Последнее обновление Март 2019
По правилам дорожного движения, при совершении ДТП следует оставаться на месте и ожидать сотрудников ГИБДД. В большинстве случаев, если водитель уехал с места происшествия, ему грозит довольно серьезное наказание. Всегда ли правомерны действия инспекторов ГИБДД, составляющих протоколы об оставлении места ДТП? Как избежать привлечения к ответственности и что необходимо знать каждому водителю, читайте в этой статье.
Приходится сталкиваться со множеством определений схожих с понятием «Покидание места ДТП» (которое предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ), путаница в этом вопросе недопустима.
Оставление – это открытое удаление на значительное расстояние (вне видимости других участников) от места аварии на относительно продолжительный срок, то есть отсутствие участника при прибытии сотрудников ГИБДД, представителей страховой организации и пр.
Покинуть ДТП водитель может:
Не является оставлением:
Досконально правила поведения после аварии знают далеко не все автовладельцы. Между тем, в ПДД четко регламентирован порядок действий в случае, когда произошла дорожная неприятность:
Покидая место ДТП, водитель допускает несоблюдение одного или нескольких пунктов из этого списка.
Типичными ситуациями, когда к приезду сотрудников ГИБДД участника аварии не оказалось на месте, являются:
В Государственную Думу уже внесены предложения об изменениях административного и уголовного законодательства. Так, в ряде случаев предлагается ввести новую статью в УК РФ за оставление места ДТП, при этом наказание будет в виде лишении свободы сроком от двух до пяти лет. На сегодняшний момент подобные действия могут быть квалифицированы как оставление человека в опасности.
Пример . На трассе в ночное время Иванов А.А. сбил пешехода Петрова О.О. на обочине – это был водитель остановившегося автомобиля. Иванов А.А. видел, что потерпевший находится в бессознательном состоянии, присутствовали видимые повреждения головы, рук, были раны на теле. Иванов А.А. оставил место наезда, не выполнив требования ПДД об оказании помощи пострадавшему. Впоследствии Петрова О.О. доставили в больницу группа дальнобойщиков, через несколько часов после произошедшего. В больнице Петров О.О. скончался. Согласно заключению эксперта, при условии своевременно оказанной медицинской помощи Петров О.О. остался бы жив. В суде государственному обвинителю удалось доказать, что Иванов А.А. видел, какие повреждения присутствуют на голове и теле Петрова О.О., однако оставил потерпевшего одного в ночное время в беспомощном состоянии. Иванов А.А. был осужден по двум статьям – ч. 1 ст. 264 УК РФ (нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью) и 125 УК РФ (оставление в опасности) к лишению свободы.
Приведенный пример нечасто встречается на практике, поскольку требует наличия достаточных доказательств считать действия виновника происшествия умышленными.
Намного чаще у тех, кто решил не дожидаться инспекторов ГИБДД, наступает административная ответственность:
Специалисты в области дорожного права давно высказываются в пользу снижения установленного в настоящее время минимума срока, предусмотренного для лишения прав. Кроме того, указанным выше законопроектом предложено ввести штрафные санкции (до 30000 рублей) наряду с уже предусмотренными – ведь никакого денежного наказания на сегодняшний день КОАП РФ за покидание места ДТП не содержит.
Предложение об ужесточении наказания за отсутствие водителей на месте происшествия с одновременным снижением нижней планки срока лишения ВУ может показаться нелогичным. Вместе с тем, судебная практика оспаривания протоколов по таким правонарушениям настолько многообразна, насколько разными могут быть ситуации на дороге.
Так, иногда водители с небольшим стажем по невнимательности могут «задеть» другую машину и уехать по своим делам. Впоследствии, несмотря на причинение незначительных повреждений, такие рассеянные автолюбители будут лишены возможности сесть за руль как минимум на год.
В то же время, верхнюю грань административного наказания снижать не собираются – слишком много в последнее время случаев намеренного отсутствия тех, кто находился в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, грядущие изменения в законодательстве дают возможность судьям максимально индивидуально подходить к решению вопроса о наказании по административным делам данной категории.
Понятно, что ответственность за то, что уехал с места столкновения автомобилей или наезда на пешехода наступает не всегда. Автолюбителю будет полезно знать, что его отсутствие не будет наказуемым, если:
Если хотя бы одно условие не было выполнено, европротокол может быть признан недействительным и, следовательно, оставление места ДТП повлечет наказание.
Если вы нарушили ПДД и решили не дожидаться приезда сотрудников ГИБДД, то, кроме привлечения к административной ответственности, вероятны следующие последствия:
В большей степени это касается потерпевших, которые по своей инициативе покинули место ДТП.
Пример . Водитель Тарасов В.В., управляющий своим автомобилем, стал потерпевшим в результате несоблюдения Поповым А.В. правил дорожного движения: он начал движение на запрещающий сигнал светофора, в результате чего машине Тарасова В.В., который двигался на разрешающий сигнал, были причинены повреждения. Составлять европротокол оба мужчин отказались, так как были не согласны с мнением друг друга об оценке и виновности (Попов А.В. утверждал, что начал движение, когда был желтый свет и просто не успел закончить маневр). Поскольку Тарасов В.В. опаздывал на рейс, он уехал, не составив схему и не сфотографировав положение транспортных средств на дороге. Впоследствии ему не удалось доказать, что виновником является не он, а Попов А.В.: двое пассажиров, которые ехали в машине с Поповым А.В., дали пояснения о том, что их автомобиль двигался на разрешающий сигнал. Таким образом, несоблюдение Тарасовым В.В. правил дорожного движения о необходимости пребывать там, где было столкновение, повлекло искажение аварийной ситуации и, как следствие, необоснованное привлечение к административной ответственности фактически невиновного.
Известно, что все расходы по возмещению повреждений, причиненных виновником, компенсирует его страховая компания. В то же время, во все договоры страхования внесен особый пункт: в случае, когда на месте отсутствует водитель, виновный в причинении повреждений другой машине, страховая компания вправе взыскать в порядке регресса все понесенные ею затраты на возмещение. Этим пунктом страховщики активно пользуются.
Пример . Виновный в происшествии Новиков С.С. уехал, не дождавшись ДПС. В результате потерпевший Серов В.В. обратился с требованием к страховой компании Новикова С.С. о возмещении 350000 рублей в счет расходов на ремонт своего автомобиля. После того, как по решению суда в порядке исполнения Серов В.В. получил денежные средства, страховая обратилась в суд с регрессным иском к Новикову С.С. о возмещении не только 350000 рублей, но и расходов по участию в судебном рассмотрении первоначального иска (стоимость госпошлины, оплата труда юриста и т.д.). Суд регрессный иск удовлетворил, мотивируя правилами п. 76 Правил ОСАГО о необходимости присутствия на месте виновного лица.
Важно уточник, что взыскания регресса возможно в случае, если водитель именно скрылся, а не просто оставил место.
Например, водитель-виновник написал и передал потерпевшему водителю расписку, в которой указал, что он виноват, сообщил свои данные, сведения об автомобиле и кратко указал на характер повреждений. Его могут привлечь к ответственности по ч. 12.27 КоАП РФ, но уже на регрессный иск страховая не вправе рассчитывать.
Вопрос:
Мой ребенок бросил из окна нашей машины мяч в пешехода, мы не остановились Что грозит водителю – отцу ребенка за скрытие с места ДТП? Пешеход написал на нас заявление.
Водителю ничего не грозит, поскольку сам факт дорожно-транспортного происшествия отсутствует: автомобиль не является «участником» действий вашего ребенка. Показательным примером отсутствия происшествия является одно из Постановлений Верховного суда: камнем из-под колес автомобиля было разбито лобовое стекло другой машины. Водитель был признан виновным в том, что не остался на месте ДТП. Верховный Суд с такой позицией не согласился, указав, что самого происшествия не было – повреждения другому автомобилю были причинены вне зависимости от действий водителя, ведь он не мог предвидеть таких последствий.
Вопрос:
Я наехал на металлическое ограждение возле учреждения. Светит ли мне какое-либо наказание, с места наезда я уехал, ущерб от повреждения возместить согласен?
В практике имеются случаи, когда водитель привлекается к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ за то, что уехал после повреждения сооружения, постройки и т.д. В описанной вами ситуации вы будете подвергнуты наказанию по указанной статье, поскольку ваш автомобиль стал участником дорожно-транспортного происшествия с повреждениями, причиненными имуществу. Если вы в добровольном порядке погасите ущерб от наезда, это будет смягчающим обстоятельством, влияющим на вид и размер наказания.
Вопрос:
Если я наехал на какой-то предмет, лежащий на дороге и поехал дальше, будет ли это правонарушением по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ? Повреждения причинены только моей машине.
По смыслу ст. 2.5 ПДД и ст. 12.27 КОАП РФ ваши действия, как это не парадоксально звучит, подпадают под умышленное оставление места ДТП. Вместе с тем, Верховный Суд РФ разъяснил, что подобные несоблюдения ПДД являются малозначительными, поскольку не создают опасности для других лиц, другому имуществу, не причиняют вред никому, кроме самого водителя. На основании ст. 2.9 КОАП РФ, в силу малозначительности, виновный может быть освобожден от наказания.
Вопрос:
Чтобы избежать столкновения, из-за созданной автомобилем Фольксваген помехи я увернулся вправо и совершил столкновение с автомобилем Лада. Фольксваген не получил каких-либо повреждений, продолжил движение и скрылся, будет ли водитель данной машины нести ответственность по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ?
Отсутствие повреждений на автомобиле под управлением виновного в ДТП гражданина не освобождает от обязанности следовать требованиям ПДД о нахождении на месте происшествия. Поэтому водитель Фольксваген должен быть привлечен к ответственности. Но при условии, что водитель Фольксвагена нарушил правила ПДД.
Вопрос:
Что будет, если оба участника происшествия покинули место столкновения?
Эти водители не смогут возместить вред через страховые компании, поскольку обстоятельства не зафиксированы сотрудниками ДПС. Кроме того, доказать в суде причиненный каждому из них вред будет крайне затруднительно. Водителям также грозит обоюдная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ за покидание места аварии.
Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.
Дорожно-транспортное происшествие всегда случается неожиданно и не вовремя. Оказавшись в стрессовой ситуации водитель, зачастую не зная как выйти из затруднительного положения, не обдуманно уезжает с места аварии.
Многие участники ДТП принимают поспешное решение покинуть место, получив устные договоренности либо считая что это подстава, и, как следствие, получают обвинение в попытке скрыться от правосудия.
Закон предусматривает суровое наказание за подобные деяния. Но что же делать горе-водителю в сложившейся ситуации, как решить проблему. Несмотря на, казалось бы, безысходность юридическая практика показывает что шанс смягчить участь всегда есть. Предлагаем подробнее разобрать вопрос.
В предыдущей мы подробно разбирали вопрос что считается оставлением места ДТП и в каких случаях можно спокойно уехать не дожидаясь приезда ГИБДД и какие для этого необходимо предпринять действия, чтобы не иметь впоследствии проблем с законом.
Любое несообщение в органы ГИБДД об аварии приравнивается оставлению места ДТП, что влечет за собой наказание в соответствии со статьей 12.27.2 КоАП в виде ареста до 15 суток либо лишения прав управления транспортом от 1 года до 1,5 лет.
Помните, в ПДД прописан следующий , обязательный для исполнения всеми участниками происшествия.
Если вы стали участником ДТП и по каким-либо причинам покинули место аварии, примите во внимание следующие рекомендации:
Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 12.27.2 КоАП составляет 3 месяца со дня совершения правонарушения, то есть непосредственно с момента оставления места аварии.
Как только истекут положенные три месяца, необходимо прийти в ГИБДД с целью снятия вашего авто с розыска. При этом потребуется дать объяснительную, в которой вы изложите свою неосведомленность относительно происшествия.
Мы настоятельно рекомендуем не ходить в ГИБДД самостоятельно, а незамедлительно обратиться за правовой поддержкой к грамотному автоюристу. Доверившись адвокату, который будет представлять ваши интересы как в ГИБДД, так и непосредственно в суде вы обезопасите себя от вероятного ареста. Обратитесь за бесплатной правовой поддержкой к нашим юристам.
Если вам не удалось выдержать отведенный срок и вас все же привлекли к ответственности не стоит отчаиваться и сразу во всем признаваться.
Несмотря на кажущуюся неминуемость наказания, не падайте духом, при грамотном подходе к делу можно рассчитывать на смягчение приговора. Обратитесь за бесплатной юридической консультацией, оформив запрос в конце статьи.
Опытные автоюристы помогут законно вернуть права, строя свою защиту придерживаясь следующей тактики:
Просмотрите короткое видео, в котором адвокат делится опытом по выигранным делам:
Чтобы разъяснить принцип, по которому работают автоадвокаты, разберем некоторые наиболее типичные ситуации на примерах.
1. Виновник скрылся с места не заметив, что стал участником аварии .
На машине виновника отсутствуют видимые повреждения, а водитель утверждает что не почувствовал столкновения. В данном случае необходимо делать упор на малозначительность аварии и ходатайствовать об освобождении от наказания.
Однако ситуация затрудняется если имеются доказательства (видеокадры, показания свидетелей) что виновник остановился, вышел из авто, осмотрел транспорт, а затем сознательно покинул место происшествия.
2. Участники незначительного ДТП разъехались без оформления.
Нередки случаи когда авария носит условный характер, например, в пробке виновник слегка коснулся бампера впереди стоящего автомобиля. Участники остановились, не нашли видимых повреждений и разъехались, получив устные договоренности. Но пострадавший, обдумав происшествие (посоветовавшись с коллегами на работе, мужем и т. д.), опасаясь скрытых повреждений, заявлял в ГАИ, обвиняя второго в оставлении места ДТП.
Чтобы избежать подобной ситуации необходимо составлять расписку о достигнутых договоренностях и об отсутствии претензий.
Виновному водителю чтобы избежать наказания потребуется собрать доказательную базу в отсутствии намерений уклонится от ответственности: найти свидетелей происшествия, оплатить экспертизу автомобиля подтверждающую несущественность повреждений.
3. Участник ДТП переставил транспорт, чтобы не мешать движению.
ПДД с 01.07.2015 предписано участникам аварии освободить проезжую часть для избежания затора, только в случае отсутствия пострадавших и с непременной фото или видеофиксацией всех моментов, связанных с происшествием и составлением схемы ДТП.
Однако данные изменения правил вызывают спорные моменты у неосведомленных водителей. На практике встречались случаи когда виновник аварии соглашался признать вину и склонял второго участника поскорее убрать машины, чтобы не мешать проезду, а затем возвращался на место и вызывал ГИБДД обвиняя второго участника в оставлении места ДТП. И в этом случае, не имея должной фиксации положения авто при аварии и привязки к местности, пострадавший водитель становился виновным.
В этом случае требуется апеллировать к факту отсутствия у ответчика умысла скрыться от правосудия и настаивать на переквалификации статьи на 12.27 ч. 1. Перестановка автомобиля без должной фиксации места аварии должна расцениваться как неисполнение предписанных законом обязанностей и караться штрафом в размере 1 тысячи рублей.
В случае если шансов избежать ответственности нет либо они невелики можно прибегнуть к добровольной компенсации причиненного ущерба и покрытие всех расходов пострадавшей стороне.
Постарайтесь решить вопрос о возмещении ущерба напрямую с потерпевшим заручившись, что он подаст прошение о снятии с вас обвинения, мотивирую это примирением сторон и урегулированием материальной стороны дела.
Однако и в этом случае, чтобы избежать неожиданного поворота событий против вас, до конца придерживайтесь в суде своей линии и не признавайте вину.
В заключение приведем основные направления защиты, которых необходимо придерживаться, в зависимости от конкретного случая:
Если вы стали заложником ситуации и вам грозит лишение прав, без грамотной юридической помощи не обойтись. Обратитесь за консультацией к нашим правовым экспертам, проанализировав материалы вашего дела, вы получите рекомендации на что можно рассчитывать в вашем случае и как следует строить линию защиты.
Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый год, и из примерно 200 тысяч человек, гибнут 30 тысяч. Эти цифры не собираются уменьшаться, а потому следует ожидать, что в последующие годы статистика будет такая же. И несмотря на то, что аварии случаются непреднамеренно, существует много ошибок, совершаемых водителями, которые причисляются к отдельным преступлениям. Не помочь пострадавшему, неправильно оказать помощь или просто пройти мимо – действия, несущие за собой уголовную ответственность. Какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП?
Одно из грубых правонарушений – это оставление места ДТП водителем. Практически всегда сторонний наблюдатель станет на сторону жертвы, а водителя-виновника осудит, потому что предполагается, что именно он проявил невнимательность и из-за него произошла катастрофа. Водителю, прежде всего, стоит выяснить, как вести себя в подобной ситуации, что делать, если он необдуманно скрылся с места ДТП, и какая ответственность может наступить вслед за этими действиями.
Водитель может уехать с места аварии будучи совершенно уверенным, что никакого ДТП не произошло. Действительно, бывают спорные случаи, из-за чего два участника конфликтной ситуации могут начать спорить.
Оставить место ДТП означает скрыться с места происшествия без того, чтобы выяснить отсутствие претензий пострадавшей стороны, не дожидаясь приезда сотрудников ГИБДД, притом, что был нанесён ущерб.
В оправдание водителя стоит заметить, что не всегда он может даже заметить аварию: грузовик с несколькими прицепами имеет достаточно большую слепую зону, а тема закрытых поворотов вообще является отдельной для дискуссий. В связи с этим, выделяют непреднамеренное и умышленное оставление места ДТП. Ещё одно: ПДД предусмотрены случаи, когда виновник может уехать с места ДТП, однако их нужно знать заранее, а не использовать потом, как оправдание своим необдуманным действиям.
Если факт нанесения ущерба установлен, то вышеописанные действия расцениваются как то, что водитель скрылся с места ДТП. Наказание в этом случае предусматривается Кодексом «Об административных правонарушениях», а не правилами ГИБДД. Ситуация рассматривается в 3 частях статьи 12.27 КоАП.
В зависимости от конкретных обстоятельств дела, виновнику грозит:
Отягчающим вину обстоятельством признаётся состояние алкогольного либо иного опьянения, приведшее водителя в изменённое состояние сознания. Лицо, управляющее и без того источником большой опасности, которым является автомобиль, находясь в неадекватном состоянии, в разы увеличивает риск создания ДТП.
Самое распространённое наказание по этой статье – арест на 15 суток и лишение прав водителя на срок 1 – 1,5 года. Всё же, основная масса водителей, садясь за руль, отдаёт себе отчёт в своих действиях.
Самое серьёзное наказание, предусмотренное этой статьёй – это внушительный штраф и большой срок лишения прав.
Согласно ПДД, водитель-виновник вправе на законных основаниях покинуть место совершения им административного правонарушения только в случае выполнения им всех, предписанных условий.
Если отсутствуют человеческие жертвы или лица, физическому здоровью которых, возможно, был нанесён вред, то действия водителя-виновника должны соответствовать чёткому алгоритму:
На то, что страховка покроет материальные убытки, возможно рассчитывать только тогда, когда случай ЧП надлежащим образом задокументирован и зарегистрирован. В противном случае, можно надеяться только на свой кошелёк. Это случается из-за того, что в страховой компании все финансы строго отслеживаются, и чтобы выплатить ущерб, ей нужно документальное подтверждение, что он действительно есть.
Кроме того, право покинуть место ДТП, у водителя, когда нет пострадавших, всё же есть. Им можно воспользоваться, когда отношения с пострадавшей стороной выяснены и виновник убедился, что к нему нет никаких претензий и не будет в дальнейшем. Можно воспользоваться Европротоколом.
В ситуации, когда машина заграждает проезд – её можно немного убрать в сторону, но не более. Труднее обстоит дело, когда в аварии есть пострадавшие и обоюдным согласием тут не отделаться.
Правильное поведение водителя облегчит работу сотрудникам полиции и другим службам.
В данной ситуации нужно совершить те же действия, что и в предыдущем случае, только дополнить их, по возможности, оказанием помощи пострадавшим:
Возможны моменты, когда оставить машину на прежнем месте означает - перекрыть движение. Тогда автомобиль убирают с дороги. Однако, прежде нужно зафиксировать его изначальное положение - составить схему в присутствии свидетелей, снять на видео или сфотографировать с разных сторон место аварии. Если вы не в состоянии сделать это самостоятельно, дождитесь приезда сотрудников правоохранительных органов.
Возможны случаи, когда скорую дожидаться не рационально – если вопрос стоит о жизни пострадавшего. Тогда стараются доставить пациента любым попутным транспортом до ближайшего медицинского учреждения, способного оказать помощь.
Такой порядок оставления места ДТП со стороны виновного водителя будет правильным. Эти же действия ожидаются от любого сидящего за рулём, независимо от того, принимал ли он участие в движении в тот момент. Оказать помощь может любой проходящий мимо пешеход – это будут действия ответственного гражданина.
Сразу нужно обратить внимание - штраф не является наказанием за «побег». За данное преступление предусматриваются другие меры. Всё же, финансовые проблемы могут возникнуть. Например, если в наличии у виновника есть полис ОСАГО, то страховая компания может отказаться от выплат страховки из-за неправомерности действий их подопечного. Или же она может потребовать полную выплату ущерба с виновника даже в том случае, если раньше выплатила пострадавшему, чтобы тот не имел претензий.
Кроме того, в индивидуальных случаях могут накладываться штрафы, которые не будут считаться штрафом за оставление водителем места ДТП, но могут его сопровождать. Это финансовые взыскания за невыполнение обязанностей водителя при попадании в ДТП, за отказ повиноваться сотруднику полиции в прохождении медицинского освидетельствования и другие «отягчающие» действия.
Интересно, что может послужить причиной такого «побега» от ответственности:
Ситуации могут быть разными, но водитель всегда должен понимать, что потерпевший, который самовольно оставил место наезда, в дальнейшем может обратиться за помощью и привлечением виновного к ответственности.
На практике становится видно, что арест применяется крайне редко – для этого должны быть веские основания. Чаще судом выносится решение о лишении прав на 12 или 18 месяцев. Стоит обратить внимание, что именно суд имеет право на наложение такого наказания и ни один сотрудник ГИБДД не может прибегать к аресту за «побег» водителя с места происшествия.
Суд вправе назначить наказание и только один раз. Так, если уже назначено лишение водительского удостоверения, никто не имеет права арестовать водителя по той же самой статье. И наоборот, арест означает, что права остаются у водителя.
15 суток даются в том случае, когда ДТП было серьёзным и то, что виновник покинул место аварии, повлекло тяжкие последствия. До суда содержание под стражей возможно в исключительных случаях, когда есть достоверные основания полагать, что виновный стремится уйти от ответственности, скрыться.
Порой половину успеха составляет наличие грамотного адвоката, который отлично разбирается в самой ситуации и законах, её регулирующих. Лучше заранее знать, какие компании считаются более авторитетными и иметь их контактные данные на этот случай. Это поможет не растеряться, а специалист посоветует, что и как говорить перед судьёй.
Чтобы избежать этого вида наказания (назначается чаще всего), следует действовать подобным образом:
Это не все действия, но только моменты, уберегающие от лишения прав. Зная, как себя вести, виновник не поддастся панике и не уедет с места происшествия. Даже совершив несколько шибок, он вряд ли будет строго осуждён как правоохранительными органами, так и общественным мнением.
В суде при наличии защиты, следует заранее обговорить со своим адвокатом позицию и те пункты, на которые следует обращать внимание судьи. Это имеет значение, потому что суд уполномочен вынести строгое решение или же уменьшить наказание, насколько это возможно. А потому, выбор адвоката должен проводиться с умом, пусть это и дорогостоящая услуга.
Важно то, что наказание может последовать лишь после судебного разбирательства. Суд должен назначить вид ответственности после того, как вынесет постановление об оставлении места ДТП. Однако для вынесения приговора нужны доказательства. Так, Сотрудник ГИБДД устанавливает личности обоих сторон и заполняет процессуальную документацию. В бланках указываются госномера, технические характеристики и наличие полиса ОСАГО.
После этого проводится осмотр автомобиля. Осмотр может оформить представитель страховой компании одной из сторон, но существует вероятность, что он будет предвзятым. Так, можно воспользоваться независимой экспертизой, где специалист не будет представителем одной из сторон аварии. При выборе организации стоит обратить внимание на её репутацию, опыт и наличие жалоб клиентов.
Уже непосредственно перед судом, водитель информируется о дате и причине судебного разбирательства. Он может обжаловать решение, и уж тем более, никто не собирается его судить без защиты. Виновник может настаивать на оправдывающих обстоятельствах, и это может иметь успех. Однако разбирательство не может быть назначено после истечения срока давности проступка.
В КоАП прописан один нюанс: отъехать от ДТП на 500 - 1000 метров не будет считаться «побегом», но, если больше – это правонарушение. Это связано с моментом, когда машина заграждает проезд другим. Есть такие участки дороги, где убрать её недалеко сложно, а потому нужно отъехать. Формально, водитель, скрывшийся за поворотом не может быть привлечён к ответственности.
Существует ещё один аспект: зная, как «быстро» умеют приезжать государственные службы, многие не хотят тратить время. Либо водители остались на месте происшествия и выполнили все требования, но службу не дождались – слишком долго она ехала. На самом деле, ожидать приезда сотрудников полиции нужно только 3 часа. Если по истечении времени они не появились, можно снова позвонить о том, что они не явились и покидать место ДТП, а разговор записать на телефон.
Не заметить ДТП водитель может по разным причинам:
В законе нет понятия «незамеченного ДТП», а потому водитель попадает под ту же статью, как если бы он умышленно пытался скрыться. Пострадавшему удаётся достать записи с камер, он знает госномера машины, подбившей его, и он обращается в суд.
Авария разбирается в суде и именно это даёт шансы на справедливое решение - водитель может нанять адвоката, согласиться на разбирательство и настаивать на своей невиновности. Были случаи, когда виновнику получалось доказать свою правоту и он отделывался штрафом за невыполнение обязанностей, предписанных Правилами ПДД.
Что будет если неумышленно скрылся с места ДТП – понятно, но бывают такие водители, которые выходят, смотрят на повреждения и, убедившись, что они незначительные, уезжают. Твердить о том, что виновник не заметил ДТП бесполезно, обжалование решения суда тоже не даст желаемого результата.
Наиболее вероятным последствием в такой ситуации является лишение прав. Если водитель сделает чистосердечное признание, он может уменьшить срок лишения водительского удостоверения.
В правилах описывается ряд случаев, когда дожидаться ДПС необязательно и водитель может спокойно уехать, а потом не нести за это ответственность:
Оправданным покиданием места ДТП могут считаться любые действия, связанные с оказанием помощи пострадавшему. Водитель, не имеющий познаний в оказании медицинской помощи едет за врачом или везёт пострадавшего в больницу, после чего возвращается на место ДТП для документального заверения аварии.
Лучше всего, чтобы последний вариант был прибережён на крайний момент. Больного лучше отправить на попутном транспорте, а самому ожидать сотрудников полиции – так меньше вероятности, что свидетели происшествия поймут неправильно намерения «спасателя».
Так как оставление места ДТП является правонарушением, оно также имеет срок давности, как большинство преступлений. Срок давности представляет из себя временной промежуток, за время которого наступает юридическая ответственность. Он начинается с момента совершения преступления и заканчивается после оговорённого в законе срока.
После истечения срока давности правонарушитель не может быть привлечён к ответственности за это преступление.
Срок давности за «побег» с места происшествия составляет 3 месяца, за время которого пострадавший должен обратиться к сотрудникам полиции, предоставляя доказательства фата ДТП. В особо тяжёлых случаях водитель может объявляться в розыск. Однако если по истечении этого времени он не был призван к ответственности за данную аварию, никто не имеет права назвать такого водителя виноватым в этой ситуации, потому что срок давности преступления прошёл.
Законом предусмотрены случаи, когда водитель имеет право уехать с места преступления, однако они чётко оговорены и имеют уважительную причину. В аварии без человеческих жертв стороны вообще могут разойтись без конфликта и вызова ДПС.
Важно знать действия водителя при возникновении ДТП и следовать им. Перед тем, как убрать машину, следует зафиксировать, где она находилась во время аварии.
Следует внимательно слушать и подчиняться сотрудникам ГИБДД, так как непослушание может обернуться штрафом.
В суде водитель может отстаивать свою точку видения ситуации с помощью адвоката или без неё.
Грамотные действия помогут избежать паники или растерянности. Ещё во время получения водительского удостоверения, каждый должен осознавать, какую ответственность на себя берёт, изучить основы оказания медицинской помощи и свои права на тот случай, когда не заметил аварию и уехал с места происшествия.