Плановые проверки ФАС на 2019 год - это способ контролировать, как соблюдаются требования 44-ФЗ. Из-за нарушений заказ могут признать необоснованным, а определение поставщика - недействительным. Виновные при этом понесут административную ответственность. Расскажем, что именно проверяют и когда ждать ФАС в 2019 году.
Порядок контроля госзакупок отражен . Одним из контрольных органов является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления.
Проверка ФАС происходит в отношении действий следующих субъектов:
Проверки бывают двух видов:
Главное отличие состоит в том, что плановая процедура не подразумевает нарушений, а проводится, чтобы проверить деятельность госзаказчиков на соответствие нормам законодательства. Внеплановая же предполагает нарушение: возникла конфликтная ситуация, нарушены права и интересы участников закупки. Актуальный план проверок ФАС на 2019 год обязательно выкладывается .
Антимонопольной службой не утвержден регламент проведения проверок в сфере контрактных отношений. Однако она руководствуется ранее изданными правовыми актами, к чему обязывает Приказ ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14. Порядок проведения плановых проверок (ПП) при размещении заказов отражен в Методических рекомендациях от 25.05.2007 № АЦ/8325.
Проверке подлежит вся информация о закупке, в том числе:
Не подлежат контролю результаты оценки заявок, для рассмотрения которых предусмотрен только судебный порядок.
Плановую проверку в отношении каждого субъекта контрольный орган проводит не чаще чем один раз в 6 месяцев либо не более 1 раза за период проведения процедуры, если проверяется деятельность спец. организации или комиссии (не единой).
Прежде всего ФАС создает приказ о проведении. В документе отражаются наименование проверяемой организаций, а также цель и основания мероприятия.
После этого организациям направляются уведомления, содержащие требование о предоставлении необходимого пакета документов.
Ознакомиться с организациями, в отношении которых проводятся проверки ФАС на 2019 год, можно на официальном сайте антимонопольной службы .
Проводится комиссия. Руководитель проверяемой организации должен обеспечить условия для работы инспекции. Комиссия систематизирует выявленные нарушения путем составления акта. Документ с результатами направляется заказчику и публикуется в .
В ЕИС доступна система поиска с использованием различных критериев, в том числе по наименованию или ИНН организации (правила ведения реестра ПП, принятые по ним решения, предписания утверждены Постановлением от 27.10.2015 № 1148).
Кого проверяют | ИНН | Когда начнется проверка | Сколько продлится проверка, дней |
---|---|---|---|
Центральный аппарат ФАС России | |||
Федеральное дорожное агентство | 7717509757 | Апрель | 22 |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации | 7707780887 | Август | 22 |
Федеральное агентство железнодорожного транспорта | 7708525167 | Октябрь | 24 |
Территориальные органы ФАС России | |||
Адыгейское УФАС | |||
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Адыгея | 105047422 | 01.04.2019 | 12 |
Алтайское краевое УФАС — не запланировано | |||
Алтайское республиканское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай» | 408006785 | 20.05.2019 | 20 |
Амурское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» | 2810000348 | 13.05.2019 | 21 |
Архангельское УФАС | |||
Государственное учреждение — отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области | 2901038317 | Февраль | 20 |
Государственное учреждение — управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) | 2901099535 | Февраль | 20 |
Астраханское УФАС — не запланированы | |||
Башкортостанское УФАС | |||
ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан» | 274167900 | Апрель 2019 | 30 |
Белгородское УФАС | |||
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области | 3123116900 | Февраль | 21 |
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области» | 3126007779 | Март | 21 |
Белгородская таможня | 3125016361 | Апрель | 21 |
Брянское УФАС | |||
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Брянский» (реализующий задачи функции органов внутренних дел на территории городского округа город Сельцо и Брянского муниципального района) | 3207004938 | 25.02.2019 | 20 |
Бурятское УФАС | |||
Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству | 326043666 | 15.04.2019 | 20 |
Владимирское УФАС — не запланированы | |||
Волгоградское УФАС — не запланированы | |||
Вологодское УФАС | |||
Федеральное государственное казенное учреждение «Арктический спасательный учебно-научный центр "Вытегра"» | 3508009707 | 15.04.2019 | 20 |
Воронежское УФАС | |||
Государственное учреждение — Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации | 3666016915 | 03.2019 | 20 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» | 3661011208 | 04.2019 | 20 |
Дагестанское УФАС — не запланированы | |||
Еврейское УФАС — не запланированы | |||
Забайкальское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» | 7536129908 | 04.03.2019 | 20 |
Читинская таможня | 7536030497 | 09.09.2019 | 20 |
Ивановское УФАС — не запланированы | |||
Ингушское УФАС | |||
Государственная инспекция труда в Республике Ингушетия | 602026310 | 04.03.2019 | 14 |
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия |
603278359 | 08.04.2019 | 14 |
Иркутское УФАС | |||
Сибирский тыловой таможенный пост | 3808130077 | 01.03.2019 | 20 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» | 3811024304 | 01.04.2019 | 22 |
Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства» | 3800000140 | 06.05.2019 | 18 |
Кабардино-Балкарское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр изучения, использования и охраны водных ресурсов КБР» | 713000878 | 04.02.2019 | 20 |
Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по КБР» | 726006115 | 15.04.2019 | 20 |
Калининградское УФАС | |||
Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» | 3903010414 | 11.03.2019 | 20 |
Калмыцкое УФАС | |||
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия | 814162917 | 04.02.2019 | 20 |
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия | 814055873 | 01.04.2019 | 20 |
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Калмыкия» | 814167270 | 04.03.2019 | 20 |
Федеральное государственное казенное учреждение «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия» | 816022584 | 06.05.2019 | 20 |
Калужское УФАС | |||
Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по калужской области» | 4029047288 | Апрель | 20 |
Камчатское УФАС — не запланированы | |||
Карачаево-Черкесское УФАС | |||
МИФНС № 3 по Карачаево-Черкесской республике | 15.05.2019 | 20 | |
Карельское УФАС — не запланированы | |||
Кемеровское УФАС | |||
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кемеровской области | 7703381225 | 01.02.2019 | 20 |
ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний Кемеровской области» | 4207007095 | 01.05.2019 | 20 |
Кировское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови Федерального медико-биологического агентства» | 4346007656 | Май 2019 | 20 |
Коми УФАС | |||
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми | 1101486237 | 3 | 20 |
Костромское УФАС | |||
ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Костромской области» | 4424001380 | 11.03.2019 | 20 |
ФКУ «Исправительная колония № 3 УФСИН по Костромской области» | 4414007390 | 08.04.2019 | 20 |
Краснодарское УФАС — не запланированы | |||
Красноярское УФАС — не запланированы | |||
Крымское УФАС — не запланированы | |||
Курганское УФАС | |||
Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Курганской области | 4501104600 | 01.03.2019 | 20 |
Управление Федерального казначейства по Курганской области | 4501031247 | 03.06.2019 | 20 |
Курское УФАС | |||
Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области | 4632048460 | 15.04.2019 | 20 |
Ленинградское УФАС — не запланированы | |||
Липецкое УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Липецкой области» | 4825010487. | 15.10.2019 | 10 |
Магаданское УФАС | |||
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области | 4909008188 | 2 | 10 |
Марийское УФАС | |||
Государственное федеральное бюджетное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марий Эл | 1215057016 | 4 | 20 |
Мордовское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» | 1326043499 | 01.04.2019 | 20 |
Московское УФАС — не запланированы | |||
Московское областное УФАС — не запланированы | |||
Мурманское УФАС — не запланированы | |||
Ненецкое УФАС | |||
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ненецкому автономному округу | 2983011634 | Maрт 2019 | 20 |
Федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ненецкому автономному округу» | 8301150011 | Maй 2019 | 18 |
Нижегородское УФАС | |||
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области | 5260147237 | Апрель | 21 |
Новгородское УФАС | |||
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новгородской области | 5321185200 | Март | 20 |
Новосибирское УФАС | |||
ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России | 5406011563 | 01.03.2019 | 20 |
ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России | 5408106348 | 03.06.2019 | 20 |
Омское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области» | 5503235880 | Апрель | 20 |
Оренбургское УФАС | |||
ФГКУ «9 Отряд Федеральной противопожарной службы по Оренбургской области» | 5609046018 | Апрель | 28 |
Орловское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново"» | 5717010065 | 18.02.2019 | 22 |
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области | 5752006960 | 15.04.2019 | 22 |
Пензенское УФАС | |||
Государственное учреждение — Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации | 5836110830 | 18.02.2019 | 20 |
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области | 5834007500 | 13.05.2019 | 20 |
Пермское УФАС | |||
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю | 5902293114 | 18.02.2019 | 20 |
Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю | 5902290650 | 29.04.2019 | 20 |
Приморское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю» | 2538015939 | 11.02.2019 | 30 |
Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта | 2540130230 | 13.05.2019 | 30 |
Псковское УФАС | |||
Государственное учреждение — отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области | 6027005423 | 13.05.2019 | 10 |
Ростовское УФАС — не запланированы | |||
Рязанское УФАС | |||
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Скопинский» | 6233000759 | Май 2019 | 20 |
Самарское УФАС — не запланированы | |||
Санкт-Петербургское УФАС | |||
ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова» | 7812029408 | 20.05.2019 | 21 |
Саратовское УФАС | |||
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области | 6449973616 | 02.2019 | 20 |
Сахалинское УФАС — не запланированы | |||
Свердловское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» | 6672273994 | 01.02.2019 | 20 |
Северо-Осетинское УФАС | |||
Государственная инспекция труда в Республике Северная Осетия — Алания | 1502016648 | 03.2019 | 24 |
Смоленское УФАС — не запланированы | |||
Ставропольское УФАС | |||
ФГБУ «Центр медицинской реабилитации "Луч" Министерства здравоохранения РФ» | 2628055277 | 29.05.2019 | 21 |
ФГБУ «Национальный парк "Кисловодский"» | 2628057919 | 29.05.2019 | 21 |
ГКУ «Санаторий "Электроника" ФТС России» | 2628050110 | 23.01.2019 | 21 |
Тамбовское УФАС | |||
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» | 6832006809 | 20.05.2019 | 20 |
Татарстанское УФАС | |||
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан | 1660077844 | Февраль | 15 |
Управление Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому Федеральному округу | 1655256510 | Март | 15 |
Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации | 1657051250 | Апрель | 15 |
Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан | 1654002946 | Май | 15 |
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору | 1654004615 | Июнь | 15 |
Тверское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверская государственная сельскохозяйственная академия» | 6902016151 | 04.03.2019 | 20 |
Томское УФАС | |||
Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области | 7017042210 | Февраль | 20 |
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области | 7017107837 | Март | 20 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации | 7018013613 | Март | 20 |
Тульское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 71 Федеральной службы исполнения наказаний» | 7107057531 | 04.02.2019 | 20 |
Тывинское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва» | 1701050869 | Июнь 2019 | 20 |
Тюменское УФАС — не запланированы | |||
Удмуртское УФАС | |||
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» | 1831102821 | 22.04.2019 | 20 |
Ульяновское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный технический университет» (ФГБОУ ВО «УлГТУ») | 7325000052 | Февраль 2019 | 20 |
Хабаровское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» | 2725022365 | 01.04.2019 | 22 |
Хакасское УФАС | |||
Отдел Министрества внутренних дел Российской Федерации по городу Саяногорску | 1902025020 | 04.02.2019 | 12 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Хакасия» | 1901036678 | 20.05.2019 | 12 |
Ханты-Мансийское УФАС — не запланированы | |||
Челябинское УФАС | |||
Войсковая часть 6830 | 745101001 | 04.10.2019 | |
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий "Лесное озеро" Министерства внутренних дел Российской Федерации» | 7413003260 | 02.04.2019 | |
Чеченское УФАС | |||
Войсковая часть 3761 | 2008491001 | 09.01.2019 | 17 |
Государственное бюджетное учреждение «Республиканский кожно-венерологический диспансер» | 2016001275 | 01.02.2019 | 20 |
Государственное бюджетное учреждение «Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» на 90 мест | 2001000529 | 01.03.2019 | 20 |
Государственное бюджетное учреждение «Гудермесская центральная районная больница» | 2020002296 | 01.04.2019 | 22 |
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чеченской Республике» | 2015039935 | 06.05.2019 | 18 |
Государственное бюджетное учреждение «Аргунская городская больница № 1» | 2020002948 | 03.06.2019 | 19 |
Чувашское УФАС | |||
Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области | 2127019687 | 05.02.2019 | 14 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии № 29 Федерального медико-биологического агентства » | 2124017579 | 05.03.2019 | 13 |
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике | 2128700200 | 02.04.2019 | 13 |
Управление федеральной службы судебных приставов по в Чувашской Республике | 2129056035 | 07.05.2019 | 12 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» | 2129009412 | 04.06.2019 | 13 |
Чукотское УФАС | |||
Департамент социальной политики Чукотского автономного округа | 8709008854 | Февраль | 20 |
Якутское УФАС | |||
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) | 1435155241 | 11.03.2019 | 19 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) | 1435157898 | 09.09.2019 | 19 |
Ямало-Ненецкое УФАС | |||
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу | 8901016096 | 12.03.2019 | 5 |
Ярославское УФАС | |||
Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля | 7602017692 | 01.03.2019 | 20 |
Полный план проверок со всей дополнительной информацией можно скачать в отдельном файле.
При выявлении нарушений ФАС вправе:
Невыполнение в установленный срок законного предписания повлечет (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ):
Результаты контрольных мероприятий могут быть обжалованы в судебном порядке.
Что такое ФАС России
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Другими словами, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, которое неразрывно связано с деятельностью субъектов предпринимательской деятельности и направлено на развитие свободной и добросовестной конкуренции, а также на укрепление рыночных отношений в Российской Федерации.
Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе» , принятым в 2006 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").
Какое отношение антимонопольное законодательство РФ может иметь к Вам.
Действия (бездействие) конкурентов и других Ваших контрагентов, а также органов власти, нарушающие антимонопольное законодательство РФ, которые влекут серьезные последствия для Вашего бизнеса. Негативными последствиями для Вас могут стать, например, сокращение доли на рынке, которое, в свою очередь может привести в лучшем случае к снижению прибыли, в худшем - к банкротству.
Ваши собственные действия (бездействие), направленные на повышение эффективности бизнеса или связанные с расширением бизнеса, могут быть расценены ФАС России как нарушающие действующее антимонопольное законодательство РФ. Таким образом, Ваша деятельность может стать предметом расследования антимонопольного органа.
Направления антимонопольного регулирования по отраслям.
Можно смело утверждать, что контроль антимонопольного органа распостраняется на подавляющее большинство отраслей современной экономики России:
Если Ваша предпринимательская деятельность стала предметом расследования антимонопольного органа.
ФАС России имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания, проводить плановые и внеплановые проверки, привлекать виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности и передавать материалы в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности.
Например, предусмотренное статьей 14.31 КОАП РФ злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке может привести к наложению административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Выявленный факт недобросовестной конкуренции, предусмотренный статьей 14.33. КОАП РФ, если действия правонарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния, может привести к тем же последствиям.
При выявленном факте недобросовестной конкуренции, в случае, если выявлены признаки уголовного преступления, предусмотренного ст.178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции», последствия могут наступить в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.
Что предпринять.
Своевременный правовой анализ действий (бездействия) конкурентов, других Ваших контрагентов, органов власти, а также мониторинг нормативных актов органов власти разных уровней, позволит Вам избежать негативных последствий, связанных с нарушением действующего антимонопольного законодательства РФ.
Однако, если время упущено, и Вы уже несете убытки в связи с противоправной деятельностью конкурентов, нарушающих антимонопольное законодательство РФ всегда остается время и возможность для привлечения внимания к данному факту ФАС России.
С другой стороны, если в настоящее время Вы являетесь предметом заинтересованности антимонопольного органа, не всегда это может привести к санкциям, т.к. не всякие действия могут трактоваться как нарушающие антимонопольное законодательство РФ.
ФАС России будет вести контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с новым регламентом. Документ установил порядок и периодичность проведения проверок.
Федеральная антимонопольная служба России определила, как она будет следить за соблюдением антимонопольного законодательства. Новый административный регламент утвержден приказом ФАС. Документ определяет порядок проведения проверок, права и обязанности сторон, основания для обжалования действий сотрудников ведомства.
ФАС будет проверять, как соблюдают антимонопольное законодательство государственные органы, государственные внебюджетные фонды, коммерческие и некоммерческие организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Планы проверок структурные подразделения ведомства будут составлять ежегодно. Сводный план утверждает центральный аппарат ФАС. Кроме того, документ согласовывает Генеральная прокуратура РФ. Окончательная редакция размещается на сайте антимонопольного ведомства.
Плановая проверка проходит раз в три года. Проверяемое лицо должны предупредить об инспекции не позднее чем за три рабочих дня. О внеплановой проверке оповестят за 24 часа. Регламент определяет основания для неожиданного визита. В частности, выделяются следующие поводы для инспекции:
Организация должна обеспечить должностным лицам ФАС беспрепятственный доступ на территорию или в помещение. Инспекторы вправе потребовать документы, объяснения в письменной или устной форме, а также информацию, составляющую коммерческую и служебную тайну. Кроме того, проверяющие могут запросить сведения, cоставляющие государственную тайну. В этом случае член инспекции должен предъявить документ, предоставляющий ему доступ к секретной информации. Осмотр территорий, помещений и знакомство с документами должно проходить в присутствии двух понятых. Проверяемое лицо или его представитель также могут участвовать в осмотре.
Создание препятствий для работы должностных лиц ФАС может обернуться штрафом. Наказание за неповиновение органу, осуществляющему государственный надзор, предусмотрено в статье 19.4 КоАП РФ. Штрафы по этой статье достигают 4 тысяч рублей.
По результатам проверки инспекторы составляют акт. Причем если один из членов инспекции не согласен с содержанием акта, он может письменно в произвольной форме изложить свое мнение. Материалы дела направляются заместителю руководителя антимонопольного органа, который делает итоговое заключение. В частности, он может составить докладную записку о необходимости проведения правовой экспертизы и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Материалы проверки могут передаваться в другие государственные органы. Также бумаги могут приобщить к ранее начатому делу. Если нарушений не выявлено, документы вернут в структурное подразделение ФАС.
Действия и решения должностных лиц можно обжаловать в досудебном и судебном порядке.
После вступления в силу нового административного регламента прекратит действие прежняя версия документа , утвержденная приказом антимонопольного ведомства от 24.02.2010 N 89.
Напомним, ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы , госзакупок , конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления. Также ФАС России контролирует деятельность естественных монополий. Полномочия Службы определены законом "О защите конкуренции" и Положением о Федеральной антимонопольной службе .
Добавим, что отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и ИП в ходе контрольно-надзорных мероприятий регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ . В нём прописаны, в частности, основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора), полномочия органов власти, осуществляющих контроль, ответственность органа контроля при проведении проверки, а также права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки.
Согласно документу, результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут служить доказательствами несоблюдения требований законодательства. Результаты такой проверки подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Сталкиваясь с проверками антимонопольного органа, предприниматель и сотрудники организации должны быть осведомлены - с какой целью к ним пришла данная федеральная служба и что конкретно она будет проверять. Такая осведомленность дает возможность тщательнее подготовиться к проверке и выявить "спорные" действия со стороны ФАС.
В первую очередь, ФАС осуществляя контроль за соблюдением на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы, выполняет функцию, возложенную на нее государством. Перечень актов, содержащих те самые требования, соблюдение которых и оценивается, утвержден приказом ФАС, более подробно с ним можно ознакомиться как через правовые системы, так и на официальном сайте федеральной службы fas.gov.ru. В этом списке вы сможете увидеть и ФЗ "О защите конкуренции", и ФЗ "О естественных монополиях", а также различные правила и стандарты.
Примерами выявленных нарушений при проверке могут являться:
Плановая проверка заранее включена в график ФАС, который можно просмотреть на официальном сайте, и проводится раз в 3 года. Иными словами вас как вновь созданное юридическое лицо или ИП могут проверить только через 36 месяцев.
Внеплановая проверка проводится спонтанно, при условии, что на вас кто – то «накапал». Например, сообщение или заявление физического или юридического лица, СМИ; материалы, поступившие из правоохранительных органов, государственных органов или местного самоуправления. Чаще всего такие проверки заканчиваются штрафами для организации.
Длительность проверок составляет 30 дней, при этом данный срок может быть продлен еще на 2 месяца, например, если требуется проведение экспертизы или получение дополнительной информации.
У вас всегда есть право на обжалование актов антимонопольного органа, если вы не согласны с вынесенным в отношении вас решением. Будьте бдительны и держите свою позицию уверенно при обследовании организации, при этом руководствуясь ФЗ «О защите конкуренции».
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список изменяющих документов
N 175/13 ,
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый административный Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 24.02.2010 N 89 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства" (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2010 N 16935).
3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
И.Ю.АРТЕМЬЕВ
Приложение
к приказу ФАС России
от 25.05.2012 N 340
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов ФАС России от 21.03.2013 N 175/13 ,
I. Общие положения
Наименование государственной функции
1.1. Государственная функция по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - государственная функция).
Наименование федерального органа исполнительной власти,
исполняющего государственную функцию
1.2. Исполнение государственной функции осуществляется ФАС России и его территориальными органами (далее вместе - антимонопольный орган).
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих
исполнение государственной функции
1.3. Антимонопольный орган исполняет государственную функцию в соответствии с:
Федеральным
Тема номера
Ольга Чагина,
начальник отдела проверок Управления контроля размещения госзаказа ФАС России
ФАС России контролирует соблюдение Закона № 44-ФЗ, проводя плановые и внеплановые проверки (ст. 99 Закона № 44-ФЗ). В ходе проверок ведомство устанавливает факты нарушения законодательства, привлекая субъекта контроля к ответственности и разъясняя, как не допустить в дальнейшем аналогичные нарушения. В статье подробно рассмотрен порядок проведения каждого вида таких проверок.
Сейчас антимонопольная служба и территориальные органы проверяют субъектов контроля в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 28.01.2011 № 30 .
Субъекты контроля - это заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок.
Основания и сроки. Основанием для проведения внеплановой проверки ФАС в рамках п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ служит поступление в контрольный орган информации о нарушениях законодательства. Такой информацией признают обращения физлиц и юрлиц, общественных организаций, запросы правоохранительных органов.
Срок проведения такой проверки не превышает 30 дней с момента поступления информации о нарушениях законодательства.
В исключительных случаях и при направлении запроса о предоставлении необходимых документов и информации контрольный орган вправе продлить срок проверки не более чем на 30 дней, уведомив об этом заявителя и субъект контроля.
Порядок проведения. Информация о проведении проверки и ее результаты, в том числе текст решения и предписания, размещают в ЕИС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148 .
Процесс внеплановой проверки проводят по аналогии с процедурой рассмотрения жалоб на действия заказчиков, но он не ограничен конкретным сроком.
Регламент внеплановых проверок пока не зарегистрирован в Минюсте. Поэтому территориальным органам ФАС рекомендовано уведомлять лиц, которые направили информацию о нарушениях, о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки, чтобы у них была возможность защитить свои интересы, предоставить пояснения, дополнительные документы и сведения (письмо ФАС России от 04.05.2016 № ИА/29998/16).
В отличие от рассмотрения жалоб в рамках ст. 106 Закона № 44-ФЗ, при проведении внеплановых проверок контрольный орган не приостанавливает заключение контракта до рассмотрения обращения по существу.
Зона контроля. Внеплановые проверки охватывают весь процесс определения поставщика и исполнения контрактов. Но при их проведении (как и плановых проверок, а также при рассмотрении жалоб) под контроль не подпадают результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями (ч. 12 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Эти результаты участники закупок могут обжаловать в судебном порядке. Также ФАС России и территориальные органы не проводят контроль в сфере закупок по ч. , и ст. 99 Закона № 44-ФЗ (ч. 3 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
Право на запрос информации. При проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа могут в соответствии с их полномочиями запрашивать мотивированным запросом в письменной форме необходимые документы и информацию. Также при предъявлении служебных удостоверений и распоряжения руководителя при проведении таких проверок сотрудники ФАС имеют право на беспрепятственный доступ в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок для получения документов и информации о закупках (ч. 26 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
Субъекты контроля обязаны представлять по требованию в контрольный орган объяснения в письменной форме, информацию о закупках и давать объяснения в устной форме (ч. 28 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
Ответственность за недостоверные сведения и нарушения. Если заказчик не представил или представил заведомо недостоверную информацию и документы, это признают административным правонарушением. Ответственность за это предусмотрена в ст. 19.7.2 КоАП РФ: виновных должностных лиц штрафуют на 15 тыс. руб., юрлиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Если контрольный орган выявит нарушения, он выдает обязательные для исполнения предписания об устранении всех нарушений, в том числе об аннулировании определения исполнителей (п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). В результате внеплановых проверок при выявлении фактов, которые содержат признаки состава преступления, ФАС передает эту информацию в правоохранительные органы.
Порядок проведения. Плановые проверки в отношении каждого субъекта контрольный орган проводит не чаще, чем один раз в шесть месяцев.
Это делается на основании плана проверок, который утверждает руководитель контрольного органа. В этом плане указывают наименование контрольного органа, информацию о субъекте контроля, цель и основания проведения проверки, а также месяц начала ее проведения. План проверок и вносимые в него изменения контрольный орган размещает в ЕИС.
Приказ о проведении проверки. Перед проверкой подготавливают приказ о ее проведении, который утверждает руководитель контрольного органа, и направляют уведомление о проведении плановой проверки.
Приказ о проведении плановой проверки содержит сведения о наименовании контрольного органа, составе комиссии с указанием Ф. И. О. и должности каждого члена, предмете, а также о цели и основании проведения. Кроме того, там должна быть информация о дате начала и окончания проведения проверки, проверяемом периоде, сроках, в течение которых составляется акт по результатам проведения, а также о наименовании субъектов контроля.
При этом оригинал приказа о проведении плановой проверки комиссия представляет для ознакомления субъекту контроля до начала проведения плановой проверки.
Что входит в уведомление о проведении проверки. Как правило, уведомление о проведении плановой проверки содержит сведения о ее предмете, целях и основаниях на это, дате начала и окончания проведения, а также проверяемом периоде. В такое уведомление нужно включить необходимые документы и информацию с указанием срока их предоставления субъектами контроля.
Кроме того, там должны быть сведения о необходимости обеспечить условия для работы комиссии. В частности, возможность предоставить помещение для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые средства, оборудование для проведения плановой проверки.
Контрольный орган размещает в ЕИС информацию в течение 2 рабочих дней с даты приказа о проведении плановой проверки, указывая перечисленную информацию.
Уведомление о проведении плановой проверки направляют субъекту не позднее 7 рабочих дней до даты проведения проверки почтовым отправлением с уведомлением или любым иным способом с отметкой о получении.
На что имеют право члены комиссии. При проведении плановой проверки члены комиссии имеют право на беспрепятственный доступ в помещения и на территории, которые занимают субъекты, для получения документов и информации о закупках на любых носителях. Для этого они должны предъявить служебные удостоверения и приказ руководителя контрольного органа о проведении плановой проверки.
Таким должностным лицам позволено истребовать необходимые для проведения плановой проверки документы и сведения, включая служебную переписку в электронном виде. Также по запросу субъекты предоставляют документы и сведения, которые составляют коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, и информацию, составляющую гостайну, при наличии у членов комиссии формы допуска к ней.
Кроме того, члены комиссии имеет право получать необходимые для проведения плановой проверки объяснения в письменной или устной форме по предмету плановой проверки от субъекта контроля и его должностных лиц, осуществлять аудиозапись объяснений, а также фото- и видеосъемку с обязательным уведомлением об этом опрашиваемого лица.
Наконец, они могут запрашивать мнение специалистов и экспертов в случае, если для проведения плановой проверки членам комиссии потребуются специальные знания.
Обычно в состав комиссии, которая образована контрольным органом для проведения плановой проверки, входит не менее трех человек. При этом ФАС в случае необходимости может обратиться в прокуратуру, правоохранительные и иные органы власти с предложением о включении в состав комиссии должностных лиц этих ведомств.
Что обязаны делать субъект контроля и его должностные лица. Во время проведения плановой проверки субъект контроля и его должностные лица обязаны не препятствовать ее проведению. В частности, как уже отмечалось, они должны обеспечивать право беспрепятственного доступа членов комиссии на территорию и в помещения с учетом требований законодательства о защите гостайны.
По письменному запросу комиссии либо ее члена им необходимо предоставлять в установленные запросом сроки необходимые для проведения проверки оригиналы и копии документов, включая служебную переписку в электронном виде.
Кроме того, субъект контроля должен обеспечивать необходимые условия для работы комиссии, в том числе предоставлять помещения для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые для проведения проверки средства и оборудование, указанные в уведомлении.
По требованию субъекта контроля запрашиваемые документы и сведения передают на основании акта приема-передачи. Если субъект контроля не может представить требуемые документы, он обязан представить комиссии письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их предоставления.
По письменному заявлению субъекта контроля на основании письменного решения комиссии срок подачи требуемых документов могут продлить не более чем на 5 рабочих дней
Этапы проверки. Плановую проверку проводят в два этапа, которые могут быть одновременными.
Первый этап - рассмотрение закупок, которые находятся на стадии определения исполнителя на предмет их соответствия требованиям законодательства. В случае выявления признаков нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов комиссия:
Субъект контроля вправе присутствовать на заседании комиссии лично либо направить своих представителей, давать пояснения по фактам установленных признаков нарушения законодательства.
По результатам проведения первого этапа плановой проверки на основании документов и сведений, которые представлены на заседание комиссии, принимают решение о наличии в действиях субъекта контроля нарушений законодательства. Если такие нарушения выявлены, комиссия выдает обязательное для исполнения предписание об их устранении.
Полный текст решения и предписания размещают в ЕИС в срок до 3 рабочих дней со дня их оглашения, направляют субъекту контроля и заинтересованным лицам
Второй этап плановой проверки проводят в отношении закупок, по которым уже заключены контракты. Результаты проверки оформляют актом проверки в сроки, которые установлены приказом о проведении плановой проверки. При этом решение и предписание комиссии по результатам первого этапа проведения плановой проверки - неотъемлемая частью акта плановой проверки.
Копию акта проверки направляют субъекту контроля в срок до 3 рабочих дней со дня его подписания сопроводительным письмом за подписью руководителя контрольного органа либо его заместителя. После изготовления и подписания контрольным органом полного текста акта, но не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания текст акта и его электронную копию, его номер и дату размещают в ЕИС.
Субъект контроля в течение 10 рабочих дней со дня получения копии акта проверки вправе представить в контрольный орган письменные возражения по фактам, изложенным в акте проверки, которые также приобщаются к материалам проверки.
Сейчас ФАС России разрабатывает административный регламент, который регулирует порядок исполнения функции по проведению плановых и внеплановых проверок того, как субъекты контроля соблюдают контрактное законодательство (постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373). Регламент необходим для определения сроков и последовательности административных процедур ФАС и ее территориальных органов при проведении проверок.
Какие нарушения выявила ФАС за первые три квартала 2016 года
За первые три квартала 2016 года ФАС России и территориальные органы провели 8000 внеплановых и 200 плановых проверок. По их результатам выданы: по внеплановым проверкам около 2560, по плановым проверкам 24 предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.
Всего за указанный период 2016 года ФАС России и территориальные органы проверили почти 37 тыс. закупок. При этом выявлено около 10 600 закупок с нарушениями и около 13 900 нарушений законодательства.
Наибольшее количество нарушений, которые обнаружили ФАС России и ее территориальные органы, касались:
«Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».
Звезда
за правильный ответ
Проверьте себя
Неправильно
Правильно!
Через какой срок с момента поступления информации о нарушениях законодательства проводят внеплановую проверку?
Не более чем через 20 дней с этого момента
Не более чем через 30 дней с этого момента
15 мин на чтение
Примерное время
Распечатайте
и возьмите с собой
Распечатать статью
Скачать статью
Тема номера
Разберем варианты действий заказчика: когда нужно и не нужно отклонять заявки с импортными продуктами питания
Работа на должностях по закупкам без подтверждения квалификации нарушает трудовое и бюджетное законодательство. Какие штрафы за это можно получить - смотрите в таблице.
Документ | Нарушение | Санкции |
---|---|---|
Трудовой кодекс | Независимо от причин, по которым работодатель принял работника на запрещенную для него работу, после установления этого факта необходимо немедленно освободить работника от занимаемой должности. Трудовой договор должен быть прекращен по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ | КоАП РФ
Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. На должностных лиц - 1–5 тыс. руб., На юридических лиц - 30–50 тыс. руб. |
Уголовный кодекс | Пункт 3 ст. 160 УК РФ: растрата с использованием служебного положения (например, лицо не имело право заключить госконтракт и оплатить его за счет бюджетных средств, т. к. незаконно занимало должность работника контрактной службы) | От 100 до 500 тыс. руб., либо в размере заработной платы от 1 года до 3 лет, либо принудительные работы до 5 лет, ограничение свободы до 5 лет |
3 мин на чтение
Примерное время
Распечатайте
и возьмите с собой
Распечатать статью