О том, как увеличить свой словарный запас, написано немало статей. Однако у большинства из них есть заметный недостаток: в них говорится об обогащении лексикона в целом, без деления на активный и пассивный вокабуляр. Между тем, если мы хотим сделать свою речь выразительной и убедительной, стоит сфокусироваться на расширении только активного словарного запаса и на переводе определенного пласта лексики из пассивного резерва в активное использование. T&P рассказывают о том, как справиться с поставленной задачей.
Проблема расширения активного словарного запаса чаще встает при изучении иностранного языка, чем в процессе использования родного. Ведя беседу на английском, итальянском или китайском, мы периодически оказываемся в ситуации, когда не знаем конкретное слово, не можем подобрать к нему синоним и даже кружным путем, через описания, сравнения и ассоциации, не в состоянии выразить мысль - а значит, надо хвататься за словарь. С родным языком проще: если нужная лексическая единица на ум не приходит, мы всегда найдем способ выкрутиться, подобрав ей более или менее точный эквивалент.
Об увеличении вокабуляра в пределах родного языка мы задумываемся, если надо произвести впечатление на аудиторию или хочется поразить красноречием собеседника - то есть, когда к делу подключаются эмоции. Обширный словарный запас является показателем образованности и способствует поднятию самооценки, а для журналистов, копирайтеров и переводчиков это еще и инструмент заработка. В стратегическом плане виртуозное владение словом помогает нам как можно точнее выражать наши мысли, эмоции и отношения к жизненным ситуациям и выстраивать эффективную коммуникацию.
Традиционный перечень рекомендаций по расширению словарного запаса находится от нас на расстоянии двух-трех кликов и кочует из блога в блог, из года в год с минимальными изменениями. В этом перечне есть своя правда, но некоторые советы уже плохо соотносятся с реалиями сегодняшней жизни и с современным образом мышления, общения и получения знаний. А другие с самого начала казались подозрительными, но тем не менее продолжают преподноситься как эффективные рецепты. Типовые советы мы покритикуем позже, а прямо сейчас поговорим о чем-то актуальном.
Возьмите за правило писать посты в соцсети, тратя на это по 10 минут три раза в день. Утром, в обед и вечером выдавайте по миниатюрному этюду на любую интересную тему, тщательно продумывая каждую фразу и стараясь ввернуть туда как можно больше странных слов. Цель - чтобы друзья заподозрили, будто ваш аккаунт взломан и это пишете не вы, потому что стиль и слог совершенно неузнаваемы. Регулярно перечитывайте свои предыдущие посты и старайтесь избегать повторов как лексических единиц, так и грамматических конструкций. Если вас бесят моральные эксгибиционисты, выкладывающие на всеобщее обозрение свои завтраки и перепады настроений, измените настройки приватности и сделайте эти посты видимыми только вам самим. В качестве альтернативы, конечно, можно завести бумажную тетрадь или вордовский файл и писать этюды туда - но в соцсетях мы так и так сидим, а файл нужно еще найти в папке и открыть, на что будет вечно не хватать времени.
Вести тетрадь синонимов или записывать слова на карточках - один из самых популярных классических советов по расширению словарного запаса. Большой минус этого метода заключается в том, что слова эффективнее всего учить не по отдельности, а в контексте и в привязке к конкретной теме - не зря же в учебниках иностранных языков каждый урок строится вокруг определенной темы. Если вам нравится пользоваться блокнотами и карточками (неважно, бумажными или электронными), будет полезнее не просто зазубривать слова одно за другим, а придумывать с ними фразы и визуализировать разные диалоговые ситуации.
Немного сомнительным представляется распространенный совет всегда держать под рукой словарь и почаще в него заглядывать. Сама по себе это затея замечательная, только вот нацелена она на расширение пассивного, а не активного вокабуляра. Открыв произвольную страницу толкового словаря, мы убедимся, что давно знаем большинство приведенных там слов, а те, значения которых нам не знакомы, нам, наверное, просто не нужны. Так что словарь рядом держим, но особых надежд на него не возлагаем.
Вполне очевидно, что для обогащения лексикона полезно много читать - только что и как именно надо читать? Для нашего поколения эталонной, скорее всего, будет речь середины ХХ века, которая, с одной стороны, по многим признакам близка к современной, а с другой, еще не успела вобрать в себя варваризмы и жаргонизмы, пришедшие в перестроечную эпоху. Взяв в руки художественное произведение, мы, как правило, быстро увлекаемся сюжетом, перестаем обращать внимание на лексику, и языковое богатство романа благополучно проходит у нас мимо всех радаров. Чтобы этого избежать, можно применить психологический трюк и читать мемуары, автобиографии или любые другие книги, написанные от первого лица. Если читать их не спеша и вдумчиво, а в идеале еще и вслух, в памяти осядут готовые фразы, которые мы сможем использовать, говоря о себе. Правда, извлекать эти фразы из памяти надо как можно скорее, чтобы они не ушли в тину пассивного словаря.
Читать и заучивать наизусть стихи полезно вдвойне - усваивается не только лексика, но и синтаксис. Несмотря на то, что в русском языке порядок слов в предложении достаточно свободный, пользоваться этой свободой в полной мере мы не любим (что вполне рационально с точки зрения экономии мыслительных усилий). У каждого из нас есть облюбованные синтаксические конструкции, которые ограничивают наш лексический диапазон - соответственно, если мы мечтаем этот диапазон расширить, надо проявлять творческий подход к построению фраз. Например, если мы привыкли пользоваться безличными предложениями в духе «Мне хочется», синонимичный ряд окажется предсказуемо узким: «мне мечтается / мне охота / мне надо / мне нужно». Но стоит только выразить эту же мысль с помощью подлежащего и сказуемого, «Я хочу», как пространство для маневра расширится: «Я требую / я желаю / я настаиваю / я нуждаюсь» и так далее. Когда будете писать этюды, смело жонглируйте порядком слов, перекраивайте синтаксис, почаще вставляйте причастные и деепричастные обороты - это хороший стимул для активации пассивного вокабуляра.
Наконец, самое главное. Не относитесь отнестись к пополнению словарного запаса как к ответственной многоступенчатой задаче, для которой следует выделить время и собраться с духом. Это не художественная гимнастика и не нейрохирургия, где надо потратить много лет и усилий, чтобы достичь результата. Включение в речь новых слов - процесс чрезвычайно естественный, запускающийся в самом раннем возрасте, продолжающийся до конца жизни и, честно говоря, совсем несложный.
Иконки: 1) Berkay Sargın, 2) Thomas Le Bas, 3) Kelig Le Luron, 4) Iris Vidal.
Эксперт-консультант по технике речи и риторике, радиоведущая
Когда нет различий в качестве и бренде костюма, когда поведение и реакции типичны и адекватны, когда продукт и маркетинг одинаков, как выделиться среди прочих профессионалов и экспертов? Голос – идеальное решение. Он восхищает, воодушевляет, заставляет взлететь. Он может сломать, обезоружить, испугать. Говорят, человек пользуется возможностями мозга на 10%. Еще меньше достается возможностям голоса.
Редакция сайта rabota.ua продолжает спецпроект «Сила голоса», который откроет вам уникальные возможности вашего голоса, поможет развить силу убеждения, научит правильно дышать и получать удовольствие во время длительных выступлений и самого процесса говорения.
Наш эксперт – , эксперт-консультант по технике речи и риторике, автор и ведущая talk-проектов радио «Київ 98 ФМ» , расскажет о том, как бороться с главными проблемами голоса, дыхания и речи, как увеличить словарный запас, о постановке всех звуков, севшем горле, работе с микрофоном и подготовке к публичным выступлениям.
Предыдущие выпуски спецпроекта:
Иногда мы сталкиваемся с тем, что нам не хватает слов для поддержания разговора, ведения дискуссии, переговоров или просто, чтобы объяснить свою позицию. Нам кажется, что мы не способны самостоятельно дать определения или придумать ассоциации. Но на самом деле мы можем все, при условии, что задействуем словарный запас в полном объеме.
Некоторые нейролингвисты уверены, что если запустить как фильм всю информацию, содержащуюся в мозге одного человека, то ее бы хватило на беспрерывный просмотр в течение 200 лет. Мы неосознанно запоминаем все слова, которые мы когда-либо услышали на улице, в семье, по ТВ или радио, прочитали в книгах и журналах. Многие из услышанных или прочитанных слов мы не используем в своей речи. Но иногда мозг приоткрывает дверцу, и проскакивают странные непонятно откуда взявшиеся словосочетания или фразы. Так пассивный словарный запас проявляется в определенных ситуациях, неразрывно связанных с конкретным словом, ведь мы запоминаем слова образами.
В те моменты, когда нам необходимо выглядеть образованнее, умнее, интеллигентнее, мы задаемся вопросом: «А как то, что есть у меня в пассивном лексиконе, вывести в авангард, т.е. активный лексикон?». На помощь приходят простые упражнения. C некоторыми из которых мы знакомы с детства: мы либо играли в словесные игры с друзьями, не понимая, насколько они полезны, либо нас ненавязчиво вовлекали в развивающую игру хорошие учителя и родители.
1. Алфавит
Быстро называйте в алфавитном порядке слова-существительные в именительном падеже, в единственном числе (кроме тех, что используются только во множественном числе – брюки, ножницы). Нельзя использовать имена и названия городов. Пауза между словами должна быть не больше 5 секунд. Через несколько попыток вы начнете вспоминать такие слова, о существовании в голове которых даже не подозревали: «А – арбуз, Б – барабан, В – варежка, Г – гвоздь, Д – …».
Проделайте то же самое, называя сначала только прилагательные, а затем только глаголы. Упражнение можно усложнить, если сразу называть три не связанные между собой слова на одну букву: «Арбуз арахисовый агитировать», «Баран бешеный бомбить»…
2. Десяточка
Десять коротких предложений – это приблизительный объем комментария для радио или прессы длительностью 30-40 секунд. Возьмите любую тему. Составьте 10 предложений на эту тему. В каждом предложении должно быть не больше 7 слов.
Первое предложение начинается с заявления темы. Каждое следующее предложение начинается с того слова, которым закончилось предыдущая фраза. Подбирая фразы, максимально придерживайтесь выбранной темы. Если тема «Осень», то предложения могут выстраиваться так: «Осень – самое цветное время года. Года, который начинается с января. Первое января – это начало зимы, когда яркие листья опадают. Опадают потому, что …».
3. Ассоциации
Упражнение активизирует словарный запас, включает воображение, стимулирует мыслить шире.
У каждого человека существует своя ассоциация для каждой вещи. Так, для одного телефон – инструмент для совершения звонков, для другого – приятное развлечение, для третьего – рабочая суета. Выберите любое понятие, предмет, явление, и, не задумываясь, назовите 10 первых ассоциаций, которые придут вам в голову: «Лампочка – это свет, вечер, мигание, электросчетчик, энергоэффективность, оплата коммунальных счетов, Ленин, эксперименты Теслы, анекдот про «сколько гуманитариев нужно, чтобы выкрутить лампочку?», напоминание о ремонте».
Еще одно упражнение. Оно «вытягивает» слова из пассивного запаса и учит шире смотреть на предметы и явления. Возьмите любой предмет, который находится у вас перед глазами, и назовите 10 его определений: «Ручка: шариковая, белая, пластмассовая, легкая, пишущая, экологичная, неудобная, памятная, подарочная, смешная».
4. Игра «Я знаю 5 имен»
Это одна из популярных детских игр с мячом. Она тренирует память, расширяет лексикон, синхронизирует жесты и говорение. Набивая мяч, мы называли 5 имен девочек, мальчиков, городов, деревьев, овощей, стран. Будучи взрослым, вы можете исключить мяч из условий игры и усложнить ее, называя 5 европейский столиц, фамилий американских президентов, научных терминов и пр.
5. Вспомнить все
Упражнение отлично «вытягивает» слова из далеких уголков памяти. Выберите любую букву и назовите 25 слов, которые начинаются с нее. Нельзя использовать однокоренные слова, например, «бить» и «битва». Старайтесь вспомнить слова, максимально не связанные между собой. В первый раз в мозге происходит хаотическая работа по поиску слов, и кажется, что такого количества слов и не существует. Но уже с третьей буквы (третьего подхода к игре) вы поймете, что ваш запас слов на одну букву очень и очень велик. Практикуйте не менее трех букв за одну тренировку.
6. Трехлитровая банка
Упражнение хорошо активизирует словарный запас и тренирует память относительно слов, обозначающих материальные предметы. Выберите любую букву и называйте все слова, начинающиеся с нее (существительные, в единственном числе, не абстрактные понятия, не имена и не названия городов), которые можно поместить в трехлитровую банку. Для придания остроты игре называемые предметы можно гнуть, крошить, если это помогает поместить вещь в банку. Так, мандарин или игрушечная машинка пройдет через горлышко банки, а механизатор – нет.
7. Списки
Упражнение-игра для активизации памяти. Выберите букву, запишите как можно больше слов, начинающихся с этой буквы и соответствующих одной категории. Можно записывать марки машин, названия городов, названия животных или другие категории предметов или явлений на заданную букву. Категории и временные лимиты вы можете выбрать сами в зависимости от того, что именно вам нужно прокачать.
Богатейший и красивейший русский язык дает возможность людям, разговаривающим на нем, излагаться разнообразно. Точность формулировок и красивая речь зависят от словарного запаса, которым владеет человек. Чем больше слов он употребляет, тем развитым интеллектуальнее считается. Поэтому важным становится увеличение количества употребляемых слов.
По научному словарный запас носит название лексикон, означающий слова, знакомые индивиду, группе или входящие в язык. Его условно подразделяют на;
Так, если ребенок, идущий в первый класс, владеет двумя тысячами слов, то в последнем это количество уже дорастает пяти тысяч. Тем, кто учится и развивается дальше, словарный запас достигает 10000 слов и более. Тогда большинство из них относятся к пассивному запасу.
Эрудированные люди иногда владеют даже 50000 слов. Но, только малая часть употребляется ежедневно при общении. Остальной лексикон задействуют уже лишь с подобными ему интеллектуалами.
Следующие упражнения выполняются в письменном или устном виде.
Непросто выполнить каждое из упражнений. Зато слова постепенно переходят из пассивного лексикона в активный и происходит его пополнение.
Развитие словарного запаса, по сути, необходимо для озвучивания своих мыслей, намерений, анализа и выводов. Умение это подкрепляется практикой и ослабляется при ее отсутствии. Поэтому, чтобы развивать свою речь, следует постоянно общаться. Рост словарного запаса обеспечивается: при изучении новых слов, которые мы слышим от собеседников; точных определений, когда слова переводятся из пассивного лексикона в активный.
Следующие занятия помогут увеличить словарный запас.
Для этого важно:
Чтобы улучшить лексикон, необходимы осознанные действия. Для достижения красивой речи необходимы постоянные тренировки. Игнорирование новых слов не даст шанс им попасть в активный или пассивный словарный запас. Получается, что тем, кто хочет расширить запас слов и обогатить свой язык, следует предпринимать для этого регулярные волевые усилия.
Хотите стать образованнее, остроумнее и красноречивее? Тогда пополняйте свой словарный запас! Но как это сделать быстро и без проблем?
Если вам нужно увеличить запас слов английского или другого иностранного языка, то действовать следует несколько иначе, так как процесс более сложный.
Советы для тех, кто решил развиваться и увеличивать свой словарный запас:
А теперь приступайте к расширению своего словарного запаса!
Считается, что богатый язык помогает зарабатывать на жизнь журналистам, копирайтерам, редакторам и переводчикам. Во всяком случае, он имеет прямое отношение к их профессионализму. О расширении лексикона речь заходит и в том случае, когда мы хотим выступать публично и производить впечатление на слушателей. Какие способы увеличения активного словаря наиболее эффективны?
Вопрос об увеличении словарного запаса встает обычно при изучении иностранных языков. Когда мы говорим на английском, испанском, немецком или любом другом неродном языке, мы регулярно сталкиваемся с тем, что не знаем некоторых слов. В этом случае на помощь приходят словари. С русским проще: если нужное выражение вылетело из головы, мы всегда можем подобрать синоним или объяснить, что имеем в виду, описательно.
Условно лексикон делится на активный, пассивный и внешний. К первой группе можно отнести ту часть словарного запаса, которую человек не только знает, но и активно использует в повседневной речи. Для его употребления не требуется дополнительных усилий.
К пассивному относятся те слова, которые мы понимаем, но не применяем постоянно. В случае необходимости их, скорее всего, придется вспоминать. Внешний лексикон включает в себя специальные, профессиональные и научные термины, а также неологизмы. Провести четкую грань между этими группами практически невозможно.
По мере взросления, умственного развития и расширения круга общения словарный запас ребенка растет.
Считается, что первоклассник в среднем владеет 2 000 слов, и этого достаточно, чтобы объясняться на бытовом уровне.
За время обучения в школе эта цифра увеличивается в 5 раз или больше. В лексикон начинают входить термины, которые звучат на уроках, а также слова, встречающиеся в произведениях классической литературы. При этом большая часть новых знаний уходит в пассивный запас.
Многие преподаватели ораторского искусства уверены, что образованному человеку необходимо обогащать лексикон в целом. Однако если необходимо сделать речь более выразительной, насыщенной и убедительной, стоит обращать внимание в первую очередь на расширение активного запаса, а также на перевод части лексики из пассивного словаря в активный.
Выявить словесный «мусор» в своей речи не так сложно: достаточно почитать переписки с друзьями и родственниками в социальных сетях. Все находки надо выписать в блокнот и попросить коллегу или друга одергивать вас каждый раз, когда вы произносите что-то из запрещенного списка. Можно даже поспорить с приятелем и пообещать за определенное количество «осечек» угощать его кофе или обедом.
Такая мотивация поможет в кратчайшие сроки избавиться от лишних и ненужных слов, а память тем временем будет сама подкидывать вам литературные синонимы из пассивного запаса.
Русский язык настолько богат, что к одному слову можно подобрать десяток синонимов для разных контекстов и стилей речи. В повседневной жизни мы используем всего пару-тройку из них, поэтому и появляются так называемые универсальные слова, делающие наш язык примитивным и небогатым.
Один из самых популярных способов изменить эту ситуацию - вести собственный словарь синонимов или выписывать новые выражения на карточки.
Этот же метод используется и при изучении иностранных языков, но у него есть большой минус: заучивать слова по отдельности практически бессмысленно, поскольку они, скорее всего, попадут в пассивный запас и не будут широко использоваться. Поэтому полезнее и целесообразнее будет не бездумно зазубривать, а сразу применять слова на практике - сочинять предложения с ними или целые диалоги.
Для тренировки можно делать несколько упражнений. Сочините небольшой текст или возьмите уже готовый и несколько раз перепишите его другими словами. При этом нужно следить, чтобы по возможности каждый раз в нем были разные слова, старайтесь избегать повторов. При постоянном выполнении этого упражнения выражения надежно закрепятся в активном словаре и будут чаще приходить в голову при разговоре.
Выделяйте каждый день время на то, чтобы писать в социальных сетях по три небольшие заметки о том, что происходит вокруг вас.
Задача заключается в том, что вы должны использовать максимально нетипичный для вас словарный запас, чтобы ваши друзья и подписчики решили, будто вашу страницу взломали и текст писали не вы, а кто-то другой.
Большинство сайтов и блогов, которые учат, как пополнить словарный запас русского языка, предлагают всегда держать под рукой словарь синонимов и почаще в него заглядывать. Но это правило скорее полезно для тех, кто много пишет. Человек ищет альтернативу в тот момент, когда она ему действительно нужна, и сразу же ее использует. Это не гарантирует, что найденное слово будет использоваться и впредь. Таким образом, новые слова окажутся в пассиве и обогащению языка способствовать не будут.
Чтение книг является очевидным способом увеличения словарного запаса. Но возникает вопрос: какую именно литературу надо читать и что делать, чтобы выражения остались в памяти?
Проблема заключается лишь в том, что во время чтения художественных произведений мы увлекаемся сюжетом и забываем про лексику. С этим можно справиться, если читать медленно и вдумчиво, возможно, даже выписывать отдельные слова и выражения. Использовать полученные знания нужно как можно скорее, чтобы они не ушли в пассивный запас.
Многие отмечают особую пользу заучивания наизусть стихотворений для расширения словарного запаса. Таким образом можно усвоить не только лексику, но и синтаксис. В русском языке отсутствует строго фиксированный порядок слов в предложениях, что дает нам огромную свободу. Правда, мы редко ею пользуемся.
У каждого человека есть любимые конструкции и выражения, которые он использует раз за разом.
Для увеличения лексического диапазона стоит проявить более творческий подход при построении фраз. Достаточно заменить безличные предложения («Мне хочется») на личные («Я хочу»). Если вы используете и подлежащее, и сказуемое, то синонимический ряд и пространство для маневров будет значительно шире.
Можно ли заменить чтение прослушиванием аудиокниг? Такой способ восприятия информации, конечно, заметно экономит время, ведь можно включить запись в машине или на кухне. Но в этом случае есть риск отвлечься от языка и воспринимать аудио исключительно как фон. Кроме того, нужно учитывать, что далеко не все хорошо воспринимают информацию на слух.
Самый простой способ увеличить словарный запас - это общение с разными людьми. Главное, чтобы собеседники как можно больше отличались друг от друга: по возрасту, образованию, профессии. Так вы сможете почерпнуть новые для себя слова и сразу начать их использовать.
Кроме того, устная практика признается многими преподавателями ораторского искусства наиболее действенной для пополнения лексикона. Даже если вы не намерены собирать залы и произносить продолжительные монологи для большой аудитории, этот опыт будет полезным. Почаще пересказывайте истории и фильмы или просто рассказывайте о своей жизни друзьям, знакомым, родственникам или самому себе.