Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Стандарт предприятия
СТП 581-6.7-008-2006,
утвержден генеральным директором ОАО "РПЗ"

СУОТ. Мониторинг и оценка эффективности системы

1.2. Положения настоящей процедуры распространяются на все механические, сборочные, вспомогательные подразделения.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:

OHSAS 18001-1999 "Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья";

5.2.2. Первая ступень контроля ОТ проводится ежедневно в течение рабочей смены технологами, контролерами, мастерами и другими непосредственными руководителями. При этом производятся контроль и надзор за безопасным выполнением работ подчиненными, соблюдением ими технологических процессов, инструкций по охране труда, техническим состоянием рабочих мест и оборудования. Все замечания по ОТ записываются в журнал мастера () и при необходимости докладываются начальнику цеха (отдела). За каждое нарушение правил ОТ мастер или другой непосредственный руководитель может депремировать нарушителя на 10% через экономиста и руководителя цеха (отдела).

5.2.3. Вторая ступень контроля состояния ОТ проводится раз в неделю начальником цеха (отдела), его заместителями, начальником технологического бюро, бюро технического контроля, механиком, энергетиком цеха с участием предцехкома, старшего общественного инспектора цеха по ОТ по составленному начальником цеха (отдела) графику с разбивкой по дням недели и закрепленным участкам. При этом осуществляется контроль качества проведения непосредственными руководителями контроля первой ступени, соблюдения технологических процессов, правил по охране труда, технике безопасности, промсанитарии, пожарной безопасности, технического состояния рабочих мест, оборудования, помещений, обеспечения здоровых и безопасных условий труда на всех рабочих местах цеха (отдела). Результаты контроля записываются в журнал второй ступени в соответствии с .

За каждое выявленное нарушение в работе по ОТ, технике безопасности, пожарной безопасности, промсанитарии виновный непосредственный руководитель может депремироваться за месяц на 5%.

5.2.4. Третья ступень контроля состояния ОТ проводится не реже одного раза в месяц заводской комиссией в составе главного инженера, его заместителей, главных специалистов согласно ежегодно утверждаемому графику с целью комплексного обследования состояния охраны и условий труда, техники безопасности, пожарной безопасности, промсанитарии в цехах и отделах завода с составлением акта в соответствии с и мероприятий по устранению выявленных нарушений с оценкой цеха (отдела) по состоянию ОТ. Мероприятия по устранению выявленных нарушений выполняются с оценкой цеха (отдела) по состоянию ОТ в соответствии с .

5.3. Процесс мониторинга

5.3.1. Цель процесса - проверка соответствия деятельности организации в области профессиональной безопасности и здоровья на рабочих местах посредством мониторинга периодичности и уровня эффективности проведения контроля за состоянием ОТ на ОАО "РПЗ".

Политика в области ОТ;

Нормативные акты ОАО "РПЗ";

Инструкции по ОТ;

Сведения об используемом оборудовании;

Государственные стандарты ССБТ.

Акт о проведении третьей ступени контроля с планом мероприятий по устранению нарушений.

Раздел II. Летучий контроль

1. Область применения

1.1. Настоящая процедура устанавливает порядок проведения летучего контроля (текущего мониторинга).

1.2. Положения настоящей процедуры распространяются на все механические, сборочные, вспомогательные подразделения организации.

2. Нормативные ссылки

OHSAS 18001-1999 "Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья".

5.2.2. Летучий контроль безопасности труда осуществляется работником ООТ, назначенным приказом начальника ООТ на конкретный участок, с возможным участием представителя цеха, отдела.

При этом работник ООТ имеет право:

Беспрепятственного контроля за выполнением правил по охране и условиям труда, технике безопасности и промсанитарии в рабочее время, а по решению руководства предприятия - также в выходные и праздничные дни;

Требовать от всех руководителей немедленного устранения нарушений правил безопасности или прекращения работ до устранения нарушений;

Требовать от работников предприятия, нарушающих правила безопасности, предъявления пропуска;

Ходатайствовать перед администрацией о наложении взысканий на нарушителей техники безопасности и поощрении активистов.

5.2.3. По результатам контроля определяется коэффициент безопасности К об по пятибалльной системе и выписывается в двух экземплярах листок летучего контроля безопасности труда по форме, приведенной в .

5.2.4. По результатам летучего контроля может быть выписано предписание с требованием устранить выявленные несоответствия согласно форме, приведенной в .

Первый экземпляр этих документов с указанием срока исполнения выдается исполнителю (начальнику цеха, отдела) под расписку, второй - хранится в ООТ и служит для контроля.

5.2.5. После выполнения указанных мероприятий или ликвидации недостатков листок и (или) предписание возвращаются в ООТ с отметками о выполнении за подписью начальника цеха или отдела.

5.3. Процесс летучего контроля

5.3.1. Цель процесса - проверка соблюдения безопасности на рабочих местах.

5.3.2. Входные данные процесса:

Требования законодательства РФ;

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

5.3.3. Выходные данные процесса:

Листок летучего контроля.

5.3.4. Порядок действий:

5.3.4.1. Осмотр участка.

5.3.4.2. Определение К об.

5.3.4.3. Составление предписания.

5.3.4.4. Устранение недостатков.

Раздел III. Инструментальный контроль

1. Область применения

1.1. Настоящая процедура устанавливает порядок и правила проведения мониторинга условий труда инструментальным методом.

1.2. Положения настоящей процедуры распространяются на все подразделения предприятия и выполняются в соответствии с ежегодным планом производственного контроля.

2. Нормативные ссылки

OHSAS 18001-1999 "Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья".

5.2.4. Проверка на соответствие требованиям законодательства РФ и локальных нормативных актов осуществляется специалистами Бюро ООТ, заключения передаются в проверенные цеха.

5.2.5. Данные по заключениям Бюро ООТ вносятся руководителями подразделений в санитарно-технический паспорт, хранящийся на производственных участках подразделений.

5.2.6. При несоответствии условий труда на рабочих местах установленным нормам Бюро ООТ направляет протокол соответствующему руководителю подразделения с предписанием принятия мер и контролирует их выполнение. После чего организует проведение повторных инструментальных замеров ИЛ ООТ.

5.3. Процесс мониторинга

Структурная схема процесса приведена в .

5.3.1. Цель процесса - проверка соответствия условий труда требованиям, установленным законодательными актами РФ и нормативными актами ОАО "РПЗ".

5.3.2. Входные данные процесса:

ССБТ;

План ежегодного контроля условий труда.

5.3.3. Выходные данные процесса:

Занесение данных в санитарно-технический паспорт;

Занесение данных в журнал учета данных корректирующих и предупреждающих действий;

Отчеты о несоответствиях;

Перечень несоответствий.

5.3.4. Порядок действий:

5.3.4.1. Проведение инструментального контроля.

5.3.4.2. Проверка на соответствие требованиям законодательства РФ.

5.3.4.3. Оформление данных по заключениям Бюро ООТ.

5.3.4.4. Составление корректирующих мер.

5.3.4.5. Выполнение корректирующих мер.

5.3.4.6. Проведение повторных инструментальных замеров.

5.4. Хранение документации

Подлинник настоящего стандарта хранится в ЕОТД; копия - в Бюро ООТ в течение 5 лет, ответственным за хранение является начальник Бюро ООТ; электронная версия - в общезаводской сети предприятия по адресу: Сервер S1/V1007/USER/OOT.

Приложение А

(обязательное)

Схема трехступенчатого контроля

Приложение Б

Форма журнала мастера

Дата проведения контроля

Недостатки, выявленные при контроле, и принятые меры по их устранению

Срок выполнения

Ответственность

Отметка о выполнении

Приложение В

Форма страницы журнала второй ступени

Дата проверки

Результаты контроля; нарушения, выявленные при контроле

Должности, фамилия и подпись лиц, проводивших контроль

Решение начальника по устранению нарушений или мероприятия, направленные на улучшение условий труда

Ответственный исполнитель

Срок выполнения

Отметка о выполнении

Дата

Подпись руководителя

Приложение Г

(обязательное)

Форма акта третьей ступени и плана мероприятий по устранению нарушений

Утверждаю
Генеральный директор ОАО "РПЗ"
______________________ Ф. И. О.

"___" _________________ 200 __ г.

АКТ № 1
от __________
О комплексном обследовании охраны труда, техники безопасности и промсанитарии
(3-я ступень охраны труда) в цехе № _________

Акт составлен комиссией в соответствии с приказом от _________________ № _____ в составе:

председатель комиссии - _____________________________________________________

члены комиссии: ____________________________________________________________

"___" _____________ 200 __ г. комиссия провела ______________________________________

По акту было намечено _____ мероприятия, из них не выполнены:

П. ________________

П. ________________

П. ________________

По данным председателя цехового комитета цеха № _____ за прошедший год отдохнули и провели курс лечения:

В турбазе _____ человек;

В профилактории _____ человек;

В санатории _____ человек.

Общий коэффициент охраны труда по цеху № 2 за _____ г. составил _____

По результатам проверки комиссия признала состояние охраны труда в цехе № _____ удовлетворительным и предлагает выполнить в _____ г. следующие мероприятия:

№ п/п

Мероприятия на _____ г.

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

Отметка о выполнении

Осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах, мониторинга условий и охраны труда, внутреннего и внешнего аудитов по вопросам охраны труда и безопасности образовательного процесса предусматривает:

Проверку (обследование) состояния охраны труда в образовательной организации и соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

Выполнение работниками образовательной организации обязанностей по охране труда;

Выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;

Принятие мер по устранению выявленных недостатков.

В рамках функционирования СУОТ, как правило, осуществляются два основных вида контроля:

административно-общественный трехступенчатый контроль по охране труда;

и производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

I ступень.

Ежедневный контроль со стороны руководителей структурных подразделений (старший воспитатель, заведующий хозяйством), педагогических работников за состоянием рабочих мест,выявлением профессиональных рисков на рабочих местах, безопасностью используемых в процессе трудовой и образовательной деятельности оборудования, инвентаря, приборов, технических и наглядных средств обучения, размещенных в здании и на территории образовательной организации, а также самоконтроль работников за соблюдением требований охраны труда, правильным применением средств индивидуальной защиты

II ступень.

Ежеквартальный контроль, осуществляемый специалистом по охране труда и уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда,за выполнением мероприятий по результатам проверки первой ступени контроля, техническим состоянием зданий, сооружений и оборудования на соответствие требованиям безопасности, соблюдением требований электробезопасности, своевременным и качественным проведением подготовки работников в области охраны труда (обучение и проверка знаний по охране труда, стажировка на рабочем месте, проведение инструктажей по охране труда),обеспечением работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда.

III ступень .

Контроль осуществляют руководитель (уполномоченное лицо) и председатель профкома (представитель иного представительного органа работников) не реже одного раза в полугодие.



На III ступени рекомендуется проверятьрезультаты работы первой и второй ступеней контроля,предписаний органов государственного контроля (надзора) и представлений органов общественного контроля,выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением по охране труда, осуществлять контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, проводить учет и анализ аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Результаты контроля регистрируются в соответствующем журнале.

В рамках мероприятий по контролю функционирования СУОТ в образовательной организации должны быть выполнены также соответствующие требования по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Планирование улучшений функционирования СУОТ

Планирование мероприятий по непрерывному совершенствованию и улучшению функционирования системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом следует выполнять своевременно.

Мероприятия должны учитывать:

а) цели организации по охране труда;

б) результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;

в) результаты контроля за исполнением и оценки результативности выполнения планов мероприятий по реализации порядков;

г) расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов;

д) выходные данные (выводы) анализа управления системы управления охраной труда руководством;

е) предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда;



ж) изменения в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;

и) новую информацию в области охраны труда.

Управление документами СУОТ

7.1. Документация системы управления охраной труда должна:

а) быть изложена и оформлена так, чтобы быть понятной пользователям;

б) периодически анализироваться; при необходимости, своевременно корректироваться с учетом изменения в законодательстве; распространяться и быть легкодоступной для всех работников учреждения.

7.2. Руководитель определяет обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого руководящего работника и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между работниками, обеспечивающие функционирование СУОТ.

Лица, ответственные за разработку документов СУОТ, определяются руководителем на всех уровнях управления.

Руководителем также устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения.

В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:

а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;

б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;

в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;

г) результаты контроля функционирования СУОТ.

Приложение 1

к Примерному положению

Примерный перечень документов по охране труда

в образовательной организации

Документ Основание Примечание
Коллективный договор Статья 40 ТК РФ
Соглашение по охране труда Приказ Минтруда России от 19.08.2016 №438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" Постановление Минтруда России от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организациях" письмо Минобрнауки России от 08.08.2017 № 12-753 «О направлении перечня по охране труда» Соглашение по охране труда, как правило, является приложением к коллективному договору. Соглашение по охране труда разрабатывается на календарный год. Соглашение по охране труда разрабатывается с учетом Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н
Правила внутреннего трудового распорядка Статья 189 ТК РФ Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются руководителем образовательной организации с учетом мнения представительного органа работников и являются, как правило, приложением к коллективному договору
Положение о системе управления охраной труда в организации
Положение о комиссии по охране труда Статья 218 ТК РФ Приказ Минтруда России от 24.06.2014 №412н "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" Положение о комиссии по охране труда утверждается приказом
Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации
Положение о проведении административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда Постановление Президиума ЦК профсоюза работников народного образования, высшей школы и научных учреждений от 01.07. 1987 №7«Об утвержденииПоложения об административно-общественном контроле за охраной труда в учреждениях образования»
Положение о проведении обучения по охране труда Статья 225 ТК РФ
Положение об организации выдачи и применения специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты
Положение по разработке, учету и применению инструкций по охране труда ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Приказ о назначении лиц, ответственных за организацию безопасной работы Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" Письмо Минобрнауки России от 25.08.2015 № 12-1077 «О направлении Рекомендаций»
Приказ о возложении обязанностей специалиста по охране труда Статья 217 ТК РФ Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" При отсутствии в штате образовательной организации должности специалиста по охране труда обязанности специалиста по охране труда возлагаются на одного из работников образовательной организации, прошедшего в установленном порядке обучение по охране труда, с установлением доплаты
Приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»
Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство Приказ Минэнерго России от 13.01. 2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» Назначение ответственного за электрохозяйство производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности (не ниже IV)
Приказ об административно-общественном контроле за состоянием условий и охраны труда Постановление Президиума ЦК профсоюза работников народного образования, высшей школы и научных учреждений от 01.07.1987 №7«Об утвержденииПоложения об административно-общественном контроле за охраной труда в учреждениях образования»
Приказ о введении в действие Положения о проведении обучения по охране труда и назначении ответственных лиц
Приказ о назначении комиссии по проверке знаний требований охраны труда Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Приказ о проведении обучения безопасности труда в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения Для работников рабочих профессий, не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от одного до шести месяцев. Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы
Приказ о присвоении I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу Приказ Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала с группой по электробезопасности не ниже III с периодичностью не реже 1 раза в год
Приказ о введении в действие инструкций по охране труда Работодатель обеспечивает разработку, согласование (с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа) и утверждение инструкций по охране труда для работников
Приказ о продлении срока действия инструкции по охране труда Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 №80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда"
Приказ об обеспечении работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты"
Приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"
Приказ об утверждении состава комиссии по охране труда Приказ Минтруда России от 24.06.2014 №412н "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда"
Инструкции по охране труда для работников Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда" Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет
Программа вводного инструктажа по охране труда ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Программа стажировки на рабочем месте ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Журнал регистрации вводного инструктажа ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Журнал регистрации целевого инструктажа ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу "ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые Правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок"
Журнал учета инструкции по охране труда для работников Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда"
Журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда"
Личные карточки учета выдачи СИЗ Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты"
Протоколы заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"
Личные карточки прохождения обучения безопасности труда ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Удостоверения о проверке знаний требований охраны труда Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"
Представления уполномоченного лица по охране труда Постановление Исполкома Профсоюза от 26.03.2013 № 13
Предписания специалиста по охране труда Постановление Минтруда России от 08.02.2000 №14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации"

Приложение 2

к Примерному положению

о системе управления охраной труда

в дошкольной образовательной организации

Перечень основных законодательных и иных нормативных правовых актов, используемых при подготовке

Примерного положения системы управления охраной труда

Наименование документа
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
6. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
7. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
8. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования
9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
10. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
11. Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда»
12. Письмо Минобрнауки России от 08.08.2017 № 12-753 «О направлении перечня по охране труда»
13. Постановление Минтруда труда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
14. Постановление Федерации независимых профсоюзов России, Исполнительного комитета от 18 октября 2006 г. № 4-3 «О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»
15. Постановление Министерства труда и социального развития Российской федерации от 17 января 2001 г. № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»
16. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»
17. Постановление Министерства труда и социального развития Российской федерации от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»
18. Постановление Исполкома ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 марта 2013 г. № 13 «Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации».
19. Постановление Минтруда РФ от 18 июля 2001 г. № 56 «Об утверждении Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания»
20. Постановление Минтруда России от 25 декабря 1997 г. № 66 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты»
21. Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях о расследования несчастных случаев на производстве»
22. Постановление Министерства труда и социального развития Российской федерации от 17 декабря 2002 г. № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»
23. Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом РФ 13 мая 2004 г.)
24. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» » (с изменениями и дополнениями)
25. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
26. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».
27. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве»
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении положения «О расследовании и учете профессиональных заболеваний»
29. Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»
30. Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Министерства образования и науки РФ от 25.08.2015г. № 12-1077)
31. Приказ Минтруда России от 20 февраля 2014 г. № 103н «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»
32. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве»
33. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»
34. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации»
35. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»
36. Приказ Минэнерго РФ от 30 июня 2003 г. № 261 «Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках»
37. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»
38. Приказ Минобрнауки России от 27 июня 2017 г. № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность»
39. Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»
40. Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»
41. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
42. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 г. № 357н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
43. Приказ Минтруда России от 24 июня 2014 г. № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»
44. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. № 559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда"
45. Приказ Минтруда России №580н от 10 декабря 2012 г. «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
46. Приказ Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
47. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»
48. Приказ Минобразования РФ от 6 октября 1998 г. № 2535 «Об организации обучения и проверки знаний правил по электробезопасности работников образовательных учреждений системы Минобразования России»
49. «ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
50. ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007"
51. ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»
52. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»
53. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»
54. «ГОСТ 12.0.002-2014. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения»
55. «ГОСТ Р 22.3.07-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения»
56. «ГОСТ Р 51901.21-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения»
57. СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

2.1. Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ).

2.2. Основные принципы и задачи СУОТ

2.3. Общая структура управления охраной труда

2.4. Порядок разработки и внедрения СУОТ

2.5. Требования стандарта OHSAS 18001 (ДСТУ-П OHSAS 18001). Особенности и сфера применения.

2.1. Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (суот).

Система управления охраной труда (СУОТ) - это совокупность органов управления предприятиями, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целенаправленную, планомерную деятельность по осуществлению задач и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда.

Создание СУОТ осуществляется путем последовательного определения цели и объекта управления, задач и мероприятий по охране труда, функций и методов управления, построения организационной структуры управления, составления нормативно-методической документации.

Главная цель управления охраной труда является создание здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.

Субъектом управления в СУОТ на предприятии в целом является руководитель (главный инженер), а в цехах, на производственных участках и в службах - руководители соответствующих структурных подразделений и служб. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их своевременной реализацией осуществляет служба охраны труда предприятия, которая подчинена непосредственно руководителю предприятия (главному инженеру). Субъект управления анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия и принимает решения направленные на приведение фактических показателей охраны труда в соответствие с нормативными.

Объектом управления в СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятия в целом.

Охрана труда базируется на законодательных, директивных и нормативно-технических документах. При управлении охраной труда не должны приниматься решения и осуществляться мероприятия, которые противоречат действующему законодательству, государственным нормативным актам об охране труда, стандартам безопасности труда, правилам и нормам охраны труда.

CУОТ должна состоять из следующих элементов приведенных на рис. 2.1, которые должны содержать следующую информацию:

1. Официально определены принципы и цели (политики) работодателя по вопросам охраны труда в том числе определение нормативно-правовых актов по охране труда, действующих на предприятии

2. Указывать работодателя в системе управления охраной труда

3. Схема взаимосвязей и распределение обязанностей между руководством высшего звена их обязанности и ответственность

4. Установлены функций для структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах

5. Ресурсы для возможности реализации задач СУОТ

6. Утвержденные формы документации, действующей в системе управления

7. Порядок привлечения работников к СУОТ

8. Систему профессионального отбора, обучения и инструктажей по вопросам охраны труда

9. Порядок обмена информацией между всеми уровнями управления и рабочими

10. Механизм идентификации вредных и опасных производственных факторов в том числе с помощью общественно-административного контроля

11. Систему учета, анализа и оценки рисков возникновения несчастных случав

12. Систему и порядок планирования (меры должны быть конкретными и поддаваться контролю)

13. Процедуры и мероприятия по корректировке системы и возможности ее усовершенствования

Рис. 2.1. Основные элементы СУОТ

14. Порядок предупреждения аварийных ситуаций, и подготовку персонала

15. Процедуры оценки на соответствие требованиям безопасности материально-технического обеспечения

16. Требования к подрядным организации

17. Мониторинг выполнения и оценки результативности действия системы на уровне высшего руководства

18. Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

19. Систему проверок (аудита) по определению ли элементы системы управления адекватными и эффективными и порядок подготовки аудиторов

К основным функциям управления охраной труда относятся:

    прогнозирование и планирование работ, их финансирование;

    организация и координация работ;

    учет показателей анализ и оценка состояния условий и безопасности труда;

    контроль за функционированием СУОТ;

    стимулирование работ по совершенствованию охраны труда.

Функционирование системы обеспечивается руководителем предприятия и реализуется через комплекс организационных мероприятий.

Выполнение управленческих решений по вопросам охраны труда и обеспечения функционирования СУОТ в структурных подразделениях осуществляется руководителями этих подразделений .

Организационно-методическое руководство и координацию деятельности всех структурных подразделений предприятия в рамках СУОТ осуществляет служба охраны труда .

В управлении охраной труда, кроме штатных должностных лиц и структурных подразделений принимают участие профсоюзный комитет (цеховые комитеты) с его комиссией по охране труда и общественных инспекторов по охране труда или другие уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда, задачи и функции которых должны быть определены соответствующими положениями.

В целом организационная структура управления охраной труда базируется на координирующей роли службы охраны труда, в соответствии с действующим на предприятии положения, наделена необходимыми полномочиями и участвует в осуществлении всех функций, связанных с обеспечением безопасности труда.

Преимущественное право разрабатывать и представлять руководству предприятия на рассмотрение и утверждение организационно-распорядительные документы по вопросам охраны труда имеет служба охраны труда.

Если возникает необходимость разработки таких документов структурными подразделениями (отделами и т.п.) они подлежат обязательному согласованию со службой охраны труда.

Большое значение в создании безопасных и безвредных условий труда имеет стандартизация. Она позволяет применять действенные меры по повышению технического уровня и упорядочения разработки нормативно-технической документации по безопасности труда.

В нашей стране создана система стандартов безопасности труда, представляет собой комплекс большого количества взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение труда. Эта система устанавливает общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требования безопасности к производственному оборудованию и процессов, требования к средствам защиты работающих, методы оценки безопасности труда.

СУОТ предприятия устанавливает единый порядок деятельности руководителей структурных подразделений и других должностных лиц по вопросам охраны труда: целевые задачи и функции подразделений, обязанности должностных лиц, порядок планирования профилактической работы, систему контроля за состоянием охраны труда и соблюдением работающими требований правил, норм и инструкций по охране труда, а также основные положения экологического регулирования и мотивации работы по охране труда на предприятии.

Основные задачи управления охраной труда можно выразить кратко - обеспечение соблюдения требований НПАОП безопасности условий труда и безопасности технологических процессов и производственного оборудования, а также внедрение национальной концепции развития в сфере управления охраной труда.

09.01.2018 12:03:00

Как известно, основной целью системы управления охраной труда (СУОТ) является создание в организации условий, направленных на предотвращение травмирования, смертельных случаев и профессиональных заболеваний работников. Для обеспечения успешного функционирования СУОТ деятельность в рамках реализуемых в ней процессов и процедур требует постоянной оценки их эффективности.

Сергей Владимирович ВИХРОВ ,
начальник научно-исследовательского отдела

Виктор Васильевич ИВАНОВ ,
ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела
АО «Клинский институт охраны и условий труда»

Вместе с тем, существующая в настоящее время на российских предприятиях практика организации контроля в рамках СУОТ, основанная на реактивном подходе, в соответствии с «моделью наказания виновных и штрафных санкций», уже не согласуется с изменившимися условиями и уровнем развития производства. Контроль, который сводится только к проверке выполнения работниками их обязанностей, а также заданий руководства, устарел, т.к. не способствует достижению целей, например, на основе анализа несоответствий и не направлен на улучшение СУОТ. Поэтому на смену «старой модели» должна прийти основанная на превентивности «модель профилактического соответствия», способствующая внедрению мероприятий профилактики и предупреждения нарушений и происшествий.

В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки эффективности деятельности в рамках СУОТ, проводимых самой организацией на регулярной основе и позволяющих ей принимать обоснованные решения, как стратегического характера, так и направленные на улучшение конкретной деятельности, например, в масштабах одного подразделения. В успешно функционирующих системах управления руководителями СУОТ улучшения показателей по охране труда, как правило, достигают на основе вовлечения работников и стимулирования их творчества.

Учитывая возросший интерес специалистов по охране труда к разработке СУОТ, контролю изначально следует уделять большее внимание, т.к. он является важнейшим элементом системы управления, реально способствующий достижению целей. Под контролем в рамках СУОТ понимают регулярный процесс проверки соответствия фактического состояния СУОТ установленным целям, осуществляемой на основе сопоставления показателей, характеризующих фактическое состояния СУОТ, и целевых показателей. Из этого утверждения следует, что термин контроль не является односложным и простым для понимания. Целью данной статьи является рассмотрение контроля под углом зрения управления в рамках СУОТ, кроме того представляется интересным рассмотрение также и других аспектов контроля.

В переводе с английского «Control» - это:

1) управление, руководство;
2) власть;
3) надзор, содержание, контроль, проверка, регулирование.

При толковании данного термина в обиходе под контролем иногда понимают деятельность лиц, занятых проверкой. Слово «контроль» многим людям обычно не нравится, т.к. оно вызывает, прежде всего, отрицательные чувства, связанные с ограничениями самостоятельности, принуждением и другими негативными эмоциями. Один из аспектов функции контроля, связанный с его формальной внешней стороной, действительно состоит в подчинения кому-либо или чему-либо. Однако основной задачей контроля в СУОТ является выявление момента, когда необходимо определить и своевременно принять корректирующие действия для обеспечения достижения организацией своих целей в области охраны труда. И именно эта деятельность является главной в содержании функции контроля.

Таким образом, контроль, как функция СУОТ, представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания показателей организации на запланированном уровне путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности с установленными планами по достижению целей и принятия необходимых корректирующих действий.

Согласно стандартам ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS и ISO DIS 45001:2016 , основой подхода (моделью) функционирования СУОТ должен являться так называемый цикл PDCA (Plan - Планируйте; Do - Делайте; Check - Проверяйте; Act - Действуйте), часто называемый циклом Деминга-Шухарта. Ниже, на схеме рисунка 1 приведено представление цикла PDCA согласно стандарту ISO DIS 45001:2016.

Представленный на рисунке 1 элемент СУОТ, соответствующий в цикле PDCA элементу «Сheck» (контроль), разработчиками стандарта обобщенно назван как «Оценка показателей деятельности». Согласно ISO DIS 45001:2016 оценка показателей деятельности в СУОТ должна осуществляться на основе измерения (оценивания) результатов операций и процессов с учетом политики и целей, а также мониторинга их путем регулярного отслеживания, и должна включать информирование о полученных результатах.


Рисунок 1 - Цикл PDCA в соответствии с ISO DIS 45001:2016

Применение мониторинга здесь имеет своей целью не столько непосредственное определение состояния системы, или отдельного процесса (рабочей операции), а главным образом процесс регулярного наблюдения за оцениваемыми показателями. Контроль не должен сводиться только к определению соответствия установленным требованиям, хотя эта функция в процессе контроля постоянно присутствует и используется. Многие задачи по охране труда не могут решаться только на основе контроля. Кроме того, контроль не должен являться целью, а служить средством для обеспечения своевременного принятия корректирующих действий, необходимых для достижения целей организации.

При осуществлении управления, необходима как проверка соответствия требованиям, так и направление действий, и устранение препятствий для этих действий. Выявленные при контроле отклонения должны оцениваться, на сколько они важны для достижения поставленных целей и на основе анализа сопровождаться формированием корректирующих действий и т.д. При реализации в СУОТ процессного подхода контроль направлен не на одноактную проверку соответствия, а на контроль функционирования процесса на всем протяжении от входа до выхода. В этом случае оценивается не непосредственно результат, а влияние на процесс с целью предупреждения возможных несоответствий.

Успешное осуществление функций контроля в СУОТ возможно лишь при создании механизмов контроля и анализа результатов и принятие решений о корректирующих действиях. В соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS и ISO DIS 45001:2016, а также рекомендациями Типового положения о СУОТ, утвержденного Минтрудом России от 19.08.2016 № 438н, Руководства МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001, ГОСТ 12.0.230.2-2015 и др. в рамках СУОТ предусматривается создание общей системы контроля и разработка отдельных ее механизмов. В частности, в СУОТ должны разрабатываться процедуры проведения систематических проверок всех элементов СУОТ. В указанных документах содержится также требование, например, о необходимости оценки организацией соответствия своей деятельности нормативным требованиям охраны труда и осуществления мониторинга результатов такой оценки.

Важное значение имеет также требование об обеспечении проведения регулярных внутренних аудитов (проверок) СУОТ. Данный вид проверки следует рассматривать как инструмент управления, предназначенный для обеспечения высшего руководства организации достоверной информацией, позволяющей определить соответствие деятельности в области охраны труда критериям, задаваемым на основании требований нормативных актов по охране труда, требований стандартов, относящихся к СУОТ, других требований. Анализ результатов таких проверок позволяет своевременное внесение адекватных корректив в СУОТ на основе таких критериев. Наличие в СУОТ такого механизма контроля обеспечивает формирование обратной связи высшего руководства с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.

Следует отметить необходимость контроля для деятельности по управлению рисками, который должен являться частью обязанностей руководителей всех уровней. Особенно важным в этом случае является контроль для руководителей подразделений. После того, как разработано мероприятие по снижению рисков, связанных с выполнением определенного вида работ, необходимо так же тщательно разработать меры контроля по удержанию оцененного риска на запланированном уровне при реализации внедряемого мероприятия. Отметим, что меры контроля должны носить постоянный и комплексный характер. По существу, необходим мониторинг рисков и мер управления рисками. В частности, контроль в отношении деятельности работников должен быть направлен на решение следующих задач, например, все ли работники, занятые при выполнении данной работы, знают:

Как правильно использовать все представленные в рабочей зоне меры контроля?
- кому необходимо сообщать обо всех возникающих проблемах и недостатках мер контроля?
- что им необходимо делать в случае возникновения несчастного случая или чрезвычайной ситуации?

Со стороны руководителя на основе анализа должно быть принято решение о мерах контроля и их реализации (о внедрении мер контроля). Здесь речь может идти об очень широком наборе средств, особенно если в организации уже принята определенная система контроля. В частном случае - это установление целей контроля (например, это устранение легких травм или исключение травм со смертельным исходом и др.), назначение ответственного лица за осуществление контроля, установление показателей и порядка контроля, включая периодичность оценки результативности контроля, установление критериев и алгоритма действий в случае выявления отклонений в работе контрольных мер. В общем случае контрольные меры могут предусматривать применение технических, в том числе программных средств контроля. При этом мониторинг может включать, но не ограничиваться только этим, следующие действия:

Осмотр средств защиты (результаты);
- анализ результатов контроля за состоянием технических средств защиты;
- пересмотр средств и методов контроля и др.
- проверку наличия проекта проведения работ или технологических карт с указанием требований охраны труда при выполнении работ;
- наличие наряда-допуска и др.

В общем случае контроль риска может включать в себя мониторинг, повторную оценку и соблюдение принятых решений. Для того чтобы управление рисками носило более предупреждающий, нежели реактивный (ответный) характер, как реакция на произошедшее негативное событие, система оценки и мониторинга должна обеспечивать возможность раннего обнаружения отказов средств контроля и ненадлежащего применения методов управления. В этой связи, для поддержания необходимого уровня эффективности мониторинга руководители должны обеспечить широкую вовлеченность персонала. Необходимо, чтобы персонал был компетентен в вопросах мониторинга. Недопустимо, чтобы причастный персонал оказывал негативное воздействие на средства контроля и методы управления. Мониторинг - как наблюдательная деятельность, должен быть организован в рамках тщательно разработанной процедуры СУОТ с тем, чтобы обеспечивалась возможность принятия своевременных превентивных мер и планов, связанных с конкретной деятельностью. Наряду с проактивным мониторингом оценка показателей, связанных с состоянием профессионального здоровья, инцидентами, включая несчастные случаи, имевшими место в предыдущий период (реактивный мониторинг), позволяет руководителям облегчить последующий анализ необходимости в корректирующих и предупреждающих действиях.

Таким образом, в СУОТ контроль необходим везде, где выполняются определенные задачи по достижению установленных целей в области охраны труда. Управленческий контроль, т.е. контроль в деятельности подразделений и организации в целом может осуществляться по множеству различных направлений. При применении контроля в управленческой деятельности уменьшается неопределенность, поскольку никакое планирование, даже самое тщательное, не может учесть всех возможных осложнений и обстоятельств. Мероприятия контроля выявляют их и дают возможность корректировать программу действий. Появляется возможность предотвращения возникновения непредвиденных критических ситуаций: никакая даже тщательно организованная деятельность в рамках СУОТ не застрахована от ряда мелких ошибок и упущений. Если их вовремя не исправлять, их количество может превысить некую «критическую массу». Мероприятия контроля позволяют выявить и исправить их, не дожидаясь кризиса.

В процессе контроля выявляются не только деструктивные, но и конструктивные явления: контроль позволяет выявить также и эффективные решения, определить перспективные направления деятельности.

К функциям контроля можно отнести:

Выявление отклонений от требований нормативных правовых актов различных уровней;
- анализ причин отклонений (в том числе, выявление коренных причин);
- коррекция и корректирующие действия, а также предупреждающие действия, в том числе на основе разработки предложений по устранению выявленных нарушений (несоответствий);
- привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения и поощрение работников, сделавших ценные предложения;
- информирование работников о полученных результатах контроля.

В настоящее время известны различные методические подходы к организации контроля. Отметим для примера следующие три категории систем контроля.

1. Системы контроля следящего типа. Наглядным примером контроля может служить система контроля за качеством продукции, широко используемая фирмами Японии.
2. Контроль типа «да/нет». Здесь для того чтобы приступить к работе на следующем этапе, необходимо одобрение работы, выполненной на предыдущем этапе, которое зависит от результатов контрольной проверки.
3. Система контроля по результатам. Заканчивается работа, действие, цикл и т.д., и результаты сравниваются с установленными нормами. Упомянутые три категории систем контроля, безусловно не исчерпывают все многообразие методов контроля, например, получающие развитие технические средства контроля, интегрированные в программные комплексы управления производством, а также роботизированные производственные системы.

На практике при разработке процедур контроля можно рекомендовать пользоваться подходом, основанным на цикле PDCA, который применим к любому элементу СУОТ и отдельному процессу (называемым в этом случае нередко «Золотым правилом»). Т.к. в правильности процедур можно убедиться, лишь реализуя их на практике и проверке их результативности.

В качестве примера организации в рамках СУОТ контроля, основанного на «Золотом правиле», на рисунке 2 приведен укрупненный алгоритм проведения контроля, включающий следующие этапы:

Планирование контроля;
- подготовка к проведению контроля;
- проведение контроля;
- анализ результатов контроля;
- разработка корректирующих действий и мероприятий;
- назначение ответственных лиц и выделение ресурсов;
- проверка исполнения корректирующих действий.

На этапе планирования контроля необходимо сформулировать цели и задачи предстоящего контроля. С этой целью проводится исходный анализ результатов предыдущего аналогичного контроля. Желательно оценить его уровень на основе признаков, характеризующих действия работников и их руководителей. Например, если действия работников основаны на существующих процедурах, и тогда требуется обратить внимание на саму процедуру. Если контроль за действиями работников основан только на требовании правильного поведения, то по-видимому, необходимо обратить внимание на инструктажи и обучение по охране труда, допуск к работе и т.д.

При подготовке к проведению контроля определяют применяемые подходы и средства контроля в зависимости от результатов исходного анализа. Важно, чтобы члены группы, проводящей контроль, были хорошо осведомлены о программе планируемого контроля и подготовлены по всем его вопросам. Необходимо также подготовить вспомогательные средства контроля, например, тщательно продуманные чек-листы. В некоторых случаях по предварительному согласованию допускается фото-и видео регистрация объектов контроля. Безусловно, при подготовке большое значение имеет установка руководителя группы контроля. Например, важно, чтобы вся проверка не сводилась только к выявлению недостатков, которые неминуемо приведут к остановке процессов. В этой связи можно отметить, что многие руководители предприятий, привлекающие специалистов сторонних специализированных организаций, ожидают от контроля не только услышать о выявленных недостатках, но и получить конструктивные предложения по улучшению исследуемых процессов.

Проведение контроля следует рассматривать в качестве процедуры, направленной на проникновение в сущность производственных процессов, включающее, как наблюдение за действиями работников и взаимодействие их с непосредственными руководителями и с работниками других подразделений, так и ознакомление с технологическими документами и документами по охране труда. Важным элементом в проведении контроля является диалог с работниками и непосредственными руководителями. Свидетельства контроля должны документироваться, с тем, чтобы затем можно было соотнести их с соответствующими критериями и делать необходимые выводы. Членам группы, проводящей контроль, рекомендуется поддерживать позитивный подход: выявлять факты, а не только ошибки или несоответствия - невыполнение требований. Здесь целью должно быть определение коренных причин несоответствий или грубых нарушений. В ряде случаев необходимо выявить дополнительные факты для подтверждения того, действительно ли это несоответствие, и не становиться на путь получения механического «да» или «нет». При этом, однако, полезно помнить, что если нет свидетельства, то нет и несоответствия.

При анализе результатов контроля используются документированные свидетельства. Применительно к СУОТ в целом анализируются результаты:

Оценки Политики работодателя в области охраны труда;
- процедур (процессов) СУОТ по предотвращению травмирования и профессиональных;
- распределение обязанностей, ответственности и подотчетности по охране труда;
- определения требуемых изменений в функционировании СУОТ, включая изменения в Политике и в целях;
- сопоставления планируемых и фактически достигнутых целей (целевых показателей (индикаторов));
- определения требуемых корректирующих действий;
- проведения идентификации опасностей, оценки рисков и результаты контроля рисков;
- обеспечения обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и совершенствования СУОТ.


Рисунок 2 - Укрупненный алгоритм контроля в рамках СУОТ

Определение, какие именно предупреждающие и корректирующие действия и мероприятия необходимы - это основная цель контроля. Поэтому важно, чтобы предложения по корректировке были обдуманными с точки зрения практического воплощения, а также обоснованы экономическими расчетами. Не менее важна поддержка предложений со стороны высшего руководства и представителей работников.

Для обеспечения практической реализации предложений по корректировке высшим руководством должны быть назначены ответственные лица и выделены соответствующие ресурсы. В обязанности назначенных должностных лиц в этом случае вменяются конкретные обязательные действия и сроки выполнения.

При документальном оформлении планов мероприятий по достижению целей по корректировке представляется возможным осуществлять контроль выполнения отдельных этапов плана, анализировать их и при необходимости корректировать цели.

В качестве примера рассмотрим некоторые аспекты контроля обеспечения безопасного выполнения подрядных работ. Известно, что основной причиной травматизма при выполнении работ подрядными организациями являются недостаточная организация выполнения работ, слабая мотивация персонала на безопасное выполнение работ и отсутствие должного контроля за состоянием охраны труда со стороны руководителей. Зачастую низкая организованность является следствием выполнения подрядных работ без проектов производства работ (ППР), призванных обеспечивать безопасность подрядных работ, включая работы на высоте, как источник высокого травматизма.

Важно отметить, что перед руководителями, ответственными за организацию работ по договору подряда, зачастую не ставится конкретной цели по организации безопасной работы персонала подрядной организации (например, недопущение смертельных случаев, связанных с падением работников с высоты и т.п.). Внимание руководителей направлено в большей степени на контроль соблюдения нормативных требований, и в меньшей степени на анализ рисков и принятие конкретных мер управления действиями персонала на стройплощадке или в зоне выполнения монтажных работ по недопущению травмирования работников. Отсутствие ППР ведет не только к снижению качества работ, но и непосредственно к нарушению технологии производства работ, и соответственно к реализации не всегда продуманных и безопасных решений. При этом непродуманность, как правило, является следствием неоправданной импровизации.

Работа без ППР, из-за отсутствия письменно зафиксированных требований охраны труда к выполняемой работе неизбежно приводит к снижению требовательности руководителей к соблюдению персоналом требований охраны труда, обязательных для исполнения при производстве подрядных работ, в том числе с применением предусмотренного оборудования, инструментов, приспособлений, сырья и материалов. Практикой подтверждается, там, где на стройплощадке нет порядка, работы проводятся не в соответствии с технологическим процессом, отсутствует контроль соблюдения требований охраны труда, там, как правило, наблюдаются случаи травмирования работников. Такая организация работ не может обеспечить снижения травматизма, так как в этом случае не представляется возможным на стадии планирования предварительно оценивать риски, связанные с выполняемой работой, и своевременно принимать превентивные меры по их снижению. В этом случае нельзя осуществить эффективный контроль соответствия требованиям охраны труда.


Особенно большие риски могут возникать из-за отсутствия ППР при выполнении подрядных работ на ответственных промышленных объектах повышенной опасности (атомная станция, нефтеперерабатывающий промышленный объект, нефте- или газопроводы и т.п.). Работы, выполняемые специалистами подрядной организации в этом случае должны быть особенно тщательно организованы и проводиться с учетом установленных в рамках СУОТ процессов (процедур). Роль ППР в подобных работах трудно переоценить, так как этот документ призван быть важнейшим рабочим документом, содержащим выверенный порядок технологических операций (последовательность работ), перечень конкретных требований по охране труда к каждой выполняемой работе (операции), рисков, связанных с этими работами, расположения на площадке оборудования, применения приспособлений, инструментов, сырья и материалов.

Таким образом, ППР дает возможность организации и проведения обоснованного контроля соблюдения нормативных требований охраны труда, что в свою очередь обеспечивает повышение безопасности работников подрядной организации, а также работников основных подразделений заказчика.

В заключении следует отметить наметившуюся тенденцию, выражающуюся в повышенном внимании руководителей только к процессу контроля выявления нарушений (несоответствий), оставляя без внимания определение путей улучшения деятельности. В результате широкого применения такого подхода на практике у работников может возникать так называемое поведение, ориентированное на контроль, отмеченное профессором Й. Кондо . В этом случае подчиненные будут стараться делать только то, что конкретно контролируется руководством. Такой подход, очевидно, будет стимулировать сотрудников лишь хорошо выглядеть при контроле, а не способствовать достижению необходимого результата.

ВЫВОДЫ

1. Контроль является одним из важнейших элементов системы управления охраной труда, т.к. по существу контроль обеспечивает формирование обратной связи высшего руководства с деятельностью в подразделениях. В результате достигается улучшение функционирования СУОТ за счет принятия обоснованных управленческих решений с учетом данных, полученных в ходе контроля. При организации контроля рекомендуется следовать «золотому правилу», основанному на цикле PDCA.

2. При осуществлении контроля, необходима как проверка соответствия требованиям, так и конструктивные предложения по улучшению исследуемых процессов. Проверка не должна сводиться только к выявлению недостатков, которые неминуемо приведут к остановке процессов. Выявленные при контроле отклонения должны оцениваться, на сколько они важны для достижения поставленных целей и на основе анализа сопровождаться формированием корректирующих действий.

3. Мониторинг и управление рисками - является важнейшим инструментов СУОТ, обеспечивающим раннее выявление отклонений от планов управления рисками и принятия своевременных корректирующих действий, направленных на повышение безопасности работников.

БИБЛИОГРАФИЯ

. Типовое положение о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н).
. ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования.
. ISO/DIS 45001:2016 Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда - Требования и рекомендации по применению.
. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001. Guide on occupational safety and health management systems. Женева: Международное бюро труда, 2003.


VII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

53. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;

б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;

в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

54. Работодатель исходя из специфики своей деятельности определяет основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:

а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;

б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;

в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;

г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.

55. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.

56. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются работодателем в форме акта.

57. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.

_____________________________________



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ