Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1. В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

2. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

3. Испытание не устанавливается:

1) для беременных женщин - гражданских служащих;

2) для граждан, окончивших обучение в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) для гражданских служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

5) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев.

5. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

6. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

7. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:

1) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;

2) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

8. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

9. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

10. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

В данной статье мы рассмотрим испытательный срок на госслужбе. Узнаем, в каких случаях устанавливается испытательный срок. Разберемся, когда не устанавливается испытательный срок. Поговорим о типичных ошибках.

В большинстве случаев назначение на госслужбу происходит на основании прохождения конкурса, однако его итоги не гарантируют претенденту на должность принятие его на службу. По завершении отбора кандидат должен также успешно пройти испытательный срок, а затем – аттестацию. За экзаменом последует повышение квалификации и переподготовка.

Во время проверки новоприбывшего может выясниться, что кандидат не удовлетворяет каким-либо требованиям или не обладает достаточными профессиональными навыками для того, чтобы занять желаемую должность. В таком случае он будет уволен с госслужбы. Госслужащий может также принять самостоятельное решение уволиться еще до окончания испытаний.

В каких случаях устанавливается испытательный срок на госслужбе

На фото представлен служебный контракт

Если в контракте не было пункта о прохождении испытаний, служащий признается принятым на работу без каких-либо условий , и уволить его за несоответствие занимаемой должности будет нельзя.

Назначить испытательный срок руководитель имеет право в нижеуказанных случаях:

  • кандидат был нанят переводом из другой госструктуры (испытательный срок для него назначается от 1 до 6 месяцев);
  • кандидат принимается на гражданскую службу, заступление на которую и освобождение от которой может происходить исключительно по указу Президента или властей (длительность испытания для такой службы может варьироваться от 1 месяца до 1 года);
  • претендент на должность ранее уже проходил такую службу (продолжительность проверки – 1-6 месяцев);
  • в других ситуациях, когда законом не запрещено устанавливать испытательный срок.

Во время прохождения испытания госслужащий обладает правами и обязательствами, утвержденными действующим законодательством.

Бывает так, что во время прохождения проверки сотрудник заболел или не появлялся на рабочем месте по уважительным причинам, доказать существование которых он может документально. Такие дни не засчитываются в общем сроке проверки, и испытательный срок должен быть продлен ровно на такое количество дней, сколько сотрудник фактически не присутствовал на рабочем месте и не исполнял должностные обязательства.

Когда не устанавливается испытательный срок на госслужбе

В перечисленных ниже случаях испытательный срок не может быть назначен:

  • для госслужащих, которым на законодательном уровне дана гарантия сохранения рабочего места (матери, на попечении которых имеется ребенок до полутора лет, беременные);
  • новоприбывшие с соответствующими условиям работы квалификацией и опытом, которые получили место благодаря сокращению предыдущей должности;
  • лица, окончившие среднее специальное или высшее учебное заведение по подготовке к государственной службе;
  • служащие, претендующие на временное замещение руководящей или второстепенной должности.

Оценка успешности прохождения испытательного срока на госслужбе

Оценивает служащего также спец. комиссия , она решает, достоин ли он присвоения классного чина, и достаточно ли у него профессиональных качеств и навыков. Во время аттестации госслужащий отвечает на различные вопросы относительно несения службы. Члены комиссии являются действующими гражданскими служащими, избранными благодаря своим знаниям и опыту, достаточным для определения пригодности кандидата на должность.

Комиссия выносит решение не в пользу кандидата и отказывает ему в дальнейшем несении службы на данной должности, если:

  • он нарушал нормы законодательства;
  • за ним было замечено нарушение трудовой дисциплины;
  • новоприбывший нарушил другие нормы из перечня текста Федерального закона No 79-ФЗ.

Если служащий уверен, что он готов к несению службы на должности, которую он хотел бы занимать, и что решение комиссии не основано на законе, он вправе подать жалобу в суд и отстаивать свои права в судебном порядке .

Увольнение с госслужбы на испытательном сроке

Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности. Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего. В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.

Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.

В случае удовлетворительного прохождения испытательного срока и успешной сдачи квалификационного экзамена гражданскому служащему должен быть присвоен классный чин , который помимо прочего дает право на соответствующую ежемесячную надбавку к зарплате.

Законодательные акты по теме

В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:

Типичные ошибки

Ошибка № 1: Увольнение госслужащего по причине неудовлетворительного прохождения испытательного срока в случае, когда в трудовом договоре нет указания на назначение испытательного срока.

Комментарий: Когда в трудовом контракте не содержится сведений об установлении испытательного срока, уволить сотрудника за профнепригодность нельзя – кандидат на вакантную должность автоматически признается принятым на службу без необходимости проходить испытания.

Ошибка № 2: Установление испытательного срока на государственной службе для беременной.

Комментарий: Беременные должны быть приняты на службу без предварительных испытаний, так как они относятся к категории служащих, для которых не устанавливаются проверки на профпригодность.

Ошибка № 3: Установление испытательного срока для госслужащего продолжительностью в 2 года.

Комментарий: Испытательный срок, направленный на выяснение профессиональных и деловых качеств госслужащего, может быть назначен на срок от 3 месяцев до 1 года.

Ошибка № 4: Госслужащий, не имевший звания на начало прохождения испытательного срока на государственной службе, по окончании проверки так и не получил звания.

Комментарий: В случаях, когда служащий, не имевший звания до прохождения испытательного срока, получил удовлетворительную оценку своей пригодности к несению службы и был нанят, ему должно быть присвоено звание.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1: Как государственный служащий может понять, что он прошел проверку и получил удовлетворительную оценку своим профессиональным качествам?

Ответ: Непосредственную оценку пригодности для службы на претендуемой должности дает руководитель госслужащего, он обязан оформить свое заключение в письменной форме по окончании испытательного срока кандидата. Профессиональные и деловые качества госслужащего оцениваются специально организованной комиссией, делающей выводы о соответствии претендента желаемой должности и присваивающей классный чин. Успешное прохождение аттестации предполагает знание ответов на задаваемые комиссией вопросы относительно работы на госслужбе.

Вопрос № 2: Что делать, если госслужащий не согласен с решением руководителя и комиссии о его непригодности для должности, которую он хотел бы занимать?

Ответ: Если кандидат уверен в успешном прохождении испытательного срока и в своей пригодности для того, чтобы занять желаемую должность, он вправе обжаловать решение комиссии в суде. Возможно, он сможет доказать свою правоту, и для него будет назначена переаттестация.

Вопрос № 3: Как выбираются члены аттестационной комиссии, оценивающей профессиональные качества государственного служащего?

Ответ: Стать членом аттестационной комиссии могут только действующие сотрудники государственной службы, обладающие необходимым опытом и способные дать объективную оценку пригодности претендента для исполнения им должностных обязанностей.

(Исаева О. В.)

(«Административное право и процесс», 2007, N 6)

ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

КАК УСЛОВИЕ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА

О. В. ИСАЕВА

Исаева О. В., аспирант кафедры административного права Российской правовой академии Минюста России.

Исходным источником права, регулирующим вопросы испытания гражданского служащего, является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон).

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 24 Закона в служебном контракте помимо его существенных условий могут также содержаться иные условия, среди которых Закон выделяет испытание при поступлении на гражданскую службу.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. То есть для того, чтобы условие об испытании было легитимным, оно должно быть прописано и в акте о назначении, и в служебном контракте.

Срок испытания гражданского служащего устанавливается продолжительностью от 3 месяцев до 1 года.

Интересен случай, когда с работником заключен срочный служебный контракт сроком на 1 год. Никаких ограничений по установлению испытательного срока при заключении срочного служебного контракта в Законе нет, следовательно, можно предположить, что срочный служебный контракт, заключенный на 1 год, вполне может быть «испытательным», то есть содержать условие об испытании на 1 год. Никакой целесообразности, на наш взгляд, в этом нет. По мнению автора, в отношении «срочников» необходимо выработать иные правила установления испытания. По крайней мере, в ст. 70 Трудового кодекса РФ указано, что при заключении трудового договора на срок от 2 до 6 месяцев испытание не может превышать 2 недель. Аналогичное по смыслу, но, естественно, иное по содержанию и срокам положение должно, на наш взгляд, содержаться в Законе.

Согласно ч. 3 ст. 27 Закона испытание не устанавливается:

— для беременных женщин — гражданских служащих;

— для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

— для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий. В этом случае испытание не устанавливается в силу статуса гражданских служащих, замещающих должности указанных категорий, и функциональных особенностей данных категорий;

— для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;

— в иных случаях, предусмотренных Законом и другими федеральными законами.

Итак, перечень случаев, при которых испытание не устанавливается, является открытым и не исчерпывается ст. 27 Закона.

Логично, что представителю нанимателя стоит обратиться, в частности, к ст. 70 Трудового кодекса РФ, содержащей перечень случаев, при которых испытание не устанавливается. Среди них есть и не содержащиеся в Законе. Так, испытание не устанавливается для лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Применительно к поступлению на гражданскую службу и замещению должности гражданской службы по конкурсу указанное выше исключение весьма актуально. Однако законодатель этот случай в перечне ст. 27 Закона не указал. Вопрос весьма не однозначен.

С одной стороны, правоприменитель может воспользоваться расширительным перечнем и применить ст. 70 ТК РФ, т. е. посчитав, что гражданский служащий успешно выдержал конкурсные испытания, не устанавливать испытание при назначении на должность.

С другой стороны, неустановление испытания победителю конкурса, возможно, не совсем верный шаг. Ведь конкурс — это способ замещения определенной должности, а испытание — это возможность проверить работника на предмет соответствия замещаемой должности. Тот факт, что гражданский служащий выиграл конкурс, вовсе не означает, что он справится с исполнением должностных обязанностей. К тому же для правоотношений, регулируемых трудовым законодательством, конкурсная процедура является, скорее, исключением, а не правилом. В рамках законодательства о государственной гражданской службе поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы по общему правилу осуществляется по результатам конкурса. Получается, что при расширительном подходе институт испытания вообще будет не востребован. Данный вопрос является в какой-то мере дискуссионным, и автор воздерживается от окончательного вывода.

В перечне исключений, установленном в ч. 3 ст. 27 Закона, указано, что испытание не устанавливается для беременных женщин — гражданских служащих. В свою очередь, в ст. 70 Трудового кодекса РФ обозначено, что испытание не устанавливается для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года. На наш взгляд, предполагается, что в рамках п. 5 ч. 3 ст. 27 Закона для представителя нанимателя обязательна норма о невозможности установления испытания на гражданской службе для женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года. Тем не менее у правоприменителей возникает закономерный вопрос: по какой причине законодатель, установивший исключение по категории беременных женщин — гражданских служащих, не установил исключение в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года, ведь данные категории женщин-работников весьма схожи в правовом регулировании их статуса?

Согласно ч. 4 ст. 27 Закона для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 3 ст. 27 Закона, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от 3 до 6 месяцев. То есть в данном случае, во-первых, применяется не общий срок, указанный в ч. 1 ст. 27 Закона (от 3 месяцев до 1 года), а специальный, который не может превышать 6 месяцев. Во-вторых, представитель нанимателя вполне может не устанавливать такому гражданскому служащему испытательный срок, так как обозначенная выше норма носит не императивный, а диспозитивный характер.

Обратим внимание, что больше никаких случаев, устанавливающих испытание, в ст. 27 Закона, как, впрочем, и во всем Законе, не представлено. На практике возник вопрос: вправе ли представитель нанимателя устанавливать испытательный срок при переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы в рамках одного государственного органа? С одной стороны, в перечне исключений такого случая нет. Более того, довольно логично и разумно, что при переводе на вышестоящую должность, например, другой группы должностей или при переводе в иное структурное подразделение с иными служебными обязанностями представитель нанимателя устанавливает испытательный срок в целях проверки соответствия замещаемой должности. Однако ст. 27 Закона носит название «Испытание при поступлении на гражданскую службу». Разобраться в этой формулировке может следующая норма.

При неудовлетворительном результате испытания у представителя нанимателя есть два варианта поведения:

1) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы.

Закон фактически говорит об испытании при поступлении на гражданскую службу. Тем не менее фраза, что представитель нанимателя при неудовлетворительном результате испытания предоставляет ранее замещаемую должность, говорит о том, что на вновь предоставленную должность, по которой предусматривалось испытание, гражданский служащий назначался в порядке перевода. Таким образом, фразу «испытание при поступлении на гражданскую службу» правоприменителю необходимо понимать расширительно. По нашему мнению, название статьи Закона должно звучать иначе, например «Испытание при замещении гражданским служащим должности гражданской службы»;

2) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Для наглядности представим данный пункт в виде совокупности условий, позволяющих представителю нанимателя расторгнуть договор с не выдержавшим испытание гражданским служащим.

А. В соответствии с ч. 9 ст. 27 Закона, если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, он считается выдержавшим испытание. Данной норме корреспондирует первое условие, которое заключается в том, что расторжение служебного контракта может быть исключительно до истечения срока испытания.

Б. Представитель нанимателя обязан предупредить гражданского служащего, не выдержавшего испытание, о предстоящем расторжении с ним служебного контракта:

1) предупреждение должно быть сделано в письменной форме;

2) не позднее чем за 3 дня до расторжения служебного контракта;

3) в данном письменном предупреждении должны быть указаны причины, послужившие основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Довольно интересным является вопрос о правовом основании, по которому увольняется гражданский служащий, не выдержавший испытание. Общие основания и последствия прекращения служебного контракта изложены в главе 6 Закона. В частности, п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона устанавливает, что общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания. Далее законодатель дает отсылку к ч. 7 ст. 27 Закона. В свою очередь, ч. 7 ст. 27 Закона состоит из двух пунктов: предоставление ранее замещаемой должности и расторжение служебного контракта до истечения срока испытания. Понятно, что в случае отказа гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания он будет уволен по п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона. Случай расторжения служебного контракта до истечения срока испытания, являющийся инициативой представителя нанимателя, в Законе не отражен. По специальной норме, содержащейся в ч. 7 ст. 27 Закона, гражданский служащий не может быть уволен, в ст. 33 Закона и иных статьях, касающихся расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, отсутствует соответствующее основание. По нашему мнению, совершенно необходимо к перечисленным в п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона основаниям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя добавить следующее основание: «Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданкой службы в связи с неудовлетворительным результатом испытания (ч. 7 ст. 27 настоящего Федерального закона)». В этом случае гражданский служащий будет уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона.

——————————————————————

В ранее действовавшем Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» норма об испытании государственного служащего имела императивный характер. Так, в ст. 23 вышеупомянутый закон устанавливал правило, согласно которому испытание устанавливалось как при приеме , в том числе по итогам конкурса документов, так и при переводе на должность иной группы или иной специализации в качества обязательного условия приема на государственную службу. По соглашению сторон в трудовом договоре определялась лишь продолжительность такого испытания.

В ныне действующем Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 27)соответствующая норма сформулирована существенно иначе: сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего . Другими словами, условие об испытании гражданского служащего теперь является договорным и включается в служебный контракт по соглашению сторон (диспозитивная норма). Более того, при отсутствии в акте о назначении на должность и служебном контракте условия об испытании следует исходить из того, что гражданский служащий принят без испытания.

Случаи, когда испытание не может быть установлено

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 3 ст. 27) содержит перечень случаев, когда испытание не может быть установлено.

Испытание не устанавливается:

· для беременных женщин гражданских служащих;

· для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

· для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

· для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокра­щением должностей гражданской службы.

По указанию закона данный перечень случаев, когда испытание не может быть установлено, не является исчерпываю­щим и может быть расширен федеральным законом (но не законом субъекта Российской Федерации и не подзаконным ак­том).

В частности, более широкий перечень случаев, когда при приеме на работу не может устанавливаться испытание, установ­лен ст. 70 Трудового кодекса РФ. Кроме перечисленных случаев, Трудовой кодекс РФ запрещает устанавливать ис­пытание:

· лицам, поступающим на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом;

· лицам, окончившим образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающим на работу по полученной специальности;

· лицам, избранным на выборную должность на оплачиваемую работу;

· лицам, приглашенным на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями.

Вместе с тем вопрос о применимости данных правил к замещению должностей гражданской службы представляется достаточно спорным. Законодатель намеренно сузил в отношении гражданских служащих перечень случаев, когда испытание не устанавливается. Например, в отличие от об­щих правил Трудового кодекса РФ, испытание по прямому указанию Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 4 ст. 27)может устанавливаться в отношении гражданских служащих, назначенных на должность в порядке перевода из другого государственного органа.

Срок испытания

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 27) существенно увеличил срок испытания. Если ранее действовавший Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанав­ливал такой срок в пределах от трех до шести месяцев , то теперь продолжительность испытания гражданского служащего может устанавливаться по соглашению сторон от трех месяцев до одного года .

В отдельных случаях действующим законодательством может предусматриваться иная продолжительность испытательного срока. Например, для замещения должностей гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев .

Кроме того, сохраняет свою юридическую силу постановление Правительства РФ от 5 июля 2000 г. № 490 «Об испытании при назначении на государственную должность федеральной государственной службы Правительством Российской Федерации», согласно которому при назначении на должность Правительством Российской Федерации для государственных служащих устанавливается испытание сроком на 3 месяца .

Следует учитывать, что в срок испытания не засчитываются периоды временной нетрудоспособности государственного служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности. Например, не включаются в испытательный срок периоды времени, когда служащий привлекался к исполнению государственных или общественных обязанностей, которые не связаны с его должностными обязанностями (явка в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору или в суд в качестве свидетеля, потерпевшего и т.п.).

Правовое положение государственного служащего в период испытательного срока

В течение испытательного срока на испытуемого распростра­няются все правила, установленные действующим законодатель­ном в отношении регулирования труда гражданских служащих. В частности, недопустимо каким-либо образом ограничивать права государственного служащего на период испытания (например, устанавливать пониженную оплату труда и т.п.).

Вместе с тем правовое положение государственного служащего в течение испытательного срока имеет некоторые особенности. К ним, например, относится возможность расторжения служебного контакта в связи с неудовлетворительным результатом испытания. Кроме того, расторжение трудового договора по инициативе служащего производится в упрощенном порядке и т.п.

Оформление итогов испытания

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет, что по окончании установленного срока испытания может проводиться квалификационный экзамен . Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности. По окончании испытательного срока такой экзамен проводится, если гражданский служащий не имеет классного чина, соответствующего замещаемой должности.

При неудовлетворительном исходе испытания представитель нанимателя может либо предоставить ранее замещаемую должность гражданскому служащему, либо расторгнуть служебный кон­тракт с гражданским служащим.

Расторгнуть служебный контракт в связи с неудовлетворитель­ным результатом испытания представитель нанимателя может только в течение испытательного срока . Если по истечении срока испытания гражданский служащий продолжает выполнять служебные обязанности по замещаемой должности, то он счита­ ется выдержавшим испытание .

Гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме о расторжении с ним служебного контракта по результатам испытания не позднее чем за три дня.

Решение представителя нанимателя о неудовлетвори­тельном результате испытания может быть обжаловано в суде .

В то же время закон позволяет в течение испытательного срока гражданскому служащему расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе в упрощенном порядке. В частности, oн обязан предупредить представителя нанимателя о расторжении служебного контракта не за две недели (как в Трудовом кодексе РФ), а за три дня .

Опыт зарубежных стран по установлению испытательного срока

В зарубежных странах, государственную службу которых можно отнести к «карьерному» типу, характеризующемуся функционированием государственной службы по принципу иерархичности стабильности, аполитичности, испытательный срок является обязательным условием, и его продолжительность может составлять несколько лет.

Так, например, в Германии назначение чиновника на должность осуществляется после утверждения пригодности чиновника и сдачи экзамена. Назначение на государственную должность считается пожизненным, если происходит после успешного прохождения испытательного срока и достижения возраста 27 лет.

Продвижение по службе включает подготовительную службу и испытательный срок. Во время испытательного срока (как минимум – один год) служащий не может быть повы­шен в должности. Причем для каждого уровня службы существу­ют свои требования к сроку подготовительной службы и испы­тательному сроку.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ