФ «Лицо, в отношении которого ведется, производство по делу обадминистративном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии КоАП РФ.
9. Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело .
Правонарушитель может дать свои объяснения по поводу совершенного правонарушении (это его право, а не обязанность). После дачи объяснений в протоколе об административном правонарушении, лицо, давшее его, скрепляет объяснение своей подписью. Однако возможно, что объяснение может быть оформлено на отдельном листе, оформлено в виде объяснения и приобщено к протоколу (ст. 26.3 КоАП РФ).
Примечание: не следует фиксировать в протоколе объяснения, данные в состоянии алкогольного опьянения, т.к. записанные в протоколе объяснения отрицаются лицом, со слов которого они были написаны.
10. Перечень документов, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении (рапорт, объяснение, определение и т.п.)
11. Подписи лиц, участвующих при составлении протокола об административном правонарушении : (правонарушителя, свидетелей, потерпевших, понятых, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении).
При отказе правонарушителя подписать протокол, дать объяснения, делается соответствующая отметка и заверяется отказ подписью понятых и сотрудника полиции, составившего протокол.
Указанные лица вправе давать объяснения и замечания по содержанию протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического липа, в отношении которых составляется протокол об административном правонарушении, а такжепотерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. При отказе получить копию протокола об административном правонарушении об этом делается запись (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
Права и обязанности лиц, участвующих в административном процессе указаны в Кодексе об административных правонарушениях.
Данным лицам разъясняются их права и обязанности под роспись.
Протокол об административном правонарушении — не только акт возбуждения производства дела об административном правонарушении. Этот процессуальный документ имеет важное доказательственное значение при условии, что он правильно составлен. Поэтому в протоколе должны объективно отражаться сведения, имеющие значение для рассмотрения дела по существу.
Наиболее распространенные ошибки при составлении протокола об административном правонарушении:
· Нарушается часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ. Участникам производства по делу не разъясняются или разъясняются не в полном объеме права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. О разъяснении прав и обязанностей не производится запись в протоколе.
· Аналогичные нарушения части 3 статьи 28.2 КоАП РФ имеются при указании свидетелей и понятых. В протоколе не указываются их фамилия, имя, отчество, год рождения, место регистрации, не разъясняются права и обязанности.
· В протоколах не содержится необходимых данных (времени составления протокола, времени совершения правонарушения, не раскрывается полностью состав правонарушения (объективная и субъективная сторона) и др.).
· В протоколах не указываются сведения о том, привлекались ли ранее лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении к ответственности. При установлении повторности совершения административного правонарушения не используются данныеинформационных центров органов внутренних дел.
· В протоколах отсутствуют подписи должностных лиц.
· Отсутствуют подписи лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего в графе времени и месте рассмотрения дела, получения копии протокола, отсутствует отметка «от копии настоящего протокола отказался».
· Не всегда вносятся данные о проведении досмотра, изъятия, доставлении и о наличии телесных повреждений (графа «иные сведения, необходимые для разрешения дела», «о доставлении»), не указываются составленные и прилагаемые документы в разделе «к протоколу прилагается».
· Не следует фиксировать в протоколе объяснения нарушителя, данные им в состоянии опьянения, так как записанные в протоколе объяснения отрицаются лицом, со слов которого они были записаны.
· Лица, совершившие административные правонарушения, иногда сообщают о себе неверные сведения (см. требования ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ). Принятие их без документального подтверждения приводит к тому, что нарушители иногда уклоняются от административной ответственности.
· Недопустимо в протоколе делать записи, не отражающие обстоятельств совершения проступка (например, такие, как «сквернословил», «вел себя вызывающе при большом стечении людей», «Приставал на улице к гражданам», «при задержании оказал неповиновение сотруднику полиции»). Положение в некоторых случаях осложняется тем, что в дело, кроме протокола, не приобщаются другие материалы.
Вот выдержки их КоАП РФ по Вашему вопросу
Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.
4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.
5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Вероятно, Ваши права на ознакомление с материалами дела и приведение своих доводов и доказательств могли быть не соблюдены
Если работники правоохранительных органов фиксируют административное правонарушение, они могут составить постановление или протокол. Но не всегда граждане согласны с содержанием документа, а как оспорить штраф ГИБДД, известно не всем. Поэтому важно знать, как происходит обжалование постановления об административном правонарушении, или протокола, в котором просто зафиксирован факт противоправного деяния, а также чем эти документы (протокол и постановление) отличаются.
Многие путают два таких распространенных понятия, как «протокол» и «постановление». Это разные документы, хотя и имеют ряд общих черт. Главное их различие в том, что протокол просто описывает суть происшествия, учитывая мнение всех сторон. В протоколе не указывается мера наказания.
Постановление уже назначает наказание или штраф за нарушение административного характера. По закону обжаловать можно только постановления. Если участник происшествия с протоколом не согласен, он обязан это зафиксировать в документе. Кроме того, есть другие различия этих документов.
Кроме того, обязательно следует поставить прочерк во всех пустых и незаполненных графах документа, а также не писать ничего под диктовку инспектора. Желающим правильно провести процедуру обжалования решения сотрудников ГИБДД в судебной инстанции, необходимо четко понимать, чем отличается протокол от постановления, поскольку один из документов можно оспорить, а с другим можно только не согласиться.
Протокол - это основание, по которому потом за противоправные действия вынесли постановление. А вот оно уже предусматривает штраф или другое наказание. Можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении, если водитель не согласен с ним и выдвинутыми обвинениями? Непосредственно протокол обжаловать не получится, только постановление. Поскольку именно этот документ назначает наказание за правонарушение.
Все, что может сделать участник при подписании протокола - отразить свое мнение и отсутствие допроса свидетелей, а также прочие нюансы составления документа. Для обжалования документа, который предусматривает штраф или иное наказание, предусмотрена специальная процедура, а также строго установленные сроки для того, чтобы участник успел подать протест в судебные органы.
Срок для обжалования постановления об административном правонарушении, которое включает в себя меру ответственности, составляет 10 дней. Если за это время оспаривание документа не происходит, то водитель обязан уплатить штраф или понести меру ответственности, предусмотренную постановлением. На исполнение постановления предусматривается срок до 2 месяцев.
Иногда он может затянуться, если водитель оспаривает документ в суде, и заседания затягиваются на более долгий срок. После того как на месте происшествия составляется протокол, у правоохранительных органов есть 2 месяца, чтобы вынести постановление (срок давности).
Для того чтобы процесс был результативным, обязательно следовать порядку обжалования. Где можно обжаловать постановление об административном правонарушении ГИБДД? Для этого необязательно сразу направляться в орган правосудия.
В первую очередь можно обратиться к начальнику местного ГИБДД, а только потом идти в суд, если наказание не было снято. Кроме того, необходимо как можно грамотнее составить жалобу. Образец жалобы на постановление об административном правонарушении представлен на этой странице сайта (можно скачать бесплатно).
Жалоба в ГИБДД на постановление об административном правонарушении может оказаться эффективной. Поэтому в первую очередь все-таки лучше идти к начальнику местного отделения ГИБДД, а уже потом, если нет результата, обращаться в судебные инстанции. Как оспорить постановление ГИБДД в суде? Нужно написать исковое заявление и дождаться рассмотрения дела. И также можно обратиться в прокуратуру, которая инициирует проверку по конкретному делу.
Жалоба в суд на постановление об административном правонарушении должна подробно объяснить суть претензий, а также все факты, которыми гражданин располагает по делу. Все сомнения относительно правильности заполнения документа и справедливости решения должны быть внесены в жалобу. Тут же можно и заявить о противоправных действиях инспектора ГИБДД на месте.
Можно приложить к жалобе несколько ходатайств, например, о допросе дополнительных свидетелей, о назначении экспертизы или о вызове на заседание суда инспектора, который составлял протокол. Такие письменные прошения можно также предъявить непосредственно в судебном заседании. Важно также прикрепить различные подтверждающие позицию заявителя документы и свидетельские показания.
Отдельно стоит сказать о правонарушениях, которые зафиксированы на камеру. Технические устройства могут ошибаться, и это происходит очень часто. Например, если в объектив попали две машины, и штраф выписали не тому гражданину. В первую очередь нужно понимать - презумпция невиновности в таких случаях не работает. Свою невиновность должен доказывать владелец автомобиля. Как опротестовать штраф ГИБДД с камеры?
Прежде всего, необходимо собрать показания свидетелей, возможные документы, которые подтвердят отсутствие предполагаемого нарушителя за рулем в момент фиксации камерой или то, что человек не является владельцем автомобиля. Важно помнить о сроках, предусмотренных законом для оспаривания. Если водителю вручили постановление о наказании больше чем через два месяца после события, то можно смело идти в суд и обжаловать его.
Довольно часто стало встречаться такое понятие как административное правонарушение. Его, как правило, можно выявить в ходе проверки, осуществляемой органами государственного контроля. По ее результатам составляется протокол. Рассмотрим более подробно, что собой представляет административное нарушение и каковы сроки составления протокола об административном правонарушении.
Кодекс об административных правонарушениях РФ относит к числу причин следующие факты:
Кодекс об административных правонарушениях РФ считает дело открытым, если произошли следующие события:
Если в открытии дела о правонарушении при предоставлении всех необходимых материалов было отказано, то должностное лицо, которое рассматривает все предоставленные факты и материалы, должно вынести мотивированное определение об отказе в открытии дела.
Главным недостатком протокола можно назвать отсутствие данных, которые указаны в части 2 статьи 28, а также других сведений в зависимости от их значимости по отношению к конкретному административному делу.
К примеру, отсутствие информации о владении лицом тем языком, на котором заведено дело, а также о предоставлении переводчика.
Сроки составления протокола об административном правонарушении предусматриваются статьей 25.8 соответствующего кодекса РФ. Здесь указано следующее:
Соответственно последней части статьи 28.5, срок давности составления протокола об административном правонарушении ограничивается временем проведения расследования, что составляет 1 месяц.
Учитывая сведения ст.28.5 КоАП РФ с комментариями, незамедлительно акт об административном правонарушении составляется, если:
a) Имеются все необходимые сведения для разрешения дела.
b) Уполномоченное лицо владеет всеми сведениями и материалами, приобщаемыми к делу.
Учитывая ст.28.5 КоАП РФ с последними изменениями, к сведениям, выясняемым в течение 2 суток относят:
Сроки составления протокола об административном правонарушении могут доходить до 2 суток, потому как уполномоченному лицу необходимо будет сделать запросы в налоговые органы, ОВД, по месту работы и в другие учреждения, данные из которых могут быть приобщены к делу. При этом в некоторых случаях возможно административное задержание лица до выяснения обстоятельств.
Исходя из данных в ст.28.5 КоАП РФ, промежуток времени, в котором может быть составлен протокол, может растягиваться до полугода. Это связано с тем, что может возникнуть необходимость проведения расследования, которое длится до месяца или двух (если было подано ходатайство на продление сроков).
А если нарушение повлекло за собой причинение вреда (легкого или среднего), то как раз сроки составления протокола об административном правонарушении растягиваются на шесть месяцев.
Подписание и вручение протокола о нарушении также регулирует КоАП. Срок составления протокола об административном правонарушении не нарушен, все сведения собраны? Значит можно подписывать данный документ.
Подпись в протоколе должны поставить уполномоченное лицо, а также лицо, против которого возбуждается дело. Если это физлицо, то подпись ставится непосредственно данным лицом. Если лицо юридическое, то либо им, либо его законным представителем.
После проставленных подписей копия акта передается под расписку правонарушителю и пострадавшему.
Нужно знать, что право подписи, а также право получения копии протокола не имеют ни адвокаты, ни юристы, ни представители правонарушевшей стороны. Они не являются законными представителями.
На практике нередко возникает вопрос об обжаловании акта. Так вот, на обжалование самого документа подавать нельзя, потому как он всего лишь фиксирует факт нарушения. Если гражданин, в отношении которого открывается дело, не согласен с указанными фактами или предоставленными материалами, он может на судебном заседании опровергнуть обстоятельства, указанные в протоколе, доказав свою правоту.
А что делать, если произошло нарушение срока составления протокола об административном правонарушении? Если доказано и признано нарушение по срокам, то привлечь лицо к административной ответственности за нарушение нельзя.
В течение 3 дней протокол о правонарушении должен быть передан судье на рассмотрение. Документ передается в суд незамедлительно после написания, если:
Административные органы, которые имеют право составлять акт об административном правонарушении, указаны в статье 28.3 кодекса, органы, которые могут рассматривать дела о правонарушениях, указаны в главе 23.
В соответствии с пунктом 10, главы 3 «Правил ОСАГО» потерпевший, который решил воспользоваться своим правом на возмещение ущерба со стороны страховой компании должен предоставить страховщику ряд документов. Одним из документов является копия протокола об административном правонарушении. Также копия протокола необходима при оспаривании штрафа ГИБДД в досудебном или судебном порядке. Ниже будет подробно рассказано о протоколе об административном правонарушении и даны ключевые рекомендации автовладельцам относительно правил поведения при контакте с сотрудником правоохранительных органов.
При нарушении ПДД и/или при наличии факта ДТП сотрудник ГИБДД должен зафиксировать данное обстоятельство в письменном виде путем составления протокола. В соответствии со статьей 28.2 Кодекса об административных правонарушениях можно вывести следующие определение: протокол ГИБДД об административном правонарушении представляет собой официальный документ процессуального типа, фиксирующий совершение правонарушения (факт нарушения законодательства Российской Федерации), подпадающее об юрисдикцию КоАП и составляемый уполномоченным должностным лицом. Главное целевое назначение данного документа – описание правонарушения и получение согласия или несогласия с фактом нарушения закона правонарушителя или участников ДТП.
Структура и порядок составления рассматриваемого документа закреплены в КоАП РФ. Согласно данному Кодексу в него вносятся следующие записи:
в шапке располагается наименование и порядковый номер документа (для систематизации процессуальной документации и снижения коррупционной составляющей). Наименование и номер напечатаны;
Протокол составляется сотрудником правоохранительных органов после допроса правонарушителя и опроса потерпевших, свидетелей или иных лиц, а также сбора доказательств, подтверждающих факт правонарушения. После заполнения правонарушителю разъясняются его права и обязанности, главными из которых в данном вопросе являются: право ознакомиться со всеми материалами дела и право на обжалование протокола и последующего постановления о наложении штрафных санкций.
Протокол подается на подпись правонарушителю и иным лицам, чьи показания записаны в данном процессуальном документе. Автовладелец, в отношении которого составлен протокол, имеет право отказаться от подписи, либо оставить отметку, подтвердив ее своей подписью о том, что он не согласен с информацией, представленной в документе и/или квалификацией события, как правонарушения.
Документ составляется сразу после выявления правонарушения со стороны водителя. Однако допускается увеличение срока составления документа до 2 суток в виду того, что необходимо проверить или получить дополнительную информацию о правонарушителе. В случае ведения административного расследования документ составляется после его завершения.
Копия протокола вручается правонарушителю или его доверенному лицу. При невозможности вручения копии протокола в режиме реального времени, копия должна быть направлена правонарушителю или его доверенному лицу в срок не позднее трех суток.
Таким образом, протокол является документом, фиксирующим правонарушение. Он составляется непосредственно на месте событий или в течение 2 суток, после фиксации нарушения. На документе в обязательном порядке должны быть подписи сотрудника ГИБДД, который составил протокол и правонарушителя.
Статья написана по материалам сайтов: studopedia.org, www.yurist-online.net, voditel.guru, www.syl.ru, insur-portal.ru.