Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Название указанного права уже во многом отражает его основную суть. Постоянное бессрочное пользование участком дает право использовать выделенный надел в течение неопределенного временного отрезка.

При этом официально он будет находиться во владении государственного или муниципального органа. Из-за этого привилегии распоряжаться вверенными квадратами земли лишены граждане и юридические лица .

Упомянутые ограничения действуют с даты внедрения обновленного Земельного Кодекса РФ. У лиц, обладающих возможностью использовать землю бесплатно без временных ограничений, раньше было право отдавать агровладения в свободное или .

На данный момент доступно только владение и эксплуатация в своих целях, но никак не продажа.

Справка! Как уже упоминалось, некоторые граждане получили предоставление права на постоянное бессрочное пользование наделами до начала работы обновленной версии ЗК РФ. Технически обозначенная привилегия за ними остается, но предпочтительнее для них будет оформить указанную территорию в Росреестре на себя.

Объекты и субъекты пожизненной эксплуатации земли

Объектом права, связанного с вверенной бесплатно и на долгий срок территорией, числится земельный фонд. И уже для него определяются взаимоотношения земельного характера. Конкретным объектом будет являться оговоренный надел , лежащий в зафиксированных границах.

Субъектами права являются муниципальные образования и юрлица , обозначенные в статье 5 ЗК РФ .

Отличие от аренды

Указанное право нельзя называть по нескольким причинам :

  • в сравнении арендой, эксплуатация земли на протяжении неограниченного периода осуществляется абсолютно бесплатно;
  • лицу, обладающему привилегией на постоянное бессрочное пользование наделом, не требуется оформлять письменный е.

Законодательные акты

Регламентирование процесса передачи указанного права проводится с помощью двух нормативных актов - ЗК РФ и ГК РФ. В статье 39.9 ЗК РФ отражен полный список тех, кому земля может быть отдана в бессрочную эксплуатацию.

Когда участок отсутствует в базах или для него даже не , желающему получить на землю право бессрочной эксплуатации придется подготовить и с администрацией.

Сотрудники последней могут предложить иной вариант, при котором юр. лицо самостоятельно занимается постановкой надела на учет в ГКН. Поэтому предварительное согласование с сотрудниками комитета позволяет предотвратить нежелательные траты в случае отказа.

Если же с учетом участка в ГКН проблем нет, в администрацию требуется предоставить следующий пакет документов :

  1. Заявление, составленное по строго установленному образцу и написанное от юр. лица.
  2. Основания, доказывающие компетенцию подателя заявления.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ.

Рассмотрение вопроса длится 14 дней, после чего выносится резолюция. При положительно решении выносится постановление с требующимися фактами.

Переоформление надела

По закону No137-ФЗ был определен упрощенный способ переоформления права на постоянное бессрочное пользование наделом. Туда включены 3 основных этапа:


Помимо заявления потребуется предоставить определенный пакет бумаг , куда входят:

  • копия удостоверения личности лица, обладающего ППБП на ЗУ;
  • доверенность, если решением вопроса занимается третье лицо;
  • копия свидетельства о госрегистрации юр. лица;
  • выписка из ЕГРП или копии правоустанавливающих бумаг на единицы недвижимости, находящиеся на ЗУ;
  • кадастровый паспорт надела;
  • копия бумаги, доказывающей наличие ППБП.

Решение исполнительного органа должно быть принято не позднее, чем в месячный срок. При положительном результате составляется договор купли-продажи . Далее остается лишь зарегистрировать обновленное право на надел в Росреестре. При отказе или уклонении со стороны госоргана лицо, пользующееся наделом, обращается в суд.

Эксплуатация земли юридическим лицом

Как диктуется регламентом, организациям и компаниям требовалось провести переоформление надела во владения компании до 2014 года . Для этого необходимо было подать или в земельные отделы исполкомов.

Иначе организации получают штрафы, а также уведомления, что вверенная им ранее земля изымается и для них могут быть на применение земельных участков.

Важно! Перечисленные выше штрафные санкции проводятся согласно статье 7.24 КоАП РФ в административном порядке. Этот документ регламентирует ответственность за невыполнение предписаний и сроков оформления наделов, которыми юр. лица пользуются на правах постоянного использования.

Величина штрафа составляет 20-100 тысяч рублей. Ответственность, отраженная в КоАП, распространяется не только на юр. лиц, но и на индивидуальных предпринимателей.

Статья 7.24 КоАП РФ. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта

  1. Распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

  2. Использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Передача территорий по наследству

Наделенные возможностью пользоваться территорией на пожизненной безвозмездной основе физические лица могут производить на них действия разного рода, а затем передавать по наследству .


В наследственную массу входят земельная площадь, на которую распространялось указанное право наследодателя, плюс объекты недвижимости, построенные на наследуемом куске земли. После смерти наследодателя родственники получают права на все постройки, находящиеся на территории надела .

Стоит сразу упомянуть про исключения, связанные с наследованием:

  1. Наследники могут претендовать лишь на имущество, находящееся ранее в собственности умершего. Землю рекомендуется приватизировать или сделать собственностью иным образом, чтобы пользоваться ею в дальнейшем на законных основаниях и распоряжаться.
  2. Если наследодатель до смерти начал процесс оформления надела в собственность, но не хватило времени завершить его, наследники могут сами закончить процедуру.

Лицам, получившим привилегию на использование надела на бесплатной постоянной основе ранее 2001 года не стоит волноваться, что эту привилегию отберут. Исключительные случаи – когда нарушается регламент применения.

И поскольку больше право пожизненного пользования участком не отводится физическим лицам, последним необходимо воспользоваться правом единовременной приватизации и оформить надел на себя . Это даст владельцу ряд преимуществ, недоступных при бесплатном бессрочном пользовании. Например, право распоряжаться землей.

ПРАВО ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ

Такая форма использования земельных участков, как право постоянного (бессрочного) пользования, была исключена из норм Земельного кодекса РСФСР 1991 г. (наряду с правом пожизненного наследуемого владения) Указом Президента от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», которым, в частности, была отменена ст. 12 Земельного кодекса РСФСР, предусматривающая право юридических лиц получать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования. Это привело к тому, что на практике органы местного самоуправления вынуждали юридических лиц заключать договоры аренды на земельные участки, которые уже были предоставлены до принятия Указа Президента от 24 декабря 1993 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования (арендные отношения не обладают такой степенью стабильности, как отношения по использованию земли на праве постоянного (бессрочного) пользования, да и размер арендной платы выше, чем размер платежей за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).

Право постоянного (бессрочного) пользования может возникнуть только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Основной категорией лиц, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются юридические лица. В ряде специальных нормативных актов было прямо предусмотрено, что земельные участки за отдельными видами юридических лиц должны закрепляться на праве постоянного (бессрочного) пользования (в частности, на указанной форме используются соответствующие участки органами пограничной службы, пограничными войсками Федеральной пограничной службы РФ, организациями федерального железнодорожного транспорта, государственными и муниципальными образовательными учреждениями, государственными научными учреждениями и др.).

Земельный кодекс РФ вернулся к существовавшему в Земельном кодексе РСФСР положению о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования исключительно юридическим лицам, правда, значительно ограничив их круг государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, центрами исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование вообще не предоставляются. При этом право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Основаниями приобретения права постоянного (бессрочного) пользования являются:

  • 1. Административный правовой акт - решение уполномоченного государственного или муниципального органа о предоставлении земельного участка указанным в законе лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
  • 2. Правопреемство права постоянного (бессрочного) пользования законом при реорганизации юридического лица.
  • 3. Возможно приобретение права постоянного (бессрочного) пользования субъектом при переходе к нему права собственности на здания, сооружения, если прежний собственник указанных объектов недвижимости использовал передаваемый участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Законодатель установил, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующего земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Таким образом, у приобретателя недвижимости автоматически возникает право пользования земельным участком независимо от надлежащего оформления этого права пользователем.

В целом же можно отметить тенденцию современного земельного законодательства к сокращению оснований предоставления земель на иных, кроме права собственности, вещных правах. По сути, законодатель стремится к установлению в отношении прав на земельные участки положения, существующего во многих зарубежных странах, законодательство которых определяет два основных вида прав на землю: право собственности и аренду. Указанная тенденция проявляется и в том, что граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, так же как и землевладельцы, наделены правом оформления их в собственность.

Таким правом обладают граждане, которым земельные участки были предоставлены для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования. Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования принятие решения о предоставлении такого земельного участка в собственность не требуется. Государственная регистрация права собственности на указанные земельные участки производится на основании ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В регистрации права собственности должно быть отказано, если в соответствии с федеральным законом такой участок не может предоставляться в частную собственность. Оформление в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков сроком не ограничивается.

С точки зрения возможности обладания земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования все юридические лица могут быть разделены на три категории:

  • юридические лица, которым и после введения в действие земельного кодекса могут быть предоставлены земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование и которые продолжают использовать ранее предоставленные на этом праве земельные участки;
  • юридические лица, которые могут продолжать использовать предоставленные им до введения в действие земельного кодекса земельные участки и вправе переоформить принадлежащее им право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • юридические лица, которые обязаны переоформить принадлежащее им право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса.

К первой категории юридических лиц относятся государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они не могут быть собственниками земельных участков, и право постоянного (бессрочного) пользования является единственным вещным правом, которое позволяет им на постоянной основе использовать земельные участки (см. п. 1 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

С 16 мая 2008 г. перечень лиц, которые могут использовать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, был расширен за счет включения в него центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий. Такие центры являются юридическими лицами, созданными в организационно-правовой форме фонда, и целями их деятельности являются изучение и публичное представление исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий .

С 25 июля 2008 г. законодатель особо выделил государственные или муниципальные учреждения, учреждения, созданные государственными академиями наук и (или) подведомственные им, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Особые правила предусмотрены для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан или организациям, при которых до 23 апреля 1998 г. были созданы (организованы) садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками. Эти организации вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности в порядке, установленном ст. 28 ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Законодательно срок реализации права переоформления не установлен. Решение о переоформлении принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого участка.

Также переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается. Такое переоформление производится в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ.

ФЗ от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» перечень юридических лиц, которые могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность был расширен. Такое право приобрели юридические лица, имеющие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). До 1 января 2015 г. указанные лица могут переоформить принадлежащее им право в соответствии с правилами, установленными ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» все остальные юридические лица (за исключением перечисленных выше) были обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на ранее предоставленные земельные участки на право аренды или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 г. Религиозные организации, кроме того, могут переоформить на право безвозмездного срочного пользования. В данном случае для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на ранее предоставленный земельный участок заинтересованное юридическое лицо подает заявление о предоставлении ему земельного участка на выбранном им праве. Порядок рассмотрения такого заявления и принятия решения установлен в ст. 36 ЗК РФ.

По общему правилу приобретение юридическими лицами земельных участков в собственность в результате переоформления ранее предоставленного права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется за плату. Согласно п. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъекты РФ вправе установить случаи бесплатного предоставления религиозным организациям в собственность земельных участков, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование. Во всяком случае религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно. Кроме того, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, бесплатно предоставляются в собственность указанных организаций. Также земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

Действующее в настоящее время законодательство позволяет сделать вывод, что с истечением срока переоформления прав (1 июля 2012 г.) право постоянного (бессрочного) пользования не прекращается и нет оснований для заявления требований о принудительном прекращении этого права (право постоянного (бессрочного) пользования является вещным правом, и основания для его принудительного прекращения могут быть установлены исключительно федеральными законами ). Поскольку землепользователю предоставлена возможность определиться с правовым титулом, приобретаемым в результате переоформления постоянного (бессрочного) пользования, то до выбора землепользователем права, на котором он желает использовать принадлежащий ему земельный участок, нельзя его принудить к переоформлению принадлежащего ему постоянного (бессрочного) пользования. Для стимулирования деятельности юридических лиц, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, по переоформлению принадлежащих им прав КоАП РФ дополнен статьей, предусматривающей ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (ст. 7.34). Также необходимо расширить перечень оснований для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования (см. п. 2 ст. 45 ЗК РФ).

Владение и пользование земельным участком землепользователем осуществляется в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актами о предоставлении участка в пользование.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке здания, сооружения и другого недвижимого имущества. Здание, сооружение, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Если нормы ГК РФ закрепляли право лица, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, ограниченно распоряжаться участком (передавать его с согласия собственника участка в аренду или безвозмездное срочное пользование), то ЗК РФ определил, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (ч. 4 ст. 20). Более того, в ч. 6 ст. 3 Закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» подчеркивается, что не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке.

Основаниями возникновения земельных прав и обязанностей п. 1 ст. 8 ГК РФ признает юридически значимые факты, в качестве которых могут выступать либо события или волевые действия, непосредственно не направленные на юридические цели, но с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий, либо непосредственно направленные на возникновение или прекращение правовых отношений юридически значимые действия граждан юридических лиц.

Последние, в свою очередь, подразделяются на односторонние и двусторонние сделки (договоры), административные акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения. Для земельного права, в отличие от гражданского, не имеют значения в качестве правоустанавливающего юридического факта правонарушения, связанные с причинением вреда другому лицу и неосновательным обогащением25.

Согласно ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) право постоянного бессрочного пользования может быть предоставлено только органам государственной власти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям.26

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком нисколько бы не пострадало и не изменилось бы в своем содержании, если бы было названо как право постоянного (бессрочного) использования. С учетом своих особенностей и тенденции к уменьшению списка титульных прав на землю право постоянного (бессрочного) пользования в действительности представляет собой именно право использования, т.е. право, лишенное своего имущественного оборотного содержания. Применительно к объектам недвижимости, расположенным на земельном участке, этим названием - «постоянное (бессрочное) пользование» - фактически завуалирован режим земельного участка как придатка главной вещи - здания, строения, сооружения. Даже при аренде здания земельный участок с таким правом, как постоянное (бессрочное) пользование, -принадлежность главной вещи и следует ее судьбе.27

С введением в действие ЗК РФ возникает много вопросов об объеме полномочий государственных и муниципальных унитарных предприятий по распоряжению предоставленными им в постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, со дня введения в действие ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п.1 ст.20 этого Кодекса. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут быть предоставлены лишь государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Унитарные предприятия, которым земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу нового ЗК РФ, сохраняют за собой такое право в соответствии с п. 3 ст.20 ЗК РФ. Нормы данной статьи исходят из признания ранее возникших прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в отношении тех лиц, которым в настоящее время предоставление указанных прав не предусматривается. Пункт 4 ст.20 ЗК РФ устанавливает запрет лицам, имеющим земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании, осуществлять распоряжение такими земельными участками. Согласно ст.270 ГК РФ к распоряжению земельным участком прямо отнесены передача земельного участка в аренду и безвозмездное срочное пользование. Кроме того, в силу п.2 ст.209 ГК РФ к распоряжению отнесены продажа и залог вещи.

Статья 3 Федерального закона от 25.10.01 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»28 содержит положение о недопущении внесения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Из изложенного можно сделать вывод, что п.4 ст.20 ЗК РФ запрещает совершение всех указанных юридических действий в отношении , принадлежащих унитарному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п.2 ст.3 Закона №137-Ф3 юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ, обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. В отношении унитарных предприятий речь идет о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды. Приведенная норма Закона № 137-ФЗ не предусматривала судебного порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и не содержала иных санкций для предприятий, которые данную норму не исполнят в установленный законодательством срок. Более того, нигде не говорится о прекращении этого права, за исключением добровольного отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в порядке, предусмотренном ст.53 ЗК РФ. Так как в силу п.3 ст.20 ЗК РФ приобретенные права сохраняются, очевидно, что неисполнение указанной обязанности никак на правовом положении субъектов прав не отразится.

Поэтому переоформление права постоянного (бессрочного) пользования целесообразно осуществлять в отношении тех , которыми в будущем необходимо тем или иным образом распорядиться (например, передать в аренду, залог, в уставный капитал хозяйственного общества и т.д.). Статьей 3 Закона № 137-ФЗ установлено, что переоформление права на земельный участок включает: подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права согласно данной статье или подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном ст. 15 или 22 ЗК РФ, при переоформлении этого права в соответствии с пп.2 и 5 ст.22; принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; государственную регистрацию права в соответствии с Законом № 129ФЗ. На уровне Правительства РФ, а также правительств соответствующих субъектов РФ документ, специально регламентирующий порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные права в соответствии со ст. 3 Закона № 137-ФЗ, еще не разработан. Возникает проблема, которая рассматривалась заседания гражданскоправовой секции научно-консультативного совета при ВАС РФ - переходит ли в случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со ст. 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве? С.В. Сарбаш предложил весьма новаторский подход к толкованию ЗК РФ. В частности, было предложено при анализе положений ст. 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ использовать аналогию субъектов права постоянного (бессрочного) пользования с субъектами права хозяйственного ведения. Возможность такой аналогии обоснованы следующими аргументами: 1) обе группы субъектов (и субъекты права постоянного (бессрочного) пользования и субъекты права хозяйственного ведения) - это субъекты ограниченного вещного права. Более того, субъекты права постоянного (бессрочного) пользования, названные в ст. 20 ЗК РФ, так же как субъекты права хозяйственного ведения - это субъекты с «усеченной» гражданской правоспособностью; 2) закон не устанавливает запрета на совершение сделок такими субъектами с иными участниками гражданского оборота, в том числе с теми, которые имеют или могут иметь право собственности на те или иные вещи. Более того, реализация субъектом права хозяйственного ведения своей продукции иному лицу влечет возникновение у приобретателя именно права собственности, а не иного ограниченного вещного права. Следовательно, указанные лица в силу своего статуса и юридического режима распоряжаются чужой собственностью. Таким образом, используя приведенную аналогию, Сарбаш С.В. делает вывод о том, что в случае отчуждения здания, находящегося на земельном участке, принадлежащем отчуждателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, к приобретателю переходит и право собственности на здание, и право собственности на земельный участок. Такой подход позволил бы полностью снять проблемы, связанные не только с государственной регистрацией перехода вещного права на земельный участок, но и проблемы, связанные с налогообложением29.

Однако, по признанию самого Сарбаша С.В., данный подход является весьма радикальным и не свободен от некоторых недостатков. Таким образом, следует признать, что сегодня право постоянного бессрочного пользования переходит к приобретателю объекта недвижимости и считается перешедшим в силу Закона с момента государственной регистрации покупателем права собственности на недвижимость. По результатам проведенного заседания гражданско-правовой секцией Научно-консультативного совета при ВАС РФ от 8 февраля 2010 года № 9 выработаны следующие рекомендации: 1. В случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него переходит принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, даже в том случае, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со статьей 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве. 2.Следует признать, что исключительно в целях налогообложения, лицо должно признаваться плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации вещного права на земельный участок. При этом с позиций гражданскоправовых отношений, переход права постоянного (бессрочного) пользования считается состоявшимся с момента государственной регистрации перехода права собственности на отчужденный объект недвижимого имущества. Таким образом, ЗК РФ резко сократил правовое регулирование институтов вещных прав на землю. ЗК РФ содержит в себе нормы как публичноправового, так и частноправового характера. На наш взгляд, ЗК РФ взял на себя несвойственную ему функцию регулирования гражданских отношений: регулирование вещных прав и оборот земли следовало бы оставить гражданскому праву.

Вследствие такого подхода законодателя мы получили коллизию между нормами двух отраслей права. Так как Земельный кодекс РФ в п. 3 ст. 3 провозгласил, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, специальными федеральными законами».

Использованные источники: 1. Быстров Г.Е., Гусев Р.К. Земельное прaво: учебник. М.: Проспект, 2009. С. 208. 2. Земельный кодекс Российской Федерaции: федерaльный зaкон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрaние зaконодaтельствa РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. 3. Гермaнов A.В. От пользовaния к влaдению и вещному прaву. М.: Стaтут, 2009. С. 23. 4. О введении в действие Земельного кодексa Российской Федерaции: федерaльный зaкон от 25 октября 2001 г. №137-Ф3 // Собрaние зaконодaтельствa РФ. 2001. № 44. Ст. 2363. 5. Сaрбaш С.В. Испoлнeниe взaимныx oбязaтeльств. М.: Стaтут, 2014. С. 7881.

Суханов Г.В.

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Бессрочное пользование представляет собой использование земельного участка по своему усмотрению гражданином, имеющим соответствующие полномочия. Данный вид пользования оформляется в установленном порядке, с обязательным прохождением всех этапов процедуры и созданием требуемых документов.

Право бессрочного пользования обладает рядом специфических признаков, например, в этом случае гражданин не является законным собственником данного объекта недвижимости. Он не сможет продать его или осуществить иные сделки в его отношении. В понятие бессрочного пользования входит исключительное использование земельных ресурсов по их прямому назначению. При этом продолжительность данного использования не должна ограничиваться по времени.

Иными важными признаками и характеристиками бессрочного права можно назвать:

  • безвозмездность использования земельной территории, то есть гражданин пользуется землей на абсолютно бесплатной основе, без какой-либо арендной платы или иных взносов. Отсутствие платы распространяется даже в отношении земельного налога, который также не взымается с гражданина при бессрочном пользовании землей
  • отсутствие четко ограниченных сроков использования (договор о бессрочном пользовании не должен обладать каким-либо периодом действия)
  • отсутствие возможности передать такую землю по наследству (даже если умерший гражданин пользовался землей всю жизнь, она все равно не может быть включена в общую наследственную массу)

Кто может претендовать на оформление участка в данный вид пользования?

На основании всех последних изменений, произошедших в земельном законодательстве, можно сделать выводы о том, что сейчас законные пользователи земли могут быть разделены на две основные категории:

  • граждане, которые оформили право бессрочного пользования участком еще до 2001 года, когда был принят Земельный кодекс. При этом тот факт, на каком именно основании ранее был оформлен данный вид пользования, здесь не будет иметь никакого значения
  • лица, которые произвели оформление бессрочного пользования земли уже после 2001 года, когда новый Земельный кодекс уже был принят в официальном порядке

Сам вид земельного участка, оформленного в бессрочное пользование, может быть абсолютно разным. Чаще всего это садовые участки, огороды, а также территории возле возведенных построек, зданий, сооружений и т.д.

Кроме физических лиц, в роли пользователей земельного участка могут выступать и различные организации, включая местные органы власти, государственные учреждения и т.д. Все вышеуказанные юридические лица также могут бессрочно пользоваться земельным участком, без оформления права собственности на него.

Решение о выделении определенного участка в бессрочное пользование принимается только специализированными организациями, имеющими соответствующие полномочия на данные действия. Чаще всего такими организациями являются местные органы самоуправления – администрации и т.д.

Порядок и этапы оформления бессрочного пользования

Полномочия по выделению земельного участка для его последующего бессрочного использования имеются у местных органов власти. Именно туда следует обратиться гражданину, который желает получить земельную территорию.

Обращение происходит вместе с составлением письменного заявления, в котором указывается желание обратившегося лица. После его сдачи в соответствующий отдел специалист принимает документ, проводит его регистрацию и выдает гражданину письменное подтверждение совершенного обращения.

Помимо заявления, обратившемуся лицу заранее следует позаботиться и о сборе всех необходимых документов. Как правило, в них входит полная информация о земельном участке, а также о лице, которое претендует на его получение. Точный список требуемых бумаг лучше уточнять по месту обращения, так как он может меняться в зависимости от действующих в данном регионе правил.

После того, как заявление и все необходимые документы были приняты у обратившегося лица, уполномоченный специалист начинает их проверку. В ходе этой проверки особое внимание уделяется представленным сведениям о гражданине, а также иной информации. По окончании проверки специалист должен вынести одно из двух решений: о предоставлении гражданину в бессрочное пользование указанного в документах земельного участка либо об отказе в данном требовании с обязательным указанием конкретных причин.

Основания для отказа в предоставлении участка

Как уже говорилось выше, специалист, принимающий решение о предоставлении участка в бессрочное пользование, вполне правомерно может отказать обратившемуся к нему лицу. Естественно, отказ будет признан законным только при наличии неоспоримых оснований. Чаще всего в роли таких оснований выступают следующие обстоятельства:

  • гражданин представил неполный пакет документов, которые требовались специалисту для регистрации права бессрочного пользования
  • в бумагах содержатся явные расхождения с реальным положением вещей либо имеются определенные ошибки, неточности
  • указанный в документах земельный участок, который заявитель желает оформить в бессрочное пользование, имеет определенное обременение, которое не позволяет провести законную регистрацию
  • в главном земельном документекадастровом паспорте неверно указан номер участка и т.д.

В том случае, если в пакете собранных документов не хватает определенных бумаг, уполномоченное лицо может приостановить процедуру регистрации и дать заявителю время для предоставления отсутствующей информации. Сюда же можно отнести и случаи наличия в бумагах каких-либо ошибок – в такой ситуации гражданину необходимо будет посетить орган, который ранее выдал данный документ, для исправления представленной в нем информации.

В ситуациях, когда в отведенное время гражданин так и не представил исправленные либо недостающие сведения, специалист имеет право закрыть дело. Также следует отметить, что в случае вынесения неправомерного отказа, по мнению заявителя, он всегда сможет оспорить его в судебном порядке.

Дополнительные правила при оформлении и порядок

Длительность процедуры оформления во многом будет зависеть от того факта, присутствует ли данная земельная территория в существующем кадастровом реестре. Если участок туда входи, процесс установления права бессрочного пользования пройдет значительно быстрее.

Если же сведений о конкретном участке в реестре не содержится, его обязательно придется ставить на учет, иначе дальнейшее оформление станет невозможным. Процесс оформления может быть остановлен не только отсутствием сведений в кадастровом учете, но и отсутствием сведений о ранее проведенной процедуре межевания. В таком случае предварительно необходимо определить точные границы земли, а также провести иные требуемые мероприятия. Этот процесс также может занять достаточное количество времени. Все схемы участка должны быть предварительно согласованы со специалистом из администрации. Если он будет находить определенные неточности, внесение исправлений будет осуществлять только с помощью составления нового документа.

К процедуре межевания должна быть привлечена специализированная организация, имеющая соответствующие документы на занятие данным видом деятельности. Именно она должна верно очертить границы участка и поставить его на кадастровый учет.

Только после предварительных мероприятий можно будет повторно обращаться в местные органы самоуправления с целью повторного предоставления туда всех необходимых документов.

Документы для установления законной возможности бессрочного использования территории

Заявитель при оформлении бессрочного пользования землей должен предоставить полный пакет требующихся документов. В него входят следующие бумаги:

  1. Письменное заявление от заинтересованного лица, написанное в свободной форме. Данный документ пишется на имя главы администрации либо иного лица, имеющего соответствующие полномочия
  2. Документальные основания, которые способны подтвердить правомерность требований заявителя
  3. Выписки о земельном участке из существующего реестра. Как правило, в ней должна быть представлена вся основная информация о данном объекте недвижимости: его место нахождения, точный размер, сведения о наличии четких границ, кадастровый номер и т.д.
  4. Кадастровый паспорт, который является главным документом любого земельного объекта
  5. Выписка из ЕГРЮЛ

При необходимости уполномоченное лицо может потребовать предоставления дополнительных документов, например, в цели проверки или уточнения определенных сведений.

Подача собранного пакета бумаг может осуществляться как напрямую, так и через организации-посредников, например, МФЦ. Специалист после принятия документов должен уточнить длительность периода их проверки и назначить дату следующего визита, для получения информации по данному делу.

В зависимости от различных дополнительных обстоятельств длительность периода оформления может составлять от одного до нескольких календарных месяцев. В том случае, если гражданин считает, что уполномоченный орган проявляет бездействие в отношении его дела, он имеет полное право на обращение с жалобой в вышестоящую инстанцию.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ