Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Что такое Инвентаризация? Для того чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим государственные документы.

На данный момент (октябрь 2017) действует устаревшая «Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» 1991 года, которая предлагает следующее определение:

Инвентаризация выбросов представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов в атмосферу.

Такую формулировку дополняет «Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 2012» и ГОСТ 17.2.1.04-77:

Инвентаризация выбросов является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории хозяйствующего субъекта, количестве и составе выбросов.

Однако, готовится законопроект «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», который вступит в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликования. Предлагается следующее определение:

Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов в атмосферный воздух.

Из всего вышеизложенного мы понимаем следующее:

1. Инвентаризация проводится для всех юридических лиц, которые имеют стационарные источники выбросов (например, отопительный котёл);

2. На основании Инвентаризации разрабатывается проект ПДВ;

3. Инвентаризация является частью проекта ПДВ.

Зачем проводить Инвентаризацию?

Выполнение ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха». Юридические лица, имеющие источники выбросов проводят Инвентаризацию выбросов в порядке, определённом федеральным органом исполнительной власти (Министерство природных ресурсов);

Отсутствие Разрешения на выброс влечёт наложение административного штрафа (статьи 8.21. и 8.5. КоАП). Предприятие может быть оштрафовано или приостановлено на срок до 90 суток;

Проект ПДВ разрабатывается на основании Инвентаризации источников;

Инвентаризация входит в стандартный перечень документов при проверках контролирующих органов.

Штраф за отсутствие Инвентаризации

Статья 8.5 КоАП «Сокрытие или искажение экологической информации»: сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды наказывается административным штрафом:

На должностных лиц от 3 000 до 6 000 рублей;

На юридических лиц от 20 000 до 80 000 рублей.

Статья 8.21 КоАП «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»: выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения наказывается административным штрафом:

На должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей;

На юридических лиц от 180 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Стоимость Инвентаризации источников

Минимальная стоимость Инвентаризации источников ЗА - 75000 рублей.

Состав отчёта по Инвентаризации

1. Титульный лист;

2. Сведения о разработчике и список исполнителей;

4. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ;

5. Описание проведённых работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчётного определения выбросов ЗВ;

6. Карта-схема территории объекта (в масштабе) с источниками загрязнения атмосферы;

7. Характеристики источников загрязнения атмосферы, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ, включая: Источники выделения загрязняющих веществ, Источники выбросов загрязняющих веществ, Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации, Суммарные выбросы ЗВ в атмосферный воздух (т/год), их очистка и утилизация;

8. Результаты определения выбросов ЗВ расчётными (балансовыми) методами;

9. Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчётов, актов отборов проб и протоколов анализов, в том числе сведений об отборе проб и о количественном определении массовой концентрации ЗВ;

10. Документирование характеристик не стационарности выбросов.

Содержание работ по проведению Инвентаризации выбросов

Обследуется территория объекта, анализируется проектная документация, виды деятельности, данные предыдущей инвентаризации выбросов, результаты производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;

Выявляются все источники загрязнения атмосферы, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества, а также определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (источники выделения);

Систематизируются сведения о пространственном размещении источников загрязнения атмосферы;

Изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа;

Устанавливаются типы (организованный, неорганизованный), виды (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики (длина, ширина, высота, при наличии устья - вид и размеры устья источника);

Определяются координаты источников;

Устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учётом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух, а также определяются показатели отходящих газов (скорость, объёмный расход, температура, давление, влажность);

Документируются результаты инвентаризации выбросов.

В. Старков, инженер-эколог ФГУ «РГИА» (г. Санкт-Петербург)

Виды инвентаризации на предприятии

1. Инвентаризация источников образования отходов производства и потребления

В соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" необходимо ежегодно проводить инвентаризацию отходов производства и потребления.

Мне довелось провести инвентаризацию отходов, причем с "нуля", потому как в экологической документации предприятия было написано одно, а по факту - другое. В тот момент я готовил документ Производственный экологический контроль и столкнулся с тем, что в Проекте нормативов образования отходов совершенно не грамотно были расписаны подразделения предприятия, где эти отходы образуются.

В проекте НООЛР нашей компании были обозначены 20 наименований отходов с указанием их местоположения. При этом на самом деле этих мест не было. Мне пришлось пройтись с главным инженером по производству в поисках мест временного накопления отходов.

Искали долго, в итоге нашли только три реальных места накопления отходов: с ртутными лампами, маслами и бытовыми отходами. Все они находились отдельно друг от друга (что, кстати, правильно). Где базировались оставшиеся 17 видов отходов - было неизвестно.

Незадолго до этого я посетил экологический форум, на котором представители одной организации, которая предлагала свои услуги в сфере экологии, провели с посетителями небольшой тренинг - рассказали, как нужно обращаться с отходами на производственных площадках, раздав в помощь плакаты и брошюры. Я изучил буклет и организовал новые места для временного накопления отходов, провел инструктаж с работниками о том, куда какие отходы складировать. Неделю спустя на нашем предприятии всё наладилось: отходы стали складироваться в места временного накопления.

К примеру, чтобы избежать засорения предприятия, были закуплены и установлены урны объемом 10 литров перед каждым цехом. Для крупногабаритных строительных отходов (как раз ремонтировалась одна производственная площадка) во дворе мы оборудовали место, куда было удобно подъехать погрузочной машине, и постелили деревянные поддоны.

Имеющуюся площадку для временного накопления бытовых отходов и смёта с территории мы несколько преобразовали: на контейнерах краской указали виды отходов, номера контейнеров, название нашего предприятия, номер контейнерной площадки.

Отработанные аккумуляторы переставили на деревянные поддоны и накрыли полиэтиленовой пленкой.

После проделанных преобразований можно было спокойно отслеживать образование отходов и их количество.

Итак, инвентаризация отходов на предприятии проводится для выявления отходов и их количества; понимания более точного процесса образования отходов, их полного списка, движения и обращения на предприятии, а также наличия мест их размещения.

После проведения инвентаризации готовится документ "Отчет по итогам инвентаризации источников образования отходов производства и потребления", куда вносятся собранные данные по отходам, т.е. - что за отходы (наименование по ФККО); в каких количествах образуются, где размещены, процесс образования каждого отхода.





Страницы из отчета по итогам инвентаризации источников образования отходов производства и потребления

Сроки действия отчета по отходам не ограничены, они изменяются только в том случае, если в производственном процессе произойдут изменения, т.е. - если образуются новые отходы и т.д.
Отчет по инвентаризации отходов пригодится для составления годовой статистической отчетности 2-ТП-отходы, разработки проекта нормативов образования отходов (ПНООЛР), составления отчета по отходам для малого и среднего бизнеса, сдачи расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, технического отчета о неизменности производственного процесса.

2. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Согласно Приказу Минприроды России от 31 декабря 2010 г. N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию и Перечню вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" необходимо проводить инвентаризацию источников выбросов.

Стоит помнить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые на своем производстве имеют источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Более подробную информацию можно найти в ФЗ №96 «Об охране атмосферного воздуха» Статья 22. "Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух".

Когда я работал менеджером-экологом в проектной организации, моему первому клиенту нужен был Проект допустимых выбросов . До разработки проекта мы договорились провести инвентаризацию источников выбросов с последующим предоставлением отчета клиенту. Я и наш штатный инженер-эколог приехали к заказчику, встретились с главным инженером, который провел экскурсию по производственному помещению. Эколог насчитал 8 источников выбросов на предприятии. Из них два организованных (труба котельной и оконный проем в производственном корпусе) и шесть неорганизованных источников выбросов. К ним относились: автостоянка, внутренний проезд, проем ворот гаража по ремонту автотранспорта, проем ворот гаража по окраске автотранспорта, проем ворот ремонтных боксов, погрузо-разгрузочная площадка.

В отчете об инвентаризации была изложена информация о выявленных стационарных источниках выбросов, предложены способы определения качественного и количественного состава выбросов:

Труба котельной (расчетным методом с применением программного обеспечения "Котельные (версия 3.4)" фирмы "Интеграл")

  • Оконный проем производственного корпуса (инструментальный метод с привлечением специалистов аккредитованной лаборатории)
  • Автостоянка
  • Внутренний проезд (расчетным методом с применением программного обеспечения "АТП-Эколог" фирмы "Интеграл")
  • Проем ворот гаража по ремонту автотранспорта (расчетным методом с применением программного обеспечения "АТП-Эколог" фирмы "Интеграл")
  • Проем ворот гаража по окраске автотранспорта (расчетным методом с применением программного обеспечения "Лакокраска" фирмы "Интеграл")
  • Проем ворот ремонтных боксов (расчетным методом с применением программного обеспечения "АТП-Эколог" фирмы "Интеграл")
  • Погрузо-разгрузочная площадка (расчетным методом с применением программного обеспечения "АТП-Эколог" фирмы "Интеграл")

  • Отчет о проведении инвентаризации источников выбросов в атмосферу эколог подготовил в соответствии с требовании "Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу", "Временных рекомендаций по вопросам воздухоохранной деятельности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области" и "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух".

    Есть еще и передвижные источники выбросов. Это - транспортные средства предприятия, которые в качестве топлива используют бензин, дизельное топливо, керосин, сжатый природный газ.





    Страницы из отчета о проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ


    В какой момент следует проводить инвентаризацию источников выбросов? В статье 22 сообщается, что "инвентаризация стационарных источников на объектах, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объектов". Значит, в течение двух лет, как на предприятии появился новый стационарный источник выбросов, и он введен в эксплуатацию, необходимо провести инвентаризацию. Следующую инвентаризацию, скорее всего, придется проводить в случае изменения технологического процесса, замены оборудования или используемого сырья. А также, если обнаружены несоответствия между выбросами и данными последней инвентаризации; или же если проведение этого мероприятия определено правилами эксплуатации газоочистных установок.

    Проведение инвентаризации и подготовка отчета - это первая ступень, которая в позволит полноценно разработать такие документы, как проект нормативов допустимых выбросов, проект санитарно-защитной зоны, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетность по форме 2-ТП.

    3. Инвентаризация источников сбросов загрязняющих веществ

    В связи с Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», необходимо проводить инвентаризацию источников сбросов на всех предприятиях, которые осуществляют сбросы в водные объекты РФ.

    Существуют еще сбросы в водные объекты. Прошу не путать сбросы и выбросы, т.к. во многих источниках СМИ эти понятия обобщают. Тут все донельзя просто: выбросы - в атмосферу, сбросы - в воду.

    Инвентаризация проводится для учета поступления загрязняющих веществ в водные объекты. Существует много видов сбросов, это - очищенные и неочищенные производственные и хозяйственно-бытовые стоки, ливневые стоки (ливневка). Инвентаризация источников сбросов проводится один раз в пять лет. Для этого необходимо поднять экологическую документацию на предприятии и посмотреть, где именно находятся трубы из которых, соответственно, осуществляются сбросы.

    С помощью инструментальных и расчетных методов анализа необходимо определить качественные характеристики стоков. Далее делается "отчет по инвентаризации сбросов вредных веществ на предприятии". Делает его инженер по охране окружающей среды (эколог на предприятии) или инженер-эколог из привлеченной проектной организации.

    В отчете должна быть указана следующая информация:

    1. Источники загрязнения на карте-схеме предприятия, наименования водных объектов, куда осуществляются сбросы;
    2. Наличие очистных сооружений;
    3. Каким способом осуществляется отведение хозяйственно-бытовых, ливневых и промышленных стоков с территории предприятия;
    4. Название источника загрязнения, режим работы, технологические характеристики, качественный и количественный состав сточных вод;
    5. Наличие водоохранных ограничений, способы уменьшения загрязнения в районе расположения исследуемых объектов.
    С помощью результатов инвентаризации можно подготовить статистическую отчетность 2-ТП (водхоз), разработать план мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, провести мониторинг сточных вод, более того, данные отчета являются исходной информацией для установления НДС (нормативов допустимых сбросов) загрязняющих веществ.

    Декабрь 2015

    Остались вопросы по статье?

    Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@сайт или по номеру 8-800-500-81-25. «Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия» (далее по тексту «Отчет по инвентаризации») должен включать следующие разделы:

    Титульный лист;

    Сведения о разработчике и список исполнителей;

    Реферат;

    Введение.

    Приложение 1. Карта-схема территории предприятия (в масштабе) с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

    Приложение 2. Характеристики источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ, показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, суммарные выбросы по предприятию, содержащее следующие таблицы:

    Таблица 1. Источники выделения загрязняющих веществ (ИВ).

    Таблица 2. Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА).

    Таблица 3. Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ).

    Таблица 4. Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (т/год), их очистка и утилизация (в целом по предприятию).

    Приложение 3. Результаты определения выбросов расчетными (балансовыми) методами.

    Приложение 5. Таблица «Режимы ИЗА и его временные характеристики».

    Приложение 6. Таблицы учета нестационарности выбросов.

    Приложение 7 (справочное). Копия аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации, копии материалов, использованных в ходе инвентаризации и составления отчета.

    Отчет по инвентаризации оформляется на бумажном носителе информации и на машинном носителе (дискетах и др.).

    Титульный лист.

    На титульном листе располагаются:

    Наименование организации-разработчика отчета;

    Подпись руководителя предприятия, для которого проводилась инвентаризация, утверждающая отчет;

    Полное наименование работы и (при необходимости) раздела, с указанием названия предприятия, результаты инвентаризации которого приведены в отчете;

    Подписи руководителя подрядной организации-разработчика и руководителя работы;

    Год выпуска отчета и название города (населенного пункта), где находится организация-исполнитель.

    Сведения о разработчике и список исполнителей.

    Сведения о разработчике должны содержать полное и сокращенное наименование разработчика, юридический и почтовый адреса, контактные телефоны.

    В список исполнителей должны быть включены фамилии и инициалы всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей.

    Фамилии исполнителей и соисполнителей следует располагать столбцом. Возле каждой фамилии, в скобках, целесообразно указать номер раздела (подраздела) отчета подготовленного исполнителем.

    Реферат.

    Реферат - сокращенное изложение содержания отчета с основными фактическими сведениями и выводами должен содержать;

    Сведения об объеме отчета;

    Количество книг (томов) отчета;

    Число страниц, количество иллюстраций, таблиц, использованных источников;

    Ключевые слова (перечень ключевых слов должен характеризовать содержание отчета и включать от 5 до 15 слов);

    Текст реферата.

    В тексте реферата приводятся основные характеристики предприятия и его выбросов в атмосферу, а также основные характеристики и результаты инвентаризации. Реферат должен занимать не больше 1-2 страниц текста.

    Наименования разделов, подразделов по порядку следования в отчете, начиная с "Введения";

    Названия приложений к отчету (по порядку следования).

    Введение.

    Во введении приводится ссылка на законодательные, нормативно-технические и методические документы, на основании которых проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, дается ссылка на основание для проведения работ на данном предприятии (договор, приказ, его номер и т.д.). В случае проведения корректировки инвентаризации, приводится краткое обоснование ее необходимости.

    1. Общие сведения о предприятии.

    В разделе приводятся общие сведения о предприятии, для которого проводилась инвентаризация ИЗА, включающие идентификационные характеристики предприятия (площадки), в том числе:

    Полное наименование предприятия;

    Почтовый адрес места расположения предприятия;

    Сводку кодов и номеров ЕГРПО и ЕГРЮЛ рассматриваемого предприятия по ниже приведенной форме;

    Краткую характеристику прилегающей к предприятию (площадке) местности с указанием расстояния до жилой зоны;

    Указание должности, Ф.И.О., контактного телефона работника предприятия, ответственного за охрану окружающей среды.

    ИНН - идентификационный номер налогоплательщика;

    ОГРН - основной государственный регистрационный номер юридического лица в ЕГРЮЛ - Едином государственном реестре юридических лиц;

    ОКПО - код Общероссийского классификатора предприятий и организаций;

    ОКОГУ, ОКАТО, ОКФС, ОКОПФ - классификационные признаки ЕГРПО - Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования;

    ОКВЭД - код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;

    КПП - код причины постановки на учет.

    2. Краткое описание технологического процесса (с учетом его нестационарности).

    В разделе приводится краткое описание основных технологических процессов и оборудования, являющихся источниками выделений (выбросов) ЗВ в атмосферу. Приводится перечень и краткая характеристика используемого сырья и топлива. Дается краткая характеристика условий эксплуатации оборудования, в том числе, их соответствия регламентным. Анализируются возможности, условия и специфика неорганизованных выбросов.

    Приводится анализ технологических процессов рассматриваемых производств с точки зрения изменчивости во времени выделений (выбросов) ЗВ.

    3. Характеристика пылегазоочистного оборудования и оценка его эффективности.

    Приводится характеристика газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ), оценка их эксплуатационного состояния. Анализируется эффективность работы установок. Дается анализ соответствия паспортных (проектных) показателей работы и результатов пуско-наладочных работ результатам измерений. Приводится описание применяемых средств и методов для очистки выбросов от источников разного типа.

    4. Описание проведенных работ по инвентаризации с указанием нормативно-методических документов и перечня использованных методик выполнения измерений загрязняющих веществ и расчетного определения выбросов.

    4.1. Раздел должен содержать обоснование использования при инвентаризации ИЗА конкретных методов определения состава и количества выбросов ЗВ, а также обоснование использования выбранных методов определения других характеристик ИЗА, с указанием нормативных и методических документов по инструментальным и расчетным (в т.ч. балансовым) методам.

    4.2. Приводятся исходные данные, использованные в расчетах, с указанием источников их получения. В тех случаях, когда эти исходные данные (например, по характеристикам техпроцессов) получены от предприятия, они оформляются в виде справок и таблиц за подписью руководителя предприятия.

    4.3. Анализ нестационарности выбросов ЗВ в атмосферу. Анализируется изменение качественных и количественных характеристик выбросов ЗВ на разных стадиях многостадийных техпроцессов и режимах работы оборудования. Для ИЗА, выброс которых имеет выраженное временное изменение (в течение года, сезона, месяца, недели, суток), дается анализ такого изменения. На основе анализа нестационарности выделений (выбросов) обосновывается необходимость и возможность рассмотрения (выделения) разных режимов выбросов предприятия. Указывается количество рассматриваемых режимов выбросов. Дается краткое описание каждого из них с точки зрения его длительности, времени (суток, недели, месяца и т.д.), в которое каждый из них реализуется, частоты повторения определенного режима выброса при работе предприятия, других временных характеристик режима.

    Для оформления результатов анализа нестационарности выбросов используется таблица П.5.1. Приложения 5 «Отчета по инвентаризации».

    Для более детального учета нестационарности выбросов во времени для предприятий с существенными вариациями работы источников выделения и ИЗА могут формироваться вспомогательные таблицы П.6.1.-П.6.3. по усмотрению исполнителя, по форме рекомендуемого Приложения 6 «Отчета по инвентаризации».

    Приложения

    Приложение 1. Карта-схема территории предприятия.

    На карте-схеме с соблюдением определенного масштаба наносятся все корпуса (здания) предприятия, границы предприятия и его промышленных площадок, источники загрязнения атмосферы (ИЗА) с их номерами (кодами). Указываются направления сторон света и характеристики привязки системы координат, в которой в разделе 2 «Отчета по инвентаризации» приведены координаты ИЗА. В основном, должна использоваться городская система координат.

    При наличии в городе единой общегородской системы координат необходимо получить в территориальном органе по охране окружающей среды координаты точки привязки в этой системе для последующего определения местоположения всех источников предприятия в общегородской системе координат, используемой в органе по охране окружающей среды в рамках воздухоохранной деятельности.

    Наносимые на изобразительную часть карты-схемы характеристики привязки системы координат, несколько отличаются для двух случаев: когда центр этой системы находится на территории, изображенной на карте-схеме, и когда он лежит вне этой территории.

    1. В случае, когда центр указанной системы координат попадает на территорию, отображаемую на карте-схеме, показываются оси координат системы (тем самым и центр координат как точка их пересечения).

    2. Если центр указанной системы координат находится вне участка местности, отображенного на карте-схеме, на ней изображаются прямые, параллельные осям координат системы, с нанесенными на них через равные интервалы значениями соответствующих координат (в метрах).

    В случае отсутствия городской системы, местоположение источников предприятия определяется в локальной (заводской) системе координат.

    Локальная система должна строиться так, чтобы ее можно было легко идентифицировать на картах разного масштаба, поэтому ее центр и оси должны определяться по приметным объектам, например, центр - на пересечении улиц, а одна из осей - вдоль одной из улиц, или центр - в точке расположения трубы котельной, а ось - вдоль стены здания, изображенного на картах разного масштаба.

    На пояснительной части карты-схемы указывается:

    Какую систему координат: общегородскую или локальную (заводскую) описывают параметры привязки системы координат, изображенные на карте-схеме (т.е. в какой системе координат: общегородской или заводской приведены координаты ИЗА в «Отчете по инвентаризации»);

    В том случае, если они описывают локальную систему координат (т.е. координаты приведены в «заводской» системе координат), указываются параметры привязки локальной (заводской) системы координат:

    Координаты точки начала отсчета заводской системы координат в единой общегородской;

    Направление оси ОХ’ (заводской системы координат), отсчитанное в градусах против часовой стрелки от направления на север;

    Тип системы координат - правая (направление поворота от оси ОХ’ к оси ОУ’ против часовой стрелки) или левая (направление поворота от оси ОХ’ к оси ОУ’ по часовой стрелке).

    Возможен вариант, когда направления осей указываются по сторонам света, например, ось ОХ - на восток, ось ОУ - на север.

    Приложение 2

    Характеристики источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ, показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, суммарные выбросы по предприятию. Данное Приложение состоит из 4-х таблиц.

    Примечание: Если источники предприятия расположены на нескольких площадках, для каждой площадки заполняются отдельные таблицы вида П.2.1.-П.2.4.

    Таблица П.2.1. Источники выделения загрязняющих веществ (ИВ).

    В графе 1 приводится номер цеха (производства и т.п.), который не должен совпадать с номером какого-либо другого цеха на этой площадке.

    При первичной инвентаризации номер присваивается специалистами, проводящими инвентаризацию, по согласованию с руководством предприятия. Если цеха на предприятии уже имеют номера (в соответствии с каким-либо документом), следует использовать эти номера.

    В графе 2 приводится наименование цеха (производства и т.п.) согласно документам предприятия.

    В графах 3 и 4 указывается, к какому участку относятся источники выделения ЗВ, характеристики которых приводятся в следующих графах таблицы. В графе 3 указывается номер участка в цехе. Требования к нумерации участков аналогичны требованиям к нумерации цехов.

    В графе 4 указывается краткое наименование участка согласно документам предприятия.

    Если в цеху (на производстве) нет структурных подразделений, аналогичных участкам, графы 3 и 4 не заполняются.

    В графе 5 указываются номера источников выделения (ИВ).

    Требования к нумерации ИВ аналогичны требованиям к нумерации цехов и участков: нумерация ИВ не должна изменяться. При появлении нового источника выделения ему присваивается номер, не использовавшийся ранее, а при ликвидации источника его номер в дальнейшем не используется,

    В графе 6 указывается наименование (или тип) установок, агрегатов и других объектов, являющихся источниками выделения (например, асфальтобитумная установка АБ-1, котлоагрегат ДКВР, неплотности запорно-регулирующей арматуры (ЗРА), токарный станок, двигатель автомобиля или дорожно-строительной машины (ДСМ)) или наименование технологического процесса (операции) (например, сварочные работы, зарядка аккумуляторов и т.д.).

    В графе 7 указывается номер режима (стадии) функционирования источника выделения, характеристики которого (мощность, используемое сырье, материалы и т.д.) даются в графе 18 или в виде отдельного пояснения к данной таблице.

    Выявление (фиксация) и наименование разных режимов работы ИВ (стадий технологического процесса) производится в соответствии с содержанием и характеристиками изменчивости технологического процесса (по согласованию с технологической службой предприятия) или по результатам изучения изменений условий работы ИВ.

    При первичной инвентаризации каждому режиму работы ИВ должен быть (по согласованию с технологом и руководством участка, цеха) присвоен номер (начиная с 1), в рамках данного ИВ.

    Номера режимов работы ИВ указываются друг под другом, начиная со строки, где в графе 5 приведен номер ИВ, к которому они относятся.

    При этом каждый новый номер режима ставится в строке, следующей за той, в которой в графах 11-16 закончилось описание предыдущего режима (т.е. ниже окончание перечня ЗВ, отходящих от ИВ при его режиме работы, описанном в предыдущих строках).

    В графах 8 и 9 дается время работы ИВ в сутки и за год на каждом режиме (стадии) функционирования источника выделения. При наличии нескольких источников выделения (графа 10), объединенных под одним номером (графа 5) в графах 8 и 9 указывают суммарное время работы всех источников.

    Примечание: В этом случае, время работы, указанное в графах 8 и 9 может быть соответственно больше 24 час. и 8760 час.

    В графе 10 указывается число источников выделения, объединенных под одним номером.

    ИВ можно объединять под одним номером лишь в случаях, когда:

    Они сопоставимы по качественным и количественным характеристикам выделений ЗВ;

    ЗВ от них отводится к одному и тому же ГОУ или источнику выброса в атмосферу.

    В графах 11 и 12 указываются код и наименование вредного вещества, отходящего от ИВ (в соответствии с п. 13 раздела 1 настоящего Пособия), в рассматриваемом режиме работы. Загрязняющие вещества упорядочиваются сверху вниз в соответствии со значениями их кодов.

    Количество ЗВ, отходящих от ИВ на каждом режиме в г/с и т/г, приводится в графах 13 и 14 и в графе 15 - суммарное количество отходящих ЗВ за год.

    В графе 16 дается номер пылегазоочистной установки (при наличии ее на данном ИВ). Каждой установке присваивается сквозной по предприятию номер (инвентаризационный), начиная с 1.

    В графу 17 заносится номер источника загрязнения атмосферы, в который поступают вредные вещества от источника выделения.

    В графе 18 указываются параметры, характеризующие тот или иной режим работы источника выделения.

    Таблица П.2.2. Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗЛ).

    В графах 1 и 2 указываются номер и наименование ИЗА. В графе 3 указывается тип ИЗА: организованный, неорганизованный; для организованных дается их наименование: труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и т.д.

    В графе 4 указывается число объединенных ИЗА под одним номером.

    Является ли ИЗА источником с организованным или неорганизованным выбросом ЗВ в атмосферный воздух;

    С помощью какого набора величин (координат, размеров и т.п.) целесообразно описывать положение области поступления ЗВ в атмосферу от ИЗА (ОП ИЗА) и особенности выброса газовоздушной смеси (ГВС) из ИЗА.

    Примечание: Под ОП ИЗА понимается поверхность, через которую ЗВ поступают от ИЗА в атмосферу

    В графе 5 приводится высота источника с точностью до одной десятой метра. В случаях, когда источники выброса расположены ниже 2 м над поверхностью земли, в графе 5 указывается высота - 2 м. В случаях, когда источники выделения расположены ниже уровня земной поверхности (в карьерах, угольных разрезах и т.д.), источник выброса стилизуется как площадной неорганизованный, с высотой, равной 2 м. Если источники выделения расположены ниже уровня земной поверхности, но данный объект (например, шахта) оборудован системой вентиляции с выбросом над земной поверхностью, то эти источники стилизуются как организованные с высотой, равной фактической высоте выброса (из трубы, вентшахты и т.п.).

    Значение диаметра точечного ИЗА с круглым устьем и длины и ширины ИЗА с прямоугольным устьем указывается с точностью до одной сотой метра в графах 6-8.

    При описании одиночных точечных ИЗА, графы 11-13 - не заполняются, для точечных ИЗА с круглым устьем не заполняется графы 7-8.

    Значения координат X1 и Y1, Х2 и Y2 в графах 9, 10, 11 и 12 указываются с точностью до метра. Для точечных источников - только X1 и Y1, для линейных источников - координаты концов источника, для площадных источников - координаты середин сторон прямоугольника, ограничивающего источник.

    В графе 13 указывается ширина площадного источника с точностью до метра.

    В том случае, когда поверхность площадного ИЗА не горизонтальна (например, оконные и дверные проемы и т.п.), в этой графе следует указывать длину горизонтальной стороны прямоугольника, ограничивающего ОП ИЗА.

    Для неорганизованных ИЗА графы 6-8, 15-17-не заполняются.

    В графе 14 указывается номер режима (стадии) выброса. Каждому режиму присваивается свой номер по аналогии с правилами для описания режимов (стадий) выделений. Описание режимов (стадий) выбросов в разрезе их номеров дается в графе «Примечание» или в отдельном описании к данной таблице.

    Значения параметров в графах 15, 16 указываются с точностью до 3-х значащих цифр. В графе 16 приводится объем сухой газовоздушной смеси, приведенный к фактическим условиям (т.е. к температуре, указанной в графе 17). Значения температуры (графа 17) заносится с точностью до ГС.

    В графу 20 заносятся значения концентраций вредного вещества при нормальных условиях (н.у.) из таблицы «Результаты инструментального определения характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (Приложение 4 «Отчета по инвентаризации»),

    В графу 21 заносятся значения максимально разового выброса (г/с).

    Значения в графах 15-17, 20 характеризуют значения этих величин за 20-ти минутный период.

    В графу 22 заносятся значения валовых выбросов (т/г) на каждом режиме (стадии) функционирования источника, а в графе 23 в строку, соответствующую первому режиму функционирования ИЗА заносится валовый выброс (т/г) по всем режимам функционирования данного источника.

    В графу «Примечание» заносятся дополнительные сведения об ИЗА, указанные выше, а также в ней приводится значение длительности выброса, ?, в том случае, когда?
    Для неорганизованных источников, выброс которых изменяется от скорости ветра в этой графе указываются градации скорости ветра (м/с, на уровне флюгера), соответствующие определенному режиму работы источника.

    Таблица П.2.3. Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ).

    Таблица П.2.3. составляется в разрезе цехов и участков (графы 1-3), порядок кодирования (нумерация) которых изложен выше. В графах 4 и 5 приводится инвентаризационный номер и наименование ГОУ. Наименование ГОУ должно соответствовать паспортному наименованию данного ГОУ.

    В графе 6 указывается номер ИЗА, в который поступают выбросы после очистки.

    В графах 7 и 8 указываются: проектная (максимальная) и фактическая (средняя эксплуатационная) степени очистки ГВС, в процентах.

    Проектная степень очистки берется из технического паспорта установки. Фактическая степень очистки определяется следующим соотношением: (1.18) где Свх и Свых - концентрации (г/м3) загрязняющих веществ соответственно до и после очистки по результатам замеров;

    Vвх и Vвых - расход газовоздушной смеси в единицу времени (м3/с) на входе и выходе установки соответственно.

    В графе 9 указывается код загрязняющего вещества, по которому происходит очистка.

    В графах 10 и 11 указываются коэффициенты обеспеченности газоочистки: нормативный и фактический, в процентах.

    Фактический коэффициент обеспеченности газоочисткой в процентах вычисляют по формуле: (1.19) где ТТ - время работы за год технологического оборудования, час.

    ТГ - время работы за год газоочистных установок (независимо от степени очистки), час.

    Таблица П.2.4. Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация (в целом по предприятию), т/год.

    Информация о суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации дается в таблице П.2.4. и предназначена для ведения формы Федерального государственного статистического наблюдения № 2-тп (воздух).

    В графах 1 и 2 указываются код и наименование загрязняющего вещества.

    В графе 3 указывается количество загрязняющих веществ (по отдельным веществам), отходящих от всех источников выделения, как собираемых в системы газоотводов (организованный выброс), независимо от того, направляются они или не направляются на газоочистные установки, так и непосредственно попадающих в атмосферу (неорганизованный выброс).

    В графе 4 указывается количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от всех организованных и неорганизованных источников, минуя очистные сооружения, а также тех неуловленных загрязняющих веществ, которые прошли через не предназначенные для их улавливания (обезвреживания) газоочистные и пылеулавливающие установки.

    В графе 5 приводится количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу через специально оборудованные устройства (дымовые трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари и др.), но не подвергающиеся при этом предварительной очистке, а также те неуловленные вещества, которые прошли через не предназначенные для их улавливания (обезвреживания) газоочистные и пылеулавливающие установки.

    В графу 6 включаются данные только по тем загрязняющим веществам (всего и по отдельным ингредиентам), которые поступают и подвергаются очистке в имеющихся на предприятии газоочистных и пылеулавливающих установках (независимо от фактической работы этих установок).

    В графе 7 указывается фактическое количество уловленных (обезвреженных) загрязняющих веществ, кроме веществ, улавливаемых для производства продукции.

    В графу 8 включается количество загрязняющих веществ, возвращенных в производство или использованных для получения товарного продукта или реализованных на сторону.

    В графе 9 указывают общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу, после очистки.

    В графе 10 указывается общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу (всего, твердых, газообразных, жидких, в том числе по отдельным ингредиентам) суммарно как после очистки, так и выброшенных без очистки.

    При отсутствии на предприятии очистных сооружений в графы 6-8 ставится прочерк.

    В строке «всего» рассчитывается сумма всех строк, указанных в графе 10.

    В строке «твердые» рассчитывается сумма всех строк, указанных в графе 10, по твердым загрязняющим веществам.

    В строке «газообразные и жидкие» записывается сумма всех строк, указанных в графе 10, по жидким и газообразным загрязняющим веществам.

    Приложение 3. Результаты определения выбросов расчетными методами.

    В данном Приложении приводятся расчеты выбросов в атмосферу от различных технологических установок и оборудования предприятия в разрезе источников, выполненные в соответствии с действующими документами. Раздел по расчету выбросов конкретного источника должен включать:

    Исходные данные;

    Описание основной процедуры расчета с соответствующими формулами;

    Результаты расчета.

    В случаях применения компьютерных программ для расчетов, эти программы в соответствии с установленным порядком должны быть согласованы с НИИ Атмосфера (см. п. 2.4. раздела 1.2).

    Приложение 4. Результаты инструментального определения характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

    В графе 1 указывается порядковый номер серии определений характеристик выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу.

    В графе 2 указывается дата проведения измерений.

    В графе 3 указываются наименование цеха, участка, наименование источника выделения ЗВ, режим работы источника выделения (разные условия работы источника выделения, разные выбросы ЗВ, разное используемое сырье и т.д.).

    В графе 4 указывается номер источника загрязнения атмосферы.

    В графе 5 указываются диаметр или размер сечения газохода в месте отбора проб и измерений аэродинамических параметров газовоздушной смеси и ниже - скорость газовоздушной смеси в газоходе.

    В графе 6 указываются фактический объемный расход газовоздушной смеси и ниже - объемный расход газовоздушной смеси, приведенный к нормальным условиям: 0°С, 101,3 кПа (760 мм рт. ст.) (при температуре выше 50°С целесообразно измерять содержание водяных паров в газовоздушной смеси).

    В графе 7 указываются температура газовоздушной смеси и ниже - давление, которое определяется по формуле: (1.20) где Ратм - атмосферное давление, кПа (мм рт. ст.),

    Pг - разрежение (избыточное давление) в газоходе, кПа (мм рт. ст.).

    В графе 8 указываются названия ЗВ в отобранных пробах.

    В графе 9 указывается номер методики выполнения измерений, по которой определялась массовая концентрация ЗВ, в соответствии с прилагаемым списком используемых МВИ с указанием диапазона измеряемых концентраций и названия организации разработчика.

    В графах 10, 11, 12, 13 указываются результаты определений массовых концентраций ЗВ. Минимальное число измерений равно 3.

    В графе 14 указывается среднее арифметическое значение результатов измерений.

    Если источник выделения работает в разных режимах (см. раздел 1.3 настоящего Пособия), необходимо провести измерения на каждом режиме. Для удобства и наглядности, результаты измерений можно сгруппировать друг под другом, независимо от даты проводимых измерений.

    В графе 15 указывается максимальная массовая концентрация, Сmax, которая соответствуют наибольшей концентрации из измеренных на всех режимах. Графа 15 заполняется только для источников, имеющих нестационарный режим работы. Сmax зависит от технологического процесса, нагрузки работы источника выделения и используемого сырья. Максимальную массовую концентрацию и мощность выброса ЗВ можно определить, учитывая все возможные режимы работы источника выделения.

    В графе 16 указывается средняя мощность выброса ЗВ.

    В графе 17 указывается максимальная мощность выброса ЗВ, выбираемая из значений выбросов на каждом из режимов.

    В дополнение к Таблице 4 во внутренних документах лаборатории рекомендуется хранить ниже приведенные сведения по отбору проб и количественному определению массовой концентрации загрязняющих веществ.

    1. № источника загрязнения атмосферы в соответствии с картой-схемой предприятия

    2. Наименование цеха, участка, наименование источника выделения загрязняющего вещества, режим работы источника выделения загрязняющих веществ и источника загрязнения атмосферы (разные условия работы источника выделения, разные выбросы ЗВ, разное используемое сырье и т.д.).

    3. № отобранной пробы.

    4. Время отбора пробы (начало - конец).

    5. Параметры газовоздушной смеси при отборе проб у аспиратора:

    Температура, °С;

    Разрежение, кПа (мм рт. ст.);

    Объем отобранной пробы, дм3;

    Объем отобранной пробы, дм3, приведенный к н. у. (0°С, 101,3 кПа (760 мм. рт. ст.)).

    6. Название вещества.

    7. № методики выполнения измерения в соответствии с прилагаемым списком используемых методик с указанием диапазона измеряемых концентраций и названием организации-разработчика.

    8. В зависимости от метода измерений промежуточные данные в соответствии с МВИ (например, количество определяемого вещества в пробе, мг).

    9. Разовые значения концентраций последовательно отобранных проб, мг/м3.

    10. Среднее арифметическое значение массовой концентрации определяемого вещества, мг/м3.

    Приложение 2

    К «Отчету по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия»

    Характеристики источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ, показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, суммарные выбросы по предприятию

    Таблица П.2.1.

    Таблица П.2.2.

    Таблица П.2.3.

    Таблица П.2.4.

    Примечание: Значения разовых и валовых выделений (выбросов) оксидов азота в атмосферу, указанные в графах 13-15 таблицы П.2.1., графах 20-23 таблицы П.2.2. и строках, соответствующих «диоксиду азота» и «оксиду азота» таблицы П.2,4. должны учитывать трансформацию оксидов азота в атмосфере (см. п.2.2.5. настоящего Пособия).

    Приложение 4

    Таблица П.4.1.

    Примечание: Количество и нумерация граф после графы «9» даны условно и зависят от количества выполненных измерений

    Приложение 5

    Для источников загрязнения атмосферы, режим работы которых характеризуется нестационарностью выбросов во времени, заполняется таблица П.5.1. Приложения 5.

    В табличную форму Приложения 5 заносят данные в разрезе цеха (участка) по каждому из рассматриваемых источников и раздельно описываются режимы ИЗА и его временные характеристики.

    Режим работы ИЗА характеризуется режимами работы источников выделения (ИВ), относящихся к нему.

    В графе 2 в разрезе источника (участка) дается описание режимов работы ИВ, после номера ИВ в скобках дается номер режима ИВ в соответствии с графой 7 табл.П.2.1 Приложения 2.

    В графе 3 приводятся временные характеристики работы ИЗА на конкретном режиме.

    В графе 4 каждому режиму ИЗА присваивается номер (код) в зависимости от времени работы. Причем, если время работы разных источников совпадает, то эти источники имеют одинаковые номера (коды) режимов ИЗА. Номер режимов ИЗА соответствует номеру, указанному в графе 14 таблицы П.2.2 Приложения 2.

    Для более детального учета нестационарности выбросов во времени для предприятий с существенными изменениями работы ИВ и ИЗА могут заполняться вспомогательные таблицы П.6.1.-П.6.3., приведенные в Приложении 6.

    Таблица П.5.1.

    Примечание:

    1. В данной таблице дан пример.

    Приложение 6

    Таблицы учета нестационарности выбросов

    Таблица П.6.1.

    Примечание: К0 - коэффициент одновременности загрузки оборудования, величина которого определяется как отношение значений в графе 5 к графе 4 (графа 5/графа 4).

    Таблица П.6.2.

    По крупным однотипным технологическим процессам, установкам, имеющим ряд технологических стадий (например, выплавка стали) или предприятию в целом составляется таблица П.6.3.

    Таблица П.6.3.

    Примечание:

    1. Данные о «Времени начала стадий» и «Продолжительности стадий» - определяются по технологическим регламентам и графику работы данного производства.

    2. Данные о концентрации вредного вещества (мг/м3) и максимальном выбросе (г/с) на каждой стадии выбираются по результатам инвентаризации.

    в атмосферный воздух и их источников

    1.1. Общие положения

    1. В Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" впервые (в сравнении с ранее действовавшим Законом "Об охране атмосферного воздуха") введена статья, касающаяся инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    КонсультантПлюс: примечание.

    В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ имеет название "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

    В соответствии со статьей 22 "Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников" этого ФЗ и ст. 121 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.04 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

    "Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды" (в настоящее время - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее - Ростехнадзор).

    Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

    Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов .

    Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для:

    Подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;

    Подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);

    Контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;

    Ведения статистической отчетности о выбросах;

    Контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;

    Разработки и установления технических нормативов выбросов (ТНВ) вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;

    Оценки экологичности используемых технологий;

    Формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли, города и региона.

    2. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

    Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    В соответствии с стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

    Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:

    Источники с организованным выбросом;

    Источники с неорганизованным выбросом.

    Наиболее часто употребляется краткая форма данных терминов: "организованный источник" и "неорганизованный источник".

    Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.

    3. Работы по инвентаризации можно подразделить на следующие основные этапы:

    Изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

    Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

    Кодификация и определение координат ИЗА.

    Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия (см. п. 13 раздела 1 настоящего Пособия).

    Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 - цех N 1, источник N 1);

    Анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

    Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.

    Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу;

    Определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);

    Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.

    4. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя) .

    Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет .

    5. Нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов предприятия (объекта) и данными последней по времени инвентаризации (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов). К таким случаям, в частности, относятся нижеследующие ситуации.

    Контролирующие органы или природопользователи установили наличие:

    Неучтенных при инвентаризации источников выброса ЗВ в атмосферу;

    Неучтенных при инвентаризации ЗВ в выбросах источников;

    Неучтенных при инвентаризации режимов работы источников, выброс при которых приводит к нарушению установленных нормативов ПДВ (ВСВ);

    Кроме того, на предприятии в процессе эксплуатации произошли изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., повлекшие за собой значимые изменения качественных и количественных характеристик выбросов и их источников.

    Корректировка инвентаризации может быть проведена или по решению руководителя предприятия, или по предписанию территориального органа Ростехнадзора с указанием факторов, обусловливающих необходимость корректировки инвентаризации.

    5.1. Если в течение 5-летнего срока действия инвентаризации на предприятии (или в отдельных его цехах) не произошло никаких изменений в технологии и объемах производства, составе и видах используемого сырья и топлива, то срок действия имеющейся инвентаризации может продляться на 3 - 5 лет (при соответствующем обосновании) по усмотрению территориального органа Ростехнадзора.

    Если на предприятии имеются производства, для которых разработаны и утверждены в установленном порядке технические нормативы выбросов (ТНВ), то для таких производств последующая инвентаризация выполняется на основе этих ТНВ.

    Примечание: Если в период действия инвентаризации введены в действие новые методики определения выделений (выбросов), то, как правило, учет возможных изменений количественных и качественных характеристик ИЗА выполняется после окончания действия существующей инвентаризации. В отдельных случаях территориальные органы Ростехнадзора, исходя из экологической обстановки в городе (регионе), вправе рекомендовать провести корректировку действующей инвентаризации.

    6. При строительстве новых и реконструкции (расширении) существующих объектов и при введении в действие таких объектов возможны отклонения (разрешенные и согласованные) от проектной технической документации, изменения условий эксплуатации оборудования, сырья, материалов в отличие от объектов-аналогов. Для выявления таких различий в количественных и качественных характеристиках источников загрязнения атмосферы необходимо проведение инвентаризации выбросов нового объекта. Как правило, в этих случаях инвентаризация проводится не позднее чем через год после введения в действие основных производственных мощностей данного объекта.

    7. В практике воздухоохранной деятельности нередки случаи, когда для предприятия инвентаризацию выполняет одна организация, а проект нормативов ПДВ разрабатывает другая организация. При рассмотрении проекта нормативов ПДВ в контролирующих органах нередко выявляются недостатки, связанные с неполнотой учета источников и вредных веществ, недостаточной обоснованностью данных инвентаризации. В результате предприятие вынуждено нести дополнительные расходы по уточнению инвентаризации. Поэтому целесообразно, чтобы предприятие при заключении договора на проведение инвентаризации с подрядной организацией предусматривало гарантийные обязательства со стороны этой организации по корректировке инвентаризации и компенсации затрат предприятия, понесенных им вследствие неправильной инвентаризации, в случаях, когда необходимость таких действий возникла по вине подрядчика.

    Со своей стороны предприятие должно нести ответственность за предоставление исполнителю полных и достоверных данных о технологии производства, материальных балансах, составе сырья и топлива, наличии паспортов вентустановок и газоочистного оборудования (ГОУ), а также обеспечить работу оборудования на режимах, необходимых для проведения инвентаризации.

    8. Выборочную проверку достоверности и полноты инвентаризации территориальные органы Ростехнадзора, как правило, осуществляют при государственном контроле за охраной атмосферного воздуха предприятия.

    9. Следует обратить внимание на завершающую стадию работ по инвентаризации выбросов на предприятии, связанную с оформлением соответствующей документации, а именно "Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия".

    Нередки случаи, когда инвентаризация выбросов ограничивается источниками с организованными выбросами, определение параметров которых выполнялось инструментальными методами. При этом результаты расчетного определения выбросов от ряда источников с организованным выбросом, в основном не оснащенных ГОУ, и всей совокупности источников с неорганизованным выбросом не включаются в отчет по инвентаризации. В этих случаях результаты расчетного определения выбросов, как правило, включаются в проект нормативов ПДВ (ВСВ) предприятия. Это приводит к тому, что на предприятии отсутствует единый отчет по инвентаризации выбросов, требуется дополнительная работа по составлению разделов III и IV отчета по инвентаризации , и, кроме того, неоправданно увеличивается объем работы по рассмотрению проектов нормативов ПДВ (ВСВ) в контролирующих органах.

    В случаях, когда по рекомендации территориальных органов Ростехнадзора инвентаризация проводится в едином комплексе с разработкой нормативов ПДВ, отдельный отчет по инвентаризации для предприятий может не составляться. При этом вся информация, которая должна содержаться в этом отчете, представляется в проекте нормативов ПДВ в виде соответствующих приложений.

    Примечание: В основном это относится к предприятиям, выбросы которых определяются расчетными методами.

    10. При выборе сроков проведения инвентаризации следует учитывать возможную годовую изменчивость выбросов в атмосферу и выбирать время года, когда выбросы в атмосферу будут наибольшие. Так, например, для объектов теплоэнергетики, работающих по отопительному графику, таким периодом является холодный период, для открытых поверхностей испарения - летний период и т.д.

    11. В соответствии с положением ст. 22 на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны устанавливаться источники выбросов и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.

    До введения в действие нормированию подлежали выбросы любых вредных веществ вне зависимости от их массы и степени воздействия на атмосферный воздух. В результате на многих предприятиях (в т.ч. использующих сырье и топливо с широким спектром микропримесей, содержащихся в них) предлагалось нормировать большое количество вредных веществ, выбросы которых не оказывают сколько-нибудь ощутимого (значимого) воздействия на атмосферный воздух. Все это неоправданно увеличивает объем работ по нормированию, а затем и по контролю выбросов.

    Для того, чтобы определить источники и перечень вредных веществ, подлежащих нормированию, в НИИ Атмосфера разработаны критерии, позволяющие на первом этапе этой работы без проведения расчетов загрязнения атмосферы по унифицированным программам расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) определить перечень нормируемых вредных веществ, а затем (при необходимости) уточнить этот перечень с помощью расчетов загрязнения атмосферы по УПРЗА.

    12. Основные требования к проведению инвентаризации выбросов:

    1. Определение параметров ИЗА должно осуществляться при регламентной загрузке технологического оборудования и нормальных условиях эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ).

    2. Наряду с этим параметры ИЗА следует фиксировать и на основных режимах работы технологического оборудования (установки) и стадиях технологических процессов.

    3. Результат определения разового значения каждого параметра ГВС и других параметров, характеризующих режим выброса ЗВ из ИЗА, должен характеризовать среднее за 20-минутный интервал времени значение этого параметра.

    13. При проведении инвентаризации рекомендуется применять единую сквозную нумерацию промплощадок в рамках предприятия, цехов - в рамках промплощадки, участков - в рамках цехов, источников выделения ИВ - в разрезе каждого источника загрязнения атмосферы (ИЗА), режима (стадии) ИВ - в разрезе каждого ИВ, режима (стадии) выброса - в разрезе каждого ИЗА, ИЗА - в разрезе промплощадки (при наличии только одной промплощадки - в разрезе предприятия), начиная с N 1 в возрастающей последовательности. Принятая нумерация от года к году не должна изменяться.

    При появлении нового источника (ИВ, ИЗА) ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации (консервации) источника его номер в дальнейшем не используют. Всем организованным источникам загрязнения атмосферы присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001.

    Примечание: Для крупных производственных объектов с большим числом источников допускается рассматривать каждое из структурных подразделений данного объекта как промплощадку.

    13.1. При проведении инвентаризации выбор наименований вредных веществ и их кодов выполняется согласно и дополнительным рекомендациям, приведенным в Приложении 1 настоящего Пособия и в разделе 2.

    Примечание: В случае отсутствия выбрасываемого вещества в перечне ему присваивается четырехзначный код в диапазоне 9001 - 9999, о чем делается соответствующее примечание в тексте инвентаризации.

    Начнем с того, что определим понятие данного термина. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (в статье мы будем писать сокращенно ИВЗВ) - это комплекс мероприятий, которые осуществляются с целью подсчета количества и качества выбросов в атмосферу загрязняющих ее газов.

    Кто должен проводить и в какие сроки

    Инвентаризация выбросов должна проводится всеми хозяйствующими субъектами, в числе которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые имеют стационарные источники, загрязняющие атмосферу, то есть производящие выброс вредных веществ в воздух, которым мы дышим.

    Решение о проведении ИВЗВ должен принять руководитель организации, он издает соответствующий приказ, в котором указывает на сроки проведения и на состав комиссии по проведению.

    Важно! Инвентаризация выбросов должна проходить не реже чем один раз в пять лет.

    Источники загрязняющих воздух веществ

    При проведении инвентаризации выбросов на предприятии должны быть подвергнуты пересчету все источники. Рассмотрим их в таблице.

    Источники Описание
    Линейные Когда выбросы поступают по установленной линии, которая имеет большую протяженность.
    Точечные Когда выбросы поступают в воздух из одной точки - отверстия.
    Площадные Когда загрязняющие вещества поступают в атмосферу с какой то определенной площадки.
    Организованные Когда вещества выбрасываются в атмосферу через специальные устройства.
    Неорганизованные Когда выбросы не имеют направленных потоков.
    Перемещаемые Когда вещества выбрасываются передвижными объектами.

    Законодательство по этому вопросу

    Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух регламентируется сразу несколькими законодательными актами, среди которых Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” , Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды ». Министерство природы Российской Федерации некоторое время назад подготовило проект приказа, в котором утверждены правила проведения инвентаризации, порядок корректировки и многое другое, что касается данного вопроса. Проект данного приказа можно посмотреть по ссылке – ».
    В данном проекте перечислены такие важные аспекты, как:

    • на ком лежит ответственность за проведение ИВЗВ;
    • кто входит в состав лиц, проводящих ИВЗВ;
    • как будет происходить исправление данных, полученных в ходе ИВЗВ;
    • как оформить решение о необходимости проведения ИВЗВ;
    • как правильно оформить и хранить результаты ИВЗВ;
    • в отношении каких выбросов должна проводиться ИВЗВ;
    • каким образом будет происходить выявление показателей для ИВЗВ и другие аспекты.

    Также в Приложении к Проекту есть варианты оформления Таблиц, в которые вносятся результаты проведения инвентаризации.

    Этапы проведения

    Всю систему инвентаризации можно разделить на соответствующие этапы, которые должны соблюдаться в хронологическом порядке. После того как руководитель подписал приказ о проведении инвентаризации, были выбраны члены комиссии по инвентаризации и указаны сроки, начинается непосредственно сама инвентаризация. Этапы:

    1. Происходит обследование и изучение территории источника выбросов, виды производства, в результате которого происходит выброс, данные инвентаризации с прошлого раза;
    2. Определяются все источники выделения выбросов и все объекты, которые осуществляют это выделение;
    3. Записываются все данные о перемещении выбросов в пространстве;
    4. Проверяется состояние очистительных сооружений, позволяющих минимизировать выбросы;
    5. Всем выбросам устанавливают тип, характеристику, вид, объем;
    6. Определяется состав газов, поступающих в атмосферу, в качественном и количественном выражении. Записываются все показатели газов;
    7. Все полученные результаты должны быть оформлены документально.

    Правила проведения

    Проведение инвентаризации выбросов - очень трудоемкое занятие, этапы которого мы рассмотрели выше. Теперь давайте рассмотрим некоторые правила проведения, к числу которых можно отнести:

    • Для подсчета показателей по загрязнению окружающей среди должны быть использованы методы, установленные законодательством. Если же таких методов для каких показателей нет, то нужно применять расчеты, установленные самой организацией.
    • Показатели по каждому отдельно взятому источнику должны подсчитываться в индивидуальном порядке, то есть нельзя объеденить несколько источников и выдать усредненные значения в целях инвентаризации.
    • Определение объемов загрязнения должно проводится с применением соответствующих инструментов.

    Документирование результатов

    После осуществления всех замеров требуется грамотно оформить результаты инвентаризации. Для этого нужно составить отчет об инвентаризации. Структуру отчета, какие обязательные данные должны быть в отчете можно посмотреть в документе:

    Структура отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных.doc

    К данному отчету прилагается карта-схема. В отчете должны быть указаны все данные по инвентаризации, включая расчетные и аналитические. Данные по ИВЗВ должны быть сохранены как в электронном варианте, так и на бумаге.

    Ответственные лица и привлекаемые организации

    ИВЗВ может проводится либо самим хозяйствующим субъектом, либо специальной организацией, имеющей аккредитацию для данных действий. Вся полнота ответственности за правильностью проведения и оформления инвентаризации лежит на хозяйствующем субъекте.

    Выводы

    Инвентаризация выбросов, осуществляемых стационарными объектами, в атмосферу должна проводится в соответствии с государственными регламентами. Ее проводят не реже одного раза в пять лет. Все данные по результатам ее проведения должны быть документально оформлены. Ответственность за проведение инвентаризации лежит на организации, использующей соответствующие объекты.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ