Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Рассмотрим механизм действий при возврате обеспечения контракта, особые случаи при расторжении контракта, сроки возврата обеспечения и исключения из правил.

Обеспечение исполнения контракта – это определенная денежная сумма, которая вносится исполнителем в качестве залога и необходима для страхования его ответственности перед заказчиком. Обеспечение исполнения контракта (денежное или в виде банковской гарантии) является необходимой мерой при работе с государственными заказами; внесение залога позволяет защитить заказчика от неисполнения обязательств по контракту со стороны поставщика.

Внесение денежного обеспечения государственного контракта является обязательным условием участия в тендерах и регламентируется статьями 37, 45, 93 и 96 Федерального Закона 44-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Внесение денежного обеспечения является обязательным для большинства тендеров, исключений не так много и все они строго регламентированы (например, тендеры, проводимые для нужд оборонного заказа). Размер обеспечения определяется заказчиком на основании стоимости контракта, но он не должен нарушать правила и рекомендации, прописанные в законе о госзакупках.

Как правило, размер обеспечения государственного контракта составляет от 10% до 30% от начальной (максимальной) цены контракта. Закон 44-ФЗ также дает заказчику возможность предусмотреть внесение авансового платежа, в этом случае, размер обеспечения будет равен размеру аванса.

Возврат денежного обеспечения

Вопреки опасениям многих исполнителей, денежное обеспечение исполнения контракта вовсе не является «потерянной суммой», получить которую назад трудно или вовсе невозможно. Закон обязывает заказчика вернуть исполнителю все денежные средства, если нет достаточных оснований для их удержания. Если же заказчик не хочет возвращать средства, исполнитель может подать в суд.

Денежное обеспечение исполнения вносится до момента подписания контракта, замораживается, а затем возвращается исполнителю в том случае, если он полностью выполнил все свои обязательства перед заказчиком.

Механизм работы с обеспечением выглядит следующим образом :

  • Определение победителя торгов;
  • Победитель вносит денежное обеспечение исполнения контракта;
  • Происходит подписание контракта с заказчиком;
  • Исполнение контракта;
  • Заказчик возвращает обеспечение контракта, если все обязательства выполнены.

Согласно статье 34 Закона 44-ФЗ, заказчик обязан в тендерной документации обозначить пункт о сроках, условиях и механизме возврата обеспечения исполнения контракта . Данный пункт является крайне важным, поэтому любой участник тендера, перед тем, как подать заявку, должен внимательно ознакомиться с предоставленной информацией.

Важно

Заказчик обязан указать сроки возврата обеспечения исполнения контракта. Если этого не было сделано, то о таком тендере можно заявить в Федеральную антимонопольную службу, так как заказчик нарушает закон о госзакупках 44-ФЗ. В свою очередь, подписывая контракт, исполнитель соглашается с указанными сроками и не имеет права их нарушить.

Закон предусматривает возможность изменить тип обеспечения государственного контракта (денежное или банковская гарантия) уже в процессе исполнения контракта. Если денежные средства меняются на банковскую гарантию, то заказчик обязан незамедлительно вернуть деньги на счет исполнителя.

Срок возврата обеспечения контракта

Срок, в который заказчик обязан вернуть обеспечение исполнения контракта, указывается в контракте. Точкой отсчета служит дата, в которую заказчик официально принял работы (услуги, товары) и подписал соответствующий акт приемки. Данный акт сигнализирует о том, что исполнитель выполнил все поставленные перед ним обязательства, и заказчик не имеет оснований для дальнейшего удержания обеспечения по контракту.

Важно

Четкие сроки возврата, в которые необходимо вернуть обеспечение исполнения контракта, в Законе 44-ФЗ не прописаны, их определяет сам заказчик. Слишком длительное затягивание возврата неправомерно, это может стать причиной для исполнителя обратиться в суд.

Как правило, стандартные сроки возврата обеспечения контракта составляют от 5 до 10 дней.

Возврат обеспечения осуществляется только в том случае, если в качестве обеспечения были внесены «живые» денежные средства. Механизм работы с банковской гарантией несколько отличается.

Возврат обеспечения по контракту при расторжении контракта

Когда исполнитель и заказчик полностью довольны друг другом, а все работы были выполнены в срок, возврат обеспечения исполнения контракта не вызывает никаких трудностей. Гораздо сложнее дела обстоят тогда, когда произошло расторжение контракта или же заказчик имеет претензии к исполнителю по качеству выполненных работ.

Если расторжение контракта произошло по вине заказчика: заказчик обязан вернуть обеспечение исполнения контракта в полном объеме.

Если расторжение произошло по вине исполнителя:

  • ✔ Исполнитель может расплатиться с заказчиком средствами обеспечения, если такое было заранее предусмотрено контрактом. В данном случае заказчик может удержать средства в счет компенсации, а остаток вернуть исполнителю;
  • ✔ Если никаких дополнительных пунктов договором предусмотрено не было, то заказчик обязан вернуть обеспечение в полном объеме, а затем в досудебном или судебном порядке взыскать потерянные средства с исполнителя.

Таким образом, формально, согласно статьям Закона 44-ФЗ, даже если исполнитель нарушил свои обязательства, заказчик не имеет права удерживать обеспечение на своем счете и не возвращать его исполнителю . Заказчик может удержать часть средств в качестве компенсации, если исполнитель нарушил свои обязательства, однако даже в этом случае исполнитель может обратиться в суд для уменьшения размера штрафа или вовсе полного возврата гарантии.

Вопросы с удержанием части средств обеспечения государственного контракта в качестве компенсации должны решаться в индивидуальном порядке. Сумма удержанных средств должна быть адекватна реальному размеру невыполненных обязательств, учитывать выплаченный авансовый платеж и объем выполненных работ по контракту в рамках 44-ФЗ.

При возврате обеспечения должна строго соблюдаться законность, это касается и того, в каком размере возвращаются денежные средства, и того, в какой срок это происходит. За исполнением своих обязательств следит Федеральная антимонопольная служба. Практика показывает, что ситуации, когда заказчику удается удержать полную сумму обеспечения, довольно редко встречаются , поэтому участникам тендеров не стоит бояться обеспечения реальными денежными средствами, а не банковской гарантией.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

В процессе осуществления закупок контрактной системой предусмотрено два вида обеспечения:

  • обеспечение заявки на участие;
  • обеспечение исполнения контракта.

Как правило, подавляющее число вопросов, возникающих у специалистов и участников контрактной системы, связаны с проблемами удержания обеспечения. Это действительно довольно сложный механизм системы госзакупок, связанный с противостоянием интересов заказчика и поставщика. Он требует крайне серьезного подхода, поскольку почти всегда такое противостояние приводит к вмешательству судебных органов.

Между тем, заказчики зачастую не придают должного значения процедуре возврата обеспечения. Особенно это касается начинающих специалистов контрактных служб и контрактных управляющих, для которых очевидность проблемы становится ясна лишь в тот момент, когда они столкнутся с ней на практике. Причем нужно отметить, нередко они и вовсе забывают о том, что обеспечение следует вернуть. А ведь обеспечение по сути своей – это не что иное, как «живые» деньги участника, при этом его возврат – не право, а обязанность заказчика.

Возврат обеспечения заявки

Существует ряд событий, после наступления которых, заказчику следует осуществить возврат денег, переведённых участником в счет обеспечения своей заявки:

  • заключение контракта;
  • признание победителем другого участника;
  • отмена заказчиком проводимой закупки;
  • признание заявки на участие несоответствующей требованиям и ее отклонение;
  • отзыв участником поданной им ранее заявки;
  • отказ возможности заключения контракта с участником по решению контрольного органа.

В соответствии с частью 6 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан вернуть денежные средства участнику не позднее пяти рабочих дней с момента наступления одного из перечисленных выше событий.

При этом в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, блокируются оператором торговой площадки и возвращаются в течение 1 рабочего дня.

Возврат обеспечения исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта возвращается в полном объеме лишь при условии того, что взятые участником обязательства выполнены им без нарушений. Несмотря на то, что законодательство о контрактной системе довольно кратко описывает условия возврата и удержания обеспечения исполнения контракта, на сегодняшний день в отношении данного вопроса сложилась обширная практика, предусматривающая частичный возврат обеспечения пропорционально объемам и этапам исполнения контракта, а также частичное удержание обеспечения в случае недобросовестного исполнения поставщиком своих обязательств.

Последнее порой вызывает сложности и непонимание у неопытных работников контрактных служб заказчика, которые, опираясь на категоричную формулировку статей Закона № 44-ФЗ, убеждены, что обеспечение исполнения контракта может быть либо возвращено в полном объеме, либо не возвращено вовсе. Такое мнение ошибочно, что подтверждается большим количеством судебных решений.

Вне зависимости от объема возвращать обеспечение исполнения контракта следует в полном соответствие со сроками, указанными в тексте контракта. Включение такого раздела и информации в контракт являются обязательным.

Для участия в государственных тендерах и при заключении договоров на поставку различных товаров и услуг подрядчики предоставляют госзаказчикам обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта. Оно необходимо госзаказчику как залог выполнения подрядчиком взятых на себя обязательств. В этой статье мы рассмотрим порядок и сроки возврата финансовой гарантии в форме залога денежных средств добросовестному Исполнителю.

Госзаказчик должен быть уверен, что в случае невыполнения договорных обязательств, поставщик или подрядчик автоматически компенсируют все убытки за счёт представленных по договору финансовых гарантий.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) предусматривает право заказчика определить условия обеспечения исполнения контракта. Но в ситуации, когда цена контракта свыше 50 млн руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30 %, заказчик обязан их установить.

При этом участник размещения заказа самостоятельно выбирает способ обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.06.2011 № Д28-84).

Пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 94-ФЗ) предусматривает обеспечение двух видов обязательств:

  • обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе путём внесения денежных средств в размере, установленном соответственно конкурсной документацией либо документацией об аукционе (ч. 4 ст. 20, ч. 5 ст. 32 Закона № 94-ФЗ);
  • обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в форме безотзывной банковской гарантии либо страхования ответственности по контракту, либо поручительства, либо передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12, ч. 37 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).

Если заказчиком или уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, такой контракт заключается только после представления участником конкурса, с которым заключается контракт соответствующего обеспечения.

Правила об обеспечении исполнения контакта не применяются в случаях, когда участником закупки является государственное или муниципальное казённое учреждение (ч. 4 ст. 29 Закона № 94-ФЗ).

Денежные средства, которые поступили от участника размещения заказа, победителя торгов в счёт обеспечения исполнения государственного контракта, считаются временно поступившими в распоряжение заказчика и зачисляются на лицевой счёт последнего в таком качестве. Указанные денежные средства находятся в распоряжении заказчика на всё время исполнения госконтракта до полного исполнения обязательств.

Что значит для заказчика полное исполнение условий контракта? Это:

  • поставка, оказание услуг, выполнение работ Исполнителем в натуре;
  • подписание актов выполненных работ, счетов-фактур, накладных (ТТН, ТН) без замечаний, что подтверждает выполнение Заказчиком работ в полном объёме.

Кроме всего вышеизложенного, осуществление оплаты Заказчиком выполненных работ, оказанных услуг или поставленного товара Исполнителю.

Порядок возврата Законом № 94-ФЗ установлен только в отношении денежных средств, внесённых в обеспечение заявки на участие в торгах (ч. 12 ст. 28, ч. 2 и 5 ст. 29, ч. 11 ст. 37 Закона № 94-ФЗ). В отношении возврата обеспечения исполнения государственного контракта установлен только размер и не оговорен порядок и сроки возврата финансовой гарантии.

Поэтому, как правило, порядок и сроки возврата обеспечения исполнения контракта предусматриваются условиями государственного контракта. В контрактах, например, встречаются следующие формулировки: «12.2. Возврат обеспечения исполнения Контракта осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты последнего платёжного поручения по Контракту с отметкой банка о списании денежных средств со счёта Заказчика».

Однако Исполнители госконтрактов могут столкнуться с ситуацией, когда в государственный контракт не включены условия о возврате обеспечения исполнения контракта, а работы выполнены в полном объёме, все документы об исполнении контракта подписаны заказчиком.

Если все условия выполнены, финансовое обеспечение Исполнителю обязаны вернуть. Для этого Исполнителю нужно написать заявление о возврате обеспечения исполнения контракта. На основании данного заявления Заказчик оформит поручение о возврате денежных средств, поступивших в качестве обеспечения исполнения контракта. Заявление должно содержать перечень необходимых реквизитов исполнителя – юридического лица, по которым возвращаются денежные средства, а именно:

  • наименование;
  • сведения об организационно-правовой форме;
  • местонахождение и почтовый адрес.

Для исполнителя – физического лица:

  • Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте проживания исполнителя;
  • ИНН, КПП;
  • сумму, подлежащую возврату.

Типового, утверждённого образца нет. Заявление составляется в произвольной форме, желательно на фирменном бланке компании-исполнителя, главное, чтобы оно содержало основные реквизиты.

Образец заявления:

(наименование Заказчика)

(наименование или Ф.И.О. Исполнителя)

адрес местонахождения (жительства): _______________________

телефон: __________, факс: _______, эл. адрес: _____________

Заявление

о возврате обеспечения исполнения контракта (государственного контракта, договора) №___ от «___»________20__г.

Между Заказчиком (наименование) в лице (Ф.И.О. подписавшего контракт) и Исполнителем (наименование, Ф.И.О.) в лице (Ф.И.О. подписавшего контракт от имени Исполнителя) был заключён контракт №____ от «___» _________20___г. Условия контракта выполнены в полном объёме, что подтверждается ________________ актом выполненных работ, счётом-фактурой, ТТН, ТН и др., оплатой выполненных работ (№ платёжного поручения, дата). В качестве обеспечения контракта Заказчику была перечислена сумма в размере ______________ (сумма прописью) рублей ___ коп. Поскольку обязательства по контракту Исполнителем выполнены в полном объёме, со стороны Заказчика претензий к качеству (количеству) выполненных работ (оказанных услуг, поставленного товара) не имеется, прошу возвратить сумму обеспечения контракта в размере ___________(сумма прописью) рублей ___ коп. Указанную сумму прошу перечислить по следующим реквизитам:

расчётный/счёт_________________________ в БАНКЕ (наименование банка)

корреспондентский/счёт_____________________

ИНН____________________

КПП____________________

ОГРН___________________

Адрес местонахождения Исполнителя

Исполнитель (подпись руководителя, дата)

На основании заявления исполнителя заказчик составляет поручение, которое подписывает Администратор закупок и начальник структурного подразделения администратора (тот, кто осуществлял закупки) и направляет его в Финансовое управление заказчика.

Форма типового поручения также не установлена. Обычно заказчик сам разрабатывает и утверждает содержание и форму такого поручения, но с обязательным содержанием основных реквизитов. Поручение должно содержать перечень необходимых сведений об исполнителе, которому возвращаются денежные средства, а именно:

  • наименование;
  • информацию об организационно-правовой форме;
  • местонахождение и почтовый адрес участника размещения заказа или исполнителя (Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте проживания участника размещения заказа или исполнителя – физического лица);
  • ИНН, КПП;
  • банковские реквизиты счёта, на который производится перечисление средств;
  • сумму, подлежащую возврату, и реквизиты документа, на основании которого производится возврат денежных средств.

Образец Поручения:

_________________________________________

(наименование Финансового управления Заказчика)

________________________________________

(наименование или Ф.И.О. должностного лица Заказчика, администратора закупок)

Поручение.

В связи с выполнением работ (оказанием услуг, поставкой) по государственному контракту (договору) №____ от «___» ________20__г., и подписанием актов выполненных работ (актов оказанных услуг, счетов-фактур, ТТН, ТН), прошу возвратить Исполнителю (наименование и адрес Исполнителя, ОГРН, ИНН, КПП, банковские реквизиты) сумму, уплаченную последним, в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, заключённого по результатам конкурса (аукциона, ОАЭФ, запроса котировок и др.) №__________________ от «____»________20__г., и перечисленную на лицевой счёт Заказчика платёжными поручениями №___ от «___»________20__г. в полном объёме в размере ___________(сумма прописью) рублей ___коп.

Приложение:

  1. Копия государственного контракта в 1 экз., ____листов;
  2. Копия акта выполненных работ (оказанных услуг, ТН, ТТН, счёт-фактура) в 1 экз., ____листов;
  3. Копия платёжного поручения (от Исполнителя) №__ от «___»_____20__г. в 1 экз., ____листов.

Подпись должностного лица

Кроме того, к поручению прикладываются документы, подтверждающие исполнение контракта в полном объёме, которые являются основанием возврата денежных средств, перечисленных исполнителем в качестве обеспечения исполнения госконтракта. Как правило, к Поручению прикладываются копия государственного контракта, копия актов выполненных работ (оказанных услуг, ТН, ТТН, счёт-фактура), копия платёжного поручения, которым были перечислены денежные средства в счёт обеспечения исполнения обязательств победителем торгов.

При приёмке Поручения работник Финансового управления, принявший Поручение, проставляет дату приёмки на его копии с указанием даты и времени поступления документа.

Перечисление денежных средств на счёт Исполнителя в качестве возврата обеспечения государственного контракта по Поручению должно быть исполнено Финансовым управлением в течение трёх рабочих дней (п. 4.13 Приказа Казначейства РФ от 16.06.2010 № 145 «Об организации взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, участвующих в осуществлении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение Федерального казначейства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг»). Однако указанный срок может затянуться для проверки сведений об основаниях возврата денежных средств. В том случае, если по указанному поручению будет принято положительное решение, срок может быть соблюдён.

В среднем с момента подачи заявления о возврате обеспечения исполнения обязательства по государственному контракту Исполнителю проходит около десяти-пятнадцати дней до момента возврата.

Специальная административная ответственность за несоблюдение сроков возврата обеспечения исполнения контракта не установлена. «Недобросовестного» заказчика можно привлечь к ответственности только в рамках гражданского законодательства.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего за днём истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Если в контракте не установлено иное, то размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трёхсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

C 1 января 2014 года вступает в силу новый федеральный закон, регулирующий порядок осуществления закупок государственными и муниципальными учреждениями: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ). Закон № 94-ФЗ прекращает своё действие со вступления в силу Закона № 44-ФЗ.

Новый закон более конкретно регулирует правоотношения в сфере государственных и муниципальных закупок. Его положения основаны на практике применения старого закона о закупках (94-ФЗ), а также сложившейся судебной практики в этой сфере.

В новом законе предусмотрена обязанность Заказчика включать требование об обеспечении исполнения всех государственных и муниципальных контрактов (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), за исключением контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). В отношении контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, Заказчик вправе установить требования об обеспечении исполнения контракта, но не обязан этого делать.

Из способов обеспечения исполнения контракта остались только два, на выбор заказчика:

  1. Банковская гарантия. Причём срок банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на месяц (ч. 3 ст. 96 Закона №44-ФЗ).
  2. Залог – внесение денежных средств на счёт заказчика.

Кроме того, Законом № 44-ФЗ конкретизированы размеры обеспечения исполнения контрактов:

  • 5 – 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;
  • 10 – 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную выше сумму.

В случае выплаты по условиям контракта аванса, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше размера аванса, даже если сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В таком случае обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере аванса (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Законом о федеральной контрактной системе предусмотрена возможность уменьшения финансового обеспечения и изменения способа обеспечения обязательств в процессе исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Если порядок и сроки возврата не были урегулированы в старом законе о закупках, и в основном возникающие спорные ситуации решались в судебном порядке, то новый закон о контрактной системе устанавливает как обязанность включение в контракт положений о сроках и порядке возврата финансовых гарантий Исполнителю (ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Суды рекомендуют руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ при решении вопросов о сроках и порядке возврата обеспечения исполнения контракта, регулирующих соответствующий вид обеспечения исполнения обязательств (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 № 15АП-13959/2012 по делу № А53-18257/2012, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу № А43-9812/2010 и др.).

Таким образом, со вступлением в силу нового закона о контрактной системе, многие проблемы, возникающие в настоящее время в процессе осуществления закупок на основании норм Закона № 94-ФЗ, будут регламентироваться на законодательном уровне.

О сроке возврата обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно части 27 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).

Частью 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом № 44-ФЗ, в том числе приемку и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом.

В соответствии со статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Таким образом, на основании исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю).

По мнению Минэкономразвития России, установление срока возврата обеспечения исполнения контракта в документации о закупке должно осуществляться заказчиком с учетом срока исполнения основного обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом согласно части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Учитывая изложенное, по мнению Минэкономразвития России, в случае надлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) основного обязательства в полном объеме и в срок, установленный контрактом, заказчик вправе вернуть обеспечение исполнения контракта до окончания срока действия обеспечения по контракту.

Ознакомиться с текстом письма можно в разделе настоящего сайта «Регулирование контрактной системы в сфере закупок», подраздел «Нормативно-правовая база», вкладка «Разъяснения».

Возвращаем обеспечение контракта по 44 ФЗ

Один из вопросов, которыми задаются поставщики, когда заключают договор с обязательством предоставить обеспечение его исполнения, — вопрос о получении назад денежных средств, которые вносят в качестве гарантии. Возврат обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ обязательно указывается заказчиком в проекте договора, а также и в самом указанном соглашении.

Когда и в какие сроки можно вернуть обеспечение


Когда встает вопрос о возврате обеспечения контракта по 44 ФЗ, сроки получения денег — первый вопрос, который встает перед поставщиком. Сроки определяет заказчик исходя из того, когда поставщик исполнит все обязательства по договору. Фактически момент исполнения соглашения наступает тогда, когда стороны подписывают акт выполненных работ. При этом может встать вопрос об исполнении гарантийных обязательств, если таковые имеются в соответствии с условиями соглашения. Однако это не означает, что деньги будут находиться у заказчика до момента окончания гарантийных обязательств.

Необходимо обратить внимание, что у исполнителя есть возможность постепенно возвращать деньги, которые были внесены в качестве поручительства. Такое право предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Поставщик может уменьшить размер обеспечения пропорционально выполненным обязательствам по договору, то есть получить часть денежных средств еще до того, как договор полностью исполнен. При этом важным обстоятельством является то, что возможно выбрать иной способ поручительства и, например, вместо денежных средств, предоставить банковскую гарантию.

Как вернуть деньги


Итак, рассмотрим подробнее, что необходимо сделать для получения обратно так называемой гарантии по договору, которая была перечислена заказчику. Как правило, алгоритм действий оговорен в соглашении сторон.

В первую очередь необходимо направить в адрес заказчика письмо с просьбой о перечислении суммы и указанием реквизитов для такого перечисления. В случае, если заказчик не вернул денежные средства в срок, в любом контракте указаны штрафные санкции, которые применимы к обеим сторонам указанного соглашения. Если деньги не получены, поставщик вправе обратиться в суд с требованием о возврате.

Однако возможны случаи, когда заказчик вправе не возвращать внесенную сумму. К таковым можно отнести неисполнение обязательств по указанному соглашению поставщиком. При этом контрагент вправе инициировать расторжение контракта, как следствие, сумма гарантии просто не возвращается. Если же подтверждение добросовестности осуществлялось путем предоставления банковской гарантии, то банк выплачивает контрагенту положенную сумму, а далее взыскивает ее с поставщика.

Образец заявления на возврат обеспечения исполнения контракта


Закон не устанавливает требований к содержанию или оформлению. Его можно составить в свободной форме на бланке организации. Письмо о возврате поручительства должно содержать:

  • наименование и адрес местонахождения контрагента по договору;
  • дату составления;
  • просьбу вернуть деньги, которые были внесены в целях поручительства по договору, с указанием суммы;
  • реквизиты для перечисления;
  • подпись лица, уполномоченного представлять интересы поставщика.

Ниже представлен образец письма о возврате обеспечения исполнения контракта.

Срок возврата обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Один из вопросов, который волнует любого исполнителя/поставщика/подрядчика - в какой срок будет возвращена сумма, внесенная в качестве обеспечения контракта.

В ситуации с банковской гарантией все предельно ясно - ее срок должен быть больше срок действия контракта на месяц, возврату исполнителю/поставщику/подрядчику она не подлежит.

Когда заказчик должен вернуть деньги, внесенные в качестве обеспечения

Что касается денег, внесенных в качестве обеспечения, здесь ситуация складывается несколько сложнее. Единственное, что определено пунктом 27 статьи 34 Федерального закона № 44 - это то что срок возврата определяется заказчиком так, как ему удобно, а информация о нем должна быть в обязательном порядке включена в проект контракта, являющийся необъемлемой частью аукционной/конкурсной документации, а в дальнейшем и в сам контракт. В итоге получается, что обеспечение будет возвращено после исполнения всех обязательств по контракту, а вот когда - определяет заказчик.

Возникает вопрос - когда контракт считается исполненным. Фактически, этот момент наступает тогда, когда стороны подписывают акт выполненных работ/оказанных услуг или товарную накладную. Единственные обязательства, которые остаются после этого у исполнителя/поставщика/подрядчика - это гарантийные, однако это не означает, что деньги, предоставленные для того, чтобы подтвердить добросовестность, будут находиться на счету заказчика до тех пор, пока они не закончатся.

Пунктом 7 статьи 96 Федерального закона №44 определено право исполнителя уменьшить обеспечение исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам, то есть вернуть часть денег еще до того, как контракт полностью исполнен. При этом можно выбрать иной способ обеспечения: вместо суммы, которая должна остаться на счету заказчика, предоставить банковскую гарантию. На практике этот момент, как правило, применяется лишь в случаях, когда контракт заключается на большую сумму и предполагает поэтапное исполнение.

Что нужно сделать, чтобы вернуть обеспечение, перечисленное заказчику

Последовательность действий, которые должен совершить исполнитель/поставщик/подрядчик для того, чтобы заказчик вернул ему деньги, внесенные в качестве обеспечения исполнения, прописана в контракте.

Обычно нужно направить в адрес заказчика письмо с уточненными реквизитами. Делается это не для того, чтобы усложнить исполнителю/поставщику/подрядчику жизнь, а для того, чтобы деньги не "ушли" в неизвестном направлении. Ведь с момента подписания контракта до его исполнения может пройти не один месяц и номер счета, или какие-то другие данные, вполне могу стать другими.

Что делать, если заказчик не вернул деньги в срок

В любом контракте прописаны штрафные санкции, которые применяются к обеим сторонам в случае нарушения условий. Если деньги, перечисленные в качестве обеспечения исполнения, не возвращены в установленный срок, исполнитель/поставщик/подрядчик вправе обратиться в суд и помимо перечисленной суммы получить еще и пени.

Форс-мажор, или что делать если контракт не заключен

На практике может возникнуть случай, когда подрядчик/исполнитель/поставщик перечислил деньги в качестве обеспечения исполнения, однако документ в течение 30 дней, по независящим от него обстоятельствам, подписан не был. В этой ситуации заказчик должен вернуть деньги, находящиеся на его счету, в течение пяти рабочих дней.

Как вернуть обеспечение исполнения контракта 44 ФЗ в случае неисполнения договора?

В сфере государственных закупок в 2013 году произошли изменения, призванные улучшить качество взаимодействия государственных и частных структур при осуществлении закупок товаров и услуг. Основным нормативным актом в этих вопросах стал принятый Федеральный Закон №44-ФЗ.

В данном законе появилось и такое понятие, как обеспечение выполнения контракта. Эта мера призвана повысить ответственность исполнителей государственных заказов, а также повысить качество работы исполнителей контрактов.

Что такое обеспечение выполнения контракта?

Под этим термином понимается денежная сумма, выделяемая победителем тендера на оказание услуг государственным или муниципальным учреждениям или на поставку им каких-либо товаров. Данные средства, как правило, переводятся на расчётный счёт государственного или муниципального учреждения и находятся там до полного выполнения условий контракта.

Данные деньги не становятся собственностью заказчика. Они являются залогом того, что исполнитель контракта в полной мере и с надлежащим качеством выполнит условия, прописанные в договоре. В этом случае после подписания всех необходимых документов при закрытии контракта эти денежные средства возвращаются исполнителю в полном объёме.

В случае невыполнения условий контракта (или выполнения их в неполном объёме) исполнитель рискует потерять всю сумму или какую-то её часть. Именно этот факт и является гарантией того, что победитель тендера выполнит все условия, прописанные в контракте, в полной мере.

Сумма обязательно отображается в условиях самого контракта или в условиях для проведения тендера. Там же указывается и порядок её внесения на банковский счёт.

Как правило, сумма обеспечения составляет:

  • при величине контракта до пятидесяти миллионов рублей – 10-20 % от суммы;
  • при величине контракта свыше пятидесяти миллионов рублей – до 30 %.

Кроме непосредственного внесения средств на счёт заказчика обеспечение может иметь вид банковской гарантии, выданной кредитным учреждением, имеющим на это право.

Перечисление обеспечения на расчётный счёт заказчика должно быть осуществлено до момента подписания договора. Предоставление гарантии банка осуществляется также до момента подписания самого контракта и заказчику законом отводится срок до трёх дней для рассмотрения.

Важным моментом является тот факт, что непосредственный перевод денежных средств на счёт заказчика предполагает и возможность их возврата после исполнения контракта. Банковская же гарантия не предполагает прямого использования собственных средств заказчика, и соответственно ни о каком их возврате не может быть и речи.

Федеральный Закон №44 (статья 34), указывая на необходимость наличия обеспечения, никаким образом не разъясняет механизма его возвращения исполнителю после закрытия контракта. Поэтому необходимо, чтобы максимальное количество информации по этому поводу содержалось в тексте самого контракта.

В основном это касается сроков возврата обеспечения. В контракте должны быть прописаны предельные сроки после исполнения договора, в которые заказчик должен перевести денежные средства обратно на расчётный счёт исполнителя. По истечении этого срока исполнитель контракта имеет право обратиться в суд с иском о принудительном возврате обеспечения. Основанием для возврата является пакет документов о выполнении договора и письмо от исполнителя о возвращении внесённого ранее обеспечения.

Ещё одним моментом, особенно актуальным для предприятий малого и среднего бизнеса, является возможность замены денежного обеспечения контракта гарантией банка во время исполнения условий договора. Возможность такой замены должна быть прописана в контракте или дополнительно согласована с заказчиком.

В этом случае денежные средства переводятся со счёта заказчика на счёт исполнителя сразу же после получения банковской гарантии. Этот способ особенно важен для предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку позволяет не отвлекать крупные денежные средства и использовать их для нужд производства или каких-то других целей.

Возврат обеспечения возможен при расторжении контракта по инициативе заказчика или по обоюдному соглашению сторон. Чаще всего в таких случаях возвращается вся сумма. При неполном или некачественном исполнении условий договора заказчик вправе компенсировать свои расходы из средств залога. При несогласии с суммой, которую заказчик считает достаточной для возмещения своих убытков, исполнитель вправе обратиться в суд. Если в контракте были прописаны суммы для покрытия убытков заказчика или алгоритм их расчёта, то исходить следует именно из этих значений.

Обеспечение выполнения условий контракта ни в коем случае нельзя считать «мёртвым грузом». Для заказчика они являются гарантией качественного и своевременного выполнения условий договора, а для исполнителя – лишним стимулом выполнить свою работу качественно и в срок.

Гарантией быстрого возврата средств является максимально подробно описанный механизм этого в тексте самого договора. При возникновении любых спорных ситуаций, связанных с невозвратом обеспечения, следует обращаться в суд.

Но встречаются такие ситуации как и расторжение отношений по обоюдному согласию или только по инициативе заказчика. В этом случае стороны также обязаны оформить возврат обеспечения контракта. Хотя, если у госпредприятия существуют какие-либо претензии к поставщику, то по закону он может воспользоваться залоговой суммой или ее частью для того, чтобы компенсировать убытки, которые он понес.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ: формы обеспечения, размеры, сроки возврата, калькулятор расчета


Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В прошлой своей статье я подробно разобрал вопрос связанный с обеспечением заявки при участии в торгах, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Сегодня же речь пойдет об обеспечении исполнения контракта. Этот инструмент также служит защитой от недобросовестных поставщиков и является для заказчика гарантией качественного и своевременного исполнения победителем своих обязательств по контракту. Как правило, обеспечение исполнения контракта возвращается победителю только после выполнения им всех обязательств по контракту. Обо всех нюансах использования данного инструмента мы подробно и поговорим далее в этой статье.

1. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ


Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта». Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).

Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Формы обеспечения исполнения контракта

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии , выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО .

Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.

Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц . О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано здесь.

У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) ВПРАВЕ предоставить заказчику ОИК, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного ОИК. При этом МОЖЕТ БЫТЬ изменен способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ).

Например, если победителю в установленный для подписания контракта срок не удалось подготовить БГ, то можно сначала внести на счет заказчика денежные средства, а затем заменить данное обеспечение исполнения контракта на банковскую гарантию.

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК , указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей , заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК , но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК , размер ОИК устанавливается в размере аванса .

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Более подробно про антидемпинговые меры написано здесь.

Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта

Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Расчет размера обеспечения исполнения контракта

Для автоматического расчета размера обеспечения исполнения контракта есть удобный online калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Воспользоваться этим калькулятором вы можете здесь.

Ниже по тексту размещен скриншот страницы с сайта НАИЗ, на которой находится данный калькулятор.

Настоящий калькулятор позволяет производить расчет размера обеспечения исполнения контракта, а также размера обеспечения заявки для участия в аукционах и конкурсах, и сформировать по итогам расчета служебную записку для встраивания в документацию о проводимой закупке. Данный инструмент в большей степени предназначен для заказчиков, однако будет полезен и участникам закупок.

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются ч. 27 ст. 34 44-ФЗ и предусматривает необходимость включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве ОИК (если такая форма обеспечения исполнения контракта выбрана поставщиком).

Таким образом, срок возврата устанавливается заказчиком самостоятельно, и при подаче своей заявки вы соглашаетесь с этим сроком. Если срок заказчиком не был установлен, то вам необходимо подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на положения документации о закупке.

В том случае, если контракт уже был заключен и основные обязательства по договору вами уже исполнены, необходимо направить заказчику требование о возврате обеспечения. В случае отказа обращайтесь в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ

В случае, предусмотренном ч. 9 ст. 54 44-ФЗ, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем 30 дней , конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве ОИК, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Образец письма на возврат обеспечения исполнения контракта

Как мы с вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте. Однако нередки случаи, когда заказчик эти сроки нарушает. В таком случае вам нужно направить в адрес заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Образец такого письма вы можете скачать здесь.

Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Если поставщик не исполняет свои обязательства по контракту, то заказчик может инициировать расторжение контракта, как в одностороннем, так и в судебном порядке. В таком случае обеспечение исполнения контракта поставщику не возвращается. Деньги перечисляются в соответствующий бюджет. Если же в качестве ОИК была предоставлена банковская гарантия, то банк выплачивает заказчику установленную сумму, а уже затем взыскивает эту сумму с поставщика. Помимо этого сведения об участнике, с которым контракт расторгается в одностороннем порядке или по решению суда, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Есть еще несколько вопросов, которые волнуют, как заказчиков, так и поставщиков. Вот эти вопросы:

  • Обязан ли заказчик возвращать поставщику его денежные средства, находящиеся в залоге для обеспечения исполнения контракта, в случае нарушения поставщиком сроков поставки?
  • Может ли заказчик удержать сумму переданных ему в залог денежных средств в счет суммы пени (штрафа, неустойки)?

Резюмируя этот ответ, можно сказать следующее. Удержание заказчиком предусмотренных контрактом штрафных санкций из находящихся в залоге денежных средств возможно только при наличии соглашения об этом между заказчиком и поставщиком, включенного в контракт или отдельного. Такое соглашение может быть заключено в любое время (п. 3 ст. 349 ГК РФ).

2. Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ


Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования. Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливается денежный залог, перечисляемый на счет заказчика.

На этом моя статья подошла к концу. До встречи в новых выпусках!

P.S.: Если статья была для вас полезной, то ставьте “лайки”, делитесь ссылками на эту статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях. А также задавайте свои вопросы ниже в комментариях.

Добрый день. В Законе прописана норма, если НМЦК более 50 млн.р. обеспечение 10% — 30%, но не менее размера аванса. А где прописано условие «не менее размера аванса» для контрактов с НМЦК менее 50 млн.р.? Размер обеспечения 5-30%, а вот к авансу привязки я не нашел.

Стоимость контракта не более 50 млн.руб. — обеспечение контракта 5-30% но не менее размера аванса. Где вы это взяли?

На самом деле, если контракт до 50 млн.руб., то может быть аванс 30%, а обеспечение от 5 до 30%, то есть и 5% и 10%

Андрей, в таблице все указано верно. Еще раз обратите внимание на ч.6 ст.96 44-ФЗ.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ