Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Градообразующие организации. Градообразующие организации - наследие экономики советского типа, когда предпочтительным считалось создание и развитие крупных государственных предприятий. После строительства крупного промышленного предприятия вокруг него формировался населенный пункт и, естественно, практически весь персонал такого предприятия проживал в этом же населенном пункте.

Надо сказать, что понятие градообразующей организации установлено в нашем законодательстве только применительно к процедуре несостоятельности*(81), - это организация, численность работников которой превышает 25% от числа работающих жителей данного населенного пункта. Аналогичные правила применяются к организациям с численностью работников более 5 тыс. человек.

Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления градообразующими организациями вводятся под поручительство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Продажа имущественного комплекса (предприятия) проводится при условии, что покупатель обязуется сохранить 50% рабочих мест.

Сельскохозяйственные организации. К ним относятся организации, для которых производство, переработка сельскохозяйственной продукции составляют 50% от общей суммы выручки предприятия. Такие же правила применяются к рыболовецким артелям, в которых выручка от реализации водных биоресурсов составляет 75% от общей суммы выручки. Все процедуры банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций вводятся с учетом сезонности производства. Преимущественное право покупки имущества должника имеют другие сельскохозяйственные организации, владеющие прилегающими земельными участками.

Финансовые организации. Это кредитные организации, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Среди основных особенностей банкротства финансовых организаций можно назвать следующие. Дело о банкротстве кредитной организации начинается только после отзыва Центральным банком РФ ее лицензии и включает две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. При этом кредиторами первой очереди для кредитной организации выступают вкладчики - физические лица. Практика последних лет показала, что, как правило, после полного расчета со своими вкладчиками кредитная организация уже не может выполнить обязательства перед другими кредиторами.

Продажа имущественного комплекса страховой организации возможна только в пользу другой страховой компании, которая имеет соответствующую лицензию, принимает на себя все договоры страхования и обладает достаточными денежными средствами для их покрытия.

При банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг (брокера, депозитария, доверительного управляющего и проч.) его клиенты могут разрешить продолжать управление их ценными бумагами, не смешивая их с имуществом профессионального участника. При этом ценные бумаги клиентов должны учитываться на специальном брокерском счете.

Стратегические предприятия и организации. К ним относятся федеральные государственные унитарные предприятия или открытые акционерные общества, производящие оборонную продукцию, если акции находятся в федеральной государственной собственности. Стратегическими считаются также все предприятия оборонно-промышленного комплекса и уголовно-исполнительной системы*(82).

Для признания таких предприятий банкротами установлен более длительный период просрочки исполнения обязательств (6 месяцев), а также иной "порог подведомственности" - 500 тыс. руб.

К кандидатуре арбитражного управляющего стратегического предприятия или организации установлен ряд дополнительных требований, в частности стаж работы на стратегическом предприятии, специальное образование, опыт антикризисного управления*(83).

Внешний управляющий не вправе отказываться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением государственного оборонного заказа.

При продаже предприятия должно сохраняться целевое назначение имущества.

Банкротство индивидуального предпринимателя. Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано им самим, его кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, уполномоченными органами. В ходе процедур банкротства кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования ("личные долги"). Объясняется это тем, что имущественная состоятельность гражданина не может быть разделена на две независимые части, поэтому притязания кредиторов удовлетворяются как за счет имущества, задействованного в бизнесе, так и за счет личного имущества.

Особым последствием начала процедур банкротства является то, что государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя автоматически утрачивает силу. Кроме того, аннулируются все выданные ему лицензии на соответствующие виды предпринимательской деятельности. Гражданин не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Упрощенные процедуры банкротства. Упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника применяется, если после принятия решения о ликвидации юридического лица оказывается, что не хватает имущества для исполнения требований всех его кредиторов. В этом случае председатель ликвидационной комиссии должен подать в арбитражный суд заявление о признании юридического лица банкротом*(84). Упрощенный порядок банкротства заключается в том, что в отношении должника применяется только одна процедура - конкурсное производство. В случае, если заявление о применении такого порядка не подавалось, руководитель, учредитель, председатель ликвидационной комиссии несут субсидиарную ответственность перед кредиторами.

Еще одной упрощенной процедурой считается банкротство отсутствующего должника*(85). Должник (гражданин или руководитель юридического лица) признается отсутствующим, если он фактически прекратил свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным. Положения об отсутствующем должнике применяются и еще в двух случаях: если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев не проводились операции по банковским счетам должника. Возможно также наличие иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Уполномоченный орган подает такое заявление только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Арбитражный суд в течение одного месяца с даты принятия к производству заявления принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсный управляющий в письменной форме уведомляет о банкротстве всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему. Если впоследствии будет обнаружено имущество отсутствующего должника, арбитражный суд может по ходатайству конкурсного управляющего вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к обычным процедурам, предусмотренным законом.

Еще по теме § 3. Особенности банкротства отдельных категорий должников:

  1. § 3. Особенности банкротства отдельных категорий должников
  2. 4.1. Центр основных интересов должника как критерий разграничения компетенции судов различных государств по возбуждению основного производства: опыт европейской модели
  3. § 1. Способы защиты прав акционеров, некоторые процессуальные особенности рассмотрения исков о защите прав акционеров

До недавнего времени при банкротстве предприятий не учитывалась специфика их деятельности, что доставляло массу проблем всем сторонам разбирательства. В действующем законодательстве этот недочет учтен, и в нормативных документах указаны особые категории должников, порядок банкротства которых разработан в индивидуальном порядке.

Общие положения в законе

Финансовой несостоятельностью называют невозможность должника исполнять свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобы юридическое лицо могло объявить себя банкротом, должны выполняться следующие условия:

  • отсутствие платежей в течение трех месяцев ;
  • сумма долга должна быть как минимум 300 тысяч рублей .

Если вышеописанные признаки применимы к должнику, процедура банкротства может быть инициирована. Для этого в судебные органы должно быть подано соответствующее , причем инициатива может исходить от:

Для юридических лиц процедура признания финансовой несостоятельности разбивается на несколько этапов. Изложим структуру в следующей таблице:

Этап

Особенности

1 Назначенное судом ответственное лицо производит проверку предприятия и оценивает ее финансово-хозяйственную деятельность. Руководство предприятия при этом продолжает выполнять свои обязанности. По итогу наблюдения арбитражным судом принимается решение о применении к должнику последующих процедур.
2 Данный этап подразумевает применение к должнику льготных режимов, которые направлены на улучшение его финансового состояния. Целью является приобретение должником возможности исполнять свои обязательства по погашению долгов.
3 Внешнее управление Эта процедура примечательна назначением управляющего, который наделен правом управления компанией банкротом. Руководство организации при этом отстраняется от своей работы. С помощью заключения сделок и распоряжения имуществом должника управляющий должен погасить долги перед кредиторами.
4 Если все предыдущие этапы не позволили исправить сложную финансовую ситуацию должника, происходит запуск процедуры реализации имущества. Для этого управляющий аккумулирует денежные средства путем продажи на торгах активов и имущества должника. Вырученные средства идут на удовлетворение требований по уплате долгов.
5 Мировое соглашение Подразумевает заключение между кредиторами и должником сделки, условия которой направлены на погашение долгов и устраивают все стороны конфликта. Может быть применена на любом этапе банкротства.
6 Ликвидация организации При продаже всего имущества банкрота, все его долговые обязательства аннулируются, причем даже если требования кредиторов не удовлетворены в полном объеме. При этом:
  • сотрудники ликвидируемой организации увольняются;
  • предприятие снимается с учета;
  • все необходимые документы передаются в архив.

Особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц

Все вопросы, которые касаются несостоятельности юридических лиц, регулируются . Закон выделяет из всех предприятий особые категории, введение процедуры банкротства для которых регулируется отдельной .

На особом счету состоят:

  • градообразующие предприятия;
  • сельхоз организации;
  • финансовые организации;
  • кредитные организации;
  • стратегические предприятия;
  • естественные монополии;
  • застройщики.

Разберемся, в силу каких причин финансовая несостоятельность этих организаций выделяется из общего числа.

Градообразующих организаций

К данным предприятиям относят:

  • организации, число сотрудников которых составляет не менее четверти от общей численности работающих граждан в данной местности;
  • организации, имеющие в штате не менее 5 тыс. единиц (понятие градообразующего применяется лишь для процедуры банкротства).

Поскольку число сотрудников, которые потеряют работу в ходе банкротства, существенно, это мероприятие имеет серьезные социальные последствия. Именно поэтому при введении процедуры финансовой несостоятельности для градообразующих предприятий поручителями становятся государственные или муниципальные органы.

Для подобных случаев этап внешнего управления может продлеваться на срок до 2,5 лет . С помощью поддержки государства должник может реабилитироваться и рассчитаться с долгами. В ряде случаев этап может быть продлен на срок до 10 лет , однако при условии, что расчет по обязательствам начнется не позднее 2,5 лет после запуска процедуры.

Также закон предусматривает продажу имущества предприятия или реализацию всей организации в целом. При этом должно соблюдаться условие – сохранение не менее 50 процентов рабочих мест .

Сельскохозяйственных

К данной категории юридических лиц приравниваются организации, деятельность которых направлена на производство и переработку сельхоз продукции. При этом выручка юридического лица от продажи данной продукции должна составлять не менее половины от всего дохода.

Несостоятельность таких организаций имеет следующие отличительные черты:

  1. Поскольку данная деятельность является сезонной, процедуры банкротства могут продлеваться до окончания сбора урожая, с учетом времени, необходимого для продажи продукции.
  2. В случае стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств период внешнего управления может быть продлен на год .
  3. При конкурсном производстве право на покупку реализуемого имущества должника в первую очередь предоставляется соседним предприятиям такого же профиля.

Финансовых и кредитных

Изложим кратко нюансы проведения процедуры несостоятельности финансовых организаций:

  1. Перед возбуждением дела о банкротстве организация лишается лицензии Центробанка.
  2. В качестве этапов банкротства для таких организаций предусматривается ограниченный список:
    • наблюдение;
    • конкурсное производство.
  3. В первую удовлетворяются требования вкладчиков (как правило, после расчета с ними банкрот не имеет средств для удовлетворения требований остальных кредиторов).
  4. Реализация имущества страховых компаний может быть произведена в пользу других организаций такого же профиля, имеющих соответствующую лицензию. При этом на нее перекладываются и обязательства банкрота.
  5. При банкротстве участников рынка ценных бумаг клиенты банкрота могут требовать разделения их имущества и имущества должника.

Стратегических предприятий

  1. Организации, продукция которых:
    • имеет стратегическую важность для обеспечения безопасности и обороноспособности страны;
    • обеспечивает защиту нравственности;
    • защищает права, здоровье и законные интересы людей.
  2. Организации оборонно-промышленного комплекса, которые обеспечивают выполнение оборонзаказа.

Банкротство предприятий имеет следующие особенности:

  • просрочка по исполнению обязательств должна составлять 6 месяцев ;
  • задолженность должна быть не менее 500 тыс. руб .

Данные условия являются минимальными для возможности инициирования процесса банкротства. Государство, в целях предупреждения банкротства такого рода организаций, берет на себя ответственность по:

  • учету и анализу финансового положения предприятий;
  • осуществлению реорганизации;
  • погашению задолженности, которая сформировалась вследствие несвоевременной оплаты;
  • проведению реструктуризации долгов;
  • проведению соглашений между кредиторами и предприятиями, в том числе выступая в качестве поручителей;
  • проведению процедуры финансового оздоровления.

Который может быть назначен ответственным по делам о банкротстве стратегических предприятий, должен отвечать следующим требованиям:

  • наличие специального образования;
  • наличие опыта работы в стратегически важных организациях.

Осуществляя внешнее управление, управляющий не вправе отказываться от заключения сделок по оборонному заказу. Также существуют некоторые ограничения при реализации имущества таких предприятий – целевое назначение при продаже не должно изменяться.

Видео: Разъяснения юриста

Глава VIII. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц

§ 1. Общие положения

Статья 131. Общие положения

К отношениям, связанным с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, страховых организаций, а также кредитных организаций, применяются правила настоящего Федерального закона, регулирующие банкротство должников - юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящей главой.

§ 2. Банкротство градообразующих организаций

Статья 132. Статус градообразующих организаций

1. Для целей настоящего Федерального закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

2. Правила, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Статья 133. Рассмотрение дела о банкротстве градообразующей организации

1. При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.

2. В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Доказательства, подтверждающие статус градообразующей организации или наличие у организации соответствующей численности работников, должны быть представлены арбитражному суду должником.

Статья 134. Введение внешнего управления под поручительство

1. Если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.

2. Орган местного самоуправления или привлеченный к участию в деле о банкротстве соответствующий федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представившие поручительство по обязательствам должника, вправе предложить арбитражному суду кандидатуру внешнего управляющего.

3. В случаях, когда внешнее управление введено в порядке, предусмотренном настоящей статьей, поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.

Статья 135. Продление внешнего управления по ходатайству органа местного самоуправления

1. Внешнее управление градообразующей организацией может быть продлено арбитражным судом на срок не более одного года при наличии ходатайства органа местного самоуправления.

2. Основанием для продления внешнего управления градообразующей организацией на срок, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, может служить план финансового оздоровления градообразующей организации. План финансового оздоровления градообразующей организации может предусматривать инвестирование в ее деятельность, трудоустройство ее работников, создание новых рабочих мест и иные способы восстановления платежеспособности должника - градообразующей организации.

3. По ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника срок внешнего управления градообразующей организацией может быть продлен до десяти лет. Должник и его поручитель в этом случае обязаны приступить к расчетам с кредиторами не позднее сроков, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Несоблюдение требований, предусмотренных настоящим пунктом, является основанием для признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

Статья 136. Погашение требований кредиторов в процессе судебной санации

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице их уполномоченных органов вправе в любое время до окончания внешнего управления градообразующей организацией рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам иным способом, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

2. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, установленной статьей 106

3. В случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 настоящей статьи, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

Статья 137. Продажа предприятия

1. В целях удовлетворения требований кредиторов в ходе внешнего управления может быть осуществлена продажа предприятия.

2. При наличии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации продажа предприятия производится путем проведения конкурса.

3. Обязательными условиями конкурса являются:

сохранение рабочих мест для не менее чем 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи;

обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников.

Иные условия конкурса могут быть установлены исключительно с согласия собрания кредиторов в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 138. Продажа имущества должника, признанного банкротом

1. При продаже имущества должника , признанного банкротом, арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие как единый имущественный комплекс.

2. Если имущество должника не было продано в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, продажа имущества должника осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 87 настоящего Федерального закона.

§ 3. Банкротство сельскохозяйственных организаций

Статья 139. Общие положения

1. Для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.

2. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки.

3. При продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

4. В случае ликвидации вследствие банкротства сельскохозяйственных организаций их земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.

Статья 140. Наблюдение и внешнее управление

1. В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

2. Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Указанный срок не может превышать сроки, установленные пунктом 4 статьи 68 настоящего Федерального закона, более чем на три месяца.

В случае, если в течение срока внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок внешнего управления может быть продлен на один год.

§ 4. Банкротство кредитных организаций

Статья 141. Регулирование банкротства кредитных организаций

К отношениям, возникающим при неспособности должника - кредитной организации удовлетворить требования кредиторов, настоящий Федеральный закон применяется в части, не урегулированной федеральным законом

Статья 142. Основания признания кредитной организации банкротом

1. Основания признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

2. Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Статья 143. Процедуры банкротства кредитных организаций

1. По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято решение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства или решение об отказе в признании кредитной организации банкротом.

2. В случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом конкурсное производство осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

§ 5. Банкротство страховых организаций

Статья 144. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации

1. При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе, признается государственный орган Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью.

Статья 145. Продажа имущественного комплекса страховой организации

1. Продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления по правилам, предусмотренным статьей 86 настоящего Федерального закона.

При осуществлении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.

2. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация.

3. В случае продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления к его покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.

Статья 146. Право требования страхователей в случае банкротства страховых организаций

1. В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты принятия указанного решения, прекращаются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 145 настоящего Федерального закона.

2. Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, прекратившимся по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства , имеют право требовать выплаты страховой суммы.

Статья 147. Удовлетворение требований кредиторов пятой очереди

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов пятой очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

в первую очередь - требования кредиторов по договорам обязательного личного страхования;

во вторую очередь - требования кредиторов по иным договорам обязательного страхования;

в третью очередь - требования иных кредиторов-страхователей (выгодоприобретателей), в том числе требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 146 настоящего Федерального закона;

в четвертую очередь - требования прочих кредиторов.

§ 6. Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг

Статья 148. Регулирование банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг

1. При рассмотрении дела о банкротстве организации или гражданина, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, лицом, участвующим в арбитражном процессе, признается государственный орган Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг.

2. Особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, не урегулированные настоящим параграфом, а также меры по защите прав и интересов клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг могут быть предусмотрены федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

3. Порядок предупреждения банкротства и проведения досудебных процедур восстановления платежеспособности профессиональных участников рынка ценных бумаг устанавливается федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 149. Требования к арбитражному управляющему

Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь лицензию арбитражного управляющего , а также аттестат, выдаваемый государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг.

Статья 150. Особенности наблюдения

1. Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручениям клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.

2. Временный управляющий обязан в десятидневный срок с момента его назначения направить клиентам, передавшим должнику - профессиональному участнику рынка ценных бумаг в управление принадлежащие им ценные бумаги, извещение о возбуждении дела о банкротстве и вступлении в права временного управляющего. В указанном извещении указываются реквизиты лицензии арбитражного управляющего и вид и реквизиты аттестата, выданного государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг, а также предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

Статья 151. Особенности внешнего управления и конкурсного производства

3. Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, возврат указанных ценных бумаг клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов.

Законом о банкротстве установлены особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.
Под градообразующими организациями Законом о банкротстве понимает юридических лиц, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также иные организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек.
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления, также могут быть привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть введено при наличии оснований, предусмотренных Законом о несостоятельности, а также при наличии ходатайства органов власти, даже если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице их уполномоченных органов вправе предоставить поручительство по обязательствам должника.
Срок финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации может быть продлен не более чем на год (для иных категорий должников продление внешнего управления возможно не более чем на шесть месяцев, а возможность продления финансового оздоровления не предусмотрена).
В любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным способом, предусмотренным Законом о банкротстве.
При продаже предприятия градообразующей организации существенным условием договора купли-продажи может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников.
Под сельскохозяйственными организациями Законом о банкротстве понимает юридических лиц, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки.
Главной особенностью банкротства сельскохозяйственных организаций является учет периода сельскохозяйственных работ, природно-климатических условий и иных факторов, существенных для сельского хозяйства, при анализе финансового состояния должника, установлении и продлении срока финансового оздоровления или внешнего управления. При продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Под финансовыми организациями Закон о банкротстве понимает кредитные организации, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Особенности несостоятельности кредитных организаций определяются также Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято решение либо об отказе в признании кредитной организации банкротом, либо о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства, иные процедуры банкротства не предусмотрены.
При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, также признается Минфин России как орган, уполномоченный осуществлять надзор за страховой деятельностью.
При проведении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию Минфина России на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.
При банкротстве страховых организаций установлены особенности удовлетворения требований кредиторов третьей очереди. В рамках этой очереди происходит деление на 4 «подочереди»:
— 1-я - требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;
— 2-я - требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;
— 3-я - требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования;
— 4-я - требования иных кредиторов.
При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг (ФКЦБ России) и соответствующую саморегули- руемую организацию на рынке ценных бумаг.
Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный ФКЦБ.
С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг или учитываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим.
Под стратегическими предприятиями и организациями Закон о банкротстве понимает:
а) федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
б) организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию.
Для стратегических предприятий и организаций установлен повышенный срок неисполнения обязательств, до истечения которого заявление о признании несостоятельным не может быть принято арбитражным судом, - шесть месяцев.
Правительство России осуществляет реализацию установленных Законом о банкротстве мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций.
Правительство РФ вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации.
На этапе внешнего управления стратегическим предприятием или организацией внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороны и безопасности Российской Федерации.
Особенности банкротства субъектов естественных монополий установлены в § 6 гл. IX Закона о банкротстве, вступающей в силу 1 января 2005 г. До этого момента действует ФЗ от 24 июня 1999г. № 124-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», имеющий более узкую сферу действия.
Действующий Закон устанавливает особые признаки несостоятельности данной категории должников. Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования. Т акже установлено, что заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.
Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, имеющее опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса.
В случае если организацией-должником до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом подано исковое заявление в суд, арбитражный суд о признании недействительным акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти, рассмотрение дела о банкротстве приостанавливается до принятия решения по указанному заявлению.
Предусмотрен более длительный срок внешнего управления, которое вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен арбитражным судом на основании ходатайства внешнего управляющего, органа управления топливно-энергетическим комплексом, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по месту нахождения организации- должника, собрания кредиторов до пяти лет.
Закон о несостоятельности предусматривает еще одну особенность банкротства субъектов естественных монополий: внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с законодательством России не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов естественных монополий.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите признаки банкротства по действующему законодательству.
2. Кто не может быть признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с положениями Закона о банкротстве?
3. При каких условиях размер денежных требований кредиторов считается установленным (бесспорным)?
4. Принимается ли во внимание при определении задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам дебиторская задолженность?
5. На каких лиц законодатель возлагает обязанность по подаче заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)?
6. Может ли работник, который не получает заработную плату в течение трех месяцев с момента наступления даты ее выплаты, обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании работодателя банкротом?
7. Опишите правовой статус арбитражного управляющего.
8. Каков порядок утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего?
9. Каковы основная цель и правовые последствия введения арбитражным судом наблюдения.
10. В чем суть финансового оздоровления?
11. Что означает для должника введение моратория на удовлетворение требований кредиторов?
12. Что такое конкурсная масса?

Литература:

Основная: 1, 3, 9, 11, 16, 19.
Дополнительная: 6, 24, 30, 48.

Градообразующие организации . Градообразующие организации -- наследие экономики советского типа, когда предпочтительным считалось создание и развитие крупных государственных предприятий. После строительства крупного промышленного предприятия вокруг него формировался населенный пункт и, естественно, практически весь персонал такого предприятия проживал в этом же населенном пункте. Понятие градообразующей организации установлено в нашем законодательстве только применительно к процедуре несостоятельности, -- это организация, численность работников которой превышает 25% от числа работающих жителей данного населенного пункта. Аналогичные правила применяются к организациям с численностью работников более 5 тыс. человек.

Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления градообразующими организациями вводятся под поручительство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Продажа имущественного комплекса (предприятия) проводится при условии, что покупатель обязуется сохранить 50% рабочих мест.

Сельскохозяйственные организации . К ним относятся организации, для которых производство, переработка сельскохозяйственной продукции составляют 50% от общей суммы выручки предприятия. Такие же правила применяются к рыболовецким артелям, в которых выручка от реализации водных биоресурсов составляет 75% от общей суммы выручки. Все процедуры банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций вводятся с учетом сезонности производства. Преимущественное право покупки имущества должника имеют другие сельскохозяйственные организации, владеющие прилегающими земельными участками.

Финансовые организации . Это кредитные организации, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Среди основных особенностей банкротства финансовых организаций можно назвать следующие. Дело о банкротстве кредитной организации начинается только после отзыва Центральным банком РФ ее лицензии и включает две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. При этом кредиторами первой очереди для кредитной организации выступают вкладчики -- физические лица.

Кредитная организация уже не может выполнить обязательства перед другими кредиторами.

Банкротство индивидуального предпринимателя . Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Упрощенные процедуры банкротства . Упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника применяется, если после принятия решения о ликвидации юридического лица оказывается, что не хватает имущества для исполнения требований всех его кредиторов. В этом случае председатель ликвидационной комиссии должен подать в арбитражный суд заявление о признании юридического лица банкротом. Упрощенный порядок банкротства заключается в том, что в отношении должника применяется только одна процедура -- конкурсное производство.

Еще одной упрощенной процедурой считается банкротство отсутствующего должник. Должник (гражданин или руководитель юридического лица) признается отсутствующим, если он фактически прекратил свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным. Положения об отсутствующем должнике применяются и еще в двух случаях: если имущество должника -- юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев не проводились операции по банковским счетам должника. Возможно также наличие иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Если впоследствии будет обнаружено имущество отсутствующего должника, арбитражный суд может по ходатайству конкурсного управляющего вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к обычным процедурам, предусмотренным законом.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ