Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых - постоянных или временных - работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности. Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых. И, будучи напрямую связанной ­с государственными интересами, требует особого внимания.

Н а сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона ­о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

  1. сведения в военной области;
  2. сведения в области экономики, науки и техники;
  3. сведения в области внешней политики и экономики;
  4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г. № 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне. Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также ­о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, ­предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Порядок допуска к государственной тайне

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне - это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности .

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

  • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление ­конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

  1. первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  2. вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  3. третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением ­Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее - Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - органы безопасности). Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне. Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных меро­приятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;
  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;
  • дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2006 г. № 573 (ред. от 06.06.2008 г) «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». Данные гарантии отражаются в трудовом договоре (контракте) работника (должностного лица), заключаемом исключительно по окончании проведения проверочных мероприятий.

5. Ознакомление гражданина или должностного лица с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст. 26 Закона о государственной тайне).

6. Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. Следует учесть, что согласно ст. 25 Закона о государственной тайне руководители несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями и в таких объемах, которые ­необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.

Оформление допуска

Подготовка материалов на граждан, оформляемых на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия - работниками, ведущими кадровую работу в организации. Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается (п. 16 Инструкции о порядке допуска).

При оформлении допуска используются следующие формы документов, образцы которых приведены в Приложении к Инструкции о порядке допуска:

форма 1. Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (по заполнении секретно);

форма 1.1. Список членов организации, которым оформляется допуск к государственной тайне (утверждается руководителем организации);

форма 2. Анкета (заполняется оформляемым гражданином собственноручно);

форма 3. Карточка (по заполнении секретно);

форма 4. Список на оформляемого гражданина и его близких родственников;

форма 5. Учетная карточка на допуск по первой и второй формам допуска;

форма 6. Список лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям по организации;

форма 7. Отметка органов ФСБ России о проведении проверочных мероприятий для оформления допуска по третьей форме допуска;

форма 8. Карточка на допуск гражданина по третьей форме допуска;

форма 9. Типовой договор (контракт) об оформлении допуска ­к государственной тайне (приложение к трудовому договору);

форма 10. Журнал учета карточек на допуск работников по первой и второй формам.

Оформление допуска на практике вызывает немало вопросов, обусловленных большим количеством форм и строгим порядком их заполнения, отправки в органы безопасности и последующего хранения. Рассмотрим процедуру оформления поэтапно.

1 ЭТАП

Создание в организации перечня должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Данный перечень определяется номенклатурой должностей (форма 1), утверждаемой руководителем организации или его заместителем, после согласования ее с органом безопасности. В номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск граждан к указанным сведениям действительно необходим для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. В номенклатуру могут включаться должности работников, допуск которых к сведениям соответствующей степени секретности обусловлен выполнением ими заданий в других организациях, куда они командируются на основании распоряжений вышестоящих организаций, соглашений или договоров, предусматривающих выполнение совместных работ. Изменения и дополнения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости, согласовываются и утверждаются в установленном порядке. Номенклатура должностей пересматривается не реже одного раза в пять лет (п. 13 ­Инструкции о порядке допуска).

2 ЭТАП

Граждане, оформляемые на допуск к государственной тайне, заполняют анкету (форма 2), в которой они обязаны указывать достоверные данные. Анкета оформляемого на допуск гражданина подписывается работником кадровой службы и заверяется печатью организации.

3 ЭТАП

Работники отдела кадров в ходе беседы с оформляемым гражданином сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о рождении и т.д.), уточняют ответы на отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, работал ли (служил) на режимных объектах, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием типового договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне (форма 9).

О результатах беседы работники кадровой службы обязаны информировать в устной или письменной форме руководителя подразделения по защите государственной тайны, особенно если в ходе беседы или в анкетных данных выявлены обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске гражданина к государственной тайне, или установлено, что он ранее работал с особой важности или совершенно секретными сведениями.

4 ЭТАП

Подразделение по защите государственной тайны организации дает оценку первичным материалам на оформляемого гражданина, представляемым кадровой службой. При необходимости оно запрашивает дополнительные сведения с прежних мест работы и карточку (форма 3) из подразделения по защите государственной тайны организации, где оформляемый гражданин работал в течение последнего года, и также анализируют их в целях определения ­целесообразности проведения ­проверочных ­мероприятий органами безопасности.

5 ЭТАП

При оформлении третьей формы допуска

На граждан, оформляемых на третью форму допуска, отделом кадров составляются общие (в алфавитном порядке) списки лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6).

Помимо этого руководители организаций, не включенных в перечень объектов, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности, могут направлять в органы безопасности материалы на граждан, допускаемых по третьей форме допуска, в случае, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности их анкетных данных. При этом в орган безопасности направляется сопроводительное письмо с указанием обстоятельств, влияющих на принятие решения о допуске соответствующего гражданина, его анкета (форма 2), три экземпляра списка на оформляемого гражданина (форма 4), один экземпляр списка лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), и другие материалы, необходимые для принятия решения по данному вопросу. При этом о проведении проверочных мероприятий органами безопасности делается отметка в листе согласования (форма 7) или на списках (форма 6), возвращаемых в организацию вместе с сопроводительным письмом. В этом случае входящий номер, проставляемый соответствующим органом ­безопасности на списке (форма 6), является и номером допуска.

После этого решение о допуске гражданина по третьей форме допуска оформляется распоряжением руководителя организации, при этом делается отметка в списке лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), с соответствующей записью в графе 10 карточки на допуск (форма 8).

При оформлении первой и второй формы допуска

При оформлении гражданина по первой или второй форме допуска помимо анкеты гражданина (форма 2) организацией подготавливаются и направляются в органы безопасности следующие документы:

  1. Мотивированное письмо о необходимости оформления допуска гражданина к государственной тайне (готовится подразделением по защите государственной тайны). В письме указываются должность, на которую оформляется гражданин, ее порядковый номер в утвержденной номенклатуре должностей, количество лиц, допущенных по данной должности к сведениям, составляющим государственную тайну, отмечаются обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске, и дается их оценка. Если оформляемый гражданин ранее был допущен к данным сведениям, указывается номер допуска, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил, а в случае ­переоформления допуска - причина переоформления.
  2. Один экземпляр карточки (форма 3) (готовится подразделением по защите государственной тайны). Данная карточка с момента заполнения является секретным документом и регистрируется в журнале учета карточек на допуск работников по первой и второй формам допуска (форма 10) ответственными за их хранение лицами. На каждого гражданина, оформляемого по первой или второй формам допуска, заводится только одна карточка, которая при его переходе на работу в другие организации пересылается по получении письменного запроса от соответствующего подразделения по защите государственной тайны. Новая карточка заводится на работника, только если ранее заведенная карточка была уничтожена ­по причинам, определенным Инструкцией о порядке допуска.
  3. Два или три экземпляра списка на оформляемого гражданина и его близких родственников (отца, мать, братьев, сестер и детей старше 16 лет), а также на жену (мужа), в том числе бывших (форма 4) ­(готовятся отделом кадров по согласованию с органом безопасности).
  4. Один или два экземпляра учетной карточки на допуск по первой и второй формам допуска (форма 5) (готовится подразделением по защите государственной тайны по согласованию с органом безопасности).

Карточка (форма 3) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий, связанных с допуском гражданина по первой или второй форме допуска, возвращается без сопроводительного письма в организацию. Ее следует хранить в подразделении по защите государст­венной тайны организации в специальной картотеке, составленной в алфавитном порядке (при необходимости такие картотеки могут вестись по структурным подразделениям организации). После этого решение о допуске гражданина по первой или второй форме допуска оформляется распоряжением руководителя организации с отметкой в графе 8 карточки (форма 3) и заверяется его подписью и печатью организации.

7 ЭТАП

Взаимные обязательства организации и оформляемого лица отражаются в специальном договоре (контракте) об оформлении допуска к государственной тайне, заключение которого осуществляется с соблюдением всех требований гражданского и трудового законодательст­ва РФ. Данный документ служит приложением к трудовому договору (см. Пример).

На каждое лицо, получившее третью форму допуска, подразделение по защите государственной тайны на основании письменного ходатайства руководителя структурного подразделения организации заводит карточку (форма 8) с указанием номера списка (форма 6) и даты утверждения руководителем организации этого списка. Заполненные карточки заверяются подписью руководителя подразделения по защите государственной тайны и печатью этого подразделения, регистрируются в журнале учета карточек на допуск работников (форма 10) отдельно от карточек на допуск граждан по первой и второй формам и вместе со списками на лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), и договорами (контрактами) об оформлении допуска к государственной тайне хранятся в подразделении по защите государственной тайны в течение всего периода работы в данной организации граждан, допущенных к секретным сведениям. Карточки (форма 8) в другие организации не пересылаются и уничтожаются по истечении одного года после увольнения граждан, на которых они были заведены. При небольшом количестве граждан, оформляемых на допуск по третьей форме, карточки (форма 8) могут не заводиться. Списки (форма 6) также хранятся в организации в течение одного года, после чего они могут быть уничтожены в установленном порядке.

В отношении граждан, которые свыше года после оформления им допуска по первой, второй или третьей форме не соприкасались со сведениями, составляющими государственную тайну, а также граждан, которые уволились из организации, ушли на пенсию или закончили обучение в учебном заведении и на которых в течение года не затребованы карточки (форма 3), действие допусков прекращается. При этом договоры (контракты) об оформлении допуска к государственной тайне и карточки (форма 3) хранятся в подразделении по защите государственной тайны не менее пяти лет, после чего они уничтожаются по акту.

Следует иметь в виду, что при оформлении на работу уволенного с военной службы в запас гражданина при наличии в его военном билете специальной записи о допуске к государственной тайне в период прохождения им службы отдел кадров организации обязан направить запрос в военкомат по месту жительства этого гражданина для получения карточки (форма 3). При этом руководитель организации имеет право в течение одного года со дня увольнения гражданина с военной службы в запас допускать его к государственной тайне без проведения дополнительных проверочных мероприятий органами безопасности. При этом в графе 8 карточки (форма 3), полученной из военкомата, делается соответствующая запись. О факте допуска гражданина к государственной тайне информируется орган безопасности, в его адрес подразделение по защите государственной тайны организации направляет ­учетную карточку (форма 5).

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. Решение о допуске к государственной тайне руководителей организаций, впервые привлекающихся для проведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, принимается руководителями организаций - заказчиков работ. Карточки (форма 3 или 8) в этом случае хранятся в подразделении по защите государственной тайны ­организации - заказчика работ.

Кроме того, необходимо учесть, что работники кадровой службы обязаны своевременно информировать подразделения по защите государственной тайны обо всех изменениях в анкетных данных граждан, допущенных к соответствующим сведениям по любой из форм допуска, для решения вопроса о целесообразности переоформления им допуска в соответствии с установленным порядком.

О прекращении трудового договора по основаниям, связанным с разглашением государственной тайны или прекращением допуска к ней работника, читайте во второй части статьи в следующем номере.

Сноски

Свернуть Показать


Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее - организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

2. Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, а также Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах и указанных государственных корпорациях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

"доступ к сведениям, составляющим государственную тайну" - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну;

"близкие родственники" - жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

"постоянное проживание за границей" - проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;

"номер допуска к государственной тайне" - номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий - номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки (форма 1) .

4. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

5. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).

Оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан.

6. Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

7. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям , составляющим государственную тайну.

8. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

9. Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В случае если имеются сомнения в достоверности предоставленных гражданами анкетных данных, руководитель организации может в установленном порядке направить материалы в орган безопасности для проведения проверочных мероприятий.

Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

Органы безопасности по согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).

11. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями , составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них берется соответствующая расписка.

12. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

а) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

В) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

д) осуществляет контроль за исполнением установленных требований по допуску граждан к государственной тайне;

ж) проводит инструктаж граждан, допускаемых к государственной тайне.

32. В случае отсутствия в организации режимно-секретного подразделения или работника, исполняющего функции режимно-секретного подразделения, оформление допусков к государственной тайне осуществляется режимно-секретным подразделением организации, которая оказывает данной организации услуги по защите государственной тайны.

33. На каждого гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий, режимно-секретное подразделение направляет в орган безопасности следующие документы:

а) письмо с обоснованием необходимости оформления гражданину допуска к государственной тайне, в котором указываются:

должность, на которую оформляется гражданин, ее порядковый номер в номенклатуре должностей, дата и номер согласования номенклатуры должностей, количество работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне и допущенных к государственной тайне по указанной должности. При оформлении допуска руководителю режимно-секретного подразделения и руководителю организации, впервые допускающейся к работам с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в случае, если в организации отсутствует номенклатура должностей), кратко отражается характер документов или выполняемых работ и степень их секретности со ссылкой на пункты развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию;

форма и номер ранее имевшегося у гражданина допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил, причина переоформления допуска к государственной тайне (в случае переоформления допуска к государственной тайне);

обоснование принятия руководителем организации решения об оформлении допуска к государственной тайне гражданину, в отношении которого имеются основания для отказа в допуске к государственной тайне (в этом случае письмо подписывается руководителем организации);

37. На граждан, которым оформляется допуск к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, оформляется карточка (форма 1) , которая регистрируется в журнале учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) отдельно от карточек (форма 1) , оформленных на граждан, допущенных к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

38. Карточка (форма 1) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером допуска к государственной тайне возвращается в организацию.

39. Решение о допуске гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и печатью организации (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

При оформлении карточки (форма 1) лицам, замещающим должности, включенные в перечень должностей, при замещении которых граждане считаются допущенными к государственной тайне, в позиции 8 производится запись с указанием номера и даты акта Президента Российской Федерации об утверждении данного перечня.

40. При оформлении допуска к государственной тайне судьям на период исполнения ими своих полномочий режимно-секретное подразделение оформляет карточку (форма 1), в позиции 7 которой делается отметка "В соответствии со статьей 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" проверочные мероприятия не проводились". Указанная запись удостоверяется подписью руководителя режимно-секретного подразделения и печатью организации. После оформления допуска к государственной тайне в орган безопасности направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10) , на обороте которой указываются номер и дата оформления допуска к государственной тайне.

При оформлении допуска к государственной тайне адвокатам, участвующим в качестве защитников в судопроизводстве по уголовным делам, связанным со сведениями , составляющими государственную тайну, карточка (форма 1) не заводится и номер допуска к государственной тайне не присваивается. Решение о допуске адвоката к государственной тайне оформляется записью в материалах соответствующего дела, которая заверяется подписью должностного лица, наделенного соответствующими полномочиями, и печатью организации. Расписка адвоката приобщается к материалам данного дела. После оформления допуска к государственной тайне в органы безопасности по месту регистрации адвоката и по месту оформления указанного допуска направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10) , на обороте которой указываются дата оформления допуска к государственной тайне, организация, в которой оформлен допуск к государственной тайне, должностное лицо, которое приняло решение о допуске к государственной тайне, а также номер дела, к которому адвокат получил доступ.

41. На гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, заводится одна карточка (форма 1) . При переходе гражданина на работу (службу) в другую организацию указанная карточка по письменному запросу режимно-секретного подразделения соответствующей организации пересылается по новому месту работы (службы).

Карточка (форма 1) , оформленная на гражданина, допущенного к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в другие организации не пересылается.

44. В отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п. и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки, и карточка (форма 1) хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

48. В случае получения из органа безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 15 настоящей Инструкции могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы гражданина со сведениями , составляющими государственную тайну, о чем информируют орган безопасности. До принятия такого решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Государственная тайна – комплексное понятие, включающее в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения или в целях, отличных от исполнения служебной (профессиональной) деятельности, может нанести ущерб интересам государства.
Военнослужащие – в силу специфики их профессиональной деятельности, относятся к категории лиц, выполняющих функций по защите территориальной целостности и неприкосновенности границ Российской Федерации. Их деятельность связана с использованием различных видов вооружений, тактик и стратегий, разведданных. Именно поэтому, Министерством обороны разработаны специальные меры защиты государственной тайны, созданы специальные подразделения по защите гостайны и издан приказ, регламентирующий все сферы деятельности, связанные с защитой государственной тайны, порядком допуска военнослужащих к сведениям, составляющим государственную тайну. Периодически проводятся проверки, установлен порядок учета осведомленности после прекращения допуска к гостайне и целый ряд иных мероприятий.

Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. №1313 «Об утверждении Инструкции порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и граждан РФ пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан РФ, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей»

Формы допуска к государственной тайне

В настоящее время существует три основных степени градации сведений, составляющих государственной тайну , допуск к которым оформляется соответствующими допусками:

ОВ (особой важности) – высшая степень (I);
СС (совершенно секретно) – средняя степень (II);
С (секретно) – низшая форма допуска (III ).

Ранее существовала, не входящая в перечень сведений, составляющих государственную тайну, степь ограничения допуска к некоторым служебным и иным сведениям ДСП (для служебного пользования). В настоящее время эта степень защиты данных от широкого распространения в нормативных документах не упоминается.

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, напрямую не зависит от звания или должности, которые занимает военнослужащий. Сведениями ОВ (I) может (по должности) владеть Министр Обороны РФ в звании генерала армии и шифровальщик в звании сержанта или прапорщика. При этом требования по её соблюдению и порядок оформления допуска к подобным сведениям для них будут совершенно одинаковыми.

Порядок оформления допуска

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в РФ осуществляется исключительно на добровольных началах. Иными словами – занятие той или иной должности не влечет автоматического допуска к секретным или совершенно секретным сведениям. Более того, допуск к гостайне тесно увязан с возможностью замещения целого ряда должностей или получения образования в военных вузах по большинству специальностей. Так как владение сведениями, составляющими государственную тайну, влет целый ряд ограничений, абитуриент, призывник или лицо, заключающее контракт на службу в вооруженных силах РФ, должен осознавать, что эти ограничения будут действовать в отношении его и осознанно принимать их.
Допуск к сведениям , составляющим государственную тайну для абитуриентов военных вузов, призывников срочной службы и лиц, заключающих контракт на службу в ВС РФ оформляется военными комиссариатами по месту жительства.
В зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущен кандидат в процессе прохождения воинской службы, в отношении его могут (III степень) или в обязательном порядке (I и II степени) проводится проверочные мероприятия, согласие на проведение которых кандидат дает в своей анкете.
Проверочные мероприятия включают в себя:
Проверку сведений, сообщенных гражданином в анкете;
Проверку наличия снятых и не снятых судимостей;
Проверку сведений о родственниках кандидата (отца, матери, супруга, детей старше 14 лет);
Проверку физического и психического здоровья кандидата;
Выявление фактов постоянного или длительного проживания за границей РФ.

После получения всех запрашиваемых сведений от компетентных органов: ФСБ, МВД, Минздрав РФ, МИД РФ – выдается заключение о возможности допуска кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну и форме допуска.

Основаниями для отказа могут являться:

Наличие судимостей;
Участие кандидата в деятельности, направленной против интересов государства;
Частичная или полная недееспособность в силу психического или физического заболевания;
Наличие компрометирующих данных (судимость, нахождение под следствием) близких родственников кандидата;
Длительное (более 6 месяцев) проживание за границей или наличие родственников, постоянно проживающих за рубежом;
Имевшее место отстранение (лишение допуска) к сведениям составляющим государственную тайну по компрометирующим основаниям: нарушение режима секретности, разглашение сведений, утеря секретных документов и т.п.

При этом орган, уполномоченный на проведении проверки и дающий заключение, не обязан информировать кандидата о причинах отказа в допуске к сведениям, составляющим гостайну.

После получения соответствующей формы допуска к государственной тайне лицо дает подписку о неразглашении сведений ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей и предупреждается об ответственности за нарушение порядка обращения с такими сведениями.

Порядок ознакомления со сведениями

Прохождение проверочных мероприятий и получение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не означает автоматического допуска ко всем сведениям, включенным в ту или иную категорию. В каждом конкретном случае лицо, уполномоченное на принятие решения о допуске к гостайне принимает решение по конкретному военнослужащему (лицу, работающему по контракту) и определяет объем сведений, с которыми может быть ознакомлен военнослужащий.

Министр обороны РФ – в отношении своих заместителей, командующими военными округами и родами войск, и лиц, непосредственно подчиненных ему;
Командиры воинских частей – в отношении всего личного состава воинской части;
Военкомы округов – в отношении демобилизованных, находящихся в запасе, подлежащих призыву на военную службу или сборы, абитуриентов военных ВУЗов;
Руководители организации - заказчика выполнения работ в интересах МО РФ – в отношении руководителей предприятий-подрядчиков и их работников.

Лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, обязаны соблюдать должностную инструкцию МО РФ и требования сотрудников режимных объектов по обращению с документами, образцами, веществами и пр. носителями.

Срок действия и прекращение допуска

Для лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, проводятся периодические проверки сведений предоставленных ими при первичном оформлении допуска.
Для лиц по I форме допуска – через каждые 10 лет, а по II и III формам – через 15 лет.
По мере отпадения необходимости с ознакомлением со сведениями, составляющими государственную тайну, может быть принято решение о прекращении допуска. Такое решение принимается тем должностным лицом, которое принимало решение о допуске к сведениям.

Основания для прекращения допуска могут являться:
Прекращение контракта или организационно-штатные мероприятия (сокращение штата) ликвидация воинской части и пр.);
Однократное нарушение военнослужащим требований по обращению со сведениями, содержащими государственную тайну;
Нарушение самим лицом или его близкими родственника требований п 10 Инструкции МО (совершение уголовного преступления, выезд на постоянное место жительства за границу и т.п.).

Прекращение допуска к сведениям государственной тайны автоматически влечет расторжение с ним контракта (на воинскую службу) или занятие определенных должностей . Однако, переход на другую работу (перевод в другую в/ч, повышение по службе) не является основанием для прекращения допуска к гостайне, если необходимость в ознакомлении с содержащими её сведениями имеется и по новому месту службы.
В этих случаях дополнительные проверочные мероприятия уже не проводятся.
Допуск к сведениям, содержащим государственную тайну всегда был очень ответственным мероприятием. Лица, получившие такой допуск, на многие годы становились «невыездными». В настоящее время режим несколько смягчился, но по-прежнему, к носителям государственной тайны предъявляются повышенные требования и в отношении их действует целый ряд специальных ограничений.

Александр, добрый день.

Можете уточнить, Вам не пояснили входит ли занимаемая Вами должность в номенклатуру должностей согласно которой требуется оформление второй формы?

1. Имеет ли право организация заставить оформлять вторую форму допуска под угрозой увольнения?

Александр

Под угрозой увольнения нет.

Согласно ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне»

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Но, если должность включена в указанную номенклатуру - то Вас могут уволить по ст. 77 ТК РФ

Основаниями прекращения трудового договора являются:
7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса);

Увольнение по указанному основанию будет предопределено необходимостью Вашего перевода на другую должность, замещение которой не предполагает наличия допуска по второй форме.

Согласно ст. 74 ТК РФ

В случае, когда по причинам,связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

При этом Вам должна быть предложена иная работа.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

И лишь при отсутствии таковой или Вашего отказа от перевода - Вас могут уволить.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

2. Накладывает ли наличие второй формы допуска (без ознакомления с документацией с грифом СС под роспись) ограничения на выезд за границу?

Александр

В том случае, если Вы фактически не будете ознакомлены с документами - то выезд все равно ограничивается в силу самого факта заключения трудового договора.

В силу ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации , при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором ( контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Имеет ли право организация после оформления второй формы забрать загранпаспорт на хранение в первый отдел при условии, что я оформлял его себе лично еще задолго до того, как устроился в эту организацию?

Александр

Да, но только паспорт сдается в подразделение его выдавшее.

В силу ст. 18 упомянутого закона

В случае, если выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, его паспорт (паспорта) подлежит (подлежат) передаче на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.

,

4. Имеет ли право организация после оформления второй формы допуска запретить мне выезд за границу, при условии, что я НЕ буду ознакомлен с документацией с грифом СС?

Александр

Запрещает Вам не организация - ограничения будут наложены в ФСБ России с последующем уведомлением подразделения по вопросам миграции и пограничной службы

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

"В том случае, если Вы фактически не будете ознакомлены с документами - то выезд все равно ограничивается в силу самого факта заключения трудового договора."

Какого трудового договора? Есть трудовой договор, который организация заключает со мной при принятии на работу, а есть договор, который организация заключает с заказчиком на выполнение тех или иных видов работ. Дело в том, что на данный момент организация не имеет заказов, требующих ознакомления с совершенно секретными документами, поэтому на данный момент даже те, кто имеет вторую форму допуска ездят за границу. Однако, если Вас правильно понял, как только организация заключит такой договор, то сотрудники со второй формой допуска получат запрет на выезд из страны даже если не ознакамливались с документацией с грифом СС? Так? Или же после присвоения мне второй формы допуска должен быть пересмотрен мой трудовой договор с организацией, в котором будет прописано ограничение на выезд за границу? Тогда вопрос, может ли быть такое, что вторая форма допуска будет оформлена, однако, в моем трудовом договоре с организацией не будет прописано данное ограничение, или же оно прописывается в обязательном порядке по факту присвоения второй формы допуска?

"Можете уточнить, Вам не пояснили входит ли занимаемая Вами должность в номенклатуру должностей согласно которой требуется оформление второй формы?"

    • получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      Какого трудового договора? Есть трудовой договор, который организация заключает со мной при принятии на работу, а есть договор, который организация заключает с заказчиком на выполнение тех или иных видов работ. Дело в том, что на данный момент организация не имеет заказов, требующих ознакомления с совершенно секретными документами, поэтому на данный момент даже те, кто имеет вторую форму допуска ездят за границу. Однако, если Вас правильно понял, как только организация заключит такой договор, то сотрудники со второй формой допуска получат запрет на выезд из страны даже если не ознакамливались с документацией с грифом СС?

      Александр

      В том случае, если сотруднику будет изменена форма допуска к трудовому договору подлежит заключение дополнительное соглашение, в котором отражаются обязательства, принимаемые на себя сотрудником в связи с измененной формой допуска.

      В силу постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63

      «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

      10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).

      С этого момента и до окончания срока действия договора (увольнения) - действуют ограничения на выезд.

      Фактическое ознакомление с документами составляющими государственную тайну (с грифом совершенно секретно) - является отправным моментом для расчета пятилетнего срока действия ограничений после увольнения.

      Что касается возможности выезда - она существует, но для этого необходимо получение разрешения на выезд. Если такое разрешение будет оформлено - то можете выехать за границу. В каждом случае выезда, оформляется самостоятельное разрешение.

      Поэтому речь идет не о запрете, а об ограничении выезда.

      Да, открыто мне этого не пояснили. Сказали только, что мол всех переводим на вторую форму допуска. Как узнать эту номенклатуру?

      Александр

      Сведения об этом имеются в «первом отделе» и Вы можете обратиться с письменным заявлением к работодателю о причинах изменения формы допуска - соответственно он в своем ответе может сослаться на наличие такой номенклатуре.

      19. Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3) (далее - номенклатура должностей).
      20. Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением организации (далее - режимно-секретное подразделение) и подписывается его руководителем.
      21. В номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей, в том числе должности работников, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие организации для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Количество работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях должно быть максимально ограничено.
      26. Форма допуска гражданина к государственной тайне должна соответствовать форме допуска, предусмотренной номенклатурой должностей.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      Дело в том, что на данный момент организация не имеет заказов, требующих ознакомления с совершенно секретными документами, поэтому на данный момент даже те, кто имеет вторую форму допуска ездят за границу.

      Александр

      Этим, скорее всего и объясним их выезд. При оформлении разрешения на выезд указывается, что лицо, несмотря на наличие у него допуска фактически не ознакомлено с совершенно секретными сведениями. что облегчает процедуру прохождения оформления разрешения на выезд.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      "Этим, скорее всего и объясним их выезд. При оформлении разрешения на выезд указывается, что лицо, несмотря на наличие у него допуска фактически не ознакомлено с совершенно секретными сведениями. что облегчает процедуру прохождения оформления разрешения на выезд. "

      Просто начальник первого отдела говорит, мол оформляй вторую форму, все равно будешь ездить, как ездил, если не станешь знакомиться с документами с грифом СС. Я же опасаюсь, что на деле может получиться иначе. У меня немало коллег с других организаций, которые при второй форме допуска даже будучи неознакомленные с документами не могут выезжать за границу. Не хотелось бы попасть в своего рода западню.

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      То есть, как только организация получит заказ, требующий работы с совершенно секретными документами, вне зависимости от того, ознакомлен сотрудник с ними или нет, если у него есть вторая форма допуска, то процедура получения разрешения на выезд будет значительно затруднена?

      Александр

      Совершенно верно. Это не говорит об однозначном запрете, но стоит готовиться к тому, что может быть не все так гладко, как говорит первый отдел:

      мол оформляй вторую форму, все равно будешь ездить, как ездил, если не станешь знакомиться с документами с грифом СС.

      Александр

      В любом случае при решении вопроса о разрешении выезда принимается во внимание позиция изложенная в Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2012 N 14-П

      3.3. Таким образом, взаимосвязанные положения подпункта 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьи 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - в силу предписаний Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении, а также с учетом положений статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и сформулированных на ее основе правовых позиций Европейского Суда по правам человека - означают, что уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о временном ограничении гражданина в праве выезда из Российской Федерации, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться одним лишь формальным критерием наличия у данного гражданина допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, -такое решение во всяком случае требует выяснения характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, и степени ее секретности , в том числе на момент обращения в уполномоченные органы в связи с предполагаемым выездом за пределы страны,а также целей выезда и других обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      "Совершенно верно. Это не говорит об однозначном запрете, но стоит готовиться к тому, что может быть не все так гладко, как говорит первый отдел"

      И еще вопрос: какова процедура оформления выезда? Сейчас со своей третьей формой допуска я просто подписываю в первом отделе заявление на отпуск за 2 недели до него и благополучно уезжаю отдыхать за границу. При второй форме надо будет подавать заявление за больший срок (если да, то какой)? И как узнать, дали мне разрешение на выезд или нет? Ответ приходит в организацию? Или об этом можно узнать уже только в день вылета на паспортном контроле (это очень плохой вариант)?

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      Получается, после оформления второй формы решение о выезде принимает только ФСБ, которое может отказать даже если человек не был ознакомлен с документацией СС. Так?

      Александр

      Да, решение о выезде в данном случае принимается по согласованию с органами безопасности.

      И еще вопрос: какова процедура оформления выезда?

      Александр

      Этот вопрос определен в Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 (документ ограниченного пользования) - в ней регламентирован и порядок и сроки оформления разрешения.

      Подачу заявление о выезде из страны. В заявлении указываются страна, в которую планируется выезд, цель, сроки выезда, вид транспорта, реквизиты туристической фирмы (агентства) или установочные данные на приглашающее лицо;

      Первый отдел по результатам рассмотрения поданного заявления изучает сведения о фактической осведомленности, учитывает характер данных сведений, частоту доступа к ним, по результатам чего готовит заключение о целесообразности оформления разрешения;

      Кадровый орган представляет сформированный пакет документов в уполномоченное подразделение органов безопасности для согласования.

      По результатам согласования принимается окончательное решение.

      Принятое решение доводится до сведения работника и подразделения, осуществляющего хранение паспортов.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      В самых общих чертах, процедура оформления разрешения предполагает:

      Так а за какой срок нужно подавать заявление?

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      И каким образом я заранее узнаю, дали мне выезд или нет?

      Александр

      О принятом решении Вас известят. А заявление о разрешении на выезд, можете подать в любое время, но не позднее одного месяца до даты предполагаемого выезда.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Мурманск

      Общаться в чате
      • 8,1 рейтинг

      Однако, если Вас правильно понял, как только организация заключит такой договор, то сотрудники со второй формой допуска получат запрет на выезд из страны даже если не ознакамливались с документацией с грифом СС?

      Александр

      Здравствуйте, Александр!

      Не запрет, а ограничение на выезд в определенные страны. И при этом будет учитываться фактическое ознакомление.

      Как узнать эту номенклатуру?

      Александр

      Номенклатура должностей… находится в секретной части Вашей организации или в части, обслуживающей Вас, в отношении допуска к сведениям.

      Изменение формы допуска возможен в том случае, если указанная номенклатура согласована с территориальным подразделением ФСБ.

      Петров Михаил

      Получается, после оформления второй формы решение о выезде принимает только ФСБ, которое может отказать даже если человек не был ознакомлен с документацией СС. Так?

      Александр

      нет, решение принимает начальник (руководитель) организации, на основании представленных заключений.

      При второй форме надо будет подавать заявление за больший срок (если да, то какой)? И как узнать, дали мне разрешение на выезд или нет? Ответ приходит в организацию?

      Александр

      Например, в МО РФ, при второй форме допуске, документы на выезд представляются за полгода (ПМО-250дчп, 777дсп). Ответ приходит в организацию, в кадрах и можете узнать результат.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      И при этом будет учитываться фактическое ознакомление.

      Рукин Сергей

      Не будет, поскольку фактическое ознакомление при решении вопроса о выезде учитывается исключительно при окончания срока действия заключенного договора.

      Это прямо вытекает из положения ст. 15 Закона.

      В связи с изменением условий работы организации руководитель определяет необходимую форму допуска (есть соответствующие документы, определяющие степень секретности сведений по должности) и согласовывает ее с органами. Органы ФСБ не изменяют форму допуска и не могут снизить или повысить ее.

      Рукин Сергей

      Речь как раз шла не об изменении формы допуска решением органа безопасности, а о согласовании с ним номенклатуры должностей, проведение данной процедуры является обязательным от чего и зависит последующее изменение формы допуска, но уже руководителем, которая в последующем также согласуется с ФСБ.

      Этот момент детально проработан в

      Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63
      (ред. от 29.12.2016)

      22. Номенклатура должностей в 2 экземплярах направляется организацией, территориально обособленным подразделением на согласование в орган безопасности по месту их расположения. В сопроводительном письме о направлении номенклатуры должностей на согласование в орган безопасности указываются:
      а) сведения о лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну: дата выдачи, наименование органа безопасности, выдавшего лицензию, срок ее действия и номер (кроме организаций, не подлежащих лицензированию);
      б) сведения о согласовании предыдущей номенклатуры должностей: дата согласования, наименование органа безопасности, согласовавшего номенклатуру должностей;
      в) количество должностей, предусматривавшихся в предыдущей номенклатуре должностей для оформления допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей формам, причины увеличения или снижения количества указанных должностей в новой номенклатуре должностей.

      ФСБ может запретить, а не разрешить.

      Петров Михаил

      Такого в законе нет, не надо придумывать. Ограничение на выезд может накладываться как в период работы гражданина в организации, так и после его увольнения (в течение пяти лет после последнего ознакомления с СС).

      Но с «теоретиками» я не спорю, я просто знаю практику вопроса и она соответствует закону.


      И при этом будет учитываться фактическое ознакомление.Рукин Сергей

      Не будет, поскольку фактическое ознакомление при решении вопроса о выезде учитывается исключительно при окончания срока действия заключенного договора.Это прямо вытекает из положения ст. 15 Закона.

      Петров Михаил

      Дело в том, что на данный момент организация не имеет заказов, требующих ознакомления с совершенно секретными документами, поэтому на данный момент даже те, кто имеет вторую форму допуска ездят за

      А загранпаспорт, для имеющих вторую форму - сдается в кадры флота (округа).

      Рукин Сергей

      Где же в законе сказано о том, что паспорт сдается в кадры?

      Кроме того, где указано в законе, что

      ФСБ может запретить, а не разрешить.

      Рукин Сергей

      Органы безопасности не могут дать заключения о целесообразности выезда?

      И самому себе не надо противоречить:

      Рукин Сергей

      И в чем же оно выражено?!

      Такого в законе нет, не надо придумывать. Ограничение на выезд может накладываться как в период работы гражданина в организации, так и после его увольнения (в течение пяти лет после последнего ознакомления с СС ).

      Рукин Сергей

      Тут явно сказывается невнимательность.

      И при всем при этом

      Не будет, поскольку фактическое ознакомление при решении вопроса о выезде учитывается исключительно при окончания срока действия заключенного договора. Это прямо вытекает из положения ст. 15 Закона.Петров Михаил

      Рукин Сергей

      ,

      И самому себе не надо противоречить:

      Рукин Сергей

      И самому себе не надо противоречить:

      Рукин Сергей

      Этим, скорее всего и объясним их выезд. При оформлении разрешения на выезд указывается, что лицо, несмотря на наличие у него допуска фактически не ознакомлено с совершенно секретными сведениями. что облегчает процедуру прохождения оформления разрешения на выезд. Петров Михаил

      Рукин Сергей

      И как практик, скажите Вы готовили заключение о целесообразности выезда секретоносителя?!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве



  • Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ