Упрощенное оформление дорожно-транспортного происшествия в России стало применяться с 2009 года, эта практика пришла из европейских стран. Заполнять европротокол участники ДТП могут без приглашения сотрудника полиции. С 2014 года в законодательство внесены некоторые изменения, которые определяют размер выплат.
Оформление небольших происшествий на дороге без участия представителей дорожной полиции облегчает положение автолюбителей . Мелкие аварии не заставляют автомобилистов терять время на вызов представителей закона. Упрощенное урегулирование ситуации напрямую ускоряет выплату возмещения за полученный ущерб.
Потерпевший обращается к собственному страховщику, вместо того, чтобы добиваться возмещения от такой же компании виновника аварии. Закон предусматривает, что по обоюдному согласию участники происшествия самостоятельно оформляют бланк европротокола, рассматриваемого как документальное подтверждение страхового случая, передают в бумажном или электронном виде в страховую компанию и получают возмещение.
Документ представляет собой бланк , заполнять который участник должен по правилам для получения компенсации. Оформление происшествия в таком виде допускается в случае, если:
Заполнять европротокол нельзя в следующих обстоятельствах:
Максимальная сумма возмещения после ДТП имеет некоторые ограничения:
Важным обстоятельством для получения компенсации является регистрация последствий ДТП и места аварии с помощью специальной видео- и фототехники . Других нормативных документов для разрешения ситуации пока не предусмотрено. Правомерным считается применение устройства категории ГЛОНАСС, которым в обязательном порядке оснащаются транспортные средства на российской территории с 2016 года.
Если авария случилась без отягощающих последствий и сумма выплат не превышает размер нормативной компенсации, то участники перед оформлением европротокола совершают ряд обязательных мероприятий:
Рисунок составляется участниками аварии на центральной колонке бланка . Европротокол предусматривает такую схему, чтобы потом у страховщиков возникало меньше вопросов.
Составляется схематическое расположение транспорта, указывается разметка на дороге, фиксируются присутствующие дорожные знаки на месте аварии, направление движения, соседние улицы, номера строений, положение окружающих сооружений, линии обочин, светофоры.
Фотографическая съемка делается в течение часа после возникновения аварии, в кадр обязательно должны попасть знаки машин участников ДТП, VIN-номера. На пленке запечатлеют повреждения, применяя съемку с нескольких позиций для определения степени убытка и потребности в замене запчастей.
Снимают расположение машин по отношению друг к другу, выбирая привязку к одному или нескольким ориентирам. Если есть свидетели аварии , то снимают на фото номера их транспорта для подтверждения показаний в случае необходимости. Если у соседних водителей есть на видеозапись аварии, следует воспользоваться и сохранить ее для дальнейших действий.
Заполняются две колонки двустороннего бланка. Европротокол составляется при участии двух водителей. На первой стороне вносят общую информацию об участниках аварии, месте ДТП, причине происшествия, степени повреждений и другие сведения, относящиеся к случившемуся. После этого, документ расщепляют и приступают к заполнению обратной стороны.
Не разрешается пропускать строки и оставлять их незаполненными, если нет данных для внесения в какую-то из них, то ставят прочерк или знак Z . Недостаточность места в графе записи компенсируется приложением, в котором расписываются оба участника, об этом делается отметка в основном бланке. Европротокол, как образец заполнения, должен быть изучен каждым водителем, выезжающим на трассу. Обычный бланк выдается страховой компанией в процессе страхования.
Если у одного из фигурантов ДТП нет бланка европротокола, то он может воспользоваться документом второго участника и заполнять его, так как форма извещения стандартная на территории России, и применяется всеми страховыми компаниями. При заполнении бланка нельзя делать исправлений, так как это может стать причиной невыплат возмещения страховщиками.
Территориальное название дороги или трассы, если таковое можно определить, название ближайшего от места аварии известного всем строения или крупного общественного здания заносится в европротокол. Образец заполнения предусматривает указание даты и времени происшествия , причем применяются двузначные значения. Например, если нужно употребить цифры от 1 до 9, то пред ними ставится 0. Указывается число транспортных средств, допустимо количество 1 или 2, если машин больше, то участники аварии приглашают представителя полиции.
Вносятся сведения об отсутствии пострадавших, о том, что нет повреждений третьих транспортных средств и не проводилось обследование водителей на алкогольное опьянение и наркотики. Указывается Ф. И. О., адреса, номера для связи и другая полная информация двух фигурантов аварии. В месте для указания данных сотрудника дорожной полиции ставится прочерк.
Указывается модель машины и марка по выбору латинскими буквами или символами кириллицы, вписывается VIN-номер , государственный номерной знак, проставляется серия и номер свидетельства о регистрации. Обязательно указывается Ф. И. О. лица, пребывавшего за рулем и данные владельца авто. Пишется наименование страховой организации, оформившей полис, данные ОСАГО.
В специально выделенном для этого центральном месте протокола составляется схема с места происшествия, описывается разновидность транспортного средства, которая повреждена (легковое или грузовое авто, мотоцикл, другое). Стрелкой указывается первичное место удара. Перечисляются все поломки деталей, заметные невооруженным глазом. Некоторые, на первый взгляд, незначительные повреждения могут иметь в будущем осложнения при ремонте, поэтому осмотр машины занимает значительное время. Этот пункт является важным и заполнение европротокола следует начинать именно с него, так как разногласия по вопросу повреждений делают составление документа бессмысленным.
Перечисляются все дополнительные обстоятельства, указывается наличие видео регистратора или показания свидетелей и видео аварии с третьего автомобиля, вписываются данные свидетелей. Раскрывается информация о маневре транспорта в момент ДТП, прежде, чем указать конкретные данные, следует ознакомиться со всеми пунктами. После заполнения пунктов на лицевой стороне участники составления документа ставят свои подписи.
В пункте 14 вписываются только внешние повреждения, определяемые при визуальном осмотре, внутренние поломки выявляются при помощи экспертизы. В 15 пункте следует вносить все дополнительные обстоятельства аварии, описывается характер аварии. При заполнении 16 пункта нужно различать две разных по значению ситуации – остановка и стоянка .
В 17 пункте при нанесении схемы с места аварии обязательно указывают объекты, служащие привязкой к местности, иначе страховая компания вправе оспорить полученную информацию и не производить выплату возмещения. Восемнадцатая графа должна содержать подписи обоих участников, равно, как и 15 пункт.
Страховая организация не примет к исполнению документ, если в пунктах не будет на месте пропуска стоять прочерк или знак Z, а также допущены исправления и перечеркивания, бланк имеет повреждения, разрывы. Информация на бланке прописывается шариковой ручкой, если у водителя неразборчивый почерк, лучше воспользоваться печатным шрифтом . На момент оформления протокола у обоих участников должен быть действующий страховой полис. Просроченный даже на один день, документ не дает права на возмещение.
Эта часть документа заполняется каждым водителем отдельно, а в конце ставится дата и подпись обоих фигурантов, и их фамилии с инициалами. Если для описания обстоятельств не хватает места в рамках формата протокола, то используется дополнительное приложение, а в нижнем углу с правой стороны ставится квадратный значок. В зависимости от того, в какой графе писал сведения каждый участник аварии, указываются литеры «А» или «В». Написание в левой стороне обозначается буквой «А», правая соответствует букве «В».
Если участник допустил аварию в другой стране и у него есть Грин – карта, возможно составление европротокола без участия дорожного патруля. При этом происшествие оформляется на образце бланка, выданного российскими страховщиками.
При любых разногласиях между фигурантами ДТП заполнение европротокола откладывается и на место происшествия вызываются представители закона. Отсутствие признания вины одним из участников аварии считается поводом для страховой компании отказать в дальнейшем ходе документа. Чтобы этого не случилось, к европротоколу прикладывается видео и фотодокументы с места ДТП с участием транспортного средства.
При движении авто с места аварии или в течение ближайшего времени его может остановить сотрудник патрульной службы, в этом случае водитель показывает образец извещения, заверенный страховщиком.
После завершения процедуры оформления на руках у каждого водителя остается его часть бланка. Потерпевшая сторона в течение пяти дней передает данные страховой организации. При посещении офиса водитель должен:
В аварию попадают многие водители, главное, в этой неприятной ситуации соблюсти все нормы закона и документально правильно оформить образец европротокола. От этого зависит скорость дальнейшего решения вопроса.
Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность оформления ДТП без вызова сотрудников полиции по так называемому «европротоколу», когда оба участника заполняют извещение о дорожно-транспортном происшествии и подписывают его. Мы сейчас расскажем как правильно это сделать, чтобы получить страховку.
В соответствии с п. 5 ст. 11, п. 1 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО»; п. 2.6.1 ПДД РФ, самостоятельное оформление ДТП в 2019 году возможно только при одновременном соблюдении следующих условий:
Согласно п. 4 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО», при оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 50 000 руб. Потерпевший должен понимать, что страховая компания выплатит только эту сумму, даже если реальный ущерб окажется больше.
В случае оформления документов о ДТП, произошедшем в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях , страховое возмещение потерпевшему осуществляется в пределах 400 000 руб. при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами) (п. 5 ст. 11.1, пп. «б» ст. 7 Закона N 40-ФЗ).
В соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ, участники ДТП вправе не оформлять документы о происшествии, если в аварии повреждены транспортные средства или иное имущество только этих участников и у каждого из них отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.
Возьмите себя в руки и последовательно выполните следующие действия:
Бланк извещения заполняется в двух экземплярах — по одному для каждого из водителей. Крайне желательно пользоваться шариковой ручкой, так как при заполнении информация копируется на лист снизу. Цвет чернил может быть любой — синий или черный.
Данная сторона должна быть идентична на обеих копиях извещения. Начинаем с пунктов 1 — 8:
п.1 Место ДТП — укажите населенный пункт, улицу и номер ближайшего дома. Если столкновение произошло на перекрестке, то в бланке отмечается пересечение улиц. В случае ДТП на трассе необходимо указать ее номер и название, направление движения и приблизительный километр.
п.2 Дата ДТП — заполняем дату и время происшествия. Если имеется запись видеорегистратора, то точное время столкновения можно посмотреть там. Если записи нет — пишем время приблизительно.
п.3 Количество поврежденных ТС = 2. Оформление европротокола возможно только при столкновении двух транспортных средств.
п.4 Количество раненых = 0. Европротокол нельзя оформлять, если есть раненые или погибшие. При наличии пострадавших обязательно нужно вызывать инспекторов ДПС.
п.5 Проводилось ли освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения — «Нет». Отправить на медицинское освидетельствование могут только сотрудники полиции.
п.6 Материальный ущерб, нанесенный другим транспортным средствам (кроме «А» и «B») — «Нет». Это станет еще одним доказательством того, что в ДТП участвовали всего две единицы. Если в автомобиле пострадали перевозимые предметы (например, ноутбук), обязательно поставьте галочку в поле «другому имуществу».
п.7 Свидетели ДТП — вписываем ФИО и адреса свидетелей. Желательно указать контакты одного или двух свидетелей аварии, это поможет при возникновении споров со страховой компанией.
п.8 Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД — «Нет». Самостоятельное оформление происшествия — суть европротокола.
Заполнив «шапку» извещения, переходим к заполнению сведений об автомобилях:
п.9 Марку, модель, VIN и гос. номер для транспортных средств «А» и «В» берем из соответствующих свидетельств о регистрации (пластиковая карточка).
п.10-11 Указываем данные собственников и водителей автомобилей. Нужно понимать, что водитель ТС не обязательно должен быть его собственником. Страховая фирма возместит ущерб не только владельцу, но и лицу, обладающему доверенностью с правом получения страхового возмещения.
п.12 Берем данные из страховых полисов ОСАГО. Галочку напротив «ТС застраховано от ущерба» ставим, только если данный автомобиль застрахован по КАСКО.
п.13 Стрелочкой отмечаем место первоначального удара.
п.14 Пишем видимые повреждения. Например: лопнул задний бампер, деформировано: заднее левое крыло, задняя дверь, разбиты задние фонари и т.д.
п.15 Замечания. В данном пункте виновник аварии ОБЯЗАТЕЛЬНО должен написать: «признаю вину в ДТП», а потерпевший «в ДТП невиновен».
Заполнив п. 9 — 15 переходим к центральной части бланка извещения. Здесь нужно поставить галочки напротив обстоятельств ДТП (для каждой машины свои) и нарисовать схему:
Постарайтесь отразить на схеме профиль дороги, разметку, знаки, положение автомобилей до и после аварии, направление движения. Особых требований к рисунку нет, схема просто должна быть понятной.
Не забываем поставить подписи в соответствующих полях внизу документа.
Сначала разъедините подлинник и копию извещения (копия создается автоматически на втором листе извещения). Потерпевший обычно забирает подлинник, так как на нем все более отчетливо видно.
Если лицевая сторона должна быть идентична на обеих копиях, то на обратной стороне каждый участник заполняет информацию в отношении своего автомобиля, отметив «А» или «B». Как вы заметили, пунктов здесь меньше.
Как видите правила заполнения европротокола довольно просты.
Итак, документ полностью заполнен и подписан обоими водителями — взаимных претензий нет, а значит можно продолжать движение. Но права и обязанности, связанные с ДТП на этом не прекращаются. Согласно действующего законодательства, и потерпевший, и виновник должны в течении 5 дней представить извещения в свои страховые компании. Виновник также должен быть готов показать свой автомобиль страховщику, иначе страховщик вправе предъявить регрессные требования. Подробнее об этом, а также о рисках, возникающих при оформлении европротокола, мы писали . Настоятельно советуем прочитать!
Помимо экземпляра бланка извещения о ДТП, заполненного водителями, потерпевшему, в соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО» и п. 2 правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП необходимо представить страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы:
заявление о прямом возмещении убытков;
электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;
заявление о том, что информация, содержащая фото- или видеосъемку, является некорректированной.
С 2015 года у автомобилистов появилась возможность самостоятельно фиксировать некоторые ДТП, не привлекая инспекторов ГИБДД. Для этого участниками аварии заполняется специальная форма извещения - европротокол, бланк которой затем передается в страховую компанию. Однако, несмотря на очевидные удобства такой фиксации, многие водители не спешат ею воспользоваться, предпочитая традиционный вызов дорожного патруля. Ведь, чтобы получить страховку, нужно знать, как правильно заполнить европротокол при ДТП. Допущенные ошибки могут привести к затяжному судебному разбирательству и отказу в денежной выплате пострадавшему автомобилисту.
Вместе с полисом ОСАГО страховая компания должна выдать и бланк европротокола. Официально данный документ называется «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Если по каким-то причинам водитель не получил его бланк, он может обратиться за ним к страховщику в любое время.
Прочитав, как правильно заполнить европротокол при ДТП, образец бланка можно скачать в конце статьи. Здесь он представлен в последней, актуальной редакции.
Перед тем, как заполнять европротокол при ДТП, образец которого приведен ниже, следует ознакомиться с памяткой, прилагаемой к извещению. В рамках данной статьи внимание будет уделено нескольким важным пунктам:
Пункт 1 – место аварии. Указывается ближайшая улица, дом, строение. Если ДТП случилось вне населенного пункта, прописывается наименование дороги, трассы, фиксируется километр / направление движения.
Пункт 3 – число поврежденных автомобилей. Оформление европротокола допускается только, если их не более 2-х, при указании большего значения он будет отклонен.
Пункт 4 – европротокол оформляется, если нет ни раненых, ни погибших при ДТП, в обе графы ставится прочерк.
Пункт 7 – данные о свидетелях. Их полезно указать на случай возникновения спора – либо с виновником происшествия, либо со страховщиком.
Пункт 8 – поскольку заполнение европротокола производится без участия дорожной полиции, это отмечается «галочкой» в соответствующей графе.
Пункты 10 и 11 – данные о собственнике ТС и водителе. Могут расходиться, если, например, машина управлялась по доверенности. Но страховку получит только ее владелец.
Пункт 15 – замечание. Чтобы заполнить европротокол при ДТП 2019/2018 верно, в этом пункте один из водителей должен письменно признать свою вину (например, «Признаю, что виновен в ДТП»), а второй участник аварии фиксирует свою невиновность.
Пункт 16 – содержит обстоятельства ДТП и 2 боковых столбика. Каждый водитель ставит «галочки» в своем столбце. При возникновении разногласий они должны быть зафиксированы при помощи технических средств.
С октября 2019 года водителей, решившихся самостоятельно оформить извещение о ДТП, ожидают приятные нововведения. Например, сейчас только в нескольких крупных регионах по европротоколу можно получить максимальное страховое возмещение в размере 400 тысяч рублей. Это Санкт-Петербург, Москва, Московская и Ленинградская область. В других субъектах РФ он с 01.06.2018 г. не превышает 100 тысяч рублей. С 01.10.2019 такому неравенству придет конец, и жители всех российских регионов смогут рассчитывать на такие же выплаты при условии применения для фиксации данных системы ГЛОНАСС или специальных мобильных приложений.
Сам же образец заполненного европротокола изменений не претерпит, и будет заполняться по тем же правилам, что и сейчас. Обновленная форма документа действует с 1 июня 2018 года. На бланке появились дополнительные графы, где фиксируются наличие и суть разногласий, возникших между столкнувшимися автомобилистами. Актуальная форма европротокола содержится в Приложении 5 Положения Банка РФ № 431-П от 19.09.2014. Скачать ее можно ниже.
Если бланк извещения вновь не изменится, автомобилисты, интересующиеся, как заполнить европротокол в 2019 году, смогут воспользоваться советами, представленными в рамках данной статьи.
При ДТП водители обязаны убрать транспортные средства с проезжей части, если в аварии были повреждены только автомобили и при этом создаются помехи для движения других участников движения. Предварительно необходимо зафиксировать расположение автомобилей с помощью фото- или видеозаписи.
Если виновность кого-либо из участников ДТП вызывает сомнения или участники происшествия не согласны с его обстоятельствами, необходимо позвонить в полицию (телефон 02, 112 или 911) и следовать указаниям сотрудника полиции. Дальше участники аварии (по указанию инспектора полиции) следуют для оформления ДТП либо на ближайший пост ДПС, либо в ближайшую дежурную часть ГИБДД, где и производится оформление аварии.
Если спора о виновности нет, а характер и перечень повреждений транспортных средств не вызывает разногласий, участники самостоятельно (не обращаясь в полицию) фиксируют происшествие и следуют на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД для дальнейшего оформления аварии и получения необходимых документов.
В этом случае нужно обязательно зафиксировать расположение транспортных средств, следов столкновения и привязку к стационарным объектам (дома, магазины и пр.).
Можно обойтись и вовсе без оформления ДТП, если повреждены транспортные средства или иное имущество только участников происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. Например, каждый автомобиль застрахован по каско, повреждения минимальны, а для получения страхового возмещения (по правилам страхования) не нужны справки (уточните этот пункт в вашей страховой компании). Либо повреждения минимальны (царапины или потертости) и участники ДТП не собираются обращаться за компенсацией и не имеют друг к другу претензий. В этом случае необходимо согласие водителей. Достаточно оформить такое согласие в виде расписки, где указать, что никаких претензий у участников друг к другу нет и отсутствует необходимость в оформлении ДТП.
Если повреждения невелики (подробнее о том, как оценить степень повреждений, читайте в нашей статье), можно оформить происшествие без участия сотрудников полиции по европротоколу.
Для этого необходимо заполнить бланк извещения о ДТП, который прилагается к полису ОСАГО (как правило, вручается страхователю при заключении договора ОСАГО).
Ограничение суммы по повреждениям:
ВАЖНО: Если впоследствии выяснится, что сумма ущерба больше названных лимитов, пострадавший вправе предъявить требование о компенсации недостающей суммы непосредственно с виновника.Оформив ДТП по европротоколу, можно обратиться в страховую компанию и по полису каско. В этом случае ограничение по сумме выплаты будет такое же, как в ОСАГО.
Иные обязательные условия для оформления европротокола включают в себя:
Фото- или видеосъемка должна быть выполнена не позже 60 минут после дорожно-транспортного происшествия.
Что должно быть зафиксировано:
Оба водителя заполняют одно извещение о ДТП. Бланк извещения самокопируемый. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». После заполнения лицевой стороны извещения, бланк разъединяется - по одному экземпляру для каждого водителя. На обороте водители заполняют каждый свой бланк.
На лицевой стороне извещения должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и т.п. (заполняются все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка Извещения о ДТП).
В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Указываем кратко все повреждения (например, вмятина на левом переднем крыле). Скрытые повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами после обращения в страховую компанию.
В п. 15 «Замечания» можно указать дополнительные сведения, если что-то не указали в п. 16 «Обстоятельства ДТП».
В п. 16 отмечаются обстоятельства ДТП (в крупных клетках, расположенных внизу, заполняется число отмеченных клеток). Заполняйте внимательно. Если автомобиль во время столкновения стоял, отмечайте соответствующий квадратик (клетку).
В п. 17 составляется схема ДТП. Схематично фиксируются транспортные средства после ДТП и обозначается направление движение каждого до момента столкновения.
Извещение подписывается каждым водителем в п. 15 и 18.
Оборотную сторону извещения каждый водитель заполняет самостоятельно.
Пустые графы можно отметить прочерком. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.
После оформления ДТП и заполнения бланка Европротокола, желательно сделать копию своего экземпляра. В дороге вас может остановить инспектор ДПС и поинтересоваться причиной разбитого автомобиля. В этом случае будет достаточно показать копию извещения о ДТП.
В течение пяти рабочих дней потерпевший обращается в свою страховую компанию и передает страховщику:
1) бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии;
2) заявление о прямом возмещении убытков (заполняется в произвольной форме, или (чаще всего) образец предоставляется страховой компанией, где нужно заполнить необходимые графы);
3) электронный носитель с информацией (карта памяти с фото- или видеозаписью с места ДТП). При этом указывается, что вы не вносили изменений в фото и (или) видеозапись, то есть информация является некорректированной.
Направляет бланк извещения о ДТП в свою страховую компанию. В течение пятнадцати дней с момента аварии не имеет права ремонтировать свой автомобиль. Если нужно приступить к ремонту, нужно предоставить машину к осмотру в страховую компанию потерпевшего или получить разрешение на начало ремонта.
Введение новой формы протокола, фиксирующего обстоятельства дорожно-транспортного происшествия согласно европейским стандартам без обязательного вызова сотрудников ГИБДД, позволило участникам столкновения самостоятельно регулировать отношения, возникающие в результате ДТП. С каждым днем документ европейского образца используется все чаще, поэтому знать, как оформить европротокол при ДТП и что нужно делать после его составления, чтобы добиться от страховщика причитающейся выплаты, просто необходимо.
Обратите внимание! Относительно применения европротокола законодателем установлены определенные ограничения, его оформление допускается только в предусмотренных законом случаях.
Ознакомиться с условиями оформления документа? требованиями к его форме, вы сможете в представленном материале. Помимо этого, статья содержит алгоритм действий, которые следует выполнить после столкновения и его соответствующей фиксации. Помните, если составлен с нарушениями или не содержит необходимый объем информации, вполне может отказаться от возмещения убытков. Тогда без судебного обжалования действий страховщика не обойтись, а это потребует не только финансовых вложений (оплата госпошлины, ), но и эмоционального напряжения.
Переломным моментом в дорожно-транспортных отношениях стало начало июля 2015 года. Именно с этого момента участники движения получили уникальную возможность фиксировать обстоятельства аварии для дальнейшего предоставления данной информации в страховую компанию, не вызывая при этом сотрудников ГИБДД. Нововведение позволило экономить время (дожидаться прибытия стражей закона больше не требуется), договариваться о покрытии убытков, если их размер превышает страховую сумму, самостоятельно, без привлечения третьих лиц.
Однако не все так просто, как может показаться с первого взгляда. Составление европротокола разрешено при определенных условиях, ознакомиться с перечнем которых вы можете далее.
Пункты 1 – 8, а так же средняя графа документа заполняются совместными усилиями. Пункты 9 – 15 заполняются собственниками транспортных средств самостоятельно. В двух местах на лицевой стороне (пункты 18 и 15) ставятся подписи водителей.
Лицевая сторона протокола
В соответствии с законодательными требованиями лицевая сторона должна содержать следующие сведения:
Особое внимание следует уделить составлению схематического рисунка. В нем должно быть отображено следующее:
Какие данные нужно зафиксировать на оборотной стороне:
Обратите внимание! Заполнять европротокол следует разборчиво, не допуская грубых ошибок.
Заполнение бланка протокола европейского образца не требуется/не допускается:
После фиксации вышеперечисленных данных следует выполнить некоторые действия.
Важно! По возможности сфотографируйте место происшествия, состояние ТС после аварии. Хотя это не является обязательным требованием страховой компании, отсутствие которого препятствует получению компенсации, наличие таких материалов увеличит шансы на покрытие ущерба страховщиком. Случаи, когда последний отказывается от по причине невыполнения условий договора, также имеют место.
Как правильно провести фото или видеосъемку
- сделайте фото мест повреждения. Из фотографий должно быть видно, что это именно то ТС, которое пострадало от ДТП, а не другое. Изображение должно быть четким и не расплывчатым;
- зафиксируйте особенности дорожной разметки, имеющиеся рядом знаки и прочие обстоятельства, имеющие отношение к делу (погодные условия, состояние дороги);
- сфотографируйте элементы деталей авто, отлетевшие во время аварии, а также тормозной путь машины.
Срок подачи документов страховщику для получения компенсации
Чтобы добиться покрытия расходов на восстановительный ремонт, нужно обратиться с заполненным бланком европротокола в компанию страховщика. Сделать это следует не позднее, чем через пять дней с момента столкновения.
Обратите внимание! Проводить ремонт авто не рекомендуется в течение 15 дней с момента аварии, если представитель страховой компании еще не осмотрел его. В противном случае страховщик может отказать в выплате компенсации, что будет вполне законно.
Вместе с протоколом в страховую компанию следует подать:
- соответствующее заявление с просьбой компенсировать убытки;
- материалы фото/видеосъемки;
- заявление, свидетельствующее о том, что представленные медиаданные не были подвержены корректировке.
Нововведение имеет ряд преимуществ, позволяющих не только сэкономить время и усилия, но и не создавать препятствий другим участникам движения. Однако не следует забывать, что его применение допустимо только в случаях несущественных повреждений ТС, а также при условии отсутствия человеческих жертв.
Приложение к статье
Видео поможет правильно оформить европротокол при ДТП