Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

(ЭПБ, — ред.) : (если технический регламент не устанавливает иной формы соответствия, — ред.); здания и сооружения, применяемые на опасном производственном объекте и предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; документация на техническое перевооружение, ликвидацию, консервацию (ОПО, — ред.), а также изменения, вносимые в указанные документы и другая документация, связанная с эксплуатацией ОПО. В законе четко не обозначено: идет ли речь в нем о техрегламентах Таможенного союза или аналогичных национальных документах. Но стоит помнить, что техрегламент имеет приоритет по другому закону – ФЗ «О техрегулировании», напомним, что в соответствии с ним…

Цитата: ‘Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации’

Для каждой отрасли промышленности существуют свои нормы и правила безопасности; руководящие документы, в которых процесс проведения ЭПБ вышеуказанных объектов конкретизируется более детально, чем в общем законодательстве.

Но вернемся к ФЗ № 116 (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, - ред.). В законе ясно оговорено: в каких случаях технические устройства, эксплуатируемые на ОПО подлежат ЭПБ – если технический регламент не предусматривает иную форму соответствия. Речь может идти о или декларации соответствия. ЭПБ нужно проводить перед началом применения на ОПО, в случае выработки нормативного срока службы либо превышения количества циклов нагрузки технического устройства, назначенных изготовителем или по истечении двадцатилетнего срока эксплуатации, если нормативный срок эксплуатации не указан в документации на техническое устройство. Под циклами нагрузки понимают последовательность изменения нагрузки, которая заканчивается первоначальным состоянием и затем повторяется, например, подъем давления до определенного уровня, а затем его возвращение к первоначальному показателю. Также технические устройства подлежат ЭПБ в случае проведения ремонтов, связанных с изменением конструкции, заменой материалов. Замена плавающей крыши резервуара на стационарную потребует после модернизации оборудования. А вот после врезки нового патрубка в ЭПБ не потребуется.

В связи с вступлением в силу технических регламентов, большинство вновь будут подлежать только или декларированию соответствия. При этих процедурах используется своя доказательная база (результаты испытаний, на материалы, — ред.) для получения документов о соответствии, то есть ЭПБ технического устройства перед началом эксплуатации не потребуется. В случае, если оборудование не попадает под действие технических регламентов, на него все-таки , так же как и на оборудование, отработавшее срок безопасной эксплуатации, и на оборудование, по которому производились ремонтные работы.

Экспертизу зданий и сооружений следует проводить если: здание выработало срок службы, указанный в проекте; при воздействии на здание внешних факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями (взрыв, пожар, наводнение, — ред.); периодически, в процессе эксплуатации, в соответствии с требованиями нормативной документации (ФЗ № 116, «Порядок осуществления экспертизы в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», — ред.). В ходе экспертизы производится контроль соответствия строительных конструкций проектной документации и нормативным документам. Затем обнаружение дефектов, повреждений узлов и участков конструкций. Затем определение фактической нагрузки на узлы конструкций. Следующий этап – определение фактических показателей прочности материалов и элементов конструкций. Далее, проверка вентиляционного оборудования и сопоставление и анализ полученных результатов с проектными, проведение поверочных расчетов с учетом обнаруженных дефектов.

И при экспертизе технических устройств, и при экспертизе зданий и сооружений необходимо проводить оценку фактического состояния объектов экспертизы с помощью технических средств (аппаратурно-методические комплексы для проведения акустико-эмиссионного контроля, вибродиагностики, нивелиры, теодолиты, — ред.), с выездом на объект экспертизы. Здесь стоит отметить, что у различных заказчиков по-разному расставлены приоритеты в вопросе проведения ЭПБ. Для одних – на первом месте техническое состояние и соответствие требованиям оборудования, другие сконцентрированы на получении документа о проведении экспертизы – . Пожалуй, в выигрыше остаются первые. Вторые склонны обращаться в организации, которые выдают документы, но не проводят полноценных проверок объектов ЭПБ. Пусть сегодня они сэкономили на этом деньги, но завтра недостаточное внимание к безопасности может привести к аварии с далеко идущими последствиями, как для ни в чем не повинных людей, так и для руководства предприятия.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", техническими устройствами, применяемыми на опасном производственном объекте считаются: машины, технологическое оборудование, системы машин и/или оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, участвующие при эксплуатации опасного производственного объекта.

Экспертиза промышленной безопасности технических устройств - определение термина

Под ЭПБ технических устройств понимается оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности. Требованиями промышленной безопасности - являются необходимые условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе № 116-ФЗ , других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Промышленная безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат:

  • документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
  • документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
  • технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона № 116-ФЗ ;
  • здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
  • декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
  • обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

В каких случаях проводится экспертиза?

Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Кто проводит экспертизу промышленной безопасности?

Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора. Экспертиза промышленной безопасности проводится в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные Приказом Ростехнадзора №538 от 14.11.2013 г.

Проведением экспертизы промышленной безопасности занимаются эксперты ООО «Химнефтеаппаратура», аттестованные в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2015г. № 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности».

Обязательно ли проводить экспертизу промышленной безопасности?

В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ проведение экспертизы промышленной безопасности является одним из требований обеспечения промышленной безопасности. Положения Федерального закона определяют правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые осуществляют деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Как проводится экспертиза?

ЭТАП 1. Подготовка к проведению экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с договором заказчик предоставляет необходимые документы для проведения экспертизы: сведения об объекте экспертизы, проектную, конструкторскую, эксплуатационную, техническую документацию, паспорта на технические устройства. Так же заказчик экспертизы предоставляет свидетельство регистрации ОПО, сведения, характеризующие опасный производственный объект или карту учета ОПО, результаты ранее проведенных экспертиз. Рассматриваются сменные журналы, инструкции по эксплуатации, регламенты, протоколы аттестации ответственных лиц и другая документация, необходимая для проведения экспертизы.

Приказом руководителя экспертной организации определяется эксперт или группа экспертов, участвующих в проведении экспертизы и специалисты неразрушающего контроля. Эксперт разрабатывает программу проведения экспертизы промышленной безопасности и согласовывает ее с заказчиком.

Важно: Экспертная организация приступает к проведению экспертизы промышленной безопасности только после предоставления всей необходимой информации и обеспечении обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте.

ЭТАП 2. Анализ документации объекта экспертизы.

На данном этапе определяется полнота и достоверность представленной документации, а также ее соответствие требованиям промышленной безопасности.

Проводится анализ условий и режима эксплуатации объекта экспертизы, обеспечение системы промышленной безопасности владельца объекта экспертизы, учитываются данные об авариях и инцидентах.

ЭТАП 3. Техническое диагностирование объекта экспертизы.

При проведении технического диагностирования проводится оценка фактического состояния объекта экспертизы. Техническое диагностирование проводится методами неразрушающего и/или разрушающего (при необходимости) контроля. Используемые виды контроля выбираются на основании требований НТД к объекту контроля с целью получения максимально достоверного результата о имеющихся дефектах. По результатам проведения технического диагностирования составляется акт о проведении работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации, проводящей экспертизу, и прикладывается к заключению экспертизы.

Техническое диагностирование технических устройств включает следующие мероприятия:

  • визуальный и измерительный контроль;
  • оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;

  • определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;
  • оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);
  • выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);
  • неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);
  • оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;
  • исследование материалов технического устройства;
  • расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;
  • оценку остаточного ресурса (срока службы).

По результатам натурных работ составляется технический отчет с приложением протоколов неразрушающего контроля.

ЭТАП 4. Разработка заключения экспертизы промышленной безопасности.


Разработка заключения экспертизы промышленной безопасности.

На основании анализа представленной заказчиком экспертизы документации и оценки фактического состояния объекта экспертизы, а также результатов испытаний и расчета остаточного ресурса разрабатывается заключение экспертизы промышленной безопасности, содержащее выводы о соответствии объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, а также срок и условия дальнейшей безопасной эксплуатации.

Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности:

1 объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;

2 объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений;

3 объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Заключение подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом/экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов..

ЭТАП 5. Внесение заключения ЭПБ в реестр Ростехнадзора.

В соответствии с требованиями законодательства заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Однако, экспертная организация может подготовить документы от имени владельца объекта экспертизы для внесения заключения ЭПБ в реестр Ростехнадзора. Комплект документов включает в себя:

Заключение экспертизы промышленной безопасности;

Заявление о внесении сведений в Реестр заключений ЭПБ (оформляется на фирменном бланке владельца объекта экспертизы, подписывается уполномоченным лицом с приложением доверенности на подписанта (если уполномоченное лицо действует от имени юридического лица на основании доверенности).

Электронный носитель, содержащий сканированную копию заключения ЭПБ, заявления в формате pdf и word.

Доверенность от владельца объекта экспертизы на представителя экспертной организации для сдачи и получения необходимых документов в органах Ростехнадзора.

Результатом является уведомление о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях промышленной безопасности исключительно с даты его внесения в реестр заключений.

Итогом договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности является заключение ЭПБ с указанием срока и условий дальнейшей безопасной эксплуатации технического устройства и уведомление о внесении в реестр.

Утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. N 64 Зарегистрированы Минюстом России 08.12.98 N 1656, Госгортехнадзором России N ПБ 03-246-98

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности
(с Изменением N 1 (ПБИ 03-490(246)-02), от 01 августа 2002 г. N 48)

I. Область применения

1. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (далее Правила) устанавливают требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности (далее экспертизы) и оформлению заключения экспертизы.

2. Правила разработаны в соответствии с:

Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588);

Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301 и 3302);

Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 года N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 10.12.2001);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 779 "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3775);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных промышленных объектов на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 09.04.2001);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (часть II), 01.01.2001);

Распоряжением Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 136-рп "Вопросы Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 3).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, - см. предыдущую редакцию).

3. Правила предназначены для организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности. Данные правила разработаны с учетом нормативных документов Госгортехнадзора России.

4. Правила обязательны при проведении экспертизы:

1) проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

2) зданий и сооружений на опасном производственном объекте;

3) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

4) деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта.


II. Основные определения

В целях настоящих Правил применяются следующие определения.

Объекты экспертизы - проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Система экспертизы промышленной безопасности (далее - Система экспертизы) - совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю" (ст.2 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001) (определение понятия в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, - см. предыдущую редакцию)

Экспертная организация - организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Заключение экспертизы - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

Эксперт - специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности.

Заказчик - организация, обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы.


III. Общие положения

3.1. Правила экспертизы определяют требования к порядку проведения экспертизы, оформлению и утверждению заключения экспертизы.

3.2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России.

3.3. Лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности выдают органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

Контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и условий осуществляется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

3.4. Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности представлена в приложении 1.

Наблюдательный совет формируется из представителей Госгортехнадзора России, его территориальных органов и подведомственных ему организаций. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью Системы экспертизы. Состав Наблюдательного совета утверждается Госгортехнадзором России.

Консультативный совет состоит из представителей организаций, заинтересованных в деятельности Системы экспертизы, и имеет совещательную функцию. Состав Консультативного совета утверждается Наблюдательным советом.

Отраслевые комиссии создаются Наблюдательным советом и решают специфические, профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции.

Координирующий орган координирует деятельность отраслевых комиссий, а также анализирует и обобщает информацию о деятельности экспертных организаций, состояние нормативно-методической базы Системы экспертизы. Функции координирующего органа выполняет государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности в промышленности" ("ГУП НТЦ "Промышленная безопасность"), созданный согласно распоряжению Президента Российской Федерации для координации работ и проведения независимой экспертизы (распоряжение Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 136-рп) (абзац в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, - см. предыдущую редакцию).

3.5. Функционирование Системы экспертизы определяется требованиями следующих документов, утверждаемых Наблюдательным советом Системы экспертизы:

Положение о Наблюдательном совете;

Положение о Консультативном совете;

Положение об отраслевых комиссиях;

Требования к Координирующему органу.


IV. Порядок проведения экспертизы

Весь процесс проведения экспертизы должен быть документирован. Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:

Предварительный этап;

Заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;

Процесс экспертизы;

Выдача заключения экспертизы.

4.1. Предварительный этап.

4.1.1. При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком.

4.1.2. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы, а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы, в том числе:

Подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);

Составление календарного плана.

4.1.3. Предварительные переговоры документируются экспертом, ответственным за проведение переговоров.

4.2. Заявка или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы.

4.2.1. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями.

4.2.2. Документы на проведение экспертизы составляются после проведения предварительных переговоров.

4.2.3. В документах:

Определяются договаривающиеся стороны;

Определяются объекты экспертизы;

Приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;

Подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;

Определяются сроки проведения экспертизы.

4.2.4. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.

4.2.5. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.

4.3. Процесс экспертизы.

Процесс экспертизы включает:

Подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы объекта;

Назначение экспертов;

Проведение экспертизы.

4.3.1. Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы.

Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:

Данные о заказчике и объекте экспертизы;

Проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

Акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);

Образцы оборудования (в случае необходимости).

При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения материалов.

При непредставлении в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.

4.3.2. Назначение экспертов.

Эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией.

Для проведения экспертизы назначается один или в случае необходимости группа квалифицированных экспертов.

В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.

4.3.3. Проведение экспертизы.

Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.

При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).

Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:

Вводная часть;

Непосредственно экспертиза на месте;

Заключительная часть.

4.3.3.1. Вводная часть экспертизы на месте.

Задачи вводной части:

Разъяснить сотрудникам организации-заказчика цель экспертизы и задачи эксперта (группы экспертов);

Сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;

Обсудить и определить объем работ;

Определить по согласованию с организацией-заказчиком сотрудников организации-заказчика в качестве сопровождающих для экспертов;

Разъяснить значение заключительной части;

Утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.

4.3.3.2. Непосредственно экспертиза на месте.

При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:

Компетентности сотрудников и руководителей;

Пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;

Наличия надежных систем маркировки и идентификации;

Наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;

Соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.

4.3.3.3. Заключительная часть экспертизы на месте.

Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.

Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.

Условия, подлежащие выполнению, - это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.

4.4. Выдача заключения экспертизы.

4.4.1. Подготовка проекта заключения экспертизы.

Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.

В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.

Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы.

Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Замечания к проекту заключения экспертизы могут быть направлены заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 14 дней после получения проекта.

4.4.2. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.

4.4.3. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.

4.4.4. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.

4.4.5. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:

О необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);

О недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.

4.4.6. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы в этом случае соответствует изложенному в п.п. 4.1-4.4.

4.5. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.

4.6. Требования, которые должны учитываться при экспертизе промышленной безопасности различных объектов, устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил, а также Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008 (пункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, - см. предыдущую редакцию).

V. Требования к оформлению заключения экспертизы

5.1. Заключение экспертизы должно содержать:

Наименование заключения экспертизы;

Вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;

Перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

Данные о заказчике;

Цель экспертизы;

Сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

Краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

Результаты проведенной экспертизы;

Заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;

Приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).

5.2. Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику.

5.3. Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

5.4. Требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил.

VI. Порядок ведения учета экспертных организаций и экспертов

6.1. Учет ведется с целью накопления и анализа официальной информации по экспертизе промышленной безопасности.

6.2. Учетные данные используются для предоставления в установленном порядке информации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, другим юридическим, а также физическим лицам.

6.3. Ведение учета предусматривает проведение следующих операций:

Проверку полноты и соответствия установленным требованиям поступивших материалов;

Внесение регистрационных записей и присвоение регистрационных номеров;

Ведение архивного фонда представленных на регистрацию документов;

Подготовку учетных материалов к изданию;

Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц.

6.4. Координирующий орган Системы экспертизы ведет учет:

Нормативных технических документов Системы экспертизы;

Экспертных организаций;

Экспертов.

Учетные формы определяются Наблюдательным советом.

Приложение 1

утвержденным постановлением Госгортехнадзора России

Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности

Приложение 2
к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности,
утвержденным постановлением Госгортехнадзора России
от 6 ноября 1998 года N 64

Организация: Эксперт (ведущий):

_____
*1. Делается экспертом

Представитель заказчика подтверждает своей подписью, что согласованные мероприятия будут выполнены, а экспертной организации направлено письменное сообщение о произведенных изменениях.

_______________________
(место, дата)

Эксперт (ведущий) __________________ Заказчик ____________________



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ