"Аптечный бизнес", 2013, N 11
На сегодняшний день единственным документом, который определяет порядок предоставления 15%-ных преференций для отечественных фармпроизводителей, является приказ Минэкономразвития, принятый более шести лет назад. Приказ, который принимался каждый год, ни разу не менялся, однако всякий раз запаздывал, не давая фармпроизводителям возможности принять участие в торгах. Ассоциация российских фармпроизводителей (АРФП) выступила с инициативой о создании системы преференций, которая поможет реализовать задачи, поставленные в стратегических документах по развитию отечественной фармпромышленности. О том, какой она должна быть, корреспондент "ФВ" Оксана Баранова беседует с генеральным директором АРФП Виктором ДМИТРИЕВЫМ.
Также необходимо ввести механизм заключения трехлетних государственных контрактов на поставку лекарственных средств российского происхождения.
Мы считаем, что российскому фармрынку необходима ускоренная процедура экспертизы отечественных ЛС и субстанций, используемых при производстве препаратов из Перечня ЖНВЛП и стратегически значимых ЛС. Также, на наш взгляд, следует ввести ускоренную регистрацию после второй фазы клинических исследований для инновационных орфанных препаратов, разрабатываемых на средства госбюджета.
Можно сказать, что промежуточные итоги по реализации ФЦП уже есть. Ряд разработок находится на этапе выхода. Но есть и серьезные проблемы, решение которых зависит не от бизнеса, а от государственных структур. Получив государственный грант, фармкомпания разрабатывает препарат, соблюдая график, но потом в Минздраве разработка "зависает" по причине затягивания регистрационных процедур. Такая политика ведомства создает серьезные экономические риски. Если государство вкладывает деньги в разработку ЛС, было бы целесообразно, чтобы оно предоставляло определенные гарантии при их закупках. Ведь большая часть разрабатываемых в рамках ФЦП препаратов относится к стратегически значимым, входит в Перечень ЖНВЛП.
Поэтому мы также настаиваем на создании механизма, гарантирующего попадание на госзакупки препаратов, созданных за счет государства. Для этого следует разработать порядок и критерии внесения российских ЛС в действующие перечни (ЖНВЛП, стратегически значимых ЛС, льготных ЛС, по торговому наименованию).
Существенной поддержкой отечественной фармы, особенно в свете обязательного перехода отрасли с 2014 г. на стандарты GMP, стало бы и предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат по уплате процентов для российских компаний, взявших кредит на строительство или техническое перевооружение.
Кроме того, мы убеждены в необходимости жесткого государственного контроля качества импортируемых лекарственных препаратов.
Преференции для российских производителей должны включать налоговые и таможенные льготы, а именно: возмещение таможенной пошлины и НДС, а также освобождение производителей препаратов из списка ЖНВЛП и стратегически значимых ЛС от налога на прибыль.
Россия, по сравнению с другими экономически развитыми странами, относительно недавно живет в рыночных отношениях. На коммерческом рынке мы научились конкурировать. Что касается сферы бюджетных закупок, где государство выступает и в роли регулятора, и в роли игрока, то здесь есть ряд моментов, которые мешают честной конкуренции. Прежде всего, в ряде субъектов РФ встречается некорректное поведение со стороны заказчика при проведении госзакупок. Нередко в случае, если госзаказчик хочет получить товар определенного производителя, то желаемую позицию он сопровождает техническими требованиями, которые тем или иным способом четко указывают на конкретную компанию и, как правило, составлены с нарушением ФЗ N 94. В техническое задание включаются требования к вспомогательным веществам, к особенностям вторичной, а иногда и третичной упаковки, а зачастую препаратам присваиваются вообще несуществующие характеристики. Российские дженериковые препараты либо снимаются с аукциона, либо вовсе не допускаются. В результате несет потери не только производитель, но и госбюджет, а значит, пациент. В 2010 г. Генеральная прокуратура провела проверку по факту ограничения конкуренции при проведении аукционов и установила, что федеральному бюджету был причинен ущерб на сумму около 3,4 млрд руб. А сколько это в человеческих жизнях и здоровье, не считал никто.
Прежде всего, необходимо законодательно закрепить статус локального производителя, а именно: принять нормативно-правовой акт, устанавливающий критерии лекарственного средства российского происхождения. И уже затем, исходя из этих критериев, а также возможностей федерального и региональных бюджетов, определить, какие преференции реально предоставить уже сейчас. Мы готовы к дискуссии с государственными органами: совместный поиск компромисса - самый оптимальный вариант.
На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?
В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.
Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.
В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ) введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказМинэкономразвития от 25.03.2014 .
На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:
На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:
Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.
Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.
При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.
Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.
Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:
За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.
При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63).
Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительстваутвердило 15.04.2014.
При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:
На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.
При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.
Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).
Национальный режим - это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).
продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;
товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;
Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.
Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.
Список товаров, которые попадают под ограничения:
некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;
отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;
отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .
Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.
Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.
Преференции по 44 ФЗ - это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.
Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:
Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.
В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства - приоритет для них не предоставляется.
В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.
Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.
Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
На аукцион вышел один участник, у которого стоит галочка,что претендует на преференции по Приказу №155. Заказчику убирать галочку в данном случае, т.к. один участник или оставлять?
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Если только один участник аукциона снизил цену контракта, то аукцион признается завершенным (ч. 11 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). Никакие галочки убирать не нужно. Заказчик не может вносить правки в заявку.
Если речь идёт о галочке при заключении контракта, тогда нужно учитывать следующее.
В данном случае, преференции можно не применять, если аукцион будет признан несостоявшимся по ч. 3.1. ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Также, если участник с российским товаром не вышел на аукцион и заказчик рассматривал только заявки с иностранным товаром, Приказ № 155 не применяют.
Если заказчик закупает товары из перечня Минэкономразвития России, он должен поддержать поставщиков, которые предлагают товар из государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Перечень таких товаров утвержден приказом от 25 марта 2014 г. № 155 (далее - Приказ № 155). Также в данном документе Минэкономразвития России установило для заказчика правила допуска к закупке заявок с импортными товарами. Порядок допуска зависит от способа закупки, а условия допуска заказчик предусматривает в извещении.
В ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.
Допустим, участник предложил поставить товар, который произвели в государствах - членах ЕАЭС. Когда комиссия по закупкам рассматривает и оценивает такую заявку, окончательное предложение по критерию «цена контракта», она применяет понижающий 15-процентный коэффициент. Но контракт стороны заключают по цене, которую предложил участник. Такое правило установлено в пунктах 4, 5 Приказа № 155.
Пример о применении преференций
На участие в конкурсе поступило две заявки.
Заявка № 1 - товар иностранного происхождения, цена - 105 000 руб.
Заявка № 2 - товар из России, цена - 120 000 руб.
Комиссия оценила цену контракта, которую предложил второй участник, с учетом понижающего коэффициента (15%), а именно:
Заявка № 1 - цена контракта - 105 000 руб.;
Заявка № 2 - цена контракта - 102 000 руб. (120 000 руб. - 15%).
Победителем признали участника № 2. При этом контракт заключили по цене, которую победитель предложил в заявке, - 120 000 руб.
Предположим, комиссия учла преференции, и оказалось, что несколько участников конкурса готовы исполнить контракт на одинаковых условиях. Тогда заказчик заключает контракт с участником, который имеет право на преференции, то есть предлагает товар из государства ЕАЭС. Такое же правило работает для участников запроса котировок и запроса предложений.
Отражайте информацию о том, что применяете преференции к участникам закупки, в бумажном протоколе рассмотрения и оценки заявок
А именно отразите в протоколе две цены. Первая - предложение участника закупки, вторая - цена, которую вы определили в соответствии с пунктами 4, 5 Приказа № 155. Данный протокол прикладывайте к результатам определения поставщика, когда формируете в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок.
Если победитель предлагает товар из государств ЕАЭС, преференции не применяют. Стороны заключают контракт по цене, которую предложил участник. Но если победитель предлагает товар из иностранных государств, заказчик снижает его цену на 15 процентов.
Укажите эту информацию в документации об аукционе.
Пример о применении преференций
Победитель аукциона предложил к поставке товар из Италии на сумму 1 600 000 руб. При заключении контракта заказчик снижает эту цифру на 15 процентов и заключает контракт по цене 1 360 000 руб. (1 600 000 руб. - 15%).
Допустим, победитель предложил товар из государств ЕАЭС. Тогда цена контракта составит 1 600 000 руб.
Если победитель уклонился от заключения контракта, заказчик подписывает контракт с участником, который занял второе место. При этом, если такой участник предлагает иностранный товар, к нему также применяют преференции, то есть снижают его цену на 15 процентов.
Не применяйте преференции, если:
В данном случае при исполнении контракта нельзя заменять страну происхождения товара, кроме как на государство ЕАЭС (письмо Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № Д28и-3626).
В контракте указывайте страну происхождения товара и данные подтверждающего документа. Информацию возьмите из заявки. Наименование страны происхождения указывайте в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Участник подтверждает, что поставляет товар из государства ЕАЭС, декларацией.
По какой цене заключать контракт, если в аукционе на поставку медицинских изделий установлены условия допуска в соответствии с приказом № 155? Предмет аукциона - кружка Эсмарха (100 шт. по цене 462,89 руб.), маска медицинская (2000 шт. по цене 5,76 руб.), индикатор «Дезиконт» (2 уп. по цене 662,03 руб.). НМЦК составила 59 133,06 руб., а предложение победителя составило 29 408,66 руб. В своей заявке победитель не продекларировал соотношение доли товаров. Кружка Эсмарха (страна происхождения - Таиланд), маска медицинская (страна происхождения - Китай), индикатор «Дезиконт» (страна происхождения - Россия).
Так как победитель электронного аукциона не продекларировал соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (п. 11 приказа № 155).
Соответственно, исходя из примера победителем в своей заявке предлагаются к поставке товары, где стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет менее половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров (т. е. в заявке победителя преобладают товары иностранного происхождения).
Следовательно, исходя из положений подпункта «г» пункта 8 приказа № 155 заказчиком применяются положения приказа № 155.
Однако напоминаем, что положениями пункта 8 приказа № 155 предусмотрены в том числе иные случаи, когда порядок, установленный пунктами 3-7 приказа № 155, не применяется заказчиком.
Поэтому заказчику необходимо учесть в том числе положения подпунктов «б» и «в» пункта 8 приказа № 155, а именно:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается несостоявшимся в случаях, указанных в частях 1 и 7 статьи 55, частях 1-3.1 статьи 71, частях 1 и 3 статьи 79, части 18 статьи 83, части 8 статьи 89, статье 92 Закона № 44-ФЗ;
б) в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Следовательно, если электронный аукцион признан состоявшимся и в заявках на участие в таком аукционе содержатся предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, то к победителю электронного аукциона применяются условия допуска, предусмотренные пунктом 7 приказа № 155.
Если применяются условия допуска, соответственно, так как победителем закупки представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, то контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта (т. е. контракт с победителем заключается по цене 24 997,36 руб.).
Дополнительно напоминаем, что при проведении такого аукциона цена контракта снижена на 25 процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта. Поэтому к победителю такого аукциона необходимо применить антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона № 44-ФЗ.
По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо. В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом. Таким образом, оба понятия являются аналогичными.
Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:
Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.
Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.
Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).
Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства. Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития. Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.
Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.
Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.
Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.
Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.
Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.