Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Левинсон Л.

Конституции РФ раскрывает референдум как высшее непосредственное выражение власти народа. В связи с этим задача закона, регулирующего подготовку и проведение референдумов, - обеспечить возможность реализации этой формы прямого народовластия, сделать его доступным, установить разумные условия инициирования, удобный и выполнимый порядок подготовительных действий.

Федеральный конституционный закон (ФКЗ) от 10 октября 1995 года в целом отвечал этим требованиям. Однако практика, а точнее попытки его применения показали, что и в существующем виде порог доступа к референдуму является излишне высоким, а сроки проведения подготовительных действий - достаточно жесткими.

Анализ текста проекта нового ФКЗ показывает, что отнюдь не стремление к осуществимости референдума руководило его авторами. Напротив, задачей новой версии стало сведение к минимуму возможности организации референдума снизу, по инициативе граждан и независимых политических партий, превращение референдума в инструмент власти. Предлагаемые проектом изощренные правила нельзя расценить иначе как воспрепятствование гражданам в проведении всенародного голосования по вопросам государственного значения.

Законопроект, как и действующий ФКЗ от 10 октября 1995 года, предусматривает, что инициатива проведения референдума принадлежит не менее чем двум миллионам граждан. При этом по действующей редакции на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ должно проживать не более 10 процентов из них (т.е. сбор подписей должен проводиться не менее чем в 10 регионах). Законопроектом же устанавливается, что на один субъект РФ (или на заграничную диаспору) должно приходиться не более 50 тысяч инициаторов, что порождает необходимость сбора подписей не менее чем в 40 регионах (статья 14). Но это лишь первая и не самая существенная трудность.

По ФКЗ от 10 октября 1995 года для сбора подписей в поддержку проведения референдума образуется одна инициативная группа в количестве не менее 100 человек, которая и организует сбор подписей во всех регионах. Законопроектом предлагается иная модель: инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ . В каждую региональную подгруппу должно входить не менее 100 участников референдума, проживающих в соответствующем субъекте. Таким образом, инициативная группа должна состоять из не менее чем 4500 человек .

Региональная подгруппа образуется на собрании, в котором должно принимать участие не менее 100 человек, подписи которых удостоверяются нотариально (такое же нотариальное заверение подписей не менее 500 человек требуется при создании инициативной агитационной группы, статья 61).

Согласно статье 17 проекта, сбор подписей граждан - инициаторов референдума может осуществляться только в субъектах Федерации, где зарегистрирована региональная подгруппа . Таким образом, жители более половины регионов, поддерживающие проведение референдума, могут быть лишены возможности стать его инициаторами только на том основании, что на территории их проживания не создана региональная подгруппа. Это противоречит природе национального референдума, призванного решать не региональные, а общегосударственные вопросы, и ограничивает политические права граждан. Так, жители Магаданской области не менее москвичей могут быть заинтересованы в референдуме по актуальному для всего населения страны вопросу. Однако в силу того, что образование группы из 100 активных политиков в Магаданской области окажется невозможным, жители области будут лишены возможности принять участие в инициировании общенационального голосования. Для того же, чтобы проводить сбор подписей на всей территории России, а также среди граждан РФ за ее пределами инициативная группа должна состоять не менее чем из 9000 человек , что почти равняется необходимому для создания политической партии числу членов.

При этом вести сбор подписей вправе исключительно члены региональной подгруппы . Привлечение к сбору подписей (как это обычно происходит и труднореализуемо в другом режиме) групп сборщиков подписей (студентов, пенсионеров) будет, при таких условиях, затруднительно, поскольку все члены региональной подгруппы должны быть определены заранее, а их список представляется в избирательную комиссию субъекта РФ одновременно с ходатайством о регистрации подгруппы. Учитывая, что представляемые в избирком сведения о членах подгруппы включают, помимо идентификационных данных, указание основного места работы или службы и занимаемой должности , многие граждане, обычно участвующие в сборе подписей в целях дополнительного заработка, вряд ли согласятся войти в политическое образование - региональную подгруппу, что может быть чревато, в частности, информированием работодателей о политической активности работников. Кроме того, инициаторы референдума также вряд ли согласятся на риск включения технических работников - сборщиков в состав инициативной группы. Ведь члены инициативной группы имеют определенный статус, полномочия и принимают содержательные решения, влияющие на судьбу референдума, в том числе решение об отзыве инициативы референдума (для принятия такого решения достаточно более половины голосов членов каждой подгруппы).

Эта неоправданно утяжеленная процедура сопряжена со сжатыми сроками проведения всех подготовительных мероприятий и, напротив, с увеличенными сроками, предоставляемые избирательным комиссиям для принятия решений. На сбор двух миллионов подписей отводится всего 45 дней (действующий ФКЗ допускает сбор подписей в течение 3 месяцев) . При этом процедура сбора подписей не может начаться в момент принятия решения о регистрации инициативной группы, поскольку номер регистрационного свидетельства, определяемый ЦИК, вносится в подписной лист типографским способом, при его изготовлении (статья 16). Таким образом, часть времени, отведенная на собирание подписей, уйдет на изготовление подписных листов. Еще большее время необходимо на их заверение, подсчет инициаторами собранных подписей, их нумерацию и брошюрование, составление протоколов об итогах сбора подписей, их доставку из регионов в Москву, а также изготовление первого финансового отчета, представляемого одновременно с подписями. С учетом всех этих задержек реальный срок возможного сбора подписей составит немногим более месяца. В то же время срок, отводимый Центральной избирательной комиссии на проверку подписей, увеличивается проектом вдвое: с 15 (в действующей редакции закона) до 30 дней.

Погрешности при сборе подписей обычно весьма велики в силу недобросовестности сборщиков, ошибок в заполнении листов, умышленных провокаций. Такие ситуации не могут не учитываться инициаторами и должны компенсироваться существенным процентом подписей сверх установленного количества. Если Федеральный закон от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Государственной Думы…" допускает превышение необходимого количества подписей при их представлении в комиссию на 25 процентов, то рассматриваемый законопроект - только на 5 процентов . При этом, если количество забракованных подписей составит 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки (а проверке подлежит не менее 40 процентов подписей от 2 млн.), проведение референдума становится невозможным.
Для сравнения: проверке по закону "О выборах депутатов…" подлежит не менее 20 процентов от необходимого числа подписей, для отказа же в регистрации кандидата (списка кандидатов) должно быть выявлено 25 и более процентов недействительных подписей из числа отобранных. Эти правила, с учетом удвоенного срока, предоставляемого ЦИК для проверки доброкачественности подписей, несомненно, станут наиболее опасными, если не основными препятствиями на пути к референдуму.

Сохраняется и внесенный Федеральным законом от 27 сентября 2002 года запрет на проведение референдума в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ. Это ограничение представляется неправомерным и не соответствует допустимым Конституцией основаниям ограничения прав граждан, перечисленным в статье 55 (части 3) Конституции.

Ограничениями доступа к референдуму не исчерпывается список содержащихся в проекте новаций, вызывающих принципиальные возражения. ФКЗ от 10 октября 1995 года не предусматривает возможности признания результатов референдума в целом недействительными, если референдум признан состоявшимся по числу граждан, принявших участие в голосовании. Относительно возможных нарушений действующим законом устанавливается, что постановлением Центральной комиссии могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений, существенно повлиявших на итоги голосования, результаты голосования лишь в отдельных субъектах РФ. В этих регионах проводится повторное голосование. Законопроект допускает признание недействительными результатов референдума в целом , что дает власти возможность аннулировать любое неудобное решение даже состоявшегося, несмотря на вышеперечисленные препятствия, всенародного голосования. В случае принятия такого решения ЦИК назначает повторное голосование, которое проводится не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу решения о признании результатов недействительными. При этом со дня назначения повторного голосования на референдуме агитация по вопросам референдума запрещается (статья 81), что дает возможность, не допуская прямой агитации, но используя разнообразные пропагандистские возможности, повлиять на значительную часть населения.

Изложенные концептуальные положения проекта исключают возможность его поддержки.

Лев Левинсон,
Институт прав человека


Страница 1 из 32

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"

Закон "О референдуме"

Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"

Дата подписания: 28.06.2004

Дата публикации: 30.06.2004 00:00

Одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Референдум Российской Федерации

Статья 2. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о референдуме

1. Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

2. Порядок и сроки назначения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом. Порядок и сроки подготовки и проведения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимаемыми в пределах ее полномочий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

3. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимаются в целях обеспечения единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума.

Статья 4. Основные термины и понятия

1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона применяются следующие термины и понятия:

1) агитация по вопросам референдума - деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума путем внесения подписей в подписные листы или иным способом либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вопрос (вопросы) референдума;

2) адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина;

4) вопрос референдума - вопрос государственного значения, по которому предлагается провести или проводится референдум;

5) инициативная агитационная группа - группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях проведения агитации по вопросам референдума;

6) инициативная группа по проведению референдума - группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы проведения референдума;

Президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон "О референдуме РФ", принятый Государственной Думой 11 июня 2004 года и одобренный Советом Федерации 23 июня 2004 года. Об этом сообщил в понедельник "Интерфакс" со ссылкой на пресс-служба главы государства.

11 июня Госдума приняла сразу во втором и в третьем чтениях новую редакцию закона "О референдуме Российской Федерации". При третьем чтении в поддержку этого законопроекта высказались 344 депутата (при необходимом для принятия конституционных законов минимуме в 300 человек), 93 были против и один воздержался.

Отметим, что принятый документ фактически усложняет получение разрешения на проведение референдума. Закон более сложно, по сравнению с ныне действующим, определяет порядок инициирования и проведения референдума, устанавливает новые требования к выдвижению инициативы его проведения.

Согласно закону, инициативная группа граждан должна состоять из региональных подгрупп, образуемых более чем в половине субъектов РФ. Закон повышает роль политических партий, которые наряду с гражданами получили право создавать инициативные агитационные группы.

Закон определяет, какие вопросы могут и не могут выноситься на референдум, регламентирует полномочия Центральной избирательной комиссии РФ по реализации данного закона, а также устанавливает механизм финансового обеспечения референдума.

Группа парламентариев намерена оспорить в Конституционном суде РФ конституционность принятия президентского законопроекта "О референдуме Российской Федерации". Об этом заявил в пятницу независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков.

В пятницу Госдума приняла этот законопроект сразу во втором и в третьем чтениях. При этом были отклонены практически все, в том числе принципиальные, поправки, представленные левой думской оппозицией и независимыми депутатами.

В связи с этим Рыжков заявил журналистам, что депутаты намерены оспаривать правомочность принятия этого закона "по полутора десяткам позиций". Он сказал, что будет собирать подписи парламентариев, не согласных с тем, как принимался этот закон в Госдуме - всего предстоит собрать для подачи документов в КС не менее 90 подписей.

"Как самогон через аппарат, прогнали этот закон за 10 дней", - сказал Рыжков.

Он напомнил, что первое чтение законопроекта состоялось 2 июня, то есть работа над ним фактически завершилась в течение недели. По утверждению парламентария, "десятки поправок, в основном представленные коммунистами, вообще потеряли".

"У нас (в стране) десять лет референдума не было - еще сто не будет", - заявил Рыжков, пояснив, что в соответствии с новым законом процедура чрезвычайно усложнена, введены дополнительные бюрократические барьеры на пути инициаторов проведения референдума.

Рыжков считает принятый закон антиконституционным.

При этом он заметил, что если народ в соответствии с новым законом фактически утратил возможность инициировать и провести референдум, то президент, напротив, такое право приобрел, причем ему даже не нужно собирать, как это предусмотрено законом, 2 млн подписей.

Принятый Госдумой в новой редакции федеральный конституционный закон "О референдуме" позволит избежать попыток манипулирования общественным мнением, считает глава комитета Госдумы по общественным организациям Сергей Попов.

"Закон "О референдуме" ставит преграды на пути тех, кто пытается использовать идею референдума для манипулирования гражданами", - заявил Сергей Попов в пятницу после рассмотрения в Думе данного законопроекта.

При этом депутат подчеркнул, что новый закон не вводит никаких дополнительных ограничений, сообщает "Интерфакс".

"Новый закон лишь уточняет процедуру проведения референдума и позволяет применять уже опробованные ранее нормы. Никаких новых ограничений, которые ни присутствовали бы в нашем законодательстве ранее, в этом законе нет", - сказал Сергей Попов

Глава думского комитета поддержал положение законопроекта, в соответствии с которым для организации референдума необходимо собрать 2 млн подписей.

"Что это за важный для всех вопрос, если вы не можете собрать 2 млн. подписей в его поддержку?" - заметил Сергей Попов. При этом депутат подчеркнул, что "только что, на выборах президента РФ, действовали те же нормы, и все кто хотел собрали 2 млн подписей". "Крику было много, но необходимый результат получили все", - напомнил он.

Сергей Попов сообщил, что при подготовке проекта нового закона "О референдуме" был учтен опыт России и других демократических стран.

"Мы провели "круглый стол" в Думе, в котором участвовали все политические силы, выслушали все точки зрения. В результате в закон внесены поправки, учитывающие интересы большинства граждан России", - заявил председатель думского комитета.

Глава Центризбиркома Александр Вешняков считает этот закон "компромиссным вариантом"

Глава Центризбиркома РФ Александр Вешняков называет принятый в пятницу Госдумой федеральный конституционный закон "О референдуме РФ" "компромиссным вариантом". Об этом он заявил по итогам рассмотрения нижней палатой российского парламента закона "О референдуме РФ", внесенного президентом.

По словам Вешнякова, в рамках пленарного заседания обсуждались, а в ряде случаев были вынесены на отдельное обсуждение поправки в закон. "Мы не совсем удовлетворены некоторыми принятыми поправками, но в данном случае были согласны пойти на компромисс", - сказал Вешняков.

"Всего более 30 предложенных депутатами изменений в эти законы получили одобрение и были приняты", - сказал он.

Наряду с проведением выборов, референдум является высшим проявлением народной воли. Для его проведения государство должно гарантировать принципы свободного выражения своего выбора. Данные правовые нормы регламентируются законом 5 ФКЗ. Он предписывает механизмы, по которым граждане могут воспользоваться своими правами, а также принципы, на которых основывается проведение соответствующих мероприятий.

Федеральный конституционный закон под номером 5 ФКЗ «О референдуме в РФ» одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года. С момента вступления документа в силу в него вносились определенные изменения, призванные устранить неточности в формулировках. Последние поправки были введены 18 июня 2017.

Структурно Федеральный закон «О референдуме РФ» состоит из следующих глав:

  • общие положения — включают в себя принципы проведения, основные понятия и термины, используемые законодательством, а также отдельные организационные аспекты;
  • инициатива проведения и начало референдума – регулируется порядок организации, сбор подписей и их проверку, решение о назначении;
  • комиссии – систематизация их организации и правовой статус, процедура формирования и сроки, подразделения комиссий и полномочия;
  • статус наблюдателей и представителей средств массовой информации, регламент их участия в проведении голосования;
  • списки участников референдума , порядок составления и ознакомления с ними по закону;
  • финансирование проводимого голосования, учреждение специальных фондов и отчетность;
  • информационное обеспечение – порядок информирования участников, опубликование опросов и правовых актов и законов, выносимых на голосование, агитация и условия ее проведения;
  • процедура голосования – выбор помещений, бюллетень и открепительное удостоверение, порядок голосования, в том числе досрочного и вне отведенных помещений;
  • подсчет голосов и определение итогов – ведение протокола, подсчет бюллетеней и определение результатов;
  • опубликование итогов и юридическая сила принятого голосованием решения для принятия соответствующего закона;
  • рассмотрение нарушений , зафиксированных в ходе голосования;
  • ответственность за нарушения данного закона.

В заключительные положения документа включаются статьи о порядке исчисления сроков, переходные правовые нормы и порядок вступления закона в силу. В последнем вопросе учитываются и документы, которые в соответствии с принятием ФЗ 5 «О референдуме РФ» утрачивают свою силу.

В Федеральный конституционный закон под номером 5 кроме основных статей включены два приложения . Первое – утвержденная форма подписного листа. Второе – контрольное соотношение сведений, вносимых в итоговый протокол.

Принципы проведения референдума регулируются статьей 2 Федерального конституционного закона под номером 5 и определяются следующими положениями:

  • всеобщее равное прямое волеизъявление граждан;
  • право участия не зависит от каких-либо признаков, происхождения или принадлежности;
  • каждый участник обладает равным количеством голосов;
  • в голосовании гражданин изъявляет свою волю по вынесенным вопросам или против них;
  • участие является добровольным, никто не вправе навязывать его насильно или условиями;
  • голосование является тайным, никто не имеет права наблюдать за заполнением бюллетеня.

Право на проведение референдума

Инициатива проведения референдума регламентируется статьей 14 Федерального конституционного закона «О референдумах РФ». По ее предписаниям голосование инициируется:

  • двумя миллионами граждан Российской Федерации, поставившими свои подписи за проведение;
  • Конституционным Собранием;
  • федеральными органами государственной власти.

Каждая инициатива имеет определенные условия для ее реализации. Отдельно закон касается вопросов, которые могут выдвигаться на голосование . К таковым согласно статье 6 ФКЗ 5 относятся:

На референдум не выносятся следующие вопросы :

  • о смене статуса субъектов РФ, который уже закреплен в Конституции;
  • о пребывании на государственных постах временно замещающих лиц;
  • о прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ или Государственной Думы;
  • о составе государственных органов, а также об органах, сформированных согласно международным договоренностям;
  • о принятии чрезвычайных мер для обеспечения здоровья и безопасности граждан.

Скачать ФЗ 5

Скачать Федеральный конституционный закон «О референдумах Российской Федерации» можно . Документ предлагается в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован гражданами, знакомящимися со своими правами, а также должностными лицами, задействованными в подготовке и реализации голосования.

Изменения в ФЗ 5 «О референдуме в РФ»

Последние изменения в ФКЗ 5 были внесены 18 июня 2017 года . Они коснулись пункта 16 статьи 30 . Положение регулирует полномочия Центральной избирательной комиссии РФ – действия, которые она вправе совершать с целью реализации предписаний данного закона.

Внесенные поправки полностью изменили редакцию пункта 16, определяющего порядок доставки в комиссии документации, связанной с проведением голосования. Иных изменений в Закон о референдумах не вносилось.

В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодатель-ный).

По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.

Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»).

Всеобщий референдум в РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов.

Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них; 2) Конституционного Собрания.

Инициатива референдума не может быть подана в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов, а также в период избирательной кампании, проводимой по поводу выборов в федеральные органы власти (Государственную Думу Федерального Собрания РФ), либо если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.

Не допускается проведение всероссийского референдума в случае введения военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ на весь период такого положения, а также в течение 3 месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Принципы проведения всероссийского референдума: 1) всеобщность; 2) равного; 3) прямого; 4) тайного.

Право принимать участие в референдуме РФ принадлежит всем гражданам РФ. Никто не может быть лишен этого права. Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Право участвовать в референдуме возникает с момента достижения гражданином 18 лет. Голосование на референдуме РФ осуществляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.


Вопросы референдума :

проект новой Конституции Российской Федерации.

проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Вопросы государственного значения.

вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

не могут выноситься вопросы :

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Порядок организации и проведения:

Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, Президент направляет их в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд рассматривает обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.

Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум.

При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Система комиссий:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований

4) участковые комиссии.

3. При образовании участков референдума на территории каждого участка референдума должно быть зарегистрировано не более 3000 участников референдума.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума.

24. Конституционный статус личности: понятие, структура, принципы.

Правовой статус личности –совокупность прав и обязанностей, устанавливаемых нормами различных отраслей права.

Исходные положения этого статуса – общепризнанные общечеловеческие ценности, находящие свое выражение в понятии естественных, неотчуждаемых прав человека. Другой составной частью правового статуса личности является правовой статус гражданина. КП устанавливает основы правового статуса личности. Гл.2КРФ закрепляет их; 64 ст. гласит, что положения этой главы не м/б изменены иначе, как в порядке, установленном КРФ – путем общего пересмотра КРФ.

ЭЛЕМЕНТЫ основ правового статуса личности:

1) естественные права человека , не зависящие от его гражданства, правовой связи с каким-либо гос-ом

2) принадлежность/непринадлежность человека к гражданству данной страны

3) правовые принципы статуса личности: равноправие лиц в своем статусе, гарантированность прав

4) институт основных прав и свобод: конституционные права лица (и человека, и гражданина)

5) контроль за соблюдением прав человека и гражданина (Уполномоченный по правам человека)

6) институт основных обязанностей

ПРИНЦИПЫ:

Принципы правого статуса личности – те основные начала, руководящие положения, которые определяют предоставление этой личности прав и исполнение ею обязанностей п/д другими личностями, коллективами, гос-ом. Они охраняются гос-ом и правом.

1. сочетание прав и обязанностей

· конституционному праву личности соответствует обязанность другой личности, гос-ва или общества.

· Многие права могут выступать как обязанности (забота о детях, их воспитание)

2. неотъемлемость конституционных прав личности и недопустимость произвольного отказа от выполнения обязанностей (ч.2 ст.17 КРФ).

Ч. 2 ст.55: не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. равенство людей в отношении их прав и обязанностей .

· Всеобщее фактическое равенство людей обеспечить невозможно – люди неодинаковы, например, по своим способностям, что влечет неодинаковый уровень жизни.

· То есть этот принцип говорит о юридическом равенстве – о равенстве возможностей.

■ Гос-во должно помогать тем, кто по разным причинам не может использовать предоставляемые правом равные возможности.

■ Не допускается дискриминация (различие) в правах и обязанностях по основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее соц.статуса.

4. гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей

Три разновидности гарантий:

· социально-экономические – необходима материальная база для осуществления прав и выполнения обязанностей

· политические – реальная власть народа, демократический характер общества и гос-ва, борьба с бюрократизмом, привилегиями элиты

· юридические – правовые средства по осуществлению и защите прав человека и гражданина, юридические методы обеспечения выполнения конституционных обязанностей.

25. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, характеристика. Классификация конституционных прав и свобод.

Правовой статус - это юридически закреплено положение лица в государстве и обществе.

Ст.2 – высшей ценностью – человек, его права и свободы. – это приоритет. Даже в случае коллизии с другими ценностями.

Гл. 2 является одной из наиболее защищённой, жёсткой в Конституции и не может быть изменена ФЕд. собранием.

Основные права и свободы рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения. То есть они являются дозаконотворческими и внезаконотворческими.

Такие естественные права не могут быть не только приобретёнными, но и переданы к-л, являются неотчуждаемыми. Даже отказ от них – ничтожен.

Особенности:

- являются исходным пунктом для установления др. прав, свобод и законных интересов в отраслевом законодательстве (специальном)

Высокая степень их обобщения и распространения

В основе не юр. факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве РФ

Обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Классификация:

1. Права человека и права гражданина.

2. Индивидуальные и коллективные (право на объединения ст.30, на забастовку ч.4 ст.37, права коренных малочисленных народов и нац. меньшинств ст.69+ФЗ)

3. Основные (право на участие граждан в управлении делами государства через право избирать и быть избранными) и дополнительные.

4. Общие (большой круг лиц) и частные (небольшой круг лиц) – пенсионеры и пенсионеры-инвалиды

5. Абсолютные (не могут быть ограничены – на жизнь, достоинство личности, жилище, судебную защиту, свобода совести, предпринимат-й д-ти) и подлежащие законодательному ограничению (свобода печати, передвижения, право собственности, тайна переписки).

6. По сферам проявления прав:

-Личные (гражданские) права и свободы – составляют первооснову к-п статуса личности, обеспеч-т защиту всех сфер частной жизни – большинство из этих прав носит абсолютный и естественный характер.

-политические – обеспечивают участие личности в жизни общества и гос-ва, в т.ч. формировании и осуществлении публичной власти. Большинство принадлежат только гражданам.

-экономические, социальные и культурные – обеспечивают реализацию и защиту жизненных потребностей человека в этих сферах.

Обязанности- мера должного поведения человека в обществе - необходимы для поддержания жизнеспособности государства и обеспечения других прав и свобод.

Основные(конституционные) обязанности человека и гражданина в РФ:

Соблюдение Конституции и законов

Уважение прав и свобод других лиц

Защита Отечества

Уплата налогов и сборов

Бережное отношение к природе и окружающей среде

Забота о памятниках истории и культуры

Получение основного общего образования

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

Фундаментальная обязанность человека и гражданина в РФ- соблюдение Конституции и законов РФ -распространяется на всех лиц, находящихся в РФ, не может иметь исключений и составляет основу законности и правопорядка. То же относится к обязанности соблюдать права и свободы других людей.

Защита Отечества- долг и обязанность граждан РФ. Каждый военнообязанный гражданин РФ в случае войны против России должен принять участие в боевых либо иных действиях, направленных на отражение нападения. Воинской обязанности подлежат все граждане РФ мужского пола, постоянно проживающие в РФ, в возрасте от 18 до 27 лет и не имеющие отсрочек и освобождений по состоянию здоровья либо иным основаниям. Наиболее распространенные формы реализации воинской обязанности:

Воинский учет

Действительная военная служба.

Воинская служба может быть заменена альтернативной гражданской службой, вопросы прохождения которой урегулированы Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. От 22.08.2004)

Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

Несение военной службы противоречит его:

Убеждениям

Или вероисповеданию

Он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Одна из основ нормального экономического развития –обязанность граждан платить законно установленные налоги и сборы, процедуру уплаты и перечень которых регламентирует налоговое законодательство. За неуплату налогов предусматривается административная и уголовная ответственность.

Граждане обязаны охранять природу. Наряду с общим требованием бережного отношения к природе законом установлен ряд обязанностей:

Соблюдение правил пользования лесами

Соблюдение правил и сроков охоты

Запрет разрушения или ухудшения среды обитания животных

Соблюдение правил использования водных ресурсов

Иные обязанности.

Нарушение природоохранного законодательства влечет материальную, административную и уголовную ответственность.

И правом, и обязанностью родителей является воспитание детей. Родители обязаны воспитывать и содержать своих детей до 18-летнего возраста. Совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей.

Каждый в РФ обязан получить основное общее образование (в пределах программы 9 классов школы):

В государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях и др.)

Иных приравненных к ним образовательных заведениях (например частном лицее и т.д.)

Лицо, получившее основное общее образование, обязано пройти аттестацию и получить соответствующий документ- аттестат об основном общем образовании.

26. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: виды, содержание.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ