Во́тчина - земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.
Поме́стье - разновидность земельного владения, дававшееся за воинскую или государственную службу в России в конце XV - начале XVIII веков.
Поскольку, начиная с царствования Ивана III, вотчиной тоже можно было владеть лишь в том случае, если обладатель ее служит царю, встает вопрос, чем же отличались друг от друга эти формы землевладения.
1. Вотчину можно было делить между наследниками и продавать, поместье же нет.
2. Вотчина хозяина, не оставившего сыновей, оставалась в роду, тогда как поместье возвращалось в царскую казну.
3. С середины XVI в. род обладал правом выкупать в течение сорока лет вотчину, проданную его членом на сторону.
В силу этих причин вотчина считалась более высокой формой условного землевладения, и ее предпочитали поместью. У зажиточных слуг обычно было и то, и другое.
С Уложения о службе 1556 г., закрепившего обязанность службы владельцев как поместий, так и вотчин, в зависимости от величины надела, начался постепенный процесс сближения правового режима этих двух видов владения. Главной тенденцией в развитии поместного права становится переход права пользования в право собственности. Он завершается, в основном, Соборным Уложением 1649 и последовавшими за ним законами.
1. Развивается право наследования в поместьях. Такой принцип – не отнимать поместья отцов у сыновей – утверждается со времени Ивана Грозного. А в 1618 г. наследственный переход поместий распространяется не только на нисходящих, но и, за неимением их, на боковых. У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять (ибо все делается, в конечном счете, во имя детей).
2. Право наследования укрепляется обычаем выделять пенсию на прожиток вдове и дочерям служилого человека (при его гибели на войне, смерти из-за раны, увечья и т.п.).
3. Еще один путь укрепления частных прав на поместные земли – это сдача поместья в пользование другому служилому человеку (вдовой, самим престарелым отставным дворянином), который обязывался содержать бывшего владельца до его смерти или выдать все содержание вперед деньгами (последнее было равноценно продаже).
4. Разрешается обмен поместий на вотчины (с согласия правительства), а в конце XVII в. – и другие сделки, в том числе продажу и дарение. С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника.
Так стирались различия между поместьем и вотчиной, окончательно ликвидированные указом Петра I о единонаследии 1714 г.
А. Не было никакой существенной разницы между вотчиной и поместьем. То и другое
были крупным и феодальным и имениями, во много раз превышавшим и крохотные
крестьянские наделы.
В. Поместья были больше вотчин. Помещики постоянно жили в своих поместьях, и
старались как можно больше получить от крестьян. Бояре же покидали свои вотчины,
чтобы исполнять государеву службу.
С. Вотчины, как правило, были по размерам крупнее поместей и являлись
наследственной собственностью (обычно бояр). Поместье давалось на срок, под
условием службы. Помещики (дворяне) стремились больше выжать из поместья и более
интенсивно эксплуатировали крестьян. Крестьянские переходы в Юрьев день чаще
происходили из поместей в вотчины. С середины XYI в. начался процесс
постепенного сближения статуса вотчин и поместей.
D. Дворяне владели вотчинами, которые передавались от отца к сыну. Бояре - помещики
могли передавать поместье сыновьям, если те тоже поступали на службу.
А. Министерства.
В. Приказы.
С.Губные избы.
D. Коллегии.
17. Когда была издана Краткая Правда?
Нe позднее 1072 г.
В. В 1113 г.
18. Долгое время договор на Руси скреплялся произнесением определенных ритуальных формул в присутствии послухов - поручителей. Постепенно стал усиливаться контроль государства за оформлением договора. Договорная грамота стала приобретать законную силу лишь после заверения в офицальнои инстанции. Когда и какой документ впервые закрепил обязательную запись договора в регистрационную книгу?
А. Судебник 1550 г.
В. Судебник Ивана III.
С. Указ 1558 г., изданный в дополнение к Царскому Судебнику.
D. Псковская судная грамота.
19. Когда появился Устав Владимира Мономаха?
В. Не ранее 1113 г.
20. Сан главы Русской Православной церкви в XYII в.
А. Архиепископ.
В. Митрополит.
С. Протопоп.
D. Патриарх.
21. Кто впервые собрал Земский собор?
А. Иван IY.
В. Михаил Романов.
D. Святой Владимир.
22. Самый бесправный субъект права по Русской Правде.
С. Наемный работник.
D. Рядович.
23. Когда образовалось Древнерусское государство со столицей в Киеве?
24. Когда произошел первый, «временный» запрет перехода крестьян в Юрьев день?
В. Под властью монголов.
25. Когда широко распространилась система иммунитетов для боярских вотчин?
А. В XII - XIII вв.
В. Во времена Киевской Руси.
С. После объединения Руси вокруг Москвы.
D. В годы опричнины.
26. В каких русских государствах сложился республиканский строй?
А. В Новгороде и Пскове.
В. В Новгород - Северском и Переяславле.
С. В Твери и Рязани.
D. В Киеве и Чернигове.
27. Наиболее известный памятник русского права времен феодальной раздробленности.
А. Новгородская судная грамота.
В. Псковская судная грамота.
С. Правда Ярослава.
D. Судебник 1497.
28. Какие наказания полагались по Соборному Уложению за убийство своего ребенка и какие за убийство постороннего человека?
А. За убийство своего ребенка грозило тюремное заключение, за убийство постороннего
человека - смертная казнь.
В. За любое убийство карали смертной казнью.
С. В обоих случаях убийце грозило тюремное заключение.
D. Убийство постороннего человека каралось смертной казнью, убийство своего ребенка церковным покаянием.
29. Местные сословно - представительные органы с середины XYI в.
А. Приказы.
В. Сельские советы.
С. Земские и губные избы.
D. Муниципалитеты.
30. Какой русский государь был впервые офицально провозглашен царем?
А. Иван III.
В. Иван IY.
С. Ярослав Мудрый.
31. Какие русские княжества подчинились Литве?
А. Московское. Звенигородское.
В. Киевское, Смоленское.
С. Новгородское, Псковское.
D. Рязанское, Тверское.
32. Какой из старинных обычаев полностью сохраняет Русская Правда?
А. Круговая порука.
В. Умыкание невест.
С. Многоженство.
D. Кровная месть.
33. Как наказывалась кража по Соборному Уложению?
А. Смертной казнью.
В. За 1 - ю кражу - отсечение руки, за 2 - ю - смертная казнь.
С. За первую кражу - битье кнутом, урезание уха, 2 года тюрьмы и ссылка, за вторую -
битье кнутом, урезание уха, 4 года тюрьмы, за 3 - ю - смертная казнь.
D. Возмещение ущерба в двойном размере.
34. Монгольские ханы не раз жгли Москву. Последний раз они это совершили уже после свержения монгольского ига. Войска какого татаро - монгольского ханства сожгли Москву в последний раз? Когда это было? Какая причина помешала дать отпор?
А. Войска Золотой Орды в 1382 г. Причина - потери русского войска в Куликовской битве.
В. Войска Казанского ханства в 1563 г. Причина - измена А. Курбского и других бояр.
С. Войска Крымского ханства в 1571 г. Причина - трусость Ивана IV и его опричников.
D. Войска Тимура в 1505 г. Причина - феодальная раздробленность на Руси.
35. Кто из революционеров назвал свою программу Русской Правдой?
А. Троцкий.
С. Пестель.
D. Бухарин.
36. Какие преступления были вынесены на первое место в системе преступлений в Соборном Уложении?
А. Преступления против религии.
В. Действия, направленные против личности государя и его семьи.
С. Умысел против государя.
D. Фальшивомонетничество.
37. Правовое положение подростка по достижении 15 - летнего возраста в XYII в.
А. В 15 лет мужчина мог жениться. 15 - летний дворянин начинал реальную службу и
мог наделяться поместьем. Но при этом дети не выходили полностью из - под власти
отца. Родители имели право по достижении детьми 15 - летнего возраста отдавать
их « в люди «, в услужение, на работу, даже записывать в кабальное холопство.
В. 15 - летний мужчина становился совершеннолетним. Он мог жениться, начать военную
службу, получить поместье. Он выходил из - под власти родителей.
С. 15 - летний мужчина становился совершеннолетним. Он мог жениться, начать военную
службу, получить поместье, имел право принимать крестное целование (присягу) в суде.
D. Подросток в 15 лет оставался во власти родителей. Они могли его отдать « в люди
«, на работу, даже на кабальное холопство. Таким образом, правовое положение
подростка в 15 лет не менялось.
Какие различия между вотчиной и поместье были упразднены в 1714 г.? Для чего, по вашему мнению, это было сделано?
Ранее вотчина передавалась по наследству, её можно было продать; а поместье дворяне получали за службу. По указу о единонаследии эта разница между вотчиной и поместьем была ликвидирована.
В. О. Ключевский так разъясняет причины принятия указа: «Вам известно юридическое различие между основными видами древнерусского служилого землевладения, между вотчиной, наследственной собственностью, и поместьем, владением условным, временным, обыкновенно пожизненным. Но задолго до Петра оба эти вида землевладения стали сближаться друг с другом: во владение вотчинное проникали черты поместного, а поместное усвояло юридические особенности вотчинного. В самой природе поместья, как земельного владения, заключались условия его сближения с вотчиной».
Таким образом, сама жизнь, социально-экономические реалии, подтолкнули Петра к принятию этого нормативного акта: «Так к началу XVIII века поместье приблизилось к вотчине на незаметное для нас расстояние и готово было исчезнуть как особый вид служилого землевладения. Тремя признаками обозначилось это сближение: поместья становились родовыми, как и вотчины; они дробились в порядке разверстки между нисходящими или боковыми, как дробились вотчины в порядке наследования; поместное верстание вытеснялось вотчинным пожалованием».
По моему мнению, Пётр добивался следующих результатов: землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие - от обнищания.
Запрет на отчуждение не позволял дворянину проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю.
Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном, вынуждало его братьев исправно служить на государственной службе - «искать чинов».
Собственность существовала со времен первой пойманной и разделенной добычи. Изначально она была общинной. Как понятно из названия, принадлежала не конкретному человеку, а группе людей. Земля, как добыча, породила частную собственность. Одна из которых появилась в 11 веке.
В самом начале формирования частной земельной собственности знати в Киевской Руси, доля ее была совсем незначительной. Стали появляться вотчины, как награда родовитым людям, за подвиги. Расширение государственных земель, привело к необходимости привлекать людей для службы, чтобы сохранить новые границы. Для этих целей, князь наделял своих приближенных землями, под ограниченное владение, как правило, пожизненно, на время службы государству. Позже, эти два понятия объединились и приобрели единственную форму владения - наследственную. Это означало, что они могли передавать имения по наследству.
Это ранняя форма собственности в древней Руси, причем такое право распространялось на землю, постройки, другое имущество, в том числе, и на крепостных крестьян. Само понятие произошло от однокоренного слова отче (отец). Во времена Киевской Руси владелец мог передать свои владения от отца к сыну, продать, поменять, поделить его между родственниками. В 9-11 веках большинство знати получали земельную награду за заслуги перед великим князем. Как правило, это были князья, дружинники и земские бояре, то есть люди знатные.
После крещения Руси, появились церковные вотчины - земли и хозяйства, принадлежащие церковным служителям высших чинов и монастырям. Монастырское и церковное землевладение развивалось параллельно княжеским и боярским. Крестьянский труд использовался также, как и при знати, посредством оброка и барщины. Но развитие церковных угодий было достаточно слабым, так как владений было не так уж и много.
Русское государство расширяло свои владения. Для укрепления своих границ, Иван III награждал своих людей (зарождавшееся дворянство) земельными наделами за доблесть в ратных делах. Так с конца 15 века появилась новая форма собственности - поместье. Владения предоставлялись приказным людям (атаманам, сотникам), как средство для службы или же, за военные отличия, в пожизненное пользование.
Размер зависел от значимости положения, размеров вотчин, происхождения. Мог увеличиваться за храбрость или понижаться за проступки. Право помещиков распоряжаться такими землями было ограничено государством. Им было запрещено распоряжаться имением, в том смысле, что ни продать, ни унаследовать его владельцы не могли.
Рассматривая два способа владения землей, однозначно можно сказать о том, что обе формы принадлежат к феодальному строю . Правящее сословие, эксплуатирует зависящих от них крестьянское сословие.
На начальном этапе возникновения вотчин, земля на которой стояло имение, принадлежало определенному князю, ему то и должен был служить вотчиник. И без его одобрения передать или продать свои владения не представлялось возможным (правда, такое положение быстро поменялось, земля стала наследуемой). Также, и помещик был ограничен государством в своих правах на недвижимость. Ему нельзя было ни продать, ни заложить, ни унаследовать ее, так как право собственности принадлежало великому князю (государю).
Главным отличием между этими видами землевладения - это вопрос о наследовании . Вотчина образовалась на несколько веков раньше, и у ее владельца было больше прав на имущество. То есть, можно было проводить различные манипуляции со своим хозяйством. При их возникновении, формировался и аппарат правления (администрация, судебный орган). Поместье же, напротив, принадлежало государству, и помещик не мог ни наследовать, ни продавать свою недвижимость и крестьян.
Владения бояр были обычно больше, чем помещичьи, так как первые были заинтересованы в развитии и процветании своих земель. Когда, как помещики старались выжать максимум из своих угодий и нещадно эксплуатировали своих крепостных, особо не вкладывая в развитие своего поместья. Так, при Крестьянских переходах, раз в году, народ большей частью переходил из поместья к вотчинику.
Разница сословий в основном определяло и право на владение. Вотчиной владели, как правило, князья и бояре. Поместьем владели служилые люди, проходившие обязательную службу у государя.
Еще, нужно учесть такую особенность, как церковные и монастырские вотчины , когда как поместий таких быть не могло.
Подытоживая различия и сходства двух видов землевладения, нужно сказать, что в 1556 году документ «Уложение о службе» одинаково обязывал вотчиников и помещиков проходить военную службу. Окончательно эти два понятия уровнял Петр I своим указом о единонаследии. Теперь и поместье могло оставаться в роду и передаваться по наследству. Также Петр Великий установил запрет на отчуждение — это означало, что дворянин не мог проиграть в азартные игры свое имение, то есть раздробить имущество на части. Также, право наследования было только у старшего сына. А значит, что другие сыновья должны были служить государю исправно, ведь за хорошую службу государь даровал им новые поместья.