Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Роспотребнадзор – государственный орган, название которого слышал практически каждый человек, проживающий в России. Однако чем занимается Роспотребнадзор, какие обязанности ему вменены вышестоящими законодательными органами, и, наоборот, что за полномочия ему предоставлены, знает далеко не каждый. В представленной ниже статье подробно рассмотрены все перечисленные вопросы.

Субъекты и Роспотребнадзор

Москва: в июне 2004 года высшим законодательным органом страны – Правительством было вынесено Постановление, которым фактически ратифицировало Положение, регулирующее деятельность Роспотребнадзора. Следует отметить, что это название органа является сокращенным, полное наименование этого учреждения – Федеральная служба по надзору в области защиты интересов потребителей и благополучия человека. Основным предназначением данной службы является контроль за соблюдением всеми субъектами бизнеса, к которым относятся индивидуальные предприниматели, организации и иные учреждения, закона о правах человека, а если быть точнее, о правах потребителя.

Кто такой потребитель, понять довольно несложно. Это любой человек, который решил воспользоваться или уже воспользовался услугами таких бизнесменов. Другими словами, под потребителем подразумевается человек, который приобрел какой-либо товар или заказал какую-нибудь услугу. Покупая в магазине продукты, человек автоматически становится потребителем. Более того, даже люди, не выходящие из дома, тоже считаются таковыми, ведь они пользуются услугами коммунальных служб. Те предоставляют им электроэнергию, воду, тепло, и тем самым являются исполнителями, а граждане, которые пользуются ими – потребителями.

Таким образом, в правоотношениях, возникающих между гражданами и предпринимателями по поводу продажи товаров или оказании услуг, всегда есть две стороны – покупатель и продавец (потребитель и исполнитель). Права и интересы первых при этом защищает закон о правах потребителей, а за соблюдением данного закона отвечает Роспотребнадзор, функции и полномочия которого этим, конечно, не ограничиваются.

Контроль над санитарией

Итак, Роспотребнадзор, функции которого определены в вышеуказанном Постановлении Правительства, занимается не только контролем за соблюдением закона о защите интересов потребителей. Среди других его основных функций можно отметить следующие.

Этот контролирующий орган уполномочен заниматься проверкой соблюдения всеми субъектами предпринимательства санитарного законодательства. И это вполне сочетается с функцией защиты потребителей. Ведь от того, насколько предприниматель соблюдает санитарно-эпидемиологические требования, напрямую зависят интересы конечного потребителя. Например, ресторан или иное заведение общественного питания обязано соблюдать всевозможные нормы в сфере санитарии, а если такого не происходит, если грубо нарушаются эти требования, то в результате может пострадать потребитель этих услуг или покупатель. Чтобы такого не произошло, Роспотребнадзор, функции которого в этом и состоят, предупреждает возможный вред гражданам, осуществляя проверки. Если в ходе такой проверки выявляются нарушения, то сотрудники этого контролирующего органа вправе наложить штраф и даже в особо тяжелых случаях прекратить деятельность бизнесменов.

Контроль над реализацией отдельных видов продукции

Следующей важной функцией упомянутого надзорного органа является осуществление контроля за правильной реализацией отдельных групп товаров. Если быть точнее, по некоторым товарам законодателем установлены определенные правила их продажи, которых должны придерживаться субъекты бизнеса. При нарушении таких правил виновному лицу грозит штраф, а контроль за их соблюдением как раз и реализует Роспотребнадзор. Функции этого уполномоченного органа предполагают необходимые в определенных случаях проверки для выявления подобных нарушений. К примеру, законодательным органом страны принято постановление о порядке и правилах реализации спиртосодержащей продукции. Как известно, продажа алкогольной продукции этим нормативным актом разрешена только в определенное время суток. Ночью такая продажа запрещена и грозит наказанием. Роспотребнадзор, адрес которого необходимо знать каждому гражданину, наделен полномочиями для проведения необходимых мероприятий по выявлению указанных нарушителей.

Ввоз продукции

Проверка Роспотребнадзора обязательна для ввозимых на территорию России грузов. Сотрудники этого ведомства должны проверять всю продукцию, которая поступает из-за рубежа, на соответствие установленным в государстве санитарно-эпидемиологическим требованиям. Для этого они и проводят карантинный контроль и другие мероприятия. Как известно, зачастую из зарубежья поступает продукция, которая, мягко говоря, не соответствует установленным в России нормам. К примеру, не так давно при проверке груза из Евросоюза служба Роспотребнадзора обнаружила, что ввозимое на территорию РФ мясо курицы не соответствует требованиям. Весь груз был задержан и не допущен на внутренний рынок. Эти требования могут быть различные, в зависимости от того, какой товар ввозится, тем ГОСТом или иным правовым актом руководствуются специалисты рассматриваемого ведомства.

Продовольственный резерв

Положением о Роспотребнадзоре последнему вменено в обязанности осуществлять контроль за качеством изделий из муки, макаронной продукции, хлеба и производных товаров, если те являются предметом государственных закупок. Но, кроме этого, управление Роспотребнадзора осуществляет проверку всех перечисленных товаров, если те подлежат ввозу или вывозу из страны. Данная функция государственного органа вполне объяснима. Хлеб и мучные изделия являются товаром первой необходимости, государство обеспечивает специальный резерв этих изделий на случай нестабильности на рынке. Поэтому качество таких изделий играет первостепенную роль, так как от него в определенный момент будет зависеть продовольственная обстановка в государстве. Проще говоря, государство должно быть уверено, что резервы хлебной продукции защищены, и эта продукция не сгниет в ближайшее время. Именно от качества это зависит напрямую. Осуществляет необходимые экспертизы по проверке такого качества Роспотребнадзор. Санкт-Петербург или любой другой город страны обладает соответствующим подразделением этого ведомства.

Энергоэффективность товаров

Функции рассматриваемого государственного органа многочисленны, большинство из них связано с защитой прав рядовых покупателей. Так, среди таких его обязанностей есть разработка соответствующих правил, на основании которых производители обязаны проставлять необходимую маркировку на своем товаре, если тот связан с электроэнергией. Организации, занимающиеся производством этих приборов должны уведомлять будущих покупателей о характеристиках таких изделий, в частности, об их энергетической эффективности. Эти сведения должны вноситься в техническую документацию товара, но помимо этого законодательством предусмотрено, что эта информация должна размещаться на этикетке, чтобы потенциальный покупатель мог свободно с ней ознакомиться.

Защита детей

В последнее время Российская Федерация огромную работу проводит в области защиты детей от неблагоприятных и негативных воздействий, которые могут принести всевозможные информационные источники. Одним из органов государственной власти, которые контролируют соблюдение всех требований к таким источникам информации и к размещаемым ими сведениям, является Роспотребнадзор по защите прав потребителей. Этот государственный исполнительный орган обязан производить все мероприятия, чтобы предотвратить отрицательное влияние информационных источников на подрастающее поколение.

К примеру, как многие заметили, в последние годы при показе всех кинофильмов установлена некая градация, определяющая, какие фильмы можно смотреть детям, какие нельзя. Конечно, это рекомендуемые показатели, однако устанавливаются они совместно со специалистами Роспотребнадзора. Его специалисты проводят различные экспертные изыскания новых кинопроектов, которые планируется выпустить на обозрение всех жителей страны. После таких экспертиз фильму устанавливается категорийность, если специалисты считают, что содержание может нанести вред психике ребенка или подростка, то ограничение проставляется на определенный возраст.

Примеров таких функций Роспотребнадзора, связанных с установлением классификации разной информационной продукции, достаточно много. Однако единственное, что их объединяет, это цель – защита детей, подростков от негативного влияния информационных источников, защита их здоровья, не только физиологического, но и психического. Как считает законодатель, информация, предназначенная для взрослых, не может быть показана и доступна несовершеннолетним. Поэтому Роспотребнадзор осуществляет контроль в этой сфере, требуя от работающих в области информации размещать на своих изделиях (например, DVD-диски, кассеты, журналы, газеты и т. п.) соответствующий идентификатор, указывающий, на какую категорию населения они рассчитаны и кому следует ограничить их реализацию.

Лицензирование

Законодательные акты России предусматривают, что определенные виды предпринимательской деятельности подлежат обязательному лицензированию. Без этой процедуры такая деятельность будет считаться незаконной, более того, будет преследоваться по закону. К примеру, лицензирование необходимо для некоторых видов строительной деятельности, для реализации и изготовления алкогольной продукции, для производства противопожарных средств и для многого другого. В зависимости от того, чем организация или частный предприниматель планирует заниматься, будет определяться и орган государства, который будет выдавать лицензию. Такие органы называют лицензиарами.

Роспотребнадзор также является лицензиаром. Он уполномочен выдавать лицензии бизнесменам на осуществление деятельности, которая связана с использованием и применением возбудителей инфекционных болезней как человека, так и животных. Другим направлением работы предпринимателей, которое подлежит лицензированию, а лицензиаром является Роспотребнадзор, считается деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения. Любой предприниматель, который желает заниматься перечисленными проектами и работами, должен собрать необходимый пакет документов и обратиться в Роспотребнадзор.

Как и у любого другого лицензиара, проверка Роспотребнадзора заключается в анализе всего пакета документов, представленного лицензиатом, а если имеются какие-нибудь недостатки, то в отказе в выдаче лицензии. Если же все документы в порядке, то в функции этого государственного органа входит выдача лицензии по установленному законодательством образцу.

Регистрационные функции

Роспотребназор осуществляет и некоторые регистрационные действия. Среди таковых можно назвать:

  1. Осуществление регистрации начала некоторых разновидностей работ и услуг, которые планируют начать организации и частные предприниматели.
  2. Регистрирует и определяет показатели ухудшения водоснабжения, в частности, питьевой и горячей воды.
  3. Регистрирует и устанавливает определенные характеристики для определения качества питьевой воды.
  4. Роспотребнадзор, телефон территориального органа которого можно найти на соответствующем официальном сайте, осуществляет, помимо перечисленного, регистрацию новых препаратов (биологических, химических), которые являются потенциально опасными для человека. Это не распространяется на лекарственные средства, лицензиаром по которым является совершенно другой государственный орган.
  5. Кроме препаратов, регистрирует и другие виды товаров, которые представляют опасность для людей, Роспотребнадзор. Санкт-Петербург, Москва, Волгоград – где бы ни появились новые средства, все должно пройти через этот исполнительный орган.
  6. В обязанности рассматриваемого государственного органа входит регистрация некоторых продуктов и товаров (в том числе и пищевых), каковые впервые ввозятся на территорию России.
  7. Одной из обязанностей этой организации является учет и регистрация людей, которые в результате своей работы подверглись радиационному облучению. К таковым относятся и лица, который устраняли последствия аварии в Чернобыле, а также люди, которые проживали в том районе. Регистрации в Роспотребнадзоре подлежат и другие люди, которые были облучены. Необходимость такой регистрации заключается в том, чтобы сотрудники этого ведомства могли оказать непосредственную помощь перечисленным лицам или, по крайней мере, проследить за тем, чтобы не нарушались их права.

Это не исчерпывающий список того, что регистрирует Роспотребназор. Существует довольно много и других действий, которые подлежат учету этим органом.

Функции в области санитарно-эпидемиологической обстановки

Как было указано выше, орган осуществляет контроль за соблюдением санитарных условий, санитарное заключение Роспотребнадзора является необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Однако есть и схожее с этим направление его деятельности, но в более глобальных условиях. Чем-то эти функции пересекаются с обязанностями органов здравоохранения. Так, Роспотребнадзор обязан проводить соответствующие мероприятия, которые направлены на выявление, установление причин, которые сопровождают возникновение инфекционных заболеваний и отравлений. В необходимых экстренных случаях на руководство этого органа возлагаются задачи по оповещению всех заинтересованных организаций о том, какая складывается в регионе санитарно-эпидемиологическая обстановка. К числу таких организаций относятся органы местного самоуправления, государственные органы, администрации субъектов России. Население региона, в котором расположено территориальное управление Роспотребнадзора, также должно уведомляться об этом. В случае, если в субъекте федерации складывается отрицательная обстановка, то специалисты Роспотребнадзора должны принимать соответствующие действия. Они обязаны подготовить необходимые рекомендации и план действий, а если нужно, установить карантинный контроль или другие ограничительные меры. Для этих целей также проводятся социально-гигиенические процедуры.

Как видно, организация имеет достаточно много полномочий в сфере санитарии, а потому в права Роспотребнадзора входит осуществление надзора за такой известной службой, как СЭС. Надзорный орган принимает соответствующие меры, которые позволят предотвратить кризис в санитарно-эпидемиологической обстановке. Этими мерами являются разработка всяческих нормативов и стандартов в этой области. Однако помимо того, что этот орган разрабатывает нормы, он еще и следит за тем, чтобы все организации и предприниматели их соблюдали. Поэтому, в случае нарушения последними этих правил, на государственную организацию возлагаются обязанности по привлечению к ответственности виновных лиц.

Другие функции

Помимо перечисленных, к функциям государственного ведомства относятся и такие, как прием заявлений от граждан, их рассмотрение и принятие мер. Физические лица, права и интересы которых в области потребления были нарушены, могут обратиться в территориальный Роспотребнадзор. Они вправе потребовать тщательно рассмотреть их жалобу и принять решение в соответствии с законодательством.

С целью надлежащего ведения своей деятельности Роспотребнадзор, телефон которого можно узнать в бесплатной справочной телефонной службе любого города, проводит координирование своих действий не только с организациями внутри страны, но и с компетентными органами иностранных государств. Наиболее ярко данное сотрудничество проявляется при осуществлении экспорта и импорта товаров.

Руководство

Роспотребнадзор (Москва) возглавляет начальник, которого назначает на должность высший исполнительный орган страны (Правительство). У этого руководителя имеется и другое наименование – Главный государственный санитарный врач России. Именно на него возложена обязанность следить за тем, чтобы все территориальные подразделения качественно выполняли возложенные на них функции. Как и во всех организациях, у руководителя имеются заместители, так же, как и он, назначаемые Правительством, но уже на основании его ходатайства.

Таким образом, Роспотребнадзор (адрес головного офиса в Москве - Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7) является весьма важным государственным органом, который имеет определенные обязанности, объективно и субъективно связанные с правами людей в области потребления. Без этой организации существование государства было бы немыслимым, а права простых граждан уже не защищались бы с тем качеством. Значение того, чем занимается Роспотребнадзор, и функции, перечисленные в настоящей статье, не являются полным перечнем. Помимо них, имеется множество других актуальных и второстепенных вопросов, решить которые может только эта организация.

Что проверяет Роспотребнадзор ? Этот вопрос возникает, когда компаниям, фирмам, ИП приходится сталкиваться с проверками такого рода. Давайте узнаем, что проверяет данный контролирующий орган, какими бывают его проверки, какие документы должны быть предъявлены юридическими лицами проверяющим, а также поговорим о сроках проверок Роспотребнадзора.

Чем занимается Роспотребнадзор?

Деятельность государственной службы под названием Роспотребнадзор довольно разнообразна, так как она объединила в себе функции сразу нескольких министерств и ведомств. В частности Роспотребнадзор осуществляет:

  • санитарно-эпидемиологический надзор (например, в сфере общепита, в строительстве, на производстве и в других сферах);
  • контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей;
  • выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на основании проведенных проверок;
  • проведение социально-гигиенического мониторинга;
  • координацию деятельности территориальных подразделений;
  • аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды;
  • ведение учета, статистики и ряд других функций.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 322 от 30.06.2004.

Кого может проверить Роспотребнадзор?

Данное ведомство наделено широкими правами. По этой причине проверке Роспотребнадзора могут подвергнуться практически все организации, учреждения, компании, предприятия и предприниматели.

Наиболее часто с проверками данного ведомства сталкиваются те из них, кто находится в тесной связи с обслуживанием населения (оказанием ему услуг, в том числе бытовых, продажей лекарств, товаров продовольственного и промышленного назначения, общественным питанием и пр.). Помимо этого, проверке часто подвергаются дошкольные и школьные учреждения.

Как осуществляется проверка Роспотребнадзором?

До того как приступить к проверке, специалист Роспотребнадзора должен предъявить вам удостоверение вместе с распоряжением о ее проведении за подписью руководителя территориального отдела управления Роспотребнадзора. В распоряжении должны быть указаны все необходимые сведения о сроке проверки, адресе, по которому она будет проводиться, и данные инспекторов.

Кстати, что касается сроков, то проверка не должна быть продолжительнее 20 дней. Продолжительность может быть увеличена только в определенных случаях и по распоряжению руководства Роспотребнадзора. Уведомление об этом руководителя организации — обязательно.

При осуществлении выездных проверок малых предприятий инспекторам отводится и вовсе не более 50 часов в год, а если это микропредприятие — не более 15.

Для определения продолжительности проверки одного юридического лица предстоит сложить затраченное время на проверки, проведенные любыми надзорными органами в течение года.

Что проверяет территориальный отдел управления Роспотребнадзора?

Зачастую проверки Роспотребнадзора проводятся по заявлениям населения относительно нарушений в работе предприятий торговли и общепита, по жалобам граждан относительно нарушений складирования мусора и отходов на прилегающих к предприятиям территориях, превышения ими допустимого уровня шума и т. д.

По всем обращениям территориальный контролирующий орган вправе организовать проверку:

Не знаете свои права?

  • правильности оформления трудовых книжек и договоров сотрудников;
  • наличия документации, подтверждающей квалификацию работников (копий документов об образовании);
  • наличия у сотрудников медкнижек;
  • наличия и ведения журналов, в которых ведется учет контрольных мероприятий в соответствии с российским законодательством (ст. 16 закона «О защите прав юрлиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ);
  • наличия сертификатов на товар, акцизов на нем;
  • проверку ККМ (контрольно-кассовых машин);
  • помещений и др.

Проверяющие вправе осуществлять и контрольные закупки товаров. В ходе проверки инспектор может брать пробы и образцы продукции для отправки их на исследование с обязательным составлением протокола. Ему должна предоставляться вся необходимая документация.

Если речь идет о проверке помещений, то чаще речь идет о визуальном осмотре. Помимо этого, проводятся необходимые замеры площадей, оконных и дверных проемов, которые должны соответствовать существующим стандартам.

Уделяется внимание наличию и исправности вентиляции, ее изоляции от воздуховодов жилых домов и помещений. Само помещение не должно иметь существенных отклонений от заявленного проекта, который составляется в том числе и с учетом штата предприятия. Например, СанПиН устанавливает норму площади на 1 сотрудника — и она должна быть соблюдена.

Документы, предоставляемые инспекторам Роспотребнадзора

В ходе проверки инспекторы отмечают наличие:

  • вывески в соответствии с предъявляемыми требованиями;
  • уголков потребителей (клиентов, пациентов);
  • цен на товары или оказываемые услуги за подписью руководителя;
  • свидетельства о праве собственности на помещение или договора на его аренду;
  • договоров на вывоз мусора и проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
  • устава организации, свидетельства о присвоении ИНН;
  • журналов учета проверок санитарного состояния, санитарно-эпидемиологических и экспертных заключений;
  • лицензии на осуществление предпринимательской деятельности и прочих документов.

Следует сказать и о том, что возможны отличия предъявляемых к обязательной документации требований в зависимости от региона.

Инспекторы Роспотребнадзора оценивают всю предоставленную документацию с точки зрения законности, соответствия нормативным актам, положениям.

Полномочия Роспотребнадзора по итогам проверки

По результатам проведенных проверок Роспотребнадзором выдаются заключения с указанием выявленных нарушений, предлагаются мероприятия (даются рекомендации) по их устранению, а также выписываются предписания относительно наказания виновных лиц.

В случае неисполнения требований инспекторов руководители организаций (предприниматели) привлекаются к административной ответственности согласно нормам законодательства (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Эта норма предусматривает штраф, размеры которого для должностных лиц варьируются от 2 000 до 4 000 рублей.

Что находится вне компетенции Роспотребнадзора?

Полномочия Роспотребнадзора не безграничны. Так, например, инспекторы не вправе:

  • осуществлять плановую проверку без присутствия должностных лиц или лиц, являющихся представителями того юридического лица, в отношении которого она проводится (исключение составляют случаи, когда присутствует угроза здоровью и жизни граждан, представителям фауны и флоры, государственной безопасности или при техногенных катастрофах);
  • изымать оригиналы документации или требовать документы, информацию или образцы продукции, не являющейся объектами проверки;
  • превышать сроки проведения проверки, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • отбирать пробы (образцы) продукции для дальнейших исследований или проведения экспертизы сверх установленных стандартами норм и без оформления соответствующих документов (актов об отборе);
  • выдавать организациям и ИП предписаний относительно проведения за их счет контрольных мероприятий.

Плановые проверки

Территориальные отделы Роспотребнадзора наделены функциями, о которых говорилось выше. Какими могут быть проверки Роспотребнадзора:

  • плановыми;
  • внеплановыми;
  • выездными,
  • документарными.

Плановые проверки осуществляются на основании ежегодно составляемого плана (графика), ознакомиться с которым можно на официальных сайтах территориальных органов данного ведомства и прокуратур в регионах. В плане указаны следующие данные:

  • дата проверки;
  • ее продолжительность;
  • лица, в отношении которых будет проведена проверка;
  • предмет проверки.

В соответствии с законом о защите прав предпринимателей при проведении проверок, юридическое лицо должно быть извещено о планируемой проверке как минимум за 3 дня до ее начала. Проверяющий орган уведомляет юридические лица о планируемых действиях следующим образом:

  • почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • личным вручением извещения законному представителю юрлица под подпись.

Такие проверки проводятся не менее чем через 3 года:

  • после регистрации юрлица;
  • начала осуществления предпринимательской деятельности;
  • со дня окончания предыдущей проверки.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки могут быть проведены:

  • по истечении сроков, установленных для исполнения ранее выданных предписаний;
  • при поступлении в территориальные органы Роспотребнадзора обращений, сообщающих о фактах, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан и окружающей среде;
  • в случаях нарушения прав потребителей.

Если в обращениях физических и юридических лиц не указываются конкретные факты нарушений или поданы они в анонимном порядке, то в проверке будет отказано. Следует упомянуть и о том, что проведение внеплановой проверки возможно лишь с согласия прокуратуры, являющейся надзорным органом. В противном случае ее результаты будут признаны недействительными.

Исключения допускаются в случаях поступления в Роспотребнадзор экстренных сообщений о ситуациях, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, животному и растительному миру, объектам, имеющим историческую ценность, или безопасности страны.

Уведомить юридическое лицо о предстоящей проверке следует не позднее чем за сутки до ее начала. В экстренных случаях данное требование может не соблюдаться.

Выездные и документарные проверки

Выездные и документарные проверки также могут быть плановыми и внеплановыми.

В первом случае помимо документации осуществляется проверка товаров, оборудования, помещений и территорий.

Во втором — проверка осуществляется без выезда на место, при этом необходимые документы в Роспотребнадзор предоставляются юридическим лицом. Если в ходе нее выявляются серьезные нарушения, тогда возможно назначение выездной проверки. В ходе документарной проверки допускается проведение исследования и документации, и образцов продукции.

Ключевые документы Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Закон Российской Федерации о защите прав потребителей
Постановление Правительства РФ № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор ) - федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России. Осуществляет социально-гигиенический мониторинг, санитарно -гигиенический , санитарно-эпидемиологический государственный надзор и контроль , организацию и проведение противоэпидемических мероприятий, а также надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей.

История [ | ]

Предшествующие организации:

XIX - начало XX века [ | ]

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции . С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел .

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Всего в органах и организациях Федеральной службы в настоящее время работает около 110 тысяч специалистов .

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по субъектам РФ.

В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

Функции [ | ]

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации , Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации , Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации .

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 .

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Структура службы [ | ]

Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены:

  • управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации , управления по г. Москве , по г. Санкт-Петербургу и управление по железнодорожному транспорту . Управления в субъектах РФ в свою очередь представлены руководством и отделами и им подчинены территориальные отделы . Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту подчинены территориальные отделы по железным дорогам РФ , включающие структурно отделения, участки и пункты санитарно-карантинного пропуска ;
  • центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, в г. Москве, в г. Санкт-Петербурге, по железнодорожному транспорту и федеральные бюджетные учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» и «„Информационно-методический центр“ Роспотребнадзора». Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ представлены руководством, отделами и лабораториями и им подчинены территориальные филиалы . ЦГиЭ по железнодорожному транспорту подчинены дорожные филиалы по железным дорогам РФ ;
  • и центры;
  • санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны , Министерство внутренних дел , Федеральная служба безопасности , Федеральная служба охраны , Управление делами Президента , Главное управление специальных программ Президента , Федеральная служба исполнения наказаний , Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.

Классные чины в Роспотребнадзоре [ | ]

Согласно ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы (к которой относится и служба в Роспотребнадзоре):

Высшая группа Главная группа Ведущая группа Старшая группа Младшая группа

В качестве знаков различия по классным чинам для должностных лиц Роспотребнадзора устанавливаются наплечные знаки различия. Наплечные знаки представляют собой четырёхугольник с параллельными боковыми сторонами и закругленным верхним краем. Размеры наплечных знаков: длина 14 - 16 см (для женщин - 12 - 14 см), ширина - 4 см (для высшего состава - 4,5 см). Наплечные знаки изготавливаются из ткани тёмно-бордового цвета.

Наблюдатели указывают на связь запретов Роспотребнадзора с ухудшением отношений России с той или иной страной . В частности в разное время Роспотребнадзор подвергал санкциям :

Все санкции мотивировались «санитарными соображениями», что по мнению международных наблюдателей является лишь надуманым предлогом для политического давления на оппонетов .

Интересные факты [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Графические изображения элементов формы и знаков различия классных чинов должностных лиц Роспотребнадзора
  2. Глава 20. Административный надзор / § 2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор // Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000. - 640 с. (С. 209-212) ISBN 5-89123-389-4 .
  3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» , ИПС «Гарант ».
  4. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» , ИПС «Гарант ».

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)

С изменениями и дополнениями от:

23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г., 26 марта 2019 г.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67 Положение дополнено подпунктом 5.1.8

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 744 Положение дополнено пунктом 5.1.9

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности , отнесенных к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 Положение дополнено подпунктом 5.2.3

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях , подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.2.5

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.6 с 4 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 24 апреля 2018 г. N 501

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.3.5

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. N 61 Положение дополнено подпунктом 5.7.1

5.7.1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8.1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 428 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

5.8.2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.8.3 с 30 сентября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1129

5.8.3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов , государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.13.1

5.13.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 616 Положение дополнено подпунктом 6.9

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов - главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.8

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.9

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 9.10 с 5 апреля 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 26 марта 2019 г. N 313

9.10. представляет в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации.

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ