Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Ваш коллега, партнер и старый друг, знакомый еще из института, на недавнем бизнес-ланче делился впечатлениями о проектировании систем пожарной безопасности в строящемся торгово-развлекательном центре. Вас особенно поразило, в какую кругленькую сумму обошлась прогнозируемая закупка оборудования не совсем понятного АППЗ.

Чтобы снять вопросы, давайте разберемся, что такое АППЗ, что в него входит и так ли необходима закупка дорогостоящего оборудования.

Обеспечение безопасности, в частности, пожарной - ключевая задача на этапе проектирования. На практике безопасность людей и материальных ценностей обеспечивают инженерно-технические средства. Они могут быть ручными и автоматическими. Автоматическая система противопожарной защиты (АППЗ) - наилучшее решение для обеспечения защиты, поскольку в случае возникновения опасности срабатывает автоматически, минимизируя человеческий фактор.
АППЗ собирается на основе расчета и оценки пожарных рисков, это позволяет учесть влияние факторов опасности и минимизировать затраты на закупку оборудования. Больше об услуге расчета пожарных рисков .

Понятие АППЗ и ее компоненты

Проектирование АППЗ является важной частью разработки систем противопожарной защиты и пожарной безопасности.

Система автоматической противопожарной защиты (АППЗ) — это комплекс взаимосвязанных инженерно-технических средств, предназначенный для обеспечения пожарной безопасности зданий и помещений в автоматическом режиме.

Согласно нормам пожарной безопасности, современные здания и сооружения в обязательном порядке должны быть оборудованы системой АППЗ. В состав автоматизированной защиты от пожаров входят: ОПС — комплекс средств, формирующих управляющий сигнал для мониторинга и запуска оборудования;

  • СОУЭ — звуковое оповещение и активация средств организации эвакуации;
  • АУПТ — управление средствами пожаротушения;
  • Системы противопожарных заслонов и завес —локализация очагов возгорания;
  • Системы дымоудаления — обеспечение безопасных условий при эвакуации;
  • Наружный и внутренний пожарный трубопровод — подача огнетушащих материалов к месту пожара.

ОПС (охранно-пожарная сигнализация)

Задача системы ОПС заключается в формировании сигнала тревоги в случае обнаружения признаков пожара. Сигнал подаётся на приёмно-контрольное оборудование, которое осуществляет управление всем комплексом защиты. Контроль пространства в помещениях осуществляется при помощи точечных пожарных извещателей (датчиков дыма и тепловых датчиков). В случае возникновения чрезвычайной ситуации возможна активация при помощи ручных извещателей (кнопки пожарной тревоги).

СОУЭ (система оповещения и управления эвакуацией)

Системы оповещения предназначены для информирования людей, находящихся в здании, о возникновении чрезвычайной ситуации. В качестве звукового оповещения воспроизводится однотональный сигнал или звук сирены.

Современные СОУЭ оснащаются оборудованием и громкоговорителями, позволяющими воспроизводить речевые сообщения в автоматическом или ручном режиме. Это даёт возможность корректно провести эвакуацию людей с объекта и, при необходимости, организовать громкую связь. Кроме звукового оповещения в состав системы входят световые средства информирования. Это указатели направления и информационные таблички «выход». Также системой может управляться аварийное освещение.

АУПТ (автоматическое управление пожаротушением)

При переходе системы защиты в режим «Пожар» АУПТ включает в работу активные средства тушения. В настоящее время применяются водяные, водно-пенные, порошковые и газовые установки. Они могут быть автономными и работать в автоматическом режиме или приводиться в действие сигналом с узла управления.

Водяные установки - экономное пожаротушение, безопасное для людей

Применяются в жилых зданиях, торговых комплексах и других общественных местах, предполагающих скопление людей. В качестве тушащего вещества используется вода или водно-пенный раствор. Достоинствами применения воды являются доступность и безвредность для людей. Недостатками —риск нанесения материального ущерба, влияние отрицательных температур и электропроводность.

Водно-пенные системы для тушения ГСМ и горючих жидкостей

Работа таких систем основана на способности пены блокировать доступ кислорода к зоне горения. При срабатывании системы пена распыляется через оросители и накрывает собой очаг возгорания. Водно-пенное пожаротушение эффективно при возгорании горюче смазочных материалов и легко воспламеняемых жидкостей.
Современные пенообразующие концентраты не наносят вреда здоровью людей. Получаемая пена легко убирается из помещений, химически нейтральна и не наносит ощутимого ущерба.

Порошковые системы безопасны при тушении электрооборудования и транспорта

Порошок из баллона рассеивается под давлением газа в виде плотного облака, блокирующего доступ кислорода. Возможно тушение твёрдых, жидких и газообразных веществ. Это позволяет справиться с возгоранием транспорта, технологических установок и электрооборудования, в том числе, находящегося под напряжением.
Порошковыми системами оснащаются комплексы для тушения пожаров в общественных, административных, производственных и складских зданиях.

Газовое пожаротушение - надежный и безопасный способ, снижающий материальные потери от пожара

Применяется для тушения электронного и компьютерного оборудования в закрытых помещениях. Результат достигается за счёт вытеснения кислорода газообразными веществами, препятствующими горению. В качестве таких веществ используется аргон, азот, аргонит, инерген и другие инертные газы и их смеси. Они не оказывают воздействия на людей, не электропроводны и их использование не причиняет материального ущерба.

Системы противопожарных заслонов и завес для локализации пожара

Противопожарная завеса (штора) представляет собой полотно, изготовленное из огнестойкого материала. Применяется для локализации пожара или защиты ещё не задымлённых и не охваченных огнём площадей внутри здания. Большие пространства разбиваются на противопожарные зоны, что обеспечивает защиту путей эвакуации. Системы заслонов и завес устанавливаются в зданиях с большим скоплением людей — торговых и развлекательных центрах, кинотеатрах, концертных залах, а также в больших производственных помещениях и складах.

Системы дымоудаления

Противодымные системы обеспечивают защиту людей от воздействия продуктов горения на маршрутах эвакуации и создают безопасные зоны внутри зданий. Для устранения задымлений и подачи чистого воздуха применяются приточно-вытяжные системы естественной и принудительной вентиляции.
В лестничные проёмы, предназначенные для эвакуации и шахты лифтов нагнетается воздух для поддержания избыточного давления. Это предотвращает заполнение дымом эвакуационных путей. В остальных помещениях используют вытяжные системы для удаления продуктов горения и снижения концентрации кислорода.

Пожарные трубопроводы

В состав систем противопожарной защиты входит сеть трубопроводов. Внутренние трубопроводы предназначены для распределения и подачи огнетушащих материалов в установки пожаротушения, пожарные щиты и непосредственно в помещения. Наружные сети применяются в основном для подачи воды к пожарным щитам и гидрантам снаружи зданий.

Как происходит управление АППЗ

Управление всеми элементами АППЗ осуществляется с помощью электронных модулей, соединённых между собой беспроводными или проводными слаботочными сетями. Контроль и мониторинг работы систем ведётся с центрального поста. Пост может быть рассчитан на работу в автоматическом режиме или дополняться средствами диспетчеризации и при необходимости управляться дежурным персоналом вручную.
Комплексы автоматической противопожарной защиты работают совместно с другими инженерными системами здания. Обязательна интеграция с системами контроля доступа (СКУД), системой охраны и видеонаблюдения. Для автоматического оповещения пожарных служб необходимо подключение к сетям связи.
При всей своей сложности достаточно эффективна и позволяет максимально защитить здание и людей от негативного воздействия пожара, снизить материальный ущерб и минимизировать потери от стихии.

    Следующей задачей при проектировании систем речевого оповещения является правильный подбор количества, мощности включения и оптимального расположения речевых оповещателей в помещениях. Места установки оповещателей должны выбираться не из расчета удобства монтажа или дизайнерских соображений, а из расчета достижения максимального уровня звукового давления. Выбор количества и мощности включения оповещателей в конкретном помещении напрямую зависит от таких основных параметров как: уровень шума в помещении, размеры помещения, а также уровень звукового давления, развиваемый устанавливаемыми оповещателями. Очень часто уровень громкости звука, излучаемого оповещателем, ассоциируется с электрической мощностью его включения в трансляционную линию − это совсем не так. Уровень звукового давления, для которого часто используется обозначение SPL – аббревиатура от англ. «Sound Pressure Level», оповещателя зависит от его чувствительности и подводимой мощности. Единицей измерения этого параметра является децибел (дБ). Чувствительностью динамика является уровень звукового давления, измеренный на расстоянии 1м по оси излучения, при подаче сигнала электрической мощностью 1 Вт частотой 1 кГц. Энергетической характеристикой оповещателя является мощность, которую он потребляет от трансляционной линии - мощность включения. Вот она-то и измеряется в Ваттах (Вт). Этот параметр используется, в первую очередь, для того, чтобы рассчитать необходимую мощность усилителя. Понятие о том, что громкость звука напрямую зависит от мощности оповещателя, ошибочно. При выборе мощности включения оповещателей основным параметром является звуковое давление, которое необходимо обеспечить. Первое, с чего стоит начинать расчеты, – это определение уровня звукового давления полезного аудиосигнала, который должен быть обеспечен оповещателями в защищаемом помещении. Для этого к допустимому уровню звука постоянного шума в защищаемом помещении необходимо прибавить 15 дБ (п.4.1 – 4.3 СП 3.13130.2009) SPL (сум) = SPL (шум) +15 дБ, где SPL (шум) – допустимый уровень звука постоянного шума в помещении Необходимо помнить, что допустимый уровень звука постоянного шума в помещениях различного назначения отличается. Он определяется либо путем замеров, либо исходя из санитарных норм (СНиП СН 2.2.4/2.1.8.562-96). Оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы уровень звукового давления в каждой точке помещения на высоте 1,5 метра над уровнем пола был не ниже рассчитанного уровня звукового давления полезного аудиосигнала. При выборе схемы подключения речевых оповещателей к блокам речевого оповещения или блокам расширения необходимо учитывать количество речевых оповещателей, мощность включения и сопротивление проводов между ними. При построении СОУЭ 3-го и 4-го типов существует необходимость создания однозональных и многозональных систем речевого оповещения. Ниже приведен пример расчетов, который позволяет правильно спроектировать многозональные СОУЭ 3-го и 4-го типов на базе системы речевого оповещения АРИЯ. Для реализации нескольких зон оповещения используются приемно-контрольные приборы с несколькими линиями запуска оповещения, к каждой из которых подключается блок речевого оповещения серии АРИЯ-БРО. Таким образом, на одну зону ставится один блок речевого оповещения серии АРИЯ-БРО, к которому подключается до 48-ми речевых оповещателей АРИЯ-10 или АРИЯ-10 П (Рис. 1). Длина линии оповещения: от блока речевого оповещения или блока расширения до самого удаленного речевого оповещателя, к которой подключаются речевые оповещатели, может достигать 150 метров при использовании кабеля FRLS 0,75 мм. При правильном расположении речевых оповещателей каждый блок речевого оповещения серии АРИЯ-БРО может покрыть площадь 200 – 400 квадратных метров. При необходимости оповещения большей площади используются блоки расширения серии АРИЯ-БР. Так к БРО можно подключить до 15-ти БР, к каждому из которых так же возможно подключение до 48 речевых оповещателей. Протяженность линии связи (от блока речевого оповещения до самого удалённого блока расширения) может достигать расстояния до 650 метров при использовании кабеля FRLS 0,5 мм. Рассмотрим пример реализации СОУЭ 3-го типа для объекта с двумя зонами оповещения. В качестве модели объекта выступает 3-х этажное здание средней школы, общей площадью 3000 кв. метров. Согласно СП 3.13130.2009 в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования сначала оповещается рабочий персонал, затем учащиеся. При возникновении пожара ППКОП формирует командный импульс на запуск трансляции речевого сообщения в зону служебного персонала: кабинет директора, учительская, комната охраны. Если тревога оказалась ложной, персонал имеет возможность сбросить сигнал тревоги непосредственно на ППКОП в течение времени задержки до запуска оповещения по всему зданию. Итак, для организации речевого оповещения, например, в 3-х этажном здании средней школы, общей площадью 3000 кв. метров понадобится: ППКОП с двумя пожарными выходами, 2 блока речевого оповещения серии АРИЯ-БРО, от 5 блоков расширения АРИЯ-БР и от 30 речевых оповещателей АРИЯ-10 или АРИЯ-10 П, в зависимости от планировки здания. Соответственно, в каждой зоне будет находиться 1 блок речевого оповещения, а количество блоков расширения и речевых оповещателей будет зависеть от площади и планировки помещений.

Система оповещения и управления эвакуацией - одна из наиболее важных составляющих системы безопасности. Основное назначение системы оповещения - это предупреждение находящихся в здании людей о пожаре или другой чрезвычайной ситуации, а также координация их действий при осуществлении эвакуации. СОУЭ представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенных для решения этих задач.

И.М. Басов
Консультант по ОПС ООО "Полисет-СБ"

Система оповещения и условия ее применения должны удовлетворять требованиям, изложенным в ряде нормативных документов, среди которых основополагающими являются: "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности "Федеральный закон № 123-Ф3", ГОСТ Р 53325-2009 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний", Свод правил СП.3.131.30.2009 "Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".

Вступившие в силу новые нормативные документы значительно повысили уровень требований в области пожарной безопасности, однако в них не рассматривается вопрос сопряжения пожарных систем оповещения и управления эвакуацией с системой оповещения гражданской обороны. В первой редакции НПБ 104-03, п. 3.2 указывалось, что при проектировании СУЭ должна предусматриваться возможность ее интеграции с системой оповещения ГО, в последующих редакциях НПБ 104-03 данное положение отсутствовало. Вследствие этого на объекте, возможно, будут строиться две независимые системы, частично дублирующие друг друга.

Стань участником Партнерской программы «Актив-СБ» и вы получите:

Рассрочку платежа на складские позиции (при условии предоставления полного пакета документов);

Размещение компании в разделе "Монтаж", при закупке оборудования ежемесячно на сумму более 100 000 руб;

Кэшбэк по Бонусной программе в размере до 5% от суммы покупок

Выпускаемые на сегодняшний день СОУЭ имеют техническую возможность в первую очередь принимать сигналы и команды централизованной системы оповещения ГО и транслировать их по речевым оповещателям ("Блюз", "Октава-80", "Орфей", "Стриж-2", "Тромбон").

Классификация систем оповещения

В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяются на 5 типов, приведенных в таблице. В п. 7. СП.31330.2009 изложены требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технические этажи, чердаки, подвалы, закрытые рампы автостоянок и другие помещения, не предназначенные для постоянного пребывания людей).

В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

Состав и структура системы оповещения

В СОУЭ 1-го и 2-го типов оповещение осуществляется с помощью световых и звуковых оповещателей. На рынке уже появляются приборы, предназначенные именно для 1-го и 2-го типов оповещения ("Тромбон-ПУ-2"), обеспечивающие контроль исправности линий связи с оповещателями, а также питание оповещателей от аккумуляторной батареи при отключении основного питания.

СОУЭ 3-5-го типов представляют собой автономные централизованные комплексы и строятся по модульному принципу. В зависимости от архитектурных особенностей здания и его назначения системы оповещения включают в себя устройства передачи экстренных сообщений или же дополняются модулями для трансляции по зонам фоновой музыки и объявлений общего назначения. Кроме того, системы оповещения о пожаре различаются по количеству зон оповещения, по способности программирования логики событий, по возможности управления СОУЭ.

Можно выделить несколько блоков, общих для всех систем оповещения о пожаре:

  • блок управления и коммуникации;
  • усилительное оборудование (предварительные усилители и усилители мощности);
  • выносные микрофонные консоли для организации удаленного рабочего места;
  • источники сигнала (микрофон, установленный на пульте диспетчера или на блоке тревожных сообщений, цифровой магнитофон с записанными тревожными сообщениями, генератор тонального сигнала, радиоприемник, CD-проигрыватель, внешняя трансляционная сеть);
  • громкоговорители (оповещатели рупорные, настенные, потолочные);
  • эвакуационные знаки пожарной безопасности, световые оповещатели.

Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

Системы оповещения о пожаре должны включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, при этом по зонам передается записанное электронное сообщение. В случае необходимости диспетчер может сам передавать экстренные сообщения с микрофонной консоли или с блока управления СОУЭ (полуавтоматический режим). В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется функциональным назначением, конструктивными особенностями здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Одним из основных требований, предъявляемых к СОУЭ 4-5-го типов, является разделение здания на зоны пожарного оповещения для предварительного оповещения персонала и последовательной организации эвакуации людей из зон оповещения. Распределение сигнала по зонам оповещения обеспечивается при коммутации источников сигнала и зон оповещения. Источники сигнала переключаются в зоны оповещения в соответствии с установленной приоритетностью. Наивысшим приоритетом обладает сигнал, поступивший с микрофона диспетчера.

По конструктивному исполнению системы оповещения можно разделить на те, у которых сигнал коммутируется по зонам оповещения до усиления (рис. 1), и на те, у которых это происходит после усиления (рис. 2). В случае коммутации сигнала до усиления системы о пожаре должны содержать по одному усилителю на каждую зону ("Блюз", "Стриж-2"). Во втором случае несколько источников сигнала подключаются ко входу усилителя, а затем усиленный звуковой сигнал распределяется по зонам оповещения ("Тромбон").

В основном системы оповещения являются аналоговыми проводными, вместе с тем появились СОУЭ, в которых обработка и передача аудиоинформации осуществляется в цифровом виде ("Киберсистема", "Стриж-2"), а также беспроводные СОУЭ ("Орфей-Р"). Это существенно увеличивает количество транслируемых сигналов и позволяет передавать параллельно по одним линиям несколько сообщений, а также объединять несколько автономных систем оповещения и управлять ими. В беспроводной системе значительно упрощается монтаж, а главное - обеспечивается живучесть СОУЭ. Для трансляции звуковых сообщений по зонам оповещения используются громкоговорители различных конструкций и звуковые оповещатели. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами (ГОСТ Р 53325-2009, СП 3.131302009). Уровень звукового давления, развиваемый звуковыми пожарными оповещателями на расстоянии (1,00 + 0,05) м, должен быть установлен в пределах от 85 до 120 дБ, речевыми пожарными оповещателями - в пределах от 70 до 110 дБ. Частота сигналов, генерируемых звуковыми пожарными оповещателями, должна быть в пределах 200-5000 Гц; диапазон воспроизводимых частот речевых пожарных оповещателей должен быть не уже, чем от 500 до 3500 Гц, при неравномерности частотной характеристики в диапазоне не более 16 дБ.

Одним из основных требований, предъявляемых к СОУЭ 4-5-го типов, является разделение здания на зоны пожарного оповещения для предварительного оповещения персонала и последовательной организации эвакуации людей из зон оповещения

Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети электропитания и (или) к линиям оповещения с помощью пайки или под винт, причем клеммы должны быть продублированы для обеспечения соединения входных и выходных проводов не путем прямого контакта между проводниками, а через клеммы пожарного оповещателя. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации при освещенности в диапазоне от 1 до 500 лк (рис. 3).

Мигающий световой оповещатель должен иметь частоту мигания в диапазоне от 0,5 до 5 Гц. Соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением, а также радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности.

В дополнение к традиционным указателям эвакуационного выхода на рынке систем оповещения появились звуковые оповещатели нового класса - Exit Point, которые обеспечивают эвакуацию при задымлении, когда визуальные средства становятся неэффективными. Время эвакуации сокращается до 75%. В отличие от обычных звуковых оповещателей Exit Point использует широкополосный шумовой сигнал во всем звуковом диапазоне. Человек легко определяет точное направление на этот источник даже в условиях замкнутых помещений с отражениями от окружающих предметов.

Живучесть СОУЭ при пожаре

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны функционировать в течение всего времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения.

По надежности электроснабжения СОУЭ относятся к 1-й категории. При этом в системе оповещения людей должно осуществляться автоматическое переключение с основного источника питания на резервный. При использовании в качестве резервного питания аккумуляторной батареи время работы СОУЭ в дежурном режиме от неразряженного источника должно быть не менее 24 часов, время работы технических средств оповещения от резервного источника в тревожном режиме рассчитывается из времени, необходимого для завершения эвакуации людей. Максимальная температура, при которой СОУЭ и речевые оповещатели должны сохранять работоспособность, должна быть не ниже 550 °С.

Кабели, провода СОУЭ, а также способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Требования к кабельной продукции изложены в ГОСТ Р 53315-2009 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний". В п. 6 ГОСТ указана область применения кабельного изделия с учетом пожарной опасности и типа исполнения. В национальный стандарт ГОСТ Р 53315-2009 включен параметр "огнестойкость кабеля". Количественной мерой этого параметра является "предел огнестойкости", характеризующий время, в течение которого кабель (при воздействии регламентированного нормами теплового источника) выполняет свои функции (передачу электроэнергии, сигналов).

Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети электропитания и (или) к линиям оповещения с помощью пайки или под винт

Другие показатели, приведенные в стандарте, также являются обязательными к исполнению. На практике огнестойкость кабельных линий определяется не только конструктивным исполнением кабеля, но и способом его прокладки на объекте. В связи с этим особую важность приобретает вопрос проверки сохранения работоспособности кабеля в условиях пожара с реальными конструктивными элементами прокладки (лотками, креплениями, соединительными коробками и т.п.). То есть необходимо испытывать не один кабель, а сразу всю кабельную систему, как это, например, осуществляется в соответствии с европейским стандартом DIN 4102-12 "Огнестойкость строительных материалов и конструкций. Часть 12. Надежность систем электрических кабелей. Требования и испытания".

Хочется еще раз отметить, что оповещение является связующим звеном между системой автоматической пожарной сигнализации и людьми, находящимися в здании, и от его работы напрямую зависит их здоровье и жизнь.

Для Всех
Разъяснение Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС РФ от 16 декабря 2004 г.

По вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"

1. О применении пластиковых коробов, не распространяющих горение, при прокладке соединительных линий СОУЭ
Основным требованием, заложенным в п. 3.9 НПБ 104-03, является обеспечение выполнения системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) своих функций в течение всего времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Временные параметры обеспечения безопасной эвакуации людей из здания в соответствии с п. 3.8 могут определяться на основании требований нормативных документов по пожарной безопасности, т.е. в виде жестко заданного отрезка времени или с помощью расчетных сценариев, что допускается п. 4.5 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

При решении вопроса о возможности использования для прокладки проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ пластиковых проводов необходимо учитывать, что провода и кабели, наряду с техническими средствами и соединительными линиями, являются одним из элементов системы. При этом на них, как и на другие элементы СОУЭ, допускается воздействие опасных факторов пожара лишь в той степени, в которой это воздействие не приведет к отказу системы, в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Это условие можно записать в следующем виде:

Tотк > tр + tн.э

Где tотк - время начала пожара до момента отказа СОУЭ в результате воздействия опасных факторов пожара, мин;

Tр - расчетное время эвакуации людей, мин;

Tн.э - интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей, мин.

При выполнении этого условия можно допустить применение пластиковых коробов.

2. Об обратной связи при построении СОУЭ 4-го и 5-го типов
В НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" необходимость обратной связи зоны оповещения с помещением поста - диспетчерской предусмотрена для СОУЭ 4-го и 5-го типов. В качестве такой связи можно использовать внутреннюю телефонную сеть здания и другие технические средства, позволяющие диспетчеру (дежурному радиотелефонисту) получать оперативную информацию о процессе эвакуации, месте возгорания, распространении ОФП, а также передавать управляющие команды лицам, ответственным за эвакуацию в зонах оповещения.

3. О разработке спецтекстов для речевого оповещения
Разработкой спецтекстов в настоящее время занимаются сами проектировщики СОУЭ. Пока не существует утвержденных типовых текстов для речевого оповещения. Однако основные требования к такому тексту можно сформулировать следующим образом.

Текст для речевого оповещения должен:

Учитывать несколько основных ситуаций, которые могут возникнуть при пожаре;

Способствовать предотвращению паники;

Обеспечивать однозначность понимания людьми содержания передаваемого сообщения;

Указывать на последовательность действий людей при пожаре;

Способствовать изменению субъективной оценки опасности возникшей ситуации.

4. О размещении пункта управления СОУЭ
Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения поста-диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям НПБ 88-2001*. Пособие к СНиП 2.08.02-89* может рассматриваться как информационный и справочный материал в части, не противоречащей НПБ 104-03 и НПБ 88-2001*. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. Допускается использовать в СОУЭ 3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть использованы требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

5. О сопряжении СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны
В соответствии с разделом 2 НПБ 104-03 система оповещения и управления эвакуацией - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.

Таким образом, СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу по разным побудительным мотивам. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны не представляется возможным. Однако в целях реализации п. 3.2 НПБ 104-03 под возможностью сопряжения СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения - звуковых и речевых пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых через средства массовой информации (телевидение, радио).

6. О необходимости устройства системы оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек
Необходимость установки и тип СОУЭ определяется в соответствии с п. 5.1, табл. 2 НПБ 104-03. Допускается не предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с п. 5.1, табл. 2 НПБ 104-03 не требуется система оповещения людей о пожаре.

При единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Система (установка) оповещения людей о пожаре, предусмотренная п. 16 ППБ 01-03, должна быть спроектирована в целях реализации планов эвакуации (п. 3.2 НПБ 104-03).

Таким образом, полагаем целесообразным в целях реализации требований п. 16 ППБ 01-03 (при отсутствии требований НПБ 104-03 по оборудованию здания СОУЭ) предусмотреть способ оповещения с использованием световых оповещателей "Выход" и статистических указателей направления движения. В случае нахождения на этих этажах глухих и слабослышащих людей необходимо также предусмотреть использование световых мигающих оповещателей.

А. Пинаев
к.т.н., директор ОДО «Авангардспецмонтаж»,

В. Коротков
ТИП ЗАО «НПП «Иста-См»

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 5-го типа вызывают постоянные дискуссии и рассуждения на тему, что это такое и каковы способы их реализации. Во многом это обусловлено отсутствием технически четкой и корректной нормативной базы. Ни НПБ 104-95, ни НПБ 104-2003, ни СП 3.13130.2009 не отвечают на поставленные вопросы. Например, в СП 3.13130.2009, кроме таблицы 1 и некоторых упоминаний в тексте («...п. 5.1...В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности», «...п. 3.3...В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения»), больше ничего о 5-м типе оповещения и его реализации не говорится.

Единственной попыткой на нашей памяти каким-либо образом это конкретизировать было ПОСОБИЕ к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в общественных зданиях», но документ 1992 года имеет неопределенный статус, отсутствует в нормативной базе, да и просто устарел.

Стань участником Партнерской программы «Актив-СБ» и вы получите:

Рассрочку платежа на складские позиции (при условии предоставления полного пакета документов);

Размещение компании в разделе "Монтаж", при закупке оборудования ежемесячно на сумму более 100 000 руб;

Кэшбэк по Бонусной программе в размере до 5% от суммы покупок

Наверняка у каждого специалиста, связанного с проектированием систем оповещения, существует и собственное видение проблемы.

Нам бы хотелось высказать свои соображения, основанные на многолетнем опыте проектирования, исследованиях проблематики, включая анализ реальных пожаров и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из крупных административных и общественных зданий.

Напомним, что системы оповещения 5-го типа предполагают множественность алгоритмов эвакуации и полную автоматизацию этих процессов. Поскольку речь идет об автоматизации, то нелишне отметить, что аксиомой любого управления является наличие трех базовых составляющих:

Достоверная и оперативная информация (входная величина);

Эффективные управляющие воздействия (выходная величина);

Модель реакции на входные воздействия.

Соответственно, автоматическая система управления должна предполагать автоматизацию получения информации, ее обработки и формирования управляющих воздействий.

Рассмотрим каждую из трех составляющих по порядку.

1. Получение достоверной информации о развитии ЧС и, в част-

ности, пожара основывается на использовании данных от пожарных из-вещателей: температуры, плотности дыма, концентрации опасных веществ, скорости изменения этих показателей. Необходимо иметь в виду, что состояние извещателей не всегда достоверно характеризует потенциальную угрозу, например, показания дымовых извещателей, размещенных на пути потока дымовоздушной смеси в открывшийся клапан вентиляции, дадут совершенно искаженное представление о реальной ситуации. Кстати, это одна из наиболее часто встречающихся ошибок проектирования, когда предполагается, что по сработавшим дымовым извещателям можно определить безопасный путь эвакуации.

По результатам неоднократно проводимых экспериментов и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из административных и общественных зданий установлено, что при возгорании в коридоре длиной 60-80 м срабатывание дымовых из-вещателей происходит за 10-15 с с интервалом 2-3 с. Ну и куда отправлять людей, если время эвакуации намного больше времени срабатывания всех извещателей? Какова должна быть реакция автоматической системы управления на подобную динамику изменения ситуации? Может, ей вообще следует выключиться?

Очевидно, что для получения объективной оценки происходящего необходима либо комплексная оценка совокупности показателей, либо принципиально иные ее способы.

В качестве альтернативы можно было бы выделить показатели, в наиболее явном виде отражающие обстановку на путях эвакуации. Такими показателями могут являться величина нейтральной зоны и динамика ее изменения. Напомним, что под нейтральной зоной понимается область, безопасная для человека, ограниченная снизу температурой или ПДК опасных газов, а сверху слоем дыма. По мере развития пожара размеры этой области уменьшаются. Понятие нейтральной зоны широко используется при анализе развития пожара и оценке его последствий, но законодательно определение величины зоны и ее использование техническими средствами пожарной сигнализации не предполагается и не регламентируется. Соответственно, никто не будет ставить адресные дымовые извещатели вверху, а максимально-дифференциальные и газовые на высоте 60-80 см от пола.

В зависимости от конкретных объектов и ситуации, к информативным входным данным могут быть отнесены и другие параметры: результаты видеонаблюдения, данные от систем контроля и управления доступом и т.п.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой

(сирена, тонированный сигнал и др.)

(передача специальных текстов)

световой:

а) световые мигающие оповещатели

б) световые оповещатели «Выход»

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

П р и м е ч а н и я:

1. «+» - требуется; «*» - допускается; «-» - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

2. Трудности достоверной оценки ситуации усугубляют небогатый арсенал возможных управляющих воздействий. По сути, они сводятся к управлению световыми эвакуационными указателями и речевым сообщениям с полным отсутствием обратной связи между событиями, воздействиями и их последствиями. Необходимо отметить невысокую эффективность обоих воздействий с точки зрения процесса управления, поскольку речевые оповещения способны только подать команду на начало эвакуации (далее оператор и сам с трудом может понять, что происходит), а световые эвакуационные указатели стандартно включаются (а чаще - постоянно включены) над всеми выходами. Обилие фонограмм и большая длительность их звучания, реализуемые в аппаратуре управления, являются скорее маркетинговыми инструментами, чем технически обоснованными решениями. Если в аппаратуре предусматривается 40 и более фонограмм, то кто и по каким критериям должен их выбирать и какова необходимость трансляции неповторяющегося текста в течение 5 мин., если, к примеру, время эвакуации 2 мин.? Кто это будет дослушивать?

С точки зрения микрофонных сообщений и включений нужного направления указателей, то на удалении оператор, даже если он профессионально подготовлен, не в состоянии принять объективные решения. Например, фраза «выход влево» для людей, вышедших из комнат по разные стороны коридора, дает столь же разные указания. Если же использовать обратную связь зоны оповещения с диспетчерской для корректировки указаний, то исчезает смысл термина «полная автоматизация» и система реально является 4-го типа.

Уже многократно говорилось о низкой информативности световых эвакуационных указателей - их недостаточной видимости из-за особенностей установки (за счет увеличения плотности дыма вверху они быстро перестают восприниматься), а яркость свечения не нормируется и, соответственно, минимальна. Отсутствует динамика показаний - свечение постоянное, не пульсирующее, что психологически воздействует на человека, полагающего, что он брошен и должен ориентироваться самостоятельно, только по собственной субъективной оценке обстановки. Имеет смысл на особо ответственных объектах устанавливать указатели на уровне или невысоко от уровня пола с динамической индикацией типа «бегущая стрелка».

Практически забыты в нормативных документах световые мигающие оповещатели. В СП 3.13130.2009 п. 2.7 их смешали со световыми эвакуационными указателями. А ведь задачи у них разные: световые оповещатели (КРАСНОГО ЦВЕТА) должны продублировать речевое (или звуковое) оповещение о пожаре для людей с ограниченными возможностями по слуху, а это, практически, все общественные и административные здания;световые эвакуационные знаки (ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА) должны показывать направление к эвакуационному выходу (Е01-16) и сам эвакуационный выход (Е22-23), по ГОСТ Р 12.4.026-2001. Необязательность применения световых мигающих оповещателей (табл. 1, СП 3.13130.2009) и отсутствие единых технических требований к ним на практике оборачиваются неприменением их и, тем самым, снижением возможностей оповещения на начальном этапе.

3. Касаясь моделей, реализуемых в аппаратуре управления, то следует отметить, что отсутствие методов получения достоверной информации и эффективных способов влияния на управляемый процесс лишает необходимости разрабатывать математические модели для автоматического управления. Фактически, все существующие системы автоматизированного (не автоматического) управления эвакуацией основаны на выборе из фиксированного набора эвакуационных алгоритмов одного или нескольких вариантов, которые принимаются оператором или автоматически, на основе ограниченного набора информации, поступившей на момент возникновения ЧС. Парадокс заключается в том, что управление при ЧС, являющееся весьма динамичным процессом, принимается как статичный процесс, не развивающийся во времени, т.е. в предположении, что дальнейшее развитие ситуации прогнозируемо. Единожды выбранный вариант эвакуации, как правило, полагается неизменным на всех последующих стадиях развития ситуации.

Таким образом, после команды на начало эвакуации управление этими процессами прекращается. Как правило, основная масса посетителей и персонала успевает покинуть опасную зону, а оставшиеся, потеряв ориентацию на толпу, в дыму лишаются возможности найти безопасный выход. И для этих оставшихся работа системы управления эвакуацией может быть единственным шансом на спасение.

Возвращаясь к заглавию статьи и резюмируя вышесказанное, следует признать, что полноценная реализация СОУЭ 5-го типа в настоящее время невозможна, это обусловлено как отсутствием нормативной базы, определяющей порядок получения достоверной информации о ситуации (проектирования соответствующей ПС), так и отсутствием нормативной базы, определяющей порядок реализации (проектирования) управляющих воздействий и, как следствие, необходимых технических средств. Чаще всего под СОУЭ 5-го типа у нас понимают СОУЭ 4-го типа, с фантазийными и не всегда безопасными «наворотами» проектировщиков.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ