Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Формирование конкурсной массы

Вопрос о формировании конкурсной массы возникает на этапе ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), т.е. на стадии конкурсного производства .
Термин «конкурсная масса » используется Законом во вполне определенном смысле: в соответствии с п.1 ст.131 все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Как видно из определения, Закон не дифференцирует статус имущества должника сразу после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения средств между кредиторами.
Однако в течение этого периода состояние имущества должника может претерпеть значительные изменения. Поэтому более целесообразно использовать другой термин - имущественная масса - для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурентного производства. Далее в имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается - все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы. Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество.

Поскольку в целях формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляются определенные дополнения и изъятия, выделим виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника:

— имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;
— имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (думается, речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику);
— денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности, - имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;
— имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю (заклад).

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Режим текущих требований в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен.

Вариантов два: исполнять требование, во-первых, по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями - когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Однако по мере наступления срока следовало бы исполнять текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства. То же должно относиться к порядку удовлетворения текущих требований, связанных с функционированием должника в течение конкурсного производства.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности.
Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов - явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Причины такого явления могут быть различными - резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных, неожиданная реализация безнадежной дебиторской задолженности.

После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника - юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Изымаются из имущественной (конкурсной) массы следующие виды имущества:

— Имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (каковым может быть только государство). Собственник обязан в течение 6 месяцев с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества - либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В силу прямого указания п.3 ст.132 Закона по истечении 6-месячного срока - в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом - все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества, - эти суммы будут поступать в имущественную массу.

— Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Эта норма, установленная п.2 ст.131, не до конца продумана, ибо не вполне корректно относить права, основанные на лицензии, к личным правам, так как лицензию может получить любой субъект, соответствующий установленным требованиям (что выражается в предоставлении в лицензирующий орган определенных документов), вследствие чего аналогичные лицензии могут быть у нескольких субъектов, осуществляющих определенную деятельность. Исходя из этого не вполне логично исключать права, основанные на лицензии, из имущественной массы. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость, а потому следовало бы включить их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (т.е. лицензии на осуществление такой же деятельности).

— Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально значимым объектам принадлежат дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.

При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты.

Заключительным этапом процедуры банкротства является конкурсное производство или . Именно на этом этапе с привлечением внешних специалистов занимается формированием конкурсной массы.

Под конкурсной массой понимается все имущество должника, которое принадлежало ему к моменту старта этапа конкурсного производства или было выявлено или приобретено в ходе него и на которое позволяется наложить взыскание.

Также под конкурсной массой понимается не только совокупность активов, но и правовой спецрежим, применяемый по отношению к собственности должника. В период ее формирования устанавливаются специальные правила распоряжения собственностью.

Что входит в конкурсную массу?

В конкурсную массу включаются:

  • основные и оборотные средства;
  • нематериальные активы;
  • дебиторская задолженность;
  • прочее.

В качестве активов банкрота учитываются любые материальные и нематериальные ценности, которые могут быть преобразованы в деньги путем продажи на или любым другим способом.


Согласно альтернативному определению, в котором концентрируется внимание на составляющих данного феномена, под конкурсной массой понимается совокупность прав вещественных и обязательственных. Т.е. в нее включаются не только вещи, вещные и имущественные права (наследственные, творческие и пр.). Иногда в состав конкурсной массы могут включаться и обязательства должника. Например, в ситуации, когда предприятие-должник продается как целостный имущественный комплекс или целиком.

В процессе реализации конкурсная масса преобразуется в денежные средства для погашения долговых обязательств перед кредиторами. Это окончательный этап ее формирования. Именно деньги являются наиболее стабильной формой воплощения конкурсной массы.

Таким образом, в процессе формирования конкурсной массы она трансформируется из состояния имущества и прав в деньги. Чаще всего это происходит на открытых электронных торгах, организованных . Значение данного этапа в процессе признания несостоятельности сложно переоценить, так как от успеха торгов во много зависит размер погашенных долговых обязательств.

Формирование конкурсной массы физического лица

В состав конкурсной массы включается недвижимость (квартиры, дачные постройки, земля), транспортные средства (авто, мотоциклы, воздушный транспорт, водный транспорт и пр.), акции, доли в ООО, бытовая техника, предметы роскоши, драгоценности, наличность, средства на банковских счетах и пр.

Если компания в процессе банкротства рискует только тем, что принадлежало юридическому лицу на правах собственности, то физическое лицо – личным имуществом. Поэтому банкротство граждан – всегда более болезненный процесс.

После предварительного этапа формирования и оценки конкурсной массы производится ее корректировка (как в большую, так и в сторону уменьшения). Такое изменение состава подлежащего продаже имущества производится по инициативе физического лица, которое вправе ходатайствовать об исключении части собственности. При этом окончательное решение об изменении состава конкурсной массы принимает арбитражный суд.

В входит принятие комплекса мер по розыску и возврату отчужденного с нарушениями имущества для пополнения конкурсной массы. Для чего он использует законные рычаги для возврата обязательств других физических лиц перед должником и анализирует сделки, совершенные им за предшествующие банкротству три года.

Все дарственные и договора купли-продажи в пользу родственников могут быть аннулированы, а отчужденное по ним имущество – возвращено для целей реализации. Информацию по сделкам арбитражному управляющему должен предоставить сам банкрот, но скрыть эти сведения вряд ли удастся: по закону они подлежат обязательной регистрации в Росреестре и других контролирующих инстанциях.

Может даже дойти до возбуждения в отношении должника дела по статье . Например, он дал в долг другому физическому лицу крупную сумму, а в установленные сроки не стал требовать свои деньги назад, что привело к невозможности погашения текущих платежей по кредиту и другим обязательствам. Это дает основания полагать, что должник умышленно создал ситуацию для ухудшения своего материального статуса.

В общую имущественную массу управляющий может включить имущество, которое находится у 3-их лиц без правовых оснований; залоговую собственность; средства, которые были выручены в результате реализации дебиторской задолженности.

Формирование конкурсной массы предприятия

Когда кредиторы предприятия посчитали, что реабилитационные процедуры в отношении него неэффективны, то они могут установить в отношении компании . Если суд утвердит соответствующее ходатайство, то это означает, что предприятие получило официальный статус банкрота.
После завершения процессов формирования и распределения конкурсной массы, компания ликвидируется и подлежит исключению из реестра юридических лиц.

В состав конкурсной массы предприятия входят:

  1. Основные средства предприятия: транспорт, оборудование, предметы, используемые в производственной деятельности, здания и сооружения, дороги, коммунальные сети, инженерные сети, инструменты и транспорт. Критерием для отнесения актива к основным средствам является срок его использования: если это период превышает год, то он может быть отнесен к ним.
  2. Оборотные средства предприятия – это деньги, вложенные в активы, необходимые в процессе производства. В их числе материалы, инструменты и другие предметы.
  3. Нематериальные активы – это различные патенты, бренды, ПО и прочая интеллектуальная собственность.
  4. Дебиторская задолженность – это непогашенная задолженность поставщиков и других контрагентов перед предприятием, в отношении которого идет процедура банкротства.
  5. Недополученное целевое финансирование.
  6. Доходы от участия в других юрлицах.

Управляющий производит формирование и оценку собственности предприятия на основании данных бухгалтерской и управленческой отчетности. В конкурсную массу попадает все имущество, которое может быть использовано для возврата денег , за некоторым исключением.

Согласно последним поправкам в законодательство, управляющий может не обращаться к оценщикам для проведения оценочных мероприятий и может использовать свои силы для этих целей.

ИП занимает промежуточное положение между юридическими и физлицами. Особенность ИП состоит в том, что бизнесмен рискует своим личным имуществом за долги, связанные с предпринимательской деятельностью.

В конкурсную массу Индивидуального Предпринимателя включаются как основные и оборотные средства, материальные активы, так и его личная собственность: недвижимость, автомобили и пр.
Имущество ИП (в том числе, закрывших свой бизнес) реализуется посредством электронных торгов.

Что можно исключить из конкурсной массы?

Не все вещи и ценности, принадлежащие гражданину или компании, могут включаться в состав конкурсной массы. Некоторое имущество, не подлежащее взысканию, подлежит исключению из ее состава. Согласно действующему законодательству это:

  • единственная жилплощадь или доля в собственности;
  • предметы обихода и домашней обстановки;
  • земельный участок;
  • личные вещи физлица (одежда и обувь, за исключением предметов роскоши и драгоценностей);
  • продукты питания;
  • топливо;
  • прожиточный минимум;
  • рабочие принадлежности для профессиональной деятельности (их стоимость должна быть в пределах 100 МРОТ);
  • семена;
  • скот (молочный, рабочий и племенной), кролики, птица, олени, пчелы, корма и пр.;
  • предметы, необходимые по медицинским показаниям (инвалидная коляска, протезы и пр.);
  • призы, госнаграды, памятные знаки.

Арбитражный суд также вправе исключить из массы имущество должника, реализация которого существенно не повлияет на удовлетворение кредиторских требований. Это неликвидная собственность и имущество, стоимостью ниже 10000 р. При этом стоимость исключаемого неликвида не может превышать 100 МРОТ.

В отношении юридических лиц из состава конкурсной массы исключается:

  1. Имущество, изъятое из оборота в пользу государства (обычно такая ситуация складывается при банкротстве унитарных предприятий). При его наличии на балансе у должника управляющий обязан уведомить собственника об этом. У государственных органов будет полгода на то, чтобы решить дельнейшую судьбу имущества: или принять его, или передать в пользу другой госкомпании. Если в указанный срок они не смогут определиться с тем как поступить с собственностью, то управляющий вправе взыскать средства с государства на ее содержание.
  2. Права собственности, тесно связанные с личностью физлица. Это, например, выданное ему разрешение на занятие определенными видами деятельности.
  3. Арендованное имущество также исключается из конкурсной массы, так как фактически должник не является его собственником.
  4. Имущество, принадлежащее третьим лицам. Например, то, которое находилось на ответственном хранении у юрлица. Данный факт потребуется подтвердить документально.
  5. Специфические виды собственности, использование которых регламентируется действующим законодательством. Это, например, памятники архитектуры, составляющие культурное наследие, исторические памятники, социально значимые объекты (детские сады, которые числились на балансе предприятия, школы, поликлиники и больницы, спортивные учреждения) и пр.
  6. Жилфонд и коммунальные объекты, предназначенные для жизнеобеспечения региона. При наличии таких объектов управляющий обязан оповестить муниципальные власти.

Заявление об исключении

Вещи и собственность исключаются из конкурсной массы по ходатайству должника. Его он передает в Арбитражный суд, который отвечает за его дело. В заявлении необходимо отразить следующие моменты:

  1. В шапке документа прописываются реквизиты Арбитражного суда, ФИО истца и его контактные данные, номер и дата возбужденного в отношении него дела о банкротстве, период его реализации.
  2. Дата проведения инвентаризации и описи имущества управляющим.
  3. Перечень имущества, которое требуется исключить из состава конкурсной массы с указанием их отличительных характеристик.
  4. Основания для несогласия с включением имущества в перечень: оно входит в перечень собственности, которая не подлежит взысканию (например, предметы обихода и домашней обстановки, собственность дешевле 10000 р. и пр.).
  5. В завершении прописывается конкретная просьба об исключении перечисленного имущества из общей массы.

Исключение из конкурсной массы денежных средств

При банкротстве граждан все получаемые должником доходы подлежат включению в конкурсную массу для погашения кредиторских требований. Это зарплата, пенсия, доходы от аренды, репетиторства и пр.

Но у должника есть право определенную часть доходов исключить: это средства, которые уходят на покупку продуктов и прочие нужды в пределах регионального прожиточного минимума. Должны быть также учтены средства, которые уходят на содержание иждивенцев (нетрудоспособной супруги или несовершеннолетних детей). Также судья может вычесть из конкурсной массы затраты на аренду жилья.

Право аренды в конкурсной массе

Может ли включаться право аренды в состав конкурсной массы? Судебная практика показывает, что да, такое возможно и при этом не требуется согласие арендодателя на передачу прав. Свою позицию суд обосновал так:

  1. Реализация прав аренды может привести к пополнению конкурсной массы и удовлетворению кредиторских требований, что является основной целью процедуры банкротства.
  2. Право аренды не входит в перечень исключаемого имущества должника по закону.

Исключение квартиры из конкурсной массы

Исключение квартиры из конкурсной массы допускается только в том случае:

  • если это единственное жилье физлица-должника (по Конституции никто не вправе лишить гражданина жилища);
  • если банкротство не ведется по залоговому ипотечному кредиту.

Если квартира находится в залоге у банка, то она подлежит реализации и конфискации. Не будет учитываться даже то, что там прописаны дети и это единственное пригодное для проживания место. Если у должника несколько кредиторов, то из средств от продажи заложенного имущества в приоритетном порядке будут удовлетворяться обязательства перед залоговым кредитором.

Исключение прожиточного минимума

Прожиточный минимум должен исключаться из конкурсной массы. Эта сумма определяется на уровне регионов и зависит от категории населения: совершеннолетний житель, пенсионер, ребенок. Не стоит путать прожиточный минимум и МРОТ: последняя величина на порядок ниже.

Приведем пример. У должника есть неработающая супруга, ребенок, жилье они снимают за 35000 р. в месяц. Прожиточный минимум на взрослого человека в регионе составляет 18000р., ребенка – 15000 р. Таким образом, по ходатайству должника суд может запретить наложение взыскания на сумму 86 000 р. (18000*2+15000+35000).

Определение суда должно быть направлено по месту работы должника. Заработок сверх указанной суммы будет перечисляться в пользу кредиторов.

Отсутствие конкурсной массы

Ситуация, при которой у должника отсутствует какое-либо имущество для формирования конкурсной массы, подлежащее реализации для удовлетворения требований кредиторов, далеко не редкость. Тогда арбитражный управляющий составляет специальный акт, указывающий на отсутствие конкурсной массы, и утверждает его на кредиторском собрании и в Арбитражном суде.
На этом процесс признания несостоятельности завершается: требования кредиторов не подлежат удовлетворению, так как погашать их попросту не из чего, а должник объявляется банкротом (и ликвидируется в случае с юрлицом).

Распределение конкурсной массы между кредиторами

Требования кредиторов предполагают определенную последовательность в их погашении. Последняя редакция закона о несостоятельности содержит три ступени распределения конкурсной массы между кредиторами.

  1. К кредиторам 1-ой очереди относят физлиц, перед которыми у должника есть обязательства за причинение морального ущерба или вреда жизни и здоровью.
  2. К кредиторам 2-й очереди – выплаты долгов работникам по зарплате, выходных пособий, авторских гонораров.
  3. Кредиторы третьей очереди – конкурсные кредиторы и госорганизации, которые имеют равные права по обязательным платежам.

Ситуация, при которой удается полностью погасить все долговые обязательства конкурсной массы в процедуре банкротства, большая редкость. Но все же такие ситуации на практике встречаются. Например, если:

  • после открытия конкурсного производства стоимость имущества резко пошла вверх;
  • проявился эффект от работы управляющего;
  • неожиданно удалось взыскать безнадежную дебиторскую задолженность;
  • суд исключил некоторых кредиторов из числа конкурсных.

Кредиторские требования погашаются в порядке очередности. При нехватке средств для удовлетворения всех обязательств раздел массы производится пропорционально размеру требований кредиторов.

Обязательства перед кредиторами подлежат удовлетворению только после исполнения текущих и внеочередных платежей.

В первую очередь погашаются обязательства перед физическими и юридическими лицами, имеющими на руках акт о причинении морального вреда.

Вторая очередь – это суммы, которые полагаются бывшим работниками компании по трудовым договорам.

В третью очередь удовлетворяются обязательства и государственными инстанциями. Первоначально гасится основная задолженность и только потом очередь доходит до возмещения упущенной выгоды, штрафов и прочих финансовых санкций.

Внеконкурсные кредиторы (те, которые не успели заявить о долгах для включения в реестр) оказываются в невыгодном положении. Они могут претендовать на деньги только в случае полного погашения обязательств перед конкурсными кредиторами.

Подлежат погашению за счет средств от реализации залога. В этом состоит ключевое преимущество залоговых кредиторов перед остальными. Если средств после продажи залога оказалось недостаточно для полного погашения всех обязательств, то залоговые кредиторы вправе рассчитывать на остаток вместе с кредиторами 3-ей очереди.

Определение суда должно быть направлено по месту работы должника. Заработок сверх указанной суммы будет перечисляться в пользу кредиторов. Отсутствие конкурсной массы Ситуация, при которой у должника отсутствует какое-либо имущество для формирования конкурсной массы, подлежащее реализации для удовлетворения требований кредиторов, далеко не редкость. Тогда арбитражный управляющий составляет специальный акт, указывающий на отсутствие конкурсной массы, и утверждает его на кредиторском собрании и в Арбитражном суде.На этом процесс признания несостоятельности завершается: требования кредиторов не подлежат удовлетворению, так как погашать их попросту не из чего, а должник объявляется банкротом (и ликвидируется в случае с юрлицом). Распределение конкурсной массы между кредиторами Требования кредиторов предполагают определенную последовательность в их погашении.

Статья 131. конкурсная масса

В соответствии с законом о банкротстве, с одной стороны, конкурсная масса – это совокупность имущества, а с другой стороны, требования кредиторов должны погашаться за счет конкурсной массы, т.е. денежными средствами с основного счета должника. В течение конкурсного производства происходит формирование конкурсной массы и переход ее в денежные средства из состояния имущества и имущественных прав.

Кто формирует конкурсную массу Формирование конкурсной массы осуществляется конкурсным управляющим. Это процесс выявления всего имущества должника, которое можно обратить в денежные средства.


Из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, которое изъято из оборота, имущественные права, которые связаны с личностью должника, и другое имущество, предусмотренное Федеральным законом о банкротстве.

Конкурсная масса

Это неликвидная собственность и имущество, стоимостью ниже 10000 р. При этом стоимость исключаемого неликвида не может превышать 100 МРОТ.

В отношении юридических лиц из состава конкурсной массы исключается:

  1. Имущество, изъятое из оборота в пользу государства (обычно такая ситуация складывается при банкротстве унитарных предприятий). При его наличии на балансе у должника управляющий обязан уведомить собственника об этом.

    У государственных органов будет полгода на то, чтобы решить дельнейшую судьбу имущества: или принять его, или передать в пользу другой госкомпании. Если в указанный срок они не смогут определиться с тем как поступить с собственностью, то управляющий вправе взыскать средства с государства на ее содержание.

  2. Права собственности, тесно связанные с личностью физлица.

Внимание

Вместе с тем в нем указано, что все имущество должника, которым он владеет на дату открытия конкурсного производства, а также выявленное в рамках конкурсного производства, формирует конкурсную массу (п. 1 ст. 131 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). Она включает в себя:

  • вещи, принадлежащие организации на праве собственности (унитарному предприятию – на праве хозяйственного ведения);
  • имущественные права.

В первую очередь речь идет об обязательственных правах должника (к примеру, право требования выплаты страхового возмещения);

  • долги банкрота.
  • То есть конкурсная масса должника – это и активы, и пассивы. Напомним, что с момента открытия конкурсного производства собственник не имеет права распоряжаться своим имуществом, образующим конкурсную массу (п.

    1,2 ст. 126 Закона N 127-ФЗ).

    Процесс формирования конкурсной массы должника

    Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2.

    Инфо

    Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

    Формирование конкурсной массы при несостоятельности

    Согласно действующему законодательству это:

    • единственная жилплощадь или доля в собственности;
    • предметы обихода и домашней обстановки;
    • земельный участок;
    • личные вещи физлица (одежда и обувь, за исключением предметов роскоши и драгоценностей);
    • продукты питания;
    • топливо;
    • прожиточный минимум;
    • рабочие принадлежности для профессиональной деятельности (их стоимость должна быть в пределах 100 МРОТ);
    • семена;
    • скот (молочный, рабочий и племенной), кролики, птица, олени, пчелы, корма и пр.;
    • предметы, необходимые по медицинским показаниям (инвалидная коляска, протезы и пр.);
    • призы, госнаграды, памятные знаки.

    Арбитражный суд также вправе исключить из массы имущество должника, реализация которого существенно не повлияет на удовлетворение кредиторских требований.

    Состав имущества компании-должника для расчетов с кредиторами

    Важно

    К перечню относится как известное имущество на дату открытия производства, так и выявленное в ходе разбирательства. Для грамотного формирования такого перечня управляющий вправе обращаться за услугами бухгалтеров и аудиторов.


    В массу включается следующее имущество:
    • основные средства и находящиеся в обороте;
    • нематериальные активы;
    • долги дебиторов;
    • иные активы, пребывающие на балансе.

    По спорным вопросам, касательно состава и исключения из него, проводятся судебные заседания. Кто формирует конкурсную массу Всеми полномочиями по формированию перечня обладает финансовый управляющий, определенный арбитражным органом.
    Он осуществляет инвентаризацию всего имущества лица, несостоятельность которого признается. Опись проводится на базе сведений, предоставленных должником, в день направления иска о неплатежеспособности гражданина или юридического лица.

    Конкурсная масса

    Ведь именно за счет конкурсной массы будут погашаться требования по текущим платежам, а также требования кредиторов в соответствии с установленной очередностью (ст. 134 Закона N 127-ФЗ). Заложенное имущество должника учитывается отдельно и подлежит обязательной оценке (п.

    2 ст. 131 Закона N 127-ФЗ). В конкурсную массу не включается (п. 2 ст. 131 Закона N 127-ФЗ):

    • имущество, изъятое из оборота (п. 2 ст. 129 ГК РФ). О наличии такого имущества должен быть уведомлен собственник имущества, он должен принять его от конкурсного управляющего или передать иному лицу в течение 6 месяцев с даты получения уведомления (п. 1,2 ст.

    Имущество должника, которое не включается в конкурсную массу В конкурсную массу не включаются:

    • имущество, которое изъято из оборота;
    • имущественные права, которые связаны с личностью должника (права, основанные на разрешении (лицензии) на ведение определенных видов деятельности;
    • имущество третьих лиц, которое находится у должника без правовых оснований; - социально значимые объекты, а также объекты культурного наследия и иные, продажа которых осуществлена в соответствии законодательством путем проведения конкурсных торгов;
    • объекты коммунальной инфраструктуры и жилищный фонд.

    Хотя такие объекты не входят в конкурсную массу должника, закон предусматривается их продажа в процедуре конкурсного производства; Жилищный фонд социального использования продаже не подлежит.

    • семена, необходимые для очередного посева;
    • продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
    • топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
    • средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
    • призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
    • Перефразируя слова закона, сложные для понимания, можно проще сказать: конкурсная масса — это все то, что можно забрать у должника. Это деньги (наличные и на счетах), это заработок, автомобиль, дача, земельный участок, доли в ООО, ценные бумаги и т.д., вплоть до мелочей.

    Формирование конкурсной массы из имущества должника

    Не будет учитываться даже то, что там прописаны дети и это единственное пригодное для проживания место. Если у должника несколько кредиторов, то из средств от продажи заложенного имущества в приоритетном порядке будут удовлетворяться обязательства перед залоговым кредитором.

    Исключение прожиточного минимума Прожиточный минимум должен исключаться из конкурсной массы. Эта сумма определяется на уровне регионов и зависит от категории населения: совершеннолетний житель, пенсионер, ребенок.

    Не стоит путать прожиточный минимум и МРОТ: последняя величина на порядок ниже. Приведем пример. У должника есть неработающая супруга, ребенок, жилье они снимают за 35000 р.

    в месяц. Прожиточный минимум на взрослого человека в регионе составляет 18000р., ребенка – 15000 р. Таким образом, по ходатайству должника суд может запретить наложение взыскания на сумму 86 000 р. (18000*2+15000+35000).

    Конкурсная масса должника

    Смотрите также случай из практики о том, как одну копейку целый месяц включали в конкурсную массу и заплатили за это 30 000 рублей. Теперь приведем несколько примеров судебных актов о формировании конкурсной массы, для лучшего понимания.

    Ссылка: текст постановления на сайте арбитражного суда Ссылка: текст постановления на сайте арбитражного суда судебные акты об исключении из конкурсной массы: Текст постановления на сайте арбитражного суда Текст постановления на сайте арбитражного суда Основное требование для включения в состав конкурсной массы — имущество должно принадлежать должнику на праве собственности. По сути, споры об исключении из конкурсной массы сводятся к доказыванию того обстоятельства, что имущество должнику не принадлежит.
    Отдельный случай — исключение из конкурсной массы части денег на личные нужды (как в последнем приведенном примере из судебной практики).

    М.В. Телюкина, кандидат юридических наук.

    В.Н. Ткачев, кандидат юридических наук.

    Вопрос о формировании конкурсной массы возникает на этапе ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), т.е. на стадии конкурсного производства. Порядок его осуществления регламентируется нормами гл. 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <*> (далее - Закон). До вступления в силу этого Закона проведение конкурсного производства регулировалось положениями гл. 6 одноименного Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ <**> (далее - Закон 1998 г.).

    <*> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
    <**> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.

    Все функции конкурсного управляющего направлены на формирование конкурсной массы должника. Важное практическое значение отношений, связанных с конкурсной массой, обусловливает интерес к установлению сути этих отношений. Так, Г.Ф. Шершеневич называл конкурсной массой "совокупность прав вещных и обязательственных" <*>; В.Ф. Попондопуло определяет конкурсную массу как имущественно-правовой комплекс, включающий в себя не только вещи и вещные права должника, но и другие его имущественные права, а в определенных случаях и обязанности <**>.

    <*> Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. Казань, 1898. С. 358.
    <**> Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. СПб., 1995. С. 215.

    Термин "конкурсная масса" используется Законом во вполне определенном смысле: в соответствии с п. 1 ст. 131 все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Как видно из определения, Закон не дифференцирует статус имущества должника сразу после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения средств между кредиторами. Однако в течение этого периода состояние имущества должника может претерпеть (а как правило, так и бывает) значительные изменения. Поэтому более целесообразно использовать другой термин - имущественная масса - для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурентного производства. Далее в имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается - все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы. Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество (для целей настоящей статьи мы будем исходить именно из такого понимания терминов "конкурсная масса" и "имущественная масса").

    Следовало бы дать легальную дифференциацию указанных понятий - ведь обозначение различных по сути явлений одним термином является серьезным недостатком юридической техники правового акта.

    Поскольку в целях формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляются определенные дополнения и изъятия, выделим сначала виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника. К таковым относится:

    • имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;
    • имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (думается, речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику);
    • денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности, - имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;
    • имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю (заклад).

    Обращает на себя внимание следующий факт: на практике управляющие иногда включают в конкурсную массу не то имущество, которое в действительности принадлежит должнику. Например , в одном из дел Президиум ВАС РФ отметил, что при заключении должником договоров на долевое участие в строительстве имуществом, принадлежащим должнику, являются не квартиры, а имущественные права требования к контрагенту <*>.

    <*> Вестник ВАС РФ. 2000. N 11. С. 71.

    Изымаются из имущественной массы следующие виды имущества.

    • Имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (каковым может быть только государство). Собственник обязан в течение шести месяцев (Закон 1998 г. устанавливал месячный срок) с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества - либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В силу прямого указания п. 3 ст. 132 Закона по истечении 6-месячного срока - в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом - все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества, - эти суммы будут поступать в имущественную массу.
    • Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Эта норма, установленная п. 2 ст. 131, не до конца продумана, ибо не вполне корректно относить права, основанные на лицензии, к личным правам, так как лицензию может получить любой субъект, соответствующий установленным требованиям (что выражается в предоставлении в лицензирующий орган определенных документов), вследствие чего аналогичные лицензии могут быть у нескольких субъектов, осуществляющих определенную деятельность. Исходя из этого не вполне логично исключать права, основанные на лицензии, из имущественной массы. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость, а потому следовало бы включить их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (т.е. лицензии на осуществление такой же деятельности).

    Надо заметить, Закон 1998 г. допускал исключение из указанного правила - при продаже бизнеса (реализация предприятия как имущественного комплекса не исключена, хотя и маловероятна на стадии конкурсного производства) в силу ч. 3 п. 1 ст. 86 (которая применялась в силу п. 5 ст. 112 того же Закона) "в случаях, когда основной вид бизнеса осуществляется только на основании разрешения (лицензии), покупатель предприятия приобретает преимущественное право на получение указанного разрешения (лицензии)". Таким образом, при продаже предприятия в соответствии с Законом 1998 г. права, основанные на лицензии, не только не исключаются из имущественной массы, но могут быть переданы даже субъекту, аналогичной лицензии не имеющему. Такая ситуация более целесообразна, чем исключение из имущественной массы прав, основанных на лицензии. Поскольку в настоящее время о судьбе прав, основанных на лицензии, нормы о продаже бизнеса не упоминают, из этого следует вывод о применении общих положений Гражданского кодекса РФ, в соответствии с п. 3 ст. 559 которого такие права в состав предприятия не включаются.

    • Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально значимым объектам принадлежат дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.

    Обращает на себя внимание значительное изменение правовой регламентации данных вопросов. Закон 1998 г. исключал из конкурсной массы как жилищный фонд социального обеспечения, так и детские дошкольные учреждения, а равно объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона (т.е. круг социальных объектов был более узким).

    При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты. Однако четкий механизм передачи названных объектов отсутствует; на проблемы, с этим связанные, обращают внимание ученые <*>. Закон устанавливает, что муниципальные органы не вправе отказаться от принятия этих объектов, причем они должны быть приняты по их фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. В дальнейшем такие объекты должны финансироваться из соответствующих бюджетов. Закон предусматривает последствия непринятия указанных объектов уполномоченными органами местного самоуправления (что весьма актуально, поскольку это случается довольно часто, так как названные объекты не приносят прибыли, но требуют значительных затрат на содержание). Можно выделить две категории последствий: во-первых, по истечении месяца с момента получения уведомления конкурсного управляющего о наличии указанных объектов обязанность по их содержанию и обеспечению функционирования ложится на уполномоченные органы местного самоуправления (следовательно, управляющий может предъявить к ним требование о взыскании денежных средств, необходимых для означенных целей); во-вторых, в отношении должностных лиц уполномоченных органов местного самоуправления, не исполняющих данную обязанность, возможна ответственность, предусмотренная федеральным законом, в соответствии с п. 7 ст. 132 Закона. Таким образом, при наличии убытков, вызванных уклонением должностных лиц от принятия подлежащего принятию имущества, указанные лица могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения этих убытков. Кроме того, возможна ответственность административная.

    <*> См., напр.: Павлов И.В. Вопросы передачи жилищного фонда при конкурсном производстве // Сборник докладов и выступлений на IV международной научно-практической конференции "Современная практика арбитражного управления". СПб., 2000. С. 184 - 185.

    Рассмотренные нормы направлены на обеспечение передачи объектов. Закон 1998 г. предполагал передачу безвозмездной - это следует, в частности, из его п. 4 ст. 104, который стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, и Постановлением от 16 мая 2000 г. N 8-П положение этого пункта было признано неконституционным. То есть с указанной даты конкурсный управляющий, вместо того (а точнее, вместе с тем) чтобы заставлять муниципальные органы принять на баланс определенное имущество должника, которое они принимать не желали, должен был требовать оплаты этого имущества. Подобное решение не вполне продуманно, а потому малоэффективно.

    На практике стали возникать ситуации, когда продать муниципальному органу указанное имущество было совершенно невозможно, и в итоге управляющий все равно вынужден был передавать его безвозмездно, так как у ликвидируемого должника имущества оставаться не должно. О.А. Никитина в связи с этим высказала следующее мнение: "Принимая во внимание, что в настоящее время денежных средств у соответствующих муниципальных образований нет, представляется возможной передача указанных объектов бесплатно, но при отсутствии возражений со стороны кредиторов о такой передаче" <*>. Данная позиция совершенно логична, но не бесспорна с точки зрения соответствия Постановлению КС РФ, согласно которому право на получение компенсации возникает независимо от наличия или отсутствия согласия кредиторов.

    <*> Никитина О.А. Конкурсное производство // Вестник ВАС РФ. 2001. Спец. прилож. к N 3. С. 147.

    Высший Арбитражный Суд РФ, поддерживая позицию Конституционного Суда, в письме от 14 июня 2000 г. N С5-7/93-668 указал, что с учетом выводов, содержащихся в Постановлении КС РФ, подлежит применению, в частности, ст. 306 ГК РФ, в соответствии с которой в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.

    В.В. Витрянский решение изложенной проблемы видел в необходимости внесения в Закон изменений, предоставляющих управляющему право обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанных объектов. Причем, удовлетворяя такое заявление, суд должен определять размер денежной суммы, подлежащей внесению муниципальным образованием в конкурсную массу должника. Кроме того, В.В. Витрянский предлагал "предусмотреть исключения (в части возмездности передачи) в отношении убыточных объектов" <*>. Данная позиция нашла отражение в Законе 2002 г., п. 6 ст. 132 которого установил, что передача социальных объектов в собственность муниципального образования осуществляется на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной.

    <*> Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве // Вестник ВАС РФ. 2001. Спец. прилож. к N 3. С. 103.

    Надо заметить, Закон 1998 г. не вполне оправданно включил в число объектов, подлежащих изъятию из имущественной массы, столь широкий перечень. Ведь включение этих объектов в имущественную массу и, следовательно, их реализация могут осуществляться в интересах как кредиторов, так и лиц, использующих указанные объекты. Для этого в необходимых случаях следовало предусмотреть продажу управляющим определенных объектов по конкурсу с условием сохранения их целевого использования.

    Именно так и поступил Закон 2002 г., установив, что сразу и безусловно из имущественной массы исключается только жилищный фонд социального использования. Иные социальные объекты подлежат реализации особым порядком - по конкурсу, обязательным условием которого является обязанность покупателя соблюдать целевое назначение объектов (иные условия конкурса могут быть определены кредиторами по предложению органа местного самоуправления). Средства, полученные от продажи, поступают в конкурсную массу.

    Интерес (и с практической, и с теоретической точки зрения) вызывают отношения, складывающиеся в силу ч. 4 - 6 п. 4 ст. 132 Закона после продажи социальных объектов. После проведения конкурса покупатель заключает с органом местного самоуправления соглашение об исполнении условий конкурса. Очевидно, что заключение такого договора - обязанность сторон. К сожалению, Закон этого четко не устанавливает: из формулировки ч. 4 п. 4 ст. 132 не следует, о праве либо об обязанности идет речь; подобные формулировки являются недостатком юридической техники Закона, в результате чего сложно ответить на вопрос о последствиях незаключения упомянутого соглашения. Во избежание проблем представляется необходимым применить толкование, в соответствии с которым заключение договора об исполнении условий конкурса обязательно; следовательно, возможно принуждение одной стороны другой к заключению этого договора.

    Если впоследствии покупатель (собственник имущества) существенно нарушает условия соглашения об исполнении условий конкурса, то по заявлению органа местного самоуправления суд может расторгнуть как соглашение об исполнении условий конкурса, так и договор купли-продажи (который орган местного самоуправления не заключал). Расторжение этих договоров приводит к тому, что имущество передается муниципальному образованию, которое обязано возместить покупателю денежные средства. Обращают на себя внимание связанные с этим два недостатка Закона, которые могут вызвать проблемы на практике. Во-первых, ничего не сказано о порядке определения подлежащих выплате покупателю сумм - средства, выплаченные по договору купли-продажи (заключенному, возможно, несколько лет назад) могут не соответствовать (как в меньшую, так и в большую сторону) действительной стоимости имущества. Во-вторых, Закон не установил, что сами муниципальные органы, получив имущество, обязаны соблюдать целевой характер его использования. Такая норма была в Законе 1998 г.; она весьма необходима; объяснить ее отсутствие можно только забывчивостью законодателя. В результате крайне сложно будет что-то сделать, если муниципальное образование, получив в результате расторжения (по причине нецелевого использования имущества) социальный объект, тут же начнет использовать его в иных целях. Внесение в Закон соответствующих изменений представляется необходимым.

    Закон не устанавливает какие бы то ни было сроки, в течение которых возможно расторжение договора купли-продажи, следовательно, это возможно в любое время независимо от даты продажи имущества.

    Еще одна проблема, возможная на практике, состоит в том, что Закон не регламентирует статус субъекта, приобретшего рассматриваемое имущество у покупателя. Из буквального толкования норм Закона можно, к сожалению, сделать вывод о неприменении к такому субъекту ограничений и последствий, связанных с целевым использованием имущества. В связи с этим необходимо распространительное толкование либо внесение в Закон соответствующих изменений.

    • Имущество третьих лиц, находящееся у должника без правовых оснований. Безусловно, такое имущество подлежит возврату собственнику как при наличии соответствующих требований, так и при их отсутствии. Конкурсный управляющий, обнаружив имущество, не принадлежащее должнику, обязан принять меры к поиску и обнаружению собственника. С указанным имуществом могут быть связаны две проблемы, т.е. два вопроса, на которые Закон не отвечает: что делать с имуществом, собственника которого обнаружить не удается (включая имущество, которым должник владеет открыто, непрерывно, добросовестно, но менее срока приобретательной давности), и каковы последствия реализации конкурсным управляющим чужого имущества (в том числе с торгов)? Между тем на практике встречаются иногда подобные проблемы. Например , в процессе конкурсного производства ООО "С" при проведении инвентаризации выяснилось, что у ООО находится строительная техника, переданная два года назад по договору аренды акционерным обществом "К". Срок аренды истек, но АО не заявляло своих прав на имущество. Конкурсный управляющий выяснил, что АО "К" было ликвидировано (исключено из реестра юридических лиц), о чем ООО не получало никакой информации (впрочем, на данный вопрос невозможно было ответить определенно вследствие неудовлетворительного состояния документации ООО). Таким образом, возникла ситуация, когда ООО было добросовестным приобретателем имущества при отсутствии собственника этого имущества. Думается, такое имущество может быть продано, причем покупатель станет добросовестным приобретателем, который получит право собственности по истечении срока приобретательной давности.

    С формированием конкурсной массы и ее распределением между кредиторами связана важнейшая обязанность конкурсного управляющего - ведение реестра требований кредиторов. В настоящее время вести реестр может не только сам управляющий, но и реестродержатель, статус которого определен п. 1 ст. 16 Закона. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов (это его исключительная компетенция; голосуется вопрос обычным порядком, т.е. большинством голосов от числа голосов кредиторов, присутствующих на собрании).

    При ведении реестра реестродержателем управляющий передает ему необходимые сведения, подлежащие внесению в реестр, т.е. функции реестродержателя в основном технические.

    Установление требований осуществляется в соответствии со ст. 100 Закона. Его новеллой является то, что все требования рассматриваются судом, который должен указать, к какой очереди относится это требование и в каком порядке оно должно удовлетворяться. По общему правилу ни конкурсный управляющий, ни реестродержатель не имеют права вносить изменения в реестр, т.е. исключать из него определенных кредиторов иначе, чем по определению суда. Оправданно думать, что это правило должно применяться за исключением случаев, когда кредитор уступил свои права другому лицу, а также если сделки, на которых основаны требования кредитора, признаны недействительными. Поскольку прямо Законом это не установлено, необходимо внести в него соответствующие изменения.

    В практике применения Закона 1998 г. нередко возникали проблемы, связанные с внесением в реестр требований валютных кредиторов. Поскольку Закон не препятствовал занесению в реестр требования в валюте, некоторые управляющие так и поступали; при этом пересчет в рубли производился перед каждым собранием по текущему курсу. Это может иметь отрицательные последствия, связанные с неопределенным размером требований кредитора. После принятия Закона 2002 г. в силу прямого установления в п. 5 ст. 16 реестр ведется в рублях.

    По мнению О.А. Никитиной, "требования кредиторов, за исключением кредитора, инициировавшего дело о банкротстве, по валютным денежным обязательствам должны переводиться в требования, выраженные в рублях, по курсу, существующему на момент открытия конкурсного производства" <*>. Однако оправданно полагать, что требования как заявителя, так и других кредиторов должны переводиться в рубли по курсу на момент вступления их в процесс (т.е. заявления требований). В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона подлежит применению курс, существующий на дату введения процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

    <*> Никитина О.А. Указ. соч. С. 151.

    Очевидно, такая позиция является соответствующей продолжниковой направленности российского конкурсного законодательства, поскольку в результате курс будет определяться независимо от даты вступления кредитора в процесс.

    Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом (по всей видимости, срок должен исчисляться с момента первой публикации). Требования (как по обязательствам, так и по обязательным платежам), заявленные позже, становятся послеочередными.

    Представляется, что в течение названного 2-месячного срока необходимо именно заявить требование, а не установить его. В связи с этим важны нормы п. 6 ст. 142 Закона, которые регламентируют ситуацию, когда на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди суд рассматривает разногласия по заявленному требованию. В этом случае конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований соответствующего кредитора. При этом, очевидно, управляющий перейдет к удовлетворению требований следующей очереди. Это повлечет проблемы, связанные с необходимостью осуществления перерасчета, если требование будет установлено в размере меньшем, чем сумма зарезервированных средств. Обратим внимание, что в формулировке п. 6 ст. 142 проявляется общий недостаток Закона: норма говорит только о кредиторах, в связи с чем возникает вопрос о возможности применения ее к уполномоченным органам. Очевидно, в данном случае необходимо распространительное толкование. Для того чтобы исправить этот недостаток (проявляющийся и в ряде иных статей), следует установить общую норму, в соответствии с которой к уполномоченным органам применяются правила о кредиторах, если иное не определено Законом (кстати, подобная норма была в Законе 1998 г.).

    На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Режим текущих требований в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен. Вариантов два: исполнять требование, во-первых, по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями - когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Однако по мере наступления срока следовало бы исполнять текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства. То же должно относиться к порядку удовлетворения текущих требований, связанных с функционированием должника в течение конкурсного производства. Эти вопросы должны быть уточнены в законодательном порядке.

    Отметим, что вопрос о необходимости функционирования предприятия-должника в течение конкурсного производства является весьма дискуссионным. Так, В.С. Белых, А.А. Дубинчин, М.Л. Скуратовский, не приходя к однозначному ответу на поставленный вопрос, склоняются в пользу отрицания возможности должника продолжать осуществляемую деятельность: "Продолжение предпринимательской деятельности, будучи свойственным внешнему управлению, не отвечает задаче конкурсного производства, направленного к возможно скорейшему и полному удовлетворению кредиторов" <*>. На наш взгляд, безусловна необходимость (при наличии такой возможности) продолжения деятельности юридического лица, поскольку основная цель конкурсного производства - максимальное удовлетворение требований кредиторов - достигается при максимальной стоимости имущества должника, а функционирующий бизнес всегда имеет более высокую стоимость, чем отдельные виды имущества. Поэтому вряд ли оправданно подвергать сомнению необходимость продолжать деятельность должника в течение конкурсного производства; для этого нужны и законодательные гарантии (одна из них - особый порядок удовлетворения текущих требований).

    <*> Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М.: Норма, 2001. С. 179.

    Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности. Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов - явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Тем не менее теоретически (да и практически) это возможно. Причины такого явления могут быть различными - резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных, неожиданная реализация безнадежной дебиторской задолженности и т.п.

    Таким образом, не исключены ситуации, когда на стадии конкурсного производства, уже после того как сформирована имущественная масса, выяснится, что у должника достаточно средств как для расчета со всеми кредиторами, так и для продолжения функционирования (либо вдруг появились основания для введения финансового оздоровления или внешнего управления). Однако нормы Закона не допускают иного окончания конкурсного производства в отношении юридического лица, кроме как его ликвидация, что представляется достаточно спорным.

    В данном контексте заслуживают внимания положения Закона Украины, в соответствии с которыми судьба юридического лица-банкрота зависит от наличия у него имущества - если после завершения ликвидации (утверждения отчета ликвидатора) имущество осталось, то должник провозглашается не имеющим долгов и на этом основании может продолжать предпринимательскую деятельность.

    В России же в такой ситуации вполне жизнеспособный должник должен быть ликвидирован. Можно еще поспорить о судьбе должника, у которого задолженности не осталось совсем (с одной стороны, отсутствие требований - основание для прекращения производства по делу о банкротстве; с другой - такого основания для отмены уже принятого решения о конкурсном производстве, т.е. о ликвидации, Закон не предусматривает; последнее позволяет сформулировать вывод, в соответствии с которым конкурсное право оканчивается ликвидацией в любом случае, за исключением исполнения обязательств должника третьими лицами; подтверждают этот вывод нормы п. 1 ст. 149 Закона). Что касается судьбы должника, который понял, что сможет восстановить финансовое состояние, если не будет ликвидирован, то ситуация складывается более сложная. Закон 1998 г. данную проблему не решал вообще. В связи с этим В.В. Витрянский высказал совершенно обоснованное мнение, в соответствии с которым в Закон необходимо внести изменения, допускающие возможность "обратного хода" процедур банкротства, в частности, "среди судебных актов, принимаемых арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве (ст. 48 Закона о банкротстве), должно появиться определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению" <*>.

    <*> Витрянский В.В. Указ. соч. С. 99.

    Новеллой Закона является то, что в ст. 146 возможность перехода к внешнему управлению (при этом речь не идет о финансовом оздоровлении) предусмотрена. Но такая возможность существует, только если, во-первых, ранее восстановительные процедуры (финансовое оздоровление либо внешнее управление) не вводились; во-вторых, данные финансового анализа подтверждают, что именно в ходе конкурсного производства появились основания предполагать возможность восстановления платежеспособности должника; в-третьих, у должника есть имущество, достаточное для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

    Таким образом, включение в Закон норм о возможности возврата к внешнему управлению из конкурсного производства подтверждают высказывавшуюся ранее мысль о продолжниковой направленности нового Закона. В связи с этим обращает на себя внимание некая непоследовательность норм Закона, которая проявляется в том, что нельзя вернуться к восстановительным процедурам, если ранее они проводились (даже если доказана их успешность сейчас); если основания полагать, что восстановление возможно, появились ранее, но не были должным образом оценены (например, финансовый анализ был проведен неквалифицированно и впоследствии это доказано); если конкурсный управляющий нашел инвестора, готового предоставить средства для закупки имущества при условии возврата к внешнему управлению... Названы только наиболее ярко проявляющиеся аспекты непоследовательности законодателя. Было бы целесообразно исключить из Закона препятствия для возврата из конкурсного производства во внешнее управление, если кредиторы готовы проголосовать за такое решение.

    Обращает на себя внимание еще один недостаток Закона, способный породить практические проблемы: п. 2 ст. 146 устанавливает квалифицированный порядок голосования по вопросу о переходе от конкурсного производства к внешнему управлению. Между тем п. 2 ст. 15, императивно устанавливающий перечень решений, принимаемых таким порядком (большинством от общего количества реестровых требований), указания на такое решение не содержит. В связи с этим возникает вопрос о возможности повторного голосования - ст. 146 о нем не упоминает, а п. 3 ст. 15 регламентирует повторное голосование по вопросам, предусмотренным п. 2 ст. 15, из чего вполне может быть сделан не вполне логичный вывод, что повторное голосование по вопросу о переходе к внешнему управлению проводиться не может. Подробное рассмотрение вопроса перехода ко внешнему управлению от конкурсного производства не является целью настоящей статьи.

    Распределение конкурсной массы, т.е. денежных средств, между кредиторами влечет погашение оставшихся неудовлетворенными требований. Важнейшей новеллой Закона 2002 г. являются нормы ст. 148, в соответствии с которыми кредиторы имеют право получить в счет неудовлетворенных требований неликвидное имущество должника. Недостатком Закона является отсутствие порядка регламентации передачи этого имущества, особенно в ситуациях, когда на него претендуют несколько кредиторов, в том числе относящихся к разным очередям.

    Соответственно только при отказе кредиторов от принятия неликвидного имущества оно передается учредителям (участникам). Заметим, что обязанности их уведомлять у конкурсного управляющего нет, поэтому учредители (участники) должны сами позаботиться о том, чтобы получить информацию о наличии неликвидного имущества и написать заявление о его приобретении. В противном случае (при отсутствии заявлений) конкурсный управляющий совершенно правомерно передаст имущество органам местного самоуправления по месту нахождения имущества (обратим внимание - речь не идет о месте государственной регистрации должника).

    После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника - юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

    1. Что собой представляет конкурсная масса
    2. Порядок формирования конкурсной массы
    3. Что включается в конкурсную массу
    4. Формирование конкурсной массы ЮЛ или предприятия
    5. Конкурсная масса ИП
    6. Что исключается из конкурсной массы
    7. Исключение из конкурсной массы ЮЛ
    8. Исключение денежных средств
    9. Как составить заявление об исключении объектов из КМ
    10. Отсутствие массы

    Признание несостоятельности – это процедура, подразделяющаяся на множество этапов. Последний этап – это конкурсное производство, реализация имущества банкрота. Этот шаг предполагает формирование конкурсной массы. Что собой представляет конкурсная масса Банкротство регламентируется ФЗ №127 от 26 октября 2002 года. Однако в этом законе не дается определения конкурсной массы.

    Формирование конкурсной массы при несостоятельности

    В соответствии с законом о банкротстве, с одной стороны, конкурсная масса – это совокупность имущества, а с другой стороны, требования кредиторов должны погашаться за счет конкурсной массы, т.е. денежными средствами с основного счета должника. В течение конкурсного производства происходит формирование конкурсной массы и переход ее в денежные средства из состояния имущества и имущественных прав.



    Из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, которое изъято из оборота, имущественные права, которые связаны с личностью должника, и другое имущество, предусмотренное Федеральным законом о банкротстве.

    Что такое конкурсная масса при банкротстве

    Под оборотными средствами понимаются те, которые непосредственно используются в процессе производства/оказания услуг: сырье и материалы, расходники, инструменты и пр.

    • Остатки на банковских счетах предприятия – речь идет только о собственных средствах компании, не включает открытую кредитную линию или предоставленный овердрафт.
    • Активы, не имеющие материального воплощения (так называемые нематериальные) – включают в свой состав бренды/товарные знаки, патенты на производственную продукцию, программное обеспечение и иные объекты интеллектуальной собственности, права на которую оформлены должным образом.
    • Дебиторская задолженность – это те долги, которые накоплены перед юрлицом-банкротом у его покупателей, поставщиков и партнеров. Управляющий должен уделить немало усилий для взыскания дебиторской задолженности.

    Статья 131. конкурсная масса

    Именно на этом этапе формирования конкурсной массы должны быть указаны ссылки на документы, подтверждающие права собственности юрлица. Все необходимые сведения управляющему обязаны передать руководители предприятия в течение 3 дней после поступления соответствующего запроса.

    Иногда к данному этапу он привлекает сторонних бухгалтеров и аудиторов.

    • Принятие мер для розыска/возврата собственности, которая незаконно находится у третьих лиц. К сведению Процедура формирования конкурсной массы простая только на бумаге.
      По факту управляющему приходится приложить немало усилий, чтобы найти фактическое местоположение собственности, которая фактически принадлежит банкроту. Нередко он встречает сопротивление со стороны руководства в этом процессе.
    • Выделение из общей массы залоговой собственности.

    Формирование конкурсной массы в процедуре несостоятельности

    Инфо

    Такое изменение состава подлежащего продаже имущества производится по инициативе физического лица, которое вправе ходатайствовать об исключении части собственности. При этом окончательное решение об изменении состава конкурсной массы принимает арбитражный суд.


    В задачи финансового управляющего входит принятие комплекса мер по розыску и возврату отчужденного с нарушениями имущества для пополнения конкурсной массы. Для чего он использует законные рычаги для возврата обязательств других физических лиц перед должником и анализирует сделки, совершенные им за предшествующие банкротству три года.
    Все дарственные и договора купли-продажи в пользу родственников могут быть аннулированы, а отчужденное по ним имущество – возвращено для целей реализации.

    Формирование конкурсной массы из имущества должника

    Имущество, которое является предметом залога (обычно это недвижимости и транспортные средства), подлежит отдельной описи и оценке. Дело в том, что средства, вырученные от продажи такой собственности идут на удовлетворение обязательств перед залоговыми кредиторами.

    • Корректировка конкурсной массы: исключение из ее состава имущества, которое было изъято госорганами, имущественных личностных прав должника и прочих видов собственности, которые подлежат исключению по нормам ФЗ о несостоятельности.
    • Анализ сделок должника по выводу активов, заключенных юрлицом непосредственно перед банкротством и существенно ухудшивших его имущественный статус.

    Процесс формирования конкурсной массы должника

    Внимание


    Таким образом, в процессе формирования конкурсной массы она трансформируется из состояния имущества и прав в деньги. Чаще всего это происходит на открытых электронных торгах, организованных арбитражным управляющим.
    Значение данного этапа в процессе признания несостоятельности сложно переоценить, так как от успеха торгов во много зависит размер погашенных должником долговых обязательств. Формирование конкурсной массы физического лица При банкротстве гражданина он проходит стадии реструктуризации и реализации имущества. Именно на последнем этапе происходит формирование конкурсной массы физического лица в целях ее дальнейшей реализации.

    Конкурсная масса

    Так, для оборотных средств он составляет период до года, или используются в рамках одного производственного цикла.

    • Нематериальные активы – это всевозможные патенты, товарные знаки, бренды, программное обеспечение, и прочие объекты интеллектуальной собственности, приносившие предприятию прибыль.
    • Долги третьих лиц перед предприятием-должником или дебиторская задолженность. Она может выражаться в сумме денег, неоплаченных за приобретённый товар или оказанные услуги, и прочие долги контрагентов обанкротившегося предприятия, которые могут рассматриваться в денежном эквиваленте.На стадии конкурсного производства осуществляется их возврат.
      Данный вопрос решается конкурсным управляющим.
    • После оценки конкурсная масса уходит на торги.

    Что такое конкурсная масса и из чего она формируется

    Если же торги проводятся по частям, то на них реализуются только активы и собственность.

    • Особый правовой режим функционирования предприятия, который вводится с началом ее формирования и распределения. Он действует вплоть до финального распределения между кредиторами денежных средств, полученных на торгах, ликвидации компании и ее исключении из числа субъектов экономической деятельности.
    • Совокупность имущества и имущественных прав должника, любые материальные/нематериальные ценности, которые трансформируются в ходе торгов в денежные средства. Хотя не всегда такое преобразование требуется. Так, в конкурсную массу включаются активы в виде денег: остатки на счетах юрлица-должника, дебиторская задолженность его партнеров и контрагентов и пр.

    Состав имущества компании-должника для расчетов с кредиторами

    В соответствии с действующими нормами законодательства, имущество физлиц, не включенное в конкурсную массу, подразумевает:

    • единственное жилье у должника или доля владения;
    • бытовые предметы и домашние вещи;
    • земельный надел;
    • персональную одежду и обувь гражданина;
    • пищевые продукты;
    • топливо;
    • прожиточный минимум;
    • рабочие инструменты для выполнения деятельности, цена которых не превышает величину 100 МРОТ;
    • скот;
    • инвалидные коляски и протезы, без которых человек не сможет полноценно существовать;
    • государственные награды, призы.

    Суд может исключить из перечня собственность, продажа которой не окажет существенного влияния на погашение долгов К такой категории причисляются неликвидные объекты собственности, цена которых ниже 10 тыс. руб., однако может быть больше 100 МРОТ.

    Конкурсная масса — особенности формирования и реализации

    Реализация имущества: особенности организации торгов Процедуры реализации имущества должника регламентируется 84 статьей законодательства о банкротстве. Реализация конкурсной массы – наиболее значимый момент процедуры конкурсного производства, так как является основным способом обеспечения прав кредиторов и соразмерного удовлетворения их финансовых требований. Реализация осуществляется на открытых рынках, включая открытые торги. Информацию о банкротстве и предстоящей реализации управляющий обязан опубликовать в СМИ и иных официальных источниках.

    Сделать он это должен не позднее 30 календарных дней, до начала открытия торгов. Сведения о реализуемом имуществе также находятся в открытом доступе.

    К реализации на торгах не допускается лишь то имущество, в отношении которого законодательством установлен конкурс.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ