Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Четыре года назад опустошительное цунами, вызванное Великим Восточно-Японским землетрясением, обрушилось на большую часть северо-восточного побережья Страны восходящего солнца. Власти в попытках защитить прибрежные районы от подобных стихийных бедствий сосредоточились на строительстве 400-километровой цепи волнорезов.

Стоимость проекта составляет около 820 миллиардов иен ($6,8 миллиарда). Скептики утверждают, что массивные бетонные барьеры нанесут вред морской экологии, уничтожат виды и помешают рыболовному промыслу, которым занимаются многие жители региона. Однако сторонники проекта считают, что строительство такого рода защиты необходимо: по крайней мере, на некоторое время, пока жителей региона не удастся полностью переселить в более высоко расположенные районы. При этом строительство цепи волнорезов будет обеспечивать новые рабочие места.

"Вид огромного 12,5-метрового волнореза портит пейзаж, ведь он похож на огромную тюремную стену", – жалуется Кадзутоси Мусаси (Kazutoshi Musashi), 46-летний житель северного портового и рыболовного города Осабе.

Однако парадокс таких проектов, по мнению экспертов, гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Он заключается в том, что волнорезы могут уменьшить некоторые повреждения (но не исключить их полностью). При этом население будет ошибочно чувствовать себя защищённым. Так, многие из 18500 людей, погибших или пропавших без вести во время бедствия 2011 года, попросту не прислушались к предупреждениям.

Цунэаки Игути (Tsuneaki Iguchi) был мэром города Иванума, расположенного к югу от Сендая, когда цунами, вызванное 9-балльным землетрясением, затопило половину его площади. Уже тогда вдоль берега Иванумы стояли 7,2-метровые волнорезы, построенные, чтобы предотвратить эрозию берегов. Да, поток воды был замедлен, но волна всё равно накрыла 5 прибрежных километров и разнесла большинство домов в густонаселённых районах возле пляжа. Городские власти отремонтировали сломанные дамбы, но не планируют делать их выше. Взамен этого вдоль берегов жители города высаживают смешанные леса на высоких насыпях грунта и щебня, формируя "зелёную стену".

"Мы не нуждаемся в высоких бетонных сооружениях, – подчёркивает Игути. – То, что мы действительно должны сделать,– это разработать действенную и оперативную систему эвакуации, а также перенести большую часть домов и офисных зданий на возвышенности".

В городе Камаиси более тысячи человек погибли во время цунами, но многие школьники смогли укрыться в безопасных зонах, так как были обучены профессором гражданского строительства Тоситакой Катадой (Toshitaka Katada).

"Технологии могут помочь при стихийных бедствиях, – комментирует Маргарета Вальстром (Margareta Wahlstrom), руководитель управления ООН по уменьшению рисков во время стихийных бедствий. – Однако по опыту мы увидели, что технологии могут сделать людей более уязвимыми, потому что они перестают полагаться на свои инстинкты".

"Япония не является единственной страной риска, – добавляет Маартен ван Аалст (Maarten van Aalst), директор климатического центра Красного Креста и Красного Полумесяца, чья родная страна Голландия на протяжении всей своей истории борется с морской стихией. – Однако если люди будут обманчиво считать себя в безопасности, они попросту не будут знать, как вести себя в случае катастрофы".

Большинство экспертов полагают, что гораздо более полезным проектом является "Великая Лесная стена" (Great Forest Wall). Деревья, высаженные в прибрежных районах, не гарантируют полного предотвращения затопления. Однако они могут замедлить и ослабить волну цунами, а когда вода начнёт отступать, не дадут зданиям и другому мусору уйти в отрытое море. Такие проекты также позволят дождевой воде стекать обратно в море, что важно для морской экологии.

Сейчас, цунами - это общепринятый международный научный термин, происходит он от японского слова, которое обозначает "большая волна, заливающая бухту". Точное определение цунами звучит так - это длинные волны катастрофического характера, возникающие главным образом в результате тектонических подвижек на дне океана.

На современном этапе развития науки не представляется возможным точно предсказывать время и место возникновения землетрясения, но после того как оно произошло, возможность возникновения цунами в том или ином пункте можно предвычислить.

Цунами в России

После получения от сейсмостанции данных о параметрах случившегося землетрясения, Центр Цунами рассчитывает времена подхода фронта волны цунами к населенным пунктам и осуществляет оперативное наблюдение за изменением состоянием моря, для чего задействуются наблюдатели на всех гидрометеопостах прибрежной зоны, экипажи морских судов, и другие береговые службы и системы связи. По мере поступления в Центр Цунами данных о реальном проявлении цунами на побережье, вырабатывается решение о времени окончания угрожающего периода, и подается отбой как собственным тревогам, так и тревогам, выпущенным сейсмостанцией.

В режиме повышенной готовности или в процессе проведения действия по тревоге (ЧС), Центр Цунами осуществляет взаимодействие с аналогичными зарубежными центрами, включенными в регламент отработки тревожных ситуация в Тихоокеанском регионе. На местном уровне Центр Цунами инициирует созыв областной комиссии по ЧС, и обеспечивает его информацией о предполагаемом и фактическом развитии событий после случившегося подводного землетрясения, а также включается в сбор фактической информации об ощущаемости и последствиях сильных землетрясений на побережье.

За период 1958-1998 гг. на Сахалине и Курилах было зарегистрировано 42 случая цунами, 34 из них возникли в ближней зоне (Курило-Камчатский глубоководный желоб, Японское и Охотское моря) и 8 тревог по цунами возникшим в отдаленных районах Тихого океана.

Не во всех случаях сильных землетрясений, происходящих вблизи побережья, образуется цунами, но в связи с тем, что вероятность его возникновения велика, предупреждения о цунами при сильных землетрясениях вблизи побережья выпускаются во всех случаях, когда величина землетрясения превышает пороговое значение (т.е. имеется вероятность выпуска ложных предупреждений).

Цунами на мировом уровне

Для защиты от цунами была создана Служба предупреждения с центром в Гонолулу на Гавайских островах. Там обрабатываются записи 31 сейсмической станции и данные 50 мареографических постов. Интервал времени от момента регистрации землетрясения до прихода волн к берегам Японии, Курил или Чили может быть коротким (15 - 20 мин.), поэтому предупреждение должно быть передано незамедлительно, а действия по защите начаты моментально.

В объяснении причин возникновения цунами остается еще много неясного. Международная Служба передает предупреждения при каждом сильном подводном землетрясении, в том числе и тогда, когда цунами не возникает. Этот метод имеет свою оборотную сторону: люди привыкнув к "необоснованным" сигналам тревоги, теряют доверие и к важным предупреждениям. Именно из-за этого при Чилийском землетрясении было большое число погибших на Гавайских островах и в Японии.

землетрясение цунами

О явлении цунами

Явление, которое мы называем цунами - это серия распространяющихся в океане волн с очень большой длиной и периодом. Эти волны образуются вследствие землетрясений, происходящих под дном океана или вблизи его побережья. Цунами могут образоваться при извержении подводных вулканов, а также при обвалах больших участков суши в океан.

Цунами перемещается в глубоководных районах океана со скоростью свыше 1000 км/час, расстояние между последовательными гребнями (ложбинами) волн может быть более нескольких сотен километров, поэтому в открытом море они не ощущаются людьми, находящимися на борту судов.

При выходе цунами на мелководные участки побережья скорость волн резко уменьшается, а высота их значительно увеличивается. Именно на этих мелководных участках цунами становится опасным для жизни и материальных ценностей, именно на этих участках его высота может стать более 30-50 метров, а разрушительная сила волн - огромной.

Особенно опасно цунами для населенных пунктов и сооружений, находящихся в вершине заливов и бухт, широко открытых к океану и клинообразно сужающихся в сторону суши. Сюда, как в воронку, цунами нагоняет большую массу воды, в конце бухты она выплескивается на берег, затопляет устья и долины рек на 2-3 км от моря.

Цунами - довольно редкое явление. На Тихоокеанском побережье Камчатки и Курильских островов цунами возникают с максимальным подъемом уровня воды свыше 23 м 1 раз в 100-200 лет, с подъемом от 8 до 23 м 1 раз в 50-100 лет, с подъемом от 3 до 8 м 1 раз в 20-30 лет, с подъемом 1-3 м 1 раз в 10 лет.

Подобно тому как имеется шкала интенсивности землетрясений, существует и шкала интенсивности цунами

I - цунами очень слабое, волна отмечается лишь мареографами.

II - cлабое цунами, может затопить плоское побережье.

III - цунами средней силы. Плоские побережья затоплены, легкие суда могут быть выброшены на берег. В воронкообразных устьях рек течение может временно меняться на обратное. Портовые сооружения подвергаются небольшому ущербу.

IV - сильное цунами, побережье затоплено, прибрежные постройки и сооружения повреждены. Крупные парусные суда и небольшие моторные выброшены на сушу, а затем снова смыты в море. Берега засорены обломками и мусором.

V - очень сильное цунами, приморские территории затоплены. Волноломы и молы сильно повреждены. И более крупные суда выброшены на берег. Ущерб велик и во внутренних частях побережья. В устьях рек высокие штормовые нагоны. Человеческие жертвы.

VI - катастрофическое цунами, полное опустошение побережья и приморских территорий. Суша затоплена на значительное пространство в глубь от берега моря. Самые крупные суда повреждены. Много жертв.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЦУНАМИ

  • 1. Большинство цунами вызывается землетрясениями, которые происходят под дном океана, чаще всего на периферийных участках Тихого океана. К потенциально опасным относятся пониженные участки вдоль берегов, в заливах и бухтах с высотой менее 15 м над уровнем моря при цунами удаленного происхождения и менее 30 м при цунами местного происхождения.
  • 2. Цунами - не единичная волна, а серия из нескольких волн. Следовательно, оставайтесь вдали от опасной зоны, пока не пройдут все волны или пока не последует сигнал отбоя тревоги; опасность цунами может существовать в течение нескольких часов.
  • 3. Будьте внимательны к предупреждениям о цунами при удаленных землетрясениях. В Хило (Гавайи) в 1960 году погиб 61 человек и несколько сотен было ранено, хотя предупреждение было дано за 10 часов до прихода первой волны.
  • 4. Любое землетрясение, происшедшее в море у берега, может вызвать местное цунами. Если вы ощутили такое землетрясение немедленно покиньте берег. Более 230 человек погибло и пропало без вести в Японии в мае 1983 года, когда цунами обрушилось на северо-западное побережье острова Хонсю, хотя каждый в округе ощутил землетрясение и должен был остеречься, получив предупреждение.
  • 5. О приближении цунами может возвестить заметный подъем или спад уровня моря вдоль береговой линии. Такой сигнал всегда должен служить предупреждением.
  • 6. Никогда не спускайтесь к морю, чтобы посмотреть на обнажившееся при цунами дно или посмотреть на цунами. Когда увидите приближающуюся волну, спасаться будет уже поздно.
  • 7. При первых признаках цунами, упомянутых выше, следует быстро и организованно покинуть побережье и укрыться в местах, высота которых над уровнем моря составляет не менее 30-40 м.
  • 8. При этом на возвышенности взбираться следует вверх по склону, а не по долинам рек, впадающих в море, т.к. реки сами могут служить проводником для водного вала, несущегося против их течения.
  • 9. Если поблизости нет возвышенности, нужно удалиться от берега моря на расстояние 2-3 километра.
  • 10. Судам, находящимся в прибрежных водах или стоящим на якоре на открытом рейде или в бухте с широким входом, а тем более у причала, при угрозе цунами следует срочно уйти в океан за 50-метровую изобату.
  • 11. Если в продолжении одного-двух часов после сильного землетрясения море вообще так и не начало отступать от берега и волны цунами не появились, значит угроза миновала.

ПОМНИТЕ! Не столь страшно цунами, как человеческая беспечность и неорганизованность во время бедствия.

| Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Правила безопасного поведения при цунами

Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс

Урок 19
Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Правила безопасного поведения при цунами




Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них

В случае заблаговременной информации о возможности возникновения или приближения цунами могут быть приняты меры по предупреждению потерь среди населения и уменьшению ущерба от них.

Прогнозированием цунами занимаются Международная служба предупреждения о цунами в городе Гонолулу (Гавайские о-ва) и национальные службы стран, имеющих цунамиопасные побережья. В России служба предупреждения о цунами создана в 1958 г. Она входит в международную службу.

Система оперативного прогноза цунами и заблаговременного предупреждения о нем основывается на анализе результатов сейсмических наблюдений очагов землетрясений под дном океана. Пауза между землетрясением и порожденным им цунами для Дальневосточного побережья колеблется в пределах от нескольких минут до суток. Этот запас времени позволяет спрогнозировать возникновение и момент прихода цунами, а также оповестить о его опасности жителей прибрежных районов.

Предупреждением о возможном цунами может служить сильное землетрясение. Однако не каждое сильное землетрясение вызывает цунами.

Приближение цунами в большинстве случаев сопровождается отступлением вод от берега, что свидетельствует о возникновении впадины волны перед приходом ее гребня. Этот отлив, когда обнажается дно и стихает шум прибоя, длится от 5 до 35 минут, после чего на берег чрезвычайно быстро накатывается разрушительная волна.

Изредка перед приходом главной волны происходит не просто отступление вод от берега на короткое время, а сильный отлив. Морское дно обнажается на расстоянии сотен метров, а иногда и нескольких километров. Чем дальше отступает океан от берегов после землетрясения, тем большей силы достигнут набегающие на сушу цунами.

Об угрозе цунами может свидетельствовать также поведение животных. Как показывает многолетний опыт, предчувствуя возникновение такой угрозы, кошки, собаки, крысы и другие находящиеся на свободе животные, не обращая друг на друга внимания, торопливо уходят на склоны гор и возвышенностей, окружающих населенные пункты.

Интенсивность воздействия цунами может быть снижена лесными массивами и пересеченным рельефом местности побережья. Хорошо защищены от цунами закрытые бухты, огражденные узкими скалистыми воротами, где во время бедствия наблюдается лишь повышение уровня воды (например, бухты Авачинская и Владивостокская).

В районах, где существует постоянная угроза цунами, заблаговременно принимают меры, способствующие некоторому уменьшению ущерба от них. К таким мерам можно отнести: создание систем наблюдения, прогнозирования и оповещения населения; размещение новых населенных пунктов и объектов на побережье с учетом угрозы цунами на том или ином берегу, запрещение, за исключением особых случаев, нового строительства в цунамиопасных зонах; планомерный перенос в безопасные места существующих жилых, производственных и культурно-бытовых строений; заблаговременную подготовку маршрутов следования и специальных мест (площадок) на возвышенностях для сосредоточения населения и обеспечения его безопасности; строительство у входа бухт волноломов, а в вершине бухт - береговых дамб и других защитных гидротехнических сооружений; посадку на цунамиопасных побережьях деревьев, по возможности сосновых рощ.

Правила безопасного поведения при цунами

Жители цунамиопасных районов должны быть заблаговременно информированы о потенциальной опасности стихийного бедствия для их побережья. Действия населения при угрозе цунами сводятся к выполнению каждым попавшим в зону бедствия правил и норм поведения, во многом схожих с теми, каким надо следовать при землетрясениях и наводнениях. Особенно важна при этом быстрота действий.

При личном наблюдении предвестников цунами или получении о них сведений от других людей нужно помнить, что для спасения осталось крайне мало времени: минуты, а в лучшем случае десятки минут. При этом важно не терять самообладания и не сеять панику. Необходимо быстро направиться на ближайший холм, гору или другое возвышенное место высотой не менее 30- 40 м.

Признаки близкого цунами: землетрясение, которое вы заметили в своем доме; более интенсивный, чем обычно, отлив; появление трещин в береговом льду зимой; необычный дрейф льдин в безветренную погоду; выбросы воды у кромки льда.

Предупредить о цунами может сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств. Услышав сигнал, включите радиоприемник, телевизор (на местной программе передач) и прослушайте информацию и инструкции.
В ней обычно сообщают расчетное время прихода цунами и конкретные населенные пункты побережья, которым угрожает опасность, порядок действий и эвакуации населения, маршруты движения и пункты сбора.
Поступайте в соответствии с переданными инструкциями.

При таких признаках ни в коем случае нельзя мешкать. Беда может наступить через 5-20 минут. Остановить цунами невозможно. Сила его колоссальна.

При получении своевременного прогноза об угрозе цунами времени для мер по спасению, как правило, больше, чем при наблюдении предвестников.

В случае, если цунами застает вас врасплох, не теряя самообладания, примите меры защиты на месте. Не выбегайте из достаточно прочного здания. Бушующая на улице волна и плавающие рядом со зданием обломки представляют большую опасность. В случае, если занимаемое помещение имеет заведомо низкую прочность и с большой вероятностью будет разрушено волной, при наличии времени перейдите в более прочное здание.

Встречая волну вне здания, постарайтесь оказаться на стволе прочного дерева, за естественной скальной преградой, прочной отдельной бетонной стеной и зацепиться за них. При наличии времени и невозможности использовать его для перемещения в более безопасное место, надо употребить его для снятия одежды и обуви.

Самостоятельно выйдя или будучи эвакуированным в безопасное место, оставайтесь там в течение 2-3 часов после первой волны, пока не пройдут все волны и не поступит сигнал о разрешении на возвращение.

При возвращении перед входом в здание удостоверьтесь в отсутствии угрозы его обрушения из-за повреждения и подмыва, а также утечки газа и замыканий в электрических цепях.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите, что такое цунами?

2. Какие причины порождают цунами?

3. Покажите на карте наиболее подверженные цунами районы.

4. Чем опасно цунами? Расскажите об известных примерах цунами.

5. Расскажите о признаках приближающегося цунами.

6. Расскажите о правилах поведения при объявлении угрозы цунами.

7. Расскажите о службах наблюдения за цунами.

8. Расскажите, как вы будете действовать, если окажетесь во время цунами в школе.

9. Объясните, почему, уходя от цунами в безопасное место, нельзя продвигаться по долинам ручьев и рек, впадающих в море, а также встречать волну на пространстве с большим количеством сооружений.

Задание 11

Вспомните наиболее безопасные места, где можно укрыться от цунами. Выберите их в предлагаемых вариантах ответов и объясните, почему они безопасны.

1. Холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40 м.

2. Низины и овраги глубиной не менее 2 м.

3. Места за валунами и камнями на побережье.

4. Места, удаленные от берега на 2-3 км.

5. Расщелины скал и гор на побережье.

6. Пространство, где есть всевозможные сооружения для укрытия.

7. Помещения с закрытыми окнами и дверями со стороны движения цунами.

8. Проемы в капитальных внутренних стенах.

9. Дверные проемы.

10. Места у колонн и под балками каркаса здания.

11. Проемы в перегородках между помещениями.

12. Углы, образованные капитальными стенами.

13. Подвалы и погреба.

14. Помещения в доме с противоположной стороны от побережья.

Задание 12

Представьте, что вы житель Дальневосточного побережья России. Вы находитесь около дома и помогаете родителям по хозяйству. Неожиданно раздались тревожные гудки сирен. Включив радио, вы услышали сообщение, что через три часа ожидается приход цунами и вашему поселку угрожает опасность. Всем жителям поселка предлагают покинуть опасную зону и через 20 минут собраться на сборном эвакуационном пункте для эвакуации. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.

1. Закроете двери и поспешите на сборный пункт.

2. Зная, что в 1 км от вашего поселка есть хутор с крепкими постройками, пойдете и там переждете цунами.

3. Возьмете необходимые вещи и документы и незамедлительно направитесь на сборный пункт.

4. Укрепите двери и окна нижних этажей, сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре.

5. Спуститесь к морю посмотреть, далеко ли волна цунами.

6. Перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак.

7. Откроете все окна, чтобы вода свободно прошла через помещение, причинив минимум ущерба дому.

8. Отключите воду, газ, электричество.

9. Воспользуетесь лодкой, чтобы отплыть на несколько километров в море, где переждете цунами.

Тема: « Защита населения от цунами».

Разработала

преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ «Гимназия № 24»

Медведева И.В.

Цели:

- актуализировать знания о цунами

- содействовать формированию у учащихся первоначальных представлений о способах защиты от цунами

- создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, делать выводы, участвовать в обсуждении проблемы.

Задачи:

- научить действиям при угрозе и во время цунами

- развивать умение работать с литературой, информационными материалами, делать выводы.

- воспитывать у учащихся ценностное и ответственное отношение к своему здоровью; умение работать в команде для достижения цели

Тип урока : интегрированный, обобщение и систематизация знаний.

Технологии : развивающего обучения, информационные.

Оборудование : учебник, тетрадь, раздаточный материал (тесты), химическое оборудование для проведения опытов, презентация « Power point », «Физическая карта мира», мультимедийный проектор, компьютер.

Методы и приёмы обучения : проблемные, объяснительно-иллюстрационные.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока.

I . Организация начала занятия.

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Проверить готовность учащихся к уроку: на столах должны быть - тетрадь, дневник, учебник, письменные принадлежности. Распределение учащихся по группам. (приветствие, подготовка к уроку, наличие всего необходимого для работы на уроке, эмоционально-психологический настрой на работу)

II . Проверка выполнения домашнего задания.

Дидактическая задача : установление правильности и объёмности выполнения домашнего задания всеми учащимися.

III. Подготовка к основному этапу занятий.

Дидактическая задача : обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

На данном этапе проводилась связь с материалом, изученным ранее, при этом осуществлялся контроль в игровой форме.

Учитель ОБЖ : Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но мы работает с Вами в обычном режиме.

Тема сегодняшнего урока: «Защита населения от цунами».

Цель урока:

Выработать алгоритм действий при угрозе, во время и после цунами.

План урока:

1.Как подготовиться к цунами

2.Правила поведения во время цунами

3.Правила поведения после цунами

4.Способы оценки качества и очистки воды в домашних и природных условиях.

Для достижения цели, которую мы перед собой поставили, Вы должны ответить на следующие вопросы. Давайте вспомним основные понятия темы. У меня есть небольшой аквариум с рыбками. Эти рыбки содержат вопросы, на которые нужно ответить.

Вопросы для повторения пройденного материала:

1. Что такое цунами? (гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержений вулканов, возможны также при обрушении берегов).

2. Что означает слово цунами? («цу» - гавань, «нами» - «большая волна», то есть большая волна в гавани).

3. Высота волны над очагом в океане -? (1-5 м).

4. Длина волны - ? (150-300 км).

5. Скорость распространения - ? (от 50 до 100 км/ч)

6. От чего зависит длина волны, её высота и скорость распространения? (от глубины океана: чем больше глубина океана, тем больше длина волны и скорость её распространения и тем меньше высота волны).

7. Классификация цунами по причине возникновения? (вызванные подводными землетрясениями, вызванные прибрежными землетрясениями, вызванные подводными и островными извержениями вулканов, вызванные оползнями на морском дне).

8. Классификация цунами по интенсивности? (очень слабые - I балл, слабые - II балла, средние - III балла, сильные - IV балла, очень сильные - V баллов, катастрофические - VI баллов).

9. Основные поражающие факторы цунами? (ударное воздействие волны, размывание и наводнения).

10. Вторичные последствия цунами? (пожары, возникающие в результате повреждений нефтехранилищ, разрушение химически и радиационно опасных объектов, а также коммунальных систем может вызвать на обширных территориях химическое, радиационное или другое загрязнение)

Учитель ОБЖ:

Молодцы, все справились со своими вопросами. А ещё ребята нашли народную поговорку: «Жди горя с моря, а беды от воды». Все ли согласны с данной пословицей? Давайте разделимся на две группы: левая сторона (согласна с высказыванием), правая сторона (не согласна с высказыванием). Заслушиваются ответы учащихся, проводится обсуждение.

Учитель ОБЖ: Я написала небольшое стихотворение, посвященное цунами. Послушайте его.

Идёт она издалека,

Вздымаясь кверху и бушуя.

Что принесёт эта волна,

Когда придёт на берега?

Удар, и крики,

И мольба -

Постой! Куда несёшься?

И кто послал тебя такой -

Неукротимой и жестокой.

Едва ушла -

И вновь вернулась,

И разрушения опять,

И долго будут потом люди

Всё восстанавливать опять.

В тебе есть сила,

Мощь, спонтанность…

И что здесь делать?

А ответ простой -

Ты предскажи её пораньше,

Спасёшь ты снова род людской.

А если вдруг волна внезапна,

То уберечься можно в ней - Ты соблюдай всё то, что надо -

Спасёшься сам, спасёшь друзей.

Учитель ОБЖ:

Поэтому, ребята, мы сегодня акцентируем внимание на том, что если мы не изучим данную тему, то не сможем правильно повести себя в критической ситуации. Может быть такое: Вы поехали с родителями на побережье (по туристической путевке) или вдруг сменили место жительства - и там можете легко столкнуться с этим грозным природным явлением - цунами.

1 V . Основной этап.

Дидактическая задача : формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

При изучении нового материала проводились межпредметные связи с химией. Использовались проблемный и объяснительно-иллюстративный методы. При раскрытии учебного материала применялись компьютер и мультимедийный проектор. Ребята работали в группах и индивидуально - проводили опыты по очистке воды в домашних и природных условиях.

Учитель ОБЖ :

Мы вспомнили с вами основные вопросы прошлой темы. Поэтому перейдем к изучению нового материала. Вы разбиты на группы. Каждая группа получает задание, работает с учебником, находит ответ на вопрос, кратко записывает ответ на листочке, у доски один из Вас зачитывает ответ и прикрепляет на доску.

I группа:

Правила: «Как подготовиться к цунами?»

1. Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона (сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств, услышав сигнал, включите радиоприемник, телевизор и прослушайте информацию и инструкции.)

2. Признаки близкого цунами: землетрясение, которое вы заметили в своем доме, более интенсивный, чем обычно, отлив, появление трещин в береговом льду зимой, необычный дрейф льдин в безветренную погоду, выбросы у кромки льда.

3. Наиболее опасные места во время цунами - это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.

4. Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты лучше заранее уложить в чемодан или рюкзак.

5. Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы вещами, шкафами, колясками, велосипедами. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.

II группа:

Правила: «Как же вести себя во время цунами?

1. При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путем перебраться на возвышенное место(30-40 м над уровнем моря) ил как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.

2. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надежное здание.

3. Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

4. Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

5. Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.

6. Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.

III группа:

Правила: «Чего нельзя делать при угрозе и возникновении цунами?

1. Нельзя спускаться к морю, смотреть на его обнажившееся дно и наблюдать за волнами: когда вы увидите волну, с низменных мест спасаться будет поздно.

2. Нельзя встречать волну на пространстве с большим количеством сооружений или других предметов из-за опасности ударов о них.

IV группа:

Правила: «Что нужно делать после цунами?»

1. Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 часа после прохода первой волны.

2. Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.

3. Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.

Учитель ОБЖ:

Не только мы сами, но и государство заботится о защите населения от цунами.

Заблаговременные меры по защите от цунами:

1. Создание системы наблюдения и прогнозирования

2. Запрещение нового строительства в опасных районах

3. Перенос объектов экономики в безопасные места

4. Строительство волнорезов и дамб

5. Заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации

6. Подготовка населения к действиям

7. Посадка деревьев.

Но, не смотря на эти меры, в волнах цунами гибнет большое количество людей, животных; она приносит большие разрушения (фильм).

Учитель ОБЖ:

Наиболее крупные цунами XX и XXI вв. наблюдались:

1. г. Северо-Курильск, 1952 г. (130 км от Камчатки)

2. Аляска (1957, 1958, 1964)

4. Побережье Японии (06.09.2004, 09.01.2005)

5. Юго-Восточная Азия (Индонезия, Шри-Ланка, Таиланд, Африк.страна - Сомали 26.12.2004)

6. Соломоновы острова - 02.04.2007

Учащиеся на «Физической карте» у доски отмечают наиболее крупные цунами.

Проведение физкультминутки.

Учитель химии:

Одним из последствий цунами является нарушение системы водоснабжения. Все мы знаем, что без воды жизни нет. Человек без воды может прожить максимум неделю. Возвратившись, домой, мы должны убедиться в качестве нашей воды. Каким образом мы можем это сделать? Ребята нам сейчас продемонстрируют.

Ученик 1:

Стакан с водой накрыть листком бумаги. Слегка подогреть и быстро убрать листок - резкий запах говорит о том, что вода недоброкачественная.

Ученик 2: (опыт)

Налить в стакан воду и оставить на несколько часов - не должно быть ни осадка, ни пленок на поверхности. Отстаивание - самый простой способ очистки воды. В результате удаляются летуче компоненты, а соли тяжелых металлов оседают на дно. Отстаивать воду следует в открытых сосудах, защищенных от попадания прямых солнечных лучей и не менее 10 часов Учитель химии :

Как можно обезвредить в домашних условиях воду?

Ученик 3: (опыт)

Пропустить воду через бытовой фильтр (слайд). А можно сделать фильтр самому. Кусочки дерева не хвойных пород сжечь в закрытой посуде на сильном огне. Полученный древесный уголь проложить несколькими слоями марли.

Ученик 4:

Кипячение - это наиболее известный и доступный способ очистки воды. Самая безопасная вода — кипяченая. Кипятить воду следует в течение 5-7 минут, а хранить не более суток.

Прежде чем кипятить воду, следует выдержать её не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости.

Если водопроводную воду, набрав из крана, сразу поставить кипятить, то хлор будет выходить из жидкости, но при быстром нагревании воды ускоряются химические реакции, и хлор, растворенный в воде, лишь частично выйдет из неё, успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде. Соединения же хлора с органикой - яд. Конечно, при кипячении хлорированной воды этот яд образуется вроде бы в ничтожных количествах, но организм, аккумулируя его, отравляется. Пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания, но и от избытка солей.

Ученик 5:

Давно известны бактерицидные свойства серебра, которые отлично чистят воду. Все, что надо сделать, это набрать в большую емкость воду и положить на дно серебряный предмет, например ложку или вилку. К утру ионы серебра очистят воду не хуже любого фильтра.

Ученик 6: (опыт)

Очищать воду можно методом частичного замораживания. Дело в том, что в первую очередь замерзает наиболее пресная и чистая часть воды, а после - содержащая соли и различные примеси. Для того чтобы проделать эту операцию, берут воду после отстаивания, наливают ее в миску или кастрюлю и ставят на лист фанеры или картона в морозилку. Когда вода начнет замерзать, первые корочки льда нужно удалить - это «тяжелая вода», когда вода замерзнет наполовину, оставшуюся воду вылить, а лед сполоснуть холодной водой. Скоро у вас будет не только чистая, но и талая вода, которая считается активной водой с особыми благотворными свойствами (слайд).

Учитель химии:

Можно очистить воду методом дистилляции и получить дистиллированную воду. Но в этой воде совсем нет солей, которые необходимы для жизнедеятельности организма.

Учитель ОБЖ:

Итак, мы узнали как проверить качество воды и как очистить воду в домашних условиях. А представьте - мы эвакуировались. Отсутствие воды приводит к гибели человека в течение 3-х суток. Жажда - это субъективное ощущение, возникающее у человека при недостатке в организме воды. Водообеспечивание начинается с поиска водоисточника. Чаще всего водоисточник имеется, но вода в нем малопригодна для питья (болото, лужа и т.д.) Как очистить воду в таких условиях? С данным материалом мы знакомились с Вами на уроках ОБЖ в 6-ом классе.

Ученик 7:

Очистить воду можно фильтрацией, выкопав ямку недалеко от водоисточника, и скоро в яме наберется достаточно чистой воды.

Ученик 8: (опыт)

Фильтрацию можно осуществить и примитивными фильтрами: в пустую, пробитую несколько раз гвоздями консервную банку на дно кладут вату с марлей или кусок материи, потом кладут промытый уголь, который останется, когда прогорит костер. Через этот фильтр пропускают воду и применяют для питья.

Ученик 9:

Подобным образом можно изготовить и трубку для питья воды из неочищенных источников. В трубку, изготовленную из любого материала, вставляют марлю, материю. Затем уголь и сверху опять марлю (материю). Трубку берут в рот и пьют воду.

Ученик 10: (опыт)

Воду можно обезвредить, капнув 8-10 капель йода на 1 литр воды, либо использовать марганцовку: 1-2 грамма на ведро воды, при этом цвет раствора должен быть слабо розовым, только следите, чтобы кристаллики как следует растворились. В крайнем случае, поможет даже обыкновенная поваренная соль - одна столовая ложка на 1,5-2 литра воды. Во всех случаях воде надо отстояться в течение 15-30 минут.

Учитель химии:

Можно использовать таблетки гидроперита: одна таблетка на 1,5-2 литра воды.

Ученик 11:

Самым же лучшим методом обеззараживания воды является кипячение. Примитивную посуду можно изготовить из глины, в него положить фольгу и в этой посуде можно кипятить воду. Следует помнить, что земля практически не всасывается в желудочно-кишечном тракте, и если после кипячения и отстаивания вода остается мутной, то этого не следует бояться, её можно пить.

IV . Закрепление знаний.

Учитель ОБЖ:

А сейчас каждый из вас получит вопросы для повторения, которые составлены в виде теста. Первые два вопроса имеют один вариант ответа, а 3 и 4 вопросы предполагают порядок ваших действий.

Вопросы для само- и взаимоконтроля:

Часть А : вопросы содержат один вариант ответа

1. Все ли места безопасны, где можно укрыться от цунами:

А) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40 метров

Б) места, удаленные от берега на 2-3 км

В) низины и овраги глубиной не менее 2 метров

Г) углы, образованные капитальными стенами

2. Чего нельзя делать при угрозе цунами

А) подниматься на возвышенные участки высотой 30-40 метров

Б) удаляться от берега на 2-3 км

В) укрываться в помещении у капитальных внутренних стен

Г) спускаться к морю, смотреть на его обнаженное дно

Часть Б : расположить варианты ответов в порядке Ваших действий

3. Что нужно делать, если вы оказались в волне цунами. Ваши действия:

А) сбросьте одежду и обувь

Б) наберите в грудь как можно больше воздуха

В) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место

Г) сгруппируйтесь и закройте голову руками

Д) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами

4. Вам предлагают покинуть опасную зону. Ваши действия:

А) возьмете необходимые вещи и документы и незамедлительно направитесь на сборный пункт

Б) укрепите двери и окна нижних этажей, сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре.

В) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак

Г) отключите воду, газ, электричество

Учитель ОБЖ:

Обменяемся листочками и проверим правильность выполнения заданий. Оценим ответы друг друга.

Правильные ответы:

1. в (1 балл)

2. г (1 балл)

3. б, г, а, д, в (2 балла)

4. г, в, б, а (2 балла)

Критерии оценивания:

5-6 баллов - «5»

4 балла - «4»

3 балла - «3»

Посчитайте в группах, сколько у Вас «5», «4», «3».

V . Домашнее задание

В завершении урока было дано задание на дом, при выполнении которого ребята должны использовать не только учебник, но и дополнительную литературу для подготовки сообщений

1. Изучить дома главу 7.4 (стр. 116-121)

2. Проработать и найти материал по теме «Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них».

VI . Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Дидактическая задача : дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

В конце урока подводились итоги урока, была проведена рефлексия.

Учитель ОБЖ:

Подводя итог нашего урока, хотелось бы ещё раз остановиться на алгоритме действий (проводим смену групп и меняем задание).

Вывод:

Подумайте и скажите: «Где на нашем уроке были использованы межпредметные связи, с какими дисциплинами?»

И помните:

Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна: она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей (И. Гете)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература.

1. Бочаров С.В. Химия 8 класс: Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. Учитель - АСТ, 2003

2. Галкина М.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ М.В Галкина. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 350 с.

3. Малов-Гра А.Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 7 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ А.Г. Малов-Гра - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 286 с.

4. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Гордияш. - Волгоград: Учитель, 2007. - 248 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.

школы № 602 Полежай Н.Н.

Слайд 2

Понятие о цунами.

Причины возникновения цунами.

Основные характеристики цунами.

Поражающие факторы цунами.

Меры по защите от цунами.

Действия населения при угрозе цунами.

Проверь себя.

Слайд 3

Цели урока

1.Познакомить с разновидностью землетрясений - моретрясениями.

2. Объяснить причины возникновения цунами и разрушительные последствия цунами.

3. Отработать правила безопасного поведения при цунами.

Слайд 4

Что такое цунами?

Цунами-в переводе с японского – большая волна - это длинные волны, возникающие из-за сотрясения воды в океане или другом водоёме.

[править]

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Цуна́ми (яп.津波, в переводе с японского - «большая волна») - это длинные волны, возникающие из-за сотрясения воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются сильные подводные землетрясения. В результате землетрясения распространяется несколько волн, и первая не всегда самая сильная. Более 80 % цунами возникают на периферии Тихого океана.

В открытом океане волны цунами распространяются со скоростью

Где g - ускорение свободного падения, а H глубина океана (так называемое приближение мелкой воды, когда длина волны существенно больше глубины). При средней глубине 4000 метров скорость распространения получается 200 м/с или 720 км/час. В открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает 500-1000 километров, и поэтому не опасны для судоходства. При выходе волн на мелководье, вблизи береговой черты, их скорость уменьшается, а высота увеличивается. У берега цунами может достигать нескольких десятков метров. Наиболее высокие волны, до 30-40 метров, образуются у крутых берегов, в клинообразных бухтах и во всех местах, где может произойти фокусировка. Районы побережья с закрытыми бухтами являются менее опасными.

1 Причины образования цунами

2 Признаки появления цунами

3 Системы предупреждения цунами

4 См. также

5 Литература

6 Цунами в искусстве

[править] Причины образования цунами

Подводное землетрясение (около 85 % всех цунами). При землетрясении под водой образуется вертикальная подвижка дна: часть дна опускается, а часть приподнимается. Поверхность воды приходит в колебательное движение по вертикали, стремясь вернуться к исходному уровню, - среднему уровню моря, - и порождает серию волн. Далеко не каждое подводное землетрясение сопровождается цунами. Цунамигенным (то есть порождающим волну цунами) обычно является землетрясение с неглубоко расположенным очагом. Проблема распознавания цунамигенности землетрясения до сих пор не решена, и службы предупреждения ориентируются на магнитуду землетрясения. Наиболее сильные цунами генерируются в зонах субдукции.

Оползни. Цунами такого типа возникают часто (около 7 % всех цунами). 9 июля 1958 года в результате землетрясения на Аляске в бухте Литуйя возник оползень. Масса льда и земных пород обрушилась с высоты 900 м. Образовалась волна, достигшая на противоположном берегу бухты высоты более 500 м. Подобного рода случаи весьма редки и, конечно, не рассматриваются в качестве эталона. Но намного чаще происходят подводные оползни в дельтах рек, которые не менее опасны. Землетрясение может быть причиной оползня и, например, в Индонезии, где очень велико шельфовое осадконакопление, оползневые цунами особенно опасны, так как случаются регулярно, вызывая локальные волны высотой более 20 метров.

Вулканические извержения (около 5 % всех цунами). Крупные подводные извержения обладают таким же эффектом, что и землетрясения. При сильных вулканических взрывах образуются не только волны от взрыва, но вода также заполняет полости от извергнутого материал или даже кальдеру в результате чего возникает длинная волна. Классический пример - цунами, образовавшееся после извержения Кракатау в 1883 году. Огромные цунами от вулкана Кракатау наблюдались в гаванях всего мира и уничтожили в общей сложности 5000 кораблей, погибло 36 тысяч человек.

Человеческая деятельность. В наш век атомной энергии у человека в руках появилось средство вызывать по своему произволу сотрясения, раньше доступные лишь природе. В 1946 году США произвели в морской лагуне глубиной 60 м подводный атомный взрыв с тротиловым эквивалентом 20 тыс. тонн. Возникшая при этом волна на расстоянии 300 м от взрыва поднялась на высоту 28,6 м, а в 6,5 км от эпицентра ещё достигала 1,8 м. Но для дальнего распространения волны нужно вытеснить или поглотить некоторый объём воды, и цунами от подводных оползней и взрывов всегда несут локальный характер.

Падение метеорита или астероида может вызвать огромное цунами, так как, имея огромную скорость падения, данные тела имеют также колоссальную кинетическую энергию, которая будет передана воде, следствием чего и будет волна. Так, падение метеорита 65 млн лет назад тоже вызвало цунами, отложения которого найдены на территории штата Техас (о чём говорилось в фильме National Geographic).

Ветер может вызывать большие волны (примерно до 20 м), но такие волны не являются цунами, так как они короткопериодные и не могут вызывать затопления на берегу. Однако возможно образования метео-цунами при резком изменении давления или при быстром перемещении аномалии атмосферного давления. Такое явление наблюдается на Балеарских островах и называется Риссага (en:Rissaga).

[править] Признаки появления цунами

Внезапный быстрый отход воды от берега на значительное расстояние и осушка дна, при этом смолкает шум прибоя. Чем дальше отступило море, тем выше могут быть волны цунами. Люди, находящиеся на берегу, не знающие об опасности, могут остаться из любопытства или для сбора рыбы.

Землетрясение. Эпицентр землетрясения находится, как правило, в океане. На берегу землетрясение обычно гораздо слабее, а часто его нет вообще. В цунамиопасных регионах есть правило, что если ощущается землетрясение, то лучше уйти дальше от берега и при этом забраться на холм, таким образом заранее подготовиться к приходу волны.

Необычный дрейф льда и других плавающих предметов, образование трещин в припае.

Громадные взбросы у кромок неподвижного льда и рифов, образование толчеи, течений.

[править] Системы предупреждения цунами

Системы предупреждения цунами строятся главным образом на обработке сейсмической информации. Если землетрясение имеет магнитуду более 7.0 (в прессе это называют баллами по шкале Рихтера) и эпицентр расположен под водой, то подаётся предупреждение о цунами. В зависимости от региона и заселённости берегов условия выработки сигнала тревоги могут быть различными.

Вторая возможность предупреждения о цунами это предупреждение «по факту» - способ более надёжный, так как практически отсутствуют ложные тревоги, но часто такое предупреждение может быть выработано слишком поздно. Предупреждение по факту полезно для телецунами - глобальных цунами, оказывающих влияние на весь океан и приходящих на другие границы океана спустя несколько часов. Так индонезийское цунами в декабре 2004 года для Африки является телецунами. Классическим случаем являются Алеутские цунами - после сильного заплеска на Алеутах можно ожидать существенный заплеск на Гавайских островах. Для выявления волн цунами в открытом океане используются придонные датчики гидростатического давления. Система предупреждения, основаная на таких датчиках со спутниковой связью с приповерхностного буя, разработанная в США, называется DART (en:Deep-ocean Assessment and Reporting of Tsunamis). Обнаружив реальную волну тем или иным образом, можно достаточно точно определить время её прибытия в различные населённые пункты.

Существенным моментом системы предупреждения является распространение актуальной информации среди населения. Очень важно, чтобы население представляло, какую угрозу несёт с собой цунами. Японцы имеют множество образовательных программ по природным катастрофам, а в Индонезии население в основном было не знакомо с цунами, что и стало основной причиной большого количества жертв. Также важное значение имеет законодательная база по застройке прибрежной зоны.

[править] См. также

Землетрясение в Индийском океане в 2004 году

Цунами в Северо-Курильске в 1952 году

Tsunami Harddisk Detector

[править] Литература

Пелиновский Е.Н. Гидродинамика волн цунами / ИПФ РАН. Нижний Новгород, 1996. 276 с.

Локальные цунами: предупреждение и уменьшение риска, сборник статей./ Под редакцией Левина Б.В., Носова М.А.- М.: Янус-К, 2002

Левин Б.В., Носов М.А. Физика цунами и родственных явлений в океане. М.: Янус-К, 2005

[править] Цунами в искусстве

«Цунами» - название альбома группы «Ночные снайперы» (2002).

Тегюль Мари Цунами: Большая Волна, Заливающая Бухту.

Дополнительные иллюстрациидоступны на Викискладе?.

http://www.tmn.fio.ru/works/40x/302/5.htm

Землетрясения и цунами - учебное пособие - (содержание)

http://www.ngdc.noaa.gov/seg/hazard/DARTData

Слайд 5

Причины возникновения цунами

Подводные землетрясения (около 85% всех цунами) часть дна опускается, а часть поднимается.

Оползни (7%).

Вулканические извержения (около 5%).

Слайд 6

Основные характеристики цунами

Скорость цунами - расстояние, которое проходит цунами за определенное время.

Высота волны - расстояние по вертикали между гребнем и подошвой волны.

Длина волны - расстояние по горизонтали между двумя вершинами или подошвами морских волн.

Период волны – интервал времени между приходом двух последовательных волн.

Слайд 7

Поражающие факторы цунами

Первичные:

удар волны;

гидродинамическое давление потока воды;

воздушная волна;

наводнение;

затопление.

Вторичные:

Затопление местности;

разрушение зданий и сооружений;

выброс судов на берег и их разрушение;

гибель людей и животных;

смыв почвы;

загрязнение или уничтожение источников питьевой воды;

распространение инфекционных заболеваний;

эпидемии.

Историческая справка

Слайд 8

Мероприятия при приходе цунами

Прогноз возможного места и времени прихода цунами.

Обратить внимание на поведение животных (они укажут правильный путь эвакуации).

Действовать немедленно и без паники.

Взять минимум:

тёплых вещей(непромокаемых);

продуктов питания;

документы.

Выключить:

электричество.

Подробнее

Слайд 12

Ваши действия

Если вы не покинули опасную зону:

закройте окна и двери;

поднимитесь на верхний этаж;

не выбегайте из прочного здания;

займите безопасное место- вдали от окон у капитальной стены.

Если волна застала на улице:

зацепитесь за ствол дерева или прочное сооружение;

приготовьтесь к возвратному движению волны;

оставайтесь в безопасном месте 2-3 часа;

дождитесь сигнала отбоя тревоги.

Слайд 13

Проверь себя

Вопросы и задания

1. Каковы причины возникновения цунами?

2. Как вы ощутите воздействие цунами в следующих ситуациях:

а) на тихоокеанском теплоходе непосредственно в месте возникновения цунами в результате моретрясения;

б)находясь в лодке в 2 - 3 км от берега, к которому приближается цунами;

в)непосредственно на берегу?

3.Перечислите основные признаки надвигающегося цунами.

4.Какие районы России являются наиболее цунамиопасными?

5.Какую информацию должно содержать речевое сообщение после сигнала «Внимание всем!» при приближении цунами? Предложите свой вариант такого сообщения.

6.Каковы будут ваши действия, если поступил сигнал о приближении через30 - 40 минут цунами, а вы находитесь на берегу реки, впадающей в море, а до ближайшей возвышенности 1,5 км.

7.Назовите основные поражающие факторы цунами.

Слайд 14

Сведения об авторе

Полежай Наталья Николаевна - учитель ОБЖ, педагогический стаж работы - 20 лет, учитель - 1 квалификационной категории.

Посмотреть все слайды



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ