Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В ст. 8 Конституции РФ признаются и защищаются:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная;
  • иные формы собственности.

Это означает, что кроме частной, государственной и муниципальной возможно выделение и других форм собственности, не противоречащих законодательству. Например, в Гражданском кодексе РФ употребляются такие термины, как общая и совместная собственность. Кроме того, собственность общественных и религиозных организаций не может в полной мере относиться к частной, поскольку приобретенное ими имущество может использоваться только для достижения уставных целей, а в случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах , т.е. не может быть разделено учредителями.

Право частной собственности в рыночной экономике призвано обеспечить субъектам предпринимательства экономическую свободу действий в рамках действующего законодательства. Таким образом, собственникам предоставляется право действовать самостоятельно и нести ответственность за последствия своих решений, связанных с объектами собственности.

В России значительная часть валового внутреннего продукта производится на государственных предприятиях. К государственным субъектам предпринимательства можно относить как полностью принадлежащие государству предприятия, так и полугосударственные юридические лица, часть уставного капитала которых передана в частную собственность. Большая часть государственных предприятий сосредоточена в добывающих отраслях, энергетике, транспорте.

Отдельная проблема - учет государственной собственности. Еще в 2009 г. представитель Счетной палаты РФ утверждал: «Львиная доля госсобственности в России не легализована и уведена “в ведомственно-имущественные офшоры”... Из-за того, что госимущество остается “в тени”, резко уменьшается капитализация страны» . Соответственно у плохо учтенной собственности снижается эффективность использования. Следует иметь в виду, что недоучтенное имущество проще украсть, а недооценка имущества может провоцировать на его «недружественную скупку» с целью захвата предприятий - то, что называется рейдерством.

Переход от преобладания государственной собственности к широкой распространенности частного бизнеса в России происходил в 1990-е гг. Приведем в качестве примера воспоминания одного из руководителей той эпохи, II. Я. Добрынина.

Пример из практики

«Я стал директором завода низковольтной аппаратуры за полтора года до перестройки и никогда не был “железобетонным” сторонником государственной собственности, отягощенным “грузом наследственности”. Куда сложнее было ветеранам, патриархам директорского корпуса тех лет... Им совершить этот переход было, как сменить кожу.

Случалось, в неформальной обстановке старые директора отговаривали меня от акционирования...: “Ты же работаешь в оборонке! Министерство поможет, если что случится!”

Наше предприятие тогда неплохо работало, прибыль за год составляла около полутора миллионов. “Министерство может дать нам тысяч двести”, - смекал я про себя. - Но эта сумма ничего не определяет, мы и без этих денег сможем обойтись...”

Конечно, я тоже рассуждал неправильно. Не прибыль стала главной ценностью, а независимость...

Уже в 1992 г., одними из первых в Новосибирске, а среди оборонных предприятий - первыми, мы акционировались. То есть говорить о предпочтении прежних методов управления не приходилось. Но и активного отторжения государственной формы управления предприятием у меня нс было. За 1990-е гг. мои взгляды трансформировались, а последующее десятилетие доказало правильность той стратегии, которую мы избрали в 2000 г. и до сих пор проводим в жизнь» .

В настоящее время в России представлено все многообразие форм собственности (см. параграф 3.3), и предприниматели вправе выбирать наиболее подходящую их делу. Переход из одной формы собственности в другую также возможен.

Собственность - это, прежде всего, ответственность, а также инструмент, позволяющий создавать нечто новое. Право собственности можно назвать одной из основ бизнеса. Предприниматель-собственник в ходе своей деятельности получает навык эффективного управления активами, что позволяет ему развивать бизнес и достигать поставленных целей.

  • 32.Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских прав.
  • 33. Понятие и виды объектов гражданских прав.
  • 34.Вещи как объекты гражданских прав.
  • 35. Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских прав.
  • 36. Нематериальные блага и их защита.
  • 37. Компенсация морального вреда.
  • 38. Понятие и виды сделок.
  • 39. Условия действительности сделок.
  • 40. Формы сделок
  • 41. Оспоримые и ничтожные сделки.
  • 42. Сделки с пороками субъектного состава и последствия их совершения.
  • 43. Сделки с нарушением формы и последствия их совершения.
  • 44. Сделки с пороками воли и последствия их совершения.
  • 45. Сделки с пороками содержания и последствия их совершения.
  • 46.Понятие и виды представительства. Коммерческое представительство.
  • 47. Доверенность и ее виды.
  • 48. Понятие, значение и основные правила исчисления сроков
  • 49. Виды сроков в гражданском праве
  • 50. Понятие, значение и виды сроков исковой давности.
  • 51. Приватизация государственного и муниципального имущества
  • 52. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности
  • 53. Последствия истечения сроков исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
  • 54. Понятие собственности и права собственности. Содержание права собственности.
  • 55. Виды и формы собственности в рф.
  • 56.Приобретение и прекращение права собственности
  • 57. Право собственности юридических лиц.
  • 58. Право государственной и муниципальной собственности.
  • 59. Понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав
  • 60.Право общей долевой собственности. Раздел и выдел имущества, находящегося в общей долевой собственности.
  • 62. Понятие и виды способов защиты права собственности.
  • 63. Виндикационный иск.
  • 64. Негаторный иск.
  • 65. Понятие обязательственного права и обязательства. Виды и система обязательств.
  • 66. Исполнение обязательств с множественностью лиц.
  • 67. Перемена лиц в обязательстве.
  • 68. Принципы исполнения обязательств.
  • 69. Ипотека как способ обеспечения исполнения обязательств. (фз рф от 16.07.98. № 102 фз «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
  • 70. Исполнение денежного обязательства. Очередность погашения требований кредиторов по денежному обязательству.
  • 71. Неустойка и ее виды.
  • 72. Залог и его виды (кроме ипотеки).
  • 73. Поручительство.
  • 74. Банковская гарантия.
  • 75. Удержание. Задаток и его функции.
  • 76. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности.
  • 77. Вред как условие ответственности. Понятие ущерба и убытков.
  • 78. Вина как условие ответственности. Случаи ответственности независимо о вины. Основания освобождения должника от ответственности.
  • 79. Противоправное поведение как условие ответственности. Обстоятельства, исключающие противоправность.
  • 80. Причинная связь как условие ответственности.
  • 81. Характер и объем гражданско-правовой ответственности.
  • 82. Понятие и основания прекращения обязательств.
  • 83. Понятие и виды договоров.
  • 84. Содержание договора. Толкование договора.
  • 85. Общий порядок заключения договоров.
  • 86. Заключение договора в обязательном порядке.
  • 87. Заключение договоров на торгах.
  • 88. Изменение и расторжение договоров.
  • 55. Виды и формы собственности в рф.

    Согласно КРФ, в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

    ГК РФ дает дробную классификацию форм собственности:

    Частная собственность разделяется на: собственность граждан и юридических лиц;

    Государственная на: федеральную и собственность субъектов РФ;

    Муниципальная собственность принадлежит разным видам МО.

    Государственная и муниципальная собственность призваны обеспечивать интересы больших групп людей: народа России в целом; населения, проживающего на территории субъекта РФ; лиц, проживающих на территории городского и сельского поселения либо иного МО.

    Указанные формы собственности разделяются на виды.

    Существует понятие общей собственности, которая характеризуется тем, что принадлежит не одному, а двум и более лицам. Таким образом, право собственности является отдельным, когда принадлежит одному лицу, и общим, когда принадлежит нескольким лицам.

    В общей собственности несколько лиц являются субъектами одного и того же права собственности, так что каждому принадлежит идеальная доля вещи.

    Она, в свою очередь, делится на два вида: долевую и совместную. При этом как долевая, так и совместная собственность могут принадлежать нескольким лицам, независимо от того, какую форму собственности они представляют. Если в общей собственности определены доли каждого из собственников, то она является долевой. Общая собственность без определения долей является совместной.

    Совместная собственность, как вид общей собственности, разделяется на совместную собственность супругов и совместную собственность членов крестьянского хозяйства и т.д.

    В составе собственности юридических лиц, как вида частной собственности, можно различать собственность хозяйственных обществ и товариществ, производственных и потребительских кооперативов и т.д.

    56.Приобретение и прекращение права собственности

    Основание приобретения права собственности - это совокупность юр. фактов, обуславливающих возникновение права собственности для определенного лица.

    Способы приобретения права собственности:

    1)приобретение права собственности на новую вещь - относится к первоначальным способам, т.к. возникает на вещь, которой раньше не было

    2)переработка или спецификация - т.е. вещь созд-ся в рез-те приложения труда одного лица к материалу, принадлежащему другому лицу. Спецификатор становится собственником при одновременном наличии условий: а)стоимость труда превышает стоимость материала б)спецификатор осущ-ет переработку для себя, а не в коммерч. целях в) спецификатор добросовестен, т.е не знал о том, что использует чужой материал.

    3) обращение в собственность общедоступных вещей (сбор ягод, добыча рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу)

    4) приобретение право соб-ти на бесхозное имущество(Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.)

    Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество.

    Основания прекращения права собственности разграничены на:

    а) добровольное прекращение права собственности на имущество,

    б) утрату права собственности по объективным причинам

    в) принудительное изъятие у собственника его имущества.

    В соответствии со ст. 236 ГК РФ допускается добровольный отказ собственника от принадлежащего ему права (а по сути - его отказ от конкретной вещи или вещей) путем либо публичного объявления об этом, либо совершения реальных действий, бесспорно свидетельствующих об этом его намерении (например, выброс имущества).

    Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

    1) обращение взыскания на имущество по обязательствам

    2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу законом(в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество)

    3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.)

    4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных

    5) реквизиция (В случаях обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника с выплатой ему стоимости имущества)

    6) конфискация (имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления)

    7) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.

    В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

    Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

    Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    Права всех собственников защищаются равным образом (ст. 212 ГК РФ).

    В п. 1 статьи 212 ГК РФ воспроизводится положение, закрепленное в п. 2 ст. 8 Конституции, о формах собственности. Понятие формы собственности в данном контексте употребляется в экономическом смысле слова. Оно объединяет в себе два компонента: тип собственника и виды (объекты) имущества, которые могут находиться в собственности. В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В этом же направлении идет процесс экономического развития и российского общества.

    В п. 2 статьи 212 ГК РФ определяется перечень субъектов права собственности, полностью совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством.

    Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать как в качестве единоличных субъектов права собственности, так и совместно осуществлять принадлежащие им права собственности. Все субъекты права собственности вправе создавать общую собственность на объединяемое им имущество. Помимо этого Российская Федерация и субъекты РФ в соответствии со ст. 72 Конституции рассматриваются как соучастники совместного права владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, сохраняя за собой право собственности на данные объекты. Порядок указанного соучастия определяется законами по отдельным видам природных ресурсов.

    В названных случаях по существу речь идет о том, что права собственников, принадлежащие Российской Федерации и субъектам РФ, осуществляются совместно в отношении одних и тех же объектов на основе создания сложноструктурных образований по использованию права собственности.

    Пункт 3 статьи 212 ГК РФ включает в себя две нормы различной направленности.

    В абз. 1 отмечены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им применительно к отдельным категориям субъектов права собственности.

    Такие особенности могут устанавливаться лишь законом. При национализации, например, имущество переходит из собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность, при приватизации - все происходит наоборот (ст. 235). Именно эти особенности отражены в гл. 14 "Приобретение права собственности" и гл. 15 "Прекращение права собственности" ГК. В отношении необходимости иметь особое законодательство об особенностях права владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим различным категориям субъектов права собственности, положения п. 3 статьи 212 ГК РФ должны толковаться ограничительно. Скорее, речь должна идти не о правах собственников как таковых, а об осуществлении данных прав отдельными категориями собственников с учетом специфических особенностей объектов права собственности, например оружия. Иначе можно вступить в противоречие с основополагающей конституционной нормой, воспроизведенной в п. 4 статьи 212ГК РФ. "Права всех собственников, - указано в ней, - защищаются равным образом". В данном случае под защитой понимается не только равный доступ к правосудию, но в целом равенство всех субъектов права собственности перед законом.

    Отсылочная норма, содержащаяся в абз. 2 п. 3 статьи 212 ГК РФ, имеет принципиальное значение для всего гражданского права. Она устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Перечень такого имущества устанавливается законом. В Конституции и гражданском законодательстве СССР такое имущество называлось исключительной собственностью государства. В зарубежных государствах существование данного имущества с приведением его перечня предусмотрено в гражданских кодексах (например, во Франции, Италии) или иных законах.

    Было бы более правильным указанное имущество вообще не относить к государственной или муниципальной собственности и считать его всенародным достоянием, как это определено во Французском гражданском кодексе, или национальным достоянием народов Российской Федерации (по формулировке преамбулы Федерального закона "О природных лечебных ресурсах"). Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования должны находиться на положении управляющих данным имуществом, но не собственников. Это имущество не подлежит отчуждению, оно не может быть предметом залога, на него, естественно, не распространяются нормы о приобретательной давности; пользование им подчинено особым правилам.

    В Российской Федерации указанное имущество не поименовано ни в ГК, ни в каком-либо ином отдельно взятом законе. На фрагментарной основе отдельные положения об имуществе общего пользования содержатся в законах, посвященных отдельным видам природных ресурсов, в законах и других правовых актах (преимущественно в указах Президента РФ) о приватизации. При этом перечень такого имущества постоянно сокращается.

    Настоятельно требуется принятие специального общего закона об объектах национального достояния народов Российской Федерации. В перечне указанных объектов наряду с другими видами обязательно должны быть названы земли общего пользования (улицы, бульвары, площади, проезды, дороги, набережные, сады, скверы, парки в населенных пунктах); побережья океанов, морей, рек, озер и других водоемов, имеющих общегосударственное региональное и местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность граждан, юридических лиц, иностранных государств и международных организаций. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1997. - С. 198.

    Действие статьи 213 ГК РФ распространяется на граждан, а также на юридических лиц независимо от формы собственности, к которой относится принадлежащее им имущество. Это могут быть и юридические лица, функционирующие на основе частного капитала, и юридические лица - акционерные общества со 100-процентным государственным капиталом. По этой причине термин "право частной собственности" в отношении имущества, принадлежащего юридическим лицам, в ГК не употребляется. Юридические лица со 100-процентным государственным капиталом должны рассматриваться лишь как субъекты частного права в сфере гражданских правоотношений, но не как субъекты права частной собственности. Иначе обстоит дело с гражданами, которых одновременно можно считать и субъектами частного права, и субъектами права частной собственности. Однако в связи с тем, что право собственности граждан и право собственности юридических лиц функционируют в рамках одного и того же правового режима, законодатель пошел по пути объединения двух этих прав в единую юридическую категорию, принеся в жертву вполне законную формулу права частной собственности граждан.

    В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержатся три важные новеллы, вводимые в гражданское законодательство РФ в части видов имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, могущего быть объектами права собственности граждан, как это имело место в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические лица располагают одинаковыми правами в отношении имущества, которое может находиться в их собственности. И, в-третьих, определение видов имущества, могущего быть в собственности граждан и юридических лиц, в том числе средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние народов Российской Федерации, а также имущества, призванного обслуживать специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Подавляющая часть производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время в собственности граждан и юридических лиц.

    В п. 2 статьи 213 ГК РФ предусматривается положение об отсутствии в законе количественных и стоимостных ограничений в отношении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исключение могут составлять лишь случаи, когда ограничения вводятся законом в целях, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ. Под ограничениями, например, в отношении отдельных видов имущества, принадлежащих гражданам, о которых упоминается в п. 2 статьи 213 ГК РФ, понимается юридический запрет со стороны федерального государства, касающийся количества и стоимости имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Отсутствие такового запрета не означает, что государство лишено возможности устанавливать дополнительные требования экономического порядка к собственникам имущества, количество и стоимость которого превышает разумные пределы, например повышать тарифы оплаты коммунальных услуг применительно ко вторым и последующим квартирам, увеличивать ставки налогообложения и т.д.

    В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что все коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, считаются собственниками имущества, находящегося на их балансе. В состав данного имущества входит имущество, внесенное в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также иное имущество, произведенное и приобретенное этими юридическими лицами в процессе их деятельности. Исключение составляют государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником. В отношении имущества, закрепленного за ними, применяется режим права хозяйственного ведения или права оперативного управления (ст. 294, 296 ГК), но не права собственности.

    В особом положении находятся общественные и религиозные организации (объединения), а также благотворительные и иные фонды. Являясь собственниками принадлежащего им имущества, они вместе с тем в части использования данного имущества должны подчиняться двум требованиям, указанным в п. 4 статьи 213 ГК РФ. Во-первых, использование имущества производится лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами организаций (объединений) и фондов. Во-вторых, в случае ликвидации организаций (объединений) и фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между их учредителями (членами), а используется в целях, указанных в учредительных документах.

    В п. 1 статьи 214 ГК РФ рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

    Остаточный принцип в отношении права собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2 статьи 214 ГК РФ, не соответствует основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2 Закона о недрах Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о природных ресурсах следует толковать и положения п. 2.

    ГК РФ определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.

    Применительно к названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности так, как это обозначено в названии комментируемой статьи, а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

    Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это - финансовые ресурсы, находящиеся в ведении федерального казначейства, входящего в качестве структурного подразделения в состав Минфина России, казначейств субъектов РФ; материальные ресурсы, находящиеся в ведении Минимущества России и его территориальных органов исполнительной власти субъектов РФ, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.

    Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью, согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 статьи 215 ГК РФ.

    Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования. Основы права: Учебник для средних и высших учебных заведений / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1996. - С. 152. Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.

    Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значения.

    Одним из определяющих структурных элементов экономической системы являются социально-экономические отношения в обществе. В свою очередь, их основу составляет господствующая форма собственности. Отношения собственности оказывают влияние на экономику, политику, идеологию и т. д.

    В самом широком смысле слова собственность - исторически обусловленная форма присвоения людьми материальных благ. При более тщательном анализе ее содержания на первый план выходят ее экономический и юридический аспекты. Они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Собственность как экономическая категория отражает объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу присвоения ими в ходе хозяйственной деятельности средств производства, а также полученных с их помощью товаров, услуг и доходов. Собственность как юридическая категория отражает в соответствии с действующим законодательством весь спектр вещных (имущественных) прав людей в данном обществе. При соотнесении этих двух категорий бесспорен вывод, что правовые отношения собственности выступают формой выражения, существования и закрепления в законодательных и нормативных актах имущественных отношений.

    Имущественное или вещное право может быть исключительным, абсолютным и относительным и соответственно выражаться в отношения распоряжения, владения и пользования.

    Распоряжение — право собственника распоряжаться объектом собственности (землей, ресурсами, производством).

    Владение — принадлежность объекта определенному субъекту (человеку, семьей, производственному коллективу и т. д.), возможность непосредственного воздействия на объект.

    Пользование (использование) — применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.

    Классификация собственности предполагает выделение двух ее основных разновидностей:

    • частной;
    • общественной.

    Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности в условиях рыночной системы является частная, которая выступает в трех основных формах:

    • единичной;
    • партнерской;
    • корпоративной.

    Единичная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности (распоряжение, владение, пользование). Как правило, это простые товаропроизводители (фермерское, семейное хозяйство). Кроме того, единичная собственность может быть представлена в форме собственности отдельного частного лица, которое может использовать наемный труд.

    Партнерская собственность предполагает объединение в той или иной форме имущества, капитала нескольких юридических или физических лиц в целях осуществления общей предпринимательской деятельности. Речь идет о предприятиях, образованных на основе паевых взносов (средств производства, земли, денег, материальных ценностей, инновационных идей) учредителей.

    Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности — акций. Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества.

    В рамках общественной собственности следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность.

    Коллективная собственность формируется путем ее распределения среди работников коллектива, занятых на определенном предприятии (таково закрытое акционерное общество).

    Государственная собственность выступает в качестве собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который призван олицетворять социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества.

    Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния прямо (непосредственно) и одновременно всем и каждому в отдельности.

    «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ст. 8 Конституции РФ).

    К иным формам собственности в нашей стране относятся следующие.

    Индивидуальная собственность. Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. В современной экономике сюда могут быть причислены те, кого принято называть некорпорированными собственниками. В России это могут быть: крестьяне, ведущие собственное хозяйство; отдельные торговцы (включая «челноков»); частнопрактикующие врачи; адвокаты, все те, кто сочетает труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

    Кооперативная собственность. В основе этой формы — объединение индивидуальных собственников. В кооперативе каждый участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода.

    Акционерная собственность. Это групповая частная собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг — акций и облигаций. Наличие ценных бумаг — отличительная особенность акционерной формы собственности.

    Смешанные формы собственности. данном случае происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Например, внутри государственных предприятий могут образовываться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера. В переходной экономике России этот процесс приобрел значительные масштабы.

    Комбинированные формы. Современная экономика в поисках эффективного функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. В результате образуются комбинированные формы. К ним могут быть отнесены совместные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом.

    Право частной собственности охраняется законом. «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единично, так и совместно с другими лицами» (ст. 35 Конституции РФ).

    Конституция Российской Федерации предусматривает разнообразные формы собственности в РФ, их существование, равноправное и независимое, и защищает их законом.

    Что такое собственность

    Собственность - основной общественный институт, без которого современное общество просто невозможно представить. И хотя обещанный коммунизм должен был во многом исказить данное понятие, и формы собственности в том числе, практика показала, что это несбыточные на данный момент мечты. Категорию собственности можно рассматривать в юридическом и экономическом плане. С точки зрения юриста - это право владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом. С точки зрения экономики - это материальные ценности, блага, которыми владеет, пользуется и распоряжается субъект. Основные формы собственности выделяются в зависимости от того, кто является владельцем имущества.

    Государственная собственность в РФ

    Итак, выделяют три основных типа собственности: государственную, частную и коллективную. В каждой стране, в соответствии с типом государства и его особенностями, складываются свои формы собственности. В РФ, в силу особого территориально-административного устройства, государственный тип собственности представлен в следующих видах:

    • федеральная - могут находиться любые объекты, в том числе особо перечисленные в конституции: стратегические запасы, вооружение, оборонная промышленность и подобное;
    • собственность субъектов федерации: автономных республик, округов и так далее;
    • муниципальная, принадлежащая местным органам власти. Некоторые исследователи выделяют муниципальную собственность из государственной в некий самостоятельный вид, являющийся основой экономической деятельности на местах.

    Частная собственность

    Владение в России имеет и другие формы. Собственности в РФ уделяется особое значение в законодательстве, поскольку быстрый переход к рынку породил многие ее проявления, не существовавшие ранее. В традиционном смысле под частной формой собственности рассматривают имущество, принадлежащее непосредственно гражданину данного или другого государства или апатриду. Такого рода индивидуальная собственность была распространена на определенных этапах развития капитализма, но с переходом к империализму все чаще применяется групповая форма частной собственности, представленная в виде АО. Так, группа акционеров совместно владеет крупным предприятием, получая часть его прибыли в виде дивидендов. В этом же ключе рассматриваются различные кооперативные и партнерские предприятия.

    Общественная собственность

    Основные формы собственности в РФ также вкючают в себя и общественное владение, субъектами которого являются общественные организации, например церковь, партия или другие. Их особенность - в коллегиальном управлении, при котором все члены организации принимают решения об использовании имущества. Некоторые экономисты государственную собственность рассматривают также в качестве общественной, но такой подход является спорным.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ