Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Российским законодательством предусмотрены специальные требования, которые касаются оформления административного искового заявления и его подачи в суд. В нашей статье мы подробно расскажем о том, как подготовить грамотный иск по административному делу, куда его следует подать и когда он будет рассмотрен.

С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений. В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков. Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

Согласно статьи 125 КАС РФ исковое заявление по административному делу составляется в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты, подписей истца или его представителя при наличии у последнего соответствующих полномочий. В административном исковом заявлении обязательно должны быть указаны:

  • наименование судебного органа, куда подается документ;
  • полные данные истца:
    • наименование организации, ее место нахождения, а также сведения о ее государственной регистрации - если истцом является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или место пребывания, дата и место рождения - если истцом является физическое лицо, а также сведения о высшем юридическом образовании при намерении вести административное дело лично по делам, которым предусмотрено обязательное участие представителя;
    • наименование организации или ФИО представителя, его почтовый адрес, если заявление подается представителем;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты истца или его представителя;
  • полные данные ответчика:
    • наименование организации, ее место нахождения, сведения о ее государственной регистрации (если известно) - если ответчиком является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения - если ответчиком является физическое лицо;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты ответчика (если известны);
  • информация о том, какие права и законные интересы истца были нарушены или о причинах, которые могут повлечь собой их нарушение;
  • требования истца к административному ответчику, с изложением оснований и доводов истца, обосновывающих эти требования;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при том, что данный порядок установлен законодательством;
  • если подавалась жалоба в порядке подчиненности, сообщить сведения о ее подаче и результатах;
  • другие сведения, предусмотренные отдельными категориями административных дел;
  • полный перечень документов, которые прилагаются к административному исковому заявлению.

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Как правило, подача искового заявления об оспаривании решения органа власти предшествует обращению истца в этот орган и получению официального отказа или не получению ответа в установленный срок. К органам власти, действия которых подлежат оспаривание в судебном порядке, относятся органы власти РФ, краевые, республиканские и областные органы власти, а также органы власти муниципалитета.

Важно! Большинство исковых заявлений по административным делам связаны именно с оспариванием решений органов власти. Здесь стоит отметить одну особенность - при их составлении можно воспользоваться правом заявить ходатайство о применении мер предварительной защиты, и таким образом приостановить действие решения или иное (глава 7 КАС РФ).

Административный иск на действия должностного лица

Обращение в суд с административным иском на действия должностных лиц позволит защитить нарушенные права в рамках решения проблемы с оформлением или получением необходимых документов. Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав. Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.

Административный иск на действия судебного пристава-исполнителя

Исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается, когда исполнение судебного постановления излишне затягивается либо судебный пристав совершает действия, способствующие нарушению прав заявителя. Стоит отметить, что данную возможность нередко используют с целью затянуть исполнение судебного постановления. Иск на действия судебных приставов-исполнителей может подать любое физическое или юридическое лицо, чьи права были нарушены.

Подача иска по административным делам в суд

Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить:

  • копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
  • документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
  • доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.

Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома. Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании. Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений:

  • принять иск к производству;
  • оставить иск без движения;
  • отказать в принятии иска;
  • вернуть иск заявителю.

Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме.

Важно! Кроме всего вышесказанного следует отметить, что административное судопроизводство имеет такую особенность, как невозможность подачи встречного иска ответчиком. Так, например, при оспаривании нормативных актов либо обжаловании решений органов власти подача встречного иска не допускается!

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 219 КАС РФ Главы 22 «Срок обращения с административным исковым заявлением в суд». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 219 КАС РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму

Фиксация административных правонарушений служит поводом для запуска процесса, нацеленного на привлечение нарушителя к ответственности. Однако, согласно кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП), правоохранительным органам отводится определенный период для взыскания задолженности с виновника, отсчитываемый от даты нарушения.

Что такое исковая давность

Срок давности по административным делам — время, по истечении которого нарушитель не может понести наказание за совершенные им правонарушения. Часто это происходит из-за умышленного затягивания судопроизводства либо слишком длительного выяснения обстоятельств, связанных с делом.

Административное правонарушение согласно определению рассматривается правоохранительными структурами как совершение деяний, противоречащих положениям КоАП РФ. Каждая статья кодекса предусматривает выделение четкого срока, в течение которого сохраняется право предъявить претензию.

Период давности

Законодательная база

Согласно правовой дисциплине в КоАП РФ указаны все деяния в сфере административного права, их подробное описание, субъект и объект нарушения, наказание, которое понесет гражданин в случае их совершения. По п. 1 ст. 4.5 КоАП условное время, в течение которого можно привлечь нарушителя — 2 месяца. Если же уже началось судопроизводство, то согласно законодательству он увеличивается до 3 мес. В различных нормативно-правовых актах могут быть указаны альтернативные условия.

Срок подачи правоохранителями административного искового заявления в суд определяется п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП. При этом женщины, вынашивающие ребенка и/или воспитывающие детей возрастом до 14 лет, несовершеннолетние, лица с инвалидностью I или II группы, военнослужащие либо граждане, получившие предписание о прохождении военных сборов, не могут быть подвергнуты административному аресту либо выполнять исправительные работы.

Срок давности

Виды сроков исковой давности

Все сферы правовой дисциплины отличаются собственными сроками давности, притом они могут действовать как на федеративном уровне, так и в пределах отдельных областей согласно законодательным актам субъекта федерации. При этом период, в ходе которого можно начать процесс взыскания долга, является общим для всей России. В КоАП и в других подобных документах предусмотрены разные показатели:

  • стандартный – 2 месяца с момента совершения нарушения, либо 3 месяца если дело рассматривается в суде;
  • для правонарушений, связанных с защитой детских прав, нарушением правил противопожарной безопасности или авторского права и т.д. – 1 год с дня, в который было осуществлено противоправное деяние;
  • если гражданин нарушил статью КоАП, предусматривающую ответственность в виде дисквалификации, то отсчет ведется не с момента противоправного деяния, а со времени, когда оно было выявлено;
  • нарушение административных нормативно-правовых актов, приведенных в Таможенном Кодексе РФ, а также в некоторых других случаях, срок давности по допущенным административным нарушениям достигает двух лет, если же преступление связано с коррупцией, прекращение судебного преследования допускается лишь через 6 лет.

В комментариях, оставленных представителями властных структур, указывается, что при рассмотрении нарушений правил дорожного движения, срок подачи административного иска по КАС РФ — 12 месяцев с даты фиксации. При получении документа, обязывающего осуществить штрафной платеж, выделяется период в 10 суток, во время которого можно подать жалобу. Если же ДТП привело к тяжелым последствиям, то к административной ответственности добавляется уголовная.

Длящееся нарушение

Если обязательство об оплате не будет исполнено, то дело подается на рассмотрение в судебные органы либо приставам. В результате этого действия размер штрафа может значительно увеличиться, также появляется вероятность наложения ареста на 15 суток либо назначение исправительных работ сроком до 50 часов. При этом важно понимать, чем отличается административный иск от гражданского – государственный обвинитель действует в строгом соответствии с процессуальными требованиями. Только он имеет право подавать на рассмотрение подобные дела.

Важно! Пропустить этап судебного разбирательства и избежать выплаты налогов и судебных издержек, если урегулировать спор в досудебном порядке. Если обвиняемый подаст ходатайство на рассмотрение своего дела по официальному месту его проживания, срок исковой давности по требованиям КАС РФ приостанавливается в случае его принятия. Отсчет возобновляется, когда материалы по делу поступают на рассмотрение в суд.

Что такое длящееся правонарушение

Нередко граждан беспокоит, законны ли попытки правоохранительных структур привлекать их к ответственности за нарушение положений КоАП уже после того, как истекают описанные выше сроки после совершения нарушения.

В п.1 КоАП Ст. 4.5 указано, что постановление, связанное с правонарушением, не может быть вынесено после предусмотренных законом сроков. Пункт 2 этой же статьи отмечает, что при длящемся правонарушении отчет ведется с того момента, как оно было зафиксировано правоохранительными структурами.

Дополнительная информация. Соответствующее определение было разработано для того, чтобы граждане не могли избежать ответственности за более опасные деяния, нарушающие нормы административного права. Оно отображено в постановлении ВС РФ от 24.03.2005 №5. Данная норма определяет, что длящееся нарушение связано с продолжительным отказом от выполнения или неправильным выполнением наложенных законом обязательств.

Дорожное происшествие

Срок давности по штрафам ГИБДД

В отношении подобных нарушений срок исковой давности КоАП строг – они вынесены в отдельный раздел, и за их нарушение можно попасть под штрафные санкции, а также лишиться прав или получить другие ограничения. С ст. 31 КоАП указано, постановление о наказании не исполняется, если его не привели в действие спустя 2 года после того, как оно приобрело законную силу.

Постановление о финансовой ответственности за нарушение ПДД в виде штрафных санкций наступает спустя 10 суток после его вынесения. Данный срок позволяет обжаловать решение, также он учитывается при расчете срока давности – два года плюс десять лет. Если же водитель успел обжаловать решение, то давность приостанавливается вплоть до того момента, как дело будет пересмотрено и судья издаст новое постановление.

Руководствуясь нормами законодательства, нарушители действительно могут избежать ответственности, однако всегда нужно помнить, что неуплата штрафа может привести к удвоению его размера (при этом величина санкции никогда не будет меньше 1000 рублей), а также повлечь арест или исправительные работы.

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

  • проверено сегодня
  • кодекс от 30.07.2018
  • вступила в силу 15.09.2015

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) 21-ФЗ

Раздел IV особенности производства по отдельным категориям административных дел

Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Сравнить с редакцией статьи от 15.09.2015

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.


1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.


2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.


3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.


4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.


5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.


6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.


7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.


8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ