Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1. Стадия подготовки заканчивается вынесением определения о назначении дела к судебному разбирательству, которое подводит итоги проведенной подготовки. После назначения дела к рассмотрению судья вправе осуществлять подготовительные действия до дня судебного разбирательства. Это связано с тем, что некоторые действия носят длящийся характер, кроме того, может возникнуть необходимость в совершении дополнительных действий; например, в случаях, не терпящих отлагательства, суд может в порядке подготовки осмотреть доказательства на месте.

В качестве условия для вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству закон устанавливает признание судьей административного дела подготовленным. В случае проведения по административному делу предварительного судебного заседания вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству решается после рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание (ч. 6 ст. 138 КАС).

Достаточно подготовленным административное дело может считаться, если выполнены задачи подготовки и совершены все необходимые по делу процессуальные действия.

В определении о назначении дела к слушанию указываются место, день и час судебного разбирательства. Дата проведения судебного разбирательства определяется судьей с таким расчетом, во-первых, чтобы не нарушить срок размещения информации о времени и месте проведения судебного заседания на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 7 ст. 96 КАС), во-вторых, чтобы участвующие в деле лица своевременно получили извещения (в виде заказного письма с уведомлением о вручении или в виде СМС-сообщения) и имели достаточно времени для собственной подготовки к судебному заседанию и явки в суд.

Назначение в судах первой инстанции рассмотрения нескольких дел на одно и то же время, а также безосновательные отложения рассмотрения дел, в том числе в связи с их ненадлежащей подготовкой к судебному разбирательству, несовместимы с требованиями закона и профессиональной этики.

Следует отметить, что по некоторым категориям административных дел в виде исключения из правила, установленного комментируемой статьей, время и место проведения судебного заседания определяются судьей не по окончании подготовки административного дела к судебному разбирательству, а при принятии административного искового заявления к производству. Говоря более конкретно, это имеет место по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 4 ст. 253 КАС) и по делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией ВС РФ (ч. 3 ст. 232 КАС). Соответственно, время и место проведения судебного заседания по этим категориям административных дел указываются в определении о принятии административного искового заявления к производству, копии которого направляются сторонам и заинтересованным лицам, назначение этих дел к судебному разбирательству и извещение участников процесса не являются элементами содержания стадии подготовки.

Помимо времени и места проведения судебного разбирательства закон обязывает суд в лице судьи, в производстве которого находится дело, сделать в определении о назначении административного дела к судебному разбирательству следующие указания: на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, на разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения. Указание на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству вполне оправданно, поскольку закон прямо увязывает вынесение определения о назначении дела к судебному разбирательству с признанием судьей административного дела подготовленным. Что касается указаний о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований, то посредством этих указаний фиксируются весьма значимые результаты подготовки с точки зрения выполнения судом задач данной стадии процесса. Говоря о включении в определение о назначении административного дела к судебному разбирательству указаний на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, законодатель, очевидно, имеет в виду необходимость фиксации результатов рассмотрения в стадии подготовки тех вопросов, по которым судьей не выносились определения в виде отдельного акта (например, о вызове свидетеля). Вместе взятые требования закона, касающиеся содержания определения о назначении дела к судебному разбирательству, указывают на его значение как судебного акта, подытоживающего проведенную подготовку административного дела к судебному разбирательству.

2. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет суду право открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу сразу же по завершении предварительного судебного заседания. При этом, если не считать собственно завершения предварительного судебного заседания, устанавливается два условия реализации данного полномочия: признание судом административного дела подготовленным и отсутствие обстоятельств, препятствующих открытию основного судебного заседания по завершении предварительного. Однако каких-либо конкретных обстоятельств, могущих служить препятствием для реализации рассматриваемого полномочия суда, комментируемая статья не называет.

Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом если проведено судебное разбирательство по административному делу. К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки . Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.

Судебное разбирательство по административному делу – сроки

Если административным истцом соблюдены правила , суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

  • о принятии к производству административного иска и подготовке дела к судебному разбирательству. Судьей такое решение должно быть принято в течение 3 дней с даты поступления административного иска, копии иска и приложения к нему направляются административному ответчику;
  • об отказе в принятии административного иска. Основания принятия такого решения установлены ст. 128 КАС РФ, выносится оно в форме мотивированного определения, на которое может быть подана частная жалоба, так как повторная подача такого же административного иска более не допускается.
  • об оставлении административного искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в т.ч. касательно прилагаемых к иску документов и правильного определения такого вида , как госпошлина. Соблюдение установленного судьей срока для исправления ошибок обязательно, иначе административный иск будет возвращен и считаться не поданным. Когда исправленное административное исковое заявление или необходимые документы поступят в суд, его принимают к производству, причем срок рассмотрения дела течет с даты подачи первоначального административного иска.
  • о возвращении административного иска. В частности, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования административного спора, при нарушении правил подсудности и др. (ст. 129 КАС РФ).

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев). Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца. Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Судебное разбирательство по административному делу – порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:

  • вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
  • одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
  • суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
  • невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).

В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство по административному делу в следующий раз начинается сначала.

Административное судопроизводство в общем суде возбуждается по заявлению лиц, в число которых входят:

  • 1) лица, обратившиеся с административным исковым заявлением за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этих лиц, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность;
  • 2) лица, наделенные правом на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Согласно ст. 39, 40 КАС РФ административное судопроизводство может быть возбуждено по исковому заявлению лица, выступающего от своего имени в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Административное судопроизводство возбуждается при положительном решении судом вопроса о принятии административного искового заявления к производству. Для принятия административного искового заявления суд должен проверить наличие двух существенных условий :

  • а) установить, обладает ли лицо правом спорить, т.е. определить существование у него предпосылок на предъявление иска;
  • б) проверить, правильно ли заинтересованное лицо осуществило свое право на предъявление административного иска, т.е. соблюден ли им порядок обращения в суд за защитой.

В случае отсутствия у лица предпосылок на предъявление административного иска, суд отказывает в принятии искового заявления. К числу таких предпосылок относятся прежде всего юридическая заинтересованность лица и подведомственность дела суду. Эти предпосылки конкретизируются в целом ряде обстоятельств, которые по закону являются основанием для отказа в административном иске.

Суд может отказать в принятии административного искового заявления (ст. 128 КАС РФ) в случае, если:

  • - административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке;
  • - административное исковое заявление подано в защиту нрав, свобод и законных интересов другого лица органом, организацией или должностным лицом либо гражданином, которым не предоставлено такое право;
  • - из административного искового заявления об оспаривании НПА, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;
  • - имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же

основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления.

Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд. О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу.

После принятия административного искового заявления к производству судья проводит подготовку к судебному разбирательству с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц. Эта подготовка является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения. О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий (ст. 132 КАС РФ).

Подготовка дела к судебному разбирательству включает в свое содержание определенную совокупность процессуальных действий сторон и суда (ст. 135 КАС РФ). Эта статья в числе основных процессуальных действий сторон при подготовке предусматривает: а) заблаговременное ознакомление другой стороны с доказательствами, которыми обосновываются требования истца и возражения ответчика; б) заявление перед судом ходатайств об истребовании доказательств, которые они не могут получить самостоятельно без помощи суда. Административный ответчик, кроме того, вправе уточнить требования административного истца, фактические основания этих требований и представить административному истцу и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований.

Действия суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству можно условно подразделить на пять видов в зависимости от решаемых на этом этапе задач:

  • 1. Действия, связанные с обеспечением полноты информации об обстоятельствах дела:
    • - направляет административному ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу заявленного требования;
    • - опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений;
    • - выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли ответчик административный иск полностью или в части.
  • 2. Действия по формированию доказательственной базы для разрешения дела:
    • - оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их;
    • - рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;
    • - истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика;
    • - в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;
    • - направляет судебные поручения.
  • 3. Действия по определению состава участников судопроизводства по конкретному делу :
    • - разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц;
    • - разрешает вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;
    • - разрешает вопрос о вызове в судебное заседание свидетелей, переводчиков, специалистов.
  • 4. Действия разъяснительно-инструкционного характера :
    • - разъясняет сторонам процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения ими процессуальных действий в установленный процессуальный срок;
    • - разъясняет ответчику необходимость предоставления в суд в разумный срок возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.
  • 5. Действия организационного характера :
    • - рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;
    • - по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по админис тративному иску;
    • - по ходатайству лиц, участвующих в деле или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия;
    • - содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение;
    • - разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;
    • - разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, и др.

Признав административное дело подготовленным, суд выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству.

До проведения этого разбирательства суд может провести предварительное судебное заседание (ст. 138 КАС РФ). Это заседание проводится в целях: 1) уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; 2) определения достаточности доказательств по административному делу; 3) выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением; 4) процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству; 5) выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству. Признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, судья вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, этому препятствующие.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ