Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Как составить жалобу на постановление по административному делу, а правильнее - по делу об административном правонарушении, если Вы не согласны с принятым решением? кому ее адресовать? в какие сроки? как обжаловать, если решение не вступило в силу?

Реализуя свое право на обжалование решений по административным делам, мы восстанавливаем нарушенные права .
Жалоба по определению закона - это просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод ил законных интересов других лиц.
Обжалование - один из инструментов гарантии соблюдения законности . И сразу оговоримся, что процедура обжалования решения по административному делу, точнее - постановления по делу об административном правонарушении, - усложнена не только властным ресурсом, о котором мы упоминали в статье об адвокатах по административным делам (ДТП).
Главная трудность - в многообразии вариантов привлечения к административной ответственности, соответственно, закон устанавливает разные сроки для рассмотрения жалоб и пр. Это по объему не один десяток страниц, и окончательно может только внести сумятицу человеку, не имеющему юридического образования. Поэтому если совсем коротко - то надо идти к адвокату по административным делам, который все разъяснит, исходя из обстоятельств именно Вашего варианта привлечения к административной ответственности.

В рамках данной статьи мы объясним скелет обжалования решения по административному делу. Итак, "от печки": дело об административном правонарушении заканчивается вынесением "обвинительного" постановления по делу. Постановление по административному делу выноситься должностным лицом, органом или судьей единолично. По сути - это санкционное решение, которое носит властный характер, исполнение его обеспечено государственным принуждением, и может быть обжаловано в порядке подчиненности или в суд. Право выбора способа обжалования решения принадлежит несогласному с ним лицу.

О законах, регулирующих процедуры обжалования

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях урегулирован главой 30 Кодекса об административных правонарушений. Обжалование судебных решений по административным делам регламентировано в ГПК, АПК РФ (в зависимости от субъекта).
С 15 сентября 2015 года порядок подачи и рассмотрения апелляционных, кассационных, надзорных жалоб будет осуществляться по нормам Кодекса административного судопроизводства РФ.

О сроке подачи жалобы на постановление

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (имеется ввиду получение копии по почте). Согласно части 3 ст. 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если десятидневный срок пропущен по уважительным причинам, то по ходатайству лица, подающего жалобу, срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. В случае отклонения ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

О порядке обжалования решений административным делам

Постановление по делу об административном правонарушении вынесенное судьей может быть обжаловано в вышестоящий суд, а вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Государственной пошлиной жалоба на постановление по делу об административном правонарушении не облагается.

Жалоба рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Если Вы не согласны с решением по Вашей жалобе, то закон предоставляет право обжалования. Постановление, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Чем поможет адвокат по административным делам

Адвокаты Московской окружной коллегии адвокатов имеют опыт ведения административных дел. Окажут профессиональную юридическую помощь по вопросам
составления и подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу,
о восстановлении срока обжалования, с учетом индивидуальных обстоятельств события и производства по административному делу,
помогут при апелляционном, кассационном и надзорном обжаловании,
прочим вопросам, связанным с обжалованием постановления по делу об административном правонарушении,
квалифицированно представят Ваши интересы в судах различных инстанций.

Лариса, судя по базе К*, за подобные задержания вполне взыскивают.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 23.01.2014 по делу N 33-420/2014

В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, УФК по Иркутской области, требуя взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., расходы на оплату услуг защитника в размере <данные изъяты>., расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>.
В обоснование требований указал, что <дата изъята> постановлением мирового судьи 13 судебного участка Свердловского округа г. Иркутска он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного ареста на срок <данные изъяты>. <дата изъята> решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Грубейшее нарушение конституционных прав и свобод причинило ему моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях от незаконных действий сотрудников правоохранительных органов и назначенного ему наказания в виде административного ареста на <данные изъяты>. Глубочайшее унижение он испытал от действий сотрудников ОП-1 УМВД России по г. Иркутску, связанных с административным задержанием. Эти страдания имели продолжительный характер в связи с длительным промежутком времени незаконных действий, продолжительными разбирательствами в суде. Причиненный моральный вред истец оценил в <данные изъяты>.

Взысканы с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу В. в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>., расходы, понесенные по делу об административном правонарушении, в размере <данные изъяты>, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>

Полагает, что размер взысканной компенсации морального вреда не отвечает требованиям разумности, определен судом без учета характера и степени нравственных переживаний В.

В пункте 27 названного Постановления указано, что требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.

В. содержался в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке УВД по г. Иркутску до суда, <дата изъята>, о чем в деле имеется соответствующая справка.

Таким образом, представленными истцом доказательствами подтверждается факт незаконного привлечения В. к административной ответственности в виде административного ареста и прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения, то есть в связи с его невиновностью в совершении административного правонарушения.
Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста затронуто такое личное неимущественное право В., как право на честное имя и достоинство личности, в результате незаконного привлечения к административной ответственности В. в течение <данные изъяты> находился в спецприемнике УВД по г. Иркутску, в условиях изоляции от общества, его право на свободу передвижения было ограничено, он был лишен возможности вести привычный для него образ жизни, общаться с родственниками и друзьями, что, безусловно, причинило ему нравственные страдания.
Данные обстоятельства, правомерно определены судом основанием для удовлетворения в силу ч. 1 ст. 1070 ГК РФ требований о возмещении морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, а именно: факта незаконного привлечения истца к административной ответственности в виде административного ареста, степен

Порядок обжалования постановления об административном правонарушении регулируется ст. ст. 30.1-30.19 (Главой 30) КоАП РФ. Процедуры обжалования вариативны, выбор той или иной зависит от множества факторов. Поэтому для лица, не владеющего знаниями в сфере административного процессуального права, вопросы подготовки и подачи жалобы могут оказаться трудной задачей.

Ниже будет рассмотрен алгоритм обжалования постановлений об административных правонарушениях, который будет полезен как юристам, так и простым гражданам.

Основные положения

Перед тем, как определить, в каком порядке подать жалобу на постановление, необходимо ответить на ряд вопросов применительно к конкретному виду (составу) правонарушения:

  • Кто может подать жалобу?
  • Куда обжалуется постановление исходя из имеющихся обстоятельств дела?
  • Какой срок предусмотрен для обжалования и не пропущен ли он (нужно ли его восстановление)?

Кто может обжаловать постановление?

Правом обжаловать постановление об административном правонарушении (далее - ПАП) наделены только участники процесса:

  • правонарушитель;
  • потерпевший;
  • законные представители правонарушителя (потерпевшего) - родители, усыновители, опекуны, попечители;
  • законные представители организации, являющейся правонарушителем или потерпевшей стороной, - руководитель или специально уполномоченное лицо;
  • защитник (адвокат) правонарушителя или представитель потерпевшего - лица, оказывающие юридическую помощь сторонам административного дела (процесса);
  • некоторые другие, специальные категории лиц, например, прокурор и уполномоченный по правам предпринимателей.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Куда направлять жалобу?

КоАП РФ предусматривает два альтернативных порядка обжалования ПАП:

  • Инстанционный (ведомственный) порядок. Жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом (органом) по отношению к тому, постановление которого обжалуется.
  • Судебный порядок. Здесь жалоба рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражным судом, исходя из вида административного правонарушения.

Кроме того, при определении подведомственности (подсудности) рассмотрения жалоб, необходимо учитывать:

  • Если обжалуемое решение вынесено коллегиально, либо в соответствии с региональным закономопределенным органом власти, постановление обжалуется в местный районный суд.
  • Если обжалуемое решение принято должностным лицом, жалоба на постановление направляется, либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), либо в суд - на усмотрение заявителя, если иной порядок не предусмотрен законом для определенной категории административных дел, как, например, для налоговых правонарушений.
  • Постановление судьи всегда обжалуется только в вышестоящий суд.

Постановления готовятся на процессуальных бланках установленной формы (бумажной/электронной). Такие бланки есть в распоряжении каждого ведомства, должностного лица и суда (судьи). Они несколько отличаются в зависимости от категорий правонарушений и лиц (органов), которые имеют право принимать решение по административным делам, но в целом однотипны. При возникновении сложностей с определением подведомственности (подсудности) рассмотрения жалоб, можно обратиться к тексту самого постановления. Как правило, непосредственно в нем и (или) в сопроводительном письме участникам дела стандартно разъясняется порядок обжалования. В иных случаях для корректного определения, куда нужно направлять жалобу, можно обратиться к юристу, специализирующемуся на административном праве. Он точно скажет, во-первых, куда следует адресовать жалобу, во-вторых - какой порядок будет наиболее эффективен при наличии альтернатив.

Если допущена ошибка и жалоба направлена не в тот орган, который вправе ее рассмотреть, это не станет препятствием для обжалования. Инстанция, куда ошибочно поступили материалы, обязана самостоятельно передать жалобу по подведомственности. Об этом будет вынесено определение, а материалы дела и жалобы направлены должностному лицу, в орган или суд, которые правомочны рассмотреть обращение.

Сроки обжалования

У лица, намеренного обжаловать ПАП, есть для этого 10 дней с момента вручения или получения копии постановления. По некоторым категориям дел из Главы 5 КоАП РФ (правонарушения, посягающие на права граждан) указанный срок сокращен до 5 дней.

Если срок пропущен, его можно восстановить . Для этого вместе с жалобой направляется соответствующее заявление (ходатайство), в котором излагаются уважительные причины пропуска срока, и к которому прикладываются документальные подтверждения наличия таких причин. Ходатайство рассматривается отдельно от жалобы, по нему выносится определение. Если решение положительное, жалоба будет рассмотрена в общем порядке, если нет - она рассмотрению не подлежит, пока не будет успешно обжаловано определение.

Сроки рассмотрения жалоб также варьируются. Для органов власти и должностных лиц стандартный срок составляет 10 дней со дня поступления обращения и всех материалов административного дела, для суда - 2 месяца. Однако по делам, требующим оперативного принятия решения по жалобе, сроки сокращены до 1-5 дней. Конкретные сроки в зависимости от категорий дел обозначены в ст. 30.5 КоАП РФ.

От того, насколько грамотно будет составлена жалоба, зависит ее эффективность. Инстанция, рассматривающая жалобу, правомочна полностью пересмотреть принятое постановлением решение.

Излагаемые в жалобе требования должны соответствовать списку возможных решений:

  1. Отмена постановления и прекращение производства по делу, если:
  • правонарушение малозначительно и в связи с этим нет необходимости в применении наказания (ст. 2.9 КоАП);
  • есть одно или несколько обстоятельств (оснований), исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП), например, отсутствие состава правонарушения или истечение сроков давности привлечения к ответственности;
  • нет достаточных доказательств, подтверждающих обстоятельства, которые легли в основу вынесения постановления (недоказанность правонарушения).
  1. Изменение постановления. Допускаются только такие изменения, которые не усиливают наказание либо иным образом не ухудшают положение нарушителя. Как правило, требуя изменить постановление, заявитель желает снизить размер наказания, изменить его вид на более легкий, исключить какой-то состав нарушения, переквалифицировать нарушение на менее тяжкое и т.п.
  2. Отмена постановления и возвращение дела на новое рассмотрение. Такое возможно при наличии процессуальных нарушений, которые не позволили принять объективное решение, а также полно и всесторонне рассмотреть дело. Кроме того, потребовать такого исхода обжалования может потерпевшая сторона, если считает, что необходимо привлечь виновное лицо к ответственности с более строгим наказанием.
  3. Отмена постановления и направление дела по подведомственности в случае нарушения правил подведомственности (подсудности) при вынесении постановления.

Как правило, потерпевшая сторона не согласна с квалификацией нарушения и (или) слишком мягким наказанием. Но, в основном, постановления обжалует нарушитель, его защитник или представитель. И они могут просить вышестоящую инстанцию или суд либо отменить, либо изменить постановление, чтобы избежать ответственности или получить более мягкое наказание.

В зависимости от того, какая сторона дела подает жалобу и чего желает добиться, будут определяться:

  • правовая позиция по делу;
  • перечень и содержание допущенных при вынесении постановления нарушений;
  • доказательственная база (аргументы, ссылки на нормы права, доказательства - документы, другие материалы, показания свидетелей и т.д.);
  • требования.

Универсальных текстов жалоб не существует. Содержание зависит от вида (состава) правонарушения, нарушений при вынесении постановления, имеющихся доказательств, требований к инстанции, рассматривающей жалобу, и других обстоятельств административного дела.

Для упрощения подготовки жалобы необходимо:

  • Ознакомиться с примерами аналогичных дел и образцами жалоб. Понять, насколько эффективно будет обжалование, на что необходимо ссылаться, как и чем доказывать свою позицию.
  • Взять наиболее подходящий, с учетом обстоятельств дела, пример жалобы и подготовить свою жалобу, адаптировав содержание под индивидуальные особенности своего дела.
  • Проверить, соответствует ли подготовленная жалоба требованиям и порядку ее подачи, указанным в Главе 30 КоАП РФ.

Что обязательно должно присутствовать в жалобе:

  • точное и правильное наименование инстанции направления жалобы;
  • информация о лице, которое направляет жалобу;
  • информация обо всех участниках дела;
  • сведения о постановлении, которое обжалуется (его копия обязательно прикладывается к жалобе);
  • правовая позиция и доводы в ее подтверждение (с чем не согласны, почему, чем это подтверждается);
  • перечень материалов-приложений;
  • дата;
  • подпись.

Жалоба готовится в копиях по числу участников административного производства. Все копии прикладываются к жалобе. Если жалобу готовит и подает представитель, к ней должны быть приобщены документы, подтверждающие его правомочия.

Жалобы по редко встречающимся на практике категориям административных дел, а также в случае отсутствия прецедентов, готовятся индивидуально. Здесь примеры не особо помогают. В идеале такие жалобы должны готовить юристы, причем только те, которые занимаются определенной категорией административных дел. Например, по делам о ДТП и нарушениях ПДД принято обращаться к автоюристам, по налоговым правонарушениям - к налоговым юристам. Современная положительная тенденция - привлекать не просто юристов, а адвокатов. Эта практика показывает наилучшую эффективность.

Если автоинспектор предъявляет вам обоснованные претензии, действует в рамках закона и ведет себя корректно, то нет и повода для жалобы, а ваши шансы добиться смягчения своей участи, рассылая "телеги" по инстанциям, весьма сомнительны. В таких ситуациях разумнее всего будет не суетиться и с достоинством нести свой крест. Другое дело - случаи, когда вас несправедливо наказывают или нарушают при этом ваши конституционные и гражданские права. Во всем цивилизованном мире обжаловать незаконные действия должностных лиц считается делом чести - таким путем общество защищает себя от произвола властей. В нашей стране, где народ столетиями воспитывали под лозунгом "Помалкивай, а то хуже будет", укоренившееся сознание перестраивается с большим трудом. Это плохо, поскольку ничто так не способствует беззаконию и коррупции, как безмолвие и бездействие общества.

В российском законодательстве прописаны необходимые механизмы защиты граждан от произвола, пригодные для большинства жизненных ситуаций. Любой законопослушный гражданин должен иметь хотя бы общее представление об этих механизмах. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, в частности о нарушениях ПДД, первым и основным документом, позволяющим разобраться в ситуации, является его величество Протокол об административном правонарушении. В зависимости от того, что и как в нем написано, он может служить и главным доказательством вашей вины, и главным доказательством вашей невиновности. Поэтому все, что пишется в протоколе, должно вызывать ваш живой и неподдельный интерес сразу на месте его оформления.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, Ф.И.О., адреса, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, пункт ПДД или иного нормативного правового акта, нарушение которого допущено, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела сотрудник, выявивший административное правонарушение, составляет подробный рапорт и (или) схему места совершения административного правонарушения, которые прилагаются к делу. Схема места совершения административного правонарушения подписывается сотрудником, ее составившим, и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в нем либо прилагаются к нему.

Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола.

Каким образом протокол защищает вас от произвола должностных лиц? Во-первых, он составляется в вашем присутствии на месте происшествия и впоследствии исправлению не подлежит. Оно и понятно - первый экземпляр находится в ГИБДД, а копия - у вас на руках. Если автоинспектор надумает после расставания дописать в протокол что-либо еще или внести какие-то исправления, то в копии это отражено не будет. Простое сопоставление двух экземпляров сразу же укажет на факт подлога.

Бланки процессуальных документов должны заполняться разборчиво шариковой ручкой черного, синего или фиолетового цвета либо с использованием печатающего устройства.

Внесенные исправления (дополнения) должны быть оговорены и заверены подписью сотрудника, составившего процессуальный документ. Соответствующие участники производства по делу об административном правонарушении должны быть ознакомлены под роспись с внесенными исправлениями (дополнениями).

Каждая процедура, которая проводится с вами при оформлении материалов дела должна быть отражена в протоколе, а сам протокол заверен вашей подписью. Какие-то записи в протоколе не соответствуют действительности? Не вписаны ваши свидетели? Перечислены не все предметы, изъятые в ходе личного досмотра? Требуйте внесения исправлений и не расписывайтесь, пока все не будет приведено в порядок.

Очень часто в спешке и суматохе, которой сопровождается оформление административного протокола, водитель, не глядя, расписывается по подсказке автоинспектора "здесь, здесь и здесь". Поступать так могут только очень доверчивые или очень смелые люди, готовые взвалить на себя несуществующие грехи и отрезать себе путь к восстановлению справедливости.

В протоколе есть две графы, которые называются "Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении" и "объяснения и замечания по содержанию протокола". В них можно записать все, что вы считаете нужным заявить по поводу предъявленных вам обвинений или процедуры оформления нарушения.

Иногда вам настолько "есть что сказать", что места в нужной графе просто не хватает. Это не проблема. Достаточно вписать в нее фразу "приложение на восемнадцати листах", и все 18 листов ваших объяснений и опровержений обязательно будут подшиты и станут неотъемлемой частью оформленного протокола.

Помните, что вы имеете право требовать внесения в протокол сведений об очевидцах, свидетельствующих в вашу пользу, в том числе о своих ближайших родственниках и знакомых.

Свидетелем по делу об административном правонарушении может быть любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Таким образом, у сотрудника ДПС нет никаких законных оснований исключать из числа свидетелей кого бы то ни было, в том числе пассажиров вашего транспортного средства. В то же время в случае необходимости в качестве свидетеля может быть опрошен понятой, потерпевший.

Согласно пункту 104 Регламента перед тем как зафиксировать сведения, сообщаемые очевидцами, сотрудник ДПС (а если дело рассматривается в суде, то судья) обязан предупредить каждого свидетеля об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний в соответствии со статьей 17.9 КоАП РФ . Эта ответственность представляет собой штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Если вы намерены обжаловать действия автоинспектора, далеко не всегда есть смысл заранее выкладывать все козыри, подробно расписывая свои аргументы в протоколе. Запись "Не согласен. Доводы изложу в жалобе" тоже имеет полное право на существование. Главное - что факт вашего несогласия в протоколе отражен, а это значит, что по данному протоколу можно будет провести дополнительную проверку, в ходе которой лицо, составившее протокол, должно обосновать перед своим вышестоящим начальником законность вынесенного им решения. Не исключено, что с учетом приведенных вами доводов у начальника окажется иное мнение, более совпадающее с вашим, и в результате дело будет пересмотрено, а ваш "обидчик" получит взыскание.

Бывает, что человек, на которого составлен обоснованный протокол, отказывается подписывать его "из вредности". Такими приемами автоинспектора не запугаешь - он без проблем найдет двух понятых, которые подтвердят, поставив свои подписи, что обвиняемый отказался расписаться, и после этого протокол станет юридически полноценным документом. Однако подобный трюк не исключен и в том случае, когда вы отказывались подписывать протокол, ссылаясь на допущенные в нем искажения и требуя устранить их. Если такое произойдет, постарайтесь отразить факт обмана со стороны автоинспектора в жалобе на его действия.

За нарушения, предусматривающие наказание в виде штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется - но только в том случае, если водитель не оспаривает вынесенное решение и готов платить штраф. Если вы не согласны с инспектором - не стесняйтесь прямо заявить ему об этом. В таком случае после вынесения постановления по делу он обязан составить протокол об административном правонарушении и предоставить вам возможность изложить в нем свои возражения. Дальше вступает в силу уже описанная выше процедура, а у вас в руках появляется документ, который можно обжаловать, - копия протокола.

Зафиксированное в протоколе несогласие с выдвинутыми обвинениями не отнимает у вас права написать жалобу на неправомерные, по вашему мнению, решения должностных лиц. Жалоба на постановление по делу, вынесенное сотрудником ГИБДД, может быть подана либо его вышестоящему начальнику, либо непосредственно в районный суд по месту нахождения подразделения ГИБДД. Даже если жалоба поступила не по адресу, ее должны переслать в тот орган, который уполномочен ее рассматривать.

Жалоба на решение судьи по делу об административном правонарушении подается в районный суд по месту рассмотрения дела. Если вы обжалуете постановление, вынесенное судьей или сотрудником ГИБДД, то срок подачи жалобы - 10 дней со дня получения на руки его копии (часть 1 статьи 30.3 КоАП , Административный регламент, пункт 265). Срок рассмотрения такой жалобы также составляет 10 дней. При этом заявитель заблаговременно извещается о времени и месте рассмотрения жалобы (пункт 266 Регламента). Никакими госпошлинами подача жалоб не облагается, то есть жаловаться можно бесплатно. Если районный суд отказал в удовлетворении жалобы, оставив в силе постановление по делу, вынесенное мировым судьей (например, о лишении прав), то это решение вступает в силу немедленно (часть 3 статьи 31.1 КоАП), однако может быть обжаловано в вышестоящем суде.

Помимо этого, можно подавать жалобы и на другие действия должностных лиц, ущемляющие ваши законные права и интересы. Такие жалобы подаются не позднее трех месяцев со дня совершения действий, которые вы обжалуете, и рассматриваются в течение 30 дней с момента их регистрации. Наряду с обстоятельствами дела в жалобе полагается указывать, какие ваши права и каким образом были нарушены, и конкретно выражать то, о чем вы ходатайствуете - отменить принятое решение, наказать виновных, выплатить вам денежную компенсацию и т.д.

В письменном обращении заявитель указывает наименование органа, в который направляется обращение, либо Ф.И.О, либо должность соответствующего лица, а также свои Ф.И.О., почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, суть (обстоятельства) обжалуемого действия (бездействия), основания, по которым заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность; иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить, ставит личную подпись и дату.

Дополнительно в письменном обращении могут быть указаны: наименование должности, Ф.И.О. сотрудника, решение, действие (бездействие) которого обжалуется. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Жалобы подаются заявителями по почте, на личном приеме, по информационным системам общего пользования или через специальные разделы на интернет-сайтах органа управления Госавтоинспекции.

Заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии сотрудников по номерам телефонов дежурной части соответствующего подразделения, органа управления Госавтоинспекции, территориального органа МВД России на региональном уровне.

Письменные обращения, поступившие по почте или через интернет-сайты, подлежат регистрации в службе делопроизводства. Письменные обращения, представленные в орган внутренних дел непосредственно автором или лицом, представляющим его интересы, принимаются и регистрируются в дежурной части круглосуточно. Дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его автору обращения или лицу, представляющему его интересы, и в дальнейшем передает жалобу в службу делопроизводства для работы с ней в установленном порядке.

В ходе проверки изложенных в жалобе обстоятельств анализируется обоснованность каждого из приведенных мотивов, проверяются, соответствовали ли обжалуемые действия (бездействие) сотрудников положениям и предписаниям законодательных и иных нормативных актов.

В случае если в результате проверки подтвердились отмеченные в жалобе обстоятельства, указывающие на неправомерность каких-либо действий жалоба признается обоснованной и предлагаются меры по наказанию виновных лиц и восстановлению нарушенных прав заявителя. При этом в ответе предусматривается принесение заявителю соответствующих извинений.

Если жалоба признана необоснованной, в ответе даются разъяснения в отношении неправомерности предъявляемых претензий, а также, в случае необходимости, возможный порядок обжалования принятого по жалобе решения.

Обжалование - это процесс творческий, своего рода интеллектуальная игра, в которой участвуете вы, сотрудники ГИБДД, а порой еще и судьи. Нужно отдавать себе отчет, что ваши соперники - люди, как правило, опытные, юридически подкованные и умеющие защищаться. Тот, кто будет рассматривать вашу жалобу, прекрасно осознает, что оскорбленный водитель может возвести на автоинспектора любую, порой самую чудовищную напраслину, поэтому изначально настроен к вашим доводам скептически. Переубедить его могут только железные аргументы и тщательно собранные доказательства - показания свидетелей, фотографии места нарушения, аудио- и видеозаписи ваших переговоров с сотрудниками автоинспекции и т.д.

При подаче жалобы следует учесть, что она должна быть краткой и должна содержать конкретные факты и связанные с ними обстоятельства. Жалоба должна содержать конкретные ссылки на нормативно-правовые акты, которые были нарушены, - это и обеспечит ее рассмотрение по существу. При этом следует учесть, что жалобу на неправомерные действия сотрудника ДПС можно подавать не только в случае составления протокола об административном правонарушении, но и во всех остальных ситуациях, когда ваша встреча с инспектором прошла вне регламентирующих рамок закона.

Согласно статье 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении , вынесенное органами ГИБДД, может быть обжаловано в районном суде только по месту нахождения отдела ГИБДД, при этом водитель может ограничиться жалобой, направив ее вышестоящему должностному лицу. Способ передачи жалобы определяет сам водитель. Документ может быть лично доставлен в тот орган, который будет ее рассматривать, или отправлен по почте.

Постановления делятся на две группы: вступившие и не вступившие в законную силу . Порядок их обжалования будет разным. Приведенная ниже статья КоАП раскрывает возможность для обжалования не вступивших в законную силу постановлений.

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. 2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Таким образом, если дело рассматривалось мировым или федеральным судьей, то вынесенные им постановления могут обжаловаться в порядке, установленном статьями 30.2-30.8 КоАП, то есть в вышестоящий суд. Решение, вынесенное вышестоящим судом, будет окончательным, следовательно, постановление вступит в законную силу.

Очень часто в решении вышестоящего суда указано: «Решение окончательное и обжалованию не подлежит». С такой формулировкой можно не согласиться. Дело в том, что часть 1 и 2 статьи 30.7 КоАП установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, которое должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП. Поэтому в силу п. 7 части 1 статьи 29.10 КоАП в решении должны быть указаны срок и порядок его обжалования.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 30.1 и части 2 статьи 30.2 КоАП вынесенные судьей постановление и решение могут быть обжалованы в вышестоящий суд. Поэтому как в постановлении, так и в решении следует указывать, что они могут быть обжалованы в вышестоящий суд, в частности, постановление мирового судьи - в соответствующий районный суд, а постановление и решение районного судьи - в вышестоящий суд .
При подаче жалобы на постановление, вынесенное мировым судьей, следует учитывать содержащиеся в постановлении данные типа: «Может быть обжаловано в течение 10 суток через мирового судью». Никто не запрещает гражданину направить жалобу на постановление сразу по адресу вышестоящего должностного лица, однако это в значительной мере увеличит срок ее рассмотрения, поскольку федеральный судья в любом случае будет запрашивать материалы дела в мировом суде.
Обжалование вступивших в законную силу постановлений осуществляется в порядке надзора.

Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса.

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

3. Право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

4. Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление.

5. Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье.

Рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП. Копия постановления направляется прокурору и (или) лицу, подавшему жалобу.

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

1.1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

2. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

3. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

4. Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

2. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;

9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.

3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.

2. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

3. Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Срок и порядок рассмотрения в порядке надзора жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении.

Право на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса.

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.

3. Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

Подача жалобы, принесение протеста в порядке надзора

1. В порядке надзора жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

2. Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:

1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;

2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;

3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;

4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;

7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.

3. К жалобе, протесту должны быть приложены:

1) копия постановления по делу об административном правонарушении;

2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;

4) копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 - 25.4, 25.11 настоящего Кодекса.

Принятие к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста

1. О принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста судья выносит определение.

2. Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них.

3. В случае, если жалоба подается, протест приносится с нарушением требований, предусмотренных статьей 30.14 и частью 4 статьи 30.16 настоящего Кодекса, указанные жалоба, протест возвращаются лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест.

Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

1. По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

2. Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

3. Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

4. Повторные подача жалоб, принесение протестов в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, не допускаются.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ