Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Выбор автомобильного аккумулятора – процедура не из легких. Как правило, она сопровождается длительным изучением информации профильных форумов и тестов авторитетных изданий. На основе полученных данных выбирается оптимальный вариант с точки зрения соотношения цены и качества. Казалось бы, остается сходить в магазин и приобрести искомый продукт. Однако есть один нюанс, который далеко не всеми автолюбителями берется во внимание. Речь идет о сроке хранения АКБ.

Нередки случаи, когда аккумулятор простаивает в местах реализации несколько месяцев. В этот период неизбежно ухудшаются его потребительские характеристики, особенно если условия хранения оказываются неблагоприятными. У разных типов аккумуляторов допустимое время простаивания без подзарядки отличается. Так, обычные аккумуляторы, изготовленные с применением сурьмы, имеют срок хранения 6-10 месяцев, кальциевые АКБ сохраняют свои свойства дольше – вплоть до двух лет. Есть, конечно, и более стойкие к саморазряду батареи (некоторая продукция BOSCH может храниться до 3-х лет). На все эти цифры можно ориентироваться, однако они зачастую не соответствуют реальным показателям, т.к. на практике условия хранения отличаются от оптимальных. В любом случае, среди двух идентичных АКБ лучше выбрать более «свежий» экземпляр. Возникает резонный вопрос – как узнать дату выпуска аккумулятора? Далеко не все продавцы готовы ответить на это вопрос, поэтому стоит взять дело в свои руки.

Любой автомобильный аккумулятор имеет маркировку, в которой зашифрована дата его изготовления. Проблема в том, что единых стандартов кодировки нет, равно как не регламентировано и место ее расположения. Буквенно-цифровой код, скрывающий дату выпуска аккумулятора, может быть выгравирован на корпусе или указан на одной из этикеток. Каждый производитель волен маркировать аккумуляторы по своему усмотрению. Ниже мы собрали информацию по принципам шифрования, используемым ведущими изготовителями автомобильных АКБ.

ООО «Курский аккумуляторный завод» (Курский аккумулятор, Исток)

Для аккумуляторов емкостью 45-110 Ач дата выпуска указывается в правом верхнем углу крышки. Используется 10-значный номер: первые две цифры указывают на месяц, следующие две – на год, последние шесть – идентификационный номер АКБ.

Пример: 1013 123456 – аккумулятор изготовлен в октябре 2013 года, 123456 – идентификационный номер.

«АКТЕХ» (Актех, Орион, Зверь)

Маркировка с датой производства наносится на верхнюю крышку. Код состоит из 4-х цифр: первые две обозначают месяц, другие две – год.

Пример: 0611 – аккумуляторная батарея произведена в июне 2011 года.

ООО «Компания ТМ» (Тюменский медведь, Tyumen Battery, Space, BURAN, ARCTIC, Ямал)

Обозначение даты изготовления наносится на заднюю стенку АКБ посредством лазерной перфорации. Состоит из шести цифр, где первые две указывают на месяц, а последующие четыре — на год

Пример: 082011 – дата производства аккумулятора август 2011 года

«Торговый дом TUBOR» (TITAN, Cobat, VAIPER, BAT)

Дата выпуска обозначается пятью символами: первая позиция – день недели (1-7), вторая и третья – номер недели (01-53), четвертая позиция – год производства латинской буквой (H – 2011, V – 2012, N – 2013, Z – 2014, P – 2015, A – 2016, S – 2017, T – 2018, X – 2019, L – 2020), пятая позиция – номер смены (1-3).

Пример: 309H1

Расшифровка:

3 – день недели (среда);

09 – номер недели (девятая неделя);

H – 2011 год;

1 – первая смена.

ЗАО «АКОМ» (Аком, BRAVO, Reactor, Ultimatum)

Дата выпуска аккумуляторов Аком нанесена на верхнюю крышку и состоит из 7 символов. Первые шесть – это цифры, указывающие на дату, а 7-й символ – это буква, представляющая собой шифр смены. Дата закодирована следующим образом: первые две цифры – месяц, вторые две – год, третья пара – день.

ООО СП «Полесские аккумуляторы» (Зубр)

Маркировка нанесена на верхней крышке, в левом верхнем углу. За дату изготовления отвечают первые четыре символа из шести. Первый соответствует году (одна цифра), второй – месяцу (одна буква), третий и четвертый – числу.

Месяц шифруется следующим образом: А – январь, В – февраль, С – март, D – апрель, E – май, F – июнь, G – июль, Н – август, J – сентябрь, K – октябрь, L – ноябрь, M – декабрь.

Пример: 2H06E1

2 – 2012 год;

H – август;

06 – конкретное число.

VARTA, BOSCH

У аккумуляторов до 2014 года дата выпуска указана в производственном коде, находящемся на верхней крышке. Четвертая позиция в маркировке обозначает год (последняя цифра в нумерации года), пятая-шестая указывают на месяц.

Пример: G2С1050520991 536528 82E 09

1 – 2011 год;

Дата изготовления аккумулятора – май 2011 года.

На АКБ BOSCH код из трех цифр в указанном выше формате продублирован на лицевой стороне в центре наклейки.

В таблице ниже представлены трехзначные коды для аккумуляторов BOSCH с 2000 по 2013 год.

Месяц/Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Январь 081 181 281 381 481 581 681 781 881 981 001 101 201 301
Февраль 082 182 282 382 482 582 682 782 882 982 002 102 202 302
Март 083 183 283 383 483 583 683 783 883 983 003 103 203 303
Апрель 084 184 284 384 484 584 684 784 884 984 004 104 204 304
Май 085 185 285 385 485 585 685 785 885 985 005 105 205 305
Июнь 086 186 286 386 486 586 686 786 886 986 006 106 206 306
Июль 087 187 287 387 487 587 687 787 887 987 007 107 207 307
Август 088 188 288 388 488 588 688 788 888 988 008 108 208 308
Сентябрь 089 189 289 389 489 589 689 789 889 989 009 109 209 309
Октябрь 090 190 290 390 490 590 690 790 890 990 010 110 210 310
Ноябрь 091 191 291 391 491 591 691 791 891 991 011 111 211 311
Декабрь 092 192 292 392 492 592 692 792 892 992 012 112 212 312

С 2014 года применяется иная кодировка даты выпуска аккумуляторов VARTA и BOSCH. Для обозначения используются те же 4, 5 и 6 позиции производственного кода, однако формат изменился. Теперь на 4-м месте находится цифра, указывающая на год выпуска, а на 5-м и 6-м местах – код месяца в формате: 17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь.

Mutlu

Аккумуляторные батареи турецкой фирмы Mutlu маркируются шестью цифрами, наносимыми на верхнюю часть корпуса. Первая цифра обозначает номер производственной линии, вторая – год выпуска, третья и четвертая – месяц, пятая и шестая – конкретное число.

TAB (TAB, Topla, Vesna)

Дата выпуска аккумуляторов словенской фирмы TAB зашифрована в 14-значном коде, расположенном на верхней части корпуса. Третья и четвертая позиции указывают на год, пятая и шестая – на неделю.

Пример: F1110600941864 – батарея выпущена в феврале 2011 года.

Ista (Ista, Oberon, Force, Volta, Dominator)

Код нанесен на верхнюю крышку и состоит из девяти цифр. Для маркировки года используется вторая позиция, недели – третья и четвертая.

Banner (Running Bull, Uni Bull, Starting Bull)

Дата выпуска аккумуляторов австрийской компании «Баннер» зашифрована в первых 4-х буквах выгравированного на крышке обозначения. Первая и вторая буквы квартета используются для маркировки недели, третья и четвертая – двух последних цифр года.

Соответствие букв и цифр следующее: A-0, B-1, C-2, D-3, E-4 и т.д.

Пример: DEBC

DE – 34 неделя (т.е. август);

BC – 12 год.

Итог: аккумуляторная батарея сделана в августе 2012 года.

Sebang Global Battery (Rocket)

Корейский производитель использует для обозначения даты шестизначный код, выгравированный на верхней крышке. Первые два символа (буквы) используются для указания завода-изготовителя. Третий символ указывает на год, четвертый – на месяц (A-январь, B-февраль, C-март и т.д.), пятый-шестой – на число.

Delkor (Delkor, Medalist)

Для маркировки даты производства аккумуляторов южнокорейской фирмы Delkor применяется пятизначный код, наносимый на верхнюю крышку. Первая позиция используется для шифрования года выпуска, вторая – месяца (A-январь, B-февраль, C-март и т.д.)

С помощью различных надписей покупателям производитель сообщает информацию, которая может иметь определённую ценность. Так и в данном случае - устройство и маркировка аккумуляторных батарей хорошо описаны на них самих. Вот только что там есть? Если прочитать нанесённую информацию, то что она нам скажет?

Зачем необходима маркировка

Она позволяет судить о целом ряде параметров и свойств. Что нам может сказать маркировка аккумуляторных батарей? Дата изготовления, характеристики, вроде емкости и номинального напряжения, страна изготовления и много чего другого указаны на этикетке. Следует отметить, что особенности обозначения могут разниться зависимо от того, какая страна изготовила продукцию. Так, маркировка японских отличается от тех, что изготавливаются на просторе СНГ. Но обо всём давайте по порядку.

Что можно сказать о батареях?

Аккумулятор является таким товаром, дата изготовления которого оказывает существенное влияние на его характеристики, ценные для потребителя. От того, насколько свежий источник питания перед нами, зависит его долговечность и работоспособность. Поэтому при покупке и оцениваются не только технические параметры, как то: плотность электролита и показатель вольтметра, но и маркировка аккумуляторной батареи. Немного усложняет это дело тот факт, что отсутствуют единые стандарты. Если говорить про маркировку, то здесь максимум, что можно сделать - выделить отдельные марки в небольшие группы. Относительно сроков хранения большинство производителей более-менее сошлись в том, сколько батареи могут простоять:

  1. Для сурьмянистых этот срок составляет до трех месяцев.
  2. Гибридные могут храниться шесть.
  3. Кальциевые имеют срок в двенадцать месяцев.

Следует заметить один интересный аспект. Так, важным элементом является не только маркировка аккумуляторных батарей, год выпуска и месяц, но и то, с каким типом источника питания мы сейчас имеем дело.

Какие параметры важны для нас?

Для нас важными являются такие свойства аккумуляторов, для которых существует маркировка на корпусе:

  1. Номинальная и резервная емкость. Первый параметр определяется количеством энергии, что отдаётся полностью заряженной батареей во время двадцатичасовой разрядки. Измеряется он в ампер-часах (Ач). Давайте рассмотрим пример: у нас есть батарея, емкость которой 40 Ач. На протяжении двадцати часов она сможет отдавать нам ток в 2,5А. На практике важное значение имеет и резервная емкость. Этот параметр измеряется в минутах. Так, если рассматривать аккумуляторные батареи для легковых автомобилей, которые испытывают нагрузку в 25А и напряжение упало до 10,5В, то показателем качества будет работа хотя бы 1,5 часа. На этом промежутке времени она сможет работать и за себя, и вместо генератора.
  2. батареи. Оно формируется из параметров различных аккумуляторов, и имеет смысл проверять данный показатель в тех случаях, когда происходит выбор сложного устройства.
  3. Ток холодной прокрутки. С помощью этого параметра определяется возможность запуска аккумуляторной батареи при низкой температуре. Что это значит на практике? Током холодной прокрутки называют величину, которую батарея может отдать при температуре в -18 о С за десять секунд при условии, что напряжение не меньше 7,5В. Чем выше данный показатель, тем легче будет запускаться автомобильный двигатель зимой.

Может быть записана совершенно непонятно маркировка аккумуляторных батарей. Дата изготовления - ab553446bu - вот как обычному человеку понять, что это значит? Вот чтобы у вас не возникало таких вопросов, перейдём к тому, как уметь читать и понимать то, что написано.

Маркировка аккумуляторов производства СНГ

Если говорить о тех изделиях, которые распространяются у нас, то нам важны шесть параметров:

  1. Краткая выдержка данных. Эта информация, размещенная слева направо, указывает нам количество банок, что используется в батарее, её назначение и емкость, тип крышки и аккумулятора (сухозаряженный или залитый).
  2. Номинальное напряжение. В большинстве современных образцов автомобилей и мотоциклов используются батареи, у которых этот параметр равен 12В.
  3. Емкость батареи. Указывается в ампер-часах и обозначает величину заряда, что отдаётся при использовании. Так, если аккумулятор имеет показатели в 20 Ач и 12В, то это значит, что при напряжении в 120В он сможет работать только 120 минут. Если данный показатель уменьшить в 10 раз до 12В, то батарея сможет поддерживать устройство уже 20 часов.
  4. Резервная емкость.
  5. Измеряется в амперах. Чем выше данный показатель, тем лучше запускается двигатель с помощью стартера. Особенно актуальным является этот параметр для автомобилистов зимой.
  6. Вес аккумулятора в килограммах.
  7. Знаки полярности. Этот параметр многие игнорируют, а зря. Ведь если его не учесть, то может оказаться, что элементарно не хватило длины провода, и аккумулятор попросту не может быть подсоединён. Различают два вида полярности: прямую и обратную. Так, если плюс находится слева, то мы имеем дело с первым типом. При размещении справа - это обратная полярность.

Мы рассмотрели, что собой представляет характеристика "маркировка аккумуляторных батарей". Теперь давайте будет знакомиться со свойствами данных устройств.

Space, FB, Uno, Dominator, FireBall, "Курский аккумулятор"

К примеру, их маркировка аккумуляторной батареи выглядит следующим образом: 0716 1 25346. Первые четыре цифры обозначают дату производства. Сначала идёт месяц (седьмой), а потом год (шестнадцатый). Единица используется для обозначения смены, которая собрала данную батарею. Последние пять цифр обозначают порядковый номер изготовленного аккумулятора. Этот показатель обнуляется при начале нового месяца.

Маркировка что относится к тяжелой группе, осуществляется немного по-другому. Берём число: 14016143. Это говорит нам о следующих параметрах: данная батарея обладает ёмкостью в 140 Ач. Она была создана в 2016 году, в первом полугодии, его четвёртом месяце (апреле) бригадой №3. Как видите, ничего сложного.

"Тюменский медведь", Arctic Batbear, Tyumen Batbear, "Ямал"

У них маркировка аккумуляторной батареи находится на стороне, противоположной той, где центральная этикетка. Обычные устройства маркируются шестью цифрами, из которых две первые обозначают месяц, а остальные четыре - год. Так, 032016 значит, что батарея была изготовлена в марте 2016 года. Для маркировки тяжелой группы используется только четыре цифры. Рассмотренный только что вариант будет отмечен как 0316.

"Актех", "Орион", "Зверь"

Для их маркировки используются четырехзначные числа в форме ММ.ГГ. Так, 0316 означает, что данный аккумулятор был изготовлен в марте 2016 года.

Cobat, Titan (Euro Silver, Standart, Arctic Silver, Vaiper, Asia Silver)

Они используют комбинацию цифр и букв. В коде имеется пять символов. Первый обозначает день недели, когда было сделано устройство. Второй и третий символы используются для обозначения порядкового номера недели (то есть от единицы до пятидесяти трех). В качестве четверного применяется латинская буква, которая обозначает год (поэтому при выборе аккумулятора необходимо изучить предоставляемую производителем таблицу). Последний символ используется для обозначения номера бригады. Возьмём номер 208А1. Расшифровывается он следующим образом:

  1. 2 - изготовлено во вторник.
  2. 08 - в восьмую неделю.
  3. А - в 2016 году.
  4. 1 - первой сменой.

VARTA, BOSCH

Находится код маркировки на верхней крышке. Он состоит аж из двадцати четырех символов. Но не волнуйтесь - нам нужно только три из них. Четвёртый символ обозначает год, а пятый и шестой - месяц. Возьмём такой пример: G2С6030520991 536528 82E 09. 6 - это значит, что батарея произведена в 2016 году, а 03 - в марте.

Mutlu

Имеет шестизначный код. Первый символ обозначает номер линии, где был собран аккумулятор, второй - год, третий и четвертый - месяц, а пятый и шестой - число сборки. Возьмём число 460319. Это значит, что батарея была произведена на четвертой линии девятнадцатого марта 2016 года.

Furukawa Battery (SuperNova), Panasonic

У них маркировка осуществляется по принципу ЧЧ.ММ.ГГ. Так, если на аккумуляторе выставлены цифры 180316, это значит, что батарея была изготовлена 18 марта 2016 года.

Topla, Moratti

Здесь для маркировки используется четырнадцать символов. Третий и четвертый обозначают год производства. А пятый и шестой - неделю. Так, если взять маркировку F1160600941864, то это значит, что перед нами батарея, которая была изготовлена в феврале 2016 года.

АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

В процессе эксплуатации аккумуляторы постепенно утрачивают свою работоспособность даже при соответствующем техническом обслуживании. Рано или поздно батарея оказывается не в состоянии обеспечить пуск двигателя, особенно в холодное время года, и ее приходится заменять .

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Аккумуляторная батарея (АКБ) представляет собой химический источник тока, запасающий энергию, необходимую для питания электрического стартера, вращающего двигатель при пуске. Кроме того, она обеспечивает работу электрических приборов автомобиля при недостатке или отсутствии развиваемой генератором мощности. На транспортных средствах в основном применяются свинцовые стартерные батареи, состоящие из последовательно соединенных аккумуляторов, установленных в общем корпусе.


Устройство обслуживаемой АКБ:
1 – корпус;
2 – отрицательный электрод (пластина);
3 – сепаратор;
4 – положительный электрод (пластина);
5 – баретка;
6 – опорные призмы;
7 – крышка;
8 – пробка заливного отверстия;
9 – положительный вывод;
10 – межэлементная перемычка (соединительный мостик);
11 – отрицательный вывод

Так называемые «необслуживаемые» батареи отличаются от обычных замедленным «выкипанием» воды из электролита и большим его резервным объемом.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

На территории Российской Федерации АКБ должны соответствовать межгосударственному ГОСТу 959-2002 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники». Для обеспечения нормальной эксплуатации электрооборудования и самой батареи требуется ее соответствие по основным размерам и характеристикам данному автомобилю.
«Полярность» – определяет расположение отрицательного и положительного выводов батареи. Если смотреть на АКБ со стороны, к которой выводы смещены ближе, то полярность:
- прямая – если положительный вывод с обозначением «+» находится слева, а отрицательный вывод, обозначенный «–», – справа;
- обратная – если положительный вывод «+» находится справа, а отрицательный вывод «–» – слева.
Ширина батареи должна точно соответствовать штатной, поскольку большинство из них крепится за нижние боковые выступы корпуса.
Высота и длина могут быть несколько больше, если это допускают размеры ниши (установочной площадки) под АКБ.
Номинальная емкость (С 20) – количество электричества (в А.ч), которое способна отдать АКБ при 20-часовом режиме разряда током, численно равным 0,05 номинальной емкости до напряжения на выводах 10,5 В при температуре электролита 25°С.
Резервная емкость (Cр) – время разряда в минутах полностью заряженной батареи током 25 А до напряжения 10,5 В при температуре электролита 25°С.
Примечание . По ГОСТу 959-2002 номинальную и резервную емкость определяют поместив батарею в ванну с водой, имеющей температуру 25±2°С.
Резервная емкость численно в 1,63 раза больше номинальной (например, для батареи емкостью 55 А.ч она составляет 90 минут). Это расчетное время, в течение которого полностью заряженная АКБ обеспечивает электроэнергией минимум потребителей, необходимых для безопасного движения автомобиля в случае отказа генератора.
Ток холодной прокрутки (I х.п.) – по ГОСТу 959-2002 – это ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита минус 18°С в течение 10 с напряжением не менее 7,5 В. Чем этот параметр выше, тем лучше двигатель будет пускаться зимой, но из-за увеличения нагрузки на стартер может снизиться его ресурс.
Величина тока холодной прокрутки зависит от методики ее измерения. Примерное соответствие значений тока холодной прокрутки, определенного по разным стандартам, приведено в таблице.


МАРКИРОВКА

По ГОСТу 959-2002 на каждой АКБ должно быть нанесено:
- товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
- условное обозначение батареи (рис.); - знаки полярности: плюс «+» и минус «–»;
- дата изготовления – месяц, год;
- номер НД (нормативного документа) на данную батарею;
- номинальная емкость в ампер-часах (А.ч);
- номинальное напряжение в вольтах (В);
- ток холодной прокрутки в амперах (А);
- масса батареи (если она 10 кг и более);
- знаки безопасности;
- символ переработки.


Примечание. На АКБ, предназначенных на экспорт, дополнительно должно быть нанесено: «ГОСТ 959-2002», надпись «сделано в (наименование страны-изготовителя)» и буква «Т» для экспорта в страны с тропическим климатом.


Условное обозначение батарей по европейскому стандарту EN 60095-1.


Условное обозначение батарей по американскому стандарту SAE J537.

Примеры маркировки АКБ


Маркировка российской батареи:
1 – условное обозначение;
2 и 3 – ток холодной прокрутки по DIN и EN;
4 – вес;
5 – резервная емкость;
6 – номинальная емкость;
7 – номинальное напряжение


Маркировка европейской батареи:
1 – тип;
2 – номинальная емкость;
3 – ток холодной прокрутки по EN;
4 – знаки мер безопасности


Маркировка американской батареи :
1 – условное обозначение;
2 и 3 – ток холодной прокрутки по SAE и DIN;
4 – номинальное напряжение

Примечание . На корпусе батареи может быть указано несколько значений тока холодной прокрутки и далее в скобках обозначения стандартов, по которым они определены.

ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

В соответствии с ГОСТ 959-2002:
- гарантийный срок хранения не залитых электролитом (сухозаряженных) батарей – 36 месяцев, при этом срок сохранения сухозаряженности – 12 месяцев;
- гарантийный срок эксплуатации батарей – 18 месяцев со дня продажи;
- гарантийная наработка батарей – 60 тыс. км пробега автомобиля в пределах гарантийного срока эксплуатации;
- гарантийный срок эксплуатации необслуживаемых батарей – 24 месяца при пробеге автомобиля не более 75 тыс. км;
Для необслуживаемых батарей гарантийный срок исчисляется:
- не залитых электролитом (сухозаряженных) – со дня продажи;
- залитых электролитом – со дня изготовления.

Примечание . При отсутствии возможности контроля за пробегом автомобиля и режимами обслуживания батареи гарантия практически распространяется только на заводской брак, выявленный за установленный продавцом гарантийный срок.

Фактический срок службы стартерных аккумуляторных батарей может быть значительно больше и зависит от условий эксплуатации. При исправном электрооборудовании, соответствующем техническом обслуживании и годовом пробеге автомобиля до 10–12 тыс. км он может достигать 5–8 лет.
Долговечность необслуживаемых АКБ , не имеющих отверстий для долива, существенно зависит от состояния электрооборудования и условий (интенсивности) эксплуатации. Напряжение в бортовой сети автомобиля должно находиться в пределах 13,9–14,3 В, иначе ресурс батареи резко снизится из-за «выкипания» воды из электролита или в связи с постоянным недозарядом и оплыванием активной массы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Чтобы АКБ выработала заложенный в нее ресурс при техническом обслуживании автомобиля, необходимо:
- проверять крепление батареи на автомобиле – незакрепленная батарея сильнее подвержена вибрациям, которые могут вызвать нарушение герметичности корпуса;
- проверять соединение клемм и выводов – окисленные контакты приводят к падению напряжения, отказам в работе электрооборудования, неполному заряду батареи и оплавлению выводов;
- протирать крышку от грязи для устранения возможности саморазряда;
- прочищать вентиляционные отверстия пробок или в крышке для предотвращения скопления газов в «банках»;
- проверять уровень электролита у батарей обычной конструкции – каждые 1,5–2,0 месяца, у «необслуживаемых» периодически, в зависимости от пробега автомобиля, но не реже 1–2 раза в год;
- по необходимости (и наличии заливных отверстий) восстанавливать уровень электролита в АКБ, доливая только дистиллированную воду (добавление электролита или кислоты недопустимо);
- при возможности оценивать степень заряженности отдельных «банок» по плотности электролита в них с помощью ареометра.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с АКБ необходимо применять защитные очки и резиновые перчатки. В случае попадания электролита на открытые части тела необходимо срочно промыть пораженный участок обильным количеством воды и затем 5%-ным раствором кальцинированной соды. Во избежание взрыва запрещается пользоваться открытым огнем. Нельзя допускать замыкания положительного вывода батареи на массу. Для исключения возможности искрения запрещено отсоединять провода при включенных потребителях. Повышение напряжения, развиваемого генератором свыше величины, установленной в инструкции по эксплуатации автомобиля, недопустимо, так как приводит к интенсивному образованию взрывоопасной смеси водорода и кислорода внутри батареи. При снятии батареи сначала отсоединяют отрицательный вывод («массу»), затем положительный, а при установке на автомобиль наоборот – сначала соединяют положительный, затем отрицательный.

При приобретении АКБ необходимо обратить внимание на дату ее изготовления. Срок хранения на складе сухозаряженных батарей не должен превышать трех лет, залитых и заряженных – не более шести месяцев.
Желательно проверить, особенно если с даты изготовления прошло более одного года:
- целостность корпуса, освободив его от упаковки и наклонив на 45° – электролит не должен выливаться;
- уровень электролита – он должен находиться между отметками «мин» и «мах» у батарей с корпусом из полупрозрачного пластика или примерно на 15–20 мм выше верхнего уровня пластин;
- плотность электролита (для залитой и заряженной АКБ) должна составлять 1,25–1,26 г/см3 при 25±5°С;
- цвет индикатора заряженности (при наличии) должен быть зеленым;
- напряжение на выводах батареи без электрической нагрузки (ЭДС) должно быть не менее 12,6 В;
- напряжение на клеммах батареи с помощью нагрузочной вилки (например, для АКБ емкостью 55 А.ч при разряде током 100 А напряжение на 5–7 секунде должно быть не менее 10,5 В).
В любом случае необходимо наличие инструкции по эксплуатации на русском языке и гарантийного талона, в котором должны быть указаны условия гарантии .
Измеренные показатели должны быть записаны продавцом в гарантийный талон. Это пригодится в случае предъявления претензий к качеству АКБ в пункте по гарантийной проверке на наличие в ней дефектов.
Залитые электролитом и заряженные батареи полностью готовы к использованию и не требуют подготовки к эксплуатации.
Сухозаряженные батареи требуют подготовки к эксплуатации – заливку электролитом плотностью 1,27–1,28 г/см3 при температуре 25±5°С и выдержку в течение 30 мин для пропитки активной массы электродов. Если после этого плотность не изменилась – батарея готова к эксплуатации. При снижении плотности электролита необходим подзаряд до ее восстановления.
Кроме того, на пробках сухозаряженных батарей необходимо срезать (при наличии) приливы, закрывающие вентиляционные отверстия.

Источником тока и напряжения в цепях электросхем автомобиля, гарантом хорошего старта двигателя, незаменимым электрическим элементом, является автомобильный аккумулятор.
Если это так, то аккумулятор должен быть «хорошим». Что значит «хороший» аккумулятор!? Прежде всего, это возможность выдавать номинальные характеристики по току и напряжению. Второе дело, габариты, исполнение, устойчивость к встряскам, количество циклов зарядки – разрядки. «Второе», но на самом деле не менее важное. Если говорить об этом всем подробнее, то лучше обратиться к статье «Автомобильный аккумулятор », здесь же мы хотим рассказать о другом, о его маркировке. Еще точнее, о маркировке даты изготовления аккумулятора, так как именно от нее зависит, насколько «хорош» будет купленный вами аккумулятор.

«Срок хранения» автомобильного аккумулятора

Практически все, что мы покупаем, лучше покупать свежим, то есть с недавней датой производства, разве что за исключением марочного вина. Тоже самое можно сказать и об автомобильном аккумуляторе. Если вы прочитали ту самую статью, о которой мы упомянули в абзаце выше, то пожалуй сообразили, что аккумулятор является сложной сбалансированной системой, в которой в каждую единицу времени происходят свои обратимые и необратимые процессы. Если баланс необратимых процессов по сравнению с обратимыми меняется, за счет изменения «объема» протекания химико-физических реакций, то аккумулятор, в итоге, начинает отдавать меньше энергии, срок его использования подходит к концу. Не очень приятно брать аккумулятор с магазина, когда его срок уже хоть на сколько-то но приблизился к тому самому «концу». Именно поэтому при выборе аккумулятор необходимо обратить внимание на дату его производства.
Так дата реализации для свинцово-кислотных батарей, изготовленных по традиционной технологии с добавлением сурьмы, не должна превышать 6-10 месяцев. Если аккумулятор с легированными серебром пластинами – 12-15 месяцев. В случае кальциевых АКБ, их саморазряд сведен к минимуму, но все равно в течение года-двух, такие АКБ просто «садятся», то есть саморазряжаются.
Тем не менее, эти рекомендации примерные, так как разряд аккумулятора может зависеть от температуры хранения от влажности, от его заводских особенностей. Так скажем, он может разрядиться еще быстрее. Примерные сроки разрядки различных типов аккумуляторных батарей приведены в виде графика ниже…

Маркировка даты производства автомобильного аккумулятора

Итак, раз уж мы решили, что покупать аккумулятор надо после того как вы взглянули на дату производства, то надо знать где и как маркируется эта самая дата на аккумуляторах различных производителей.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор

Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:
- дату производства аккумуляторных батарей,
- сведения о батарее и условиях производства.
Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе - шесть цифр, например: 1234 567890.
Схема маркировки:
1 – номер производственной линии
2, 3, 4 – индивидуальный код партии
5 – последняя цифра года
6 – полугодие
7 – порядковый номер месяца в полугодии:
Первое полугодие: 1-январь, 2-февраль, 3-март, 4-апрель, 5-май, 6-июнь
Второе полугодие: 1-июль, 2-август, 3-сентябрь, 4-октябрь, 5-ноябрь, 6-декабрь
8,9 - день (число месяца)
0 - номер бригады (возможны 2 цифры)
Пример маркировки: 2260 311211
Расшифровка:
Аккумуляторная батарея была произведена на производственной линии №2, 260 - индивидуальный код партии. Дата изготовления: 2013 год, 1-е полугодие, 1 месяц, 21 число (21 января 2013 года). Бригада №1
Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе.
Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 14010243
Расшифровка:
Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2010 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал, Tyumen Battery

Код маркировки наносится на корпус батареи с противоположной стороны от центральной этикетки при помощи лазерной перфорации. Шесть цифр на задней стенке батареи расшифровываются как ММ.ГГГГ.
Пример маркировки: 102011
Расшифровка:
Дата изготовления - октябрь 2011 года.
Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 1112
Расшифровка:
Выпущена в 11 месяце 2012 года.
ОАО "Тюменский аккумуляторный завод", Россия
Место нанесения маркировки – продольная сторона крышки.
Пример: 12 11 09 5, где 12 – месяц (декабрь), 11 – последние цифры года (2011), 09 – день, 5 – номер бригады.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Актех, Орион, Зверь

Код маркировки нанесен на верхней крышке. Аккумуляторные батареи завода Актех маркируют по принципу ММ.ГГ.

Пример маркировки: 0511
Расшифровка:
Дата изготовления - май 2011 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Tubor

С августа 2011 г. дата изготовления наносится на аккумуляторы завода TUBOR при помощи принтера и специальной цифро-буквенной комбинации. Размещение – на крышке АКБ, по центру.
Код содержит 5 символов: 12345
1 – день недели
2, 3 – порядковый номер недели в году (от 01 до 53)
4 – год (латинская буква): 2011 (H), 2012 (V), 2013 (N), 2014 (Z), 2015 (P), 2016 (A), 2017 (S), 2018 (T), 2019 (X), 2020 (L).
5 – номер смены.
Пример маркировки: 208Н1
Расшифровка:
2 - вторник
08 - восьмая неделя
Н - 2011 год
1 - первая смена.
АКБ выпущен 22 февраля 2011 года в первую смену.

Маркировка даты производства для аккумуляторов VARTA, BOSCH

Код маркировки расположен на верхней крышке в производственном коде. Код состоит из 24-х символов, четвертая позиция обозначает год, пятая-шестая – месяц.
Пример маркировки: G2С1050520991 536528 82E 09
Расшифровка:
1 – 2011 год
05 – май.
Дата изготовления – май 2011 года.
На аккумуляторах BOSCH дата выпуска продублирована в центральной части лицевой наклейки, она содержит три цифры, говорящие о годе и месяце выпуска. Например, 105 – май 2011 года.
Полная расшифровка всего кода:
Первая буква - территориальное расположение завода Varta и Bosch:
H - Германия (Ганновер),
С - Чехия (Чешска Липа),
S - Швеция (Хальтсфред),
А - Австрия (Вена),
F или R - Франция (Руан),
E или G - Испания (Гвардамар - Бургос);
Далее следует цифра - это номер конвейера. Вторая буква - особенности отгрузки:
V- для розничной продажи,
E- для комплектации на автозаводах.
Далее снова следует цифра - последняя цифра в нумерации года (год выпуска), третья и четвертая цифры - порядковый номер месяца:
01-январь, 02-февраль, 03-март, 04-апрель, 05-май, 06-июнь, 07-июль, 08-август, 09-сентябрь, 10-октябрь, 11-ноябрь, 12-декабрь;
Пятая и шестая цифры - день месяца, седьмая цифра - номер смены.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Mutlu

Дата производства аккумулятора нанесена посредством лазерной перфорации на верхней части корпуса АКБ. Код состоит из шести цифр, первая из которых – номер линии, вторая – год, третья, четвертая – месяц, пятая, шестая – число.
Пример маркировки: 410819
Расшифровка:
Батарея произведена на второй линии 19 августа 2011 года.
Маркировка даты производства для аккумуляторов Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova)
Производственный код расположен на этикетке сверху (на крышке). Притом, на батареях Panasonic код нанесен краской, а на батареях Furukawa Battery – выдавлен. Маркируются по принципу ЧЧ.ММ.ГГ
Пример маркировки: 181011А
Расшифровка:
Аккумулятор произведен 18 октября 2011 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Topla, Moratti

На аккумуляторах Topla код нанесен на верхнюю часть корпуса при помощи лазера. Из четырнадцати символов третий, четвертый обозначают год, а пятый, шестой – неделю.
Пример маркировки: F1110600941864
Расшифровка маркировки:
Батарея изготовлена в шестую неделю 2011 года (т.е. в феврале).

Маркировка даты производства для аккумуляторов TUDOR

Португалия, торговая марка принадлежит EXIDE

Буквенно - цифровой код, где Вторая буква - год: V - 2008 год, W - 2009, X - 2010, Y - 2011, Z - 2012, A - 2013, B - 2014 и т.д.; Пятая буква - месяц выпуска: от A до L (A-январь, В-февраль, С-март, D-апрель, Е-май, F-июнь, G-июль, H-август, I(пропускается)-сентябрь, J-октябрь, К-ноябрь, L-декабрь).
Пример: OY24HPX66J - дата выпуска август 2011 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов ПАЗ, Selenius

ЗАО «Подольский Аккумуляторный Завод» (ПАЗ)
Место нанесения маркировки – продольный борт крышки.
Пример: ОТК040112, где ОТК04 – штамп и номер контролера, 0112 – месяц и год выпуска (январь 2012 года).

Маркировка даты производства для аккумуляторов Аком

ЗАО «АКОМ»
Место нанесения маркировки – верхняя крышка, между клеммами.
Пример: 0912 16C, где 09 - месяц (сентябрь), 12 - последние цифры года, 16 - день месяца, С - смена.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Амур

ОАО «Комсомольский-на-Амуре Аккумуляторный Завод»
Место нанесения маркировки – у плюсовой клеммы. Пример: 02 12, где 02 – месяц (февраль), 12 – год (2012).

Маркировка даты производства для аккумуляторов ЗиД

ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева»
Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса. Пример: 0112 – январь 2012 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Зубр

ООО СП «Полесские аккумуляторы»
Место нанесения маркировки – левый верхний угол крышки батареи.
Пример: 2G03E1. 2 – 2012 год, G – месяц (июль), 03 – число, Е – линия сборки, 1 – код емкости (55 А*ч).
(А–январь, В–февраль, С–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, Н-август, J–сентябрь, K–октябрь, L–ноябрь, M–декабрь)

Маркировка даты производства для аккумуляторов Катод

СП «УзЭксайд» под контролем ООО «НПО «Катод»
Место нанесения маркировки – сбоку на корпусе. Аккумуляторы поступают с завода в сухом (не залитом) виде, а заливаются в Петербурге на производстве НПО «Катод». Пример маркировки – «Залит заряжен декабрь, 2011».

Маркировка даты производства для аккумуляторов Пилот, Пилот Silver, Электроисточник

OOO «Электроисточник», Россия, Саратов
Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса. Пример: ЗАЛИТА 0512 (май 2012 года).
Маркировка даты производства для аккумуляторов BARS
Кainar Technologies (Казахстан)
Место нанесения маркировки на крышке: 1 2 3 4 5 6
1,2,3 - день года
4 - номер бригады
5,6 - год

Акб – это источник тока на химической основе, который способен запасать и в случае надобности отдавать электрическую энергию для того, чтобы провернуть стартер и завести двигатель автомобиля. Так как в современном мире появилось огромное разнообразие автомобилей разных марок, параллельно им постоянно разрабатываются и производятся различные источники питания. Маркировка аккумуляторных батарей является необходимым требованием для производителей этих приборов.

Все устройство электрической цепи питается от автоаккумуляторов, обеспечивая работоспособностью все вспомогательные приборы авто.

Стандартными устройствами для хранения электрической энергии являются свинцовые батареи стартерного типа, которые состоят из соединенных между собой последовательным способом отдельных частей, расположенных в одном блоке.

Маркировка автомобильных аккумуляторов является неотъемлемой частью их производства и помогает автолюбителю подобрать подходящий экземпляр для своего автомобиля, именно о марках акб и пойдет речь в данной статье.

Технические характеристики и классы источников питания

Каждый вид аккумулятора изначально спроектирован и предназначен для использования в работе определенных систем, поэтому все батареи различаются по своим техническим особенностям. Стоит отметить, что существуют разнообразные маркировочные данные, наносимые на каждую единицу данной продукции. Также на законодательном уровне существуют принятые стандарты качества, соответствовать которым обязаны все производители аккумуляторов.

В нашей стране действует межгосударственный ГОСТ 959 – 2002 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники». Под этот нормативный акт должны подходить все продаваемые агрегаты.

Особым спросом в России пользуется продукция производителей varta и bosh. Эти батареи оптимально подходят для эксплуатации в нашей климатической зоне.

Стоит перечислить основные технические данные акб:

  • Полярность . Показатель определяет месторасположение токовыводов на батареи (бывает прямой – плюсовая клемма расположена слева и обратной – плюсовая клемма расположена справа).
  • Ширина . Величина, которая рассчитана на установку батареи в стандартный поддон (показатели длины и высоты при этом могут значительно различаться).
  • Емкостной показатель . Общее количество электрической энергии, отдаваемой батареей в режиме 20 – и часового разряда при стандартных значениях окружающей среды.
  • Показатель резервной емкости . Количество минут, за которое акб полностью разряжается.
  • Сила тока при холодной прокрутке . Исходя из установленных ГОСТом значений, данная сила тока должна быть способной расходоваться полностью при температуре электролитной жидкости Равной -18 градусам на протяжении 10 секунд. Увеличение данного показателя прямо пропорционально более быстрому запуску двигателя в холодное время года.

Стоит отметить, что на корпусе акб обязательно должны быть нанесены его обозначение и год выпуска.

Батареи необслуживаемого типа имеют практически равноценные технические характеристики, но заметно отличаются от стандартных акб отсутствием расхода (выкипания и испарения) электролита, а точнее воды в его составе.

Как маркируют аккумуляторные батареи

ГОСТ 959 – 2002 предписывает ряд определенных показателей, которые обязательно должны быть нанесены на корпус источника питания для авто, а именно:

  • Дата производства.
  • Товарное обозначение или название производителя.
  • Условное обозначение полярности (месторасположение клемм).
  • Именной порядковый номер.
  • Емкостной показатель (а/час).
  • Показатель номинального напряжения (В).
  • Величина тока холодной прокрутки (А).
  • Показатели массы (при массе более 10 кг).
  • Знак класса опасности.
  • Знак обозначения дальнейшей утилизации или переработки.

На аккумуляторных батареях, которые изготавливаются для экспорта, дополнительно наносят название и расшифровку ГОСТа, название страны – производителя и букву «Т» для экспорта в страны, имеющие тропический климат. Маркировка аккумуляторов является неотъемлемой обязанностью всех производителей батарей.

Стандарты маркировки акб:

  • DIN (Deutsches Institut fur Normung). Этот немецкий стандарт является самым распространенным. Он подразумевает под собой маркировку батареи с помощью 5 – и цифр, где 3 первые цифры – это номинальная емкость источника питания (этот показатель идентичен для 6 – и вольтовых агрегатов, а для 12 – и вольтовых уже нет, в данном случае номинальная емкость обозначается как величина + 500). Последняя пара цифр обозначает конструктивные особенности (размер, тип расположения токовыводов, крепеж, наличие ручки и т. д.).
  • ETN (European Type Number). Данный стандарт является европейским и содержит в себе уже 9 цифр. Три первые цифры обозначают номинальную емкость, три следующие – конструктивные особенности, а вот последние три – обозначение 1/10 частью от общего показателя тока (А).
  • SAE (Society of Automotive, Engineers). Этот стандарт является американским и содержит 5 цифр. Две первые обозначают группу по типоразмеру и полярность, а три остальные цифры – это показатель тока холодной прокрутки (А).
  • ГОСТ . Является нашим российским стандартом и состоит из 5 – и цифр и нескольких букв в окончании. Первая цифра указывает на общее количество банок, далее три цифры определяют тип акб, далее через дефис наносятся еще две цифры, обозначающие показатель номинальной емкости (А/ч). В окончании стандарта прописывают буквы для обозначения общей крышки (А), полиэтиленового сепаратора (П) и заводскую заливку электролитной жидкости.
  • JIS (Japanese Industrial Standarts). Японский стандарт, обширно применяется в странах Азии. Маркировка имеет следующий вид: 2 цифры (отношение емкостных показателей к общей работе стартера, конкретней характеристики в эксплуатации) – буква (А – H, высота и ширина прибора) – 2 цифры (длина акб (см)) – последняя буква (расположение токовывода, R или L).
  • IEC (International Electrotechical Commission). Стандарт международного уровня. Прописывает показатели измерения пускового тока в результате разрядки источника питания до величины напряжения менее 8,4 В за минуту времени.

Что нужно знать при покупке источника питания?

Перед приобретением стоит уделить особое внимание маркировке на аккумуляторных батареях, особенно на дату ее производства и прикинуть, сколько она уже простояла на прилавке (сухозаряженные акб хранятся в течение 3 – ех лет, а залитые и заряженные – не более полугода).

Следует хорошенько осмотреть визуально весь агрегат на предмет наличия повреждений. Маркировка по дате выпуска аккумулятора даст более подробные сведения о времени хранения батареи, у относительно давно произведенных источников питания иногда можно выявить незначительные подтеки электролита. Такая батарея уже не пригодна к эксплуатации.

Отдельно стоит определить уровень электролита внутри прибора. Он должен соответствовать рискам минимального или максимального значения, в идеале должен находиться посередине между ними. Также электролитная жидкость должна скрывать пластины внутри батареи более чем на 15 мм выше от их уровня.

Необходимо знать требуемую плотность электролита она составляет 1,25 – 1,26 грамм на кубический сантиметр. Нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор? Для этого нужно измерить напряжение на клеммах батареи, оно должно быть в пределах 12,4 вольта (для этого хорошо под рукой будет иметь любое устройство типа вольтметра). В случае долгого хранения этот показатель может упасть и даже новому акб потребуется дополнительная зарядка.

У многих аккумуляторов есть специальный цветной индикатор показателя уровня заряда, от зеленого до красного. По нему легко ориентироваться при покупке.

Сухозаряженные источники питания зачастую требуют среза приливов, которые закрывают отверстия для дальнейшей вентиляции.

Гарантийные обязательства производителя

ГОСТ 959 – 2002 предусматривает основные показатели для данного вида продукции:

  • Сухозаряженные батареи хранятся до 36 месяцев .
  • Гарантийные обязательства распространяются на товар до 18 месяцев с момента приобретения или до выработки ресурса в 60000 км пробега авто.
  • Гарантия на необслуживаемые акб составляет 1 год и пробег – не более 75000 км.

Если отсутствует возможность контроля пробега автомобиля, то гарантийные обязательства производителя зависят только от наличия заводского брака, выявленного за время эксплуатации.

Срок службы стандартного отечественного аккумулятора может составлять до 5 – и лет, но при более щадящих режимах эксплуатации этот показатель может быть значительно выше.

Сроки службы необслуживаемой батареи напрямую зависят от условий эксплуатации агрегата и общего состояния электрической системы автомобиля в целом.

В итоге стоит отметить, что в данной статье были рассмотрены основные вопросы о том, как проверить аккумулятор по маркировке, также были даны рекомендации по правильному подбору хорошего образца. Перед покупкой новой акб всегда лучше изучить все предъявляемые к ней требования со стороны стандартов качества, прочитать инструкцию по эксплуатации и по возможности измерить основные показатели с занесением их в гарантийный талон. Эти меры позволят значительно продлить эксплуатационные сроки батареи и оградить автовладельца от ненужных денежных расходов.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ